Введение
Меня зовут Илья, я учусь в 5 классе, интересуюсь географией и тем, что с ней связано. У меня есть атлас мира, в котором кроме карт стран мира имеется информация об их формах правления. Мне стало интересно, что же такое форма правления. Я решил написать научно-исследовательскую работу на эту тему.
Объектами моего исследования являются страны мира, а предметом исследования – их формы государственного правления.
Цель моей исследовательской работы: изучить теоретический материал о формах государственного правления стран мира и России, составить сравнительную таблицу различных форм правления.
Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:
Узнать, что такое форма правления и государственная власть; изучить виды форм правления.
Изучить историю возникновения государств и форм правления.
Изучить особенности формы правления в России, необычные и интересные формы правления в мире.
Провести опрос среди обучающихся и учителей моей школы, чтобы понять, насколько им известна данная тема.
Составить сравнительную таблицу основных видов форм правления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, я смогу различать формы правления, и понимать, как строятся отношения между государственной властью и населением страны
Практическая значимость – в будущем я смогу более сознательно участвовать в политической жизни страны.
Гипотеза: предположу, что согласно форме правления Российской Федерации, каждый гражданин принимает участие в деятельности государства.
Глава 1
1.1 Форма правления и государственная власть. Виды форм правления
Правители разных государств всегда стремились усовершенствовать систему управления страной. Но их цели были различны: получить больше власти на законных основаниях, сделать государство более демократическим, или же пробыть у власти как можно дольше. Так и возникли формы правления.
Форма государственного правления определяет систему организации органов государственной власти, порядок их образования, полномочия, сроки действия и т.д., а также их взаимодействие между собой и населением.
Государственной (политической) властью называются все лица, государственные органы, учреждения, контролирующие общество на основе законов.
Государственная власть делится на три ветви: законодательную (принимает законы; орган данной ветви власти обычно называется парламентом), исполнительную (реализует политику, принимаемую главой государства и законодательными органами; орган данной ветви власти обычно называется правительством), судебную (вершит правосудие; органы данной ветви власти обычно называются судами). Глава государства, как правило, или является частью исполнительной власти, или вовсе выведен из этой системы.
В большинстве современных государств ветви власти независимы друг от друга. Такая система называется разделением властей.
Существует две основных формы правления: монархия и республика, у каждой из них есть множество разновидностей. Кроме того, существует понятие военная диктатура.
Виды форм правления:
Монархия – вид формы правления, в которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит монарху и передаётся ему по наследству. Также монарх не несёт никакой ответственности перед населением.
Современные разновидности монархии:
Абсолютная (неограниченная) монархия – разновидность монархии, в котором вся полнота государственной власти в стране сосредоточена в руках монарха. Власть монарха не ограничена. Органы законодательной и исполнительной власти фактически имеют статус совещательных (консультативно-совещательный орган – орган, который может обсуждать различные вопросы, но не решать их). Примеры – Оман, Катар, ОАЭ. Делится на два подвида – непосредственно абсолютную и:
Абсолютная теократическая монархия – особый подвид абсолютной монархии, в котором главой государства является глава правящей религиозной организации. Примеры – Саудовская Аравия, Ватикан.
Конституционная (ограниченная) монархия – разновидность монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией страны, а также существует высший орган власти, формирующийся путём выборов народом. В свою очередь конституционная монархия делится на:
Дуалистическая монархия – подвид конституционной монархии, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а законодательная власть разделена между монархом и парламентом. Парламент чаще всего имеет небольшие полномочия. Примеры – Марокко, Иордания, Монако.
Парламентская (парламентарная) монархия – подвид конституционной монархии, в котором монарх имеет минимальные полномочия либо вовсе не имеет, а его наличие – дань традиции. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, который является фактическим главой государства, исполнительная – правительству. Примеры – Великобритания, Япония, Испания.
Выборная монархия – особая разновидность монархии, когда после прекращения полномочий предыдущего монарха новый монарх выбирается парламентом, коллегией выборщиков или другим специальным органом. Выборная монархия может быть в свою очередь и абсолютной, и конституционной. Примеры – Ватикан (выборная абсолютная монархия), Малайзия (выборная парламентская монархия).
Республика – вид формы правления, в которой высшая государственная власть принадлежит нескольким органам власти, которые (или большинство которых) избираются гражданами на определённый срок. Обязанности между ними разделены по принципу разделения властей. Президент несёт ответственность перед населением.
