Введение
С пяти лет я занимаюсь фигурным катанием на коньках. На тренировках мы много раз отрабатываем одни и те же элементы, чтобы на соревнованиях без ошибок откатать программу. Но не всегда удается справиться с волнением и сделать все без погрешностей и падений. Мне известно, что не только многократное повторение элементов способствует успешному выступлению на соревнованиях, но и эмоциональное спокойствие, а также уверенность спортсмена.
Чтобы доказать, что способность контролировать стрессовые реакции влияет на успешное завершение любого дела, мы решили написать эту работу.
Актуальность:
Мы считаем, что выбранная нами тема является актуальной. Состояние тревоги – это наиболее распространенное состояние у спортсменов перед стартом. Спортсмены-фигуристы, попадая в стрессовые ситуации, показывают худший результат, чем могли бы показать, если бы умели сохранять спокойствие. Умение справиться с волнением – важная составляющая успеха. Кроме того, психологическое спокойствие влияет на здоровье человека. Научившись справляться с волнением и стрессом, можно повысить шансы на успешные выступления и прокаты на соревнованиях по фигурному катанию.
Цель работы: установить влияние уровня стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов на успешное выполнение спортивной деятельности, разработать комплекс упражнений для преодоления волнения в стрессовых ситуациях и повышения уровня стрессоустойчивости.
Для достижения поставленной целей были определены следующие задачи:
Ознакомиться с понятиями стресса и стрессоустойчивости.
Изучить виды и причины стресса.
Ознакомиться со стадиями стресса.
Изучить виды стрессовых реакций.
Изучить способы и принципы преодоления стресса.
Разработать комплекс упражнений, повышающих уровень стрессоустойчивости.
С помощью теста Коухена выявить уровень стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов.
Провести тестирование.
Проанализировать изученные вопросы и результаты диагностики.
Сформулировать выводы.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что высокая степень стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов способствует улучшению результатов на соревнованиях.
Методы:
Изучение литературы.
Проведение тестирования.
Эксперимент
Наблюдение
Анализ полученных сведений
Теоретическая часть
Понятие о стрессе
В первой половине 20 столетия в одном из европейских журналов от 4 июля 1936 года в разделе «Письма к редактору» появилась небольшая заметка молодого ученого Ганса Селье. Заметка состояла всего из 74 строчек и называлась «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Именно эта статья означает начало концепции стресса. Чуть позже американец Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» ввел термин «стресс» в физиологию и психологию. [2]
Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом. [4]
Гомеостаз – система саморегуляции организма, которая позволяет поддерживать постоянство внутри наших систем. [4]
Говоря о гомеостазе мы говорим о поддержании температуры тела, уровня глюкозы в крови, примерно одинакового кровяного давления и разных других процессов внутри организма.
Таким образом определение стресса отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля.
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Простыми словами – какие-то изменения внешней среды требуют от нас адаптации. На улице похолодало, потеплело, мы переехали в другой климат, встретились с другими людьми – все это требует от нас физических и психических усилий. В целом это явление можно описать как стресс. Если происходит адаптация — значит, есть стресс. [7]
Понятие стресса переводится как нагрузка, напряжение, давление, состояние повышенной напряженности, и это так. Но не любое состояние напряженности является стрессом. Только тогда, когда нужно включить резервы организма для адаптации. [7]
Понятие о стрессоустойчивости, уровни стрессоустойчивости
«Нас убивает не сам стресс, а наша реакция на него» (Селье Ганс). Эта цитата как нельзя лучше описывает понятие стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивость - это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Это то качество, которое позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих. [1]
В зависимости от индивидуальных особенностей личности выделяется три уровня устойчивости к стрессам: высокой, средний и низкий.[1]
Высокий уровень.
Человек сохраняет спокойствие при любых обстоятельствах, даже тех, в которых большинство из нас впадет в панику или, как минимум, испытает душевное смятение. Это не означает, что человек сделан из железа, у него также имеются чувства и эмоции. В силу опыта и работы над собой такая личность научилась справляться со стрессом в любой его форме.
