ВВЕДЕНИЕ
В своей работе хотела бы раскрыть тему школьного буллинга. Однажды я сама оказалась в подобной ситуации, но справилась с ней и теперь хочу подробнее изучить данное явление, и возможно мой пример поможет другим ребятам.
Тема работы актуальна, потому что в наши дни подростки становятся всё более агрессивными, и в результате начинают унижать и упрекать других в их собственных недостатках и провалах. Дети всё чаще сталкиваются с проблемой жестокости и насилия и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий школьной травли.
Цель: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ «ПСОШ №1» села Поспелиха.
Задачи:
дать определение, что такое буллинг;
выявить типы буллинга;
провести анкетирование среди подростков 6-9 классов
подготовить презентацию и памятку на основе полученных данных;
Объект исследования: обучающиеся 6-9х классов.
Предмет исследования: явление буллинга в школе.
Методы исследования:
1. сбор и изучение теоретического материала;
2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
3. методика на выявление «Буллинг-структуры» Норкиной Е.Г.
Гипотеза исследования: буллинг распространен в школьной среде МБОУ «Поспелихинская СОШ№1».
Предполагаемый результат: Результаты исследования могут быть использованы при разработке классных часов по проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения, а так же разработанные памятки помогут подросткам в сложных ситуациях.
ГЛАВА 1
БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Что такое буллинг?
Многие исследователи определяют Буллинг (травля)как систематическое, регулярно повторяющееся агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого члена коллектива или его части.
Цель буллинга - затравить жертву, вызвать страх, подчинить, унизить.
Что же может быть причиной травли? Это могут быть месть, зависть, желание добиться превосходства, жертва «не такая, как все», а так же жестокость.
В процессе буллинга всегда есть три главных «героя»:
«Хулиган» – человек, который причиняет вред;
«Жертва» – человек, который выглядит или ведет себя по-другому, не как окружающие его люди;
«Свидетель» – человек, который за всем наблюдает;
1.2. Каким бывает буллинг?
СЛОВЕСНЫЙ БУЛЛИНГ
Это когда кто-то обзывает другого человека неприятными для него словами, дразнит его или шутит о нем жестоким образом. Это то, что может сильно ранить чьи-то чувства. Такого рода обидные слова особенно неприятны, если речь идет о чьей-то семье, национальности или религии, о внешнем виде человека.
ФИЗИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ
Этот вид буллинга может включать в себя пощечины, толчки, пинки ногами, подножки и т.п. Физическим буллингом можно назвать и такую ситуацию, когда хулиган намеренно повреждает/пачкает одежду или другое личное имущество жертвы
УГРОЗЫ
Иногда хулиган может угрожать жертве, над которой он издевается:
«Мы проучим тебя после школы» — и тому подобное.
НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ
Жесты — это сообщения, которые мы показываем невербально, т.е. без
слов. Некоторые жесты могут выглядеть угрожающе, их используют хулиганы. Такие жесты включают в себя показывание кулаков, неприличные жесты и грозные взгляды.
ВЫМОГАТЕЛЬСТВО
Под вымогательством мы понимаем получение денег или личного
имущества от человека, над которым издеваются. Иногда хулиганы заставляют жертву воровать для них вещи, ломать или портить имущество. В таких ситуациях хулиган угрожает человеку, что он расскажет всем окружающим об этом. Такое поведение хулигана вынуждает жертву воровать или ломать вещи всем окружающим снова и снова.
ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО, ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ
Если человек ВСЕГДА остается вне игры, занятия или беседы, то это тоже
буллинг.
ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВУ
При таком типе издевательств, хулиган или хулиганы пытаются сделать человека, над которым издеваются непопулярным. Хулиган может распространять ложь о ком-то, слухи или сплетни. Хулиганы также могут угрожать другим ученикам и заставлять их не общаться с тем человеком, над которым издеваются: «Если вы поговорите с..., мы проучим вас потом».
ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО
К такому буллингу можно отнести распространение неприятных записок или рисунков о жертве. Подобное поведение также может включать в себя рисование оскорбительных граффити в пространстве школы или в общественных местах.
КИБЕРБУЛЛИНГ
Жертва подвергается травле по телефону или в Интернете, ей
отправляются угрожающие или оскорбительные сообщения, фотографии публикуются в Интернете.
