Представление о здоровье в контексте сегодняшнего дня и в историческом аспекте

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Представление о здоровье в контексте сегодняшнего дня и в историческом аспекте

Каналы А.Ю. 1
1МБОУ СОШ № 8 г.Выборга
Егорова Т.Ю. 1
1МБОУ "СОШ № 8 г.Выборга"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность работы

Для большинства из нас здоровье - это привычное и естественное состояние, на котором мы особенно не акцентируем внимание, пока нас ничего не беспокоит. Как ни странно, зачастую именно "незаметность" здоровья становится причиной безумного отношения к нему. Чтобы не попасть в эту ловушку, важно знать, из каких компонентов складывается здоровье, данное нам от природы.

Введение

Что такое здоровье и как же его охарактеризовать? Чаще всего на этот вопрос отвечают так: здоровье - это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; то есть отсутствие недуга, болезни. Однако есть и другое, официально признанное и более полное определение этого понятия.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. По мнению специалистов эти условия в комплексе позволяют жить человеку продуктивной и насыщенной жизнью. Понятие широко распространилось в 1970-х годах, когда люди задумались о том, что прогресс неизбежно ведет к снижению физической активности, издержкам в питании и вредным привычкам. Врачи стали отмечать генетические предрасположенности к проблемам со здоровьем и возможность избежать осложнений, соблюдая определенные ежедневные правила. На разных этапах развития человеческого общества представления о здоровье существенно различались, однако основы современных взглядов на проблемы сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами.

Гипотеза: обучающихся возможно заинтересовать в соблюдении ЗОЖ. Соблюдение ЗОЖ – это важно.

Цель работы: убедить обучающихся в том, что здоровый образ жизни необходим и объяснить для чего он нужен.

Задачи:

  • Выяснить из каких компонентов и факторов состоит здоровье

  • Узнать, что нужно, чтобы сохранить каждый компонент здоровья

  • Выяснить, что будет, если не сохранять здоровый образ жизни

  • Узнать преимущества здорового образа жизни

  • Провести анкетирования, которые помогут узнать насколько хорошо обучающиеся моей школы знают о ЗОЖ

1.1 Компоненты здоровья человека

- Физическое здоровье — естественное состояние организма, обусловленное функционирование всех его органов и систем.

- Психическое здоровье — это состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать.

- Эмоциональное здоровье — состояние, при котором человек чувствует себя и развивается гармонично, находится в гармонии с внешним и внутренним миром.

- Поведенческое здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Такое здоровье является показателем активности личности обществе.

1.2 Что необходимо делать, чтобы сохранить каждый компонент здоровья

Физическое —

  • каждый день необходима физическая нагрузка, хотя бы 60 минут в день

  • употребляйте только здоровую пищу. Правильное питание очень важно, в особенности для растущего организма.

  • соблюдайте личную гигиену. Тело и одежду нужно содержать в чистоте. Нарушение элементарных гигиенических правил неблагоприятно сказывается не только на самом человеке, но на и на всех, кто с ним контактирует.

  • поддерживаете здоровую массу тела. Дети и подростки, страдающие ожирением, рискуют перенести его во взрослую жизнь.

Психическое —

  • полноценный отдых и здоровый сон не менее 8 часов в сутки. Глубокий сон способствует восстановлению нервной системы и является отличным профилактическим средством против развития психических заболеваний.

  • занятие любимым делом. Если основная деятельность человека не связана с любимым делом, важно уделять достаточно времени для хобби. Это поможет снять накопившееся напряжение.

  • отношения в семье. Этот пункт особенно важен для здоровья психики. К отношениям в семье следует относиться серьезно, поскольку регулярные ссоры и скандалы с близкими людьми нередко являются причиной душевных расстройств.

  • перемена образа мышления. Стремитесь как можно реже сталкиваться с негативом, меньше проводите времени у телевизора, компьютера, избегайте контактов с неприятными людьми.

Эмоциональное —

  • фокусируйтесь на положительных эмоциях: вспоминайте хорошее, удерживайте положительные эмоции.

  • не «зацикливайтесь» на своих ошибках.

  • установите приоритеты. Решите, что должно быть сделано обязательно, а что может подождать. Откажитесь от новых задач, если вам кажется, что их слишком много.

  • высыпайтесь. Сон влияет как на психическое, так и на физическое здоровье. Когда человек устал, он не сможет работать в полную силу. Сон помогает мыслить более чётко, быстрее реагировать и лучше концентрироваться.

