Влияние вольной борьбы на здоровье подростка и развитие его физических качеств

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние вольной борьбы на здоровье подростка и развитие его физических качеств

Тожиралиев Бехрузбек Багром угли 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Ветлянских М.В. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Данное исследование посвящено влиянию конкретного вида спорта, а именно, вольной борьбы на физическое здоровье и гармоничное развитие подростков, которые вызывают серьёзное опасение из-за наличия у них вредных привычек и в достаточной степени малоподвижного образа жизни. Следующие примеры характеризуют тревогу руководства подмосковного региона и всего государства за фактическое состояние здоровья детей:

1. Принятие Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. - с одной стороны, и лишь 12% (по данным Роспотребнадзора на 03.03.2020 г.) абсолютно здоровых школьников – с другой.

2. Создание многочисленных детских площадок, хоккейных коробок, активное функционирование Дворца водных видов спорта – с одной стороны, и сколиозы разных степеней, падение зрения, ученические столы, никоим образом не похожие на парты и не обещающие положительной перспективы, неразумное, чрезмерное увлечение гаджетами - с другой.

Оба факта свидетельствуют о необходимости деятельной заботы о здоровье подрастающего поколения на государственном уровне. В такой ситуации серьёзное значение приобретают знания о возможностях физической культуры и разных видов спорта, занятиях ими, особенно теми, которые формируют не только пластичное, гибкое тело, но и такие важные человеческие качества, как выносливость, терпение, грамотное управление мыслительной деятельностью. В этом я вижу актуальность своего исследования.

Проблема, думаю, заключается в отсутствии популярных, но серьёзных знаний о специфике вольной борьбы как конкретного вида спорта, так как её особенности, тайныне раскрываются при поверхностном, визуальном знакомстве с ней, поэтому значительное количество школьников отдают предпочтение другим, более экстремальным и «читаемым» видам спорта.

Цель исследования - создание образа вольной борьбы как вида спорта, влияющего не только на физическое здоровье, но и на гармоническое развитие личности подростка. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Создать картину физического состояния современных школьников.

2. Охарактеризовать особенности вольной борьбы как олимпийского вида спорта, его «за» и «против».

3. Сравнить занятия вольной борьбой и борьбой без правил / рукопашным боем на предмет выявления полезных результатов.

4. Выявить путь развития вольной борьбы в Рузском городском округе.

Для решения задач были использованы следующие методы:

- анализ (изучение печатного материала);

- наблюдение (работа с печатными источниками, наблюдение за техникой спортсмена во время поединков);

- отбор (выделение необходимых для исследования фактов);

- опрос (работа с обучающимися, родителями и учителями гимназии);

- интервьюирование (медработника МАОУ «Гимназия №1 г. Рузы»);

- классификация (разделение предмета исследования на группы по формированию физических и технических характеристик спортсмена);

- описание (фиксация особенностей, присущих вольной борьбе и боям без правил).

Объект исследования – вид спорта «Вольная борьба», так как она уже более ста лет имеет свою основательную нишу в мировом спорте и ещё в 1904 г. была включена в соревновательный перечень III Олимпийских игр в Сент-Луисе. В течение крайних примерно 50-60 лет этот вид спорта достаточно востребован как среди подростков, так и среди взрослых в Российской Федерации. И это мой любимый вид спорта, которым я успешно занимался 4 года. Предмет иcследования – особенности вольной борьбы, помогающие формированию гармонично развитой личности.

Гипотеза - занимаясь вольной борьбой, подросток приобретёт:

- гибкость,

- ловкость,

- мышечную силу,

- уравновешенность,

- умение думать, чётко выстраивать свою стратегию и тактику,

- уважительное отношение к сопернику. А это и есть гармоничное развитие личности.

Основная часть

1. Картина физического состояния современных школьников

По данным Минздравсоцразвития России 2020 г., состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53% - имеют ослабленное здоровье;

- 2/3 детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;

- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%;

- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий1.

Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Около 10% детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7% школьников страдают ожирением2.

По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:

- снижение их физической активности;
- стрессовую педагогическую тактику;
- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- ухудшение качества питания;
- экология.

Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к физическому развитию личности ребенка. Кроме того, в погоне за усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный порой объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт и т. д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.

К сожалению, в школах немного внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболугандболу, волейболу (не касается нашей школы) не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Под воздействием пандемии в школе стали редкими спортивные праздники, Дни здоровья и т. д. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.

