Влияние пищевых красителей на живой организм

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние пищевых красителей на живой организм

Басова А.К. 1
1БОУ г.Омска "Гимназия №19"
Александрова Т.В. 1
1БОУ г.Омска "Гимназия №19"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Летом я была на Дне Рождении у своего друга и нас угощали красивым тортом ярко-желтого цвета с черными элементами. Этот торт был тематическим, украшенный специальным покрытием, которая называется мастика, и когда нас стали угощать им, я заметила, что цвет мастики проник и в бисквит, и в крем торта, а после угощения у всех детей был окрашен рот черным цветом. Тогда мне стало интересно, а за счет чего удалось придать окраску декору торта. Я спросила у мамы, так как она по профессии кондитер, и она мне объяснила, что за придание продуктам желаемого цвета отвечают красители, с помощью которых можно добиться любого оттенка продукта. Я заинтересовалась, а насколько безвредно для нас употребление красителей и решила разобраться подробнее.

Актуальность данной темы в том, ассортимент продуктов сейчас огромный, поэтому производителям приходится прикладывать немало усилий, чтобы потребитель сделал выбор в пользу именно их продуктов, для этого он должен обеспечить максимально привлекательный вид за счет добавления искусственных красителей, но, к сожалению, часто это происходит в ущерб пользы и безопасности для нашего организма, а потребитель об этом зачастую не знает.

Целью моей работы стало доказать негативное влияние пищевых красителей на живой организм.

Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «пищевые красители» и узнать их виды

  2. Проанализировать влияние употребления красителей в пище и дать классификацию по степени опасности для нашего здоровья

  3. Проанализировать результаты экспериментов, проведенные на тему употребления пищевых красителей и их влияния на организм ребенка

  4. Проанализировать состав кондитерских изделий на наличие красителей

  5. Провести эксперимент с несколькими видами красителей для анализа влияния на живые организмы

  6. Провести эксперимент для выявления зависимости цвета продукта на выбор потребителя

  7. Провести опрос среди учеников 4-2 класса гимназии №19.

  8. Разработать практические рекомендации по минимизации употребления пищевых красителей

Объектом исследования в моей работе являются пищевые красители, предметом исследования – влияние употребления пищевых красителей в составе продуктов на здоровье детей.

Моя гипотеза основана на том, что пищевые красители негативно влияют на живой организм, в том числе и наш, и частое их употребление может привести к разным заболеваниям.

Достоверность исследования состоит во всестороннем изучении разнообразной научной литературы по выбранной теме, а также моем личном эксперименте и его доказательной базе.

Методы исследования, которые я использовала в своей работе, являются теоретическое изучение литературы и материалов сети Интернет, проведение экспериментов, анкетирование школьников, систематизация и обобщение полученных данных, а также анализ полученных результатов.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные результаты могут привлечь внимание к выбору продуктов без красителей для снижения негативного влияния на наше здоровье.

При написании данной исследовательской работы мной были использованы учебно-методическая литература и источники в сети Интернет. Основным источником теоретической информации стало издание «Цвет раньше, чем вкус. О пищевых красителях и не только», в которомсобраны самые интересные факты о пищевых красителях, а также сведения о применении колеров для самых разных групп пищевых продуктов, важных свойствах и товарных формах пищевых красителей. 
Также я пользовалась информацией из сети Интернет, где много общей информации о пищевых красителях, а также есть экспертные мнения и статьи на данную тематику.

Во всем помогать мне согласилась моя мама.

2. Теоретическая часть

2.1. Пищевые красители, их виды и особенности

Изучив специальную литературу, я узнала, что пищевые красители это разновидность пищевых добавок, группа природных и синтетических красителей, пригодных для окрашивания пищевых продуктов.[1] Они могут быть разделены на три основных вида: синтетические, натуральные и идентичные натуральмым.[2]

Синтетические или искусственные пищевые красители – это смеси органических красящих веществ и сопутсвующих продуктов, которые получены методом химического синтеза. В природе нет аналогов таким видам красителей и произведены путем химической реакции. Такие красители имеют широкое применение – от пищевой до фармокологической промышленности.

Натуральные пищевые красители это смесь органических красящих и сопутсвующих веществ, полученная из пищевых продуктов и других источников сырья растительного или животного происхождения. Их получают из листьев и семян растений, сока фруктов и овощей, других растительных продуктов и специй. Также натуральные красители могут быть произведены из растительного угля и других геологических материалов.

Третья группа красителей это красители, идентичные натуральным. Они состоят из красящих веществ, выделенных из растительных и животных источников и после прощедшие химическую обработку для улучшения их свойств. Эти добавки созданы искусственным путем, но состоят из тех же веществ, что и те, которые были найдены в природных источниках.

