Влияние физических упражнений и спорта на развитие и здоровье обучающихся

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние физических упражнений и спорта на развитие и здоровье обучающихся

Малофеев И.А. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Бубнова Е.А. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

    Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном влиянии движения. Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII век) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и  всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования. [ 1 ]

      Научные данные свидетельствуют о том,  что  у  большинства  людей  при соблюдении ими гигиенических правил есть  возможность  жить  до  100  лет 

и более. [ 8 ]

Актуальность.

Данную работу я выбрал потому, что по данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. [ 9 ]

Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности – гиподинамия. [ 8 ]

Гипотеза. Систематические занятия физической культурой и спортом помогают учащимся сохранять высокую работоспособность, улучшают самочувствие.

Цель моей работы:  выявить влияние физических нагрузок на здоровье и развитие подростков на примере обучающихся 9х классов.

Задачи:

1 Изучить литературу и интернет – ресурсы по данной теме.

2 Изучить индивидуальное физическое развитие подростков 9х классов.

3 Провести функциональные пробы.

4 Провести социологический опрос.

5 Обобщить наработанный опыт по теме и сделать выводы.

6 Разработать рекомендации по улучшению физического здоровья.

Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования (работа с научной литературой, изучение и обобщение знаний).

  2. Методы эмпирического исследования (измерение, эксперименты).

  3. Методы математического исследования (сравнение, регистрация ).

Функциональные пробы проводились по методике О.М. Буйковой, Г.И. Булнаевой.

( Иркутский государственный медицинский университет) [ 7 ]

Практическая направленность

Данная работа имеет большое практическое значение, так как формирует у учащихся жизненную позицию на здоровый образ жизни.

Новизна

В работе представлена методика функциональных проб, которые мы ещё не использовали в наших исследованиях.

Структура работы

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников информации. Включает 22 страницы текста, в том числе 12 таблиц и 4 страницы иллюстраций.

Глава1

1.1 Обзор литературы

С.Е. Шивринская «Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка»

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Так, Конфуций, обобщив опыт воспитания и образования Древнего Китая, рассматривал самовоспитание и нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, как непременное условие благополучия. Один из ведущих теоретиков педагогики советского периода П.П. Блонский, разрабатывая план новой народной школы, первым пунктом выделяет следующее положение – «Новая школа создает творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования его».

Ю.И. Савченков «Возрастная физиология»

Возрастная физиология изучает функциональные особенности индивидуального развития организма в течение всей его жизни. На основе данных этой науки разрабатываются методы обучения, воспитания и охраны здоровья детей. В случае несоответствия методов воспитания и обучения возможностям организма на каком-либо этапе развития, рекомендации могут оказаться малоэффективными, вызвать негативное отношение ребенка к учебе и даже спровоцировать различные заболевания.

А. Баранов, В. Кучма «Физическое развитие детей и подростков РФ»

Массовые исследования физического развития детей и подростков в разных регионах страны позволили не только установить сдвиги в физическом развитии, закономерности развития и формирования организма в зависимости от внешних условий, но и разработать возрастно-половые стандарты физического развития. Объединяя статистические данные, полученные по различным населенным пунктам в разные годы, эти выпуски поистине бесценны: они создают «базы данных» различных регионов страны, позволяют разрабатывать региональные стандарты, устанавливать сдвиги в физическом развитии подрастающего поколения во временном и возрастном аспекте, своевременно прогнозировать изменения в росте и развитии детей.

Интернет – ресурсы

Сайт https://www.7ya.ru/article/Fizicheskoe-razvitie-i-zdorove-podrostka/

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью. Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. 

Сайт https://psyera.ru/3009/fizicheskoe-razvitie-podrostkovogo-vozrasta

Подростковый возраст — это период бурного роста и развития организма. Достаточно взглянуть на подростка, чтобы сразу же отметить некоторые его внешние особенности, бросающиеся в глаза даже без специального наблюдения: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Временами подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях,, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и он не замечает ни усталости, ни времени.

Глава 2 Собственные исследования

    1. Социологический опрос

В социологическом опросе участвовало 59 учащихся 9х классов. Опрос был проведен в форме анкетирования.

1 Делаете ли вы по утрам зарядку?

2 Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?

3 Сколько приблизительно времени Вы находитесь на свежем воздухе?

4 Бывают ли такие дни, когда Вы не выходите на улицу?