Средний уровень.
Человек со средним уровнем стрессоустойчивости способен противостоять проблемам и неприятностям, хоть и через определенное время, но отпускает критические ситуации: потерю работы, разрыв отношений.
Низкий уровень.
Рассматриваемый уровень характерен для тревожных личностей с повышенным эмоциональным фоном. Такие люди большинство стрессовых ситуаций воспринимают как несущие угрозу их безопасности и комфорту.
Подобные реакции проявляются в форме беспокойства, психического и физического напряжения, нервозностью. Реактивная тревожность сопровождается нарушением способности к анализу и рефлексии, низкой степенью концентрации внимания.
Человек может вести себя не адекватно: начать плакать, кричать, конфликтовать: эмоции выходят из-под контроля. Переживания происходят по самым незначительным для других людей поводам.
Личность не видит выхода из ситуации, тяжело предпринимает действия для минимизации последствий стресса. Данный уровень стрессоустойчивости опасен возникновением различных психосоматических заболеваний.
Виды стресса
Ученые выделяют следующие виды стресса:
эустресс – полезный стресс. Как бы ни было удивительно, но стресс бывает полезным. Это может быть стресс, вызванный сильными положительными эмоциями. Например, спортивное соревнование, выступление на публике, свадебное мероприятие, рождение ребенка и т.д. Эустресс пробуждает человека, заставляет двигаться вперед. То есть, эустресс – это механизм, обеспечивающий выживание человека. [1]
Это положительный процесс, который позволяет мобилизоваться, почувствовать прилив сил, работать на высоком уровне. Эустресс – это движущая сила в решении каждодневных задач. Он мобилизует энергетические резервы организма и способствует преодолению возникающих препятствий. Его суть — сохранить и поддерживать в нас жизнь. [7]
Дистресс – вредный, деструктивный стресс, с которым организм справиться не в состоянии. Этот вид стресса вызывается сильными негативными эмоциями или физическими факторами (травмы, болезни, переутомление), которые воздействуют долгое время на человека. Дистресс подрывает силы, мешая человеку не только эффективно решить проблему, которая вызвала стресс, но и жить полноценно. [1]
Причины стресса.
Причиной стресса выступают новые и непривычные для личности условия жизнедеятельности. Очевидно, что перечислить все стрессогенные факторы нельзя, они носят субъективный характер, зависят от привычной для конкретного человека нормы. Вызвать стресс может любая ситуация. Какой фактор окажется стрессогенным, зависит от темперамента человека, характера, личного опыта и других индивидуальноличностных особенностей. Например, ребенок из неблагополучной семьи будет спокойно реагировать на ругань и драки в будущем, нежели человек, никогда не сталкивающийся с подобным обращением. [1].
Стадии стресса
1. Реакция тревоги. Возникает при первом проявлении стрессора. В течение короткого периода времени снижается уровень устойчивости организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Организм кардинально меняет свои характеристики. Однако он может мобилизовать свои резервы засчет включения механизмов саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной жизнедеятельности. Если же его сопротивление недостаточно и если стресс сильный, то уже на данной фазе может наступить летальный исход (смерть). Такие краткосрочные стрессы носят название острой реакции стресса.
2. Фаза сопротивления (резистентности). Она наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм способен сопротивляться стрессу. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем. Признаки тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
3. Фаза истощения. Отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги. Однако на данной фазе они носят необратимый характер, и индивид погибает. [3]
Виды стрессовых реакций
На уровне телесном стрессовые реакции находят, пожалуй, наиболее яркое выражение. Нередко в силу недостаточной информированности связанный со стрессом дискомфорт воспринимается как симптомы различных заболеваний. В лучшем случае это служит причиной безрезультатных хождений по врачам, в худшем же может привести к уходу человека в мнимую болезнь. Упомянем лишь самые частые телесные проявления стресса:
1. Повышение артериального давления, часто протекающее скачкообразно и сопровождающееся ощущением прилива жара («кровь бросилась в голову»). Если человек при этом попадает в поле зрения медиков, то подобные эмоциональные реакции могут послужить причиной постановки ошибочного диагноза гипертонической болезни и последующих длительных попыток ее безуспешного лечения.
