Физическое развитие и оздоровление детей с ОВЗ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Физическое развитие и оздоровление детей с ОВЗ

Пустоветова С.П. 1
1МАОУ "СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой"
Нестеренко Ю.С. 1
1МАОУ "СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России в 2023 году зарегистрировано более 2,5 миллиона детей с ОВЗ. Это составляет около 7% от общего числа детей школьного возраста.

Особенные воспитательные потребности являются специфическими требованиями, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании детей с различными нарушениями развития. Ограниченные возможности здоровья могут быть связаны с физическими, психическими или комбинированными нарушениями, и диапазон возможных ОВЗ очень широк.

Школьное образование требует, чтобы дети с ОВЗ обучались таким образом, чтобы они не чувствовали себя изгоями общества. И физическое воспитание, в частности, не должно быть для них недоступно.

Актуальность темы моего проекта заключается в том, что проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.Дети с ОВЗ постоянно сталкиваются с ограничением двигательных возможностей, в отличие от нормально развивающихся детей, для которых двигательная активность естественна и доступна в повседневной жизни. Поэтому очень важно создать для них такую среду, такие условия, в которых они не будут чувствовать себя отвергнутыми обществом и смогут укреплять свое здоровья с помощью занятий физкультурой.

Объект проекта: школьники с ОВЗ.

Предмет проекта: физическое развитие и обучение школьников с ОВЗ на уроках физкультуры.

Гипотеза проекта: учащимся с ОВЗ можно создать условия для физической активности.

Цель проекта: проанализировать современные оздоровительные системы и расширить знания о современных физкультурно-оздоровительных технологиях для детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

- выявить особенности детей с ОВЗ;

- выяснить, есть ли учащиеся с ОВЗ в нашей школе;

- разработать комплекс упражнений на основе ресурсов Интернет и рекомендаций, предложенных лечащим врачом.

Методы исследования:

- Изучение теоретической информации (учебная литература, статьи, публикации в сети Интернет).

- Опрос учителей физической культуры.

- Анализ полученной информации.

План-график:

- Изучить найденную информацию о ОВЗ- март.

- Выявить, сколько учащихся в моей школе имеют ОВЗ- апрель.

- Узнать, разрешены ли физические нагрузки учащимся с диагнозом ОВЗ – апрель.

- Разработать комплекс упражнений на основе ресурсов Интернет и рекомендаций, предложенных лечащим врачом- май.

- Внедрить комплекс упражнений- сентябрь.

- Анализ полученной информации- октябрь.

Практическая значимость проекта: материалы проекта могут быть полезны всем, кто имеет какие-то проблемы со здоровьем, так как он содержит практические советы и группы упражнений для занятий физкультурой.

Глава 1. Теоретические аспекты физического развития и оздоровления детей с ОВЗ

1.1. Особенности детей с ОВЗ

Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (сокращенно – с ОВЗ)» сегодня на слуху практически у всех. Его синонимами являются такие сочетания, как дети с проблемами; дети с особыми нуждами; нетипичные дети; дети с трудностями в обучении; аномальные дети; исключительные дети.

В научной литературе сегодня существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Первое определение представлено Модельным законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) Межпарламентской Ассамблеи СНГ (Постановление N 20-5 от 7 .12.2002 г.): «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – ребенок, имеющий физический и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования».

В учебнике под редакцией Н.М. Назаровой встречается такое определение: «Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь».

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 дает такое определение: «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это обучающийся, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения:

- специальных программах; специальных приемах и методах обучения;

- специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования;

- услугах ассистента и других условиях.

В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по результатам его обследования.

Б.П. Пузанов и В.А. Лапшин выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

- дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);

- дети с тяжёлыми нарушениями речи;

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с умственной отсталостью;

- дети с нарушением поведения и общения (нередко их определяют, как
детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы);

- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых
сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с
детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического
развития и др.).

