Здоровье человека – дело каждого (разработка обучающих занятий для школьников)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровье человека – дело каждого (разработка обучающих занятий для школьников)

Гитченко Ю.В. 1
1государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Вязниковский технико-экономический колледж»
Рощина Н.А. 1
1государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Вязниковский технико-экономический колледж»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Я являюсь студенткой 2 курса специальности «Сестринское дело» ГАПОУ Владимирской области «Вязниковский технико-экономический колледж». Приоритетной задачей в медицине всегда была и остается профилактическая деятельность. Очень важно формировать у населения ответственное отношение к своему здоровью и установку на здоровый образ жизни. В этом большую роль играет средний медицинский персонал. На роль медсестры отводится коррекция образа жизни пациентов, формирование у них ответственного отношения к личному и общественному здоровью, развитие положительной мотивации сохранения и укрепления здоровья для достижения благополучия. Но задача эта не из легких. Работая на практике, я убедилась, что очень не просто мотивировать пациентов изменить привычный образ жизни даже для повышения ее качества.

Эти размышления навели меня на мысль, что эффективнее прививать принципы здорового образа жизни с детства. Так возникла идея разработки и проведения цикла занятий для учеников.

Цель: Разработка занятий для школьников разных возрастов по вопросам санитарно-гигиенического воспитания, первичных медицинских знаний и навыкам оказания первой помощи в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • изучить Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • изучить рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;

  • систематизировать изученный материал;

  • разработать обучающие занятия для школьников разных возрастов (1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы) по вопросам санитарно-гигиенического воспитания, первичных медицинских знаний и навыкам оказания первой медицинской помощи.

  • проводить разработанные занятия в школах города и района.

Актуальность моей работы заключается в необходимости воспитания принципов здорового образа жизни и навыков оказания первой помощи среди детского населения в условиях возрастающих нагрузок на организм человека, связанных с усложнением общественной жизни.

Новизна работы состоит в том, что разработанные занятия для школьников будут проводиться силами студентов-медиков, что повысит интерес и мотивацию детей. Кроме того, данная деятельность позволит обучающимся по специальности «Сестринское дело» совершенствовать свои профессиональные компетенции, общаясь с юными пациентами.

Объект: санитарно-гигиенические и первичные медицинские знания и умения

Предмет: занятия для школьников по вопросам санитарно-гигиенического воспитания, первичных медицинских знаний и навыкам оказания первой помощи.

Гипотеза: разработанные обучающие занятия для школьников помогут привить им принципы здорового образа жизни и сформировать навыки оказания первой помощи, повысить уровень профессиональных компетенций студентов.

Источники:

  • образовательные программы по курсу ОБЖ общеобразовательных школ;

  • ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  • ФГОС среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 502;

  • справочная и научно-популярная литература.

II. Нормативная база обучающих занятий, разработанных мной для школьников

2.1. Требования к освоению программы общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В школах на уроках Обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) изучают основы здорового образа жизни, медицинских знаний и первой помощи. Я решила, что мои занятия будут углублять и дополнять уроки ОБЖ, делая их более интересными и разнообразными. Для того чтобы разрабатываемые мной занятия соответствовали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, я обратилась за консультацией к школьному учителю ОБЖ. Он познакомил меня с действующим ФГОС, согласно которому существуют следующие требования к освоению программы общего образования относительно физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни;

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека [1].

По учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках воспитания здорового образа жизни, получения медицинских знаний и навыков первой помощи требования таковы:

- сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

- освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях [1].

2.2. Требования ФГОС к профессиональным компетенциям студентов.

Проведение разработанных мной занятий будет полезно не только школьникам, но и студентам. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» определяет следующие компетенции по осуществлению студентами профилактической деятельности:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Изучая профессиональный модуль ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», обучающиеся должны:

иметь практический опыт:

- проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода;

уметь:

- обучать население принципам здорового образа жизни;

- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

- консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;

- консультировать по вопросам рационального и диетического питания;

- организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;

знать:

- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

- основы иммунопрофилактики различных групп населения; принципы рационального и диетического питания;

- роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе "школ здоровья" [2].

Таким образом, я убедилась в том, что такие занятия будут полезны не только школьникам, но и студентам-медикам, которые получат дополнительную возможность совершенствовать свои профессиональные компетенции.

2.3. Программные требования преподавания ОБЖ учащимся разных возрастов.

