Выбор профессии важное дело: могу ли я быть архитектором - проектировщиком?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выбор профессии важное дело: могу ли я быть архитектором - проектировщиком?

Казакова И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25» (МАОУ «Гимназия № 25»)
Козырева Ю.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25» (МАОУ «Гимназия № 25»)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Архитектор – интересная и востребованная профессия, специалист, которой осуществляет архитектурное проектирование, разработку объемно-планировочных и интерьерных решений.

Архитектор – проектировщик – это специалист, прорабатывающий концепции архитектурных объектов. Основная работа людей по этому направлению — создание чертежей с учетом всех пожеланий заказчика, внешних факторов и сроков.

Я учусь в 9 классе и уже через три, а может даже через год передо мной будет стоять важнейший выборов жизни, выбор профессии. Мне интересна профессия – архитектора. Чтобы не ошибиться в выборе я решила исследовать профессию архитектор и возможность им стать. Это стало Целью моего проекта.

Задачи:

  • Знакомство с профессией архитектор

  • Изучение образовательных учреждений Свердловской области, где можно получить профессию архитектор

  • Изучение рынка труда в Свердловской области, востребованность профессии

  • Тестирование себя на принадлежность к профессии архитектор

Методы исследования:

  • Анализ себя на принадлежность к профессии архитектор (тестирование)

  • Изучение рынка труда, особенности профессии через анализ и синтез информации сайтов

Объект исследования: профессия архитектор

Предмет исследования: возможность быть архитектором

1.Архитектура – архитектор

Архитектура — это искусство проектирования и строительства зданий, сооружений и их комплексов, то есть искусство создания материально-организованной среды. Как область строительной деятельности человека, архитектура отражает уровень научно-технического развития общества, а как область искусства, архитектура в художественных образах отражает определённое идейное содержание. [3]

Храм лотоса, Нью - Дели Шартрский собор, Франция

    1. Архитектор и особенности деятельности

Архитектор — это профессионал, который специализируется на проектировании зданий, сооружений, интерьера, ландшафта. Он не просто разрабатывает пространства, он заботится о том, как пространство впишется в окружающую среду. А еще контролирует строительство.

Главная цель профессии – получить безопасное, оригинальное и уникальное архитектурное строение, в котором будет эффективно использоваться площадь.

Сфера профессиональной деятельности искусство и строительство. Основная деятельность архитектора связана с проектированием, созданием, оформлением зданий, что позволяет отнести её по предмету труда к типу «Человек – Художественный образ». Тип профессии по цели труда изыскательский, что значит перед человеком, стоят задачи изобразить, придумать, сконструировать и т.п. По средствам труда, профессию можно охарактеризовать как ручной труд. Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия архитектора связана с конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления. В работе архитектор использует ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. [12]

Архитекторы могут работать как самостоятельно (специалист, выполняющий частные заказы), так и в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они работают в помещениях. Несколько раз в неделю возможны выезды на проектируемые объекты с целью осуществления авторского надзора за ходом работ.

Особенность в профессии архитектора – постоянная нагрузка. Приходится трудиться сверх нормы в рабочие дни, да еще и нужно выходить в выходные. Иногда требуется сидеть над проектом всю ночь напролет, а утром снова идти на работу. Постоянная нехватка времени: над чем бы Вы ни работали, часов нужно вдвое больше, чем отведено для выполнения задачи.[5]

Качества личности:

  • способность к созданию образа по словесному описанию и к переводу образа в словесное способность к конструированию и проектированию;

  • навыки черчения;

  • способность к цветовому восприятию;

  • развитое абстрактное мышление;

  • чувство вкуса, гармонии и симметрии;

  • развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный);

  • способность концентрировать внимание;

  • стрессоустойчивость;

  • интуитивное мышление;

  • развитая зрительная и тактильная память;

  • развитый эстетический и художественный вкус;

  • способность к восприятию пространственного соотношения предметов.

