Введение
В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и дополнительно физическими упражнениями существенно влияет на оптимизацию их физического развития и физической подготовленности, содействует укреплению здоровья.
Актуальность работы.
В тренировочном процессе по роуп – скиппингу (скоростной скакалке) ребята нашей гимназии используют различный инвентарь для развития скоростно - силовой способности, а именно: гимнастические скамейки, гимнастические маты, конусы, набивные мячи, скоростные скакалки. Данный инвентарь помогает сделать занятие разнообразным и интересным. Однако, чем выше преодолеваемое препятствие, тем лучше и больше сила и скорость прыжка.
Проблема работы.
Легкоатлетических барьеров для использования высоких, скоростно – силовых прыжков в гимназии нет. А возможно ли нам разработать такой тренажер, который поможет улучшить данные физические способности скипперов (ребят занимающихся скоростной скакалкой)? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в своей работе.
Объект исследования – скипперы 11 лет
Предмет исследования – скоростно – силовая способность скипперов 11 лет.
Цель: разработать плиобокс тумбу для развития скоросно – силовой способности скипперов гимназии.
Задачи:
Изучить научно – методическую литературу по теме проекта.
Провести тестирование скоростно – силовой способности скипперов 11 лет.
Разработать плиометрический бокс (тумбу) для прыжков.
Изучить технику прыжков с использованием плиобокс тумбы.
5. Провести исследование, сделать выводы и рекомендации по работе.
Гипотеза – если скипперы гимназии, ребята занимающиеся скоростной скакалкой, на своих тренировочных занятиях будут использовать плиобокс тумбу, то у них может увеличиться скоростно – силовая способность.
Глава 1 Изучение методической литературы.
Понятие плиометрический бокс, плиометрика, скиппинг.
Плиометричекий бокс (от англ. “plyo box”) снаряд чаще всего имеет форму ящика, изготовленного из фанеры, или металла в виде конуса со скошенной вершиной, напоминающего простой табурет. Тумбы бывают разной высоты от 30 см (для начинающих выполнять упражнения на тумбе) и до 70 см (людей более тренированных).
Плиометрика – это тренировочный метод, предназначенный для развития прыжковых качеств. Также развитие прыжковых качеств необходимо в игровых видах спорта, единоборствах и при занятиях фитнесом [5].
Термин «скиппинг», или «роуп-скиппинг» к нам пришел из английского языка (англ. skipping, rope-skipping) — это упражнение, которое выполняется при помощи прыжков через скакалку. Скипперы – спортсмены, прыгающие через скакалку.
Материал для плиобокс тумбы, виды.
Материал для плиобокс тумбы играет важную роль, наиболее долговечными являются металлические каркасы. Фанерные конструкции со временем приходят в непригодность из-за постоянных ударов.
Металлические – представляют собой прочную устойчивую металлическую конструкцию с расширением к низу профилей, выдерживающих высокие нагрузки. Обладает наибольшим сроком годности. Обычно, в комплекте идут тумбы различной высоты.
Фанерные – достаточно прочные конструкции в виде боксов, но с ограниченным сроком службы. Это самые распространенные модели в кроссфите, и стоят они дешевле металлических. Имеют различные размеры.
Мягкие – блоки изготовлены из фанеры или ПВХ, покрытых специальной износостойкой пеной, снижающей нагрузку на суставы. Подходят и для тренировок в период реабилитации.
Развитие скоростно – силовой способности через плиобокс тумбу, техника прыжков.
Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет [7].
Упражнения в развитии скоростно - силовых способностей можно использовать: прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения. Эти упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу». Данные упражнения можно давать учащимся среднего возраста, как в подготовительной, так и в основной части урока.