2. Различные боли, чаще всего в области головы (напоминающие мигрень, иногда сопровождающиеся головокружением) и шеи, в области сердца (ошибочно расцениваемые как заболевания сердца, особенно если они связываются с сердцебиением или перебоями) и в области живота (имитирующие язвенную болезнь).
3. Одышка, ощущение «комка» в горле, «перехватывание» голоса.
4. Нарушение аппетита — от полного отвращения к еде до приступов «волчьего» голода.
5. Нарушения сна — бессонница или, наоборот, сонливость, не приносящая, однако, полноценного отдыха. Сон часто становится тревожным, беспокойным из-за неприятных сновидений.
Способы и принципы преодоления стресса
К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:
Отвлечение от стрессовой ситуации - если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом, связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс - пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
Умение расслабляться - стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
Позитивное мышление - позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.
III. Практическая часть
Я начала заниматься фигурным катанием в 5 лет. На свои первые соревнования я попала в 5,5 лет, уже через полгода после начала занятий. Сначала я не сильно переживала и не боялась падений. Но с появлением в программе более сложных элементов я начала больше переживать, что не смогу выполнить тот или иной прыжок. Страх падений и ошибок начал мешать мне катать программу на соревнованиях. У меня сбивалось дыхание, кружилась голова, появлялась дрожь в ногах. Тренер подсказала мне, что нужно правильно дышать перед выходом на лед, чтобы снизить уровень волнения. А мама подсказала физические упражнения для расслабления и спокойствия. Следуя советам тренера и мамы мне удавалось немного успокоиться и лучше откатать программу.
Мне стало интересно, все ли спортсмены так сильно переживают, и какие ещё дыхательные и физические упражнения можно сделать перед выходом на лед, чтобы установилось стабильное эмоциональное состояние. Я считаю, что умение справляться со стрессом поможет мне и другим спортсменам-фигуристам успешно выступать на соревнованиях.
Разработка комплекса упражнений для повышения уровня стрессоустойчивости
Мы знаем, что ровное дыхание успокаивает и снижает проявления стресса. Физическая активность помогает снизить уровень стресса, снять напряжение и улучшить общее самочувствие. Основываясь на этих знаниях, мы совместно с тренером разработали комплекс физических и дыхательных упражнений для повышения уровня стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов. Комплекс упражнений состоит из 8 заданий, на выполнение которых потребуется не больше 10 минут. (Приложение № 1, Приложение № 8)
Эффективность этих упражнений я испытала на себе. После выполнения разработанного комплекса я стала меньше волноваться, исчезла дрожь и слабость в ногах, сердцебиение стало не таким частым. Это повлияло на результаты моих прокатов.
Я решила проверить как повлияют упражнения на остальных ребят, занимающихся со мной в спортивной школе.
Тестирование
Для определения уровня стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов мы выбрали тест самооценки стрессоустойчивости Коухена (Приложение № 2) и провели диагностику среди спортсменов-фигуристов во время спортивных сборов в июле 2023 года. Условно мы разделили спортсменов на две группы: контрольная и экспериментальная.
Первое тестирование мы провели во время периода, не связанного с соревновательной деятельностью в июле 2023 года. Второе тестирование проводилось перед контрольными прокатами – 29 августа 2023 года. Контрольная группа продолжала тренироваться в обычном режиме. Экспериментальная группа через день выполняла разработанный комплекс дыхательных и физических упражнений. Третье (контрольное) тестирование проводилось перед Муниципальными соревнованиями по фигурному катанию на коньках 28-29 сентября 2023 года.