По словам заместителя председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой, две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья3. Среди российских школьников лишь 21,4% имеют первую группу здоровья, в то же время у 21% выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7%). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, возросла по сравнению с концом 90-х с 21,2 до 41,4%. Татьяна Голикова отметила также высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков.

В нынешнее время в России возрождаются истинные ценности многих видов единоборств. Вольная борьба является средством физической подготовки и духовного здоровья людей и предполагает такие же требования к ученикам, как и любой вид спортивной борьбы. При это на сегодняшний день доказано, что 52%-58% школьников не могут заниматься этим видом спорта по состоянию здоровья.

2. Характеристика особенностей вольной борьбы

2.1. Вольная борьба – один из видов спорта

Вольная борьба – это один из один из древнейших контактных видов спорта, единоборство двух атлетов по определенным правилам с помощью специальных технических приемов. Инвентарь для борцов включает 2 трико (синего и красного цвета) и специальную обувь - борцовки. Поединок в вольной борьбе проводится на борцовском ковре - квадратном мате с виниловым покрытием со стороной 12 метров. Минимальная толщина ковра должна составлять 4 сантиметра. «Область состязаний» обозначена жёлтым кругом диаметром 9 м, в центре него - маленький центральный круг красного цвета диаметром 1 м, в который борцы возвращаются после остановки схватки, а также при постановке одного из соперников в положение партера. По внутреннему периметру 9-метрового круга проходит красная полоса шириной 1 метр - «зона пассивности»4. В борьбе схватка проводится не только в стойке, но и в партере (когда один из борцов стоит на коленях, лежит на груди, на боку и т.д.). Цель борцовского поединка – заставить соперника коснуться ковра обеими лопатками и удержать его в таком положении не менее 2 секунд. Если за время схватки никому из соперников сделать это не удается, победителем признается спортсмен, набравший большее количество очков за удачно проведенные технические приемы. Поединок состоит из трёх периодов по две минуты с двумя 30-секундными перерывами, при этом каждый правильно выполненный прием оценивается определённым количеством баллов. От других видов борьбы вольная отличается тем, что в ней разрешено активное использование ног и нет ударных приемов и захватов противника за одежду.

Вольная борьба – очень мужественный вид спорта и занимаются им, как правило, мальчишки, парни и мужчины, но, несмотря на это, прекрасная половина также может освоить этот захватывающий спорт. К тому же, вольная борьба – прекрасный способ поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье.

2. 2. Характеристика особенностей подготовки спортсменов-вольников

2.2.1. Физическая подготовка спортсменов

Достижение хорошей физической формы спортсмена осуществляется, в основном, по трём направлениям: развитие гибкости, ловкости и силы – при помощи специальных упражнений5.

Гибкость определяется подвижностью в суставах. И зависит она от целого ряда факторов: как от эластичности связок, так и мышц, общего состояния организма спортсмена, а также его физических возможностей.

Гибкость необходима борцу для выполнения технических и тактических действий и их элементов. Для развития гибкости исполь­зуются развивающие упражнения, со снарядами и без них. Развитию гибкости способ­ствует выполнение тех действий, которые потребуются борцу во время схватки: броски с прогибом, перевороты, кувырки, подсечки и другие.

Упражнения, направленные на растягивание мышц и связок, необходимо выполнять ежедневно, так как даже маленький перерыв плохо сказывается на растяжке.

Следует сделать из этого вывод: нельзя выполнять упражнения на растягивание с максимальной нагрузкой. Большая нагрузка может быть травмоопасной, особенно если борец не разогрелся. Увеличивать нагрузку нужно постепенно.

Ловкость борца — это способность координировать свои действия, быстро и четко реагировать на внезапно меняющуюся обстановку в схватке.

Борец, обладающий хорошо развитой ловкостью, в состоянии успеш­но осваивать и совершенствовать технику борьбы, экономно выполнять действия. Такие борцы, как правило, проявляют большую находчивость: мгновенно переключаются с одного действия на другое, легко уходят из опасных положений, действуя решительно, смело, уверенно.

Ловкость борца во многом зависит от того, насколько велик и разнообразен у него запас двигательных навыков. Не меньшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и способность координиро­вать движения.

Занятия борьбой и прежде всего схватки, насыщенные острыми, неожиданными, быстро сменяющимися ситуациями, в которых борцы постоянно атакуют и контратакуют друг друга, часто попадают в затруднительные положения и выходят из них, хорошо развивают ловкость. Очень полезны также задания на внезапность выполнения тактико-технических действий, комбинаций и упражнений (имитаци­онных, с партнером) в различных условиях, различных исходных положениях, в непривычную сторону, а также другие специальные упражнения, выполнение которых требует проявления ловкости (на­пример, стоя на мосту, выполнить забегание вокруг головы, вставание со стойки на мост с последующим в темпе переворотом через голову или забеганием и т.п.).

