ВВЕДЕНИЕ
Не хочу я быть одной из многих,
Я хочу из многих быть одна.
Занятие бисероплетением позволяет детям самовыражаться и стремиться к индивидуальности. Немаловажным является развитие усидчивости и внимательности, привычка доводить дело до конца.
Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком. Современном мире изделия, выполненные своими руками, очень ценятся.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, освоив технику бисероплетения, можно создавать своими руками оригинальные предметы интерьера, украшения, подарки ручной работы.
Цель работы:
Научится изготавливать бисер своими руками и изготовить из него изделие;
Обосновать влияние бисероплетения на развитие творческих способностей и развитие мелкой моторики рук.
План:
Изучить способ изготовления бисера;
Изучить историю происхождения бисера;
Изучить, где применяется бисер;
Изготовить бисер своими руками и изготовить из него изделие;
Провести исследование влияния бисероплетения на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта. Провести мастер-класс, рассказав о своем увлечении и изготовить украшение своими руками в технике бисероплетения.
О БИСЕРЕ: КАК ЕГО ДЕЛАЮТ?
Б исер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, что бисер делают из драгоценных камней, но такой бисер, как и бисер из металла, очень тяжёлый, и по этой причине востребован минимально.
В настоящее время бисер промышленно изготавливают во многих странах, но лидируют в этом вопросе Чехия и Япония. Очень преуспел в изготовлении бисера Китай. В нашей стране бисер производят, в основном, не очень крупные мастерские, и производство бисера в России нельзя назвать массовым.
Технологию производства бисера нельзя назвать простой – это довольно трудоёмкий и длительный процесс. В основном, бисер делают из стекла, вернее, из тонких стеклянных трубочек. Сперва стекло плавится в специальной печи при температуре около 15500 С. Для получения соответствующей температуры нужно большое количество горючего газа или электроэнергии.
До помещения в печь в стекло добавляют специальные красящие добавки, чтобы придать будущему бисеру определённый цвет. Расплавившуюся массу стекла пропускают через специальную матрицу с мелкими отверстиями. Пока смесь спускается вниз, она постепенно охлаждается и растягивается своеобразным механизмом, воздействие сжатого воздуха оставляет в стеклянных трубочках отверстия нужного диаметра. Когда трубочки полностью остынут, они подвергаются рубке на мелкие частицы. Этот метод называется методом вытягивания. Следующие этапы – помывка, сушка и полировка.
Процесс изготовления бисера, применяемого мастерицами ещё много столетий назад, постоянно обновляется и усовершенствуется.
2. ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Зарождение искусства бисероплетения начинается и активно развивается еще в древние времена. Изначально для рукоделия использовались различные камни, кости, зубы, клыки животных. В них просверливали небольшие отверстия и нанизывали на веревки или жгутики из растений.
2.1 Первые материалы для бисероплетения. Постепенно развиваясь, на смену природным материалам приходят глиняные бусины. Гончары научились их правильно обжигать, создавая отличный материал для плетения. Чтобы сделать их более привлекательными, мастера дополнительно окрашивали их в яркие цвета.
Когда люди научились работать с металлами, этот материал также стал использоваться для создания бисероподобных украшений. Металлические изделия служили для подчеркивания своей власти и богатства.
2.2 Появление настоящего бисероплетения. Настоящее бисероплетение зародилось на территории Древнего Египта. Именно эту страну называют родиной мастерства. Искусство начало активно развиваться сразу после изобретения стекла. Из него египтяне стали делать бусины для своих изделий., его использовали для украшения одежды правителей. Позднее бусинами стали отделывать платья и рубашки обычных горожан. Из бусин стали плести настоящие украшения в виде брошей, цепочек и кулонов. В Египте мастера переплетали стеклянный бисер с драгоценными камнями и бусинами из золота и серебра.
Из-за постоянной торговли с прилегающими странами мастерство перешло сначала в Сирию, после чего распространилось по Древнему Риму и дальше по всему миру.
Последние два столетия изделия из бусин не теряют своей актуальности. Сегодня бисер используется для обшивания одежды, декорирования сумок, кошельков, свадебного декора. Ремесленники активно продают свои поделки на просторах интернета.
3. ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ БИСЕРА?
Бисер — один из самых красивых, удобных и универсальных материалов для изготовления изделий. Из маленьких бусинок изготавливают игрушки, фигурки маленьких животных, брелоки, из них вышивают картины, иконы, создают украшения, украшают одежду, изготавливают модные аксессуары, предметы декора и интерьера. Кроме того, бисероплетение — просто полезное занятие: у детей оно развивает мелкую моторику, тренирует усидчивость, взрослым помогает избавиться от стресса.