Разрабатываемые мной занятия должны соответствовать требованиям образовательных программ по предмету, уровню знаний и умений учащихся. Поэтому мне необходимо было ознакомиться с учебными программами общеобразовательной школы, проанализировать их. Полученную информацию я занесла в таблицу «Извлечение из образовательных программ по курсу ОБЖ (1-9 классы)» [Приложение 1].

Разрабатываемые мной занятия должны использовать необходимые методы обучения и соответствовать требованиям методики преподавания учащимся разных возрастов.

Таблица «Классификация методов обучения».

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

беседа

самостоятельная работа учащихся с литературой

демонстрация наглядных пособий

показ трудовых приемов

самостоятельное наблюдение учащихся

упражнения по выполнению приемов, операций, работ

самостоятельные работы

тренажеры

Сост. автором по: [3]

Таблица «Требования методики преподавания учащимся разных возрастов».

Младшее звено (1-4 классы)

Среднее звено (5-7 классы)

Старшее звено (8-9 классы)

получение знаний

наглядность

игровая форма

получение знаний

систематизация

обобщение

получение знаний

отработка навыков

практико-ориентированность

Сост. автором по: [3]

В едущую форму деятельности для учащихся разных возрастов я взяла за основу разрабатываемых мероприятий.

III. Обучающие занятия для учащихся разных возрастов

3.1. Игровое занятие для учащихся 1-4 классов.

Разработанная мной игра включает 5 этапов [Приложение 2].

1 этап. «Гигиена и здоровое питание».

Цель: знакомство с основами здорового питания и правилами гигиены.

Учащиеся распределяются на три команды. Предлагаются предметы гигиены, продукты питания и лекарственные формы. Первой команде необходимо выбрать предметы гигиены (мыло, зубная паста, зубная щетка, влажные салфетки, расческа, антисептик), второй – продукты здорового питания (фрукты, овощи, каша, сок, орехи, йогурт), третьей – лекарственные формы (таблетки, капли, сироп, ингалятор, раствор для инъекций, мазь). На столе должны остаться вредные продукты питания (чипсы, кола, сухарики, шпроты). Студенты корректируют выбор школьников в случае необходимости и в завершении подводят итоги в форме беседы.

2 этап. «Медицинские предметы».

Цель: знакомство с медицинскими предметами.

Учащимся по очереди предлагается, не глядя, выбрать в коробке один медицинский предмет, тактильно определить его и рассказать о его предназначении. Предлагаемые предметы: бинт, вата, медицинские перчатки, медицинская шапочка, пипетка, шприц, стетофонендоскоп, лейкопластырь, мазь, блистер с таблетками, спринцовка, грелка, термометр, пинцет, маска, мерная ложечка, ингалятор, флакон с драже витамина С, флакон с микстурой, лопатка медицинская. Студенты в случае необходимости корректируют ответы школьников.

3 этап. «Поставь инъекцию».

Цель: знакомство с ролью медицинской сестры.

Учащимся по очереди предлагается с закрытыми глазами поставить инъекцию имитированному пациенту (изображение на плакате). Студенты направляют и корректируют действия школьников.

4 этап. «Угадай доктора».

Цель: знакомство с врачебными специальностями.

Учащимся по очереди предлагается изобразить жестами того или иного доктора, остальные должны угадать его специальность. Предлагаемые специальности: педиатр, хирург, кардиолог, невропатолог, травматолог, медицинская сестра, лор, окулист, стоматолог, фельдшер скорой медицинской помощи. Студенты объясняют роль доктора и помогают изобразить в случае необходимости.

5 этап. «Бинтование».

Цель: обучение техникам наложения повязок.

Студенты демонстрируют техники наложения повязок на голову, конечности, грудную клетку. Учащиеся распределяются на три команды и соревнуются в скорости и качестве выполнения одной из продемонстрированных повязок. За каждой командой закрепляется студент для корректировки действий учащихся.

3.2. Квиз «Медицинский турнир» для учащихся 5-7 классов.

Занятия для школьников среднего звена включают обучающий блок, когда студенты рассказывают и показывают приемы первой помощи при кровотечениях, ожогах и отморожениях, отравлениях, укусах, травмах, ранах.

В качестве обобщения и закрепления полученных знаний в завершении проводится квиз, включающий 5 туров. Учащиеся распределяются на три команды, выбирают название команды. Задания предлагаются в формате презентации. Для ответов разработаны специальные бланки. По завершении каждого тура осуществляется проверка правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1 тур. «Разминка».

