Введение
Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном влиянии движения. Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII век) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования. [ 1 ]
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет
и более. [ 8 ]
Актуальность.
Данную работу я выбрал потому, что по данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. [ 9 ]
Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности – гиподинамия. [ 8 ]
Гипотеза. Систематические занятия физической культурой и спортом помогают учащимся сохранять высокую работоспособность, улучшают самочувствие.
Цель моей работы: выявить влияние физических нагрузок на здоровье и развитие подростков на примере обучающихся 9х классов.
Задачи:
1 Изучить литературу и интернет – ресурсы по данной теме.
2 Изучить индивидуальное физическое развитие подростков 9х классов.
3 Провести функциональные пробы.
4 Провести социологический опрос.
5 Обобщить наработанный опыт по теме и сделать выводы.
6 Разработать рекомендации по улучшению физического здоровья.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования (работа с научной литературой, изучение и обобщение знаний).
Методы эмпирического исследования (измерение, эксперименты).
Методы математического исследования (сравнение, регистрация ).
Функциональные пробы проводились по методике О.М. Буйковой, Г.И. Булнаевой.
( Иркутский государственный медицинский университет) [ 7 ]
Практическая направленность
Данная работа имеет большое практическое значение, так как формирует у учащихся жизненную позицию на здоровый образ жизни.
Новизна
В работе представлена методика функциональных проб, которые мы ещё не использовали в наших исследованиях.
Структура работы
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников информации. Включает 22 страницы текста, в том числе 12 таблиц и 4 страницы иллюстраций.
Глава1
1.1 Обзор литературы
С.Е. Шивринская «Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка»
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Так, Конфуций, обобщив опыт воспитания и образования Древнего Китая, рассматривал самовоспитание и нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, как непременное условие благополучия. Один из ведущих теоретиков педагогики советского периода П.П. Блонский, разрабатывая план новой народной школы, первым пунктом выделяет следующее положение – «Новая школа создает творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования его».
Ю.И. Савченков «Возрастная физиология»
Возрастная физиология изучает функциональные особенности индивидуального развития организма в течение всей его жизни. На основе данных этой науки разрабатываются методы обучения, воспитания и охраны здоровья детей. В случае несоответствия методов воспитания и обучения возможностям организма на каком-либо этапе развития, рекомендации могут оказаться малоэффективными, вызвать негативное отношение ребенка к учебе и даже спровоцировать различные заболевания.
А. Баранов, В. Кучма «Физическое развитие детей и подростков РФ»
Массовые исследования физического развития детей и подростков в разных регионах страны позволили не только установить сдвиги в физическом развитии, закономерности развития и формирования организма в зависимости от внешних условий, но и разработать возрастно-половые стандарты физического развития. Объединяя статистические данные, полученные по различным населенным пунктам в разные годы, эти выпуски поистине бесценны: они создают «базы данных» различных регионов страны, позволяют разрабатывать региональные стандарты, устанавливать сдвиги в физическом развитии подрастающего поколения во временном и возрастном аспекте, своевременно прогнозировать изменения в росте и развитии детей.
Интернет – ресурсы
Сайт https://www.7ya.ru/article/Fizicheskoe-razvitie-i-zdorove-podrostka/
По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью. Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена.
Сайт https://psyera.ru/3009/fizicheskoe-razvitie-podrostkovogo-vozrasta
Подростковый возраст — это период бурного роста и развития организма. Достаточно взглянуть на подростка, чтобы сразу же отметить некоторые его внешние особенности, бросающиеся в глаза даже без специального наблюдения: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Временами подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях,, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и он не замечает ни усталости, ни времени.
Глава 2 Собственные исследования
Социологический опрос
В социологическом опросе участвовало 59 учащихся 9х классов. Опрос был проведен в форме анкетирования.
1 Делаете ли вы по утрам зарядку?
2 Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?
3 Сколько приблизительно времени Вы находитесь на свежем воздухе?
4 Бывают ли такие дни, когда Вы не выходите на улицу?
5Сколько раз за осенний и зимний периоды вы болели простудными заболеваниями?
6 У Вас есть какие либо хронические заболевания?
7 Стоите ли Вы на учете в городской поликлинике?
