Введение
В современном мире проблема терроризма во всех его проявлениях превратилась в одну из самых наболевших тем. Терроризм влечет за собой массовые жертвы среди невинного населения. В результате действий террористов разрушаются культурные и материальные ценности, которые потом очень трудно восстановить.
В российском научном сообществе сформировалось два подходак рассмотрению природы террористической деятельности. Первый – биологический. Представители данного подхода в основном психологи и криминалисты и изучают личностные особенности преступников (Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Еникеев М. И. и др), мотивацию агрессии (Антонян Ю. М.), социально-психологических особенности насильственных преступлений (Алимов С. Б., Волошина Л. А. и др.), психофизиологические механизмы склонности индивида к терроризму (Иванов М. Н.). Представители данного направления считают, что на путь терроризма чаще становятся люди со специфической личностной предрасположенностью. Второй подход — социальный, рассматривающий причинами террористических деятельности различные социальные аспекты общественной жизни. Изучением социальной детерминанты терроризма занимается широкий круг ученых: философов, социологов, политологов, психологов.
Не смотря на огромное количество материала, посвященного рассмотрению терроризма, становится очевидным, чтопроведение научных исследований по проблеме терроризма в современном обществе необходимо.
Особое внимание уделяется организации деятельности по профилактике терроризма. В соответствии с содержанием основных направлений противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством реализации комплекса мер, в ходе которых используются различные формы и методы - взаимосвязанные и согласованные между собой технологии, приемы и средства воздействия на субъекты терроризма; факторы, способствующие его возникновению и развитию; последствия террористических проявлений.
Меня заинтересовала данная проблема, и я решила выяснить, насколько важной она является для моей школы.
Решение этой проблемы и составляет цель исследования: изучить особенности обеспечения террористической профилактики в школе.
Гипотеза: у подростков недостаточно развито представление о терроризме, не все понимают опасность данного явления и не умеют действовать должным образом при угрозе террористического акта.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности понятия терроризм;
2. Определить виды современного терроризма;
3. Изучить знанияподростковпо основам противодействия терроризму;
4. Определить особенности обеспечения антитеррористической профилактики в школе.
Объект исследования: знаниеподростковпо основам противодействия терроризму.
Предмет исследования: обеспечение террористической профилактики в основной школе.
Методы исследования:
-теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме определения понятия терроризм.
- эмпирические: анкета «Антитеррористическая безопасность»
- методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Опытно - экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 127 обучающиеся 5-9 классов в возрасте от 11 до 15 лет МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой».
Структура исследовательской работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Терроризм как угроза национальной безопасности.
Понятие о терроризме.
Синонимами слова «террор» (от лат. terror — «страх», «ужас») являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Этот термин стал распространённым в различных странах после «Эпохи террора» периода Великой французской революции. (Википедия)
ВФедеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" сформулированы следующие понятия:
Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Анализ ряда работ отечественных авторов по определению понятия терроризма свидетельствует о том, что среди ученых нет единого мнения по вопросу уголовно-правового определения понятия терроризма. Одни авторы (С.А. Эфиров, А.В. Наумов) полагают, что более плодотворно не искать универсальное определение терроризма, а следует ограничиться лишь некоторыми его признаками. По мнению других, (А.Э. Жалинский), полезно было бы попытаться дать рабочее определение терроризма на правовом уровне. Сходное с этим мнение высказывают и некоторые зарубежные исследователи (например, А.-М. Лизен). Другие зарубежные авторы (например, В. Малиссон, С. Малиссон), напротив, не считают террор и терроризм понятиями, которые идентифицируются с четко определенными фактическими событиями, в силу широкого смыслового значения этих терминов.
По нашему мнению, под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д.
Виды современного терроризма.
Современное общество столкнулось с множеством классификаций видов терроризма.