Натуральные красители безопасны для нашего здоровья и даже могут содержать витамины и микроэлементы, однако они могут разрушаться от высоких температур и имеют короткий срок хранения. Из-за природного происхождения натуральные красители обладают менее яркими цветами, при взаимодействии с другими веществами могут произойти непредвиденные реакции, например, продукты с натуральными красителями могут обессветится, изменить свой цвет или преобрести неприятный оттенок. Также производство таких красителей является дорогостоящим.

У синтетических красителей есть ряд преимуществ перед другими видами, они менее чувствительны к любым видам обработки, обеспечивают стабильные насыщенные цвета, имеют низкую себестоимость и не зависят от сезонности. Они не имеют вкусовых качеств и не содержат витаминов.

Красители, идентичные натуральным, значительно дешевле и качественней натуральных, его использование считается менее вредным, однако при производстве таких красителей, не смотря на то, что состав молекул идентичен натуральному составу, используются дополнительные химические продукты, поэтому многие считают данные красители искусственными.[3]

2.2. Обозначение красителей в продуктах питания

С развитием науки, а особенно химии, более 200 лет назад были придуманы химические красители. Постепенно они вытеснили натуральные благодаря своим преимуществам. Для того, чтобы еда выглядела более аппетитно, стали подкрашивать большинство продуктов питания, от сладостей до колбасы.[4]

Красители, независимо от происхождения, должны быть отражены в составах продуктов, на этикетках. Раньше названия этих химических веществ писали полностью, но это занимало много места, поэтому в 1953 году в Европе было принято решение заменить название химических пищевых добавок на одну букву с цифровым кодом. Целью данной замены было упростить восприятие информации на этикетках, однако добавок существует огромное количество, поэтому дополнительно пришлось создать Кодекс Алиментариус, пищевой кодекс, принятый международной комиссией ВОЗ[5]

Буква «Е» на этикетках это сокращение от Europe, затем следует трех- или четырехзначная цифра, в которой закодировано название соединения. Красители имеют код Е-1**.[6]

2.3 Классификация красителей по степени опасности для здоровья и их влияние на организм

Все красители промаркированы от Е100 до Е181, отличаются друг от друга происхождением и соответсвенно, относятся к разным классам опасности. В приложении 1 представлена полная классификация красителей по происхождению и степени опасности. [7]

Так, искусственные красители всех оттенков желтого, с номерами Е102, Е104, Е107, Е105, Е106, Е110 могут быть причиной сильной аллергической реакции, астмы, опухолей, а также кожных заболеваний.

Красители с номерами Е142 и Е143 – оттенки зеленого, при регулярном использовании могут привести к повышению риска развития онкологических щаболеваний, аллергических реации и изменений во внутренних органов.

Красители Е132 и Е133 являются оттенками синего и могут вызвать развитие онколонических и кожных заболеваний, а также стать причиной проблем с желудочно-кишечным трактом.

Красители с номерами Е111 и Е121 – это оттенки оранжевого, способны вызывать появление новообразований в органах мочеполовой системы.

Красители красных оттенков с номерами Е122, Е123, Е124, Е125, Е128 и Е129 могут вызвать аллергию, стать причиной гиперактивности и снижения концентрации, а также спровоцировать развитие злокачественных образований и заболеваний ЖКТ. [8]

Что касается натуральных красителей, то никакой опасности для здоровья они не несут, в редких случаях от их употребления стоит отказаться, если есть личная непереносимость.

Не все красители несут потенциальную опасность для здоровья, некоторые наоборот могут быть полезны, однако при выборе продуктов следует внимательно изучать состав. Для того, чтобы избежать возможного влияния на организм, необходимо обращать внимание на то, к какой группе красителей он относится.

2.4 Исследование влияния красителей на здоровье детей

Пищевые красители используются в пищевой промышленности, чтобы сделать еду привлекательной и разнообразной. Несмотря на то, что искусственные пищевые красители широко применяются, побочные реакции от их употребления считаются редкими, не всегда яркими и не привлекают внимание родителей.

Согласно статистическим данным, распространенность побочных реакций на красители встречается в 0,01-0,23% случаев. Но при наличии склонности к аллергии, наличием кожных заболеваний, астме ее частота увеличивается до 7%.[9]

Частое употребление разноцветных продуктов влечет за собой определенные опасности. Обширный обзор на эту тему был написан сотрудниками отдела психологии одного из университетов США. Авторы считают, что такие добавки способствуют развитию и отягощению течения у детей так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ). Этот синдром проявлялся такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемое поведение.[10]

В Школе Психологии Отдела Детского Здоровья, в Великобритании, в городе Саутгемптон, было проведено исследование по выявлению влияния исскуственных красителей на гиперактивность у детей разного возраста. В исследовании принимали участие следующие красители: Е102, Е104, Е110, Е122, Е124, Е129. В этом исследовании было задействовано 153 ребенка возраста трех лет, и 144 восьмилетних ребенка. Дети были выбраны случайным образом, но в данной выборке присутствовали все модели поведения, от спокойной до гиперактивной. Половине детей на протяжении шести недель давали напитки, содержащие искусственные красители, а другая половина детей употребляла фруктовые соки.