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Она характеризуется степенью напряжения мышц. Проявление силы зависит от объема, структуры мышц и состояния нервных центров, регулирующих их работу. Сила воздействия на соперника во многом зависит также от волевых качеств борца, его способности мобилизовать себя, от того, как умело он сочетает свои усилия с усилиями соперника, использует тяжесть тела и соблюдает другие закономерности проведения технических действий.

Известно, что сила мышц при вдохе, выдохе и в момент задержки дыхания проявляется по-разному. Наибольшие усилия удается произвести в момент задержки дыхания и при выдохе.

Проведение приемов (контрприемов) и сопротивление действиям соперника требуют высокого уровня развития силы самых различных мышечных групп.

В большинстве случаев проявление силы в борьбе носит взрывной характер, поскольку силовые действия и движения выполняются в основном с максимальной быстротой. Эти особенности находят свое отражение в методике и средствах воспитания силы.

Одним из эффективных средств воспитания силы являются общеразвивающие и специальные упражнения с отягощением и с партнёром (на сопротивление). В качестве отягощения используются: партнеры, борцовский манекен (мешок), штанга, гири, гантели, набивные мячи, блоки, эспандер, резиновые амортизаторы и другие средства. Эффективным средством является также выполнение отдельных приемов и проведение схваток с партнерами, обладающими большей силой или большим весом.

Основные методы развития силы: метод напряжения «до отказа», метод кратковременных предельных напряжений, метод возрастающего отягощения и метод изометрических напряжений.

2.2.2. Техника вольной борьбы

В вольной борьбе очень много разнообразных технических действий. В совершенстве овладеть всеми действиями или хотя бы большинством их невозможно. Приведём некоторые самые известные6:

Сбивание упором в шею и захватом разноименной голени. Из одноименной правосторонней стойки со средней дистанции атакующий правой рукой захватывает шею противника сверху, а левой — одноименное запястье снаружи. Сбивание упором в шею и захватом голени разноименной Резким движением отбрасывает захваченное запястье в сторону влево, правой рукой нажимает на шею вниз влево и, опускаясь на колени или только на правое колено, захватывает левой рукой…

«Мельница» выседом захватом разноименной руки и нырком под другую руку. Из разноименной средней стойки атакующий захватывает правую руку атакуемого левой рукой за нижнюю часть плеча снаружи, а правой захватывает разноименное запястье, наклоняя противника вниз. Резким движением он отводит левую руку атакуемого за запястье в сторону вправо, ныряет головой под нее, одновременно он широко шагает вперед левой ногой, ставит ее в упор около ступни одноименной ноги…

Бросок скручиванием с прогибом захватом туловища и одноименной ноги изнутри. Атакующий с наклоном захватывает левой рукой одноименную ногу противника за бедро изнутри, располагая голову у нижней части его туловища. Правой рукой он обхватывает туловище атакуемого сзади за его нижнюю часть. Бросок скручиванием с прогибом захватом одноименной ноги изнутри и туловища Шагая левой ногой и ставя ее с внутренней стороны захваченной ноги, нападающий приседает и плотно…

«Мельница» сбиванием захватом одноименной руки снаружи и разноименной ноги изнутри. Прием этот проводится из разноименной стойки. Атакующий захватывает правой рукой плечо одноименной руки атакуемого изнутри за верхнюю часть, а левой — запястье снаружи, сильным рывком на себя выводит его из равновесия, заставляет наклонить туловище вперед. Обычно атакуемый противодействует, вырывая руку из захвата и стараясь отклонить туловище назад. Используя это, атакующий с поворотом вправо ныряет головой…

Сбивание скручиванием через ногу с захватом туловища и одноименной ноги изнутри. Прием проводится с таким же захватом, как и в предыдущем случае, однако атакующий подставляет левую ногу с наружной стороны захваченной ноги, которую поднимает до уровня верхней части своих бедер. Сбивание скручиванием через ногу с захватом туловища и одноименной ноги изнутри Атакующий быстро ставит правую ногу сзади одноименной ноги атакуемого, рукой за туловище движением вправо с…

«Мельница» захватом одноименной руки снаружи и ноги изнутри. Из разноименной стойки атакующий захватывает правой рукой одноименную руку противника за плечо изнутри, а левой — запястье этой руки снаружи. Тут же сильным рывком за руку на себя вправо выводит атакуемого из равновесия, заставляя перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу и с поворотом вправо ныряет под его туловище. Поворот выполняется на носках.