Одна из первых попыток систематизировать многообразие актов терроризма была предпринята на пятой конференции по унификации уголовного права, проходившей в Мадриде в 1934 году, когда терроризм был разделён на политический и социальный. Позднее, в 1970 году, Межамериканская комиссия по правам человека, рассматривая проблему борьбы с терроризмом, первоначально выделила акты терроризма в политических и идеологических целях.
Обобщая практику террористической деятельности, П. Уилкинсон выделил три вида этой деятельности: революционную (направленную на полное изменение политической системы), субреволюционную (направленную на изменения в пределах существующей системы) и репрессивную (деятельность одного государства против другого или против оппозиции).
Другой вариант типологии, основанный на мотивах и целях террористической деятельности, предлагал итальянский учёный А.Кассиз. Он выделяет четыре разновидности терроризма.
1. Терроризм, движущей силой которого является идеология.
2. Терроризм, имеющий целью достижение национальной независимости.
3. Терроризм «во имя самоопределения народов».
4. Терроризм вооружённых групп и движений, борющихся против репрессивных режимов.
Терроризм, основанный на определённой идеологии, принимаемой различными сообществами, имеет питательную среду для создания новых террористических групп. При этом террорист представляется не преступником, а бескомпромиссным «борцом за свободу». Этот первый вид терроризма называют революционным терроризмом, приверженцами которого, являются оппозиционные группы в национально-освободительных движениях.
Второй вид – глобальный терроризм, стремящийся потрясти своими акциями весь мир с целью привлечь внимание к своим требованиям и политическим программам.
Третий вид – мессианский терроризм, вдохновляемый религиозными убеждениями.
Четвёртый – государственный терроризм, применяется некоторыми режимами против своих собственных граждан либо против «врагов».
В типологии, предложенной А.Кота, различаются четыре вида терроризма: экономический, политический, социальный и информационный.
Экономический терроризм – это деятельность, целью которой является вымогательство, чаще всего наличных денег или какого-либо имущества, с помощью шантажа, угрозы применения и использования насилия. Его развитие происходит по трём основным направлениям, оказывающим сегодня ощутимое воздействие на распределение доходов во всём мире: шантаж транснациональных компаний, захват заложников и торговля наркотиками.
Политический терроризм. Терроризм в политике все чаще использует новейшие достижения прогресса: подпольные группы террористов, действуя в большей или меньшей степени автономно, используют самые современные средства связи, быстро меняют дислокацию. Политическому терроризму не нужна легитимность, он презирает традиционное руководство государств, расслабленность и изнеженность западных обществ, стремление к безопасности и процветанию.
Социальный терроризм. В социальной сфере террористы все чаще используют акции, вызывающие «анонсированный ущерб» – угрозы взрыва газа, отравления пресных водохранилищ и т. п.
Особую опасность, как считает А.Кота, приобретает информационный терроризм. С развитием Интернета изобретательность кибертеррористов растёт из года в год: они взламывают компьютеры государственных учреждений, банков, предприятий, блокируют информационные потоки, нарушая функционирование даже спецслужб и транснациональных корпораций. Этот вид терроризма действует в интеллектуальной сфере и порождает новую форму насилия, связанную с киберпространством, которая может быть направлена против кого угодно, а её успех обеспечивается не грубой силой, а уровнем интеллекта.
В.Постольник, начальник кафедры Московского института МВД России, предлагает следующую классификацию видов терроризма:
l) политический терроризм;
2) социальный терроризм;
3) национальный терроризм;
4) территориально-сепаратистский терроризм;
5) мировоззренческий терроризм;
6) биологический терроризм;
7) уголовный терроризм.
Молдавский исследователь О.К. Балан считает, что терроризм можно классифицировать по следующим критериям.
1. По цели и намерению террористического акта:
а) уголовный терроризм
б) социальный терроризм
в) политический терроризм
г) государственный терроризм
2. По территории, где он практикуется, деструктивным факторам и их распространению:
а) национальный, или внутренний, терроризм,
б) международный терроризм
3. По главным причинам появления терроризма:
а) расовый терроризм
б) национальный терроризм
в) неофашистский терроризм
г) фундаментально-религиозный терроризм
4. По способам исполнения террористических актов:
а) направленный терроризм
б) косвенный терроризм
5. По методам воздействия различают:
- терроризм с использованием физического насилия
- терроризм, сопряжённый с уничтожением материальных объектов
- терроризм с применением методов морально-психологического насилия.