Разновидности республики:
Президентская республика – разновидность республики, в которой в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства, или же президент единолично назначает главу правительства, который подчиняется ему. Также президент без участия парламента формирует правительство, ответственное перед ним. Примеры – США, Туркменистан, Турция.
Парламентская республика – разновидность республики, в которой основная власть принадлежит парламенту. Правительство избирается парламентом и ответственно перед ним. Президент также (в большинстве случаев) избирается парламентом и имеет минимальные полномочия. Однако существует другой вариант: избираемый парламентом президент является главой исполнительной власти. Примеры – Германия, Армения Швейцария.
Смешанная (президентско-парламентская, парламентско-президентская, полупрезидентская) республика – разновидность республики, сочетающая в себе черты двух вышеперечисленных видов. При сильной президентской власти, парламент тоже имеет крупные полномочия. Правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом. Примеры – Россия, Португалия, Румыния.
Суперпрезидентская (монархическая) республика – неформальная разновидность республики, не указанная в конституциях стран. Так называются все республики, в которых фактическая власть президента сильно выходит за узаконенные рамки, а также страны с пожизненными президентами. Данная республика обычно «вырождается» из президентской, и формально президент имеет примерно такие же полномочия. Из современных стран в качестве суперпрезидентской республики можно охарактеризовать КНДР.
Теократическая (исламская) республика – особая разновидность республики, сочетающий в себе черты теократической монархии и республики. Единственный пример теократической республики – Иран. Законы Ирана основаны на исламском праве, а главой государства является высшее духовное лицо, избираемое специальным органом. В то же время, глава исполнительной власти и большинство остальных органы государственной власти в стране избираются народом.
Военная диктатура – довольно спорное понятие. Не все исследователи характеризуют её как форму правления, но всё же стоит рассказать и про неё. Военная диктатура обычно является переходным периодом в истории страны, когда фактическая власть в государстве принадлежит военным, захватившим её в ходе государственного переворота или так называемому переходному правительству, обычно также сформированному из военных. Фактических законов и официальной власти в стране нет. Примеры – Мьянма, Нигер, Габон.
1.2 История форм правления
С самых древних времён люди жили не поодиночке, а группами. Изначально это были родовые общины в несколько десятков человек. Позже появились племена, состоящие из нескольких родовых общин. У племени уже были признаки государственности: глава (вождь или старейшины), который управлял жизнью племени, командовал военными действиями с другими племенами, наказывал провинившихся, разделял добычу и т.д., а неким прообразом законов племени являлись их религиозные верования. Но всё же этого было мало, чтобы до конца называть племена государствами.
В то время люди вели кочевой образ жизни, занимались охотой и собирательством. Но постепенный переход от охоты к скотоводству, от собирательства к земледелию (такой переход называется переходом от присваивающей экономики к производящей) способствовал тому, что люди постепенно оседали на определённой территории. Одной из самых благоприятных территорий для этого было Междуречье, или Месопотамия (современные Ирак, западная часть Сирии и некоторые соседние государства). Название она получила из-за наличия там двух крупных рек – Тигра и Евфрата. В Междуречье около 5-6 тысяч лет назад и возникли первые полноценные государства. Кроме вышеупомянутых причин, другими причинами возникновения государств были появление торговли, частной собственности, неравенства и законов.
Но такие государства отличались от современных. Они состояли из крупного города – центра как политического, так и религиозного (а религия в древних государствах имела очень важное значение) – и небольшой территории вокруг с сельскохозяйственными угодиями и небольшими поселениями ремесленников и земледельцев. Иными словами, это были города-государства. Постепенно сильнейшие города-государства поглощали более слабые и таким образом становились огромными военными державами.
Большинство древних государств нельзя охарактеризовать ни как монархию, ни как республику. Это так называемые неопределившиеся формы правления. К ним относились, например, ранний Рим, раннее древнееврейское государство и города-государства Древней Греции в ахейскую эпоху (до XII века до н.э.). Подобные неопределённые формы правления «трансформировались» в монархии (в цивилизациях Древнего Востока) и в республики (в Античном Мире).
Древние монархии по большей части являлись абсолютными и почти не отличались от современных, а вот республики были абсолютно другими. В древних республиках существовало два независимых друг от друга органов власти: один принадлежал простому народу (демосу), а другой – знати. Но фактическую власть имел только один из них: в случае, если перевес был у первого, то такая форма республики называлась демократией; а если у второго, то аристократией. Также древнегреческие исследователи выделяли олигархию как наиболее «жёсткую» форму аристократии.
