Роль нервной системы в игровых видах спорта в школьном возрасте

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль нервной системы в игровых видах спорта в школьном возрасте

Мезенцев В.А. 1Хромов Р.С. 1
1МОУ "СОШ "Вектор" г Воскресенск Московская обл
Мезенцев А.А. 1
1МОУ "СОШ "Вектор" г Воскресенск Московская обл
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Возможности человека в современном спорте близки к предельным. Спортивная история, начиная с самой древней, наглядно показывает нам множество спортивных примеров, талантов, личностей, которые на пути к рекордам совершали спортивные подвиги: усердно тренировались, самым жестким образом выполняли распорядок дня, правильно питались, вместе с тренерским штабом шли на эксперименты в тренировочном процессе, в результате добиваясь побед и рекордов.

Современный спорт не исключение. В ряде видов, спорт стал высокотехнологичным, а во многих - спортивно-тренировочный процесс достиг высочайшего уровня, с медицинским сопровождением, способным учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, для достижения наивысшего результата.

Наша исследовательская работа - попытка "нащупать" пути и способы повышение эффективности тренировочного процесса в игровых видах спорта в школьном возрасте за счет высшей нервной деятельности.

Стремление детей, и конечно же их родителей, к всестороннему развитию детей и является актуальностью нашего исследования.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: что необходимо сделать, что бы улучшить спортивно-тренировочный процесс.
Объект исследования - учащиеся школьного возраста (7-14 лет).

Предмет исследования – роль нервной системы на повышение эффективности в спортивно-тренировочном процессе.

Гипотеза исследования – у кого лучше развито игровое мышление, тот быстрее, эффективнее и чаще побеждает !!!

Цель исследования – выявление влияния высшей нервной деятельности на повышение эффективности спортивно-тренировочного процесса в игровых видах спорта в школьном возрасте.

Задачи исследования:

  1. Изучение, анализ и обобщение теоретической информации.

  2. Изучение влияния занятий игровыми видами спорта на детей (объект исследования).

  3. Изучение влияния высшей нервной деятельности на повышение эффективности спортивно-тренировочного процесса.

  4. Проведение эксперимента.

  5. Выводы, практические рекомендации.

Что позволит выявить специфику влияния высшей нервной деятельности в игровых видах спорта и даст практические рекомендации по оптимизации спортивно-тренировочного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретной программы действий повышения эффективности спортивно-тренировочного процесса.

В представленной работе мы использовали различные методы исследования. Более конкретно с использованными методами можно ознакомится в исследовательской части работы.

Новизна исследования состоит в комплексном и системном подходе к выявлению влияния высшей нервной деятельности на повышение эффективности спортивно-тренировочного процесса.

В целях подтверждения выявленных и систематизированных знаний провести эксперимент, который подтвердит или опровергнет нижеуказанную информацию.

  1. Теоретическая часть

В теоретической части нашей работы мы соберем систематизируем информацию из различных научных и учебных источников, для того чтобы обладать необходимыми для нас знаниями. А так же постараемся приблизится к связям со спортивной деятельностью в физиологическом плане.

1.1. Центральная нервная система, строение, функции

Нервная система способствует регулированию работы всего организма. Она обуславливает его функциональное единство и гарантирует взаимодействие организма с внешними факторами.

Центральная нервная система является главной составляющей НС. Она включает 2 отдела: головной и спинной мозг. Ее назначение – контроль всех важных процессов внутри организма, а так же высшая нервная деятельность.

Головной мозг несет ответственность за мыслительные процессы, речь, ориентирование и движение в пространстве, эмоции. Он способствует надлежащему функционированию органов чувств, начиная от обычной температурной восприимчивости и заканчивая зрительными и слуховыми функциями.

Спинной мозг участвует в регулировании работы организма, помогает обеспечивать координацию их деятельности и отвечает за двигательную активность.