Правоохранительные органы России, классифицируя терроризм, обычно выявляют три основных вида, исходя из мотивов данных противоправных действий:
1. Уголовный терроризм – действие, совершаемое с целью получения выгоды или покушения на какое-либо достояние индивидуума: жизнь, свободу, неприкосновенность личности и т.д.
2. Патологический терроризм – являясь следствием умственных расстройств, психических аномалий, он предполагает, как правило, действия психопатов и параноиков.
3. Политический терроризм – имеет своей основой политическую мотивацию, т. е. несогласие субъекта с действующим общественно-политическим устройством, конфликты с органами власти, управления. Таким образом, эффективная борьба с любым преступлением предполагает системность и комплексность, то есть воздействие на все или основные причины и условия, его порождающие.
В настоящее время не существует единого подхода к классификации терроризма. Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, юристы систематизируют и классифицируют терроризм по-разному, предлагая различные критерии классификации, что, отражает многомерность и сложность этого явления
Глава II. Особенности обеспечения террористической профилактики в основной школе.
2.1. Изучение знаний подростковпо основам противодействия терроризму.
Диагностическое исследование мы проводили на базе МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой». В исследовании приняли участие обучающиеся 5-9 классов в возрасте от 11 до 15 лет.
С целью изучения сформированности знанийподростковпо основам противодействия терроризму нами было проведено анкетирование с использованием анкеты «Антитеррористическая безопасность» (Приложение 1)
В анкетирование приняли 127 учащихся 5-9 классов.
Я выявила и описала три уровня сформированности знанийподростковпо основам противодействия терроризму:
- определение понятия терроризм;
- определение уровня опасности данного явления в современном мире;
- отношение к антитеррористической позиции государства;
- умение действовать при угрозе террористического акта.
Результаты приведены в Таблице 2 (Приложение 2).
Из таблицы видно, что:
Вывод: 72% учащихся считают, что проблема терроризма действительно существует в мире.
Вывод: 66% испытуемых чувствуют себя в безопасности, 21% не чувствуют себя в безопасности.
Вывод: большинство испытуемых считают, что человека толкает на совершение террористических преступлений стремление ощутить власть, желание достичь материального благополучия или приверженность к определенной идеологии.
Вывод: 30% считают, что вести переговоры с террористами стоит, 47% что не стоит.
Вывод: большинство испытуемых, а именно 70% считают, что в случае обнаружение подозрительного предмета стоит сообщить о находке администрации, 23% предпочтут не трогать обнаруженный предмет и 7% считают правильным умолчать о находке.
Вывод: 72% считают, что в случае угрозы захвата в заложники необходимо незамедлительно покинуть опасную зону или найти укрытие, 24% постараются непременно оказаться со всеми вместе и 4% предпочтут вступить в переговоры с террористами.
Вывод: 75% из 100% испытуемых считают правильным избегать контакта с террористами и вести себя спокойно, не привлекая внимания.
В отношение определения умения действовать при угрозе террористического акта, мы видим, что не у всех испытуемых есть четкое представление о необходимых действиях.
Данные результаты исследования говорят о том, что у подростков недостаточно развито представление о терроризме, не все понимают опасность данного явления и не умеют действовать должным образом при угрозе террористического акта. Для формирования антитеррористической безопасности необходимо проводить просветительскую и профилактическую работу, как с детьми, так и с родителями, обучать действиям при угрозе террористического акта.
2.2. Особенности обеспечения террористической профилактики в школе.
Целью работы школы по обеспечению террористической защищенности является реализация государственной политики в области противодействия терроризму, и разработка системы мер, направленных на профилактику терроризма.