* Взрослым нужно около 7 часов сна каждый день, школьникам нужно от 8 до 10,5 часов сна в сутки в зависимости от возраста. Не жертвуйте сном, чтобы успеть всё.

  • будьте общительными. Учёные обнаружили, что общение с другими людьми может оказывать сильное положительное влияние на здоровье — как эмоциональное, так и физическое.

Поведенческое здоровье —

  • избегайте угрожающих жизни и здоровью ситуаций. Драк, проявление насилия, хулиганского поведения и.д.

  • расслабляйтесь перед сном.

Будут полезны часовая вечерняя прогулка, контрастный душ или тёплая ванна,

посмотреть хороший фильм, почитать книгу, послушать музыку.

  • избегайте употребления наркотических веществ.

К таковым относятся алкоголь, наркотики, рецептурные препараты и табачные продукты.

1.3 От чего зависит наше здоровье

Как мы уже разобрали, все компоненты здоровья взаимосвязаны. Существует ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние организма в каждом из нас.

Факторы, влияющие на здоровье человека —

Название фактора

Примеры

Биологические

возраст, наследственность, пол, особенности телосложения, уровень физической подготовленности и т.д.

Социально-экономические

образ жизни, условия быта и труда, окружение человека, уровень экономического развития страны проживания и т.д.

Геофизические

климат и ландшафт местности, где проживает человек, окружающие его флора и фауна, экология и т.д.

Психофизические

жизненные ценности и установки самого человека, его отношение к своему здоровью, особенности поведения, восприятия и мышления, способность справляться с разными проблемами, склонность к риску и т.д.

1.4 К чему может привести несохранение здоровья, его компонентов и факторов

К чему может привести несоблюдение сохранения компонентов здоровья:

Сегодня в мире существует множество различных факторов, которые могут негативно влиять на наше здоровье. Плохое питание, недостаток физической активности, стресс, вредные привычки — все это может стать причиной развития различных заболеваний и проблем со здоровьем. Поэтому важно принять все необходимые меры для сохранения и укрепления своего здоровья. Здоровый образ жизни, состоящий из активности, правильного питания и отказа от вредных привычек, является гарантией долголетия и хорошего самочувствия. Заниматься спортом, правильно питаться, регулярно проходить медицинские осмотры — все это поможет поддерживать организм в отличной форме и предупредить развитие многих заболеваний.

1.5 Преимущества здорового образа жизни

  • Укрепление иммунитета и снижение заболеваемости вирусными и инфекционными недугами;

  • Достижение активного долголетия и сохранение даже в старости дееспособности и подвижности;

  • Снижение риска развития хронических заболеваний, увеличение длительности периода ремиссий;

  • Избавление от плохого настроения, депрессий и стрессов;

  • Активное участие в социальной и семейной деятельности;

  • Возможность заниматься любимым делом даже в старости;

  • Ежедневно вставать и ощущать себя полным сил и энергии;

  • Подавать правильный пример родственникам и детям;

  • Иметь красивое тело и чистую кожу без прыщей и морщин;

  • Увеличение возраста появления первых возрастных изменений в организме;

  • Чувство, что всё возможно и достижимо.

2 Практическая часть

2.1 Анкетирование

Мы решили провести анкетирование среди третьих, шестых и девятых классов на соблюдение правила «5—2—1—никогда»

  • 5 (или больше) фруктов и овощей ежедневно;

  • 2 (или меньше) у экрана компьютера или телевизора ежедневно;

  • 1 час физической нагрузки ежедневно;

  • никогда не употреблять сладкие напитки, если только это не 100% натуральный сок.

Анкета:

Вопрос

Варианты ответа

  1. Ешь ли ты 5 (или больше) фруктов и овощей ежедневно?

Ем больше

Ем меньше

Не ем

  1. Проводишь ли ты 2 (или меньше) часа у экрана компьютера, телевизора или телефона?

Провожу больше

Провожу меньше

Не провожу

  1. Занимаешься ли ты физической активностью ежедневно? (хотя-бы 1 час)

Занимаюсь больше

Занимаюсь меньше

Не занимаюсь

  1. Употребляешь ли ты сладкие напитки, не считая 100% натуральный сок?

Пью только натуральный сок

Пью сладкие вредные напитки

Не пью никаких сладких напитков

Результаты анкетирования:

Вопрос и варианты ответа

Сколько человек приняли участие

3-и

классы

6-е

классы

9-е

классы

1. Ешь ли ты 5 (или больше) фруктов и овощей ежедневно?

Ем больше

Ем меньше

Не ем

15

21

171

7

5

42

6

10

58

2

6

71

2. Проводишь ли ты 2 (или меньше) часа у экрана компьютера, телевизора или телефона?

