ТЕМА АБСУРДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕМА АБСУРДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Саматова В.А. 1
1МБОУ ГМ СОШ
Тушенцова Е.В. 1
1МБОУ ГМ СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В школьной программе по литературе учащиеся одиннадцатых классов знакомятся с произведениями зарубежной и русской литературы начала XX века. ХХ век во многих параметрах можно считать веком абсурда, начиная от выявления абсурдности бытия в отдельных произведениях литературы и заканчивая специфическими его проявлениями вроде «театра абсурда» или экзистенциальной эстетики.

Данная тема притягивает внимание своим отличием от других. Её немного сложнее понимать, ведь разум не воспринимает написанное, как что-то правильное. Мы привыкли под словом абсурд понимать отсутствие смысла, нечто нелогичное или даже противоречащее здравому смыслу. Но некоторые писатели в своих произведениях используют этот приём, распространяя его через своё творчество.

У каждого человека есть своё мышление, видение мира, понимание и восприятие событий. Абсурд в литературе всегда вызывал повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, вопросами, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его бытия.

Цель: определение роли абсурда в изображении действительности в творчестве русских и зарубежных писателей.

Задачи:

  1. Познакомиться с таким литературным приёмом, как абсурд.

  2. Изучить абсурдные произведения русских и зарубежных писателей.

  3. Провести анализ прочитанных произведений.

  4. Провести сравнительную характеристику прочитанных произведений русских и зарубежных писателей.

  5. Рассказать учащимся о приёме абсурд и его роли в литературе.

Объект исследования: тема абсурда в литературе.

Предмет исследования: произведения русских и зарубежных писателей.

Практическая значимость: необходимо воспитывать интерес учащихся к художественной литературе, в том числе к зарубежной.

Глава 1. Тема абсурда в литературе

    1. Понятие абсурда в литературе

Абсурд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого»), нелепость[1], бессмысленность[2] — отсутствие смысла, толка, рассудка в ком-то, в чём-то; нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу. В абсурдном выражении что-то утверждается и отрицается одновременно. Абсурдное выражение следует отличать от бессмысленного. Бессмысленное не истинно и не ложно - его просто не с чем соотнести в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное выражение является осмысленным и в силу своей внутренней противоречивости - ложным, не соответствующим действительности.

Абсурдизм или философия абсурда - система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия.

Литература абсурда (от лат. ab surdus – «нестройный, нелепый») - особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия.

Для литературы абсурда характерны демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, описаний механистичности, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения. Литература абсурда затрагивает самые разные сферы и проблемы: психология, социум, кризис духовности, культурные ценности, тоталитаризм государства как такового, онтология внутреннего и не связанного с надындивидуальным или идеальным.

Предпосылками для возникновения философии абсурда стали мировые войны XX столетия, в которых страдания и гибель людей, а также социальная неустроенность общества послужили почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как, в первую очередь, гуманистического движения. На волне повышенного интереса к работам вошедших в моду Сартра и Камю в первой половине XX века началась популяризация идей философии абсурда.

«Театр абсурда» – общее название для драматургии пост авангардного периода 1950–1970-х годов. Этот своеобразный был неизбежен, хотя и имел в каждой европейской стране, помимо общих, и свои, национальные, предпосылки. Общие - это дух успокоенности, мещанского самодовольства и конформизма, воцарившиеся в Европе и США после Второй мировой войны, когда на сцене господствовали обыденность, приземлённость, ставшие своеобразной формой скованности и молчания театра в период «испуганного десятилетия».

Было очевидно, что театр стоит у порога нового периода своего существования, что необходимы такие способы и приёмы изображения мира и человека, которые бы отвечали новым реалиям жизни. Театр пост авангарда - самый шумный и скандальный, швырнувший вызов официальному искусству своей шокирующей художественной техникой, напрочь отметающий старые традиции и представления. Театр, взявший на себя миссию говорить о человеке как таковом, универсальном человеке, но рассматривающий его как некую песчинку в космическом бытии. Создатели этого театра исходили из мысли об отчужденности и бесконечном одиночестве в мире. Сам термин «театр абсурда», объединивший писателей различных поколений, был принят и зрителем, и читателем. Однако сами драматурги его решительно отвергали.

