Это страшное слово «стая»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Это страшное слово «стая»

Сулейманов А.М. 1
1МОУ "СОШ №21"
Хамидулина А.А. 1
1МОУ "СОШ №21"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ноябре 2023 года состоялась премьера российской криминальной драмы «Слово пацана. Кровь на асфальте» о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов, снятой по книге Р. Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Сериал, обсуждаемый и взрослыми, и подростками, вызвал интерес к литературному произведению. События и действующие лица произведения воспринимаются неоднозначно и заставляет задуматься о таком страшном феномене как «толпа», а в данном случае «стая». Чем опасны для подростков преступные группировки, «стаи» «толпа»?

И хотя это художественное произведение, которое одним может нравиться, а другим нет, но оно правдиво показывает особенности мышления «толпы» и «стаи». И если кинофильм «Чучело», поставленный по одноименной повести В. К. Железникова ушел куда-то на второй план, то сериал «Слово пацана» и книга Р. Гараева вновь заставляют задуматься о страшных проявлениях толпы и «стаи». И я задумался о влиянии «толпы», «стаи» на человека, особенно на еще не окрепшую личность подростка.

Сам по себе человек может быть чувствительным, трогательным, добрым и справедливым, но попадая в толпу, лишь немногие способны сохранить понимание, что хорошо, а что плохо, что истинно, а что ложно, что добро, а что зло. Именно поэтому нормальный человек внимателен и придирчив к толпе, он избегает ее, стараясь концентрироваться на своих личных достижениях, на своей семье, выбирая «организованную толпу» фестивалей, праздников, где негативные эффекты могут быть вовремя сглажены и нейтрализованы.

Но есть люди, для которых толпа – это не редкий отдых, а потребность. Только в толпе они чувствуют себя в безопасности, и ради этого готовы с легкостью расстаться со своей индивидуальностью.

В толпе происходит резкое изменение поведения человека вплоть до полной потери индивидуальности и свободы воли, даже в отсутствии психического давления со стороны других лиц, каждый отдельный человек начинает воспринимать поведение других людей, заражаться всеобщим настроением, подчиняться и следовать им. Феномен толпы ярко демонстрируют события последних десятилетий: «цветные революции» в Европе и СНГ, «арабская весна» 2010-2011 гг. (волна демонстраций и путчей в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и др.), антикоррупционное движение в Индии в 2011 г., «майданы» на Украине в 2010 и 2014 гг., массовые выступления «оранжевых жилетов» и протесты против действий полиции во Франции.

Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных общих эмоциональным состоянием и общим объектом внимания, стали называть толпой. Толпа стала одним из главных субъектов формирования фашистского, нацистского движения в Германии, Испании, Италии в 1920-1930-е гг., событий 1960-х гг. в Чехословакии, Франции 1980-х гг., в Польше 1990-х гг..

Однако толпа – явление не только политической жизни. Толпа образуется по поводу разных событий: дорожно-транспортного происшествия, недовольства действиями представителя власти или простого человека, на концерте, спортивных соревнованиях, как многочисленная аморфная группа, участники которой не имеют прямых контактов между собой, но связаны общим более или менее постоянным интересом.

У толпы, как единого образования, есть психологические особенности.

В сфере проявления темперамента толпе характерны стремление немедленно превратить внушенные идеи в действия, а также чрезвычайная изменчивость, так как возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны, а мнения, идеи и мысли толпы поверхностны.

В когнитивной (познавательной) сфере толпа выказывает: неспособность к осознанию;особенности воображения (вплоть до коллективных галлюцинаций);особенности мышления (образность мышления, безрассудность, отказ от поиска истины, противоречивость, немотивированные ассоциации, категоричностьонсерватизм).

Толпа живет исключительно эмоциями, и возрастание эмоционального накала порождает агрессивное поведение ее участников. Ею руководит стихийность, неуправляемый стадный инстинкт, лишенный рациональности и логики, что проявляется в экстремальных ситуациях, в отсутствие лидера. Но даже если находится человек, который сумеет возглавить толпу, элемент организованности очень нестабилен, толпа может с легкостью его смести.

Отсутствие осознанности в своих действиях приводит к невозможности рассуждений и обдумывания, поэтому толпа принимает или отбрасывает идеи целиком, воспринимаемые ею идеи упрощены до предела, а суждения никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения, всегда навязаны извне.

Толпу отличает развитая способность к воображению и крайняя восприимчивость к впечатлениям. Вызванные в уме толпы кем-либо образы воспринимаются ею столь же живо, как и реальность, они поражают воображение толпы, всегда просты и ясны. Один вызванный в воображении толпы образ влечет за собой другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпе могут быть свойственны и коллективные галлюцинации.

Толпа последовательно переживает гамму противоречивых чувствований, всегда находясь под влиянием сиюминутных возбуждений. Ассоциация разнородных идей, имеющих кажущееся отношение друг к другу, немедленное обобщение частных случаев, подпадение под влияние иллюзий, крайняя консервативность и отвращение ко всем новшествам – характерные черты толпы. Толпа никогда не испытывает сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, ее суждения авторитетны и нетерпимы.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны заражаемость, эмоциональность, высокая чувственность. Самое опасное – восприимчивость толпы к внушению: любое внушенное мнение принимается целиком как абсолютная, непререкаемая истина. Источником внушения выступает иллюзия, смутным воспоминаниям одного индивида. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Поведение индивида в однородной толпе радикально меняется, им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, утрачивается чувство ответственности. Толпа создается на базе противопоставления этой общности объекту недовольства, противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко опасной величины, а отсутствие критического отношения к себе и убежденность в своей правоте приводит к тому, что толпа не чувствует за собой вины, во всем обвиняется противная сторона, за которой закрепляется образ врага. Безличность, безответственность толпы порождают невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Отсутствие ясных целей, отсутствие структуры порождают легкую спонтанную превращаемость из одного вида (или подвида) в другой.

Толпа может демонстрировать чувство справедливости, высокую нравственность, самоотверженность, самопожертвование, преданность, бескорыстие и т.д.

Но если толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, то подростково- молодежная «стая», для которой характерны все психологические проявления толпы, помимо это испытывает потребность в четкой иерархии, в следовании поставленных «вожаком» целей, в привычке обманывать того, кто в слабой позиции (слово пацана – для пацана), острое желание самоутвердиться за счет других при невозможности самоутвердиться созидательным трудом.

«Слово пацана» – это не просто история о переломном периоде в жизни нашей страны конца 1980-х, когда перестройка шагнула на улицы городов, родители борются за выживание, а дети сбиваются в стаи и «бьются за асфальт». Это история об иррациональном отказе подростов и молодежи от собственной свободы, от принятия ответственности за собственную жизнь, от нормального общения «на равных».

Однако это действие не приблизит ни к близости, ни к любви, ни к нормальному обычному общению. В душе образуется даже не рана – дыра, которая ноет (но это у тех, у кого есть душа). И я искренне верю, что много в мире людей, способных на дружбу, любовь и наслаждение жизнью. А деньги в этом смысле не основная валюта, а лишь инструмент.

Просмотров работы: 13