Контрольная группа состояла из 15 спортсменов, экспериментальная группа так же состояла из 15 спортсменов. Исследование проводилось в БУ г. Омска «Спортивная школа олимпийского резерва № 35» по фигурному катанию. В тестировании принимали участие фигуристы в возрасте 8 – 11 лет, выступающие по 3-му, 2-му и 1-му юношеским разрядам.
Результаты тестирования № 1
По результатам первого тестирования контрольной группы оказалось, что у 9 (60%) спортсменов-фигуристов во время тренировочных сборов хороший уровень стрессоустойчивости. И у 6 (40%) человек – удовлетворительный уровень стрессоустойчивости (Приложение № 3).
По результатам первого тестирования экспериментальной группы оказалось, что у 10 (66%) спортсменов-фигуристов перед контрольными прокатами хороший уровень стрессоустойчивости. И у 5 (34%) человек – удовлетворительный уровень стрессоустойчивости (Приложение № 3).
Мы выявили, что в целом стрессоустойчивость у спортсменов из двух групп находится на одинаковом уровне на спортивных сборах. После проведения тестирования я заметила, что у спортсменов в обеих группах уровень стрессоустойчивости был в норме, никто из учащихся спортивной школы не переживал и чувствовал себя психологически комфортно (Приложение № 6).
Результаты тестирования № 2
По результатам второго тестирования контрольной группы оказалось, что у 11 (73%) спортсменов-фигуристов перед контрольными прокатами удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. И у 4 (27%) человек – плохой уровень стрессоустойчивости (Приложение № 3).
По результатам второго тестирования экспериментальной группы оказалось, что у 10 (66%) спортсменов-фигуристов перед контрольными прокатами удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. И у 5 (34%) человек – плохой уровень стрессоустойчивости (Приложение № 3).
Мы выявили, что в целом стрессоустойчивость у спортсменов из двух групп находится на одинаковом уровне непосредственно перед контрольным прокатом. По сравнению с первым тестированием, которое проводилось во время спортивных сборов, уровень стрессоустойчивости заметно снизился. Почти у всех тестируемых результаты ухудшились. Это говорит о том, что перед контрольными прокатами спортсмены волнуются и испытывают сильный стресс (Приложение № 6).
Результаты тестирования № 3
По результатам третьего тестирования контрольной группы оказалось, что у 9 (60%) спортсменов-фигуристов перед соревнованиями прокатами удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. И у 6 (40%) человек – плохой уровень стрессоустойчивости (Приложение № 3).
По результатам третьего тестирования экспериментальной группы оказалось, что у 2 (14%) человек – хороший уровень стрессоустойчивости и у 13 (86%) спортсменов-фигуристов перед соревнованиями удовлетворительный уровень стрессоустойчивости (Приложение № 3).
По результатам третьего тестирования мы заметили, что результаты спортсменов контрольной группы еще более ухудшились по сравнению со вторым тестированием. А результаты спортсменов экспериментальной группы заметно улучшились. У всех фигуристов из экспериментальной группы уровень стрессоустойчивости непосредственно перед соревнованиями оказался на хорошем или удовлетворительном уровне (Приложение № 6).
Анализ результатов тестирования спортсменов
Проведя анализ бланков ответов на тест я заметила, что на спортивных сборах уровень стрессоустойчивости у спортсменов из обеих групп был на хорошем и удовлетворительном уровне. На сборах спортсмены не волновались перед прокатами, не думали о возможных падениях во время выступлений и находились в спокойном состоянии (Приложение № 4).
По результатам второго тестирования мы заметили, что спортсмены из обеих групп показали худший уровень стрессоустойчивости, чем на сборах. Мы связываем это с волнением перед контрольными прокатами.
По результатам третьего тестирования мы заметили существенное различие у двух групп. Спортсмены из контрольной группы показали низкий уровень стрессоустойчивости перед соревнованиями, а спортсмены из экспериментальной группы показали удовлетворительный или хороший уровень стрессоустойчивости. Ни один спортсмен из экспериментальной группы не показал низкий уровень стрессоустойчивости перед соревнованиями.