    1. Абсурд в творчестве русских писателей

Одним из значительных представителей литературы абсурда является Николай Васильевич Гоголь, оказавший заметное влияние на многих представителей этого жанра, структура некоторых рассказов которого больше напоминает строение снов. Активно использовали абсурдизм в русской литературе Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников, В.В. Хлебников и С.Д. Кржижановский. Также тему абсурда мы можем увидеть в творчестве А.П. Чехова, М.А. Булгакова и многих других писателей.

Рассмотреть произведения всех писателей мы не сможем, ведь и писателей и произведений с темой абсурда очень много. Наш выбор пал на Н.В. Гоголя, как значительного представителя литературы абсурда, а также М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», так как он входит в школьную программу одиннадцатого класса. Ознакомившись с творчеством Николая Гоголя мы можем увидеть использование абсурда во всех произведениях. Рассмотрим изученное на уроках литературы произведение Н.В. Гоголя «Нос».

1.2.1. Н.В. Гоголь «Нос»

Повесть «Нос» написана в 1832-1833гг, в основу сюжета лег французский анекдот о потерянном носе. На примере истории Ковалева автор стремился показать бездуховность петербуржского общества, ориентацию людей на внешних качествах, а не внутренних. Также через фантастическую сюжетную линию о носе, покинувшем владельца и надевшем мундир, автор показывает абсурдность чиновничьей жизни. Карьерист Ковалёв, лишившийся носа, лишается и своего имиджа, и не может нести службу без столь важной части лица.

Повесть имеет 3 основные темы и проблемы:

  • Тема нравственных ценностей. Проблема безнравственности общества, стремление ложным ценностям

  • Тема человеческого счастья. Проблема - человек не ценит свое благополучие

  • Тема маленького человека или социального неравенства. Проблема – человек ведёт себя в соответствии с социальным статусом, а не моральными принципами

Главные герои:

  • Платон Кузьмич Ковалев – «майор», коллежский асессор, служивший на Кавказе. Всегда следил за тем, чтобы его внешний вид был безупречен. В Петербург Ковалев приехал для того, чтобы получить «вице-губернаторское» место, хотел жениться на богатой невесте.

  • Иван Яковлевич - «цирюльник», «страшный пьяница» и «большой циник», всегда ходил небритым, неопрятно выглядел.

Абсурд начинается с первых же строк, говорящих что цирюльник в хлебе нашёл нос Ковалева. Проснувшись утром, Ковалев обнаруживает вместо носа абсолютно гладкое место. Герой замечает карету, из которой выпрыгивает господин в мундире и бежит вверх по лестнице, Ковалев понимает, что это был его нос, который выходит в «мундире, шитом золотом» со шпагой на боку, «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос «с выражением величайшей набожности молился». Ковалеву нос говорит, что он «сам по себе», попытки поместить нос на место безуспешны. Через несколько дней нос неизвестным образом возвращается на место.

1.2.2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман написан в 1929-1940гг. Основная идея произведения: пришествие сатаны не делает людей хуже, оно показывает, что люди сами погрязли в бездуховности и лжи. Основная тема – противостояние добра и зла. Основная проблема – зло неоднозначно, сатана совершает добро для героев, которые не нашли помощи и мире света.

Повесть имеет 7 тем и проблем:

• Тема любви. Проблема – любовь может многое, но далеко не все.

• Тема поиска истины, веры и атеизма. Проблема – и верующие, и атеисты занимаются поиском истины, истина все равно угасает.

• Тема пороков человеческого общества. Проблема – не смотря на время, пороки остаются неизменными.

  • Тема нравственного выбора. Проблема – последствия от выбора являются тяжким грузом для отказавшихся от ответственности.