Сбивание захватом руки и зацепом одноименной ноги изнутри. Прием проводится из одноименной с противником высокой стойки. Атакующий, захватывая правую руку противника правой рукой за верхнюю часть плеча изнутри, а левой за запястье снаружи, сильным и резким рывком на себя выводит атакуемого из равновесия, заставляет его перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу и противодействовать рывку отклонением туловища назад и завершить приём.

2.2.3. Тактика вольной борьбы

Если физические качества и техника борьбы спортсмена — его оружие, то тактика борьбы — это умение пользоваться этим оружием.

Каким бы сильным техническим приемом он ни владел, однако без соответствующей тактической подготовки провести его не удастся, ведь надо застать противника не подготовленным к защите, заставить принять удобную для себя позу, а для этого нужно большое тактическое умение. Тактически грамотный спортсмен умело распределяет силы, вовремя реализует свое преимущество, умело сводит к минимуму преимущество противника и не даст им воспользоваться.

Тактику борца можно разделить на три основных раздела:

- проведение технических действий;

- проведение схватки;

- выступление в соревнованиях.

Среди тактических можно выделить следующие приёмы7:

Повторная атака. Обычно, если борцу удалось отразить атаку соперника, он на некоторое время расслабляется, что естественно, теряет бдительность, считая, что опасность миновала. Этим нужно пользоваться и в момент расслабления соперника атаковать его вторично.

Угроза. Когда нужно усыпить бдительность противника, отвлечь его внимание от готовящейся атаки, можно создать видимость готовящегося нападения совсем другим приемом. Заставить его сосредоточить внимание на отражении ожидаемого нападения, а атаковать совсем другим приемом, который окажется неожиданным для атакуемого. Угрозой нападения и захвата можно, например, заставить противника изменить стойку.

Использование территории ковра. Даже хорошо подготовленный прием не даст нужного преимущества, если в результате его проведения противник окажется за ковром.

Использование морального состояния противника также является полезным приёмом, такую неуверенность надо внушать противнику с самого начала схватки, встречая его действия заранее подготовленной защитой. Для проведения своих атакующих действий нужно выбирать моменты, когда внимание противника отвлечено: либо он маневрирует, выбирая удобную позицию, либо возвращается в исходное положение после неудачного нападения и др.

Ведение схватки. Тактическое построение схватки диктуется техническими возможностями борца, его физическими качествами, морально-волевой подготовкой, турнирным положением и уровнем спортивного мастерства противника. Каждой соревновательной схватке должна предшествовать соответствующая подготовка, куда входят сбор сведений о противнике, план схватки, психологическая настроенность, выбор тактики и др.

Сбор данных о противнике. Выходя на схватку с противником, нужно составить себе представление о его технической подготовленности, излюбленных приемах, манере ведения схватки, физических и моральных данных. Лучше всего составлять характеристику противника на основе личных наблюдений.

План схватки следует обдумывать заранее, излишне не детализируя, так как иногда намеченный план может оказаться неприемлемым в создавшихся условиях. Качество действий борца во многом будет зависеть от умения мгновенно и грамотно оценивать ситуацию и реагировать на неё.

Психологическая настроенность. Недооценивать противника нельзя, но и убеждать себя в его исключительной силе и неуязвимости тем более нельзя, так как неверие в свои силы — залог поражения. Уверенное поведение на ковре, решительность и смелость — главные средства борьбы за моральное превосходство в схватке.

Контратакующая тактика применима с активным противником, при этом следует отдавать инициативу сопернику, но стоит чуть-чуть запоздать с ответной атакой или начать ее раньше, как результат может оказаться в пользу противника. Такая тактика больше приемлема для ловкого и быстрого борца. Сильные борцы, уверенные в своих силах, редко придерживаются оборонительной тактики.

2.2.4. Особенности психологической подготовки борцов вольного стиля к соревновательной деятельности

Значительный рост спортивных достижений, рекордов, характерный для мирового спорта, показывает недостаточность трех видов подготовки (физической, технической, тактической). Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной. Даже хорошо физически, и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции. Эмоциональная свежесть, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником. Поэтому психологическая подготовка - важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной деятельности, и с середины 1950-х гг. этот раздел стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.