Техника выполнения упражнения [6]. Исходное положение – ноги чуть шире плеч, расстояние до тумбы около полуметра. Отведите руки назад для замаха, согните ноги в коленях и резким движением запрыгните на тумбу. Руки при этом движутся вперед-вверх. Перед прыжком – вдох, во время прыжка – резкий выдох. На тумбе необходимо задержаться на одну-две секунды, полностью разогнуть тазобедренный сустав и убедиться, что вы не заваливаетесь назад. После этого осторожно (спиной вперед) спрыгните назад и повторите движение необходимое количество раз, согласно плану тренировки.Во время прыжка необходимо напрячь брюшной пресс, а спину постараться не округлять. Смотрим вверх-вперед. Колени – ровно, нельзя их направлять ни наружу, ни внутрь. Во время приземления не задерживайтесь ни на носках, ни на пятках, как можно быстрее вставайте на полную ступню.
Такое упражнение как «запрыгивание на тумбу» нельзя применять бессистемно. Рекомендуется делать его после разминки, но перед тренировкой с отягощениями. Если же его использовать в качестве основного, то велик риск получить травму. Чрезмерная усталость в мышцах может не позволить правильно приземлиться, что может привести к повреждению голени или ахиллова сухожилия.
Начинающие спортсмены в первую очередь должны подготовить свой организм к прыжкам. Нельзя сразу переходить к запрыгиванию на тумбу, какое-то время (в зависимости от текущего уровня тренированности – от двух недель до нескольких месяцев) нужно просто включать в тренировку обычные прыжки, например, на скакалке. При переходе на запрыгивания, высота тумбы должна быть в первое время невысокой (для начинающих спортсменов 30 см).
Внимание! Если во время отталкивания или приземления вы почувствуете боль, то упражнение следует немедленно прекратить!
Выводы по теоретической части работы.
Из методической литературы мы узнали, что такое плиометрика, плиометрический бокс, скиппинг. Отметили для себя, что скоростно – силовая способность школьника лучше развивается в 9-13 лет. Изучили технику запрыгивания и спрыгивания с тумбы.
Глава 2 Экспериментальная часть работы.
2.1. Разработка плиометрического бокса, тумбы для прыжков.
Для изготовления двух плиобоксов нам понадобился один лист фанеры 8 мм, шурупы (30 штук), бруски для стяжки внутренней части конструкции 3х3 см. К работе с фанерой мы привлекли взрослых (родителей), которые помогли нам распилить ее на детали. Бюджет проекта составил 2500 рублей, однако это значительно меньше, чем покупать данный продукт в магазинах (смотрим Приложение № 1).
2.2. Проведение исследования с использованием плиометрического бокса.
Для того, чтобы определить на каком уровне скоростно – силовая подготовка скипперов 11 лет, мы проанализировали результаты ребят выполненные в сентябре текущего года по тест – упражнению «Прыжок в длину с места». Из 25 человек высокий уровень показали 6 человек (24%), средний уровень показали 9 человек (36%) и низкий уровень 10 человек (40%), смотрим Приложение № 2 и № 4.
Затем провели еще одно тестирование «прыжок вверх без взмаха и со взмахом рук», который тоже поможет нам оценить скоростно - силовую способность ребят. Результаты получились следующие: средний результат без взмаха рук равен – 176 см, а со взмахом рук – 184см.
Изучив технику запрыгивания и спрыгивания с плиобокса, одновременно развивающие силу и быстроту из учебника «Физическая культура 5-7 классы»[7], под редакцией М.Я. Виленского. Данные упражнения выполнялись всеми скипперами во время дополнительных занятий с использованием техники безопасности, которую мы отразили в своей памятке [3]. Упражнения на плиобоксе выполняли только ребята с низким показателем скоростно – силовой способности на протяжении двух месяцев (сентябрь – октябрь). В нашем случае таких было 10 человек.
В начале ноября ребята приняли участие в повторную оценку скоростно – силовой способности с помощью тест – упражнения «прыжок в длину с места» и ««прыжок вверх без взмаха и со взмахом рук».
По первому тестированию из 25 человек высокий уровень показали 6 человек (24%), средний уровень показали 7 человек (28%) и низкий уровень 8 человек (32%). По второму тестированию результаты получились следующие: средний результат без взмаха рук равен – 178 см, а со взмахом рук – 192см [5].
2.3. Выводы по практической части работы.