Это означает, что высокий уровень стрессоустойчивости в фигурном катании действительно влияет на результаты спортивной деятельности.
Улучшение показателей стрессоустойчивости в экспериментальной группе говорит о том, что разработанный нами комплекс физических и дыхательных упражнений для повышения уровня стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов помогает справиться со стрессом, успокоиться и успешно откатать программу.
Анализ протокола жюри после соревнований показал, что спортсмены из экспериментальной группы заняли более высокие места и 9 человек из 15 (60%) выполнили разряд, а спортсмены из контрольной группы набрали меньше баллов на соревнованиях и никто из спортсменов контрольной группы не выполнил разряд (Приложение № 5, приложение № 7).
IV Заключение
По результатам тестирований я узнала, что все спортсмены перед соревнованиями волнуются и испытывают страх. Но стрессоустойчивость организма можно улучшить, если систематически выполнять комплекс простых упражнений. Негативные реакции организма на стресс можно контролировать.
Таким образом можно сделать вывод, что чем выше стрессоустойчивость у спортсменов-фигуристов, тем выше спортивный результат. Я подтвердила свою гипотезу, а именно - высокая степень стрессоустойчивости у спортсменов-фигуристов способствует улучшению результатов на соревнованиях.
Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа помогла ребятам успешно выступать на соревнованиях и занимать высокие места.
Дальнейшую перспективу моего исследования я вижу в расширении границ исследования. Ведь стрессоустойчивость важна не только спортсменам, но и детям, которые не занимаются каким-либо видом спорта. В дальнейшем было бы интересно оценить уровень стрессоустойчивости у школьников и проверить как стресс влияет на выполнение учебной деятельности и написание контрольных работ. Этим я планирую заняться в следующем году.
Список литературы
Кудрявцева О.Е., Алексеева Е.Ю., Формирование стрессоустойчивости и высвобождение скрытых ресурсов. Методическое пособие, 2021
Семиздралова О.А., Развитие стрессоустойчивости. Учебное пособие, 2023
Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
Первая энциклопедия для детей. Тело человека. – Владис, 2019 г.
Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. - ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
Интернет источники.
Приложение № 1
Комплекс упражнений для повышения уровня стрессоустойчивости
1. «Ветерок»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Раз – вдох, два – продолжительный выдох. Повторить 10 раз.
2. «Минута спокойствия»
Исходное положение: сидя. Расслабить уголки рта, губы, плечи, закрыть глаза. Глубокое дыхание, концентрация на хороших мыслях.
3. «Ленивец»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Раз – наклон вперед и расслабление. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксация этого положения на 10 счетов, после чего очень медленно подняться.
4. «Лимон»
Исходное положение: сидя, руки свободно лежат на коленях. Плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представить, что в правой руке лимон. Медленно сжимаем лимон до тех пор, пока не чувствуем, что выжали весь сок. Расслабиться. Запомнить ощущения. Повторить то же с левой рукой. Расслабиться. Повторить упражнение двумя руками.
5. «Свеча»
Исходное положение: сидя, глаза закрыты. Глубокое и ровное дыхание. Мысленно представить, что на расстоянии метра находится свеча. Сделать максимально глубокий вдох и задуть свечу. Повторить 10 раз.
6. «Потягушки»
Исходное положение: сидя или стоя. Поднять руки и от души потянуться, как это делают кошки, когда просыпаются. Почувствовать каждую мышцу.
7. «Восьмерка»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Правую руку поднять вверх и опустить на неё голову. Взгляд на пальцы вытянутой руки. Всем телом рисуем восьмерку. Повторяем то же с левой рукой.
8. «Взять себя в руки»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Обхватить (обнять) себя руками так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая – под правой лопаткой. Взмахнуть руками и сменить положение рук на противоположное. Повторить 10 раз.