Требования к профессиональной подготовке:

  • разрабатывать архитектурные проекты на всех стадиях согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;

  • инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе;

  • проводить всеобъемлющий анализ и оценку здания, комплекса зданий или фрагментов искусственной среды обитания;

  • грамотно представлять архитектурный замысел, идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики;

  • участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;

  • оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах;

  • координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе;

  • осуществлять авторский надзор за строительством проектных объектов.

Именитыми специалистами становятся не за один день. Многие начинают с простого строителя или инженера. В архитектурную сферу деятельности открыт путь инженерам и технологам, которые заняты в области строительства. [6]

    1. Сферы деятельности архитектора[13]

Архитектор-дизайнер

Под архитектурной средой понимается любое окружающее нас пространство — комната, двор дома, улица или город. Дизайнер архитектурной среды работает над внешним обликом пространства, разрабатывает его в деталях. А от дизайнера интерьеров отличается тем, что его разработки обычно используются для широкой социальной группы людей, а не для частных заказчиков.

Ландшафтный архитектор

Специалист по оформлению садов, загородных участков, парков (продумывает, как и какие растения разместить на участке), организатор городской территории (места досуга и отдыха). В его обязанности также входит проектирование необходимых инженерных сооружений и коммуникаций, в том числе освещение зданий и природных ансамблей. Это не просто ландшафтный художник, но еще и специалист по инженерно-пространственным решениям.

Архитектор-проектировщик

На этом специалисте лежит подробная проработка концепции архитектурного объекта, будь то здание, парковая зона или населенный пункт. Основная работа проектировщика — создание чертежа с учетом всех пожеланий заказчика, внешних факторов и сроков. Сейчас такие архитекторы пользуются в основном компьютерными программами, но владеть чертежными инструментами тоже обязаны.

Инженер-архитектор

Специалист по проектированию объектов (зданий, детских площадок, парковых зон, парковок и т.д.). В его обязанности входит согласование (как в целом, так и детально) проектной документации. Он также может проводить авторский надзор за строительством и отслеживать работу подрядчиков.

Архитектор-реставратор

Это специалист по восстановлению старинных памятников архитектуры. Он должен уметь провести экспертизу и оценить состояние объекта. Задача состоит в том, чтобы, тщательно изучив историю строительства, использования материалов и технологий, понять, как "воскресить" объект, не навредив ему, придав максимально близкий к изначальному вид.

Архитектор-генпланист

Специалист, который полностью готовит, корректирует и утверждает генеральный план застройки населенного пункта (города, поселка, улицы). Генпланист должен учитывать экономическое и индустриальное развитие данной местности, знать юридические законы и акты, необходимые для строительства. Вся инфраструктура будущего населенного пункта (дороги, жилые дома, магазины, школы, больницы — их расположение и количество) лежит на плечах генпланиста.

Главный архитектор

В его обязанности входит проектно-изыскательские работы. Он должен знать нюансы планирования всех работ, проверять проектно-сметную документацию, формулировать задачи субподрядчикам. Главный архитектор проекта – это своего рода дирижер всего процесса, человек, отвечающий за все и вся, обладающий большим опытом работы.

Преподаватель архитектуры

Теоретик (не исключено, что в прошлом – практик), изучающий историю и развитие архитектуры как науки. Это – специалисты, которые делятся накопленными знаниями в вузах. Нередко это ученые, которые проводят различные исследования в области строительства, а также устраивают профильные конкурсы среди будущих архитекторов.

    1. Изучение профессии архитектор - проектировщик

1.3.1 История архитектурного проектирования[4]

Еще с первобытных времен человек задумывался о том, как перенести ту информацию, которую он воспринимает из внешнего мира на какой-либо носитель, чтобы запечатлеть ее или передать другим. То Чертежи стали появляться еще в XVI веке. Слово «чертеж» именно с этого времени упоминается в нашем языке. На таких рисунках было много подписей и пояснений, поскольку изображение настолько схематично, что понять все нюансы задумки по одному только рисунку практически невозможно.