Однако в раннем Средневековье большинство республик перестали существовать. «Возродились» республики уже в Новое Время. Но с того времени аристократия как республика фактически исчезла, понятие устарело. Единственной формой республики стала считаться демократия. Количество же монархий постепенно сокращалось, а большинство оставшихся монархий было преобразовано из абсолютных в конституционные. Ныне республика – самая популярная в мире форма правления.
1.3 Особенности форм правления в мире и России
Несмотря на вышеперечисленные основные виды форм правления, в каждом государстве имеются свои неповторимые особенности. К ним относятся названия всех органов власти, состав и способ выборов парламента, способ назначения или выборов членов правительства и его ответственность, виды судов, коллегиальный или единоличный глава государства, способ его выборов и т.д., срок, на который избираются избираемые органы власти, и многое другое. Ниже приведены расшифровки вышеупомянутых терминов, а за ними – особенности формы правления в России и, на мой взгляд, наиболее необычные и интересные формы правления в мире.
Парламенты по количеству палат могут быть: однопалатными (законопроекты разрабатываются и принимаются единственной палатой; примеры – Украина, Турция), двухпалатными (законопроекты разрабатываются и принимаются одной палатой (нижней) и должны быть одобрены другой (верхней), или разрабатываются и принимаются обеими палатами; примеры – Россия, Швейцария), однопалатными с наличием законосовещательного органа (кроме одной палаты парламента, существует независимый от неё законосовещательный орган, при этом часто исполняющий функции верхней палаты; примеры – Германия, Китай).
Избирательная система парламента бывает: пропорциональная система (каждая партия устанавливает список кандидатов, избиратели голосуют за эти списки, после чего мандаты пропорционально распределяются между партиями; примеры – Нидерланды, Бразилия), мажоритарная система (избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов в своём избирательном округе; примеры – Беларусь, Монголия), смешанная система (сочетание пропорциональной и мажоритарной систем; примеры – Россия, Мексика). Кроме того, одна из палат парламента (как правило, верхняя) может выбираться не напрямую народом, а законодательными органами субъектов, главами субъектов, главой государства и т.д.
Правительство может назначаться (выбираться) единолично главой государства, главой государства при участии парламента, граждан, а также только парламентом.
Суды по вопросам, которые они рассматривают, бывают четырёх видов (ниже представлены виды судов в Российской Федерации, в других странах возможна другая классификация): конституционные (рассматривает вопросы, связанные с соблюдением Конституции), арбитражные (рассматривают вопросы, связанные с коммерческими организациями – споры между ними и с государством), военные (рассматривают вопросы, связанные с военной службой), суды общей юрисдикции (рассматривают все остальные вопросы).
Глава государства может быть: единоличным (главой государства является один человек; примеры – Россия, США) и коллегиальным (коллективным) (главой государства являются несколько человек; примеры – Босния и Герцеговина, Сан-Марино).
Способы выборов главы государства: прямые выборы (главу государства избирают напрямую граждане), непрямые выборы (главу государства избирает парламент или другой специальный органы, избираемый народом).
Российская Федерация
Форма правления: смешанная республика.
Глава государства: Президент Российской Федерации, единоличный, избирается на 6 лет гражданами на прямых выборах.
Законодательная власть: Федеральное Собрание, при участии Президента РФ, который может отклонить законопроект. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации (верхней) и Государственной Думы (нижней). Совет Федерации состоит из 208 членов: 178 назначается региональными органами власти на 6 лет, 30 членов назначаются Президентом РФ, из которых не более 7 – пожизненно, остальные – на 6 лет, и бывших Президентов Российской Федерации – пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 членов, которые избираются по смешанной избирательной системе (225 по мажоритарной и 225 по пропорциональной) на 5 лет.
Исполнительная власть: Правительство РФ, при участии Президента РФ, который осуществляет руководство Правительством РФ совместно с Председателем Правительства РФ. Правительство РФ назначается Президентом РФ при участии Государственной Думы, которая утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ.
Судебная власть: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, региональные, арбитражные, военные и другие суды, Прокуратура РФ. Функции конституционного суда исполняет Конституционный Суд РФ. Функции арбитражного, военного суда и суда общей юрисдикции исполняет Верховный Суд РФ и суды, подчиняющиеся ему. Кроме того, существует независимая от Судов Прокуратура РФ, исполняющая функции обвинителя в преступлениях и некоторые другие. Члены вышеперечисленных органов назначаются Президентом РФ, часть – после консультации с Советом Федерации; срок полномочий, как правило, пожизненный.
