Мультипликация. Связь поколений.

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультипликация. Связь поколений.

Лавринович А.А. 1
1ГБОУ "Школа 1569 "Созвездие"
Авдеева Н.И. 1
1Москва, Шипиловская улица, дом 55, корпус 2
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мультфильмы любят смотреть все – и дети, и взрослые. Я тоже их люблю смотреть. Мультфильм – это один из самых простых и приятных способов изучения и познания окружающего мира детьми. Это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые: они радуются, грустят, действуют – это волшебство.

Все мы родом из детства. Взрослые выросли на советских мультфильмах, они до сих пор пересматривают их с большим удовольствием и рекомендуют своим детям. Мы тоже не можем представить свое детство без «Винни Пуха» и Чебурашки, «Ну, погоди», «Простоквашино», «Бременских музыкантов», кота Леопольда, Карлсона и многих, многих других персонажей из детства родителей.

В советских мультфильмах дети учились быть добрыми, внимательными, заботливыми, отрицательные герои и их поступки осуждались. Мультфильмы учили и учат нас мудрости, храбрости, смелости.

Количество просмотренных мною мультфильмов уже и не сосчитать, и казалось, что я много про них знаю. Но этим летом мне захотелось узнать о мультфильмах больше: что же такое мультфильм? Как он создается? Как оживают персонажи? Можно ли сделать самостоятельно полезный и, главное, поучительный мультфильм?

Актуальность выбранной темы.

Сегодня нет такого человека среди взрослых и детей, кто бы не любил или не смотрел мультфильмы. 

Эту тему для проекта мы выбрали ещё и потому, что советские мультфильмы не утратили актуальность и с одинаковым удовольствием их смотрят люди разных возрастов. Взрослые вспоминают мультфильмы детства и предлагают их посмотреть и своим детям. А современная мультипликация удивляет открывшимися новыми используемыми возможностями в графике, в технологиях и еще больше поражает воображение.

Анимационные фильмы очень востребованы и всё больше используются не только для приятного времяпрепровождения, но и в познавательных и поучительных целях в детских садах, школах и, на мой взгляд, содержат в себе огромный потенциал в развитии всестороннего интереса у детей. Подача учебной информации в виде мультфильма воспринимается как элемент игры, а значит и запоминается проще и эффективнее.

Несмотря на обманчивую «детскость», анимация стала незаметной частью нашего окружения.

Объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования — это мультипликация.

Предмет исследования - история возникновения мультипликации, способы и процесс создания простейшего мультипликационного фильма.

Цель работы.

Создать поучительный и полезный мультфильм в домашних условиях.

Напомнить об увлекательных патриотических мультипликационных фильмах. О мультфильмах, с помощью которых можно легко узнать и запомнить о великих исторических событиях.

Возродить интерес к интересным советским мультфильмам.

Задачи проекта.

- Познакомиться с историей и выяснить какие виды мультфильмов существуют.

- Исследовать технологию создания мультфильмов.

- Посетить студию «Союзмультфильм».

- Создать свой мультипликационный фильм, отражающий историю акции-памяти «Бессмертный полк».

Гипотезы.

  1. Допустим, что можно подготовить (сфотографировать) кадры для мультфильма с помощью ТОЛЬКО фотоаппарата и БЕЗ помощи специальных компьютерных программ и приложений.

  2. Может быть, какие-либо не традиционные материалы подойдут для изготовления мультипликационных персонажей?

  3. Предполагаю, что, на сегодняшний день, российские исторические и патриотические мультфильмы не так популярны, как мультфильмы развлекательного характера. И из моих сверстников мало кто их смотрел.

  4. Возможно, большинство детей чаще смотрят зарубежную мультипликацию.

Методы исследования:

- теоретический – изучение литературных источников;

- анкетирование;

- практический – экскурсия; сьёмка и монтаж мультфильма;

- анализ информации.

Основная часть.

Теоретическая часть.

История мультипликации.

Об истории анимации мне подробно рассказали на экскурсии на студии «Союзмультфильм». О ней можно рассказывать несколько часов и написать отдельную работу так как, необыкновенен, удивителен и увлекателен мир мультипликации.