  • Тема милосердия, сочувствия, прощения и искупления. Проблема – для получения прощения необходимо приложить максимум усилий, а милосердие и сочувствие являются плодом добра в мире.

  • Тема добра и зла. Проблема – неспособность людей определить что зло и добро.

  • Тема власти. Проблема – власть не позволяет отклоняться от привычных, заданных норм.

Главные герои:

  • Мастер, ключевой герой, имеющий автобиографические черты

  • Маргарита, возлюбленная мастера

  • Воланд, человеческое воплощение дьявола

  • Свита Волонда

  • Стравинский, профессор медицины, главный врач психиатрической лечебницы, куда попадает множество героев романа, столкнувшихся с сатаной

  • Администрация варьете — Степан Лиходеев, Григорий Римский, Иван Варенуха, бухгалтер Ласточкин. Эти герои показывают взаимодействия Воланда и людей с разных сторон

  • Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, за свои идеи осужденный на распятие.

  • Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, в котором человеческие чувства борются со служебным долгом.

В произведении идёт конфликт добра и зла. Но Бог и Дьявол не противостоят напрямую, делают разную работу в мире людей. В романе мы не можем точно сказать, что зло, а что добро, ведь герои помощь находят с обеих сторон. «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В произведении абсурд раскрывается в характерах и поступках главных героев. Мы можем видеть по поступкам Воланда, что он не совершает зла, а обличает и наказывает за людские грехи. Мастер, не совершив никаких преступлений, отвергается обществом, теряет себя. Маргарита после крема, нанесённого на тело, превращается в ведьму, совсем нагая летает по ночной Москве. Бегемот абсурден своим видом, как и сам Воланд и остальные из его свиты. Даже наказания для людей имеют абсурдную форму. Абсурдным кажется и бал Сатаны, его гости и правила поведения для королевы бала. Проказы Воланда и его свиты являются самыми абсурдными событиями в произведении, их представления имели довольно странные события и результаты.

    1. Абсурд в творчестве зарубежных писателей

В I половине XX в. знаковыми фигурами литературы абсурда были Ф. Кафка, Ж-П. Сартр и А. Камю, чье творчество оказало влияние на всю литературу XX в., чья концепция абсурда положила начало целому направлению авангардистской культуры конца XX в. - абсурдизму.

В детстве мы читаем сказки. Наиболее интересной и запоминающейся, как для детей, так и для взрослых является «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. В ней наиболее сильно выражено использование такого приёма, как абсурд, чем она и увлекает читателя. Создаётся новый, необычный мир, схожий с реальным.

      1. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

История об Алисе, провалившейся в кроличью нору и попавшей в страну абсурда, появилась, как принято считать, 4 июля 1862 года. В ее сюжете обыграны характерные приметы общественной и политической жизни Англии XIX века, научного сообщества того времени, фольклора. Завязкой сюжета служит описание путешествия по реке, которое действительно имело место быть летом 1862 года. Сказочность действия начинается тогда, когда во время остановки на берегу Алиса видит убегающего в шляпе и с перчатками кролика, бросается за ним вслед и проваливается в нору. Пролетев ее, она приземляется в подземной стране чудес.

Сюжет приключений завязан на поиске Алисой двери в сад, который она увидела в замочную скважину в доме Белого Кролика после приземления. Ища выход в сад, героиня постоянно оказывается вовлеченной в разные нелепые ситуации с другими персонажами сказки. Произведение заканчивается очередным абсурдным приключением, во время которого Алиса просыпается и видит, что она все еще находится в компании друзей на берегу реки.

Главные герои:

  • Алиса

  • Белый Кролик

  • Додо

  • Гусеница

  • Чеширский Кот

  • Герцогиня

  • Болванщик

  • Мартовский заяц

  • Соня

  • Грифон

  • Черепаха Квази

  • Червонная Королева

      1. Франц Кафка «Превращение»

Кафкианский мир существует по законам абсурда. Поэтому даже превращение человека в насекомое описано так, будто это будничное событие. Франц Кафка, выдающаяся фигура в истории литературы, в 1912 году создал глубокую и тревожную новеллу под названием «Превращение». Это увлекательное произведение исследует темы изоляции, отчуждения и личной идентичности через причудливую трансформацию главного героя, Грегора Замза.