Командам предлагаются 5 занимательных вопросов о человеческом организме, на каждый из которых нужно ответить в течение 30 секунд утвердительно или отрицательно.

1 вопрос. Человеческий волос прочнее медной проволоки той же толщины. Да, крепкий волос может выдержать вес до 3 кг. А копна волос может выдержать вес двух слонов.

2 вопрос. Мозг совершенно не чувствует боли. Да, мозг сам по себе не имеет болевых рецепторов и боли не ощущает. Можно даже делать хирургическую операцию на открытом мозге совершенно без обезболивания. Когда говорят, что болит голова, - это болят окружающие его ткани, нервы и

сосуды.

3 вопрос. У новорожденного ребенка костей больше, чем у взрослого. Да, у взрослого 200-218 костей, а у младенца – 300, многие кости впоследствии

срастаются в одну.

4 вопрос. Кровь имеет красный цвет из-за содержащегося в ней железа. Да, кровь красная из-за гемоглобина, содержащего железо. Железо нужно для

транспортировки кислорода по организму. У тех животных, у которых кислород переносится с помощью меди, кровь голубая.

5 вопрос. Желудок переваривает сам себя дважды в неделю. Да, желудочный сок очень агрессивен к стенкам желудка. Существует специальная

защитная слизь, которая может не полностью справляться со своей задачей.

2 тур. «Путешествие по человеческому организму».

Командам предлагается за 2 минуты написать известные им органы человеческого организма. За каждый правильно названный орган команда получает по 1 баллу [Приложение 3].

3 тур. «Ошибки первой помощи».

Командам предлагаются 5 изображений, на каждом из которых допущена ошибка при оказании первой помощи. В течение минуты необходимо указать ошибку [Приложение 4].

1 изображение. Смазывать обожженную поверхность маслами и жирами нельзя.

2 изображение. При отморожении пораженные участки нужно постепенно согреть. Растирать снегом нельзя!

3 изображение. При укусе змеи необходимо наложить стерильную повязку и иммобилизовать конечность. Нельзя накладывать жгут!

4 изображение. Обрабатывать рану йодом можно только по краям, иначе будет ожог.

5 изображение. При укусе собакой необходимо тщательно промыть рану водой с хозяйственным мылом в течение 15 минут.

4 тур. «Ассоциации».

Командам предлагается определить 5 состояний, требующих оказания первой помощи, ассоциативно по ряду картинок. На каждый вопрос 1 минута.

П ример. На картинках изображены зеленка, асфальт, подорожник, царапина на машине. Это ассоциации к «ране».

Спрятаны за картинками такие состояния, как ожог, кровотечение, укус, перелом, отравление [Приложение 5].

5 тур. «Мост».

К омандам предлагается построить «мост» и определить ключевое слово. На бланках изображена схема. Необходимо взять слова из двух нижних блоков и определить, ассоциациями к какому слову они являются. Затем сделать то же самое с двумя полученными словами.

Ключевое слово – отморожение.

За каждую правильную ассоциацию команда получает 1 балл.

По завершении квиза подводятся итоги, выявляется команда победитель.

Подобная форма обобщения и закрепления изученного материала мотивирует учащихся на сплоченную работу в команде, способствует развитию ассоциативного мышления.

3.3. Медицинский практикум для учащихся 8-9 классов.

Разработаны занятия по оказанию первой помощи пострадавшим и по приобретению базовых медицинских навыков.

Занятие «Оказание первой помощи пострадавшим».

На первом этапе учащиеся распределяются на 3 команды, каждая из которых получает пакет заданий, включающий ситуационные задачи по темам: «Ожоги, отморожения», «Транспортная иммобилизация», «Травмы, требующие наложения сложных повязок» [Приложение 6]. Внутри команды учащиеся объединяются в мини-группы (по 2 человека) для решения конкретной задачи, за каждой закрепляется студент-консультант. Учащиеся оснащаются всем необходимым для выполнения задания (перевязочный материал, шины, антисептические растворы). При необходимости выполнения сложных техник повязок студент-консультант параллельно мини-группе демонстрирует порядок действий на статисте.

После выполнения заданий подводятся итоги. Из каждой команды приглашаются поочередно ответственные за решение задач по соответствующим темам. Проверяется правильность и качество выполнения задания, отмечаются допущенные ошибки, уточняется алгоритм действий при тех или иных повреждениях.