ЦНС сформирована из 2 отделов: головного и спинного мозга, которые взаимодействуют благодаря периферическому отделу(см. приложение № 1, рисунок № 1). Она несет ответственность за такие чувства:

  • слух и зрение, световое и звуковое восприятие, реакцию на внешних раздражителей;

  • обоняние и осязание, посредством которых происходит восприятие внешнего мира и окружающей среды;

  • эмоциональное восприятие, чувствительность;

  • запоминание и мышление, умственную активность.

Внутреннее строение мозга ЦНС включает серое и белое вещество. Серое вещество - представляет нервные клетки с отростками незначительных размеров. Данное вещество занимает центральную часть спинного мозга, включая его канал. Внутри головного мозга серое вещество считается основным элементом коры, обладая разрозненными белыми образованиями. Белое вещество располагается под серым и по строению образовано из волокон, которые участвуют в возникновении нервных отростков. Данные связки образуют нервное окончание.

Головной мозг ― передний отдел центральной нервной системы, состоящий из пяти частей:

  1. Переднего(большие полушария) - психическая деятельность; память речь, мышление, поведение.

  2. Промежуточного - обмен веществ, потребление пищи и воды, поддержание постоянной температуры тела.

  3. Среднего - регуляция тонуса мышц, зрение, слух.

  4. Заднего (мост и мозжечок) - регуляция двигательных актов; равновесие, координация, движение.

  5. Продолговатого мозга - рефлекторная функция: сердечная деятельность, дыхание, пищеварение, жевание, глотание, чихание и т.д.

Необходимо знать взаиморасположение и функции каждого отдела(см. приложение № 2, рисунок № 2).

Спинной мозг - локальное расположение спинного мозга вдоль всей спины, внутри позвоночника, имеет свои особенности. Такая физиология обеспечивает выполнение органом основных функций. Начинается орган на уровне 1 шейного позвонка, где он мягко перестраивается в головной мозг, но четкого разделения в них нет. В месте стыковки наблюдается перекрест пирамидных путей, отвечающих за двигательную активность конечностей. Заканчивается спинной мозг в районе 2 поясничного позвонка, поэтому по длине он меньше, чем весь позвоночник в целом(см. приложение № 3, рисунок № 3).

В чем особенность строения? Продолговатая трубка имеет спереди и сзади две борозды. Покрыт мозг тремя оболочками:

  • Твердой. Представляет собой ткань надкостницы позвоночного канала, после чего идет эпидуральное пространство и внешний слой твердой оболочки.

  • Паутинной. Тонкая пластинка, не имеющая цвета, которая срастается с твердой оболочкой в области межпозвоночного отверстия. В месте отсутствия сращения располагается субдуральное пространство.

  • Сосудистой. Мягкая оболочка, отделенная от предыдущей, подпаутинным пространством со спинномозговой жидкостью. Примыкает оболочка к спинному мозгу и состоит преимущественно из сосудистых сплетений.

Пространство между ними заполнено спинномозговой жидкостью – ликвором. В центре органа располагается серое вещество. Состоит оно из вставочных и двигательных нейронов.

1.2. Периферическая нервная система, строение, функции

Периферическая нервная система (ПНС) – отдел нервной системы, находящийся за пределами спинного и головного мозга. Она состоит более, чем из 100 миллиардов нейронов, которые распределены по всему телу. Отростки клеток охватывают кожу, мышцы, внутренние органы, слизистые оболочки, органы чувств. Их основной задачей является обмен информацией между головным и спинным мозгом (ЦНС) и тканями. Таким образом работа различных частей организма становится скоординированной (см. приложение № 4, рисунок № 4).

К периферической нервной системе относятся:

  • нервы (12 пар черепных и 31 пара спинномозговых);

  • нервные узлы (черепные, спинномозговые и вегетативные ганглии);

  • нервные отростки, обеспечивающие связь ЦНС со всеми эффекторами и рецепторами организма.