1.3 Буллинг и конфликт
Ситуация не считается буллингом, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом. Иногда буллинг ошибочно принимают за конфликт. Рассмотрим различия. Для начала дадим определение конфликту.
Конфликт, этостолкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
БУЛЛИНГ |
КОНФЛИКТ |
|
|
Почему же одни подростки буллят других? На это влияют несколько факторов:
Травят те, кого травили раньше
Отсутствие интересов, скука
Стремление заслужить уважение сверстников
Вывод:после изучения литературы и интернет ресурсов я могу дать точное определение буллингу, могу отличить его от конфликта.
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА У УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ МБОУ « ПСОШ№1»
2.1 Организация исследования
Была использована методика на выявление «Буллинг-структуры» Норкиной Е.Г.. Данная методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге. Тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.
По итогам диагностики в соответствии с классификацией О.Л. Глазман класс разделяется на:
1. Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они «нападают» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.
2. Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.
3. Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу.
4. Жертв. Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» буллинга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.
5. Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности.
2.2 Анализ результатов исследования
Роли и позиции обучающихся распределились следующим образом
Таблица 1
Класс, число прошедших тестирование |
Инициатор |
Помощник инициатора |
Защитник жертвы |
Жертва |
Наблюдатель |
6б- 26 |
2 |
2 |
20 |
1 |
1 |
7б-22 |
1 |
1 |
19 |
1 |
0 |
8б-25 |
0 |
1 |
22 |
0 |
2 |
9а-23 |
0 |
0 |
22 |
0 |
1 |
96 учащихся |
3 |
4 |
83 |
2 |
4 |
Наглядно мы можем увидеть это на диаграмме №1
Таким образом, полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:
Гипотеза нашего исследования частично подтвердилась. У подростков возникают проблемы со сверстниками, несмотря на то, что у них много друзей.
С целью профилактики буллинга среди подростков, мною были составлены рекомендации (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Буллинг - это “болезнь” класса. От буллинга “болеют” и страдают все: и тот, кого обижают и те, кто это видят, и сами обидчики. Удивительно: всем плохо, но остановить эти действия без помощи взрослых почти невозможно.
В ходе проведенной работы, было выяснено, что такое буллинг, его формы и типы, проведено анкетирование среди учащихся 6-9х классов МБОУ «Поспелихинская СОШ №1» .
Наша гипотеза получила частичное подтверждение, так как в ходе исследования было выявлено несколько случаев буллинга, но распространенным явлением для нашей школы это назвать сложно.
В связи с тем, что обучающиеся чаще всего явление буллинга наблюдают в школе и интернете, продуктом нашего исследования стали презентация и памятка для подростков, чтобы школьники понимали, как вести себя в ситуации буллинга. Совместно с моим научным руководителем я провела профилактическую беседу с учащимися школы, где и представила итоги своей работы. Классным руководителям и ребятам были выданы подготовленные методические рекомендации и буклеты, посвященные проблеме подросткового буллинга.
Учащимся школы напомнили о существовании телефона доверия, раздали памятки. Подростки зачастую не хотят всем делиться с родителями, родственниками или друзьями. В силу разных причин. Такой способ рассказать о своих переживаниях может очень помочь. Главная задача телефона доверия - снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, уберечь собеседника от опрометчивых и опасных поступков. На той стороне всегда будет подготовленный специалист, который сможет взглянуть на проблему со стороны и поможет найти выход.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://ppms22.ru/child/
https://www.b17.ru/article/85575/
Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов [Электронный ресурс]: ‒ Режим доступа //
Бучельникова Л.В. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах. Екатеринбург 2014г
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006г, № 11. с.15-18.
Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб. , 2001г.