Следует отметить, что существенную роль в обеспечении психической готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических особенностей, таких как, направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и способности.

Среди элементов психологической подготовки борца к соревнованию отмечаются такие, как мотивация деятельности, регуляция стресса, адекватная психодиагностика, регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях, специфика подготовки в видах борьбы. Считаем основным результатом подобного рода подготовки обретение системного качества психики, в котором целеполагающим началом служит познавательно-оценочное отношение спортсмена ко всем видам проделанной работы (в том к числе физической, технической, тактической) с позиции их значимости для спортивного результата. Психологическая подготовка способствует максимальному использованию потенциальных возможностей спортсмена для повышения эффективности и надежности его соревновательной деятельности8.

Тренер будет способствовать оказанию помощи спортсмену в психологической подготовке, которая может пригодиться в предсоревновательных, соревновательных и постсоревновательных условиях. И применение приемов и средств психологической подготовки позволит выработать у спортсмена стремление к активному самоусовершенствованию.

2.3. Вольная борьба: польза для здоровья и противопоказания

Польза вольной борьбы. Как и большинство видов спорта, вольная борьба укрепляет защитные силы организма. Также этот вид спорта

- помогает проработать практически все группы мышц, что формирует прекрасную атлетическую фигуру;

- положительно влияет на работу сердечно-сосудистой и бронхолёгочной систем;

- тренирует выносливость организма;

- развивает координацию движений и ловкость;

- отлично развивает гибкость;

- способствует избавлению от лишних килограммов, что привлекает в ряды вольников и представительниц слабого пола;

- учит умению правильно (безопасно) падать, что актуально и в повседневной жизни и при занятии другими видами спорта;

- обеспечивает некоторую защищённость при необходимости самозащиты в непредвиденных ситуациях;

- помогает развитию уверенности, интуиции, силы воли, а также умения контролировать себя и анализировать ситуацию.

Вольная борьба противопоказана людям с заболеваниями позвоночника, так как на него приходится основная нагрузка во время тренировок. При наличии каких-либо заболеваний перед началом занятий необходимо обязательно проконсультироваться с врачом9.

Вольная борьба является одним из сильнейших видов спорта в нашей стране, поэтому секцию в большинстве городов нашей страны найти совсем не сложно. Мальчишек можно отдавать в этот спорт с достаточно раннего возраста – лет с 4-5, но и в более позднем возрасте у ребенка есть все шансы стать успешным спортсменом. Девочек специалисты рекомендуют отдавать позже, после того сформируется фигура, так как физические нагрузки, получаемые во время тренировок, не способствуют формированию женственной фигуры.

Во многих городах нашей страны есть секции вольной борьбы и для взрослых и даже проводятся соревнования для разных возрастных категорий. Поэтому, занимаясь вольной борьбой во взрослом возрасте, можно не только укрепить свое здоровье, но и добиться серьезных спортивных успехов, в том числе и на международном уровне.

2. 4. Вольная борьба - Олимпийский вид спорта

В программу I Олимпиады 1896 года было включено всего 9 видов спорта, а уже через 10 лет – 26. Это количество до сих пор неизменно, но виды постоянно подвергаются ревизии по 39 критериям (телевизионные рейтинги, продажи билетов, антидопинговая политика, популярность и др.). В крайнее десятилетие подобную переоценку прошла и вольная борьба, уступившая другим олимпийским видам спорта по нескольким статистическим критериям. В результате пересмотра разных организаторских позиций в федерациях этот вид спорта был оставлен в соревновательной практике летних Олимпиад.

3. Сравнение занятий вольной борьбой и борьбой без правил / рукопашным боем на предмет выявления полезных результатов.

Начало формы

Бои без правил – это современная версия гладиаторских поединков на арене античных цирков. Сложно понять, как в XXI в. может существовать подобная дикость. Но поклонники таких поединков и их участники считают нормальным, когда человек на протяжении нескольких минут отчаянно бьёт соперника для развлечения публики, наверное, потому, что бои без правил признаны особым видом единоборств, в котором допускается применение технических приёмов любыми частями тела. Аналог боёв без правил был популярен ещё в античной Греции. В VII в. до н.э. панкратион входил в основную программу Олимпийских игр, причём победа в нём считалась самым престижным результатом турнира.