В результате исследования у половины детей, которые употребляли напитки с красителями, было отмечено значительное повышение гиперактивности. Они были более подвижны, невнимательны и импульсивны. Для того, чтобы сделать выводы, исследовательская группа использовала собственные наблюдения и доклады учителей и родителей. Во время исследования ни учителя, ни родители, ни сам ребенок не знали, к какой группе принадлежит ребенок и что ему предлагают пить.

После того, как были получены результаты исследования, производителям пищевых продуктов было рекомендовано отказаться от использования указанных красителей.

Родителям, которые испытывают проблемы с детьми из-за повышенного уровня гиперактивности, было рекомендовано отказаться от употребления продуктов, содержащих красители из данного исследования.

После данного исследования Американская Академия Педиатрии сделала заключение, что детям, страдающим СДВГ, необходима диета с пониженным содержимым пищевых красителей. А в Европейском Союзе большинство видов пищи, содержащей искусственные красители, должна иметь маркировку «может иметь побочные эффекты на активность и внимание детей».[11]

Результаты исследований, проведенных за последние 38 лет, убедительно доказывают связь между употреблением красителей и СДВГ. А в связи с тем, что употребление таких добавок возрасло с 1950 года по 2012 более чем в пять раз, то это может оказать существенный эффект на появление у детей СДВГ или значительно усилить его.

Но, несмотря на различные предостерегающие заключения, до сих пор официально разрещены многие красители.

3. Практическая часть

3.1. Анализ состава кондитерских изделий на наличие красителей

Всем детям нравятся сладости необычных, ярких цветов, они притягивают взгляд и не отпускают внимание ребенка. Редко кто захочет купить продукт, у которого неприятный, отталкивающий цвет. Производители это отлично понимают, и в производстве используют пищевые красители, причем зачастую они искусственного происхождения, так как их использование снижает затраты на производство.

Я решила проанализировать те сладости, которые часто выбирают дети, разобрать состав и понять, какие красители используются для придания продуктам нужных оттенков. В приложении 2 таблица с составами тех сладостей, которые меня заинтересовали.[12]

Проанализировав составы, можно сделать вывод, что у из сладостей в в составах есть такие красители как Е124, Е133, Е171. Эти красители являются потенциально опасными для здоровья и не рекомендуются к употреблению в пищу. Однако основными потребителями являются дети, поэтому уже с раннего возраста в рационе присутсвуют вредные добавки.

В тех образцах, в которых не содержатся искусственные красители, присутсвуют натуральные красители, что доказывает необходимость использования краски для придания аппетитного вида. Однако тут может существовать проблема, производитель может быть недобросовестным и указать на пачке отсутствие искусственных красителей, но на самом деле они там есть. На такой пример мне бы хотелось обратить внимание в приложении 3.

Таким образом, в них присутствуют опасные красители, поэтому потребителю нужно быть внимательным при выборе и внимательно изучать состав изделия на упаковке.

3.1. Эксперимент на тему влияния красителей на живые организмы с использованием микрозелени кресс-салата

Следующим шагом моей исследовательской работы был эксперимент, который был основан на данных, полученных из анализа состава кондитерских изделий. Производителями использовались красители Е102, Е124.

Для моего эксперимента я взяла такие же красители. Е102 – тартразин. Это синтетический краситель, о вреде которого до сих пор ведутся споры. В недавнем прошлом он был запрещен для использования во многих европейских государствах, но под давлением Европейского союза запрет на его использование был снят. В большинстве стран использование пищевой добавки строго нормировано. Приводит к крапивнице, аллергическому риниту, астме, нарушению зрения и бессоннице. Может служить канцерогенным мутагеном. Использование тартразина запрещено в Австрии, Финляндии и Норвегии. Считается, что краситель Е102 может вызывать проблемы с умственным развитием у детей. [12]
Также я использовала еще один более опасный краситель Е124 – красная кошениль или пунцовый 4R. Данная пищевая добавка входит в список красителей, которые приводят к повышению гиперактивности детей. В США, Норвегии и некоторых других странах, этот краситель включен в список запрещенных веществ, как канцероген, который может спровоцировать развитие тяжелых заболеваний. Кроме того, данный краситель является сильным аллергеном, который может вызвать приступ удушья у аллергиков.[12]

Третьим видом красителя, который участвовал в моем эксперименте, был Е141 - хлорофилл.[12] Его получают из зеленых растений. Считается, что данный краситель благотворно влияет на организм, повышает устойчивость организма к развитию различных заболеваний. Однако, в настоящее время довольно большой объем добавки Е141 получают путем синтезирования. И хотя по своей структуре такой хлорофилл идентичен природному, в нем могут содержаться различные примеси, которые неизбежно появляющиеся в любом химическом производстве. В зависимости от рода и количества побочных продуктов в данной добавке, она может вызывать у ряда людей различные аллергические реакции - от высыпаний на коже до расстройства желудка. Все красители представлены в приложении 4.