Основной функцией периферической нервной системы является связь центральной нервной системы с остальными отделами организма. Импульсы проводятся по нервам как электрический ток по проводам. Чувствительные нервные волокна передают информацию об окружающей среде (ощущение прикосновений, температура воздуха, появление боли, положение тела и так далее), а моторные (двигательные) посылают в мышцы биоэлектрические импульсы, приводящие к их сокращению и движению.

Периферическая нервная система состоит из двух частей – вегетативной (ВНС) и соматической (СНС). Каждая из них выполняет свои специфические функции.

  • Вегетативная отвечает за регуляцию деятельности органов, желез внешней и внутренней секреции, лимфатических и кровеносных сосудов, гладкой и частично поперечнополосатой мышечной ткани. Также ВНС контролирует непроизвольные функции: пищеварение, артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Вегетативная система имеет три собственных отдела.

  • Соматическая отвечает за обработку сенсорной информации, поступающей через органы чувств (осязание, слух, зрение), а также практически за все движения мышц, которые человек делает сознательно.

Нейроны периферической нервной системы получают и фиксируют информацию о том, что происходит за пределами организма и внутри него. Эту информацию они передают в режиме реального времени в головной и спинной мозг. Там она обрабатывается, объединяется и в виде сигнала действия отправляется по эфферентным нервам ПНС к соответствующим тканям на периферии. Такая взаимосвязь центрального и периферического отделов позволяет моментально выстраивать наиболее оптимальную для конкретной ситуации стратегию поведения.

1.3. Влияние физических нагрузок на функции нервной системы

Положительное влияние

Заслуги физических нагрузок, и спортивной деятельности в целом, для организма человека неоценимы. Чем больше человек тренируется, тем больше расширяются функциональные возможности организма, движения и действия становятся более точными и синхронизованными.

Доказано, что целенаправленная физическая тренировка приводит к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы. Если спортсмены включают в свои тренировки упражнения, направленные на совершенствование скорости, выносливости, координации и силы, то такие комплексы упражнений развивают не только эти качества, но и нервную регуляцию этих процессов.

Человек, постоянно занимающийся спортом способен силой воли активировать резервные активы организма для достижения цели. Физическая нагрузка делает нервную систему человека менее возбудимой, его движения становится более точными и уверенными.

При регулярных тренировках положительные изменения наблюдаются не только в центральной (ЦНС), но и в периферической нервной системе. У спортсменов меньше выражены проблемы с сердечно-сосудистой системой и дыханием, нормализуется артериальное давление, происходит усиление и урежение сердечного ритма, дыхание становится более глубоким.

Люди, которые занимаются спортом, выполняют физические упражнения, становятся более стрессо и эмоционально устойчивыми, более уравновешенными. У них наблюдаются такие качества, как: смелость, упорство, сила воли, целеустремленность и др.

Отрицательное влияние

Однако, кроме положительного влияния спортивной деятельности на организм человека, существует и негативное воздействие. От чрезмерных физических нагрузок у спортсмена начинается бессонница. Это рассматривается, как признак переутомления и истощения ЦНС. Причинами расстройства сна могут быть психические и неврастенические нарушения, влияние внешних факторов, глубокие эмоциональные переживания, недавние потрясения, травма головы в процессе тренировок. При усиленной физической нагрузке, превышающие пределы физиологической нормы организма, у спортсменов наблюдается угнетение ЦНС и вегетативной нервной системы, а также утомляемость нервно-мышечного аппарата. Вследствие этого происходит возбуждение нейронов, что приводит к возникновению к раздражительности, расстройству сна, хронической усталости, неустойчивости настроения, а также к ослаблению иммунитета и увеличению риска возникновения различных заболеваний.

1.4. Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст время не только начало обучения в школе, но и период активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы. К 7 годам созревают отделы лобной доли головного мозга, это основа для формирования произвольного поведения в будущем. Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.

Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме. К 7 годам активно развивается двигательный организатор, дети легко выполняют размашистые и широкие движения. Спектр движений, которые младший школьный возраст делает доступными, становится более широким. Развивается координация, поэтому обучение новым видам движений проходит успешно и приносит детям искреннюю радость и удовольствие. Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить здоровье школьника, и это правильное решение. Дети младшего школьного возраста предпочитают те виды спорта, которые легче освоить, лучше, если занятия проходят в подвижной, игровой форме. Хуже дети справляются с однообразными упражнениями, с упражнениями, где требуется фиксация отдельных частей тела в определенных положениях. Младший школьный возраст – время, когда спорт призван развить и укрепить мышечную систему, увеличить эффективность работы дыхательной мускулатуры, усовершенствовать координацию движений, развить навыки владения телом. Упражнения для наращивания мышечной массы и силовые виды спорта в этом возрасте неэффективны. Выбор достаточно широк: младший школьный возраст принимают на плавание и на танцы, в секции гимнастики, легкой атлетики, боевых искусств, тенниса и многие другие. Чтобы вы не выбрали, если эти занятия нравятся ребенку, они окажут только благотворное влияние на здоровье школьника

2. Практическая часть

В практической части нашей работы мы постараемся применить знания описанные в теоретической части на практике. Самостоятельно проведем собственные исследования. В соответствии с задачами исследования, а так же для того что бы представленная работа имела практическую значимость:

    1. Проведем опрос у детей и их родителей, занимающихся игровыми видами спорта о пользе и результатах.

    2. Проведем опрос у тренеров, специалистов в игровых видах спорта о роли нервной системы в игровых видах спорта.

    3. Проведем эксперимент.

    4. Сделаем выводы и практические рекомендации.

Что такое игровые виды спорта ? Виды спорта, в которых в основе -противоборство двух команд, которые играют по правилам игровых видов спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол и др.

2.1. Методология исследования

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В представленной исследовательской работе, наиболь­шее распространение получили следующие методы:

- анализ и синтез научно-методической литературы, документальных и архивных материалов, различных источников информации через интернет;

- опрос (беседа, интервью и анкетирование);

- опыт (личный и специалистов);

- контрольные испытания (тестирование);

- хронометрирование;

- экспертное оценивание;

- эксперимент;

2.2. Опрос, анкетирование

В теоретической части исследовательской работы мы узнали, что такое нервная система, на какие части она делится, ее строение и функции (работу). Проанализировали, обобщили и систематизировали теоретическую информацию.

Теперь, в соответствии с задачей № 2 нашего исследования, мы проведем опрос и анкетирование ребят, которые всерьез занимаются игровыми (командными) видами спорта, и выясним у них ряд вопросов. Для этого составим анкету (приложение № 5, анкета № 1), которую раздадим мальчишкам и девчонкам и их родителям. Ответы на вопросы обобщим, систематизируем и сделаем выводы.

В опросе участвовали мальчики и девочки из школы Вектор, которые занимаются игровыми видами спорта 1 год и более, в возрасте от 7 до 14 лет. Всего, ответили на вопросы нашей анкеты 28 человек.

В результате нашего опроса мы выяснили:

1. Все без исключения анкетируемые отметили пользу от занятий избранным видом спорта.

2. Большая часть анкетируемых ответили, что учатся на оценки 4 и 5, значительная часть - на отлично, на одни пятерки.

3. При ответе на вопрос № 3 анкеты (Что улучшилось в твоей жизни в результате занятий игровыми видами спорта?), варианты ответов расположились следующим образом (в порядке убывания, начиная с самого главного).

  1. Я стал/а гораздо лучше играть в избранном виде спорта.

  2. Моя жизнь стала интересней и разнообразней.

  3. Я стал/а лучше учиться.

  4. Появилось больше друзей и знакомых.

4. При ответе на вопрос № 4 анкеты (Что для тебя самое интересное и важное, в занятиях избранным видом спорта?), варианты ответов расположились следующим образом (в порядке убывания, начиная с самого главного).

  1. Повышать личный игровой уровень.

  2. Выигрывать.

  3. Участвовать в соревнованиях.

  4. Чувствовать себя частью команды.

5. Все анкетируемые посоветовали своим друзьям и знакомым заниматься игровыми видами спорта.