К концу XVIII века французский математик Гаспар Монж основал такую науку, как начертательная геометрия. В своих трудах он изложил все принципы способы графического отображения объемных объектов и фигур в двухмерном рисунке, а так же описал законы, по которым это можно сделать с сохранением всех пропорций.

Начертательная геометрия дала толчок к дальнейшему развитию инженерных наук появилась наскальная живопись и прочие формы первобытного искусства. Помимо черчения в строительстве, все более развивалась картография, в которой так же схематично отображалась реальность в 2D-рисунке. С течением времени черчение все более тесно переплеталось с различными математическими и физическими расчетами и превратилось в проектирование.

В середине XX века произошла настоящая революция в области техники, значение которой настолько велико, что, скорее всего, уже никогда не произойдет ничего подобного. С развитием теории информации, логической архитектуры и других теорий и разделов математики и информатики, компьютеры все более совершенствовались, принимая привычные для нас облик и наполнение. Возможности машин позволяли создавать 2D чертежи, которые отличались от ручных точностью и аккуратностью. Эти программы до сих пор пользуются большой популярностью.

1.3.2 Особенности профессии архитектор-проектировщик [5]

Архитекторы-проектировщики востребованы на рынке труда, заработная плата высокая. Однако карьерный рост возможен только по административной линии (специалист, ведущий специалист). Опытный архитектор-проектировщик может открыть собственное архитектурное бюро.

Быстрое развитие новых технологий приводит к тому, что у архитектора-проектировщика постоянно добавляются должностные обязанности. Теперь даже для работы в проектной организации представителю столь сложной творческой профессии необходимо знать множество компьютерных программ и тонкости 3D-моделирования. Кроме того, пакет рабочих документов для разных проектов с каждым годом увеличивается. А архитектор-проектировщик обязан понимать их суть, вникать в тонкости и мелкие нюансы. Требовать внесения изменений, если будут выявлены данные, не соответствующие стандартам и строительным нормам.

Плюсы и минусы профессии архитектор-проектировщик[5]

Профессия архитектор-проектировщик, как и любая другая специальность, имеет ряд неоспоримых достоинств и некоторых недостатков. Причем о недостатках специалист узнает только в процессе работы. Для начала следует рассмотреть положительные стороны профессии. К ним относятся следующие:

  • творческая деятельность;

  • карьерный рост;

  • престиж;

  • достойная оплата;

  • самореализация в обществе.

Но при этом есть и недостатки, некоторые со временем в процессе работы исчезают.

  • На архитектора-проектировщика возлагается огромная ответственность.

  • Прежде чем стать сотрудником крупной компании, архитектор-проектировщик должен много и интенсивно учиться. Однако даже после получения диплома учеба не заканчивается. Архитектурное искусство постоянно развивается и совершенствуется.

  • Частые стрессы и переработки.

  • Заработная плата начинающих архитекторов-проектировщиков оставляет желать лучшего.

  1. Где можно получить профессию по направлению архитектор - проектировщика в Свердловской области

Специальность: архитектор – проектировщик можно получить, обучаясь как в высших учебных заведениях, так и в колледже на базе 9 классов. Для поступления абитуриентам ВУЗов предстоит сдача ЕГЭ по математике (минимальный балл от 39), русский язык (минимальный балл от 40). Проходной балл на бюджет: 301 балла в УрГАХУ, 233 балла в УрФУ; Дополнительные экзамены: рисунок, композиция (только в УрГАХУ); поступление результатам по олимпиады; можно поступить без экзаменов, победив в одной из олимпиад.

