Компьютерные игры и их влияние на физическое состояние детей и подростков

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные игры и их влияние на физическое состояние детей и подростков

Григорьев С.А. 1
1МБОУ СОШ № 19 (3)
Богомолов А.Ю. 1
1МБОУ СОШ № 19 (3)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье и компьютер.

Здоровье – самое важное для каждого человека. Это фундамент, на котором стоится вся жизнь. Только здоровый человек способен полноценно жить, реализовывать себя в обществе. Все понимают ценность здоровья, но не все стремятся сохранять и оберегать эту ценность. В современном мире проблема сохранения здоровья становится всё более актуальной. В наше время существует множество факторов, негативно влияющих на здоровье: экологические катастрофы, стрессы, вредные привычки. С каждым годом здоровых детей рождается всё меньше. Заниматься физической культурой и полноценно питаться – это ещё не все факторы, способствующее сохранению здоровья. В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей наблюдается компьютерная зависимость. Уже в детских садах у большинства дошкольников имеются современные телефоны, и даже планшеты.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Поэтому тема их влияния на здоровье человека становится с каждым годом все более актуальной. Дети часто слышат о вреде компьютерных игр от родителей и из средств массовой информации. Я решил изучить этот вопрос и выяснить, так ли опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Проанализировав статьи о пользе и вреде компьютерных игр, я увидел, что почти все авторы пользовались в своих исследованиях методом анкетирования. И основной упор был сделан на психологическую зависимость человека от компьютерной игры. В моем исследовании я оценил влияние компьютерных игр не только на психологическое, но и на физическое состояние здоровья школьников.

Цель исследования: выяснить, как влияют компьютерные игры на детский организм.

Задачи исследования: проанализировать данные в литературе и интернете по теме исследования и сделать вывод о влиянии компьютерных игр на физическое состояние детей и подростков

Объект исследования: учащиеся 5-7х классов школы.

Методы исследования: наблюдение, сбор информации из интернета и обобщение полученной информации.

Компьютерные игры: понятие, история развития

Компьютерная игра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Компьютерные игры могут создаваться на основе фильмов и книг. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства. Первые компьютерные игры были созданы в середине XX века, но такие как «OXO», «Tennis for Two», «Spacewar» и т. д. не были общедоступны и разрабатывались для научных целей [1]. В 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать игру: Computer Space. В основе лежала Spacewar. Первая попытка провалилась. Рынок еще не созрел для такой сложной игры [2]. Нолан не сдавался, он переименовал компанию и в 1972 году выпустил новую игру. Знаменитейший Pong, где две тарелочки, управляемые двумя людьми или человеком и компьютером, отбивают мячик, стараясь удержать его на игровом поле [2]. Группа разработчиков во главе с Вильямом Кроутером разработала игру Adventure, первую "бродилку", положив начало жанру adventure game. За ним последовали Стив Джобс и Стив Возняк придумали Breakout, больше известный в наши дни как Arcanoid [2]. Еще через год, в 1977, Atari выпустила 2600 VCS, первую игровую приставку с несколькими играми[2]. Так началось распространение компьютерных игр.

Вред и польза компьютерных игр

Перед тем, как приступить к практической работе, я проанализировал информацию о влиянии на организм компьютерных игр, найденную в интернете, и нашел данные не только о вреде, но и об их пользе.

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи врача и поддержки родных и близких. Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит и сон. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно и незаметно. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной. Многие геймеры готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – мечта любого игромана. И создатели онлайн-игр предлагают игрокам такую возможность. Из семьи начинают уходить деньги. Дети просят у родителей деньги на сладости и развлечения. На самом деле, большинство детей просят деньги на интернет-игры, пополняя счёт своего аккаунта. Многие родители не знают об этом. На самом деле, платные интернет-игры выманивают деньги таким образом: сначала предоставляется возможность поиграть в неё бесплатно, пройти несколько уровней, но на пике событий требуется пополнить счет для возможности продолжения игры. Так, ребенок, играя в интересную и захватывающую игру, вдруг видит, что закончились деньги, и пройти на следующий уровень невозможно, или же нельзя купить эликсир жизни и другие дополнительные бонусы. Ребенок пойдёт просить деньги, обманывая родителей, так как на игру они деньги, разумеется, не дадут. И с каждым уровнем денег требуется всё больше и больше. Появляется зависимость от интернет-игр. Это способствует проявлению приступов агрессии, тревожности. В дальнейшем возможен и такой поступок детей, как кража, а это уже преступление. Следствием может стать распад моральных ценностей ребенка.

Постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук. Особую опасность плане представляют различные «леталки», «стрелялки» и гонки. Чем опасны «стрелялки»? Это самых опасных вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрей. Вредны также «леталки» и гонки, которые требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

Почти самый опасный вид игр – это видеоигры, в которых представлены точные цифровые копии реального мира. Человек, поддавшийся зависимости от этих игр, начинает жить только виртуальной реальностью, забывая о реальном мире. Он зарабатывает там деньги, ест, спит, ворует, убивает партнёров по игре и делает всё, что хочется, в то время как ему нечего есть, негде жить и у него нет реальных денег. Многие игры подразумевают под преодолением препятствий убийство персонажей. Особенно опасно, если при этом игра отображает человеческий мир. Виртуальность захватывает ребенка, зомбируя его сознание, и переключить детей на реальность трудно. Убивая в виртуальных играх, ребенок сможет причинить вред сверстнику в реальности, не говоря уже о реальном убийстве. Поведение героев компьютерных игр дети часто берут за образец. Это гарантирует зарождение в ребенке агрессии и жестокости. Известны случаи, когда игроманы убивали своих родных и соседей или кончали жизнь самоубийством.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Но компьютерные игры могут быть и полезны. Они способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным. С помощью компьютерных игр можно обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Да и для взрослого человека есть польза компьютерных игр, «потребляемых» в меру. Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты.