Общие особенности, характерные для всех детей с ОВЗ:

- нарушения умственной работоспособности;

- недостатки общей мелкой моторики;

- трудности во взаимодействии с окружающим миром;

- изменения способов коммуникации и нарушение средств общения
(нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств
коммуникации);

- недостаточность словарного запаса для передачи информации;

- нарушение вербализации (озвучивания своего опыта);

- нарушение познания окружающего мира;

- бедность социального опыта;

- трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой;

- нарушение способности к приему и переработке информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что из-за нарушений здоровья дети не могут осваивать образовательную программу как другие дети. И традиционные уроки физического воспитания для них тоже могут быть недоступны.

1.2. Учащиеся с ОВЗ в нашей школе

Для того, чтобы узнать, есть ли в нашей школе учащиеся с ОВЗ, мне пришлось обратиться за помощью к учителю физкультуры и медицинскому работнику.

Оказывается, в каждом классном журнале есть «Листок здоровья» (рис. 1). Он содержит сведения о группе здоровья каждого учащегося школы.

Рисунок 1 – Листок здоровья в классном журнале

В этом листке отмечается группа здоровья и физкультурная группа. Разберемся в данных понятиях.

Каждый год дети проходят диспансеризацию, по итогам которой педиатр делает отметку о группе здоровья. А первый вопрос, который ученики слышат в школе на уроке физкультуры: «Кто освобожден?»

Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно. Всего существует 5 групп здоровья, которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V) (таб.1).

Таблица 1 – Группы здоровья школьников

Группа

Характеристика группы

I

Здоровые дети, имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту, без анатомических дефектов и пороков развития

II

Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, слабую сопротивляемость острым заболеваниям, выздоравливающие дети после перенесенных острых заболеваний, травм, операций без нарушения функций органа, имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту либо незначительное отставание

III

Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии клинической ремиссии, дети с недостаточной или избыточной массой тела, имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту либо незначительное отставание

IV

Дети, имеющие хроническое заболевание в острый и подострый период с сохраненной или компенсированной функцией органа. 
Дети, имеющие хроническое заболевание с нарушением функции органов или систем организма, требующим наблюдения и поддерживающей терапии. Имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту либо незначительное отставание.

Дети, имеющие физический недостаток последствие травм или операций с неполной компенсацией функции органа

V

Дети с тяжелым течением хронических заболеваний, частыми обострениями, декомпенсацией. Дети – инвалиды

Группа физической подготовки детей - это распределение детей в соответствии с общим состоянием и учётом группы здоровья на занятия физической культурой и спортом. Они делятся на общую, подготовительную, спецгруппу А и спецгруппу В (таб. 2).

Таблица 2 – Специальная медицинская группа физической подготовки детей

Группа

Характеристика группы

Рекомендованные занятия физкультурой

Общая

целиком относится группа здоровья I и частично II

без ограничений

Подготовительная

дети II группы, имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовку, незначительные отклонения в состоянии здоровья

дети занимаются вместе с остальными, но выполняют только разрешенные упражнения

Спецгруппа А

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок

Занятия физической культурой вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы.

Спецгруппа В

определяют детей с хроническими заболеваниями, которые не имеют выраженные признаки общего самочувствия

разрешены общие теоретические занятия, но занятия физкультурой для них противопоказаны. Они могут посещать лечебную физкультуру, а также дома выполнять упражнения, которые входят в специально разработанный комплекс

Для выявления школьников с ОВЗ и СМГ мной были просмотрены 4 классных журнала учащихся 5 классов. Всего 118 учащихся. Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Распределение учащихся по группам физической подготовки

Таким образом, мной было выяснено, что среди школьников 5 классов нашей школы нет учащихся спецгруппы B. Но в каждой параллели есть учащиеся подготовительной группы физической подготовки и спецгруппы А.