В соответствии с целью школой могут быть сформулированы следующие задачи:
Профилактика проявления терроризма в образовательной организации.
Недопущение распространения идеологии терроризма среди обучающихся.
Практическая проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.
Для реализации данных цели и задач в образовательной организации нами был разработан примерный годовой план работы школы «Профилактика терроризма и экстремизма, обеспечение безопасности обучающихся».
План включает в себя следующие направления работы и мероприятия:
Организационные мероприятия:
Обеспечение пропускного режима
Оснащение комплексными системами обеспечения безопасности использования систем видеонаблюдения
Проведение проверок состояния эвакуационных выходов и путей эвакуации
Проведение систематических инструктажей с работниками и обучающимися:
Действия при обнаружении подозрительных предметов
Действия при угрозе террористического акта
Правила поведения и порядок действий, если вас захватили в заложники
Памятка о порядке действий при получении анонимных сообщений с угрозами совершения актов терроризма
Действия при возникновении угрозы пожара и других чрезвычайных ситуаций
По охране жизни и здоровья участников образовательного процесса, в том числе при проведении массовых мероприятий
Обеспечение ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Проведение тренировок (эвакуаций)
Отработка знаний и правил личной и общественной безопасности при возникновении террористической угрозы и при обнаружении подозрительных предметов
Подготовка учащихся и сотрудников к действиям в условиях чрезвычайных и опасных ситуаций, проведение тренировок.
Информирование:
Обновление информационных стендов по противодействию терроризму и по антитеррористической безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой медицинской помощи (номера телефонов вызова экстренных служб).
Размещение материалов по вопросам противодействия терроризму, обеспечению безопасности при угрозе совершения террористического акта на сайте школы
Работа с родителями. Проведение родительских собраний:
По теме Безопасности детей дома и на улице
По теме Безопасности детей в сети интернет
По профилактике подростковой агрессии
Проведение общешкольных акции и конкурсов:
«День солидарности в борьбе с терроризмом»
Неделя безопасного Интернета
Конкурс рисунков и плакатов «Мы за безопасный мир!
Тематические уроки, классные часы, беседы с обучающимися по темам:
Чрезвычайные ситуации, понятие, характеристики. Особенности поведения населения при ЧС
Сигналы оповещения при чрезвычайных ситуациях.
Терроризм и экстремизм. Действия при угрозе и совершении террористических актов
Международный терроризм и безопасность России
Школа безопасности
Ценности, объединяющие мир
Конституция – главный закон страны
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства
Правила личной безопасности
Кейс-игра «Социальные сети. Правила пользования»
Игра «Город»
Реализация примерного годового плана работы школы по профилактике терроризма и экстремизма способствует формированию у обучающихся представления о понятиях терроризм и экстремизм, масштабу опасности данных явления, порядку действий при угрозе террористического акта.
Заключение
Цель исследования: изучить особенности обеспечения террористической профилактики в школе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализированы особенности понятия терроризм;
2. Определены виды современного терроризма;
3. Изучены знанияподростковпо основам противодействия терроризму;
4. Определены особенности обеспечения антитеррористической профилактики в школе.
Таким образом, я пришла к выводу, что под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными.
Сложность противодействия терроризму также заключается в том, что в настоящее время не существует единого подхода к классификации терроризма.
Результаты моего исследования говорят о том, что у подростков недостаточно развито представление о терроризме, не все понимают опасность данного явления и не умеют действовать должным образом при угрозе террористического акта.
Для формирования террористической безопасности необходимо проводить просветительскую и профилактическую работу, как с детьми, так и с родителями, обучать действиям при угрозе террористического акта.
Целью работы школы по обеспечению антитеррористической защищенности является реализация государственной политики в области противодействия терроризму, и разработка системы мер, направленных на профилактику терроризма.
Учитывая цели и задачи школы, мы составили примерный годовой план работы школы «Профилактика терроризма и экстремизма, обеспечение безопасности обучающихся».
