Пьеса «Вишнёвый сад», написанная 120 лет назад, – одно из последних драматических произведений А. П. Чехова, повествующее об уходящем времени дворянства и приходе времени предпринимателей.
Пьеса была задумана в 1901 г., написана с 17 марта по середину октября 1903 г. и впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре.
События разворачиваются в начале двадцатого столетия. Жизнь идёт своим чередом, размеренно, наполненная мечтами и надеждами. Ещё не было водоворотов событий социальных революций, разрушивших устои Российской империи, но вовсю набирала обороты промышленная революция, значительно запоздавшая в России по сравнению с Западом.
Действующие лица пьесы: с одной стороны – немолодая помещица Любовь Андреевна Раневская, ее брат Леонид Андреевич Гаев, дочь Анна, приёмная дочь Варя, студент Пётр Сергеевич Трифонов, старый лакей Фирс, а с другой – купец Ермолай Лопахин.
Пьеса содержит четыре действия. События разворачиваются в разговорах о вишнёвом саде, будто проходя через многогранную призму времени, причудливо преломляясь в ней. И если для Раневской и Гаева вишнёвый сад – это приятные воспоминания о безвозвратно уходящем прошлом, о «потерянном рае», то для Лопахина вишнёвый сад – это будущее воплощение его мечты о благоденствии. И хотя на сцене сам вишнёвый сад не появляется, но он незримо присутствует во всем, и каждый содержит в мыслях свой вишнёвый сад, с которым он решает проститься в итоге.
Первое действие начинается весной в имении Раневской, которая после нескольких лет жизни во Франции возвращается с дочерью в Россию. Май, цветут вишни. Огромное имение Раневской с его прекрасным вишнёвым садом выставлено банком за долги на аукцион, назначенный на 22 августа. Образ вишнёвого сада, как олицетворение легкомысленной жизни, не обременённой заботами о хлебе насущном, центральный в пьесе. Но вишнёвый сад одновременно олицетворяет жизненную опору и то прекрасное, что есть в природе, оберегая которое дворяне могли бы сохранить свои корни, устои спокойной жизни и уверенности в завтрашнем дне.
Современный деятельный человек, вероятнее всего, скажет, что если есть цель, то необходимо действовать, стремиться к этой цели, добиваться успеха, а действующие лица пьесы лишь говорят, плачут и жалуются, но, по сути, оказываются неспособными достичь цели сохранения вишнёвого сада. Другое дело, богатый купец Лопахин, внук бывшего крепостного Гаевых, будто переполненный жизненной энергией, достигший определённых успехов. Для спасения имения он предложил разбить землю на участки, чтобы отдавать их в аренду дачникам и получать с них 25 тыс. рублей в год, Раневская и Гаев против такого проекта, поскольку не могут смириться с тем, что придётся вырубить вишнёвый сад, где выросли их предки и они сами.
Во втором действии Гаев и Варя ищут способы заплатить проценты по долгу за имение, предлагают занять деньги у родственников и у Лопахина. Однако рациональный и безжалостный Лопахин, считающий, что все беды России из-за того, что очень мало порядочных людей, все же настаивает на своём разрушительном плане как на единственно правильном, финансово обоснованном. Но не движет ли им завуалированное желание вместе с вишнёвым садом вырубить, выкорчевать крепостное прошлое своих предков?
Третье действие происходит в день аукциона, 22 августа. Лопахин объявляет, что он купил имение, заплатив сверх долга банку 90 тыс. руб. Раневская поражена горем. Лопахин торжествует, что имение, где его дед и отец были крепостными, теперь принадлежит ему.
В четвёртом действии Раневская возвращается в Париж, где будет жить на деньги, которые прислала Анне ярославская бабушка, Гаев уезжает в город, где станет членом правления банка, Варя нанимается в экономки к помещикам Разгулиным, Трофимов уезжает в университет в Москву. В доме остаётся запертым больной Фирс, о котором все забыли, как о вещи, утратившей ценность для хозяев. Пьеса заканчивается звуками ударов топоров, вырубающих вишнёвые деревья.
Центральной темой «Вишнёвого сада» мне представляется неумение изнеженного дворянства адаптироваться к новым социальным условиям, новым временам при одновременном нежелании отпустить прошлое, потерянность последнего поколения дворян, живущего при столкновении двух эпох, конфликт между старым мировоззрением и новым миропониманием. Эта проблема выписана А. П. Чеховым с позиции интуитивного ощущения происходящих и грядущих исторических перемен. Эти перемены воплощены в образе вишнёвого сада, вырубка которого суть осознание меняющегося бытия, и звуки ударов топоров звучат как реквием по потерянному раю для одних и бравурный марш для других.
Пьеса воспринимается неоднозначно, вовлекает в происходящее, вызывает несколько ассоциаций, перекликающихся с современностью.
Более узкая ассоциация: вырубают Челябинский бор, многолетние деревья и сады во многих городах области, руководствуясь сиюминутными интересами (строительство жилых, спортивных и развлекательных комплексов, деловых центров, удобных автомобильных трасс). Окунаясь в сюжет пьесы, переживаешь то, что происходит в последние годы. Что станет с нами, не утратим ли мы самих себя, утратив связь с природой? Что станет с нашей прекрасной природой, не превратятся ли наши города в каменные джунгли?
Но наиболее глубокая ассоциация связана с глобальными геополитическими событиями тридцатипятилетней давности и следующими за ними, когда руководство СССР поверило в добрые намерения США и Запада, выполнило все их требования, а потом допустило распад государства. Горькие последствия этого испытали все бывшие республики СССР, весь простой народ. И до сих пор далеко не все осознали, что многие тяжёлые события: разрушение экономических связей, проявление межнациональной розни, деградация экономики, проблемы в сфере образования, инфляция, резкое социальное расслоение, конфликт в Грузии, связанный с выходом из ее состава Южной Осетии и Абхазии, конфликты между Азербайджаном и Арменией, многочисленные санкции против России и Белоруссии, специальная военная операция на Украине и многое другое, – все это следствие тех давних событий. Хотели улучшить жизнь, обрести добрых союзников, а получили нечто противоположное. Мы сами уничтожили тот вишнёвый сад, который ограждал нашу действительность от хищного оскала капитализма. Но и желание закрыть границы, вводить многочисленные запреты, создавая новый «железный занавес» также нежелательно и даже недопустимо, поскольку может разрушить то хорошее, что удалось культивировать за последние десятилетия.
Если есть возможность создать что-то новое и полезное, неблагоразумно и необязательно тратить силы на разрушение. Но для некоторых людей «ломать – не строить, душа не болит». Или все-таки тех людей, у кого душа болит, больше?
Более ста лет величайшие театральные режиссёры всего мира пытаются «дорасти» до гения Чехова, предлагая собственные версии постановок «Вишнёвого сада», всякий раз находя новые трактовки. И каждый раз глухие удары топоров по стволам прекрасных вишнёвых деревьев отзываются болью в сердце и горечью в душе.
И рождается очень важный для нас вопрос: «Как нам вырастить новый вишнёвый сад краше прежнего?».