На протяжении всего своего существования человек пытался запечатлеть движение в своем искусстве. На древних наскальных рисунках некоторые животные и люди были изображены с большим количеством ног, чем это задумано природой. Учёные предположили, что таким образом древние люди пытались передать движение. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В древней Греции и Египте, еще за 2000 лет до нашей эры, люди также пытались передать движение с помощью рисунков. На вазах по всей окружности рисовали одинаковые фигурки человека, но с каждой картинкой что-то изменялось – поза, рука или нога. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

В разных частях света люди придумывали новые способы для того, чтобы показать движение. К Х-ХI векам относятся первые упоминания о китайском театре теней - типе зрелища, визуально близком будущему анимационному фильму. Сценой служила белая ткань, натянутая на деревянную раму, а за ней актёры разыгрывали представление с помощью бумажных кукол, люди видели ожившие тени.

В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные стёкла с рисунками. Такие аппараты называли «волшебным фонарем». С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

В 1832 году бельгийский физик Жозеф Плато создал прибор «фенакистископ», что в переводе означает «обманщик зрения». Это был диск, который крутился на ручке. По краю диска был нарисован один и тот же персонаж на различных этапах движения. Диск раскручивали, зритель смотрел в специальное отверстие и видел, как рисунок оживает. Картинки быстро мелькали и человеческий мозг воспринимал увиденное как непрерывное движение. Именно на этом и стоится всё искусство мультипликации. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

История анимации в общепринятом понимании начинается в конце XIX века, а именно 30 августа 1877 года во Франции инженер-самоучка Эмиль Рейно создал уникальный аппарат «праксиноскоп» - оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков.

Днём рождения мультипликации считается 30 августа 1877 года, когда во Франции было запатентовано изобретение инженера-самоучки Эмиля Рейно под названием «праксиноскоп». Он нарисовал ленту из 500 рисунков под названием «Вокруг кабинки», в которой люди переодеваются, купаются в море, ныряют с трамплина. Эта короткая история и считается первым настоящим мультфильмом. С помощью этого аппарата Эмиль Рейно создавал и демонстрировал короткие мультфильмы. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Заслуги Рейно перед анимацией трудно переоценить, но его нельзя назвать создателем первого в истории мультфильма, так как в производстве его фильмов не использовалась киноплёнка.

28 октября 1892 года, в честь первого показа «светящихся пантомим» Эмиля Рейно широкой публике, начиная с 2002 года, отмечается как Международный день анимации.

Еще одним заметным событием и прорывом стал мультфильм, который в 1908 году снял на киноплёнку художник-карикатурист Эмиль Коль, под названием «Фантасмагория». Фильм длился две минуты, но для этого Эмиль нарисовал 2 000 рисунков. Героем мультика стал человечек Фантош, который попадал в забавные ситуации. Эмиль Коль сделал два очень важных открытия – рисовал отдельный рисунок для каждой фазы движения и снимал их камерой, которые и сегодня остаются основными принципами работы в анимации. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

В это же самое время в России родилась другая техника создания мультфильмов – кукольная анимация.

Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создал первый в мире кукольный мультфильм, в котором изобразил 12 танцующих фигурок на фоне из неподвижных декораций. Но, об этом весь мир узнал совершенно недавно, а именно в 2003 году. Именно тогда фотоархивы балетмейстера попали в руки киноисследователю В. Бочарову, который открыл миру А.Ширяева с его удивительными мультфильмами на десятилетия опередившими время.

До 2003 года отцом кукольного творчества считался Владислав Старевич, режиссёр и оператор, который снял кукольный фильм в 1910 году. Это был первый в мире объемный анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами». Фильм длился 10 минут и «актерами» выступали различные насекомые. Лапки жуков были сделаны из проволоки и закреплены на теле воском. Фильм сняли способом покадровой съёмки. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Большой вклад в развитие мировой анимации внес голливудский мультипликатор Уолт Дисней. Первый мультфильм У. Дисней снял в 1921 году. В 1928 году был создан самый популярный персонаж всех поколений - Микки Маус, и снят первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли».

В 1930г У. Дисней воплотил задуманное и снял полнометражный мультфильм длительностью более 80 минут, который по настоящее время пользуется огромной популярность. Мультик «Белоснежка» принёс Диснею всемирную популярность. На студии Диснея изобрели технические приёмы и правила, которые до сих пор используются аниматорами во всем мире.

В 1935 году в Советском Союзе была основана киностудия «Союзмультфильм», которая подарила зрителям множество интересных фильмов на все времена. Сначала снимали только короткие рисованные мультики, очень похожие на диснеевские, потом выработали свой собственный стиль, пробуя разные техники и экспериментируя.

Я не могу не остановиться на мультфильме «Ёжик в тумане» снятом Юрием Норштейном в 1975 году послойной техникой рисования объектов и фонов на разных уровнях. Мультфильм получил более 30 международных и российских наград и премий. В числе технических средств, использовавшихся Норштейном — применение ярусных декораций, благодаря которым был реализован «эффект тумана».