Приложение № 2
Бланк тестирования
Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ
№ п/п |
Вопрос |
Никогда |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
1. |
Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия? |
|||||
2. |
Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля? |
|||||
3. |
Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным? |
|||||
4. |
Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами? |
|||||
5. |
Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? |
|||||
6. |
Как часто вы в силах контролировать раздражение? |
|||||
7. |
Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют? |
|||||
8. |
Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех? |
|||||
9. |
Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать? |
|||||
10. |
Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть? |
Интерпретация результатов теста
Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определяется по таблице приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.
1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0; почти никогда - 1; иногда - 2; довольно часто - 3; очень часто - 4.
2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?
Никогда - 0; почти никогда - 1; иногда - 2; довольно часто - 3; очень часто - 4.
3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?
Никогда - 0; почти никогда - 1; иногда - 2; довольно часто - 3; очень часто - 4.
4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда - 4; почти никогда - 3; иногда - 2; довольно часто - 1; очень часто - 0.
5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?
Никогда - 4; почти никогда - 3; иногда - 2; довольно часто - 1; очень часто - 0.
6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда - 4; почти никогда - 3; иногда - 2; довольно часто - 1; очень часто - 0.
7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0; почти никогда - 1; иногда - 2; довольно часто - 3; очень часто - 4.
8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4; почти никогда - 3; иногда - 2; довольно часто - 1; очень часто - 0.
9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0; почти никогда - 1; иногда - 2; довольно часто - 3; очень часто - 4.
10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда - 0; почти никогда - 1; иногда - 2; довольно часто - 3; очень часто - 4.
Оценка стрессоустойчивости
Оценка стрессоустойчивости |
Баллы |
Отлично |
0,5 |
Хорошо |
6,8 |
Удовлетворительно |
14,2 |
Плохо |
24,2 |
Очень плохо |
34,2 |
Приложение № 3
Результаты тестирования № 1 контрольная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Очень плохо |
|||
1 |
Спортсмен 1 |
+ |
|||||
2 |
Спортсмен 2 |
+ |
|||||
3 |
Спортсмен 3 |
+ |
|||||
4 |
Спортсмен 4 |
+ |
|||||
5 |
Спортсмен 5 |
+ |
|||||
6 |
Спортсмен 6 |
+ |
|||||
7 |
Спортсмен 7 |
+ |
|||||
8 |
Спортсмен 8 |
+ |
|||||
9 |
Спортсмен 9 |
+ |
|||||
10 |
Спортсмен 10 |
+ |
|||||
11 |
Спортсмен 11 |
+ |
|||||
12 |
Спортсмен 12 |
+ |
|||||
13 |
Спортсмен 13 |
+ |
|||||
14 |
Спортсмен 14 |
+ |
|||||
15 |
Спортсмен 15 |
+ |
Результаты тестирования № 1 экспериментальная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Очень плохо |