5Сколько раз за осенний и зимний периоды вы болели простудными заболеваниями?

6 У Вас есть какие либо хронические заболевания?

7 Стоите ли Вы на учете в городской поликлинике?

2.2 Результаты анкетирования

9А класс

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

ученик 1

да

Да, волейбол

3-4

нет

0

нет

нет

ученик 2

да

Да, тренажерный зал, закаляется

3-4

нет

0

нет

нет

ученик 3

нет

нет

До 1 часа

да

3

нет

нет

ученик 4

нет

нет

2-3

нет

2

нет

нет

ученик 5

нет

нет

2-3

нет

1

нет

нет

ученик 6

да

Да, футбол

3-4

нет

0

нет

нет

ученик 7

нет

нет

20-40мин

да

3

нет

нет

ученик 8

да

нет

3-4

нет

1

нет

нет

ученик 9

нет

нет

1,5

нет

2

нет

нет

ученик 10

да

нет

3

нет

0

нет

нет

ученик 11

нет

нет

2

да

6

нет

нет

ученик 12

нет

нет

2

нет

3

нет

нет

ученик 13

да

нет

3-4

нет

1

нет

нет

ученик 14

нет

нет

4

да

1

нет

нет

ученик 15

да

нет

3

да

2

нет

нет

ученик 16

нет

нет

40мин

да

4

нет

нет

ученик 17

да

Да, футбол

2-3

нет

0

нет

нет

ученик 18

нет

нет

2-3

да

3

нет

нет

ученик 19

да

Да, футбол

2

нет

0

нет

нет

ученик 20

да

нет

3-4

да

0

нет

нет

ученик 21

да

Да, футбол

2-4

нет

1

нет

нет

ученик 22

да

Да, футбол

3-4

нет

1

нет

нет

9Б класс

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

ученик 23

нет

нет

1

да

3

нет

нет

ученик 24

нет

да

3-4

да

1

нет

нет

ученик 25

да

да

2

да

1

нет

нет

ученик 26

да

нет

1-2

да

1

нет

нет

ученик 27

да

да

3-5

нет

1

нет

нет

ученик 28

да

нет

2-4

нет

0

нет

нет

ученик 29

да

Да, лыжи

2

нет

0

нет

нет

ученик 30

да

нет

1

да

4

нет

нет

ученик 31

редко

нет

2

да

4

нет

нет

ученик 32

нет

нет

2-3

да

5

нет

нет

ученик 33

да

Да, футбол

3-5

да

1

да

да

ученик 34

нет

нет

2-4

нет

5

да

да

ученик 35

нет

нет

1-3

да

5

нет

нет

ученик 36

нет

Да, тренажерный зал

3

да

1

нет

нет

ученик 37

нет

нет

1

да

4

да

да

ученик 38

иногда

нет

1

да

5

нет

нет

ученик 39

да

Да, футбол

2

нет

1

нет

нет

ученик 40

да

нет

2

да

4

да

да

  1. 9В класс

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

ученик 41

нет

Да, волейбол

3

да

2

нет

нет

ученик 42

нет

нет

1

да

3

нет

нет

ученик 43

да

нет

2

да

2

нет

нет

ученик 44

нет

нет

2-3

нет

3

нет

нет

ученик 45

нет

нет

2

да

4

нет

нет

ученик 46

нет

Да, футбол

3

да

2

нет

нет

ученик 47

нет

Да, футбол

до 9

нет

1

нет

нет

ученик 48

нет

нет

1

да

3

нет

нет

ученик 49

нет

нет

1

нет

4

нет

нет

ученик 50

иногда

нет

4

да

5

Да, зрение

да

ученик 51

нет

нет

6

нет

2

нет

нет

ученик 52

да

нет

4

нет

2

нет

нет

ученик 53

да

нет

2

да

3

нет

нет

ученик 54

нет

Да, футбол

3

нет

1

нет

нет

ученик 55

да

нет

5

да

0

нет

нет

ученик 56

да

Да, футбол

2

да

2

нет

нет

ученик 57

редко

нет

1

да

3

нет

нет

ученик 58

да

нет

1

да

3

нет

нет

ученик 59

иногда

нет

2

да

5

Да,

зрение

да

Результаты анкетирования.

Из 59 уч- ся 28 делают зарядку, 4 иногда , 27 не делают . посещают спортивные секции 19. На свежем воздухе бывают :1час и менее – 12 учащихся, 2-3 часа – 26, 3 и более – 21.