Итак, после проведения опроса мы выяснили, что занятия игровыми видами спорта являются мощным средством для развития и улучшения успеваемости в школе, а так же улучшения качества жизни. Мальчишки и девчонки получили мощный стимул к развитию, организованности и повышению своих личных результатов, что не может в конечном итоге, не привести к положительным результатам.

Теперь, в соответствии с задачей № 3 нашего исследования, с целью изучения влияния высшей нервной деятельности на повышение эффективности спортивно-тренировочного процесса, мы проведем опрос и анкетирование тренеров и специалистов игровых видов спорта и выясним у них ряд вопросов. Для этого составим анкету (приложение № 6, анкета № 2), которую раздадим тренерам и специалистам. Ответы на вопросы обобщим, систематизируем и сделаем выводы.

В опросе участвовали тренеры и специалисты в игровых видах спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Всего 21 участник.

В результате нашего опроса мы выяснили:

1. Все без исключения анкетируемые отметили значительную роль игрового мышления в избранным виде спорта.

2. Большинство анкетируемых выбрали три значимых игровых компонента: технические навыки, уровень двигательных качеств, игровое мышление.

3. При ответе на вопрос № 3 анкеты № 2 (Каким образом можно улучшить игровое мышление?), варианты ответов расположились следующим образом (в порядке убывания, начиная с самого главного).

1. Разбирать игровые ситуации в процессе тренировки.

2. Разбирать игры, видеоповторы.

3. Смотреть игры команд высокой квалификации, с комментариями тренера.

4. Все без исключения анкетируемые отметили значительную роль правильного психологического настроя команды перед игрой, соревнованиями.

5. Значительная часть анкетируемых (13 из 21) применяют метод многозадачности в тренировочном процессе.

2.3. Метод многозадачности

Для полноты сведений в нашей исследовательской работе, необходимо пояснить, что такое метод многозадачности.

Метод многозадачности - это современный метод в тренировочном процессе, благодаря которому, прививается навык мыслительного контроля и принятия правильного решения, в процессе тренировочного упражнения, игровой и соревновательной ситуации. Попросту говоря, благодаря этому навыку, игрок в сложных игровых ситуациях не выключает свою "соображалочку", а мыслит для принятия правильного решения в ограниченном промежутке времени. В процессе тренировок и применения метода многозадачности, происходит качественное улучшение и ускорение мыслительных процессов в сложных игровых ситуациях, благодаря чему, в итоге игрок действует правильно и быстро.

Метод многозадачности применяется в элитных спортивных школах и академиях страны и в мире. Как в детском и юношеском возрасте, так и со взрослыми игроками и командами высшей квалификации.

В тренировочном процессе младшего школьного возраста, метод многозадачности применяется постоянно, последовательно, но умеренно, в связи с довольно быстрой утомляемостью мыслительных процессов детей в этом возрасте. Для наилучшего восприятия этого метода, снят видеоролик, в котором применен метод многозадачности ( приложение № 7, видеоролик № 1).

2.4. Эксперимент

Аннотация

Для проведения эксперимента, выберем из числа наших школьников, наиболее подготовленных ребят которые занимаются игровыми видами спорта, и ребят занимающихся различными единоборствами. Разделим их на две команды, команду "Игровиков" и команду " Единоборцев". В каждой команде должно быть по 5 игроков. Далее, проведем несколько сеансов в подвижную игру "Пограничники и диверсанты".

Задача.

Эксперимент проведем с целью подтверждения или опровержения гипотезы исследования – умнее, значит быстрее, эффективнее, сильнее !!!

Испытуемые.

Команда "Игровики" - учащиеся 5 г и 5 д классов, всего 5 человек

Команда "Единоборцы" - учащиеся 5 г и 5 д классов, всего 5 человек

Проведение эксперимента.

Команда "Игровиков" и команда "Единоборцев" сыграют несколько сеансов по 2 минуты каждый, в подвижную игру "Пограничники и диверсанты", до 3 побед в раунде. Для наибольшей информативности нашего эксперимента, нужно выиграть два раунда, что бы выиграть всю игру.