2.2 Результаты анкетирования
9А класс
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ученик 1 |
да |
Да, волейбол |
3-4 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 2 |
да |
Да, тренажерный зал, закаляется |
3-4 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 3 |
нет |
нет |
До 1 часа |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 4 |
нет |
нет |
2-3 |
нет |
2 |
нет |
нет |
ученик 5 |
нет |
нет |
2-3 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 6 |
да |
Да, футбол |
3-4 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 7 |
нет |
нет |
20-40мин |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 8 |
да |
нет |
3-4 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 9 |
нет |
нет |
1,5 |
нет |
2 |
нет |
нет |
ученик 10 |
да |
нет |
3 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 11 |
нет |
нет |
2 |
да |
6 |
нет |
нет |
ученик 12 |
нет |
нет |
2 |
нет |
3 |
нет |
нет |
ученик 13 |
да |
нет |
3-4 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 14 |
нет |
нет |
4 |
да |
1 |
нет |
нет |
ученик 15 |
да |
нет |
3 |
да |
2 |
нет |
нет |
ученик 16 |
нет |
нет |
40мин |
да |
4 |
нет |
нет |
ученик 17 |
да |
Да, футбол |
2-3 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 18 |
нет |
нет |
2-3 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 19 |
да |
Да, футбол |
2 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 20 |
да |
нет |
3-4 |
да |
0 |
нет |
нет |
ученик 21 |
да |
Да, футбол |
2-4 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 22 |
да |
Да, футбол |
3-4 |
нет |
1 |
нет |
нет |
9Б класс
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ученик 23 |
нет |
нет |
1 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 24 |
нет |
да |
3-4 |
да |
1 |
нет |
нет |
ученик 25 |
да |
да |
2 |
да |
1 |
нет |
нет |
ученик 26 |
да |
нет |
1-2 |
да |
1 |
нет |
нет |
ученик 27 |
да |
да |
3-5 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 28 |
да |
нет |
2-4 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 29 |
да |
Да, лыжи |
2 |
нет |
0 |
нет |
нет |
ученик 30 |
да |
нет |
1 |
да |
4 |
нет |
нет |
ученик 31 |
редко |
нет |
2 |
да |
4 |
нет |
нет |
ученик 32 |
нет |
нет |
2-3 |
да |
5 |
нет |
нет |
ученик 33 |
да |
Да, футбол |
3-5 |
да |
1 |
да |
да |
ученик 34 |
нет |
нет |
2-4 |
нет |
5 |
да |
да |
ученик 35 |
нет |
нет |
1-3 |
да |
5 |
нет |
нет |
ученик 36 |
нет |
Да, тренажерный зал |
3 |
да |
1 |
нет |
нет |
ученик 37 |
нет |
нет |
1 |
да |
4 |
да |
да |
ученик 38 |
иногда |
нет |
1 |
да |
5 |
нет |
нет |
ученик 39 |
да |
Да, футбол |
2 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 40 |
да |
нет |
2 |
да |
4 |
да |
да |
9В класс
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ученик 41 |
нет |
Да, волейбол |
3 |
да |
2 |
нет |
нет |
ученик 42 |
нет |
нет |
1 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 43 |
да |
нет |
2 |
да |
2 |
нет |
нет |
ученик 44 |
нет |
нет |
2-3 |
нет |
3 |
нет |
нет |
ученик 45 |
нет |
нет |
2 |
да |
4 |
нет |
нет |
ученик 46 |
нет |
Да, футбол |
3 |
да |
2 |
нет |
нет |
ученик 47 |
нет |
Да, футбол |
до 9 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 48 |
нет |
нет |
1 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 49 |
нет |
нет |
1 |
нет |
4 |
нет |
нет |
ученик 50 |
иногда |
нет |
4 |
да |
5 |
Да, зрение |
да |
ученик 51 |
нет |
нет |
6 |
нет |
2 |
нет |
нет |
ученик 52 |
да |
нет |
4 |
нет |
2 |
нет |
нет |
ученик 53 |
да |
нет |
2 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 54 |
нет |
Да, футбол |
3 |
нет |
1 |
нет |
нет |
ученик 55 |
да |
нет |
5 |
да |
0 |
нет |
нет |
ученик 56 |
да |
Да, футбол |
2 |
да |
2 |
нет |
нет |
ученик 57 |
редко |
нет |
1 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 58 |
да |
нет |
1 |
да |
3 |
нет |
нет |
ученик 59 |
иногда |
нет |
2 |
да |
5 |
Да, зрение |
да |
Результаты анкетирования.