25 из 59 опрошенных – бывают на свежем воздухе не регулярно.

5 вопрос.

За осенне – зимний период не болели совсем – 10, 6 из них занимаются в спортивных секциях. Болели 1 раз 16 чел. Из них посещают секции -10. Болели 2 раза – 9 человек, 3-посещают секции. 3 и более – 24 человека, все они не посещают секции и мало бывают на свежем воздухе.

6 учащихся имеют хронические заболевания и стоят на учете в поликлинике.( все по зрению)

Вывод. Учащиеся которые занимаются спортом реже болеют простудными заболеваниями. Также, реже болеют те, кто делает зарядку и чаще бывают на свежем воздухе.

2.3 Выполнение антропометрических измерений

Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.

Для оценки физического развития используют результаты измерений человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются: рост, (длина), вес (масса) тела и др. Это позволяет дать оценку индивидуального развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.

2.3.1 Методика проведения антропометрических исследований

1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с помощью медицинских (электронных) весов.

2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

3. Артериальное давление измеряется тонометром.

2.3.2 Результаты антропометрических исследований

Таблица. Результат антропометрических измерений

9А класс

Фамилия

Масса тела, кг.

Рост, см.

Давление, мм. арт. ст.

Вывод

ученик 1

90

172

110/90

Повышенная масса тела

ученик 2

63

177

110/90

 

ученик 3

36

150

110/60

 

ученик 4

79

159

140/80

Повышенное

артериальное давление, повышенная масса тела

ученик 5

85

182

120/80

 

ученик 6

82

177

120/70

 

ученик 7

68

168

110/60

 

ученик 8

50

156

100/70

 

ученик 9

83

170

130/80

Повышенное

артериальное давление, повышенная масса тела

ученик 10

60

169

95/60

Низкое артериальное давление

ученик 11

54

166

110/80

 

ученик 12

59

178

110/80

 

ученик 13

55

162

110/80

 

ученик 14

54

169

110/80

 

ученик 15

56

161

100/80

 

ученик 16

65

160

120/70

 

ученик 17

79

180

110/70

 

ученик 18

64

176

110/80

 

ученик 19

54

179

100/60

 

ученик 20

56

185

120/70

 

ученик 21

53

168

100/70

 

ученик 22

68

181

120/70

 

9Б Класс

Фамилия

Масса тела, кг.

Рост, см.

Давление, мм. арт. ст.

Вывод

ученик 23

85

173

120/60

Повышенная масса тела

ученик 24

47

164

100/60

 

ученик 25

69

175

110/70

 

ученик 26

58

173

110/70

 

ученик 27

57

173

110/80

 

ученик 28

45

158

105/70

 

ученик 29

52

155

110/80

 

ученик 30

55

159

115/80

 

ученик 31

70

175

100/70

 

ученик 32

67

186

110/80

 

ученик 33

62

177

110/80

 

ученик 34

82

178

130/80

повышенное давление

ученик 35

39

156

100/70

 

ученик 36

80

170

110/70

 

ученик 37

124

184

130/90

Повышенная масса тела, и повышенное давление

ученик 38

54

161

120/70

 

ученик 39

64

172

120/70

 

ученик 40

60

151

120/80

 
         

9 В класс

Фамилия

Масса тела, кг.

Рост, см.

Давление, мм. арт. ст.

Вывод

ученик 41

70

165

110/90

 

ученик 42

65

167

110/90

 

ученик 43

62

169

110/70

 

ученик 44

67

181

110/70

 

ученик 45

60

180

130/80

повышенное давление

ученик 46

53

167

110/60

 

ученик 47

67

174

100/70

 

ученик 48

47

158

100/80

 

ученик 49

137

184

130/90

Повышенная масса тела, и повышенное давление

ученик 50

71

158

120/80

 

ученик 51

85

173

110/65

 

ученик 52

50

167

110/70

 

ученик 53

52

158

110/80

 

ученик 54

70

174

110/70

 

ученик 55

65

154

100/65

 

ученик 56

62

175

120/70

 

ученик 57

48

167

110/70

 

ученик 58

57

167

120/80

 

ученик 59

36

155

100/70

 
         

Результаты исследования.