Швейцария
Форма правления: парламентская республика.
Глава государства: Федеральный совет Швейцарии, коллегиальный, состоит из 7 членов, избирается Федеральным Собранием (см. ниже) на 4 года. В состав Федерального совета Швейцарии входят Президент Швейцарии (руководит Федеральным советом, избирается Федеральным Собранием из числа первого на 1 год) и Вице-президент Федерального совета (заместитель Президента, избирается по той же системе на тот же срок).
Законодательная власть: Федеральное Собрание Швейцарии. Оно состоит из двух равноправных палат: Совета кантонов и Национального совета. Совет кантонов состоит из 46 членов, по два или одному от каждого кантона (субъекта Швейцарии), избираемых на 4 года по системе, установленной в данном кантоне. Национальный совет состоит из 200 членов, избираемых по пропорциональной избирательной системе в каждом кантоне на 4 года.
Исполнительная власть: Федеральный совет Швейцарии, Федеральный канцлер Швейцарии, Швейцарская Федеральная канцелярия, Федеральная администрация. Члены Федерального совета возглавляют Федеральную администрацию. Федеральный канцлер избирается также и на тот же срок, как и члены Федерального совета, имеет право совещательного голоса в Совете, следит за исполнением президентом своих обязанностей, руководит Федеральной канцелярией – координационным органом.
Судебная власть: Федеральный Суд Швейцарии и суды, подчиняющиеся ему. Судьи Федерального суда избираются Федеральным Собранием на 6 лет.
Иран
Форма правления: теократическая республика.
Глава государства: Высший руководитель Ирана (Рахбар, Факих, неофициально – Лидер Ирана), единоличный, избирается на пожизненный срок Советом Экспертов. (Совет Экспертов состоит из 88 членов, которые избираются гражданами по мажоритарной системе на срок 8 лет).
Законодательная власть: Исламский консультативный совет Ирана, при участии Совета стражей конституции (см. ниже), который может отклонить законопроект. Исламский консультативный совет состоит из одной палаты – Меджлиса. Меджлис состоит 290 депутатов, которые избираются гражданами по мажоритарной избирательной системе на 4 года.
Исполнительная власть: Президент Ирана, Правительство Ирана. Президент Ирана – глава Правительства – избирается гражданами на 4 года. Правительство Ирана назначается Президентом по согласию с Меджлисом, а Вице-президенты Ирана (заместители Президента) – Меджлисом.
Судебная власть: Совет стражей конституции (фактически), Совет по определению политической целесообразности (Совет целесообразности) (фактически), Глава судебной системы Ирана (Главный судья Ирана), Народный суд Ирана, Революционный суд Ирана, Особый духовный суд Ирана и другие суды. Совет стражей конституции фактически исполняет функции, аналогичные конституционному суду, а Совет целесообразности разбирает спорные ситуации между Меджлисом и Советом стражей конституции. Члены данных органов назначаются Рахбаром или Меджлисом на 6 или 5 лет. Глава судебной системы Ирана назначается Рахбаром на 5 лет и ведёт контроль над большинством судов (кроме вышеперечисленных). В Иране существует большое количество судов: Народный, Революционный, Особый духовный и другие. Большинство судей назначаются Главой судебной системы Ирана или Президентом Ирана на 5 лет.
Объединённые Арабские Эмираты
Форма правления: абсолютная монархия (ОАЭ состоит из 7 эмиратов, которые де-факто имеет статус государств – абсолютных монархий).
Глава государства: Высший совет союза (также Высший совет ОАЭ) под руководством Президента ОАЭ. Высший совет – коллегиальный орган, состоящий из глав семи эмиратов ОАЭ – эмиров. Высшим советом союза руководит Президент ОАЭ. Президент ОАЭ избирается Федеральным Национальным советом (см. ниже) на 5 лет, но по традиции Президентом ОАЭ может быть только эмир эмирата Абу-Даби. Президент ОАЭ назначает Премьер-министра, но по традиции им может быть только эмир эмирата Дубай.
Законодательная власть: Федеральный национальный совет (ФНС), при участии Высшего совета ОАЭ (по другим данным – Президента ОАЭ), который может отклонить законопроект. ФНС однопалатный, состоит из 40 членов, по установленному числу от каждого эмирата. Половина представителей эмирата назначается эмиром, половина – коллегией выборщиков по установленной в эмирате системе на 4 года. ФНС фактически лишь вносит правки в законы, предлагаемые Советом министров ОАЭ (см. ниже), или другими органами государственной власти, либо отклоняет их.