Из 59 уч- ся 28 делают зарядку, 4 иногда , 27 не делают . посещают спортивные секции 19. На свежем воздухе бывают :1час и менее – 12 учащихся, 2-3 часа – 26, 3 и более – 21.
25 из 59 опрошенных – бывают на свежем воздухе не регулярно.
5 вопрос.
За осенне – зимний период не болели совсем – 10, 6 из них занимаются в спортивных секциях. Болели 1 раз 16 чел. Из них посещают секции -10. Болели 2 раза – 9 человек, 3-посещают секции. 3 и более – 24 человека, все они не посещают секции и мало бывают на свежем воздухе.
6 учащихся имеют хронические заболевания и стоят на учете в поликлинике.( все по зрению)
Вывод. Учащиеся которые занимаются спортом реже болеют простудными заболеваниями. Также, реже болеют те, кто делает зарядку и чаще бывают на свежем воздухе.
2.3 Выполнение антропометрических измерений
Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.
Для оценки физического развития используют результаты измерений человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются: рост, (длина), вес (масса) тела и др. Это позволяет дать оценку индивидуального развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.
2.3.1 Методика проведения антропометрических исследований
1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с помощью медицинских (электронных) весов.
2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
3. Артериальное давление измеряется тонометром.
2.3.2 Результаты антропометрических исследований
Таблица. Результат антропометрических измерений
9А класс
Фамилия |
Масса тела, кг. |
Рост, см. |
Давление, мм. арт. ст. |
Вывод |
ученик 1 |
90 |
172 |
110/90 |
Повышенная масса тела |
ученик 2 |
63 |
177 |
110/90 |
|
ученик 3 |
36 |
150 |
110/60 |
|
ученик 4 |
79 |
159 |
140/80 |
Повышенное артериальное давление, повышенная масса тела |
ученик 5 |
85 |
182 |
120/80 |
|
ученик 6 |
82 |
177 |
120/70 |
|
ученик 7 |
68 |
168 |
110/60 |
|
ученик 8 |
50 |
156 |
100/70 |
|
ученик 9 |
83 |
170 |
130/80 |
Повышенное артериальное давление, повышенная масса тела |
ученик 10 |
60 |
169 |
95/60 |
Низкое артериальное давление |
ученик 11 |
54 |
166 |
110/80 |
|
ученик 12 |
59 |
178 |
110/80 |
|
ученик 13 |
55 |
162 |
110/80 |
|
ученик 14 |
54 |
169 |
110/80 |
|
ученик 15 |
56 |
161 |
100/80 |
|
ученик 16 |
65 |
160 |
120/70 |
|
ученик 17 |
79 |
180 |
110/70 |
|
ученик 18 |
64 |
176 |
110/80 |
|
ученик 19 |
54 |
179 |
100/60 |
|
ученик 20 |
56 |
185 |
120/70 |
|
ученик 21 |
53 |
168 |
100/70 |
|
ученик 22 |
68 |
181 |
120/70 |
9Б Класс
Фамилия |
Масса тела, кг. |
Рост, см. |
Давление, мм. арт. ст. |
Вывод |
ученик 23 |
85 |
173 |
120/60 |
Повышенная масса тела |
ученик 24 |
47 |
164 |
100/60 |
|
ученик 25 |
69 |
175 |
110/70 |
|
ученик 26 |
58 |
173 |
110/70 |
|
ученик 27 |
57 |
173 |
110/80 |
|
ученик 28 |
45 |
158 |
105/70 |
|
ученик 29 |
52 |
155 |
110/80 |
|
ученик 30 |
55 |
159 |
115/80 |