Дополнительные баллы к сумме ЕГЭ:

  • 5 баллов (УрФУ), 7 баллов (УрГАХУ) за аттестат с отличием

  • 5 баллов (УрФУ), 7 баллов (УрГАХУ) за диплом колледжа с отличием

  • 2 балла (УрФУ), 3 баллов (УрГАХУ) за Золотой значок ГТО

  • 2-3 балла (УрФУ) за спортивные достижения

  • 1 балл (УрФУ) за волонтерская деятельность

  • 2-6 баллов (УрФУ) баллов за результаты олимпиад и творческих конкурсов, не используемые для получения особых прав

  • 1 балл (УрФУ, УрГАХУ) балл за Наличие статуса победителя чемпионата «Абилимпикс»

Высшие Учебные Заведения:

1.Город Екатеринбург. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

О направлении «Архитектура»: Профессия архитектора позволяет соединить инженерию и искусство. Помимо проектирования зданий и сооружений архитекторы занимаются дизайном интерьера, созданием парков и озеленением городов. Есть и более широкие специализации — градостроительная деятельность (проектирование районов или крупных муниципальных комплексов) и урбанистика (развитие городов как единых систем).

О программе: Область профессиональной деятельности и сфера профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сфере градостроительного проектирования и урбанистики).

Специальности: Архитектура

Срок обучения: 5 лет

После какого класса можно поступить: после 11 классов обучения

2.Город Екатеринбург. Уральский государственный архитектурно-художественный университет

О направлении «Архитектура»: Профессия архитектора позволяет соединить инженерию и искусство. Помимо проектирования зданий и сооружений архитекторы занимаются дизайном интерьера, созданием парков и озеленением городов. Есть и более широкие специализации — градостроительная деятельность (проектирование районов или крупных муниципальных комплексов) и урбанистика (развитие городов как единых систем).

О программе: Подготовка бакалавров в сфере архитектуры.

Специальности: Архитектура

Срок обучения: 5 лет

После какого класса можно поступить: после 11 классов обучения

О направлении «Градостроительство»: Выпускники направления – специалисты в области планирования и развития городов и поселений. Их задача – сопроводительная и экспертная работа, направленная на создание наиболее благоприятной городской среды.

О программе: Подготовка бакалавров в сфере градостроительства.

Специальности: Градостроительство

Срок обучения: 5 лет

После какого класса можно поступить: после 11 классов обучения

Колледжи:

1. Город Екатеринбург. Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства

О специальности «Архитектура»: Одна из самых высокорейтинговых специальностей среднего профессионального образования, конкурс на “Архитектуру” может достигать 5-6 человек на место. Выпускники колледжа занимают должности техников, дизайнеров, проектировщиков в проектных организациях, строительных компаниях, дизайн-студиях.

О программе: Область профессиональной деятельности выпускников: проектирование объектов архитектурной среды, осуществление мероприятий по реализации принятых решений, планирование и организация процесса архитектурного проектирования.

Специальности: Архитектура

Срок обучения: после 11 классов 2 года и 10 месяцев, после 9 классов 3 года и 10 месяцев

После какого класса можно поступить: после 11 и 9 классов обучения. [1,2]

  1. Рынок труда: востребованность профессии архитектор - проектировщик

Архитектор - проектировщик весьма специфическая профессия. Зайдя на сайт Интерактивного портала Департамента по труду и занятости населения Свердловской области (Szn-ural.ru/statistic)

Я нашла вакансии архитектора, ведущего архитектора, архитектора 1 и 2 категории, конкретно вакансий архитектора – проектировщика я не увидела. Но профобласть у всех вакансий архитектура и проектирование, что по должностям и обязанностям подходит к вакансии архитектор – проектировщик. (Рис.1, 2, 3) [9]

Рис 1 Рис.2

Рис.3

На других сайтах по трудоустройству я нашла объявления о вакансиях[10,]: Инженер-проектировщик/архитектор

ООО «ИНТЭКС» занимается разработкой проектной документации для объектов гражданского и промышленного назначения, а также опасных производственных объектов. Адрес: г. Екатеринбург

2. Инженер-проектировщик/архитектор

ООО ДорХан-Урал специализируемся на строительстве блочно- модульных зданий (быстровозводимые здания из металлоконструкций) различной сложности и этажности. Адрес: г. Екатеринбург

3. Архитектор-проектировщик

ООО Кадастровые инженеры. Адрес: г. Екатеринбург

Вывод: из анализа рынка труда Свердловской области я поняла, что профессия архитектор – проектировщик в государственных предприятиях не так востребована. Зато в частных предприятиях она пользуется большим спросом как для людей с большим опытом, так и научающим. Главное иметь хорошие навыки и умения. В городе Ревде нет вакансий. Большее количество вакансий в г. Екатеринбурге.

