Мой Пастернак

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой Пастернак

Бугай Е.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №15"
Грачёва Н.Н. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №15"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Это – круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок.

Это – ночь, леденящая лист…

Б.Л.Пастернак «Определение поэзии»

Поэзия Бориса Пастернака особенная, она наполнена жизнью и философией, поэтому, наверное, не каждый сможет понять суть, которую закладывал поэт. На первый взгляд, уже видно, что творчество Б. Пастернака отличается от своих собратьев того времени. Может, потому что он пытался уловить и передать в стихотворениях своё настроение, состояние своей души. Чем же меня привлекает лирика Б. Пастернака?

Первое стихотворение, которое я прочитала – это «Снег идёт». На протяжении всего текста рефреном звучит одноименное сочетание с заглавием произведения. Так мы понимаем, что Пастернак описывает снежную бурю, показывая нам «белые звездочки в буране» и «хлопья», падающие с неба. Мне сразу почему-то вспоминаются лёгкие строчки А.А. Блока «Снежинка лёгкою пушинкою/Порхает на ветру,/И ёлка слабенькой вершинкою/Мотает на юру». Также хочется отметить необычное определение снежинок знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, которая сравнивает их с «небесными саламандрами», и как мне кажется, именно это особенное определение подходит под стихотворение Бориса Пастернака.

Стоит отметить в произведении и образ «порога», где мы можем наблюдать своеобразную границу между «домом» - это «оконный переплет», на котором стоят «цветы герани», и « внешним пространством» - это улица, где в хаосе метели кружат снежинки. В стихотворении, как мне кажется, мы можем увидеть два противопоставляющихся контрастных мира: мир - «внутри» и мир - «снаружи». Лирический герой наблюдает за снежной бурей изнутри дома, сидя возле окна. Возможно, находясь в помещении, герой защищен и огражден от жизненных невзгод. Также автор акцентирует наше внимание, что на улице мы видим лишь единственного «пешехода», который весь убелен снегом. Я думаю, что Б. Пастернак хотел показать стихийность и силу природного явления, которое схоже со стихийностью человеческой натуры. Этот эпизод напомнил мне стихотворение И.А. Бродского «Зимним вечером в Ялте», у которого мы можем заметить параллель в строках: «Квадрат окна. В горшках — желтофиоль. Снежинки, проносящиеся мимо. Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо».

Обращает на себя внимание образ лестницы, которая, я думаю, олицетворяет переход от смерти к бессмертию, от тьмы к свету, это связь верха и низа, символ подъема, борьбы, усилий. В тексте не раз упоминается лестница, которая вероятно символизирует духовные изменения в человеке, его возвышение или низведение. Такой образ часто использовал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание».

Нельзя не обратить внимание и на цветовой фон поэтической ткани. В буре преобладают монохромные, ахроматические цвета: белый, серый, черный, создавая холодную атмосферу. В свою очередь, мы можем предположить, что в доме будут теплые цвета, хроматические, создающие уютную обстановку для героя. Например, «цветы герани», тянущиеся за оконным переплётом, наверняка ярко-красного или розового цвета.

Необычным мне кажется то, что Борис Пастернак многое одушевляет и использует необычные сравнения в своем стихотворении. Например, небо – это панорама, всё видимое над Землёй пространство, но для писателя – это «чудак» «в заплатанном салопе», который «сходит … с чердака». Время в произведении, словно живое, оно уподобляется человеку. У времени также есть стопы, лень, оно идёт, будто «в ногу»…

Кроме того, можно заметить некую закономерность: годы идут, снег идёт, слова идут… Удивительно, как Пастернак смог грациозно передать кольцевую композицию стихотворения, показывая нам цикличность происходящего. Как в начале произведения «снег идёт, и всё в смятеньи», так и в конце.

На протяжении всего произведения мы ощущаем динамику, словно годы проносятся с каждой прочитанной строчкой. Время в данном стихотворении идёт необычайно быстро: снег, зима, святки, преддверие чудес, новый год… «Жизнь не ждёт», поэтому человек «год за годом» преодолевает трудности, перемены, будто «перекрестка поворот», на котором нужно принять решение.

Как мне кажется, Б. Пастернак в этом стихотворении отразил жизненный путь человека, в котором присутствуют перемены и бури, смятение и потерянность … Главный герой стоит на перепутье, возможно, в его душе такая же буря, с которой ему необходимо справиться, чтобы впоследствии измениться и найти свои жизненные ценности, ориентиры.

Мне нравится, как с помощью зимнего снежного динамичного пейзажа Борис Пастернак заставляет задуматься читателя над своей собственной жизнью и переосмыслить происходящее. Прочитав стихотворение, ты уже по-другому начинаешь смотреть на мир, меняешь отношение к жизни. Именно в этой удивительной философии и проявляется своеобразие, странность и необычность Бориса Пастернака.

В завершение хотелось бы сказать слова великой поэтессы Анны Ахматовой, высказывающейся о Борисе Пастернаке: «Он награжден каким-то вечным детством,/Той щедростью и зоркостью светил,/И вся земля была его наследством,/А он ее со всеми разделил».

Просмотров работы: 17