Также мы взяли четыре контейнера с семенами микрозелени кресс-салата.

Эксперимент начался 5 сентября и длился до 21 сентября. Этот срок был выдержан потому что средний период выращивания салата от семян до взрослого растения составляет 15 дней.

5 сентября мы приобрели и подписали все контейнеры с семенами салата и на двое суток убрали в темное место, такое условие необходимо для хорошего прорастания семян. Первые ростки появились спустя 2 суток, 7 сентября. Когда ростки дали два зеленых листочка, мы сняли крышки и поставили на подоконник с естественным освещением, это произошло 9 сентября.

Все ростки в контейнерах были одинаковой высоты, всхожесть 99%, высота у всех ростков одинаковая. Первый полив был через 6 дней, 11 сентября. Для него я взяла четыре контейнера с водой, в которые было необходимо опустить контейнер с ростками, так как полив микрозелени происходит методом погружения. Первый контейнер был с водой, второй с красителем Е140, третий с Е102, и четвертый с Е124.

Через пять часов мной была произведена оценка результатов полива. В контейнере с поливом чистой водой изменений не наблюдалось, ростки плотные, высокие, листья ровные, зеленые. В контейнере, который был полит водой с натуральным красителем зеленого цвета на основе хлорофилла изменений нет, листья плотные, смотрят наверх, нет завядших.

В третьем контейнере, который был полит водой с желтым красителем Е102 изменения цвета не наблюдалось, однако листья стали вялые, не такие плотные и упругие, некоторые стебли наклонились из контейнера вниз. И в контейнере, где производился полив водой с красным красителем Е124 полностью все стебли легли, листья завяли, стебли окрасились в красный. Чтобы убедится в том, что результатом влияния на растение были именно красители, а не количество воды при поливе, я взвесила контейнеры, которые были политы водой и красным красителем, их вес после полива оказался одинаковым, отличался только сам раствор, который и стал причиной увядания листьев в последнем контейнере.

Через сутки, 12 сентября, я проанализировала состояние всех четырех контейнеров. Первый – ростки подросли, выглядели здоровыми, смотрели наверх. Второй – изменений не наблюдалось. Третий – практически все ростки окрасились в желтый и многие потеряли упругость, растения стали наклонятся в разные стороны. Растения в четвертом контейнере окрасились в красный цвет и полностью легли на вату, которая используется для проращивания растений.

Так растения простояли до следующего полива. 16 сентября я полила все контейнеры чистой водой, чтобы посмотреть, обратимы ли процессы, происходящие с растениями. Результат оценила спустя несколько дней. 21 сентября подошел к концу срок выращивания микрозелени и я смогла сделать выводы из своего эксперимента. К сожалению, процессы, которые произошли в контейнерах три и четыре оказались необратимы и полив чистой водой их не спас, они продолжили высыхать и к концу эксперимента листочки были полностью завядшими и высохшими, хотя воды у растений было достаточно. У второго контейнера растения были внешне здоровыми и упругими, однако когла я сравнила их с первым контейнером, который был полит водой, ростки были значительно ниже, а значит на них оказал влияние полив с красителем, несмотря на его природное происхождение. Самым высоким, здоровым и аппетитным оказался контейнер, политый чистой водой без добавок, что доказывает вред пищевых красителей. Фотоотчет эксперимента представлен в Приложении 5.

Таким образом, после проведения эксперимента, я могу сделать выводы, что красители наносят вред живому организму, даже натуральный краситель повлиял на рост, так как растение было ниже, чем растения, политые водой. Также я могу сделать вывод о том, что классификация по степени опасности действительно существует, так как самый вредный краситель Е124 сразу же погубил все растения, а краситель Е102, который считается менее опасным, также повлиял на растения, но это влияние происходило медленнее.

3.3. Эксперимент среди одноклассников на тему влияния цвета кондитерских изделий на покупательский выбор

  После анализа кондитерских изделий на наличие красителей в их составе и полученных в результате эксперимента выводов, я решила провести эксперимент на тему влияния цвета кондитерских изделий на покупательский выбор. Данный эксперимент был проведен среди моих одноклассников. Мной были куплены сладости, которые я проанализировала ранее, каждому изделию был присвое номер.