Вы теперь знаете, для чего нужен бисер. Но этих знаний недостаточно, чтобы сесть и создать из этого материала творческий шедевр.
Мы рекомендуем потратить немного времени на изучение основных техник работы с бисером. Чтобы процесс приносил удовольствие, а результат удовлетворение, нужно знать множество нюансов: инструменты для работы, какие есть виды плетения, как можно использовать остатки бисера.
3.1 Что нужно для вышивки бисером?
Сам бисер, определите, бусинки какого размера и цвета вам нужны.
Нить, леска, проволока. Не важно, о чем идет речь, о бисероплетении или вышивке, потребуется соединительный элемент. Леску мастерицы рекомендуют подбирать в тон будущего изделия. Если нужно создать изделие с жестким каркасом, вам понадобится проволока.
Вспомогательные инструменты и расходные материалы. В эту группу можно включить ножницы — для обрезания нити, круглогубцы и плоскогубцы для сгибания проволоки, игла для собирания бисера
3.2 Виды плетения. Существует много видов плетения из бисера. Перечислим основные:
Мозаичное. Используется при изготовлении жгутов и браслетов, цепочек и серёжек, звезд и бабочек, а также при вышивке картин.
Кирпичное. Отличный вариант для создания брелоков, плоских украшений и игрушек. Внешне кирпичное плетение напоминает мозаичное, но оно более плотное.
Круговое. Применяется для изготовления цветов. Круговую технику плетения еще называют французской. Выполняется с проволокой.
Параллельное. Используется при плетении цепочек, объемных игрушек, бабочек и цветов. Это простая техника, которая из материалов требует только бисер и проволоку, отлично подходит для начинающих мастериц.
3.3 Что сделать из бисера для начинающих. Вы решили попробовать свои силы в бисероплетении? Это отличное решение. Чтобы процесс доставил вам максимум удовольствия, рекомендуем следовать некоторым советам.Один из вопросов, который больше всего волнует начинающих мастериц — что можно сделать из бисера для начинающих. Для этого лучше воспользоваться уже готовыми схемами из интернета и изготовить, например: браслет, дерево из бисера, розу, цепочка из бисера, брелок из бисера, сердце, браслет с текстом, поделки из бисера на Новый год, поделки из бисера на Пасху, картины из бисера либо украшение одежды бисером. Не гонитесь за безупречным результатом и высоким уровнем сложности — выбирайте на первых этапах простые изделия, которые сможете сделать красиво, ровно. Вы уже нашли, что сделать из бисера? Теперь можно делать следующий шаг — определите для себя желаемый внешний вид, форму, цвет, размеры будущего изделия. Для первых опытов лучше использовать бисер крупного размера.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ БИСЕРА СВОИМИ РУКАМИ
Изготовление бисера достаточно сложный процесс, который требует знания высоких технологий в области работы со стеклом. Известные производители бисера используют в этом деле новейшее оборудование по последнему слову техники. В домашних условиях изготовить его очень опасно и практически невозможно. Но мы попытались это сделать не традиционным способом, проявив смекалку и творческий подход.
Для этого нам понадобятся:
Ватные палочки,
Зубочистки,
Разноцветные гель лаки для маникюра,
Глянцевое и матовое финишное покрытие для гель лаков,
Ультрафиолетовая лампа для маникюра,
Ножницы,
Канцелярский нож.
Первым делом отрезаем от ватных палочек с двух сторон края с ватой. Получаются трубочки круглой формы, с отверстиями внутри.
Получившиеся трубочки нанизываем на зубочистки для того, чтобы удобно было покрывать цветом и сушить заготовки.
Определяемся с цветом украшений, которым будут покрыты бусины.
Приступаем к окрашиванию заготовок.
Окрашенные заготовки просушиваем в ультрафиолетовой лампе 60 секунд. Затем окрашиваем заготовки вторым слоем того же цвета, снова просушиваем в лампе 60 секунд.
Окрашенные в два слоя заготовки покрываем глянцевым, либо матовым финишным покрытием для того, чтобы закрепить цвет и снять липкость цветного покрытия. И снова просушиваем в ультрафиолетовой лампе 60 секунд с разных сторон, проворачивая изделия по кругу.
Далее отделяем зубочистки от цветных палочек и мелко нарезаем канцелярским ножом, отступая примерно 5мм от края. В итоге у нас получились разноцветные бисеринки.
Из бисера, изготовленного своими руками, мы попытались сплести украшения, получились очень красивые колечки и браслеты.