Глава 2. Комплекс упражнений для учащихся подготовительной группы и спецгруппы А

В подготовительную группу попадают дети:

- без хронических заболеваний, но с отклонением в работе внутренних органов;

- выздоравливающие после тяжелых заболеваний или перенесенных операций;

- с отставанием в физическом развитии (недостаточная масса тела, низкий рост);

- часто болеющие ОРЗ, ОРВИ;

- с нормальным функционированием всех внутренних систем, но с физическими недостатками после перенесенных болезней.

В подготовительной группе школьники занимаются вместе с остальными, но выполняют только разрешенные упражнения, а именно:

- ходьба по кругу с высоким поднятием колен;

- тренировка дыхания;

- занятия с палками для укрепления мышц;

- преодоление полосы препятствий;

- бег трусцой;

- гимнастические движения с мячом, лентой и т.п.;

- некоторые игры.

Нельзя:

- соревноваться;

- перенапрягаться;

- много раз повторять упражнения;

- участвовать в марафонах.

Для школьников, занимающихся в специальной группе А, занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дозированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.

Двигательные режимы при частоте пульса 130–150 уд./мин. считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 уд./мин. нецелесообразна, так как большинство занимающихся в специальных медицинских группах страдают гипоксией и плохо переносят интенсивную физическую нагрузку.

В соответствии с данными рекомендациями мной подобран комплекс упражнений для учащихся подготовительной группы физической подготовки.

1. Профилактика плоскостопия

Исходное положение - сидя на стуле.

• Сгибать - разгибать пальцы ног.

• Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх. Повторить, поменяв ноги.

• С напряжением тянуть носки на себя - от себя (медленно, колени прямые).

• Круговые движения стопами внутрь – кнаружи.

• Как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.

• Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

• Пальцами ног собрать кусок ткани.

Исходное положение - стоя.

• Приподниматься на носочках.

• Стоя на носочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.

• Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении не меньше 30-40 секунд.

• Поворот туловища влево–вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

• Приседать, не отрывая пяток от пола.

• Ходьба боком по бревну.

2. Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук вверх — вдох, опускание — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Упражнение № 6. И. п.-основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (4–5 раз).

Упражнение № 7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3–4 раза).

3. Группа специальных упражнений при болезнях позвоночника

Упражнение № 1. И. п. — стоя у гимнастической стенки, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука, соответствующая выпуклой стороне искривления, на одну перекладину ниже другой руки). Глубокое приседание и возвращение в и. п. (3–5 раз).

Упражнение № 2. И. п. — лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу — выдох, выпрямление — вдох (3–4 раза).

Упражнение № 3. И. п. — лежа на животе, на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах (2–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы — вдох, возвращение в и. п., выдох (3–5 раз).

Упражнение № 5. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10–12 раз).

Упражнение № 6. И. п. — лежа на животе, руки с вогнутой стороны искривления вытянуты вверх. Поднять корпус — вдох, возвратиться в н. и. — выдох (3–4 раза).

4. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки

1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

б. И. п. — лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

5. Комплекс упражнений для детей с заболеваниями органов дыхания

1. На счет 1–4 – медленный глубокий вдох; 5–8 – медленный полный выдох.

2. На счет 1– 3 – медленный глубокий вдох; 4 – быстрый выдох ртом.

3. На счет 1 – быстрый вдох ртом; 2– 6 – медленный полный выдох. Повторить 4 раза.

4. На счет 1 – вдох небольшой порцией; 2 – пауза на выдохе; 3 – вдох небольшой порцией; 4 – пауза; 5 – вдох небольшой порцией; 6 – пауза; 7–8 полный выдох. На счет 1–8 – свободное дыхание. Начинать следует с 1–2 пауз, постепенно доводя до 5–6. Повторить 2 раза.

5. На счет 1–2 – полный глубокий вдох; 3 – пауза; 4 – выдох небольшой порцией; 5 – пауза на выдохе; 6 – выдох небольшой порцией; 7 – пауза на выдохе; 8 – полный выдох. На счет 1–8 – свободное дыхание. Повторить 2 раза.