Провожу больше

Провожу меньше

Не провожу

160

48

5

23

24

5

59

16

0

78

8

0

3. Занимаешься ли ты физической активностью ежедневно? (хотя-бы 1 час)

Занимаюсь больше

Занимаюсь меньше

Не занимаюсь

33

2

180

6

1

46

19

1

59

8

0

75

4.Употребляешь ли ты сладкие напитки, не считая 100% натуральный сок?

Пью только натуральный сок

Пью сладкие вредные напитки

Не пью никаких сладких напитков

56

102

55

35

38

36

18

41

16

3

23

3

Вывод: в третьих классах большинство детей соблюдают это правило, значит, склонны к здоровому образу жизни. В шестых классах большинство детей не соблюдают здоровый образ жизни. В девятых классах очень мало детей, которые стремятся соблюдать здоровый образ жизни.

В опросе участвовало 213 человек, всем объяснено почему так важно соблюдать ЗОЖ.

Мы создали ещё один опросник, со свободным выбором ответа. Многие подростки и дети ложатся спать позже 23:00, что сказывается, на их работоспособности и здоровье, но что же тому вина? Почему подростки и дети не занимаются физической активностью? Почему подростки и дети не употребляют в нужном количестве овощи и фрукты?

Анкета:

Вопрос

Свой вариант ответа

Ложишься ли ты спать позже 23:00? Если нет, то почему?

-

Занимаешься ли физической активностью? Если нет, то почему?

-

Ешь ли ты овощи и фрукты? Если нет, то почему?

-

Результаты анкетирования:

Вывод: многие подростки и дети не соблюдают здоровый образ жизни, но не осознают того, что это может повести за собой тяжёлые последствия. Мы нашли решение некоторых проблем, обсудив всё с ними и ознакомив их данной работой, как объяснением, для чего нужно соблюдать ЗОЖ.

2.2 Задание в группах

Последнее задание для ребят было собраться в группы по пять человек и написать пять причин важности сохранения здоровья. На этот раз приняли участие один девятый класс, один шестой класс и один третий класс. Были выбраны по одной группе от каждого класса, всего получилось 3 группы.

Результаты:

1 группа (третий класс) -

* для того чтобы дольше прожить свою жизнь;

* чтобы было здоровое потомство;

* чтобы не было болезней;

* чтобы быть красивым;

* чтобы быть счастливым.

2 группа (шестой класс) -

* чтобы дольше прожить;

* чтобы без проблем заниматься физической деятельностью;

* чтобы быть способным защитить себя и других;

* чтобы в старости не было серьёзных болезней, которые усложняет жизнь;

* чтобы получать удовольствие от жизни.

3 группа (девятый класс) -

* для того, чтобы в будущем были здоровые дети;

* для долгой жизни;

* для исполнения своих мечт без ограничений;

* чтобы была подтянутая фигура, без лишнего веса, который может понести за собой плохие последствия;

* чтобы не нанести самому себе психологических травм с помощью алкоголя/наркотиков.

Вывод: каждая группа указала преимущество в долголетии, что является абсолютной правдой. Сохранение ЗОЖ - один из главных секретов долголетия. Также каждая группа подметила, что здоровая жизнь = счастливая жизнь и возможность исполнить свои мечты. Девятый и третий классы сошлись во мнении, что сохранение здоровой жизни может обеспечить внешнюю красоту, что тоже является правдой. Схожее мнение у них было о будущем здоровом потомстве.

Остальные пункты тоже верные у всех трёх пунктов, а это значит, что ребята знают хоть и не все плюсы, но всё же некоторые из них, которые помогут их мотивировать на дальнейшее соблюдение здорового образа жизни.

Заключение

  • узнали много нового и помогли узнать столько же обучающимся моей школы;

  • многие классы заинтересовались в поддержании здорового образа жизни;

  • гипотеза подтвердилась, доказали, что ЗОЖ – это важно и возможно. Заинтересовали многих людей в соблюдении здорового образа жизни;

  • по результатам опросников сделаны выводы, что многие не соблюдают ЗОЖ и мало знают о его важности, преимуществах, но это можно исправить, если люди начнут заботиться о себе и о своём здоровье.

Список литературы

Основы здорового образа жизни [https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/press-reliz/18879-02112023.html]

Здоровый образ жизни [https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровый_образ_жизни]

«Медицина» - Никита Жуков ,2021 год издания

«Магия утра» - Хэл Элрод , 2022 год издания

Просмотров работы: 72