Результаты медицинских исследований.

Результаты медицинских исследований игроков показывают, что игры приводят к снижению уровня стресса, то есть обладают расслабляющей функцией. Для детей и подростков, регулярно играющих в такие игры, стрессом было становится ожидание, когда же наступит момент игры. То есть вся учебная и другие виды деятельности. У геймеров уровень артериального давления более нестабильный, больше зависит от эмоционального состояния и напряжения. Повышенное артериальное давление после компьютерной игры говорит о том, что, несмотря на снижение уровня стресса, для организма ребенка подобная нагрузка расслабляющей не является. Ухудшается острота зрения, потому что мелькающее изображением на мониторе создает дополнительную зрительную нагрузку.

Долгое сидение перед компьютером в одной позе способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника детей. Также это приводит к гиподинами. При постоянном использовании компьютерной мышки происходит однообразная нагрузка на кисть руки, что способствует сдавливанию нервов. Частые и длительные игры на компьютере перегружают нервную систему ребенка, что способствует появлению головных болей. Играя в компьютерные игры, дети и подростки используют наушники, чтобы не мешать родителям. Это не только негативно влияет на слуховые органы, но и является причиной перегруженности нервной системы, и тоже появлению головных болей.

Преодолевая препятствия на протяжении игры, ребенок находится в состоянии напряжения, волнения, ожидания беды и нападения. Некоторые персонажи игр внушают детям различные страхи. Таким образом следствием становится возникновение тревожности.

Социальный вред игромании.

Большинство компьютерных игр влияют на интеллектуальную сферу ребенка. У детей, часто играющих в компьютерные игры, наблюдается расстройство внимания, им трудно сконцентрировать внимание на чем-либо: на задании, образце, записях на доске, картинках и т.д. Страдает мышление, воображение. Технологическое мышление заменяет творческое.

Компьютерные игры искажают мировоззрение детей. Частыми становятся драки. Многие дети считают драку конструктивным решением конфликтов, а силу – главным показателем авторитетности. Также, у героев игр обычно бывает по несколько жизней. Если героя убили – это не страшно, так как есть ещё несколько жизней, или же можно начать игру заново. Персонажи игр могут выполнять различные опасные трюки. В результате, у ребенка притупляется инстинкт самосохранения, так как виртуальность дети часто принимают за реальность.

Компьютерным играм свойственна такая черта, как безнаказанность плохих поступков героев. Это способствует проявлению безответственности детей за свои поступки (можно поступать, как нравится, ведь за это всё равно ничего не будет). Также компьютерные игры навязывают детям мысль о том, что все проблемы в жизни решаются одним нажатием кнопки. У детей складывается такое мировоззрение, что для достижения результатов не нужно прилагать никаких усилий, не нужно трудиться. Но в реальности только труд, старания и усилия помогут добиться успеха в чем-либо. Такое сложившееся противоречие способствует возникновению у детей стрессов, истерик и капризов.

Компьютерные игры негативно влияют на сферу общения детей. Чем больше у ребенка проблем общения со сверстниками, тем больше он подвержен виртуальным играм. В результате, компьютер становится заменителем друзей, прогулок. Ребенок не учится общаться со сверстниками, речь не развивается, в дальнейшем он может совсем отказаться от общения. Это способствует возникновению проблем в формировании социальных контактов с внешним миром.

Заключение. Противоречивость компьютерных игр.

Проанализировав всю информацию, я пришёл к выводу, что нельзя однозначно утверждать, что компьютерные игры являются только полезными или только вредными. Важно, какие они и сколько времени им уделяют. Большинство компьютерных игр оказывают пагубное воздействие на физическое и психическое здоровье детей. Однако есть множество развивающих компьютерных игр. Чтобы избежать компьютерной зависимости у детей, родителям следует критически относиться к выбору компьютерных игр и никогда не вестись на рекламу в интернете. Но, даже развивающие компьютерные игры вредят физическому здоровью ребенка, поэтому необходимо ограничивать время пребывания детей за компьютером (максимальное время – 30 минут с перерывами каждые 5-10 минут). А главное условие по преодолению компьютерной зависимости у детей – уделять им больше внимания: приглашать друзей ребенка, знакомить его с разными формами досуга, гулять всей семьей, вместе выполнять домашние задания. И тогда компьютерные играм не будет места в жизни ребенка.

Список использованных источников и литературы

  1. Королева М.В. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;

  2. 2. https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13798 (дата обращения: 09.12.2023).

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. http://www.computer-museum.ru/games/realisti.ru›main/pc_games?id=33

  5. https://www.nkj.ru/archive/articles/9397/

Просмотров работы: 60