Баскетбол как средство развития физических качеств обучающихся

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Баскетбол как средство развития физических качеств обучающихся

Кургузов К.В. 1
1МОАУ "Лицей № 1" г. Оренбурга
Кургузов В.А. 1Куприянов А.С. 1
1МОАУ "Лицей № 1" г. Оренбурга
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность – многочисленные исследования показали высокую эффективность занятий баскетболом для разностороннего развития детского организма. Под влиянием физической нагрузки, которую дети получают на занятиях и соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких. Упражнения специальной физической подготовки, благодаря сопряженному воздействию, способствуют развитию координации быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости и ориентировки, создавая тем самым предпосылки усвоения и совершенствования техники и тактики игры.

Цель: сформировать представление об истории баскетбола и его влиянии на физическое развитие организма школьника.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  • расширить знания по истории баскетбола и его разновидностях;

  • познакомиться с правилами игры в баскетбол;

  • оценить влияние школьной баскетбольной команды на моё развитие;

  • составить видеоинструкцию тренировки: «Комплекс упражнений для осуществления тренировки по отработке ведения мяча стоя»;

  • разместить видеоинструкцию в социальной сети ВКонтакте в личном профиле.

Объект исследования: баскетбол.

Предмет исследование: тренировка по баскетболу.

Глава I. Баскетбол – атлетический вид спорта.

    1. История зарождения баскетбола.

Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Дисеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч.

Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893 г. Появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась не только интересной и динамичной, что в 1894 г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток – Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку.

В 1932 г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран – Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. В 1935 г. Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видам спорта.

В 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол.

Датой зарождения баскетбола в России считается 1906 г. Место рождения – Петербург, спортивное общество «Маяк». 

В ночь с 9 на 10 сентября 1972 года на арене в Мюнхене состоялся финал баскетбольного турнира XX Олимпийских игр, в котором встретились сборные СССР и США. Матч, который по праву считается одним из самых драматичных и скандальных в истории баскетбола. За 3 секунды до конца матча советские баскетболисты уступали со счетом 49:50. Главный тренер советской команды Владимир Кондрашин взял тайм-аут, но судьи не сразу обратили на это внимание, в результате чего на официальном секундомере осталась одна секунда до финальной сирены. Спустя несколько минут время матча было восстановлено до корректных трех секунд. Иван Едешко ввел мяч в игру пасом через всю площадку Александру Белову, которого держали два игрока сборной США. Игрок ленинградского «Спартака» ушел от защитников финтом, развернулся и положил мяч в корзину. Тут же раздалась финальная сирена, зафиксировавшая победу сборной СССР со счетом 51:50 [2].

Эта реальная история вошла в основу сценария художественного фильма «Движение вверх», который стал одним из самых кассовых фильмов последнего времени.

    1. Разновидности игры в баскетбол.

Мини-баскетбол.

Правила мини-баскетбола были разработаны в начале 1950-х годов. Игра предназначена для детей 6–12 лет и подразделяется на два уровня: собственно мини-баскетбол (возрастная группа 9–12 лет) и микро-баскетбол (для детей младше 9 лет).

В мини-баскетбол играют команды по пять игроков в каждой, хотя допускаются и «уменьшенные» составы – вплоть до 2/2. Игра идет четыре тайма по 6 минут. Несколько отличаются от классического баскетбола и сами правила игры. В мини-баскетболе, например, не фиксируется чистое время и не действует «правило трех секунд».

Баскетбол на инвалидных колясках.

Появился в 1946 в США. Бывшие баскетболисты, во время Второй мировой войны получившие серьезные ранения и увечья на полях сражений, не захотели расставаться с любимой игрой и придумали «свой» баскетбол. Сейчас в него играют более чем в 80 странах. Число официально зарегистрированных игроков – 25 тысяч человек. Баскетбол на инвалидных колясках входит в программу Параолимпийских игр с момента проведения первой такой Олимпиады в Риме в 1960.

Стритбол.

Более динамичный и агрессивный вид спорта, чем классический баскетбол. В игре участвуют две команды по три игрока в каждой (иногда с одним запасным) на специальной площадке для стритбола или на обычной баскетбольной, задействуя только одну ее половину – и, соответственно, только одно кольцо. В случае промаха команда, атаковавшая до этого кольцо, защищает его от атаки соперника и т.д. Игра идет до того момента, пока одна из команд не наберет 16 очков (но разрыв в счете должен составлять не менее 2 очков). Иногда играют до разрыва в 8 очков или на время (20 минут) – в этом случае действует правило 30 секунд: если за это время команда не сумела завершить атаку, мяч переходит к сопернику. За результативный бросок команде начисляется очко, за бросок из 3-очковой зоны – два очка.

Заброшенный в корзину мяч засчитывается только в том случае, если его коснулись два игрока атакующей команды. Мяч после этого переходит к обороняющейся команде: игра возобновляется, как только один из ее игроков коснулся мяча. При этом мяч должен быть сначала выведен за пределы 3-очковой линии. Пробежка, двойное ведение и бросок в корзину сверху запрещены.

Корфбол.

Эту игру придумал в 1902 школьный преподаватель из Амстердама. Две команды по 8 человек в каждой (4 мужчины и 4 женщины) играют на площадке 40/20 м, разделенной пополам средней линией, два тайма по 30 минут. Четыре игрока (2 мужчин и 2 женщины) находятся на своей половине площадки и защищают свою корзину, четыре – на половине команды-соперницы, их задача – поразить «чужое» кольцо.

