1. Исследовательский этап
1.1. Введение
Бывает такое время, когда в походе, на рыбалке, охоте ночью нужен фонарик. Для хорошей видимости в темное время суток, при приёме пищи в закрытой палатке, чтобы обеспечить свет и видимость, фонарик - незаменимая вещь.
1.2 Актуальность работы. Обоснование темы.
Очень часто бывает ситуация, когда нужен свет, но нет возможности установить систему подсветки и стационарных осветительных приборов. В такой ситуации на выручку придёт переносной светильник. Светодиодный ручной фонарик, который можно сделать с одной или несколькими батарейками, найдет обширное применение в быту. Его можно использовать для работы на садовом участке; осуществлять подсветку чуланов и прочих помещений, где отсутствует подсветка; использовать в гараже при осмотре транспортного средства в смотровой яме.
1.3. Проблема.
Мой старый фонарик сломался и мне надо сделать новый. Какой формы?
1.4. Цели и задачи проекта.
Чтобы решить данную проблему я поставил перед собой следующие цели и задачи:
Цель: Изготовить налобный фонарик.
Задачи:
1.Точно и чётко выполнить технологические операции;
2.Усвоить приобретённые знания;
3.Оценить проделанную работу.
1.5. Банк идей и анализ прототипов
Чтобы определиться с формой фонарика, я рассмотрел 2 варианта:
Вариант№1: круглая форма Вариант№2: квадратная форма
1.6. Звёздочка обдумывания
Для начала, я изложил свои мысли в виде схемы:
Ф онарик
1.7. Информационная справка
Фонарик - это носимый источник света для индивидуального использования. Он представляет собой небольшой объёмный прибор, который может излучать свет в небольшом радиусе.
Фонарики бывают металлическими, стеклянными и пластиковыми, разного цвета и размера. Чаще всего для света используют светодиод. Светодиод - это полупроводниковый прибор, преобразующий электрический ток непосредственно в световое излучение. Выбор мною светодиода обусловлен тем, что лампочка быстро садит батарейку. Светодиод используется как подсветка во многих рекламных вывесках, которые вывешивают на витрины магазинов. Это связано с тем, светодиод отлично светит и расходует минимум энергии. Но у светодиода есть и минусы: он боится больших напряжений, ломается и перестаёт работать. Если, например, его соединить «плюс на минус» и «минус на плюс», то он тоже не будет работать. Работа светодиода на одной батарейки «Кроне» составляет около двух суток. Наконец, светодиод - низковольтный электроприбор, а стало быть, безопасный.
2. Конструкторский этап
2.1. Дизайн-анализ
Мне понравился фонарик с квадратной формой. По его конструкции (сверху кнопка, впереди излучается свет). Я решил попробовать сделать его похожим на такой (вариант 2 квадратный). У меня были все нужные детали, но вместо круглого корпуса я использовал пластиковую коробку квадратной формы. Внутри фонарика будет располагаться аккумулятор от игрушки.
2.2. Сбор информации. Маркетинговое исследование.
В специализированных магазинах налобные фонарики стоят 800 рублей.
2.3. Требования к изделию
Дизайн - спецификация – это конкретный перечень того, каким критериям должно удовлетворять разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.
№ п/п |
Критерии |
Характеристика |
1. |
Изделие |
Налобный фонарик |
2. |
Конечный потребитель |
я |
3. |
Функциональное назначение |
Подсвечивание в темноте |
4. |
Способ изготовления |
сборка |
5. |
Материалы |
Пластиковый короб, 5 светодиодов аккумулятор от игрушки, кнопка контактная, эластичный ремешок, термоклей и паяльник, паяльник, ножик, канифоль . |
6. |
Единичное или массовое производство |
Единичное |
7. |
Требования к качеству |
Фонарик должен хорошо и ярко светить, быть герметичным и иметь ёмкий источник питания (аккумулятор) |
2.4. Предварительный экономический расчёт.
Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время. Все необходимые материалы у меня уже были от прошлых работ. Поэтому предварительная стоимость без учёта работы составила 0 руб.00 коп.
2.5. Предварительная экологическая оценка.
Предполагаю, что моё изделие не нанесёт вреда здоровью, так как планирую использовать экологически чистые материалы.