Суть этой игры состоит в том, что нужно проникнуть через трех метровую зону соперника не осаленным игроками соперника, на территорию, где находятся 5 мячей, взять один мяч в одни руки и проникнуть обратно на свою территорию, так же не осаленным. Если кого то осалят, игрок становится в позу заколдованного (руки вверх, ноги широко расставлены) и ждет когда его расколдуют (для этого своему игроку нужно проникнуть между широко расставленными ногами).

Сложность этой игры в том, что необходимо думать, ориентироваться и быстро принимать решение в сложной ситуации. В ситуации, когда нужно стараться принести мячи с территории соперника и смотреть и действовать, что бы соперник не сделал того же. Проще говоря и нападать и защищаться одновременно.

Эта подвижная игра не знакома испытуемым. Проведение нашего эксперимента, можно посмотреть на видео ( приложение № 8, видеоролик № 2).

Результат.

Во всех сыгранных раундах, и в целом в игре, победила команда "Игровиков", показав 100 % результат. Что подтверждает гипотезу исследования.

2.4. Выводы и практические рекомендации

В представленной исследовательской работе выявлены и систематизированы теоретические знания, которые подтвердились на практике, закрепленные экспериментом. Достигнута цель исследования. Сделаны выводы и даны практические рекомендации для занимающихся игровыми видами спорта. И мы очень надеемся, что наше исследование по настоящему имеет практическую значимость, разработанные рекомендации могут быть полезны всем занимающимся игровыми видами спорта.

В теоретической части исследовательской работы мы узнали, что такое нервная система, на какие части она делится, ее строение и функции (работу). Проанализировали, обобщили и систематизировали теоретическую информацию.

В исследовательской части нашей работы, в результате проведенного опроса занимающихся игровыми видами спорта (анкета № 1), мы выяснили, что занятия игровыми видами спорта являются мощным средством для развития и улучшения успеваемости в школе, а так же улучшения качества жизни.

В соответствии с задачей № 3 нашего исследования, мы провели опрос и анкетирование тренеров и специалистов игровых видов спорта и выяснили у них ряд вопросов (анкета № 2). Полученные данные систематизировали.

В результате опроса специалистов и тренеров, выявили, что значительная часть анкетируемых (13 из 21) применяют метод многозадачности в тренировочном процессе.

Метод многозадачности - это современный метод в тренировочном процессе, благодаря которому, прививается навык мыслительного контроля и принятия правильного решения, в процессе тренировочного упражнения, игровой и соревновательной ситуации. В процессе тренировок и применения метода многозадачности, происходит качественное улучшение и ускорение мыслительных процессов в сложных игровых ситуациях, благодаря чему, в итоге игрок действует правильно и быстро.

В результате проведенных нами исследований, мы делаем однозначный вывод, что в игровых видах спорта, эффективная работа центральной и периферической нервных систем, играет одну из ведущих ролей, и непосредственно влияет на результат спортивно-игровой деятельности в целом.

Для построения наиболее эффективного тренировочного процесса, необходимо применять метод многозадачности. В младшем школьном возрасте ограниченно-дозированно и в дальнейшем в большей мере.

Для занимающихся или желающим заняться игровыми видами спорта, однозначный совет, подходить к тренировкам в целом, и к изучению или тренировке технических элементов, "с головой", понимая что и как необходимо делать. Командные действия это сложное, эффективное взаимодействие всех игроков на игровом поле, а не случайные или разрозненные действия членов команды.

Большое значение имеет хорошее психологическое состояние перед и во время соревновательных игр, турниров. Главное действующее лицо в достижении игрового тонуса, является тренер, а также другие специалисты и конечно индивидуальный настрой каждого игрока.

Наградой для занимающихся игровыми видами спорта, будет повышение общего развития и повышения способности быстро и правильно мыслить, принимать верные решения !