У 6 учащихся повышенное давление, у 6 учащихся повышенная масса тела, т.е. развивается ожирение. Все они, за исключением 1 человека, не занимаются спортом , не делают зарядку и очень мало бывают на свежем воздухе.

Вывод. Систематические физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие подростков.

2.4 Функциональные пробы:

2.4.1 Проба с 20 приседаниями Мартине – Кушелевского

После 10-минутного отдыха в положении сидя у обследуемого считают пульс каждые

10 с до 3-х кратного получения одинаковых цифр. Далее измеряют АД и ЧД. Все найденные величины являются исходными. Затем обследуемый делает 20 глубоких приседаний, с выбрасыванием рук вперед, за 30 с (под метроном). После приседаний испытуемый садится; первые 10 с 1-й минуты восстановительного периода, считают пульс, а в оставшиеся 50 с, измеряют АД. Сначала 2-й минуты восстановительного периода по 10-секундным отрезкам определяют пульс до 3-х кратного повторения исходных значений. В заключение пробы измеряют АД.

Результаты исследования

9А класс

Фамилия

До нагрузки, АД,

пульс

Через 1 минуту

АД, пульс

Через 2 минуты

пульс

Через 3 минуты

пульс

Через 4 минуты

пульс

После нагрузки

АД, пульс

ученик 1

110/90, 78

130/90, 94

80

78

76

110/80, 76

ученик 2

110/90, 78

130/90,134

84

90

86

110/90, 80

ученик 3

110/60, 78

120/80, 100

90

84

80

110/70, 84

ученик 4

140/80, 78

150/90, 110

94

90

88

130/80, 80

ученик 5

120/80, 78

130/80, 134

108

74

70

120/80, 76

ученик 6

130/70,70

130/90,100

78

78

68

130/70, 68

ученик 7

110/60, 68

130/80,102

70

74

72

110/60, 72

ученик 8

100/70, 66

120/90, 90

72

70

66

100/70, 66

ученик 9

130/80, 80

140/90, 104

70

76

88

130/80, 80

ученик 10

95/60, 82

105/70,116

80

74

72

100/60, 72

ученик 11

110/80,94

120/90,120

100

106

94

120/80, 94

ученик 12

110/80,72

120/90,110

90

100

92

120/80, 90

ученик 13

110/80,64

130/90,96

92

58

60

110/80, 60

ученик 14

110/80, 78

130/80,110

66

72

72

110/80, 76

ученик 15

100/80, 70

110/90, 78

66

58

62

110/80, 64

ученик 16

120/70,92

140/80, 115

102

100

96

120/70, 94

ученик 17

110/70, 68

110/80, 98

70

72

68

110/70 70

ученик 18

110/80, 72

120/90, 100

86

82

70

110/80, 72

ученик 19

100/60,72

120/70,76

73

68

70

110/60, 70

ученик 20

120/70, 78

120/90, 98

76

66

66

120/70, 66

ученик 21

100/70, 76

110/80,110

66

72

72

100/70, 72

ученик 22

120/70, 72

120/80, 100

70

66

66

120/70, 68

             

9 Б класс

Фамилия

До нагрузки (уд. мин.)

Через 1 минуту

АД, пульс

Через 2 минуты

пульс

Через 3 минуты

пульс

Через 4 минуты

пульс

После нагрузки

АД, пульс

ученик 23

120/60, 84

130/80, 98

80

84

84

130/80, 80

ученик 24

100/60, 80

110/80, 120

80

80

80

100/60, 82

ученик 25

110/70, 76

110/80, 90

68

76

76

110/70, 76

ученик 26

110/70, 78

110/90, 114

82

82

68

110/70, 70

ученик 27

110/80, 80

120/90, 98

90

90

90

110/80, 84

ученик 28

105/70, 76

120/80, 90

78

80

74

105/70, 80

ученик 29

110/80, 62

120/80, 76

74

58

60

110/80, 60

ученик 30

115/80, 80

120/80, 96

84

84

76

120/80, 78

ученик 31

100/70, 60

110/80, 84

80

72

70

100/70, 66

ученик 32

110/80, 70

110/90, 100

72

70

70

110/80, 70

ученик 33

110/80, 84

120/90, 84

90

96

94

120/80, 88

ученик 34

130/80, 70

130/90, 90

79

74

72

130/80, 74

ученик 35

100/70, 84

120/80,106

86

84

84

100/70, 84

ученик 36

110/70, 75

110/80, 90

80

96

80

110/70, 84

ученик 37

130/90, 56

140/90, 90

74

68

68

130/80, 64

ученик 38

120/70, 92

120/80, 106

92

90

90

120/70, 90

ученик 39

120/70, 70

120/80, 98

68

84

74

120/70, 74

ученик 40

120/80, 60

120/90, 80

90

60

64

120/80, 64

9 В класс

Фамилия

До нагрузки (уд. мин.)