Во время эксперимента я разложила сладости на парте, рядом лежали карточки с номерами, и я предложила каждому ученику выбрать ту сладость, которую он бы хотел приобрести в магазине, при этом я дала время на изучение ассортимента, обьяснила, что все можно внимательно изучить, прочитать состав, если это необходимо.

В эксперименте участвовало 20 человек. Результаты представлены в приложении 6.

Таким образом, можно сделать выводы, что выбор половины ребят был основан исключительно на визуальной составляющей, главным критерием выбора у половины детей был цвет, так как именно разноцветные изделия привлекли внимание. Два самых ярких десерта, в составе которых присутсвует крастель Е133, являются лидерами у детей. А это доказывает мое предположение, что внешний вид является приоритетным в вопросе покупательского выбора.

Вторая половина моих одноклассников выбрали знакомые им десерты без красителей, и среди них в основном были знакомые детям сладости, это обьясняется тем, что производитель хорошо продвигает свой товар через рекламу. Самыми невостребованными оказались малознакомые изделия без красителей.

Результаты экспермента показали, что никто из детей составы не читает, основным критерием выбора является внешний вид и уровень знакомства с кондитерским изделием. Фотоотчет экспермента в приложении 7.

3.4. Анкетирование одноклассников и анализ полученных результатов

Заключительным этапом моей исследовательской работы стало анкетирование одноклассников после того, как они сделали свой выбор в моем эксперменте.

Анкета состояла из четырех вопросов, которые представлены в приложении 8.

В результате анкетирования мной были получены следущие данные. Они отражены в виде диаграмм в приложении 9.

На вопрос «Как ты считаешь, твоя покупка полезна для твоего организма?» только два человека ответили «Конечно, она принесет мне радость». При этом у этих анкетируемых были выбраны сладости, в которых нет искусственных красителей. Девять учеников ответили «сомневаюсь, но не знаю почему», при этом семь из них выбрали кондитерские изделия с вредными красителями в составе. «Нет, она не полезна» ответили девять человек, у четырех из них были выбраны десерты с красителями.

На вопрос «Задумывался ли ты, что в еде могут использоваться красители, влияющие на наш организм?» ответ «нет, впервые слышу» не выбрал никто, «да, я знаю, но мне все равно» выбрали тринадцать одноклассников, и только семь выбрали «да, я знаю, поэтому выбрал десерт без красителя». При этом я проанализировала выбор последних семи и среди них действительно не было десертов, содержащих в себе искусственные красители.

Третьим вопросом в моей анкете был «Если бы ты узнал, что выбрал продукт, в составе которого есть красители, негативно влияющие на тебя, ты бы отказался от него?». Тринадцать опрошенных ответили «да, я откажусь и выберу более полезное», что говорит о готовности детей отказываться от красителей, если они будут более осведомленными об их вредном влиянии. Семь одноклассников выбрали ответ «Нет, я уже ел и ничего не происходило».

Заключительным вопросом был «Говорят ли тебе родители о том, что красители могут быть вредными?» шестнадцать ребят ответили «да, мы выбираем продукты с учетом состава» и только четверо ответили «нет, они мне покупают все, что я хочу». Это говорит о том, что родители осознают вред искусственных красителей и следят за тем, что ест их ребенок.

Проанализировав данные анкетирования, я могу сделать выводы, что мои одноклассники интуитивно понимают, что разноцветная еда может быть потенциально опасной, однако они не владеют полной информацией, а значит могут совершать ошибки в тои или ином выборе. Если проводить беседы на эту тему, обьясняя тот вред, который могут нанести искусственные красители растущему организму, выбор моих одноклассников станет более осознанный и будет сделан в пользу продуктов без красителей.

3.5 Разработка памятки на тему снижения потребления продуктов с искусственными красителями

В заключении я разработала памятку с советами, как можно минимизировать или полностью избежать продуктов с искусственными красителями.

Особенно важно обращать на это внимание, если у ребенка есть проблемы с неврологическими заболеваниями, болезнями желудочно-кишечного тракта, аллергии и подобные заболевания.

Данные советы могут помочь ограничить количество искусственных красителей в еде.

Во-первых, при выборе следует внимательно читать этикетки. Выбор лучше делать в пользу натуральных пищевых красителей из фруктовых и овощных экстрактов. Детские лекарства также могут содержать красители, поэтому лучше выбирать составы без добавок, прозрачного цвета.

Во-вторых, многие продукты можно приготовить дома без использования красителей. Таким образом, можно будет проконтролировать состав и избежать возможных негативных последствий.

Не злоупотреблять полуфабрикатами, ведь у обработанной еды в составе практически всегдаа есть красители, которые придают продуктам более привлекательный вид.