|
ученик 31 |
70 |
175 |
100/70 |
|
ученик 32 |
67 |
186 |
110/80 |
|
ученик 33 |
62 |
177 |
110/80 |
|
ученик 34 |
82 |
178 |
130/80 |
повышенное давление |
ученик 35 |
39 |
156 |
100/70 |
|
ученик 36 |
80 |
170 |
110/70 |
|
ученик 37 |
124 |
184 |
130/90 |
Повышенная масса тела, и повышенное давление |
ученик 38 |
54 |
161 |
120/70 |
|
ученик 39 |
64 |
172 |
120/70 |
|
ученик 40 |
60 |
151 |
120/80 |
|
9 В класс
Фамилия |
Масса тела, кг. |
Рост, см. |
Давление, мм. арт. ст. |
Вывод |
ученик 41 |
70 |
165 |
110/90 |
|
ученик 42 |
65 |
167 |
110/90 |
|
ученик 43 |
62 |
169 |
110/70 |
|
ученик 44 |
67 |
181 |
110/70 |
|
ученик 45 |
60 |
180 |
130/80 |
повышенное давление |
ученик 46 |
53 |
167 |
110/60 |
|
ученик 47 |
67 |
174 |
100/70 |
|
ученик 48 |
47 |
158 |
100/80 |
|
ученик 49 |
137 |
184 |
130/90 |
Повышенная масса тела, и повышенное давление |
ученик 50 |
71 |
158 |
120/80 |
|
ученик 51 |
85 |
173 |
110/65 |
|
ученик 52 |
50 |
167 |
110/70 |
|
ученик 53 |
52 |
158 |
110/80 |
|
ученик 54 |
70 |
174 |
110/70 |
|
ученик 55 |
65 |
154 |
100/65 |
|
ученик 56 |
62 |
175 |
120/70 |
|
ученик 57 |
48 |
167 |
110/70 |
|
ученик 58 |
57 |
167 |
120/80 |
|
ученик 59 |
36 |
155 |
100/70 |
|
Результаты исследования.
У 6 учащихся повышенное давление, у 6 учащихся повышенная масса тела, т.е. развивается ожирение. Все они, за исключением 1 человека, не занимаются спортом , не делают зарядку и очень мало бывают на свежем воздухе.
Вывод. Систематические физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие подростков.
2.4 Функциональные пробы:
Фамилия |
До нагрузки, АД, пульс |
Через 1 минуту АД, пульс |
Через 2 минуты пульс |
Через 3 минуты пульс |
Через 4 минуты пульс |
После нагрузки АД, пульс |
ученик 1 |
110/90, 78 |
130/90, 94 |
80 |
78 |
76 |
110/80, 76 |
ученик 2 |
110/90, 78 |
130/90,134 |
84 |
90 |
86 |
110/90, 80 |
ученик 3 |
110/60, 78 |
120/80, 100 |
90 |
84 |
80 |
110/70, 84 |
ученик 4 |
140/80, 78 |
150/90, 110 |
94 |
90 |
88 |
130/80, 80 |
ученик 5 |
120/80, 78 |
130/80, 134 |
108 |
74 |
70 |
120/80, 76 |
ученик 6 |
130/70,70 |
130/90,100 |
78 |
78 |
68 |
130/70, 68 |
ученик 7 |
110/60, 68 |
130/80,102 |
70 |
74 |
72 |
110/60, 72 |
ученик 8 |
100/70, 66 |
120/90, 90 |
72 |
70 |
66 |
100/70, 66 |
ученик 9 |
130/80, 80 |
140/90, 104 |
70 |
76 |
88 |
130/80, 80 |
ученик 10 |
95/60, 82 |
105/70,116 |
80 |
74 |
72 |
100/60, 72 |
ученик 11 |
110/80,94 |
120/90,120 |
100 |
106 |
94 |
120/80, 94 |
ученик 12 |
110/80,72 |
120/90,110 |
90 |
100 |
92 |
120/80, 90 |
ученик 13 |
110/80,64 |
130/90,96 |
92 |
58 |
60 |
110/80, 60 |
ученик 14 |
110/80, 78 |
130/80,110 |
66 |
72 |
72 |
110/80, 76 |
ученик 15 |
100/80, 70 |
110/90, 78 |
66 |
58 |
62 |
110/80, 64 |
ученик 16 |
120/70,92 |
140/80, 115 |
102 |
100 |
96 |
120/70, 94 |
ученик 17 |
110/70, 68 |
110/80, 98 |
70 |
72 |
68 |
110/70 70 |