Данный материал мы отдали директору школы и перспективным направлением нашей работы является проведение повторного анкетирования в конце учебного года.
Литература
1. Балан О. К. Понятие и классификация терроризма // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ. – 2000. – № 1.
2. Вардинянц Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль // СОЦИС. – 2005. – № 7.
3. Кота А. Эпоха терроризма // Международный терроризм и право. – М., 2004. – С. 56-57.
4. Лекарев С. Особенности терактов на территории современной России. – URL: www.oxpaha.ru
5. Метелёв С. Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: Монография. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
6. Метелёв С. Е. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление: Монография / С. Е. Метелёв, И. А. Курьяков, В. В. Лизунов, В. А. Здриковский и др. – Омск: Издатель ИП Погорелова, 2019. – 496 с.
7. Ожиганов Э. Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивации // СОЦИС. – 2006. – № 2.
8. Постольник В. А. У терроризма нет границ // Профессионал. – 2001. – № 5. 9. Савельев С. Терроризм – прибыльный бизнес для его организаторов. – URL: http://www.sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=607.
10. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.
12. Терроризм: правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные акты с комментариями. Научные статьи / Отв. ред. И. Л. Трунов. – М.: Эксмо, 2015.
13. Хиршман К. Меняющееся обличье терроризма // Международный терроризм и право. – М., 2014. – С. 26, 35.
14. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму".
Приложение 1
Анкета «Ваше отношение к экстремизму»
Пол ______ Возраст_____
Вопросы анкеты |
|
1. В современном обществе существует проблема терроризма? Выберите один вариант ответа |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
2.Опасен ли терроризм для общества? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
3. Выберите наиболее близкую для Вас формулировку |
А) Терроризм – это насильственный способ достижения собственных целей |
Б) Терроризм -это политика, основанная на систематическом запугивании населения |
|
В) Терроризм -это устрашение общества |
|
Г) Терроризм -это способ борьбы за власть, основанный на применении физического насилия |
|
Д) Терроризм -это физическое и психологическое давление на общество |
|
Е) Терроризм -это насилие, имеющее идеологическую основу |
|
Ж) Терроризм -это политика и действия, имеющие цель вызвать страх и ужас у общества |
|
4. Считаете ли Вы, что государство делают все возможное, чтобы решить проблему терроризма? |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
5.Чувствуете ли Вы себя в безопасности? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
6. Опасаетесь ли Вы, что Вы или кто-то из Ваших близких может стать жертвой теракта? |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
7. Когда Вы узнаете об очередном террористическом акте, совершенном на территории Российской Федерации, испытываете ли Вы эмоциональное беспокойство? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
8. Как Вы полагаете, что толкает человека на то, чтобы стать террористом? Отметьте все подходящие варианты. |
а) стремление достичь материального благополучия |
б) приверженность к определенной идеологии |
|
в) стремление переделать мир |
|
г) стремление достичь справедливости |
|
д) стремление ощутить власть над людьми |
|
е) любовь к острым ощущениям, риску и т.д. |
|
ж) стремление обрести соратников, быть частью какой-то группы |
|
з) стремление к самореализации |
|
9. Можно ли договориться с террористами? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
10.Стоит ли вести переговоры с террористами? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
11. Считаете ли Вы, что террористы являются преступниками? Выберите один вариант ответа |
А) Полностью да |
Б) Скорее да |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
Г) Скорее нет |
|
Д) Полностью нет |
|
12. В случае обнаружения подозрительного предмета необходимо: |
а) Незамедлительно сообщить о находке администрации |
б) Отойти подальше, не трогать обнаруженный предмет |
|
в) Никому ничего не говорить, чтобы не было паники |
|
13. В случае обнаружения подозрительного предмета, найденный предмет нельзя: |