3.Технологический этап
3.1. Необходимые материалы.
Для меня в данном проекте главное было, чтобы фонарик был долгозарядный, герметичный, отлично светящий.
Пластиковый короб, 5 светодиодов, аккумулятор от игрушки, кнопка контактная, эластичный ремешок, термоклей и паяльник.
Выбор инструмента
Для изготовления фонарика мною выбраны следующие инструменты:
1) паяльник
2) ножик
А также использованы были следующие расходный материал при пайке: канифоль .
3.2 .Техника безопасности
Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в чёткой последовательности технологических операций, при правильном применении материалов. Работы проводились в проветриваемом помещении.
1.Надёжно закрепить установку.
2.Пользоваться инструментами по назначению.
3.Перед использованием обязательно проверить исправность инструмента.
4.Аккуратно зачистить изоляцию
провода с помощью ножа.
5.Аккуратно использовать паяльник, взяв за ручку, обязательно под наблюдением учителя.
6.Присоединить кнопку.
3.3. Технология выполнения
1Разработать схему сборки.
Для начала надо аккумулятор припаять к проводам «плюс и минус». Данную конструкцию припаять к 2 ногам транзистора A и B. Сделать небольшой пластиковый корпус из короба и присоединить туда две контактные кнопки : одну на ногам A и B а вторую к ногам B и C , а затем припаять к ногам A и B светодиод . (Чтобы паяльник работал нужно использовать канифоль).
Канифоль – это колофонская смола — хрупкое, стекловидное, аморфное вещество с характерным раковистым изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета. Входит в состав смол хвойных деревьев. Представляет собой смесь смоляных кислот и их изомеров. Используется при работе с паяльником как припой.
Заклиеть ёмкость клеем и обработать края наждачной бумагой проверить на герметичность. Если всё хорошо и плотно заклеено, герметично и работает - значит, фонарик получился.
Готовое изделие
3.4. Описание окончательного варианта изделия.
Моё изделие получилось аккуратным и практичным.
3.5. Контроль качества.
Сначала я сам проверил свою работу. Затем показал работу Наталии Александровне. Она сказала, что выполнено аккуратно и точно. Изделие при включении работает.
3.6. Окончательный экономический расчёт.
Так как все остальные материалы у меня были от прошлых работ и затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время, то окончательный расчёт составил:
Сп = Мз + Роп, где
Сп - полная себестоимость;
Мз - материальные затраты;
Р - стоимость самой работы.
Сп = 0+500 =500 руб.00 коп
ИТОГО: стоимость фонарика составила 500 руб.00коп.
4. Заключительный этап
4.1. Окончательная экологическая оценка
Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ. Канифоль и олово не оказывают вредного влияния на организм человека. Светодиод – низковольтный электроприбор, а стало быть, безопасный.
4.2 Эстетическая оценка
Изделие получилось в строгом деловом стиле, безопасное.
4.3. Самооценка
Я получил большое удовольствие и заряд энергии от выполненной работы. Изделие выполнено аккуратно. Изделие соответствует предъявляемым требованиям: материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен; отсутствуют изъяны.
В ходе работы над изделием серьезных трудностей не испытывал.
Проект выполнен в полном объёме с творческим подходом.
Я считаю, что моя работа удалась, и мой фонарик прекрасно послужит полезной вещицей в использовании.
4.4. Заключение
Яркость свечения фонарика превзошла все ожидания и по этому показателю сравнима с фонариками промышленного изготовления. В результате изготовлено изделие - фонарик.
Он стал освещать тёмные уголки и может помочь в передвижении по квартире ночью при выключенном свете или в случае отсутствия электроэнергии в сети или при ремонте автомобиля.
4.5. Реклама
Литература
1. Крупская, Ю.В. технология:учебник для учащихся 6 класса (вариант для девочек)/ Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова,.В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. / под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Методическое пособие для учителя. Русские умельцы 5-6 классы. Калининград 2008
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
4. Технология. 5-11 Классы: Проектная деятельность учащихся. Авт.-сост. Л.Н. 6. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников под ред. И.А.Сосовой. Москва. Издательский центр «Вента- Граф» 2004.18