ученик 18 |
110/80, 72 |
120/90, 100 |
86 |
82 |
70 |
110/80, 72 |
ученик 19 |
100/60,72 |
120/70,76 |
73 |
68 |
70 |
110/60, 70 |
ученик 20 |
120/70, 78 |
120/90, 98 |
76 |
66 |
66 |
120/70, 66 |
ученик 21 |
100/70, 76 |
110/80,110 |
66 |
72 |
72 |
100/70, 72 |
ученик 22 |
120/70, 72 |
120/80, 100 |
70 |
66 |
66 |
120/70, 68 |
Фамилия |
До нагрузки (уд. мин.) |
Через 1 минуту АД, пульс |
Через 2 минуты пульс |
Через 3 минуты пульс |
Через 4 минуты пульс |
После нагрузки АД, пульс |
ученик 23 |
120/60, 84 |
130/80, 98 |
80 |
84 |
84 |
130/80, 80 |
ученик 24 |
100/60, 80 |
110/80, 120 |
80 |
80 |
80 |
100/60, 82 |
ученик 25 |
110/70, 76 |
110/80, 90 |
68 |
76 |
76 |
110/70, 76 |
ученик 26 |
110/70, 78 |
110/90, 114 |
82 |
82 |
68 |
110/70, 70 |
ученик 27 |
110/80, 80 |
120/90, 98 |
90 |
90 |
90 |
110/80, 84 |
ученик 28 |
105/70, 76 |
120/80, 90 |
78 |
80 |
74 |
105/70, 80 |
ученик 29 |
110/80, 62 |
120/80, 76 |
74 |
58 |
60 |
110/80, 60 |
ученик 30 |
115/80, 80 |
120/80, 96 |
84 |
84 |
76 |
120/80, 78 |
ученик 31 |
100/70, 60 |
110/80, 84 |
80 |
72 |
70 |
100/70, 66 |
ученик 32 |
110/80, 70 |
110/90, 100 |
72 |
70 |
70 |
110/80, 70 |
ученик 33 |
110/80, 84 |
120/90, 84 |
90 |
96 |
94 |
120/80, 88 |
ученик 34 |
130/80, 70 |
130/90, 90 |
79 |
74 |
72 |
130/80, 74 |
ученик 35 |
100/70, 84 |
120/80,106 |
86 |
84 |
84 |
100/70, 84 |
ученик 36 |
110/70, 75 |
110/80, 90 |
80 |
96 |
80 |
110/70, 84 |
ученик 37 |
130/90, 56 |
140/90, 90 |
74 |
68 |
68 |
130/80, 64 |
ученик 38 |
120/70, 92 |
120/80, 106 |
92 |
90 |
90 |
120/70, 90 |
ученик 39 |
120/70, 70 |
120/80, 98 |
68 |
84 |
74 |
120/70, 74 |
ученик 40 |
120/80, 60 |
120/90, 80 |
90 |
60 |
64 |
120/80, 64 |
Фамилия |
До нагрузки (уд. мин.) |
Через 1 минуту АД, пульс |
Через 2 минуты пульс |
Через 3 минуты пульс |
Через 4 минуты пульс |
После нагрузки АД, пульс |
ученик 41 |
110/90, 66 |
130/90, 72 |
70 |
68 |
58 |
120/90, 60 |
ученик 42 |
110/90, 80 |
120/90, 100 |
84 |
84 |
62 |
110/80, 68 |
ученик 43 |
110/70, 70 |
110/90, 102 |
82 |
74 |
62 |
110/70, 62 |
ученик 44 |
110/70, 68 |
110/80, 70 |
58 |
50 |
50 |
110/80, 58 |
ученик 45 |
130/80, 68 |
130/90, 78 |
74 |
72 |
70 |
130/80, 70 |
ученик 46 |
110/60, 66 |
110/80, 80 |
66 |
69 |
72 |
110/60, 68 |
ученик 47 |
100/70, 56 |
100/70, 80 |
60 |
80 |
78 |
100/70, 60 |
ученик 48 |
100/80, 54 |
120/90, 60 |
60 |
66 |
54 |
100/80, 54 |
ученик 49 |
130/90, 68 |
140/90, 82 |
75 |
72 |
70 |
140/90, 70 |
ученик 50 |
120/80, 72 |
120/90, 80 |
80 |
78 |
76 |
120/80, 72 |
ученик 51 |
110/65, 72 |
120/80, 84 |
86 |
74 |
68 |
110/70, 70 |
ученик 52 |
110/70, 50 |
120/80, 58 |
48 |
60 |
58 |
110/70 52 |
ученик 53 |
110/80, 72 |
120/80, 80 |
78 |
70 |
72 |
110/80, 72 |
ученик 54 |
110/70 80 |
130/80, 92 |
92 |
80 |
88 |
110/70 , 80 |
ученик 55 |
100/65, 84 |
120/80, 104 |
88 |
80 |
82 |
100/65, 80 |
ученик 56 |