Развить скоростно – силовую способность можно с помощью физических упражнений. Использование спортивного инвентаря в значительной степени расширяет возможности тренировочного процесса, делает его интересным и увлекательным.
Выводы по работе. Использование плиобокс – тумбы разной высоты ориентированно на развитие скоростно-силовых качеств спортсмена, силы различных групп мышц. Тумбы разной высоты для запрыгивания позволяют заниматься спортсменам различного уровня тренированности и дают возможность менять высоту прыжка на одной тренировке.
Помимо запрыгиваний тумба предназначена для выполнения и других упражнений. С ее помощью можно выполнять отжимания, упражнения на растяжку и многое другое.
Наша гипотеза подтвердилась. Занимайтесь спортом, будьте здоровы!
Заключение.
Тумбы предназначены не только для запрыгиваний. Если у вас есть ограничения для прыжков, используйте платформу в качестве возвышенности для зашагиваний, отжиманий, да и в целях замены скамьи для выполнения всевозможных силовых упражнений.
Библиография
1. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.
2. Багандова Т.А. Роль скипинга в физическом воспитании учащихся / Т.А. Багданова. – Режим доступа: http://www.eduhmao.ru / info/1/3785/83745/ru/.
3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
4. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика/ Ю.В. Менхин. – М.: Спортакадемпресс, 2003. – 155 с.
5.Плиобокс тумба, понятие https://bodybuilding-and-fitness.ru/sport-inventar/tumba-dlya-krossfita.html#i
6.Техника запрыгивания на плиобокс тумбу https://ironking.ru/articles/funktsionalnyy-trening/tumba-dlya-zaprygivaniya-v-funktsio/
7. Физическая культура 5-6-7 класс, автор М.Я. Виленский, И.М. Туревский и другие, издательство «Просвещение», 2020 год
8.Физическая культура 8-9 класс, автор В.И. Лях и другие, издательство «Просвещение», 2020 год
9.Физическое воспитание, под редакцией кандидата педагогических наук А.А. Михеева, 1989 год
10.Физиология физического воспитания и спорта, авторы В.М. Смирнов, В.И. Дубровский, издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 год
Приложение №1 Разработка плиобокс тумбы для прыжков
Фото № 1 Фото № 2
Фото № 3 Фото № 4
Фото № 5 Фото № 6
Приложение № 2 Фотоотчет экспериментальной части работы
Фото №1 Фото № 2
(обучение техники запрыгивания/спрыгивания) (техника приземления)
Фото № 3 Фото № 4
(контроль прыжка в длину) (работа на тумбе)
Фото № 5 Фото № 6
(испытание плиобокс тумбы) (испытание плиобокс тумбы)
Приложение №3 Памятка по использованию плиобокс тумбы при занятиях физическими упражнениями
Исходное положение – ноги чуть шире плеч, расстояние до тумбы около полуметра. Отведите руки назад для замаха, согните ноги в коленях и резким движением запрыгните на тумбу. Руки при этом движутся вперед-вверх. Перед прыжком – вдох, во время прыжка – резкий выдох. На тумбе необходимо задержаться на одну-две секунды, полностью разогнуть тазобедренный сустав и убедиться, что вы не заваливаетесь назад. После этого осторожно (спиной вперед) спрыгните назад и повторите движение необходимое количество раз, согласно плану тренировки.
Во время прыжка необходимо напрячь брюшной пресс, а спину постараться не округлять. Смотрим вверх-вперед. Колени – ровно, нельзя их направлять ни наружу, ни внутрь. Во время приземления не задерживайтесь ни на носках, ни на пятках, как можно быстрее вставайте на полную ступню.
Такое упражнение как «запрыгивание на тумбу» нельзя применять бессистемно. Рекомендуется делать его после разминки, но перед тренировкой с отягощениями. Если же его использовать в качестве основного, то велик риск получить травму. Чрезмерная усталость в мышцах может не позволить правильно приземлиться, что может привести к повреждению голени или ахиллова сухожилия.