Лучше всего как можно раньше перестать есть разноцветную еду, потому что можно привыкнуть к ее употреблению и после отказаться будет гораздо сложнее.

Также необходимо выработать правильные пищевые привычки, основанные на знаниях о вреде многих красителей, например, пить сок вместо газированной воды, есть домашний мармелад вместо покупного.

Применяя все эти советы, количество искусственных красителей может умешьшится и как результат, снизятся риски, связанные с появлением опасных болезней в будущем, что крайне важно для каждого человека, и тем более ребенка.

4. Заключение

В своей работе я рассмотрела важную тему, которая касается здоровья каждого. Мы живем во время изобилия, каждый производитель старается сделать свой продукт максимально привлекательным, при этом часто рискуя нашим здоровьем. Поэтому шансы на здоровое будущее стремятся к нулю. Ресурсов нашего организма может не хватить на вывод всех этих добавок, в том числе и красителей. А если учесть, что среди здоровых потребителей такой еды есть те, кто имеет проблемы со здоровьем, аллергики, люди с серьезными заболеваниями, с непереносимостями, то тут речь идет не только о хроническом отравлении организма, но о более серьезных последствиях.

На мой взгляд, вред пищевых красителей сильно недооценен. И постоянно изменяющийся список разрешенных искусственных красителей тому подтверждение, так как исследование в этой области постоянно проводятся.

Таким образом, цель моей работы достигнута, я доказала негативное влияние пищевых красителей на живой организм.

Для достижения цели мной были решены следующие задачи. Я изучила понятие «пищевые красители» и узнала их виды, проанализировала влияние употребления красителей в пище и дала классификацию по степени опасности для нашего здоровья, проанализировала результаты экспериментов, проведенные на тему употребления пищевых красителей и их влияния на организм ребенка, проанализировала состав кондитерских изделий на наличие красителей, провела эксперимент с несколькими видами красителей для анализа влияния на живые организмы, провела эксперимент для выявления зависимости цвета продукта на выбор потребителя и провела опрос среди учеников 4-2 класса гимназии №19, а также разработала практические рекомендации по минимизации употребления пищевых красителей. Моя гипотеза о том, что пищевые красители негативно влияют на живой организм, подтвердилась.

В результате исследовательской работы, я изучила ассортимент кондитерских изделий и пришла к выводу, что далеко не все сладости содержат в себе натуральные красители. Производители по-прежнему используют в составах искусственные красители, которые негативно влияют на организм человека. А так как основными потребителями сладостей являются дети, и главным критерием выбора у них является внешний вид и цвет, то эти сладости будут приобретаться и дальше, нанося непоправимые последствия растущему организму.

На основании эксперимента можно сделать выводы, что искусственные красители наносят колоссальный вред живым организмам и этот процесс, к сожалению, необратим.

Понимание данной проблемы в раннем возрасте самими детьми, а также контроль питания со стороны родителей поможет предотвратить печальные последствия.

К сожалению, невозможно полностью отказаться от искусственных красителей, так как они содержатся в огромном количестве продуктов, и тем более сложно спрогнозировать тот ущерб, который они могут нанести организму, но минимизировать продукты с такими добавками необходимо, а для этого надо как минимум научиться читать этикетки и знать обозначения наиболее опасных красителей.

В результате проделанной работы я бы хотела выйти с предложением разместить плакат с рекомендациями по полезному выбору продуктов без красителей и таблицей красителей по уровню опасности для нашего организма в доступном месте в школе, а также провести беседу с одноклассниками на тему негативного влияния пищевых красителей на наш организм.

В перспективе я планирую узнать, все ли добавки несут в себе опасность, стоит ли их бояться, изучить их в составе продуктов и понять, есть ли среди них те, которые несут в себе пользу нашему организму.

5. Список использованной литературы

1. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8

2. Интернет-сайт https://dzen.ru/a/Xf_AnAKNaACtZsEP

3. Интернет-сайт https://edaprof.ru/eto-intertsno/iz-chego-delayut-pishevye-krasiteli/

4. Интернет-сайт https://cgon.rospotrebnadzor.ru/kollegam/laboratoriya-zdorovogo-pitaniya/courses/course23/lesson112/?LESSON_PATH=104.112

5. Интернет-сайт https://foodsmi.com/mezhdunarodnye-organizatsii/kodeks-alimentarius-o-bezopasnosti-pishchevoy-produktsii-voprosy-i-otvety/

6. Интернет-сайт https://prodobavki.com/modules.php?name=articles&article_id=43&page=all

7. Интернет-сайт https://vkusologia.ru/dobavki/krasiteli/

8. Интернет-сайт https://bkpc.ru/connectioninstallation/spisok-opasnyh-e-dobavok-tablica-vrednye-dobavki-e-klassifikaciya/

9. Интернет-сайт https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=6989

10. Интернет-сайт https://www.nmclinika.ru/content/sindrom_defitcita_vnimaniia.html

11. Интернет-сайт https://tfzp.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/v/pishhevye-krasiteli/pishhevye-krasiteli-i-deti

12. Интернет-сайт https://dobavkam.net

12. Болотов В.М. Пищевые красители: классификация, свойства, анализ, применение. - СПб.: Профессия, 2008 г. – 240 с.