Таврический научный обозреватель www.tavr.scienceНоркина Е. Г
(№ 3(8) — март 2016)
Материалы инновационной коммуникационно – компетентностной онлайн площадки саморазвития«Антибуллинговая компетентность педагога общеобразовательной организации» (Всероссийской деловой
платформы «Десятилетие детства» - проект «Компетентностные педагоги - детям России»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета №1«Буллинг-структура»
1. Среди одноклассников у меня много друзей: А) да, я дружу со всеми; Б) у меня есть пару друзей; В) нет, я ни с кем не дружу; Г) мне бы хотелось дружить со всеми. 2. Для меня важна внешность окружающих: А) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться; Б) нет, главное, чтобы человек был интересен; В) я сам страдаю из-за своей внешности; Г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает ничего хорошего. 3. В моем классе есть ребята, которые мне не приятны: А) да, один или два; Б) нет, мне приятны все; В) мне все не нравятся; Г) да, но они не приятны всем в классе. 4. Мне кажется, что мои одноклассники лучше меня: А) да, во всем; Б) иногда; В) нет, на меня все равняются; Г) нет, я не чувствую себя хуже других. 5. Если мой одноклассник пришел в очках: А) буду общаться с ним так же как всегда; Б) буду смеяться над ним; В) перестану с ним общаться; Г) буду общаться только тогда, когда не видят другие ребята. 6. У меня очень дружный класс: А) да мы очень дружны; Б) нет, мы почти не общаемся; В) в основном да, если не считать некоторых; Г) у нас есть ребята, которые всех «задирают». 7. Я часто испытываю чувство одиночества и тревоги: А) да; Б) нет; В) иногда; Г) часто. 8. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую: А) облегчение, хорошо, что меня это не касается; Б) не справедливость и заступаюсь за одноклассника; В) ничего не чувствую, наверняка он это заслужил; Г) мне нет до этого никакого дела. 9. Я бы хотел проводить больше времени с одноклассниками: А) да, но это бывает редко; Б) мы и так постоянно проводим свободное время вместе; В) нет, мне с ними не интересно; Г) нет, потому что некоторые ребята все портят. 10. Мне кажется, что мои одноклассники не хотят со мной общаться: А) да это так и мне это неприятно; Б) нет, со мной все дружат; В) да, но меня это устраивает; Г) это я не хочу с ними общаться. 11. У нас в классе есть пару ребят, на которых все равняются: А) да, я думаю, что я один из них; Б) да, но они этого не заслуживают; В) нет, у нас таких нет; Г) да, я тоже на них равняюсь. 12.Когда меня ругают, я испытываю чувство гнева: А) да; Б) нет; В) иногда; Г) часто. 13. В нашем классе есть несколько ребят, которых все боятся: А) да, они всех унижают, а иногда и бьют; Б) нет, у нас таких нет; В) я и сам из их числа — меня все боятся; Г) конечно, так и должно быть, это нормально. |
14. Мне бы хотелось учиться в другом классе или школе: А) да, мне не нравится наш коллектив; Б) нет, меня все устраивает; В) иногда, после ссоры с одноклассниками; Г) нет, а вдруг там будет хуже. 15. Мне кажется, что с помощью силы можно решить любую проблему: А) да это самый действенный способ; Б) нет, лучше решать «мирным» путем; В) иногда без этого не обойтись; Г) все зависит от обстоятельств и от людей. 16. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит А) да и мне их жаль; Б) нет, мы все дружим; В) да, но они этого заслуживают; Г) я сам из их числа. 17. Мне кажется, что в нашем классе часто происходят акты насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты или действия): А) да, постоянно ссоры и драки; Б) нет, у нас такого не бывает; В) почти нет, если не считать пару случаев; Г) конечно, так и должно быть. 18. Если я увижу драку между одноклассниками то я: А) пройду мимо это меня не касается; Б) обязательно остановлюсь и посмотрю; В) сниму это все на телефон, и после размещу в интернете, пусть все увидят; Г) попытаюсь остановить драку и выяснить в чем дело. 19. Мне кажется, что в коллективе меня недооценивают: А) да; Б) нет; В) иногда; Г) часто. 20. По-моему педагоги в школе унижают и оскорбляют учащихся: А) да; Б) нет; В) иногда; Г) часто. 21. Если бы мой класс был на корабле, я бы стал: А) капитаном; Б) помощником капитана; В) обычным матросом; Г) юнгой. 22. Если у человека изъяны во внешности (бородавки, косоглазие, ожирение и др.): А) это повод для насмешек; Б) я с таким не буду общаться; В) меня это не беспокоит, буду общаться; Г) не буду общаться, чтобы не уронить свою репутацию. 23. Если при мне кто-то подвергается насмешкам: А) я буду поступать так же как все; Б) встану на его защиту; В) один из первых стану смеяться над ним; Г) ничего делать не буду, меня это не касается. 24. Я часто огорчаюсь, когда не пользуюсь успехом в классе: А) да, для меня это очень важно; Б) нет-мне все равно; В) я всегда пользуюсь успехом; Г) нет, я никогда не был успешен в классе. 25. Я нуждаюсь в поддержке одноклассников: А) да; Б) нет; В) иногда; Г) часто. |
Приложение 2
Результаты диагностического обследования обучающихся 6-9 классов МБОУ "Поспелихинской СОШ №1" по методике «Буллинг-структура» (Норкина Е.Г..)
