сочинение-эссе "Читаем книги о войне"

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

сочинение-эссе "Читаем книги о войне"

Ретенгер С.И. 1
1МБОУ "Славгородская СОШ"
Цыганова В.А. 1
1МБОУ "Славгородская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На уроке истории учитель рассказывает нам о Великой Отечественной войне: «22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей обрушили свой удар на нашу страну…» Какие страшные цифры звучат в его рассказе. Пытаюсь это представить, думаю о том, что могли испытывать люди, проснувшись от грохота вражеских снарядов? Представляю себе этот жаркий летний день, 22 июня 1941 года…Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки играли в куклы, мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не знал, что именно в этот день, как чёрный ворон, пронесутся страшные слова: «Война!». Тысячи людей соберутся у чёрных тарелок репродукторов...

Великая Отечественная война – тяжелейшее испытание, выпавшее на долю нашего народа. Она унесла миллионы жизней, разрушила множество городов и сёл, но не сломила наш народ. Одним из самых ярких примеров мужества русских людей во время Великой Отечественной войны для меня всегда будут ленинградцы. 900 дней. 900 дней между жизнью и смертью. Ежедневная борьба за право жить. Человек оставался наедине со своим горем, потерями, страхами. Жил рядом со смертью. Каждый день видел, как погибают от бомбёжек, голода и холода люди. Стойкости и мужеству жителей блокадного Ленинграда посвящено огромное количество книг как документальных, так и художественных.

О том, насколько хрупким может быть мир, как война может перевернуть всю жизнь человека, я узнала из повести Елены Николаевны Верейской «Три девочки. История одной квартиры». Автор этой книги сама пережила все ужасы блокады и правдиво рассказала о мужестве ленинградцев.

Произведение состоит из двух частей. Действие первой части начинается с того, что летом 1940 года Наташа, её родители и маленький брат Тотик переезжают в новую коммунальную квартиру на Васильевском острове, где девочка знакомиться с озорной Люсей и робкой стеснительной Катей. Девочки быстро подружились. С приездом Наташи в квартире произошли большие изменения. В коридоре для девочек устроена "классная", где есть стол, стулья, полочки с книгами, альбомами, карандашами. Здесь девочки делают уроки, рисуют, болтают. А в старом чулане за занавеской была «разговорная». Тут можно поплакать, когда не решается задача, или поссорилась с подругой. А можно просто поделиться тайной или молча посидеть, тесно прижавшись к плечу подруги.

Девочки очень разные. Наташа активная, боевая, принципиальная. Катюша скромная, тихая, аккуратная, хозяйственная. Люся немного ленивая, эгоистичная. Впрочем, отличия в характерах вовсе не мешают девочкам общаться и дружить.

У взрослых тоже разные характеры, которые сформировались под влиянием непростых жизненных обстоятельств. Родители Наташи Софья Михайловна и Леонтий Фёдорович  образованные, жизнерадостные и очень мудрые люди. Анна Николаевна, мама Люси, работает медсестрой. Она, как и дочь, смешливая, весёлая, беззаботная. Слесарь Яков Иванович, дедушка Кати, трудится на заводе. Он строгий, сдержанный, суховатый, но очень любящий своих внуков. В квартире ещё проживает старый доктор, непонятный и загадочный. Он живёт замкнуто, ни с кем не общается. Вскоре благодаря девочкам «коммуналка», где все были друг другу чужими, превращается в одну большую, крепкую и дружную семью. Взрослые вместе готовят на общей кухне, помогают друг другу и по просьбе девочек решают вместе отпраздновать Новый год, который превращается в настоящий праздник. Придуманы ребусы и загадки, приготовлены угощения, составлена развлекательная программа. Очень весело встретили 1941 год!