Возвращение этого вида единоборств пришлось на конец XIX в. Современные правила борьбы без правил были окончательно оформлены к середине 1990-х годов. Несмотря на то, что единого регламента для всех версий панкратиона не существует, принцип один: максимальная свобода действий и минимум экипировки. Запрещаются «тяжёлые» приемы, способные привести к неминуемым последствиям: выдавливание глаз, перелом позвоночника, удары в пах и горло, захват ключицы и др. Также в момент выхода на ринг нельзя надевать серьги, цепи, браслеты, булавки и т. д. Поединки проводятся в 3 / 5 раундов по 5 минут, в зависимости от значимости матча. Соперники разделяются по 9 весовым категориям - до 56,7 кг / свыше 120,2 кг.

Чтобы выиграть у всех конкурентов, необходимо быть борцом-универсалом.

На сегодняшний день в мире ежегодно проводится около 100 официальных турниров по боям без правил. Для достижения успеха спортсменам желательно знать основные приемы таких единоборств, как бокс, муэй-тай, джиу-джитсу, самбо, дзюдо, саньда, карате, тхэквондо и т. д. Запрещёнными во всех официальных организациях являются укусы, удары в пах, горло, по затылку и позвоночнику, тычки в глаза, захват и манипулирование малыми суставами, атака пальцами незащищённых мест, например, уши, рот, ноздри с намерением разорвать ткани10.

Полезно ли заниматься данным видом единоборств? Уверены, что нет. Да, самым зрелищным и травмоопасным видом спорта на сегодняшний день по праву признана борьба без правил. Во время боев уровень адреналина зашкаливает не только у самих спортсменов, но и у всех без исключения зрителей. При этом среднестатистического болельщика ММА интересует только или прежде всего созерцание насилия, а это говорит о животном уровне сознания. Со временем человек становится всё более чёрствым и грубым. Насилие в его жизни будет повседневной нормой, и однажды в ответ на чьё-то замечание последует удар в челюсть. Эта модель поведения навязывается незаметно. Но именно так работает система.

Принцип управления массами - «хлеба и зрелищ» - известен ещё со времён Древнего Рима. Это метод захвата внимания и отвлечения от реальных проблем. Это откровенный настоящий бизнес, способствующий, в частности, взращиванию в человеке животного сознания.

Не отрицаем, что боевые искусства - это в принципе негативно. Когда тренировки и поединки происходят в закрытом от посторонних глаз спортзале, где люди преодолевают свои ограничения, взращивают бесстрашие, решимость, мужество, в этом нет ничего плохого. И, в конце концов, это их личное дело. Но когда бои становятся зрелищем, бизнесом и инструментом пропаганды насилия, это превращается в разрушающее явление. Искусство взращивает в человеке высоконравственные качества, а то, что заставляет любой ценой идти к сомнительному успеху, называется как угодно, но только не искусством. Более того, концентрация на негативе может дать только один результат - насилие однажды придёт и в нашу жизнь11.

4. Путь развития вольной борьбы в Рузском районе

Развитие вольной борьбы в Рузском районе берёт своё начало в середине 1970-х (1974) гг. Если сейчас секция вольной борьбы находится в «Спорткомплексе г. Рузы», то 50 лет назад (1974-2002 гг.) занятия проходили в помещении трапезной собора, освящённого во имя Воскресения Словущего, что расположен на пл. Партизан. По открытии в г. Руза Дворца водных видов спорта с одноимённым названием появилась возможность проведения федеральных и региональных чемпионатов, в частности, по вольной борьбе12. Следует подчеркнуть, что местные секции всегда славились замечательными тренерами-профессионалами: Ю. Т. Жуковский со временем был приглашён тренировать национальную сборную по вольной борьбе в Алжир, В. Г. Головешкин воспитал почти всех прежних и нынешних руководителей структур безопасности Рузского района.

Мой путь в спорте начался с 9 лет, но в вольную борьбу я пришёл в 11. Моему отцу виделось борцовское будущее сына. Секция работала в Тучково. Здесь же я не только тренировался 3-4 раза в неделю, но и участвовал в своих первых борцовских соревнованиях. Когда стал призёром, папа очень гордился мною.

Я не могу похвастаться какими-то грандиозными достижениями. Спортивная карьера юного вольника прервалась на успехах в областных соревнованиях, так как с возрастом я понял, что мои природные физические данные больше соответствуют другому виду спорта. Но спортивные кумиры остались прежними.

Мир вольной борьбы знает лишь двух трёхкратных олимпийских чемпионов, и они наши соотечественники. Это Александр Медведь - семикратный чемпион мира по вольной борьбе, и Бувайсар Сайтиев - шестикратный чемпион мира.