а) Трогать и передвигать |
б) Трогать, передвигать, вскрывать |
|
в) Вскрывать |
|
14. При поступлении сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже |
а) Нужно немедленно рассказать о сигнале директору учреждения либо правоохранительным органам |
б) Нужно рассказать о сигнале как можно большему, количеству людей |
|
в) Никому ничего не говорить |
|
15. При появлении признаков угрозы захвата вас в заложники необходимо |
а) Немедленно покинуть опасную зону или спрятаться |
б) Постараться непременно оказаться со всеми вместе |
|
в) Вступить в переговоры с террористами |
|
16. Если вы оказались в числе заложников: |
а) Нужно вести себя вызывающе, глядя террористам прямо в глаза |
б) Необходимо переносить лишения, унижения и оскорбления, не смотреть террористам прямо в глаза |
|
в) Можно, не спрашивая разрешения у террористов, совершать любые действия (сесть, встать, попить, сходить в туалет) |
Приложение 2
Таблица 2. Результаты анкетирования обучающихся
«Антитеррористическая безопасность»
Вопросы анкеты |
Участники, ответы (кол-во, %) |
Всего |
% |
|||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
1. В современном обществе существует проблема терроризма? Выберите один вариант ответа |
А) Полностью да |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
11 |
72 |
Б) Скорее да |
4 |
3 |
6 |
5 |
5 |
23 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
4 |
2 |
2 |
3 |
0 |
11 |
24 |
|
Г) Скорее нет |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
4 |
|
Д) Полностью нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.Опасен ли терроризм для общества? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
5 |
5 |
6 |
8 |
5 |
29 |
94 |
Б) Скорее да |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
15 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
6 |
|
Г) Скорее нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Д) Полностью нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
3. Выберите наиболее близкую для Вас формулировку |
А) Терроризм – это насильственный способ достижения собственных целей |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
10 |
|
Б) Терроризм -это политика, основанная на систематическом запугивании населения |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
5 |
||
В) Терроризм -это устрашение общества |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
4 |
||
Г) Терроризм -это способ борьбы за власть, основанный на применении физического насилия |
6 |
4 |
0 |
3 |
1 |
14 |
||
Д) Терроризм -это физическое и психологическое давление на общество |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
||
Е) Терроризм -это насилие, имеющее идеологическую основу |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
5 |
||
Ж) Терроризм -это политика и действия, имеющие цель вызвать страх и ужас у общества |
3 |
2 |
1 |
2 |
0 |
8 |
||
4. Считаете ли Вы, что государство делают все возможное, чтобы решить проблему терроризма? |
А) Полностью да |
2 |
4 |
0 |
3 |
2 |
12 |
75 |
Б) Скорее да |
7 |
4 |
5 |
4 |
3 |
23 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
4 |
3 |
0 |
10 |
21 |
|
Г) Скорее нет |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Д) Полностью нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
5.Чувствуете ли Вы себя в безопасности? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
15 |
66 |
Б) Скорее да |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
16 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
2 |
3 |
1 |
6 |
13 |
|
Г) Скорее нет |
4 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
21 |
|
Д) Полностью нет |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
||
6. Опасаетесь ли Вы, что Вы или кто-то из Ваших близких может стать жертвой теракта? |
А) Полностью да |
2 |
5 |
2 |
1 |
2 |
12 |
|
Б) Скорее да |
5 |
0 |
2 |
3 |
1 |
11 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
9 |
||
Г) Скорее нет |
2 |
0 |
1 |
3 |
1 |
7 |
||
Д) Полностью нет |
2 |
3 |
1 |
1 |
0 |
7 |
||
7. Когда Вы узнаете об очередном террористическом акте, совершенном на территории Российской Федерации, испытываете ли Вы эмоциональное беспокойство? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
3 |
3 |
2 |
0 |
1 |
9 |
45 |
Б) Скорее да |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