13. Смирнов Е. В. Пищевые красители. - СПб.: Профессия, 2009 г. – 352 с.

14. Цвет - раньше, чем вкус. О пищевых красителях и не только. - Москва.: Страта, 2019 г. – 204 с.

Приложение 1

 

Классификация красителей по происхождению и степени опасности

 

Рис. 1 Классификация красителей по происхождению и степени опасности

Приложение 2

 

Анализ состава кондитерских изделий

Конфеты жевательные с фруктами 

Сахар, глюкозный сироп (пшеничный, кукурузный), жир специального назначения (пальмовое масло), регуляторы кислотности: лимонная кислота, Е331, загустители: кукурузный/картофельный крахмал, Е1422, ароматизаторы, глазирователи: карнаубский воск, Е904, кокосовое масло, пальмоядровое масло, красители: кармины, Е171, куркумин, индигокармин, каротины, Е133, Е160е

Е171

Е133

Е160е

Е120

Е100

Драже с арахисом

Сахар, арахис, какао тертое, цельное сухое молоко, какао масло, лактоза, кукурузный крахмал, масло растительное пальмовое рафинированное дезодорированное, глюкозный сироп (кукурузный, пшеничный), загуститель (декстрин), эмульгатор (соевый лецитин), красители пищевые (Е171, Е133, Е150d), комплексные пищевые добавки - красители (куркумин, кармин, каротины), глазирующие вещества (воск карнаубский, жир специального назначения), идентичные натуральным ароматизаторы (ванилин, масляная кислота).

Е171

Е133

Е150d

Е120

Е100

Е160а

Карамель ассорти

Патока, сахар, регулятор кислотности: лимонная кислота; желирующий агент пектины, ароматизаторы, красители: куркумин, кармины, медные комплексы хлорофиллинов, экстракт паприки

Е100

Е120

Е141

Е160С

Драже Клубничный микс

Сахар, мальтодекстрин, регуляторы кислотности: E334, E296, E330, загуститель: E414, рисовый крахмал, фруктоза, ароматизаторы и эфирные масла, агент антислеживающий: E470, сухая клубника, краситель: E162, сухой лимонный сок, глазирователь: E903

Е162

Шоколад молочный с молочной начинкой

Сахар, сухое цельное молоко, масло какао, тертое какао, эмульгатор лецитин (сои), ароматизатор, начинка: сахар, сухое обезжиренное молоко, растительный жир, молочный жир, эмульгатор: лецитины (сои), ароматизатор

отсутствуют

Зефир Мини черная смородина-свекла-яблочная клетчатка

Сахар, вода питьевая, патока, пюре яблочное, измельченные плоды черной смородины и свеклы, яблочная клетчатка, желирующий агент - пектины, регуляторы кислотности: кислота молочная, влагоудерживающий агент: лактат натрия; белок яичный сухой, натуральный ароматизатор Черная смородина, кармины

Е120

Маршмеллоу классик цветные фруктовые

Кукурузный сироп, сахар, вода желатин говяжий, декстроза сорбит (агент влагоудерживающий) модифицированный кукурузный крахмал (загуститель) ароматизатор "Клубника", "Виноград", "Яблоко", "Персик", сорбат калия (консервант), Е102 (краситель), Е124 (краситель), Е133 (краситель), пирофосфат натрия (стабилизатор)

Е102

Е124

Е133

Мармелад жевательный

Сахар, глюкозный сироп, кукурузный крахмал, загустители (Е 1401, Е1404), регуляторы кислотности (лимонная кислота, яблочная кислота, малат натрия, цитрат натрия 3-замещенный), агент влагоудерживающий (сорбит), растительное масло, ароматизатор, соль, красители (куркумин, кармины, синий блестящий FCF)

Е100

Е120

Е133

Мармелад Карандаш ежевика жевательный

Сахар, глюкозный сироп, пшеничная мука, модифицированный кукурузный крахмал, растительное масло, влагоудерживающий агент (сорбит), концентрированный яблочный сок, регулятор кислотности (яблочная кислота, лимонная кислота), желатин, эмульгаторы (моно- и диглицериды жирных кислот, подсолнечный лецитин), ароматизатор «Ежевика», пищевые красители (бриллиантовый голубой FCF, диоксид титана