Из такого бисера можно изготовить любое украшение: броши, серьги, предметы интерьера. Плести из таких бисерин удобно, так как они правильной круглой формы и имеют отверстие для продевания нитки, лески, либо проволоки.
5. ПОЛЬЗА БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Усидчивость. Думаю, родители замечали, что ребенок, увлеченный бисероплетением становится более усидчивым. Это касается даже больших непосед. Потому что невозможно сплести из бисера что-то дельное, не приложив к этому процесс долю терпения.
Внимательность, сосредоточенность. Без этих важных качеств допускается масса ошибок, что влияет на качество конечного изделия.
Пространственное и образное мышление. В процессе работы над определёнными изделиями ребенку приходится представлять в уме образ изделия, который должен у него получиться в результате его стараний.
Масштаб и размерность вещей. Всё имеет свой размер. Если не соблюдать соразмерность частей, то может получиться нечто непонятное.
Математический счёт. Без правильного счёта весьма сложно добиться хорошего результата.
Чувство красоты. Маленький человек начинает замечать красоту окружающего его мира, присматривается к деталям, чтобы потом отобразить их в своих бисерных работах.
Воображение и фантазия. Без сомнения, бисероплетение способствует развитию этих качеств, как и рисование, ведь чтобы сделать что-то особенное — нужно его придумать!
Изобретательность. В любой работе может пойти что-то не по плану. Что и чем можно заменить или как не стандартно поступить в той или иной ситуации.
Коммуникативность. Умение правильно донести до собеседника свои мысли, идеи, переживания, так чтобы они стали достаточно понятны другому человеку.
Коммуникабельность. Умение общаться очень важно для нас. Ребенок учится взаимодействовать в коллективе. Ведь всегда здорово заниматься чем-то в кругу единомышленников, с кем можно поделиться радостью своих достижений.
4.1 Увлекательное бисероплетение (мастер-класс по бисероплетению для учащихся). 25 сентября 2023г в МАОУ «ОЦ №2» в классе 2-7 провели мастер-класс по бисероплетению, в котором приняли участие 5 девочек. Занятие было посвящено знакомству участников с бисером и изготовление украшения ручной работы в технике бисороплетение.
Я рассказала историю возникновения бисера и показала ребятам, как при помощи маленьких разноцветных шариков и лески можно сделать настоящее украшение своими руками – колечко. Для этого нам понадобился набор из бисера разных цветов, леска, ножницы, линейка.
Первым делом участники выбрали цвет бисера, на свой вкус.
Далее учились отмерять леску нужной длины, используя линейку.
Затем изучали схему плетения (Приложение 1).
Приступив к плетению, участники не знали каков будет результат, но приложив фантазию, внимательность и кропотливость, испытали гордость от результатов своей работы.
Результатом проведенного мастер-класса стали индивидуальные работы по изготовлению из бисера украшения своими руками – кольца.
Из проведенного мастер-класса можно увидеть, как у участников заметно улучшилось настроение, глядя на результат своей работы.
4.2 Капля науки в «бочку пользы». «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев» — сказал великий советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский.
Учеными разных стран доказано и подтверждено практикой, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, ведь все мы хотим, чтобы наши дети были самыми умными, талантливыми и способными!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив данную работу, я узнала, как изготавливают бисер и как его можно изготовить своими руками в домашних условиях, историю его происхождения, что может получится из бисера и новые схемы плетения.
Теперь я могу не покупать бисер, а изготовить его своими руками и изготовить из него любое украшение.
Данная работа позволила мне задуматься об изготовлении ювелирных украшений со сложной необычной геометрией или даже о создании нового вида материала для ювелирных украшений.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
Бисероплетение. Флора и фауна: Практическое пособие/ Состав. Ю.В.Гадаева. – СПб.: КОРОНА принт, 2001
Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2003
Глёкер Штефани Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. – Арт-родник, 2008
Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003
Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
Морас Ингрид Зоопарк из бисера – Арт-родник, 2008
Чудесные мгновения. Бисер/№10 - 2008
Чудесные мгновения. Бисер/№7 – 2008
Якимовская Л.В., Свиридова А.А. Уроки бисероплетения. – СПБ.: КОРОНА принт, 1998
http://biseropletenie.com/ - Бисероплетение com – портал о вышивающих бисером людях
http://hobby-live.ru/Content/handmade/biser/istoriya_bisera.html - электронный журнал «Hobby-live»
http://acus.msk.ru/
www.native-american-market.com
Приложение 1
Схема плетения «Крестик»