12 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
4 |
1 |
5 |
4 |
3 |
17 |
36 |
|
Г) Скорее нет |
0 |
1 |
0 |
4 |
2 |
7 |
19 |
|
Д) Полностью нет |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
||
8. Как Вы полагаете, что толкает человека на то, чтобы стать террористом? Отметьте все подходящие варианты. |
а) стремление достичь материального благополучия |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
10 |
|
б) приверженность к определенной идеологии |
3 |
0 |
1 |
3 |
4 |
11 |
||
в) стремление переделать мир |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
4 |
||
г) стремление достичь справедливости |
2 |
0 |
0 |
3 |
1 |
6 |
||
д) стремление ощутить власть над людьми |
5 |
5 |
1 |
5 |
1 |
17 |
||
е) любовь к острым ощущениям, риску и т.д. |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
5 |
||
ж) стремление обрести соратников, быть частью какой-то группы |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
6 |
||
з) стремление к самореализации |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
5 |
||
9. Можно ли договориться с террористами? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
24 |
Б) Скорее да |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
7 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
3 |
0 |
5 |
2 |
2 |
12 |
25 |
|
Г) Скорее нет |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
17 |
51 |
|
Д) Полностью нет |
2 |
3 |
0 |
2 |
0 |
7 |
||
10.Стоит ли вести переговоры с террористами? Выберите один вариант ответа. |
А) Полностью да |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
3 |
30 |
Б) Скорее да |
2 |
2 |
0 |
2 |
5 |
11 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
4 |
0 |
4 |
3 |
0 |
11 |
23 |
|
Г) Скорее нет |
3 |
1 |
3 |
4 |
0 |
11 |
47 |
|
Д) Полностью нет |
2 |
6 |
1 |
2 |
0 |
11 |
||
11. Считаете ли Вы, что террористы являются преступниками? Выберите один вариант ответа |
А) Полностью да |
4 |
6 |
2 |
8 |
6 |
26 |
85 |
Б) Скорее да |
5 |
1 |
5 |
2 |
1 |
14 |
||
В) Затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
7 |
15 |
|
Г) Скорее нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Д) Полностью нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
12. В случае обнаружения подозрительного предмета необходимо: |
а) Незамедлительно сообщить о находке администрации |
7 |
8 |
3 |
8 |
7 |
33 |
|
б) Отойти подальше, не трогать обнаруженный предмет |
5 |
1 |
0 |
3 |
2 |
11 |
||
в) Никому ничего не говорить, чтобы не было паники |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
||
13. В случае обнаружения подозрительного предмета, найденный предмет нельзя: |
а) Трогать и передвигать |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
6 |
|
б) Трогать, передвигать, вскрывать |
8 |
6 |
3 |
8 |
7 |
32 |
||
в) Вскрывать |
1 |
3 |
4 |
1 |
0 |
9 |
||
14. При поступлении сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже |
а) Нужно немедленно рассказать о сигнале директору учреждения либо правоохранительным органам |
9 |
7 |
3 |
8 |
6 |
33 |
|
б) Нужно рассказать о сигнале как можно большему, количеству людей |
2 |
1 |
5 |
2 |
2 |
12 |
||
в) Никому ничего не говорить |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
||
15. При появлении признаков угрозы захвата вас в заложники необходимо |
а) Немедленно покинуть опасную зону или спрятаться |
7 |
5 |
5 |
8 |
6 |
31 |
|
б) Постараться непременно оказаться со всеми вместе |
3 |
2 |
4 |
4 |
0 |
13 |
||
в) Вступить в переговоры с террористами |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
4 |
||
16. Если вы оказались в числе заложников: |
а) Нужно вести себя вызывающе, глядя террористам прямо в глаза |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
7 |
15 |
б) Необходимо переносить лишения, унижения и оскорбления, не смотреть террористам прямо в глаза |
8 |
6 |
7 |
7 |
7 |
35 |
75 |
|
в) Можно, не спрашивая разрешения у террористов, совершать любые действия (сесть, встать, попить, сходить в туалет) |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
5 |
10 |
|
Всего участников |
11 |
9 |
9 |
11 |
7 |
47 |
||
Пол |
Мужской |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
25 |
|
Женский |
5 |
4 |
4 |
6 |
3 |
22 |
||
Возраст |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14 |
15 |