Источники информации

  1. Аникина Т.А., Крылова А.В. Учебное пособие. Физиологические основы высшей нервной деятельности детей и подростков. Издательство "Антология", 2014 г.

  2. Воллкова И.В., Большов А.С. Учебное пособие. Игровые виды спорта как оптимальное средство развития физических качеств. Издательство "Спорт", 2022 г.

  3. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Учебник. Анатомия центральной нервной системы, Издательство "Книжный мир", 2010 г.

  4. Дорогина О.И. Учебное пособие. Нейрофизиология. Издательство "Медицина", 2019 г.

  5. Есаков С.А. Курс лекций. Возрастная анатомия и физиология. Издательство "Книжный мир", 2010 г.

  6. Жуков М.Н. Учебник. Подвижные игры. Издательство "Физическая культура и спорт", 2000 г.

  7. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Учебник. Анатомия нервной системы. Издательство "Антология", 2006 г.

  8. Железняк Ю.Д. Учебник. Спортивные игры, техника, тактика, методика обучения." Издательство "Спорт", 2004 г.

Приложение

Приложение № 1

Рисунок № 1

Приложение № 2

Головной мозг

Рисунок № 2

Приложение № 3

Спинной мозг

Рисунок № 3

Приложение № 4

Рисунок № 4

Приложение № 5

Анкета для опроса № 1

1. Занятие игровыми видами спорта, принесло тебе пользу?____________________________

(варианты ответов - Да/Нет/ Затрудняюсь ответить)

2. Каков твой уровень успеваемости в школе?

(Оценки за триместр, четверть. Подходящий вариант отметить галочкой)

а) Учусь на отлично (только пятерки)__________

б) Учусь на 4 и 5 (хорошо и отлично)___________

в) Учусь хорошо, но имею несколько троек (не более 3)_________

г) Учусь на тройки ( более половины от общего числа предметов)_________

3. Что улучшилось в твоей жизни в результате занятий игровыми видами спорта?

(Варианты ответов отметить цифрами в порядке убывания, начиная с самого важного)

а) Я стал/а гораздо лучше играть _______

б) Я стал/а лучше учиться_______

в) Моя жизнь стала интересней и разнообразней_______

г) Появилось больше друзей и знакомых_______

д) Нет изменений к лучшему_______

е) Свой вариант ответа____________________________________________________________

3. Что для тебя самое интересное и важное, в занятиях в любимом виде спорта?

(Варианты ответов отметить цифрами в порядке убывания, начиная с самого важного)

а) Выигрывать________

б) Участвовать в турнирах________

в) Повышать личный уровень игры________

в) Чувствовать себя участником команды, коллектива________

г) Свой вариант ответа____________________________________________________________

4. Ты бы посоветовал, своим друзьям и знакомым заниматься игровым видом спорта? ____________________________________________________________________

(варианты ответов - Да/Нет/ Затрудняюсь ответить)

Приложение № 6

Анкета для опроса № 2

1. Какова роль игрового мышления в игровых видах спорта?

(Вариант ответа отметить галочкой)

а) значительная_______

б) не значительная_______

в) затрудняюсь ответить______

2. Выберете наиболее значимые компоненты в игровых видах спорта?

(Выбрать наиболее важный, в порядке убывания отметить цифрами. Не более 3 вариантов)

а) Технические навыки__________

б) Тактика командной игры___________

в) Уровень двигательных качеств_________

г) Игровое мышление (интеллект)_________

д) Спортивный характер игроков_________

е) Сплоченность команды ________

ж) Командные взаимодействия _______

3. Каким образом можно улучшить игровое мышление?

(Варианты ответов отметить цифрами в порядке убывания, начиная с самого важного. Не более 3 вариантов)

а) Разбирать игровые ситуации в процессе тренировки _______

б) Разбирать игры, видеоповторы_______

в) Смотреть игры команд высокой квалификации, с комментариями тренера_______

г) Изучать тактические схемы, построения игроков_______

д) Изучать индивидуальные обязанности по амплуа игроков_______

е) Свой вариант ответа____________________________________________________________

4. Какова роль правильного психологического настроя команды, перед игрой, турниром, соревнованиями?