Е133

Е171

Пастила яблоко-овсянка

Сахар, вода питьевая, патока, пюре яблочное, яблочная клетчатка, желирующий агент - агар, регулятор кислотности: кислота молочная; белок яичный сухой, белок овсяный, пищевые волокна из овсяных отрубей

отсутствуют

Пастила яблоко-вишня 

Пюре из яблок концентрированное, сок из яблок концентрированный, пюре из вишни, сок из рябины черноплодной концентрированный, агент желирующий - пектин, пищевые волокна

отсутствуют

Соломка Классическая соленая

Мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта (90%), вода питьевая, масло подсолнечное, соль морская, соль, экстракт солодовый жидкий (солод ячменный, ячмень), регулятор кислотности: гидроксид натрия, дрожжи хлебопекарные прессованные

отсутствуют

Шоколад молочный лесной орех

Сахар, орех лещины, масло какао, какао тертое, сухое цельное молоко, лактоза, сухое обезжиренное молоко, молочный жир, эмульгатор (соевый лецитин), натуральный ароматизатор (экстракт бурбонской ванили)

отсутствуют

Маршмеллоу классик ванильный

Кукурузный сироп, сахар, вода, желатин, декстроза, сорбит: агент влагоудерживающий, модифицированный кукурузный крахмал (загуститель), ароматизатор (ваниль), тетрапирофосфат натрия (стабилизатор)

отсутствуют

Таб. 1 Анализ состава кондитерских изделий

Приложение 3

 

Пример несоответствия информации на упаковке с составом изделия

Рис. 2 Упаковка кондитерских изделий

Состав: сахар, патока, регулятор кислотности – кислота лимонная, ароматизаторы идентичные натуральным, краситель Е122.

Приложение 4

 

Фото красителей, используемых в эксперименте

Рис.3 Краситель натуральный Е141

Рис.4 Краситель синтетический Е124

Рис.5 Краситель синтетический Е102

Приложение 5

 

Таблица наблюдений при проведении эксперимента с поливом кресс-салата водой с разными красителями

Дата

Этапы эксперимента

Фотоотчет результатов эксперимента

5 сентября

Подписали контейнеры и убрали в темное место для прорастания

 

9 сентября

Сняли крышки и поставили на подоконник с естественным освещением

 

11 сентября

Первый полив

Контейнер 1 – вода

Контейнер 2 –

вода с красителем Е

Контейнер 3 –

вода с красителем Е

Контейнер 4 –

вода с красителем Е

 

11 сентября

Через пять часов после полива

Оценка результата влияния красителя на кресс-салат

Полив чистой водой

Полив с красителем Е141

Полив с красителем Е102

Полив с красителем Е124

12 сентября

Оценка результата влияния красителей на кресс салат

 

16 сентября

Полив всех контейнеров чистой водой

-

21 сентября

Оценка результата эксперимента

 

Таблица 2. Этапы проведения эксперимента с поливом микрозелени кресс-салата чистой водой и водой с красителями

Приложение 6

 

Результаты эксперимента среди одноклассников на тему влияния цвета кондитерских изделий на покупательский выбор

Рис.6 Выбор кондитерских изделий среди одноклассников по наличию красителя

Рис.7 Выбор кондитерских изделий среди одноклассников по наименованию

Приложение 7

 

Фотоотчет с эксперимента среди одноклассников на тему влияния цвета кондитерских изделий на покупательский выбор

Рис.8 Процесс выбора кондитерских изделий среди одноклассников

 

Приложение 8

Анкета

1. Как ты считаешь, твоя покупка полезна для твоего организма?

  • конечно, она принесет мне радость

  • сомневаюсь, но не знаю

  • нет, она не полезна

2. Задумывался ли ты, что в еде могут использоваться красители, влияющие на наш организм?

  • нет, впервые слышу

  • да, я знаю о таком, но мне все равно

  • да, я знаю, поэтому выбрал десерт без красителя

3. Если бы ты узнал, что выбрал продукт, в составе которого есть красители, негативно влияющие на тебя, ты бы отказался от него?

  • Да, я откажусь и выберу более полезное

  • Нет, я уже ел и ничего не происходило

4. Говорят ли тебе родители о том, что красители могут быть для тебя вредными?

  • Да, мы выбираем продукты с учетом состава

  • Нет, они мне покупают все, что я хочу

Приложение 9

Результаты анкетирования одноклассников на тему осведомленности влияния искусственных красителей на организм

Рис.9 Как ты считаешь, твоя покупка полезна для твоего организма?

Рис.10 Задумывался ли ты, что в еде могут использоваться красители, влияющие на наш организм?

Продолжение приложения 9

Рис.11 Задумывался ли ты, что в еде могут использоваться красители, влияющие на наш организм?

Рис.12 Говорят ли тебе родители о том, что красители могут быть для тебя вредными?

Просмотров работы: 126