Приложение 3
Рекомендации по профилактике буллинга среди подростков
БУЛЛИНГ — ЭТО ВСЕГДА НЕПРАВИЛЬНО!
НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАПУГИВАТЬ ВАС!
Даже если хулиган говорит вам, что это ваша собственная ошибка
или что это была всего лишь шутка, это не оправдывает издевательство
над вами!
Если буллинг заставляет вас чувствовать себя бесполезными, беспомощными или виноватыми, знайте, что это именно то, чего хочет хулиган. Это единственный способ, которым хулиган может почувствовать себя сильным и важным
КАК ВЕСТИ СЕБЯ,
ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ БУЛЛИНГА - БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ!
Сначала вы можете попробовать игнорировать хулигана. Это работает, когда хулиган все еще пытается понять, можно ли над вами издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал вас травить или даже атакует физически.
УХОДИТЕ! Если возможно, необходимо уйти от хулигана. Избегайте ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает на вас или где нет людей. Держитесь рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями. Если на пути в школу есть место, где над вами часто издеваются, подумайте о том, можете ли вы использовать другой маршрут по пути в школу и из школы.
РАССКАЖИТЕ ИМ, ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ! Скажите хулиганам ясно и спокойно, что вам не нравится то, что они делают, и что они должны остановиться, используя выражения, такие как «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»
ОТВЕЧАЙТЕ С ЮМОРОМ И БУДЬТЕ УМНЫ! Если вместо ответных оскорблений человек шутит над ситуацией, это вызывает недоумение у хулиганов. Юмор — один из самых эффективных способов разоружить хулигана, но он также и самый сложный. Не каждая шутка вызовет у хулигана чувство растерянности, некоторые могут раздражить агрессора еще сильнее.
РАССКАЖИТЕ КОМУ-НИБУДЬ О БУЛЛИНГЕ! Люди, подвергшиеся издевательствам, нуждаются в помощи своих семей и школ. Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найдите кого-то, кому вы доверяете, желательно взрослого. Разговор помогает лучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами. Важно, чтобы человек, с которым вы решили поговорить, слушал вас и уважал ваше мнение. Если кто-то скажет вам: «Это ваша вина!» или «То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее!» — знайте, что они не правы! Иногда взрослые не знают о реальной природе буллинга и его последствиях. Поэтому хорошо так-же поговорить со школьным психологом или социальным педагогом — их обучили помогать детям, ставшим жертвами травли. Никто не сможет вам помочь, если вы не скажете кому-то, что над вами издевались — ваша семья и учителя не умеют читать мысли.
НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА КАК-ТО САМИ «УЙДУТ» —
ПЛОХОЙ ВАРИАНТ. Ситуация почти наверняка ухудшится, если вы будете молчать, потому что хулиган поймет, что ему это сходит с рук.
В СЛУЧАЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СОХРАНЯЙТЕ СООБЩЕНИЯ ОТ ХУЛИГАНА И ПЕРЕПИСКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Даже если вы хотите избавиться от вещей, которые причинили вам боль как можно скорее. Таким образом вы всегда сможете предоставить сохраненный материал в полицию, чтобы остановить хулигана. Кроме того, в случае, если хулиган попытается «отфотошопить» вашу переписку с целью оболгать вас, вы всегда сможете доказать свою невиновность.
ИНФОРМИРУЙТЕ ПОЛИЦИЮ! Возможно, вам придется сообщить в полицию в случае очень серьезного эпизода буллинга. Вы можете сделать это сами, позвонив в полицию по телефону 102, или вы можете попросить своих родителей или учителя сделать это за вас. Вы не должны стесняться из-за того, что вы позвонили в полицию — у вас есть право на то, что вы делаете!
Приложение 4
Беседы по профилактике буллинга с учащимися МБОУ «Поспелихинская СОШ№1» |
Приложение 5
Памятки, размещённые на портале Алтайского краевого ППМС центра