Главные темы:

  • Тема: Одиночество. Проблема: Влияние одиночества на психическое и эмоциональное состояние человека.

  • Тема: Отчуждение от общества. Проблема: Общественное давление.

  • Семья, семейные ценности. Проблема: хрупкость семейных связей и сложность семейных отношений.

  • Тема: Природа человека. Проблема: борьба за определение себя в постоянно меняющемся мире.

Семья, в которой жил главный герой Грегор Замза, на первый взгляд, кажется обычной и ничем не выделяющейся среди тысяч таких же семей. Но абсурдность возникшей ситуации обнажает и выводит на поверхность реальные чувства и отношения.

Глава 2. Сравнительная характеристика произведений

Изучив «абсурдные» произведения русских и зарубежных писателей, можно найти некоторые сходства и различия. Мы можем заметить, что события в произведениях больше похожи на сон, чем реальность у всех писателей, использующих приём абсурда. Чаще всего абсурдность в произведениях связана с изменением человеческого обличия. Различаются произведения тем, что русские писатели в большей мере абсурдом высмеивают или указывают на проблемы государства, страны, политического строя, в то время как зарубежные писатели больший акцент делают на абсурдности социальной среды, обстановки, в которой находится человек, а также абсурдны поступки героев.

Изучив данные произведения, мы видим, что, несмотря на различные века и жанры, с помощью абсурда писатели показывают реальность, раскрывают проблемы общества.

 

Русские писатели

Зарубежные писатели

Автор

Н.В. Гоголь

М.А. Булгаков

Льюис Кэрролл

Франц Кафка

Год создания

1833

1940

1864

1912

Название

Нос

Мастер и Маргарита

Алиса в стране чудес

Превращение

Жанр

Повесть

Роман

Сказка

Повесть

Тема, чему посвящено

Петербургское общество 30х годов 19 века

Борьба добра и зла. Общество 20века

Общество Англии 19 века.

Семейные отношения. Одиночество в обществе

Проблема

Бездуховность общества, стремление людей к ложным целям, порочность интересов

Нравственный выбор человека. Ответственность за совершаемые поступки.

Необходимость взросления. Абсурдность взрослой жизни

Взаимо-отноше-ния в семье

Изображе-ние действитель-ности через абсурд

Абсурд нисколько не мешает ощутить реалистичес-кую картину жизни чиновничьего Петербурга

Абсурд, заключается в том, что люди настолько порочны, что только сатана может что-то кардинально изменить

Абсурд, заключается в том, что реальность закрывает за собой двери к чудесам. Сон и нереальность являются правдоподобными

Герой существует в абсурдном мире, но бьётся и пытается выбраться из него в мир человеческих существ, но умирает в отчаянии

Таб.1 Сравнительная характеристика произведений.

Н.В. Гоголь «Нос». Описываются проблемы чинопочитания и значимости внешних признаков над личностью. Мы понимаем, что главному герою очень важна его внешность и звание: «Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места», «Конечно, я... впрочем, я майор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично.». То, что нос имеет какое-то звание уже абсурд, но Гоголь в повести дал носу звание выше чем у его хозяина, чем показал, что Внешние признаки для людей в 19веке были намного важнее чем сама личность.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Описано общество 20 века, погрязшее в пороках. Воланд борется с людскими пороками своими абсурдными методами. Оторванная голова, предсказание будущего, исчезновение жителей квартиры, исчезновение платьев с жадных девушек после представления в Варьете. В произведении появляются образы людей-фантомов, масок, служителей «дьяволиады», населяющих мир повестей Булгакова, являющийся отражением перевернутых ценностей реального мира, омертвение человека и его души.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес». Философ, математик, поэт и прозаик Чарльз Лютвидж Доджсон (которого мы знаем под псевдонимом Льюис Кэрролл) стал одним из основателей этого жанра. И, к слову, это его произведение не только стало вечным бестселлером, но и оказало сильное влияние на искусство — особенно на жанр фэнтези. Для него абсурд остается предметом бесконечного, хотя и несколько своеобразного веселья. Мир этой сказки отличается от нашего, и дело не только в разговаривающих животных и странных правилах игр. Дело в том, что в нём не работают законы привычной нам логики. Кэрролл создал волшебный мир, которым правит абсурд. И логика внутри этого мира подчиняется абсурду. Алиса постоянно сталкивается с невозможностью узнать, кто она такая.