Таким образом, учащимся предоставляется возможность продемонстрировать ранее полученные знания, получить профессиональную консультацию, отработать навыки по оказанию первой помощи пострадавшему.

На втором этапе студенты демонстрируют учащимся алгоритмы выполнения сердечно-легочной реанимации и остановки артериального и венозного кровотечения. Затем школьники распределяются на команды по 6 человек для участия в эстафете «Команда скорой помощи». Каждая команда получает ситуационные задачи по темам «Сердечно-легочная реанимация» и «Остановка кровотечения» [Приложение 7]. Продемонстрировать алгоритм действий участники должны на фантомах в эстафетном порядке.

Таблица. Порядок действий участников команды в эстафете.

Участник №

Остановка кровотечения

Сердечно-легочная реанимация

1

определение вида кровотечения (артериальное или венозное)

проверка опасности, сознания пострадавшего

2

наложение жгута

проверка проходимости воздухоносных путей и дыхания пострадавшего

3

оформление записки со временем наложения жгута

вызов скорой помощи

4

обработка раны

непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких

5

наложение асептической повязки на рану

6

придание необходимого положения пострадавшему

придание пострадавшему устойчивого бокового положения

Учащиеся демонстрируют слаженность работы в команде, от каждого зависит правильность выполнения алгоритма в целом. Студенты оценивают работу команд. По завершении подводятся итоги, корректируются ошибки.

Занятие «Приобретение базовых медицинских навыков».

Студенты организуют 5 пунктов по осуществлению следующих манипуляций: измерение артериального давления, пульсоксиметрия, внутримышечная инъекция, внутривенная инъекция, промывание желудка через зонд [Приложение 8].

Учащиеся распределяются на 5 команд. Каждая команда проходит все организованные пункты, где получает знания по осуществлению манипуляций и практикуется в их исполнении.

IV. Заключение

Результатом моей работы стали разработанные занятия для школьников разных возрастов (1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы) по вопросам санитарно-гигиенического воспитания, первичных медицинских знаний и навыкам оказания первой медицинской помощи:

- игровое занятие для учащихся 1-4 классов,

- квиз «Медицинский турнир» для учащихся 5-7 классов,

- медицинский практикум по оказанию первой помощи пострадавшим для учащихся 8-9 классов,

- практикум по приобретению базовых медицинских навыков для учащихся 8-9 классов.

Разработанные мной занятия очень востребованы, активно проводятся в рамках Дней здоровья, Дней профориентации, Дней первой помощи в школах города и района. Занятия помогают прививать школьникам принципы здорового образа жизни, формировать навыки оказания первой помощи, получать базовые медицинские знания и умения.

В ходе проведения занятий студенты-медики совершенствуют свои профессиональные компетенции, общаясь с юными пациентами.

V. Список использованных источников и литературы

1. Вязьмитина А.В., Кабарухин А.Б. Сестринский уход в хирургии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. – Ростов н/Д, Феникс, 2019. – 540.

2. Образовательные программы по курсу ОБЖ общеобразовательных школ.

3. Парахина А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». – Санкт-Петербург, Лань, 2023. – 256.

4. Смолева Э.В. Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов н/Д, Феникс, 2023. – 473.

5. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

6. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 502.

Приложение 1

Извлечение из образовательных программ по курсу ОБЖ (1-9 классы)

Класс

Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Тематика

Кол-во часов

Тематика

Кол-во часов

1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста

Ожоги. Как уберечься от ожогов.

5

Первая помощь при порезах, кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.

4

2

Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.

Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

5

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами.

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

4

3

Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений.

4

Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

5

4

Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека.

6

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.

Кровотечение, первая помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая помощь. Первая помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой помощи.

Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).

10

5

О здоровом образе жизни.

Двигательная активность и закаливание организма – элементы здорового образа жизни.

Рациональное питание. Гигиена питания.

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

5

Первая помощь при различных видах повреждений.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.

Первая помощь при отравлениях.

8

6

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

Профилактика потребления наркотиков и других психоактивных веществ.

6

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

Оказание первой помощи при травмах.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

4

7

Психологическая уравновешенность.

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо–физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

3

Общие правила оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

Общие правила транспортировки пострадавшего.

4

8

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная, социальная сущность.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

7

Первая помощь пострадавшим и ее значение.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Первая помощь при травмах.

Первая помощь при утоплении.

4

9

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем.

Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе.

Брак и семья.

Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в РФ.

8

Первая помощь при массовых поражениях.

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

2

Сост. автором по: [3]

Приложение 2

Этапы игрового занятия для учащихся 1-4 классов

1 этап. «Гигиена и здоровое питание». 2 этап. «Медицинские предметы».

3 этап. «Поставь инъекцию». 5 этап. «Бинтование».

Приложение 3

К виз «Медицинский турнир» для учащихся 5-7 классов

2 тур. «Путешествие по человеческому организму».

Приложение 4

Квиз «Медицинский турнир» для учащихся 5-7 классов.

3 тур. «Ошибки первой помощи».

Приложение 5. Квиз «Медицинский турнир» для учащихся 5-7 классов.

4 тур. «Ассоциации».

Приложение 6

Ситуационные задачи медицинского практикума для учащихся 8-9 классов.

По теме «Ожоги»:

1. Светлана Игоревна, кухонный работник школьной столовой, опрокинула на себя кастрюлю с кипящей водой, вследствие чего у нее возник ожог правого колена и голени. Окажите первую помощь пострадавшей. (Требуется выполнение сходящейся черепашьей повязки).

2. Елена Степановна, повар школьной столовой, вследствие попадания кипящего молока получила ожог левой кисти. Кожные покровы ярко-красного цвета, большое количество пузырей, заполненных прозрачной жидкостью. Окажите первую помощь пострадавшей. (Требуется выполнение повязки-перчатки).

3. Школьник Игорь во время похода занимался разведением костра и у открытого огня получил ожог правой ладони. Окажите первую помощь пострадавшему. (Требуется выполнение повязки-варежки).

По теме «Переломы»:

4. Школьник Петр на уроке физкультуры, спускаясь на лыжах с горы, упал, встать не может. Жалуется на боль в правой ноге в области голени. Окажите первую помощь пострадавшему.

5. Школьник Егор споткнулся на лестнице и неудачно упал, после чего появилась боль в правой руке в области средней трети предплечья. Движения в руке невозможны, имеется деформация кости и ненормальная подвижность. Окажите первую помощь пострадавшему.

6. Мальчик Кирилл упал на игровой площадке с горки, в результате чего повредил безымянный палец правой руки. Жалуется на боль, ограничение подвижности. Окажите первую помощь пострадавшему.

По теме «Травмы, требующие наложения сложных повязок»:

7. Лев Григорьевич, работник по зданию, упал с лестницы-стремянки, ударился головой, образовалась рана в волосистой части. Окажите первую помощь пострадавшему. (Требуется выполнение повязки «чепец»).

8. Ксения Федоровна поскользнулась на тротуаре около школы, при падении ударилась правой рукой. Появилась боль в области плечевого сустава, наблюдается ограничение подвижности, деформация, патологический хруст. Окажите первую помощь пострадавшей. (Требуется выполнение повязки «Дезо»).

9. Глеб Борисович получил травму грудной клетки во время автомобильной аварии. Жалуется на боль при движении и дыхании. Окажите первую помощь пострадавшему. (Требуется выполнение крестообразной повязки на грудь).

Приложение 7

Ситуационные задачи медицинского практикума для учащихся 8-9 классов.

По теме «Остановка кровотечения»:

10. Школьник Максим на уроке технологии отпиливал кусок доски, при этом пила неожиданно выскочила из рук и поранила левую руку в области плеча. Из раны вытекает пульсирующей струей кровь алого цвета. Окажите первую помощь пострадавшему.

11. Школьница Маргарита при утеплении окон получила резаную рану в области правого предплечья упавшим стеклом. Из раны струей вытекает кровь темного цвета. Окажите помощь пострадавшей.

По теме «Сердечно-легочная реанимация»:

12. Тех. служащая, Зинаида Петровна, осуществляя влажную уборку, задела мокрой тряпкой оголенные электрические провода под напряжением. Ее ударило током, вследствие чего произошла остановка сердца. Окажите первую помощь пострадавшей.

13. Ольгу Николаевну сбил автомобиль на пешеходном переходе. Получена черепно-мозговая травма, вследствие чего произошла остановка сердца и дыхания. Окажите первую помощь пострадавшей.

Приложение 8

Занятие «Приобретение базовых медицинских навыков»

для учащихся 8-9 классов.

Измерение артериального давления Пульсоксиметрия

Внутримышечная и внутривенная инъекция. Промывание желудка через зонд

Просмотров работы: 19