Начинающие спортсмены в первую очередь должны подготовить свой организм к прыжкам. Нельзя сразу переходить к запрыгиванию на тумбу, какое-то время (в зависимости от текущего уровня тренированности – от двух недель до нескольких месяцев) нужно просто включать в тренировку обычные прыжки, например, на скакалке. При переходе на запрыгивания, высота тумбы должна быть в первое время невысокой.
Внимание! Если во время отталкивания или приземления вы почувствуете боль, то упражнение следует немедленно прекратить!
Приложение № 4 Таблица результатов экспериментальной части работы
Имя испытуемого |
Результаты в начале эксперимента (сентябрь 2023 г) |
Результаты после эксперимента (октябрь 2023 г) |
||||||
Прыжок в длину с места |
Прыжок без взмаха рук |
Прыжок со вхмахом рук |
Уровень физической подготовки |
Прыжок в длину с места |
Прыжок без взмаха рук |
Прыжок со вхмахом рук |
Уровень физической подготовки |
|
Елизавета |
120 |
169 |
171 |
низ |
1 25 |
169 |
171 |
н из |
Матвей |
136 |
170 |
179 |
низ |
138 |
170 |
179 |
низ |
Артём |
163 |
166 |
177 |
сред |
169 |
166 |
177 |
сред |
Леонид |
176 |
180 |
187 |
выс |
179 |
180 |
187 |
выс |
Наталья |
165 |
168 |
179 |
выс |
168 |
168 |
179 |
выс |
Полина |
140 |
158 |
169 |
низ |
1 40 |
158 |
169 |
низ |
Андрей |
157 |
166 |
177 |
сред |
161 |
166 |
177 |
сред |
Полина |
145 |
157 |
165 |
низ |
145 |
157 |
165 |
низ |
София |
157 |
166 |
177 |
сред |
157 |
166 |
177 |
сред |
Ася |
160 |
166 |
177 |
сред |
161 |
166 |
177 |
сред |
Роберт |
184 |
190 |
195 |
выс |
184 |
190 |
195 |
выс |
Ульяна |
161 |
170 |
177 |
сред |
163 |
170 |
177 |
сред |
Елена |
160 |
170 |
177 |
сред |
166 |
170 |
177 |
сред |
Варвара |
150 |
165 |
174 |
низ |
155 |
165 |
174 |
сред |
Дмитрий |
168 |
170 |
177 |
сред |
168 |
170 |
177 |
сред |
Артём |
178 |
181 |
185 |
выс |
178 |
181 |
185 |
выс |
Екатерина |
163 |
170 |
176 |
сред |
163 |
174 |
181 |
сред |
Елизавета |
127 |
140 |
157 |
низ |
133 |
143 |
159 |
низ |
Алиса |
143 |
151 |
164 |
низ |
143 |
153 |
167 |
низ |
Мария |
151 |
167 |
173 |
низ |
154 |
169 |
178 |
низ |
Виктория |
170 |
184 |
195 |
выс |
174 |
184 |
195 |
выс |
Татьяна |
157 |
167 |
173 |
сред |
159 |
167 |
173 |
сред |
Артём |
153 |
158 |
168 |
низ |
153 |
159 |
169 |
низ |
Диана |
150 |
169 |
179 |
низ |
155 |
170 |
180 |
сред |
Елена |
156 |
166 |
178 |
выс |
156 |
166 |
178 |
выс |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Высокий уровень 6 чел/24% Средний уровень 9 чел/36% Низкий уровень 10 чел./40% - будет ЭКСПЕРИМ.ГРУППА Без взмаха «Средний результат» 176 см Со взмахом рук «Средний результат» 184 |
Высокий уровень 6 чел/24% Средний уровень 9 чел/36% Низкий уровень 10 чел./40% Без взмаха «Средний результат» 178 см Со взмахом рук «Средний результат» 192 |
Приложение № 5 Таблица для оценки тестовых упражнений
(учебник «Физическая культура 5-6-7 класс», автор М.Я. Виленский, И.М. Туревский и другие, издательство «Просвещение», 2020 год)