6. На счет 1–2 – полный вдох; 3–6 – задержка дыхания; 7–8 – полный выдох. На счет 1–8 – свободное дыхание. Повторить 2 раза. Дыхание не задерживать.

6. Примерный комплекс упражнений для школьников с заболеваниями органов ЖКТ

1. И.п. – о.с., руки перед грудью. 1 – руки в стороны – вдох. 2 – и.п. – выдох. 3–4 – то же.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.

3. И.п. – то же. Повороты в стороны с отведением рук в стороны поворотов.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.

5. И.п. – то же. Пружинистые приседания.

6. И.п.– стойка ноги врозь. 1–3 – наклон вперед, руками достать до пола. 4 – и.п.

7. И.п. – сидя, ноги врозь. 1–3 – наклон вперед, руками достать носки. 4 – и.п.

8. И.п. – лежа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.

9. И.п. – лежа на спине. 1– левую ногу, сгибая в колене, прижать к груди. 2 – и.п. 3–4 – то же правой.

Упражнения выполняются в медленном темпе. Они чередуются с дыхательными и расслабляющими упражнениями.

Заключение

Работа над проектом была для меня очень интересной и познавательной. Мне удалось узнать о разных группах здоровья и группах физической подготовки. Это заставило меня задуматься о своем здоровье, о том, как его укрепить.

В ходе работы над проектом мной были рассмотрены особенности детей с ОВЗ, учащиеся с ОВЗ и СМГ в нашей школе, а также подобран комплекс упражнений для учащихся подготовительной и специальной группы А.

В результате работы были сделаны следующие выводы:

- Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это обучающийся, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- даже при наличии серьезных заболеваний школьник должен заниматься физкультурой в силу своих возможностей;

- среди школьников 5 классов нашей школы нет учащихся спецгруппы B. Но в каждой параллели есть учащиеся подготовительной группы физической подготовки и спецгруппы А;

- мной подобран комплекс упражнений с учетом общего слабого физического развития школьников, для профилактики плоскостопия, при нарушении осанки и сколиозе, при болезнях позвоночника, для исправления осанки, с заболеваниями органов дыхания и органов ЖКТ. Данные упражнения позволяют даже учащимся с ограничениями двигаться и заниматься физкультурой.

Таким образом, учащимся с ОВЗ можно создать условия для физической активности – полностью доказана.

Цель проекта: проанализировать современные оздоровительные системы и расширить знания о современных физкультурно-оздоровительных технологиях для детей с ОВЗ – достигнута, задачи решены.

Список использованной литературы

1. Группы здоровья и группы физической подготовки детей - в чем разница? - https://sibmama.ru/gruppy-zdorovya.htm?ysclid=ll8ian7vcf313870529

2. Зинчук Н.А., Ермолина Н.В., Доронцев А.В. Организация физического воспитания школьников в специальных медицинских группах \ Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2017, Том 12, №2.

3. Куличенко Т.Е. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – https://moyschool3edu.ru/doc/Kulichenko_OVZ.pdf

4. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - Москва : Просвещение, 1990.

5. Модельный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) Межпарламентской Ассамблеи СНГ (Постановление N 20-5 от 7 .12.2002 г.) - https://docs.cntd.ru/document/901879706?ysclid=ll8exv3v65575919600

6. Спецгруппа на физкультуре. Что можно? https://obrazovanie-gid.ru/voprosy/spec-gruppa-na-fizre-v-shkole-chto-mozhno-davat-uprazhneniya.html?ysclid=ll9406eese375112408

7. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика : в трех томах / под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : Академия, 2007.

8. Статистика детей с ОВЗ в России в 2022 году. - https://investim.guru/stati/statistika-detey-s-ovz-v-rossii-2022-aktualnye-dannye

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=ll97v9xu6j516084406

10. Хохлова О.А., Алешина Н.С. Задачи и средства физического воспитания учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам \ Международный научный журнал «Символ науки», 2016, №9.

Просмотров работы: 109