|||
1 |
Спортсмен 16 |
+ |
|||||
2 |
Спортсмен 17 |
+ |
|||||
3 |
Спортсмен 18 |
+ |
|||||
4 |
Спортсмен 19 |
+ |
|||||
5 |
Спортсмен 20 |
+ |
|||||
6 |
Спортсмен 21 |
+ |
|||||
7 |
Спортсмен 22 |
+ |
|||||
8 |
Спортсмен 23 |
+ |
|||||
9 |
Спортсмен 24 |
+ |
|||||
10 |
Спортсмен 25 |
+ |
|||||
11 |
Спортсмен 26 |
+ |
|||||
12 |
Спортсмен 27 |
+ |
|||||
13 |
Спортсмен 28 |
+ |
|||||
14 |
Спортсмен 29 |
+ |
|||||
15 |
Спортсмен 30 |
+ |
Результаты тестирования № 2 контрольная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Очень плохо |
|||
1 |
Спортсмен 1 |
+ |
|||||
2 |
Спортсмен 2 |
+ |
|||||
3 |
Спортсмен 3 |
+ |
|||||
4 |
Спортсмен 4 |
+ |
|||||
5 |
Спортсмен 5 |
+ |
|||||
6 |
Спортсмен 6 |
+ |
|||||
7 |
Спортсмен 7 |
+ |
|||||
8 |
Спортсмен 8 |
+ |
|||||
9 |
Спортсмен 9 |
+ |
|||||
10 |
Спортсмен 10 |
+ |
|||||
11 |
Спортсмен 11 |
+ |
|||||
12 |
Спортсмен 12 |
+ |
|||||
13 |
Спортсмен 13 |
+ |
|||||
14 |
Спортсмен 14 |
+ |
|||||
15 |
Спортсмен 15 |
+ |
Результаты тестирования № 2 экспериментальная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Очень плохо |
|||
1 |
Спортсмен 16 |
+ |
|||||
2 |
Спортсмен 17 |
+ |
|||||
3 |
Спортсмен 18 |
+ |
|||||
4 |
Спортсмен 19 |
+ |
|||||
5 |
Спортсмен 20 |
+ |
|||||
6 |
Спортсмен 21 |
+ |
|||||
7 |
Спортсмен 22 |
+ |
|||||
8 |
Спортсмен 23 |
+ |
|||||
9 |
Спортсмен 24 |
+ |
|||||
10 |
Спортсмен 25 |
+ |
|||||
11 |
Спортсмен 26 |
+ |
|||||
12 |
Спортсмен 27 |
+ |
|||||
13 |
Спортсмен 28 |
+ |
|||||
14 |
Спортсмен 29 |
+ |
|||||
15 |
Спортсмен 30 |
+ |
Результаты тестирования № 3 контрольная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Очень плохо |
|||
1 |
Спортсмен 1 |
+ |
|||||
2 |
Спортсмен 2 |
+ |
|||||
3 |
Спортсмен 3 |
+ |
|||||
4 |
Спортсмен 4 |
+ |
|||||
5 |
Спортсмен 5 |
+ |
|||||
6 |
Спортсмен 6 |
+ |
|||||
7 |
Спортсмен 7 |
+ |
|||||
8 |
Спортсмен 8 |
+ |
|||||
9 |
Спортсмен 9 |
+ |
|||||
10 |
Спортсмен 10 |
+ |
|||||
11 |
Спортсмен 11 |
+ |
|||||
12 |
Спортсмен 12 |
+ |
|||||
13 |
Спортсмен 13 |
+ |
|||||
14 |
Спортсмен 14 |
+ |
|||||
15 |
Спортсмен 15 |
+ |
Результаты тестирования № 3 экспериментальная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Очень плохо |
|||
1 |
Спортсмен 16 |
+ |
|||||
2 |
Спортсмен 17 |
+ |
|||||
3 |
Спортсмен 18 |
+ |
|||||
4 |
Спортсмен 19 |
+ |
|||||
5 |
Спортсмен 20 |
+ |
|||||
6 |
Спортсмен 21 |
+ |
|||||
7 |
Спортсмен 22 |
+ |
|||||
8 |
Спортсмен 23 |
+ |
|||||
9 |
Спортсмен 24 |
+ |
|||||
10 |
Спортсмен 25 |
+ |
|||||
11 |
Спортсмен 26 |
+ |
|||||
12 |
Спортсмен 27 |
+ |
|||||
13 |
Спортсмен 28 |
+ |
|||||
14 |
Спортсмен 29 |
+ |
|||||
15 |
Спортсмен 30 |
+ |
Приложение № 4
Результаты анкетирования на базе БУ г. Омска «Спортивная школа олимпийского резерва № 35» по фигурному катанию
Диаграмма 1
Приложение № 5
Итоговые протоколы муниципальных соревнований
по фигурному катанию на коньках
Приложение № 6
Результаты 1 тестирования
(июль 2023 г.)
Результаты 2 тестирования
(29 августа 2023 г.)
Результаты 3 тестирования
(28-29 сентября 2023 г.)
Динамика уровня стрессоустойчивости спортсменов
Приложение № 7
Результаты анализа итоговых протоколов
Приложение № 8