Через 1 минуту

АД, пульс

Через 2 минуты

пульс

Через 3 минуты

пульс

Через 4 минуты

пульс

После нагрузки

АД, пульс

ученик 41

110/90, 66

130/90, 72

70

68

58

120/90, 60

ученик 42

110/90, 80

120/90, 100

84

84

62

110/80, 68

ученик 43

110/70, 70

110/90, 102

82

74

62

110/70, 62

ученик 44

110/70, 68

110/80, 70

58

50

50

110/80, 58

ученик 45

130/80, 68

130/90, 78

74

72

70

130/80, 70

ученик 46

110/60, 66

110/80, 80

66

69

72

110/60, 68

ученик 47

100/70, 56

100/70, 80

60

80

78

100/70, 60

ученик 48

100/80, 54

120/90, 60

60

66

54

100/80, 54

ученик 49

130/90, 68

140/90, 82

75

72

70

140/90, 70

ученик 50

120/80, 72

120/90, 80

80

78

76

120/80, 72

ученик 51

110/65, 72

120/80, 84

86

74

68

110/70, 70

ученик 52

110/70, 50

120/80, 58

48

60

58

110/70 52

ученик 53

110/80, 72

120/80, 80

78

70

72

110/80, 72

ученик 54

110/70 80

130/80, 92

92

80

88

110/70 , 80

ученик 55

100/65, 84

120/80, 104

88

80

82

100/65, 80

ученик 56

120/70, 66

120/80, 82

66

66

70

120/80, 68

ученик 57

110/70, 66

110/80, 76

70

60

62

110/70, 66

ученик 58

120/80, 90

130/80, 110

98

98

98

120/80, 92

ученик 59

100/70, 72

120/80, 90

70

72

72

120/80, 70

Результаты исследования.

У всех учащихся нормотонический [ 7 ] тип реакции, однако у 7 учащихся не происходит восстановления артериального давления и пульса за 3 минуты. Все они не занимаются спортом.

2.4.2 Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руфье)

Проба Руфье представляет собой один из тестов, применяемые для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.

После 5-минутного отдыха в положении сидя у обследуемого регистрируется частота пульса за 15 секунд. Затем выполняется 30 приседаний в течение 45 секунд. Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется ЧП за первые и последние 15 секунд первой минуты восстановления. Расчѐт индекса Руфье производится по формуле:

4 х ( Р0+ Р1+Р2) - 200

ИР =-------------------------------

10

где ИР - индекс Руфье

P0 частота пульса в покое,

Р1частота пульса за первые 15 секунд первой минуты восстановления,

Р2 частота пульса за последние 15 секунд первой минуты восстановления.

Для оценки результатов пробы используют следующую шкалу:

1) ИР ≤ 3 работоспособность «отличная»;

2) ИР находится в диапазоне от 4 до 6 «хорошая»;

3) ИР от 7 до 9 «средняя»;

4) ИР от 10 до 14 «удовлетворительная».

5) ИР – 15 и более – «плохая»

2.4.3 Проба с максимальной задержкой дыхания

Характеризует устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генчи). В обоих вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и показатель реакции сердечно — сосудистой системы (ПР).

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)

До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя

и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении

сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем снова

глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот закрыть,

а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время задержки дыхания

регистрируется по секундомеру. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с

и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2).

Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно — сосудистой системы на задержку

дыхания по формуле:

ПР = Частота пульса после пробы

Частота пульса до пробы

Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен

превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие

значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции

сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)

До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно выполнить три относительно глубоких вдоха — выдоха, после чего на выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его пальцами.

У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12 — 13 сек., у взрослых - 25 — 30 с, у спортсменов - 40 — 60 с и больше. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно — сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно — сосудистой системы на недостаток кислорода.