  1. Профпробы

Профориентация — система мероприятий, направленных на подготовку молодежи и взрослого населения к выбору профессии, содействий в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и возможностям, принося пользу обществу. Решение этого важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы.

Наиболее подходящий вариант системного решения вопросов профориентации — прохождение профессиональных проб. Профпроба — это профиспытание моделирующее конкретную профессиональную деятельность, которое способствует сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии. Прохождение цикла профессиональных проб дает возможность ответить на один из важных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться.

У меня пока нет возможности попробовать себя в профессии архитектор - проектировщик в рамках предприятия, но я могу проверить себя на возможность стать архитектором - проектировщиком пройдя ряд тестов на профориентацию. Чем больше тестовых проб пройдено, тем объективнее результат.

4.1. Тестирование на профориентацию

Я прошла 5 тестов для определения возможности быть архитектором – проектировщиком.

  1. Тест на профориентацию по методике академика Е.А. Климова.

Если бы на свете существовали только две профессии, какую работу вы бы предпочли из двух? (Рис. 4,5,6)

Рис 4

Рис. 5

Рис. 6

Вывод: По результатам второго теста по методике Е. А. Климова мне подходят профессии профессиональной сферы «Человек - знаковая система», которой относится профессия архитектора.

  1. Тест-опросник на профориентацию

Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся(модификация Г.В.Резапкиной).

Вывод: по результатам тестирования самый большой результат оказался в 4 колонке – сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.

  1. Тест на профориентацию «Карта интересов» [11]

В зависимости от привлекательности содержания приведенных ниже фраз отметьте один из четырёх пунктов по принципу по принципу: "Очень нравится", "Нравится", "Сомневаюсь", "Не нравится", "Очень не нравится". (Рис. 7)

Рис.7

Вывод: по результатам теста на профориентацию было выявлено несколько областей это история, техника и искусство, по которым мне стоит выбрать подходящую мне профессию в будущем. Анализируя свои показатели, я сделала вывод, что они очень подходят под описание специальность архитектор – проектировщик.

  1. Тест на профориентацию по методике

Источник: Карнаух И. И., Танаев В. М. «Найди себя, или делай то, для чего ты рожден!» г. Екатеринбург, 2000 г.

(Рис. 8)

Рис. 8

Вывод: в примерном перечень профессий, которые подходят мне больше всего (это профессии практичные, прикладные и требующие особой подготовки) нет профессии архитектор. По результатам тестирования мой психотип «Мастер», которому подходят профессии: пилот, охотник, пожарник, специалист по вооружению, автогонщик, фермер, механик, плотник, столяр, мастер по ремонту ЭВМ, менеджер, разведчик, программист, специалист по медтехнике, тренер, художник по рекламе.

4.2. Анализ результатов тестирования: я архитектор - проектировщик?

По результату первого теста на профориентацию ближе мне оказался ответ «Человек — художественный образ». Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

По результату второго теста профессиональная сфера, которая определилась – «Человек-знаковая система». Это профессии, в которых человек работает с числами, таблицами, графиками, схемами, буквами, шифрами. Сюда относятся бухгалтеры, экономисты, финансовые брокеры, математики, проектировщики оборудования и зданий, архитекторы, конструкторы одежды, корректоры, редакторы, звукорежиссеры, картографы, кадастровые инженеры, шифровальщики.

По результатам третьего тестирования самый большой результат оказался в 4 колонке – сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.