Одним из моих наиболее любимых героев в спорте можно назвать Аммаева Абдулу Саидовича - выдающегося борца из Узбекистана. Это сын чемпиона мира среди ветеранов по вольной борьбе Саида Аммаева. Абдула Амаев - победитель азиатского и мирового чемпионата среди молодёжи. В январе 2007 г. выступил на турнире им. Ивана Ярыгина в Красноярске. В мае 2007 г. стал бронзовым призёром чемпионата Азии. В октябре того же года выиграл бронзовую медаль на всемирных играх военнослужащих, а в декабре принял участие в Кубке ЦСКА в Москве. В марте следующего года во второй раз стал призёром чемпионата Азии, в мае - призёром турнира им. Али Алиева в Махачкале. В 2011 г. на турнире имени Али Алиева выступал под флагом России.

Выводы

В процессе исследования проанализированы 23 Интернет-источника – авторские и безымянные. Ход работы позволил сделать следующие выводы:

- показатели физического состояния современных школьников неутешительно, т. к. две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. В связи с этим серьёзное значение приобретают знания о возможностях физической культуры и разных видов спорта, занятиях ими, особенно теми, которые формируют не только пластичное, гибкое тело, но и такие важные человеческие качества, как выносливость, терпение, грамотное управление мыслительной деятельностью;

- анализ «за» и «против» занятий волной борьбой показывает, что, несмотря на то что 52%-58% школьников не могут заниматься этим видом спорта по состоянию здоровья, вольная борьба – прекрасный способ поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье. Главное же - это возможность данного вида спорта вырастить чуткого, тонко мыслящего спортсмена: в нашем представлении борец-вольник похож на восточного мудреца. Видимо, красота и гуманитарные возможности этого вида спорта позволили ему стать Олимпийским ещё на стадии зарождения движения;

- сравнение занятия вольной борьбой и борьбой без правил на предмет выявления полезных результатов показало противоречивые результаты: по-настоящему полезные результаты даёт лишь вольная борьба, но на сегодняшний день в мире ежегодно проводится около 100 только официальных турниров по боям без правил против 20 турниров вольников. Это при том, что одним из самых травмоопасных видов спорта признана именно борьба без правил. Болельщика ММА интересует прежде всего созерцание насилия, что говорит о животном уровне сознания. Достаточно быстро этот процесс или насилие в его жизни становится повседневной нормой. Такая модель поведения навязывается разрешающими структурами незаметно, но достаточно уверенно: принцип управления массами - «хлеба и зрелищ» - известен ещё со времён Древнего Рима. Это метод захвата внимания и отвлечения от реальных проблем;

- путь развития вольной борьбы в Рузском городском округе можно назвать успешным, так как, «прописавшись» в районе примерно 50 лет назад, он продолжает культивироваться и сейчас. В нашем учебном заведении несколько десятков ребят с 1-го по 11-ый класс отдали предпочтение именно вольной борьбе.

Заключение

  Борьба с античных времен была базовым олимпийским видом спорта. Это самое природное, естественное единоборство, не требующее особого инвентаря, хитрых технических приспособлений и дорогостоящих спортивных сооружений. Сегодня это один из самых популярных видов спорта в мире. Борьбу развивают 174 страны, в России ей занимаются около 650 тысяч человек. Вольная борьба не только вид спорта, но и способ воспитания человека, его подготовки к жизни, к труду, к работе, к постоянному преодолению себя. Борьба – это дух Олимпиады, поэтому спорт немыслим без борьбы. Без борьбы Олимпиада перестанет быть самым главным спортивным событием в мире, а станет обычным спортивным форумом, семинаром, который будет проводиться раз в четыре года.

Список использованной литературы

1.  Брюсов Г. «Борьба! Продолжение следует…» // URL  http://www.wrestrus.ru/news/fsbrnews/Novosti_federacii/georgij_brjusov_rossijskaja_chast_ vsemirnoj_kampanii_save_olympic_wrestling_pod_nazvaniem_bor_ba_prodolzhenie_sleduet

_startovala_vchera_v_moskve_kaliningrade_i_cheboksarah (датаобращения 17.12.2022)

2. Винер Ирина «Здоровые дети – здоровая Россия» https://myslide.ru/presentation/zdorovye-deti--zdorovaya-rossiya (дата обращения 15.11.2022)

3. Голикова Т.: две трети школьников имеют отклонения в состоянии здоровья https://www.vesti.ru/article/2048910 (дата обращения 10.10.2022)