Результаты исследования

9А класс

Фамилия

Проба Штанге

Проба Генче

Проба Руфье

Примечание

ученик 1

1,1

1,1

4,8

 

ученик 2

1,1

1,1

4,2

 

ученик 3

1

1

4,2

 

ученик 4

1,2

1,24

6,8

Средний результат пробы Руфье

ученик 5

1,1

1,1

4,8

 

ученик 6

0,86

0,92

3,8

 

ученик 7

1,24

1,16

6,0

Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы

ученик 8

1,1

1

5,2

 

ученик 9

1,5

1,35

6,4

Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы

ученик 10

1,15

1,05

5,4

 

ученик 11

1

1,05

6,4

Средний результат пробы Руфье

ученик 12

1,27

1,3

7,2

Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы

ученик 13

1,1

1,16

4,0

 

ученик 14

1

1

6,2

Средний результат пробы Руфье

ученик 15

1,08

1,08

5,2

 

ученик 16

1

1,08

7,0

Средний результат пробы Руфье

ученик 17

1

 

3,6

 

ученик 18

0,85

1

7,0

Средний результат пробы Руфье

ученик 19

1,07

1,06

5,8

 

ученик 20

1,06

1,05

5,8

 

ученик 21

1

1

3,4

 

ученик 22

1,02

1

3,6

 

9 Б класс

Фамилия

Проба Штанге

Проба Генче

Проба Руфье

Примечание

ученик 23

1,2

1,2

18,2

Необходимо обратить внимание на состояние сердечно – сосудистой системы

ученик 24

0,86

0,84

5,6

 

ученик 25

1,1

1,06

0,8

 

ученик 26

1,2

1,2

10,2

Высокий индекс Руфье

ученик 27

1,2

1,2

5,5

 

ученик 28

1

1

7,4

Высокий индекс Руфье

ученик 29

0,85

1,1

0,4

 

ученик 30

1,07

1,05

2,4

 

ученик 31

1,2

1

9,3

Высокий индекс Руфье

ученик 32

1

1

4,2

 

ученик 33

0,83

1,05

5,2

 

ученик 34

1,1

0,89

7,4

Высокий индекс Руфье

ученик 35

0,97

0,95

21

Высокий индекс Руфье

ученик 36

1

1

6,2

 

ученик 37

1,08

1,2

6,5

 

ученик 38

1,27

1,04

14

Высокий индекс Руфье

ученик 39

0,91

0,91

4,2

 

ученик 40

0,95

1

10

Высокий индекс Руфье

         

9 В класс

Фамилия

Проба Штанге

Проба Генче

Проба Руффье

Примечание

ученик 41

1

1

2,8

 

ученик 42

1,27

1,3

6,4

 

ученик 43

1,3

1,2

4,2

 

ученик 44

1,1

1,08

14

Высокий индекс Руфье

ученик 45

0,94

0,94

12

Высокий индекс Руфье

ученик 46

0,87

0,97

4,8

 

ученик 47

1,02

1,02

2,6

 

ученик 48

1,3

1,1

8,4

Высокий индекс Руфье

ученик 49

0,87

0,9

16

Высокий индекс Руфье

ученик 50

1,02

1,1

8,2

Высокий индекс Руфье

ученик 51

1,1

1,1

9,4

Высокий индекс Руфье

ученик 52

1

1,1

6,4

 

ученик 53

   

16

Высокий индекс Руфье

ученик 54

0,93

0,93

5,8

 

ученик 55

1,04

1,04

14

Высокий индекс Руфье

ученик 56

0,87

0,94

3,8

 

ученик 57

1,15

1,29

7,2

Высокий индекс Руфье

ученик 58

0,9

0,9

4,8

 

ученик 59

1

1

12

Высокий индекс Руфье

Результаты исследования.

Проба Руфье позволяет оценить с какой скоростью протекает восстановительный процесс после дозированной нагрузки и может использоваться для характеристики уровня развития общей физической работоспособности.(7)

Из 59 учащихся у 26 индекс Руфье имеет «среднюю», «удовлетворительную» и «плохую» оценки. Все эти учащиеся не занимаются спортом.

Проба Штанге и проба Генчи показывают устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). У 4 человек эти пробы неудовлетворительные( коэффициент более1,2)

Глава 3

3.1 Выводы

1. Полученные данные доказывают положительное влияние физических упражнений на здоровье и развитие учащихся.

2 Нами доказано, что ученики, регулярно занимающиеся спортом или физическими упражнениями имеют хорошо развитую дыхательную и сердечно-сосудистую системы, хорошо развитый костно-мышечный аппарат, имеют высокую работоспособность, реже болеют простудными заболеваниями.