Следующая часть начинается 1 января... Только не 1941, а 1942 года. Мы неожиданно переносимся в ночь на новый 1942 год, когда голодным и замёрзшим от холода людям было совсем не до веселья. Далее повествуется о нелёгкой жизни героев. Вася, брат Кати, с Леонтием Фёдоровичем ушли на фронт. Было тяжёлое время для всех. Нет больше просторной квартиры, а есть только две комнатки доктора, куда в поисках тепла перебрались все обитатели. Каждый по мере своих сил старается выжить и быть полезным и нужным другим. «Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют, помогают защищать город. Мы собрали по всему дому очень много старых чулок, набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. Я сама ими потушила целых две бомбы… Катя и Люся в санитарном звене. У них в нашем подвале, где бомбоубежище, медпункт». Софья Николаевна, мама Люси и доктор работают в госпитале, дедушка Кати - на заводе, без выходных и перерывов, он только изредка приходит домой. Девочки выстаивают длинные очереди и получают хлеб по карточкам, топят чем придётся квартиру, готовят скудный ужин и носят воду из обледеневшей Невы. «Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть. Спускаться к реке становилось труднее с каждым днём. Ступеньки, забитые снегом и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди старались обходить её по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали, разливали добытую воду…»

Пережить блокаду Ленинграда и встретиться лицом к лицу с недетскими трудностями выпало на долю трёх совсем юных девочек, моих сверстниц. С болью в сердце читаешь, как Наташа помогла обессилевшей старушке набрать из замёрзшей реки чайник воды, а потом, выбиваясь из сил, довела её до дому. Люсю, давно переставшую смеяться и болтать без умолку, завалило при обстреле, а маленькая девочка, оказавшаяся с ней, называла ее тетей и этим давала силы сдержать слезы и храбро ждать помощи. Какой-то мальчишка украл у Кати кусок хлеба, только что полученный по карточкам, Катя погналась за ним, но увидела, что он кормит им четырехлетнюю сестрёнку, она не стала отбирать хлеб у голодной девочки. Старый доктор почти всю свою долю хлеба и другой еды отдает младшему брату Наташи Тотику со словами: "Разве справедливо, что малыш умрет раньше никому не нужного старика?" Девочки не раз становились свидетелями чужого горя, видели, как на санках везли мёртвых людей. Наташа и Катя разбирают исписанные бумажки. Их было много и в каждой мольба о помощи: «Помогите, девушки! Мы все лежим и не в силах подняться. Я и трое детей…», «Вчера умерли муж и сын, помогите похоронить…», «В квартире № 8 умерли все взрослые, остались двое маленьких ребят, устройте их куда-нибудь…»

Было трудно, но несмотря на все лишения, печали и беды, люди не падали духом и были уверены в том, что Ленинград выстоит. Когда окончательно замёрзло Ладожское озеро, по нему проложили «дорогу жизни». «Ладога… Мороз… жестокая снежная пурга… и люди! Много людей, выбиваясь из сил, прокладывают путь хлебу… По льду озера…почти на глазах у озверелого врага…Рвутся снаряды…падают бомбы…» Было решено эвакуировать из города как можно больше женщин и детей. Дошла очередь и до девочек, Тотика и Софьи Михайловны. В квартире остались лишь доктор и дедушка Кати Яков Иванович. От постоянного недоедания доктор ослабел. Получив радостную новость о том, что девочки и Тотик живы, он умер во сне с улыбкой на устах. Яков Иванович, оставшись один в квартире, ушёл жить на завод.

После освобождения города от блокады квартира вновь оживает. Первым вернулся Леонтий Федорович. У него много боевых наград. Осенью 1944 года он был тяжело ранен. Долго лежал в госпиталях. Ногу удалось спасти, но кисть левой руки пришлось ампутировать, и вернуться в строй он уже не мог. Возвращаются из эвакуации уже взрослые девушки и Софья Михайловна. Вырос и Тотик, теперь он Ваня. Жизнь в квартире продолжается… Девочки мечтают учиться, работать. Наташа – художницей, Люся – воспитательницей. А Катя еще не решила, кем будет. Подруги дают клятву отдать все силы «нашему народу, Родине!»

Эта книга произвела на меня большое впечатление. Она показала мне, как в самых тяжёлых испытаниях, видя смерть людей, испытывая голод и нужду, герои сохраняют удивительное человеколюбие и отзывчивость. Стойкость и отвага жителей блокадного Ленинграда учит, как в самых тяжёлых испытаниях не потерять человеческое достоинство, сохранить любовь и дружбу.

Нужно ли нам, современным детям, читать книги о войне. Я считаю, что обязательно нужно, потому что у войны нет срока давности. А произведения о войне учат нас ценить мир, любить свой дом, семью, друзей и близких, учат любить нашу страну и гордиться её прошлым.

Просмотров работы: 73