(Вариант ответа отметить галочкой)

а) значительная_______

б) не значительная_______

в) затрудняюсь ответить______

5. Вы применяете метод многозадачности в тренировочном процессе? ____________________________________________________________________

(варианты ответов - Да/Нет/ Затрудняюсь ответить)

Говорит Владислав

Добрый день.

Мы учащиеся 5 Д класса - Мезенцев Владислав и Хромов Роман.

Сегодня мы представляем нашу исследовательскую работу «Роль нервной системы в игровых видах спорта в школьном возрасте».

Приступая к данной работе была поставленацель исследования,определены задачи,выдвинутагипотеза. Все это представлено на слайдах.

Говорит Роман

Теоретическую информации мы собрали из интернета, учебников и книг. Наша исследовательская работа - попытка "нащупать" пути и способы повышение эффективности тренировок в игровых видах спорта, за счет высшей нервной деятельности.

Говорит Владислав

Мы узнали много новых знаний о строении и работе нервной системы. Нервная система имеет центральный и периферический отделы. Каждый имеет свою функцию.

Мозг человека имеет 5 отделов, каждый из которых отвечает за различную функцию работы организма. Для нашей работы нужно знать, что мыслительные процессы происходят в коре больших полушарий, слой серого вещества, который состоит из 16 миллиардов нервных клеток - нейронов, расположенных поверх полушарий мозга.

Говорит Роман

В исследовательской части нашей работы. Мы составили анкету № 1, с помощью которой провели опрос у занимающихся игровыми видами спорта 1 год и более, о пользе этих занятий. В опросе участвовали ребята и девчонки из нашей школы. Всего 28 опрошенных. Результаты опроса на экране.

Пункт № 3 читает - Владислав

Пункт № 4 читает - Роман

Говорит Владислав

Кроме этого, мы составили анкету № 2, с помощью которой, мы опросили тренеров и специалистов в игровых видах спорта: из футбольных, волейбольных и баскетбольных школ и секций. Всего 21 опрошенный.

Читает информацию со слайда - Владислав

Говорит Роман

Новизна нашей работы - состоит в применении метода многозадачности.

Метод многозадачности - это современный метод в тренировочном процессе, благодаря которому, прививается навык мыслительного контроля и принятия правильного решения. Предлагаем посмотреть видеоролик № 1.

Говорит Владислав

В процессе тренировок и применения метода многозадачности, происходит качественное улучшение и ускорение мыслительных процессов в сложных игровых ситуациях, благодаря чему, в итоге игрок действует правильно и быстро.

Говорит Роман

Далее, был проведен эксперимент. Подвижная игра - "Пограничники и диверсанты". Между собой играли 2 команды: команда"Игровиков" составлена из ребят занимающихся в игровых видах спорта и команда "Единоборцев" составлена из ребят занимающихся единоборствами, по 5 человек в каждой. Смогут ли "Игровики" обыграть своих соперников и подтвердить свое превосходство?

Смотрим видеоролик № 2

Во всех сыгранных партиях, «Игровики» одержали победы, показав 100 % результат. Что подтверждает гипотезу исследования.

Говорит Роман

С точки зрения практических рекомендаций.

Мы предлагаем активно применять метод многозадачности в учебно-тренировочном процессе, для качественного улучшения игрового мышления в процессе игр и тренировок.

Говорит Владислав

В подтверждении наших рекомендаций, мы хотим привести в пример игру и карьеру нашего прославленного хоккеиста, земляка, Воскресенца - Игоря Николаевича Ларионова, который всегда отличался игровым мышлением высочайшего уровня, что помогло ему завоевать все награды и звания в хоккее. Доиграть в самой сильной лиге хоккея - НХЛ до 44 лет (это очень много), и заслужить уважительное прозвище в мире хоккея - профессор.

Просмотров работы: 121