3 Длительное нахождение на свежем воздухе так же оказывает положительное воздействие на работу сердечно – сосудистой системы.

4 У учащихся, которые ведут малоподвижный образ жизни плохо развита дыхательная система, сердечно-сосудистая система.

5 Исследования показали, что дыхательная и сердечно - сосудистая системы удовлетворительно реагирует на недостаток кислорода, а при выполнении стандартной физической нагрузки уровень работоспособности средний. Такие показатели в подростковом возрасте говорят о том, что ученикам необходимо обратить внимание на своё физическое развитие и здоровье. Изменить свой образ жизни на активный, начать выполнять утреннюю зарядку и заниматься в спортивных секциях или сменить пассивный на активный отдых.

3.2 Рекомендации

1Выводы, полученные в ходе исследования представить ученикам и родителям, для ознакомления и изучения. Предварительно предупредить, что это только наши исследования, а не медицинские . И волноваться по завышенным показателям пока не стоит. Но обязательно надо обратить на них внимание и обратиться к врачу.

2Обучающимся настоятельно советуем занятия в спортивных секциях, или занятия физическими упражнениями самостоятельно.

3 Необходимо сократить время, проводимое перед телевизором, компьютером и за видеоиграми.

4Рекомендуем ежедневное выполнение утренней зарядки, пеших или велосипедных прогулок.

3.3 Заключение

Подводя итоги проекта, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили в начале исследования – достигнута. Гипотеза, которую мы выдвигали, оказалась верна. Систематические занятия физической культурой и спортом помогают учащимся сохранять высокую работоспособность, улучшают самочувствие.

3.4.Перспективы проекта

Материал исследовательского проекта может быть использован на уроках экологии и биологии , а так же на классных часах о здоровом образе жизни.

Используемая литература

1. Блинова Н.Г., «Практикум по психо-физиологической диагностике», г.Москва: гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2000 г., 178 с.

2. Казин Э.М., «Основы индивидуального здоровья человека», г. Москва: гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., 190 с.

3. Кузнецов В.С., «Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры», г. Москва: УЦ «Перспектива», 2012 г., 175 с.

4. Копылов Ю.А., «Физическое воспитание младшего школьника в семье», г. Москва: издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.- 25 с.

5. Лебедева Н.Т., «Школа и здоровье учащихся», г. Минск: издательство «Университет», 1998 г. – 260 с.

6. Макарова О.С., «Игра, спорт, диалог», г. Москва: издательство «Школьная пресса», 2002 г. – 200 с.

7 Буйкова О. М.,Булнаева Г.И.

Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания – Иркутск : ИГМУ, 2017. – 24 с.

8. М.З.Федорова Экология человека Культура здоровья – Вентана –Граф, 2003 – 144с.:ил

9. Н.М. Амосов, И.В. Муравов, «Сердце и физические упражнения» Москва 1985г.

10.В.П.Александрова, И.В.Болгова Культура здоровья человека Практикум с основами экологического проектирования. –М.:ВАКО, 2015.- 144с.,ил

Приложение

Приложение 1.

1 Анкета.

1 Делаете ли вы по утрам зарядку?

2 Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?

3 Сколько приблизительно времени Вы находитесь на свежем воздухе?

4 Бывают ли такие дни, когда Вы не выходите на улицу?

5Сколько раз за осенний и зимний периоды вы болели простудными заболеваниями?

6 У Вас есть какие либо хронические заболевания?

7 Стоите ли Вы на учете в городской поликлинике?

2 Проба с 20 приседаниями Мартине – Кушелевского

До нагрузки, АД,

пульс

Через 1 минуту

АД, пульс

Через 2 минуты

пульс

Через 3 минуты

пульс

Через 4 минуты

пульс

После нагрузки

АД, пульс

           

3 Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руфье)

В покое

Первые 15 мин.

Последние 15 мин

     

4 Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)

Пульс до ( за мин)

Пульс после (мин)

   

5 Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)

Пульс до ( за мин)

Пульс после (мин)

   

6 Вес________ 7 рост________ 8 АД_________

Приложение 2

Фото. Проведение антропометрических исследований

Приложение 3

Фото. Подсчет пульса в положении стоя

Фото. Проведение функциональных проб

Фото. Подсчет пульса в покое

Просмотров работы: 94