120/70, 66 |
120/80, 82 |
66 |
66 |
70 |
120/80, 68 |
ученик 57 |
110/70, 66 |
110/80, 76 |
70 |
60 |
62 |
110/70, 66 |
ученик 58 |
120/80, 90 |
130/80, 110 |
98 |
98 |
98 |
120/80, 92 |
ученик 59 |
100/70, 72 |
120/80, 90 |
70 |
72 |
72 |
120/80, 70 |
2.4.2 Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руфье)
Проба Руфье представляет собой один из тестов, применяемые для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.
После 5-минутного отдыха в положении сидя у обследуемого регистрируется частота пульса за 15 секунд. Затем выполняется 30 приседаний в течение 45 секунд. Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется ЧП за первые и последние 15 секунд первой минуты восстановления. Расчѐт индекса Руфье производится по формуле:
4 х ( Р0+ Р1+Р2) - 200
ИР =-------------------------------
10
где ИР - индекс Руфье
P0 частота пульса в покое,
Р1частота пульса за первые 15 секунд первой минуты восстановления,
Р2 частота пульса за последние 15 секунд первой минуты восстановления.
Для оценки результатов пробы используют следующую шкалу:
1) ИР ≤ 3 работоспособность «отличная»;
2) ИР находится в диапазоне от 4 до 6 «хорошая»;
3) ИР от 7 до 9 «средняя»;
4) ИР от 10 до 14 «удовлетворительная».
5) ИР – 15 и более – «плохая»
2.4.3 Проба с максимальной задержкой дыхания
Характеризует устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генчи). В обоих вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и показатель реакции сердечно — сосудистой системы (ПР).
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя
и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении
сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем снова
глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот закрыть,
а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время задержки дыхания
регистрируется по секундомеру. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с
и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2).
Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно — сосудистой системы на задержку
дыхания по формуле:
ПР = Частота пульса после пробы
Частота пульса до пробы
Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен
превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие
значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции
сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)
До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно выполнить три относительно глубоких вдоха — выдоха, после чего на выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его пальцами.
У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12 — 13 сек., у взрослых - 25 — 30 с, у спортсменов - 40 — 60 с и больше. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно — сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно — сосудистой системы на недостаток кислорода.