По результатам четвёртого теста на профориентацию было выявлено несколько областей это история, техника и искусство, по которым мне стоит выбрать подходящую мне профессию в будущем. Анализируя свои показатели, я сделала вывод, что они очень подходят под описание специальности архитектор – проектировщик.

Анализируя результаты всех 5 тестов по итогу, можно заметить, что мне больше всего близки сферы эстетики и искусства, творческие профессии. Все пройденные мной тесты – опросники по профориентации показывают, что: мне профессия архитектор – проектировщик вполне подходит.

Заключение

Я считаю, мне удалось выполнить поставленные передо мной задачи: я познакомилась с профессией архитектор, узнала в каких образовательных учреждениях Свердловской области можно получить профессию архитектор. Изучила рынка труда в Свердловской области, провела тестирование себя на принадлежность к профессии архитектор. Поставленная передо мной цель была достигнута, я исследовала профессию архитектор: узнала о том, что такое архитектура, кто такой архитектор, какие направления специальности существуют. Теперь я знаю, какие качества личности должны иметь люди этой профессии, и какие требования к подготовке архитектора предъявляют работодатели. Я прошла 5 тестов на профориентацию и проанализировала их результаты.

Да, мне можно пробовать себя в профессии архитектор – проектировщик. Я по результатам всех тестов – опросников близка типу труда, к типу «Человек – художественный образ», к которой относится основная деятельность архитектора.

Меня очень впечатлила работа архитектора, я поняла, что она гораздо сложнее, чем мне казалось. В этой работе много нюансов, которые обязательно должны быть соблюдены при её выполнении. Это довольно трудная и ответственная работа, но я думаю, если прилагать должные усилия и старания, то со всем можно справиться. Считаю, у меня есть достаточные перспективы для работы в этой профессии. Но я поняла, что помимо тех знаний по общеобразовательным предметам (математика и русский язык), которые я получаю в школе, мне нужно готовится к дополнительным испытаниям (рисунок, композиция).

Выполняя этот проект, я познакомилась и с другими профессиями и сферами деятельности, где я могла бы работать.

Данная работа будет полезна моим одноклассникам и всем ребятам, которые уже задумываются о выборе профессии. Представленные тесты – опросники могут быть использованы для самоопределения.

Список литературы

  1. https://blog.maximumtest.ru/post/chem-zanimaetsya-arhitektor.html виды архитекторов

  2. https://radiosputnik.ria.ru/20211224/arkhitektor-1760591683.html виды архитекторов

  3. https://mgsu.ru/universityabout/Struktura/Kafedri/Arhitektura/mmaterials/33.pdf что такое архитектура

  4. http://cranepro.ru/blog/istoriya-razvitiya-proektirovaniya/ история развития проектирования

  5. https://moeobrazovanie.ru/professions_arhitektor_proektirovschik.html особенности профессии

  6. https://vplate.ru/arhitektor/proektirovshchik/#h2_718224 особенности профессии, плюсы и минусы

  7. https://ru.rbth.com/read/1600-modern-russian-architects известные архитекторы-проектировщики

  8. https://eburg.ucheba.ru/prof/1865 список вузов и колледжей, где можно получить специальность архитектор-проектировщик

  9. https://www.szn-ural.ru/statistics/?Profession=Архитектор&ProfessiogramsOnly=False&Extended=False&CoursesOnPage=False&GroupByCzn=False&Sort=1&VacancySort=0&CoursesSort=0 статистика вакансий

  10. https://ekaterinburg.hh.ru/vacancy/75812952?query=архитектор-проектировщик&from=vacancy_search_catalog вакансии архитектора – проектировщика в Свердловской области, в г. Екатеринбурге

  11. https://www.profguide.io/test/interests_map.html тест на профориентацию

  12. http://www.мой-ориентир.рф/энциклопедия-профессий/2690/

  13. https://workking.ru/proforientatsiya/professiya/arhitektor.html#i-6

Просмотров работы: 57