Франц Кафка «Превращение». В свойственной Кафке манере, в произведении причина метаморфозы, события, ей предшествующие, не раскрываются. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлен перед фактом: превращение свершилось. «Чудовищное» описывается подробно и деловито, почти в стиле трезвого отчета о фактах. Безэмоциональная манера повествования и содержание рассказанного составляют резкий контраст, придающий невозможному качество самоочевидного и обыденного. Именно это сочетание причудливых событий и, казалось бы, сухого реализма лингвистического изложения составляет особый эффект повествования. Кафка своим произведением даёт читателю понять, что человек в любой момент может остаться один, также как в произведении.

Заключение

Работая над проектом, мы более углублённо изучили тему абсурда в литературе. Также познакомились с произведениями русских и зарубежных писателей, использовавших приём абсурда. Тема абсурда в творчестве русских и зарубежных писателей, является одной из наиболее значимых. Авторы, используя различные литературные жанры, создают в своих произведениях мир, где реальность и фантазия переплетаются, а логика и смысл теряют свой смысл. Мир абсурда, отраженный в произведениях писателей, вызывает у читателя чувство непонимания, смеха, размышления. Творчество представленных в нашей работе писателей является важным исследованием абсурда, которое помогает нам лучше понять и осмыслить сложности и противоречия жизни.

На уроке литературе в одиннадцатом классе по теме «Абсурд бытия в произведениях М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ф. Кафки «Превращение»», учащиеся продолжали знакомиться с приёмом абсурда в литературе. Рассмотрели фрагменты произведений писателей, привели примеры абсурдных ситуаций в произведениях, сравнили их.

Выводы

1. Мы познакомились с таким литературным приёмом, как абсурд. Для него характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия.

2. Изучили произведения жанра абсурд таких писателей как Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, Франц Кафка, Льюис Кэрролл.

3. Провели анализ прочитанных произведений. Выявив их сходства и различия.

4. Провели сравнительную характеристику прочитанных произведений русских и зарубежных писателей, на основе которой создали таблицу для лучшего понимания.

5. Провели урок в одиннадцатом классе, где рассказали учащимся о приёме абсурд и его роли в литературе на примере произведений «Нос», «Мастер и Маргарита», «Превращение», «Алиса в стране Чудес»

Список литературы

  1. Абсурд. Материал из Википедии. [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Абсурд (дата обращения 25.01.24)

  2. Литература абсурда. Материал из Википедии. [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Литература_абсурда (дата обращения 25.01.24)

  3. Абсурдизм. Материал из Википедии. [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Абсрдизм (дата обращения 25.01.24)

  4. [Электронный ресурс] https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/nos-gogol/ (дата обращение 26.01.24)

  5. [Электронный ресурс] https://wwwzin.ru/animalia/coleoptera/rus/kafkverw.htm (дата обращения 20.01.24)

  6. Петербургские повести/Послесл. В. Ветловской: Дет. лит., 1991. – 207 с., ил. (Школьная б-ка). С.45-75

  7. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы/Предисл. В. И. Схарова. – Мн.: Маст. лiт., 1988.-670 с.: ил. С.272-484

  8. Алиса в Стране Чудес/Переск. и предисл. Бориса Заходера. Алиса в Зазеркалье/ Пер. и предисл. Вл. Орла: Сказки.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987.-224 с. с ил., 16 с. вкл. С.3-111

Просмотров работы: 300