Исполнительная власть: Совет министров ОАЭ, под руководством Премьер-министра ОАЭ. Состав Совета министров ОАЭ формируется Премьер-министром и утверждается Президентом.
Судебная власть: Федеральный верховный суд и суды, подчиняющиеся ему. Федеральный верховный суд состоит из 5 судей, назначаемых Высшим советом ОАЭ.
Глава 2
2.1 Результаты опроса
Для того, чтобы узнать, насколько обучающиеся и учителя нашей школы осведомлены в вопросе форм правления, я использовал анкетирование. В опросе приняли участие 78 человек. Я задавал следующие вопросы:
1. Что такое государственная власть? (Верный ответ необходимо выбрать из четырёх вариантов).
2. Назовите две основные формы правления.
3. Назовите форму правления в РФ.
4. Сопоставьте ветвь власти и название высшего органа (органов) данной ветви власти в РФ. (Нужно соединить линиями верные названия)
5. Как называется глава РФ?
6. На сколько лет он выбирается?
Результаты опроса показали, что 85% опрашиваемых знают, что такое форма правления. 42% опрашиваемых смогли назвать две основные формы правления, 44% верно указали форму правления РФ. 36% знают названия высших органов государственной власти в РФ. 90% опрашиваемых знают, как называется глава РФ, и 74% знают, на сколько лет он выбирается. Результаты смотрите на диаграмме (Приложение 1).
2.2 Сравнительная таблица форм правления
Форма правления |
Монархия |
Республика |
Военная диктатура |
Плюсы |
Обеспечивает прочность и единство власти, стабильность, сохраняет традиции. Имя будущего монарха заранее известно, и он получает необходимые главе государства навыки с детства. |
Органы власти принимают решения, основанные на интересах народа. Власть не сосредоточена в руках одного человека, и злоупотребление властью сводится к нулю. |
На мой взгляд, нет. |
Минусы |
Монарх принимает решения, не всегда соответствующие интересам народа; возможно злоупотребление властью. Монарх оказывается на троне, независимо от своих навыков и способностей. Народ никак не может повлиять на то, кто именно будет руководить страной. Наследственная форма передачи власти часто приводит к восхождению на престол ребенка, из-за чего начинается "война" за фактическое руководство государством. |
Частая сменяемость власти приводит к нестабильности. Возможно взяточничество. Выбранный кандидат может не оправдать возложенные на него ожидания. Коллективные органы власти могут приводить к крупным разногласиям внутри них (особенно в парламентских республиках). Практически невозможно принятие быстрых решений. |
Беззаконие приводит к нестабильности, экономическим кризисам, частым преступлениям и т.п. Гибель руководителя госпереворота может привести к новой революции. |
Заключение
В ходе работы над проектом мной изучалась учебная литература, Интернет-ресурсы, я провел опрос среди обучающихся и учителей нашей школы и составил сравнительную таблицу основных видов форм правления.
Цель моей работы достигнута.
Гипотеза подтвердилась – так как Президент Российской Федерации, избирается на 6 лет гражданами на прямых выборах, а также 450 членов Государственной Думы (нижней палаты законодательного органа) избираются на 5 лет – у каждого гражданина России есть возможность принимать участие в деятельности государства.
Всего через 6 лет я сам смогу принимать участие в выборах!
Список используемых источников и литературы:
Конституция Российской Федерации
Теория государства и права в вопросах и ответах / Л.А. Морозова. – Москва: Эксмо, 2019. – 336 с. – (Юридическая библиотека России).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Форма_государственного_правления
https://100urokov.ru/predmety/gosudarstvo-ot-vozniknoveniya-do-nashih-dnej
https://ru.wikipedia.org/wiki/Республика
https://infourok.ru/lekciya-po-kursu-vseobschey-istorii-drevneyshie-gosudarstva-2809367.html?ysclid=ls3f0lgf9c181516394
https://zakon.ru/blog/2017/1/19/pravovedenie_dlya_chajnikov__17_sudebnaya_sistema_osnovnye_terminy_i_principy?ysclid=lsoegeo1l67622006
https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцария
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иран
https://ru.wikipedia.org/wiki/Объединённые_Арабские_Эмираты
https://uae.mid.ru/ru/countries/bilateral-relations/abouttheuae/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_власть
https://100urokov.ru/predmety/gosudarstvennaya-vlast
Приложение 1