После двух результативных бросков защитники переходят в зону нападения и наоборот. Корфбол менее контактная, по сравнению с баскетболом, игра. При этом, согласно правилам, мужчина может играть только против мужчины, а женщина – против женщины. Дриблинг в корфболе не допускается, а игрок, овладевший мячом, может сделать с ним не более двух шагов.

Глава II. Правила игры в баскетбол. Современные тенденции.

2.1. Что такое баскетбол?

Баскетбол — спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в корзину (кольцо) соперника. В баскетбол играют две команды. Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых являются полевыми, а остальные считаются игроками на замену.

Спортсмены, владеющие мячом, должны передвигаться по полю, ударяя им в пол. В противном случае будет засчитан «пронос мяча», а это нарушение правил в баскетболе. Случайное прикосновение к мячу отличной от руки частью тела не считается нарушением, в отличие от целенаправленной игры ногой или кулаком.

Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов, но время каждого тайма разнится в зависимости от баскетбольной ассоциации. Между периодами предусмотрены короткие перерывы. Заброшенный в корзину мяч может приносить разное количество очков своей команде. Если мяч заброшен во время штрафного броска, то команда зарабатывает 1 очко. Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка. Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии. Если в основное время обе команды набрали одинаковое число очков, то назначается 5 минутный овертайм, если и он закончился в ничью, то назначается следующий и так до тех пор, пока не будет определен победитель. Игроку разрешается сделать только два шага с мячом, после чего он должен либо произвести бросок, либо отдать пас [3].

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок!

2.2. Баскетбольное поле и современные требования.

Для главных официальных соревнований ФИБА, а также для строящихся новых игровых площадок размеры, измеренные от внутреннего края ограничительных линий, должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину (рис. 1).

Рис. Схема современной баскетбольной площадки.

Процесс игры в баскетбол насыщен большим количеством специальных приёмов требующих технических и тактических навыков, а возникающий дух соперничества обеспечивает бурный интерес участникам матча.

В процессе игры человеку необходимо использовать различные группы мышц для осуществления сложных маневренных движений, бега и высоких прыжков, что обеспечивает всестороннее развитие спортсмена. Динамичный процесс игры вынуждает игроков разумно использовать свои силы, постоянно меняя уровень своей активности.

В ходе тренировок, уделяется большое внимание правильному выполнению техники элементов баскетбола - ведения мяча, броска, передачи и прочее.

Глава III. Школьная баскетбольная команда БК «Пламя».

3.1. Я и моя команда БК «Пламя».

Баскетбол, как любой командный вид спорта, который требует постоянной отдачи от каждого игрока, в первую очередь, позволяет развивать выносливость, хорошую координацию движений, гибкость, подвижность и прыгучесть. Кроме того, баскетбол улучшает взаимоотношения между всеми игроками, поскольку во время игры мы непосредственно взаимодействуем, поэтому наша команда очень сплоченная.

Благодаря баскетболу у меня появилось очень много новых друзей. Я стал намного выносливее. Баскетбол для меня – это моя команда, мои друзья, мой тренер, наша игра и наши победы!

В БК «Пламя» я хожу со 2-го класса и многому уже научился. Большие перерывы с карантинами и ограничениями, связанными с КОВИД-19, не ослабили интерес к игре и тренировкам, хотя было потеряно много времени, не было системы и приходилось сохранять форму, выполняя рекомендации тренера в домашних условиях.

Таблица №1.

Физические характеристики моего организма за время тренировок.

Характеристики организма

Показатели

2021

2022

2023

Рост

143

152 см.

168 см.

Вес

38

44

52 кг.

Объем груди

68

75

82 см.

Объем бицепса

19 см.

23 см.

27 см.

Размер ноги

37 размер

39 размер

42 размер

Бег и прыжки активизируют рост тела в длину. Броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, передачи мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч и защита развивают силу мышц. Сегодня я трачу на тренировки около 10 часов в неделю, что значительно помогает формировать умения, оттачивать мастерство и навыки владения мячом, взаимодействовать с игроками команды, хорошо проводить время.

3.2. Комплекс упражнений для осуществления тренировки по отработке ведения мяча стоя.

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника [4].

Упражнение №1.

Стоя на месте. Высокое ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160), низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120). Повторять в течение 30 секунд.

   

Упражнение №2.

Стоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой. Повторять в течение 30 секунд.

Упражнение №3.

Стоя на месте. Ведение вокруг и между ногами. Повторять в течение 30 секунд.

Упражнение №4.

В широкой стойке. Ведение мяча с руки на руку с выпадами вперед – назад. Повторять в течение 30 секунд.

Упражнение №5.

Ведение мяча из различных исходных положений: сидя на скамье. Повторять в течение 30 секунд.

Заключение.

Занятия спортом очень важны для всего нашего организма. Это поддерживает тонус, укрепляет мышцы. Если постоянно заниматься спортом, то можно побороть постоянную усталость и раздраженность.

По результатам подготовки и проведения проекта по физкультуре на тему «Баскетбол как средство развития физических качеств обучающихся» был сделан вывод, что баскетбол может стать прекрасной школой, в которой игроки учатся находить компромиссное решение, сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях, нести личную ответственность за успех команды, работать слаженно, всем вместе, уважать других людей, воспринимать победы и поражения как путь к самосовершенствованию. Кроме того, для подросткового организма очень важно физическое развитие, осанка и мышечная масса, которые формируют атлетически сложенный организм.

Список литературы.

  1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).

  2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

  3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004.

  4. Баскетбол. Комплекс упражнений. Интернет ресурсы - https://multiurok.ru/files/baskietbol-komplieks-uprazhnienii.html

Приложение.

Видеоинструкция к тренировке: «Комплекс упражнений для осуществления тренировки по отработке ведения мяча».

Просмотров работы: 1024