4. Преображенский С.А. «Вольная борьба» https://www.volborba.ru/sovershenstvovanie_tehniki/(дата обращения 10.10.2022)

5. Раднагуруев Б. Особенности психологической подготовки борцов вольного стиля к соревновательной деятельности http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=473 (дата обращения 13.11.2022)

6.  Шахмурадов Ю.А.   Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. — М.:Высш. шк., 1997. (дата обращения 13.11.2022)

7. Без борьбы? //URL: http://www.rg.ru/2013/02/21/borba.html (дата обращения: 14.11.2022)

8. Борьба 2020 продолжение следует…// URL: http://www.wrestrus.ru/ (дата обращения 23.09.2022)

9. Борьба за борьбу //URL: http://www.aif.ru/sport/other/40527 (дата обращения: 25.09.2022)

10. Борьба без правил. Правила борьбы без правил https://fb.ru/article/166072/borba-bez-pravil-pravila-borbyi-bez-pravil (дата обращения: 25.01.2023)

11. Борьбу могут исключить из Олимпийских игр //URL: http://www.rg.ru/2013/02/12/ borba-site.html (дата обращения: 23.10.2022)

12. Вольная борьба //URL: http://www.csp-/ (дата обращения: 25.10.2022)

13. Вольная борьба: польза для здоровья и противопоказания https://chudesalegko.ru/volnaya-borba-polza-dlya-zdorovya-i-protivopokazaniya/ (дата обращения: 25.11.2022)

14. Вольная борьба и Олимпийские игры Исследовательская работа https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-volnaya-borba-i-olimpiyskie-igri-1012574.html (дата обращения: 25.11.2022)

15. История борьбы // URL:   http://www.krugosvet.ru/enc/sport/BORBA.html?page=3,0 (дата обращения: 10.09.2022)

16. История олимпиады //URL: http://olimp-358 (дата обращения:

22.09.2022)

17. История спортивной борьбы //URL: http://www.wrestrus.ru/about/history/ (дата обращения: 21.09.2022)

18. О Дворце // ДВВС http://dvvs.ru/o-dvorce (дата обращения: 21.09.2022)

19. Олимпиаду лишат борьбы //URL: http://www.km.ru/sport/2013/02/13/mezhdunarodnyiolimpiiskii-komitet-mok/703870-olimpiadu-lishat-borby (дата обращения: 23.01.2023)

20. Популяризация боёв без правил: Хлеба и зрелищ https://www.oum.ru/literature/raznoe/populyarizatsiya-boyev-bez-pravil-khleba-i-zrelishch/

21. Состояние здоровья современных школьников https://pandia.ru/text/80/069/35762.php

22. Традиции, правила, символы //URL: http://all-olimpic.narod.ru/0traditions.html (дата обращения: 08.09.2013) 

23.   Трехкратные олимпийские чемпионы //URL: http://ru.wikipedia.org/wiki /%C2%EE%

EB%FC%ED%E0%FF_%E1%EE%F0%FC%E1%E (дата обращения: 22.09.2022)

1 Состояние здоровья современных школьников https://pandia.ru/text/80/069/35762.php

2 Винер Ирина «Здоровые дети – здоровая Россия» https://myslide.ru/presentation/zdorovye-deti--zdorovaya-rossiya

3Голикова: две трети школьников имеют отклонения в состоянии здоровья https://www.vesti.ru/article/2048910

4 Исследовательская работа Вольная борьба и Олимпийские игры https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-volnaya-borba-i-olimpiyskie-igri-1012574.html

5 Шахмурадов Юрий Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов http://xn----gtbnenhue7d9aza.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/11/YU.A.-SHahmuradov-Volnaya-borba.pdf

6 Преображенский С.А. «Вольная борьба» https://www.volborba.ru/sovershenstvovanie_tehniki/

7 Преображенский С.А. «Вольная борьба» https://www.volborba.ru/taktika_borby/

8 Раднагуруев Б. Особенности психологической подготовки борцов вольного стиля к соревновательной деятельности http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=473

9 https://chudesalegko.ru/volnaya-borba-polza-dlya-zdorovya-i-protivopokazaniya/

10 Борьба без правил. Правила борьбы без правил https://fb.ru/article/166072/borba-bez-pravil-pravila-borbyi-bez-pravil

11 https://www.oum.ru/literature/raznoe/populyarizatsiya-boyev-bez-pravil-khleba-i-zrelishch/

12 http://dvvs.ru/o-dvorce

Просмотров работы: 277