Результаты исследования
9А класс
Фамилия |
Проба Штанге |
Проба Генче |
Проба Руфье |
Примечание |
ученик 1 |
1,1 |
1,1 |
4,8 |
|
ученик 2 |
1,1 |
1,1 |
4,2 |
|
ученик 3 |
1 |
1 |
4,2 |
|
ученик 4 |
1,2 |
1,24 |
6,8 |
Средний результат пробы Руфье |
ученик 5 |
1,1 |
1,1 |
4,8 |
|
ученик 6 |
0,86 |
0,92 |
3,8 |
|
ученик 7 |
1,24 |
1,16 |
6,0 |
Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы |
ученик 8 |
1,1 |
1 |
5,2 |
|
ученик 9 |
1,5 |
1,35 |
6,4 |
Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы |
ученик 10 |
1,15 |
1,05 |
5,4 |
|
ученик 11 |
1 |
1,05 |
6,4 |
Средний результат пробы Руфье |
ученик 12 |
1,27 |
1,3 |
7,2 |
Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы |
ученик 13 |
1,1 |
1,16 |
4,0 |
|
ученик 14 |
1 |
1 |
6,2 |
Средний результат пробы Руфье |
ученик 15 |
1,08 |
1,08 |
5,2 |
|
ученик 16 |
1 |
1,08 |
7,0 |
Средний результат пробы Руфье |
ученик 17 |
1 |
3,6 |
||
ученик 18 |
0,85 |
1 |
7,0 |
Средний результат пробы Руфье |
ученик 19 |
1,07 |
1,06 |
5,8 |
|
ученик 20 |
1,06 |
1,05 |
5,8 |
|
ученик 21 |
1 |
1 |
3,4 |
|
ученик 22 |
1,02 |
1 |
3,6 |
9 Б класс
Фамилия |
Проба Штанге |
Проба Генче |
Проба Руфье |
Примечание |
ученик 23 |
1,2 |
1,2 |
18,2 |
Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы |
ученик 24 |
0,86 |
0,84 |
5,6 |
|
ученик 25 |
1,1 |
1,06 |
0,8 |
|
ученик 26 |
1,2 |
1,2 |
10,2 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 27 |
1,2 |
1,2 |
5,5 |
|
ученик 28 |
1 |
1 |
7,4 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 29 |
0,85 |
1,1 |
0,4 |
|
ученик 30 |
1,07 |
1,05 |
2,4 |
|
ученик 31 |
1,2 |
1 |
9,3 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 32 |
1 |
1 |
4,2 |
|
ученик 33 |
0,83 |
1,05 |
5,2 |
|
ученик 34 |
1,1 |
0,89 |
7,4 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 35 |
0,97 |
0,95 |
21 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 36 |
1 |
1 |
6,2 |
|
ученик 37 |
1,08 |
1,2 |
6,5 |
|
ученик 38 |
1,27 |
1,04 |
14 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 39 |
0,91 |
0,91 |
4,2 |
|
ученик 40 |
0,95 |
1 |
10 |
Высокий индекс Руфье |
9 В класс
Фамилия |
Проба Штанге |
Проба Генче |
Проба Руффье |
Примечание |
ученик 41 |
1 |
1 |
2,8 |
|
ученик 42 |
1,27 |
1,3 |
6,4 |
|
ученик 43 |
1,3 |
1,2 |
4,2 |
|
ученик 44 |
1,1 |
1,08 |
14 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 45 |
0,94 |
0,94 |
12 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 46 |
0,87 |
0,97 |
4,8 |
|
ученик 47 |
1,02 |
1,02 |
2,6 |
|
ученик 48 |
1,3 |
1,1 |
8,4 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 49 |
0,87 |
0,9 |
16 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 50 |
1,02 |
1,1 |
8,2 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 51 |
1,1 |
1,1 |
9,4 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 52 |
1 |
1,1 |
6,4 |
|
ученик 53 |
16 |
Высокий индекс Руфье |
||
ученик 54 |
0,93 |
0,93 |
5,8 |
|
ученик 55 |
1,04 |
1,04 |
14 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 56 |
0,87 |
0,94 |
3,8 |
|
ученик 57 |
1,15 |
1,29 |
7,2 |
Высокий индекс Руфье |
ученик 58 |
0,9 |
0,9 |
4,8 |
|
ученик 59 |
1 |
1 |
12 |
Высокий индекс Руфье |
Результаты исследования.
Проба Руфье позволяет оценить с какой скоростью протекает восстановительный процесс после дозированной нагрузки и может использоваться для характеристики уровня развития общей физической работоспособности.(7)
Из 59 учащихся у 26 индекс Руфье имеет «среднюю», «удовлетворительную» и «плохую» оценки. Все эти учащиеся не занимаются спортом.
Проба Штанге и проба Генчи показывают устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). У 4 человек эти пробы неудовлетворительные( коэффициент более1,2)
Глава 3
3.1 Выводы
1. Полученные данные доказывают положительное влияние физических упражнений на здоровье и развитие учащихся.
2 Нами доказано, что ученики, регулярно занимающиеся спортом или физическими упражнениями имеют хорошо развитую дыхательную и сердечно-сосудистую системы, хорошо развитый костно-мышечный аппарат, имеют высокую работоспособность, реже болеют простудными заболеваниями.
3 Длительное нахождение на свежем воздухе так же оказывает положительное воздействие на работу сердечно – сосудистой системы.
4 У учащихся, которые ведут малоподвижный образ жизни плохо развита дыхательная система, сердечно-сосудистая система.
5 Исследования показали, что дыхательная и сердечно - сосудистая системы удовлетворительно реагирует на недостаток кислорода, а при выполнении стандартной физической нагрузки уровень работоспособности средний. Такие показатели в подростковом возрасте говорят о том, что ученикам необходимо обратить внимание на своё физическое развитие и здоровье. Изменить свой образ жизни на активный, начать выполнять утреннюю зарядку и заниматься в спортивных секциях или сменить пассивный на активный отдых.
3.2 Рекомендации
1Выводы, полученные в ходе исследования представить ученикам и родителям, для ознакомления и изучения. Предварительно предупредить, что это только наши исследования, а не медицинские . И волноваться по завышенным показателям пока не стоит. Но обязательно надо обратить на них внимание и обратиться к врачу.
2Обучающимся настоятельно советуем занятия в спортивных секциях, или занятия физическими упражнениями самостоятельно.
3 Необходимо сократить время, проводимое перед телевизором, компьютером и за видеоиграми.
4Рекомендуем ежедневное выполнение утренней зарядки, пеших или велосипедных прогулок.
3.3 Заключение
Подводя итоги проекта, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили в начале исследования – достигнута. Гипотеза, которую мы выдвигали, оказалась верна. Систематические занятия физической культурой и спортом помогают учащимся сохранять высокую работоспособность, улучшают самочувствие.
3.4.Перспективы проекта
Материал исследовательского проекта может быть использован на уроках экологии и биологии , а так же на классных часах о здоровом образе жизни.
Используемая литература
1. Блинова Н.Г., «Практикум по психо-физиологической диагностике», г.Москва: гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2000 г., 178 с.
2. Казин Э.М., «Основы индивидуального здоровья человека», г. Москва: гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., 190 с.
3. Кузнецов В.С., «Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры», г. Москва: УЦ «Перспектива», 2012 г., 175 с.
4. Копылов Ю.А., «Физическое воспитание младшего школьника в семье», г. Москва: издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.- 25 с.
5. Лебедева Н.Т., «Школа и здоровье учащихся», г. Минск: издательство «Университет», 1998 г. – 260 с.
6. Макарова О.С., «Игра, спорт, диалог», г. Москва: издательство «Школьная пресса», 2002 г. – 200 с.
7 Буйкова О. М.,Булнаева Г.И.
Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания – Иркутск : ИГМУ, 2017. – 24 с.
8. М.З.Федорова Экология человека Культура здоровья – Вентана –Граф, 2003 – 144с.:ил
9. Н.М. Амосов, И.В. Муравов, «Сердце и физические упражнения» Москва 1985г.
10.В.П.Александрова, И.В.Болгова Культура здоровья человека Практикум с основами экологического проектирования. –М.:ВАКО, 2015.- 144с.,ил
Приложение
Приложение 1.
1 Анкета.
1 Делаете ли вы по утрам зарядку?
2 Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?
3 Сколько приблизительно времени Вы находитесь на свежем воздухе?
4 Бывают ли такие дни, когда Вы не выходите на улицу?
5Сколько раз за осенний и зимний периоды вы болели простудными заболеваниями?
6 У Вас есть какие либо хронические заболевания?
7 Стоите ли Вы на учете в городской поликлинике?
До нагрузки, АД, пульс |
Через 1 минуту АД, пульс |
Через 2 минуты пульс |
Через 3 минуты пульс |
Через 4 минуты пульс |
После нагрузки АД, пульс |
3 Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руфье)
В покое |
Первые 15 мин. |
Последние 15 мин |
4 Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
Пульс до ( за мин) |
Пульс после (мин) |
5 Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)
Пульс до ( за мин) |
Пульс после (мин) |
6 Вес________ 7 рост________ 8 АД_________
Приложение 2
Фото. Проведение антропометрических исследований
Приложение 3
Фото. Подсчет пульса в положении стоя
Фото. Проведение функциональных проб
Фото. Подсчет пульса в покое