При съёмках «Ёжика…» было построено восемь ярусов, которые формировали разную среду — от густого тумана до лёгкой дымки. При внедрении этого метода плоскостная анимация достигала объёмной иллюзии, а возникающее пространство усиливало эмоциональный эффект. Для съёмок разных эпизодов были изобретены и использованы потрясающие воображение приёмы, которые до съёмки «Ёжика…» никто не использовал в мультипликации. Представьте себе, что появление тумана, нарисованные ветки, создающие ощущение поворота ствола вокруг своей оси, летающие мотыльки - это нарисованные и ожившие картинки. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

«Золотым веком» нашей анимации принято считать 1960-70-е годы, когда было снято множество замечательных мультфильмов детства наших родителей – «Маугли», «Винни-Пух», «Ну погоди!», «Варежка», «Крокодил Гена», «Бременские музыканты» и их так много, что всех не перечислить. На этих мультфильмах выросло и еще вырастет не одно поколение. В честь этих неповторимых мультфильмов в 2011 году была выпущена серия серебряных монет с изображением мультипликационных героев. ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

В 2012 году отечественная мультипликация отметила своё столетие со дня первого кинопоказа, где демонстрировался мультфильм, знаменитого своими ожившими куклами-насекомыми, Владислава Старевича.

В настоящее время в России есть несколько крупных анимационных студий и множество мелких. Самые известные для нас студия "Мельница", «Анимаккорд» и «Союзмультфильм".

Мультипликация или анимация?

Мультипликация — в переводе с латинского «умножение», «увеличение». Синоним слова мультипликация – анимация, это в переводе с латинского означает «вдохновение» или «оживление». Значит, простыми словами: мультфильм – это размноженная ожившая картинка. Термин «мультипликация» употребляют исключительно в русском кино как синоним термина «анимация».

Толковый словарь С.И. Ожегова. Мультипликация - это киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.

Словарь Т.Ф. Ефремовой. Мультипликация - киносъемка последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения.

Свободная энциклопедия - Википедия так пишет об анимации -(animātiō с лат. — «одушевление, оживление») или мультипликация (multiplicatio с лат.  — «умножение, увеличение, возрастание, размножение») — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой (от 12 кадров в секунду для рисованной мультипликации до 30 кадров в секунду для компьютерной анимации).

Значит мультипликация – вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков, для рисованных фильмов, или отдельных театральных сцен – для кукольных фильмов. В результате чего при показе на экране у зрителей возникает эффект одушевления персонажей, иллюзия их движения.

Анкетирование.

Анкетирование поможет нам опровергнуть или подтвердить некоторые из выдвинутых гипотез. Прежде чем перейти к дальнейшему описанию мультипликации, мы расскажем вам об интересных фактах, выявленных при проведении анкетирования. Опрос проводился среди моих сверстников,
в третьих классах моей школы, и среди учащихся одной из школ Подмосковья.
В опросе приняли участие 91 человек.

В моей анкете было 6 вопросов. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

В процессе работы мы будем несколько раз возвращаться к результатам проведенного опроса. Анализ некоторых ответов представлен на диаграммах в ПРИЛОЖЕНИИ номер 11.

Итак, вот некоторые итоги анкетирования:

Большинство опрошенных, а именно 90% опрошенных согласны с тем, что много полезной информации дети получают из мультфильмов.

Все мультфильмы, которые запомнились и произвели впечатление, являются современными и полнометражными. Дети одинаково любят российские и зарубежные мультфильмы. Так же одинаково разделились ответы о патриотических мультфильмах. Можно озвучить такой факт – половина школьников начальных классов о них не знает.

Подавляющее большинство сверстников, почти 60%, предпочитают смотреть российские современные мультфильмы, мультики детства родителей смотрят всего 15%, а иностранные мультфильмы смотрят 25%. Эти ответы говорят нам о том, что мультфильмы детства наших родителей постепенно забываются и становятся не актуальными в том возрасте, когда ребёнок самостоятельно выбирает мультфильм к просмотру. Но, возможно, если провести опрос среди родителей – то они бы рекомендовали смотреть своим детям «старые, добрые мультики из их детства».

Для того чтобы понять насколько интересно и познавательно будет посмотреть мультфильм на выбранную мной тему, в дополнение к вопросам, касающихся проекта, были сформулированы вопросы об акции-памяти «Бессмертный полк». Оказалось, 85% не знают про год образования этого движения, и 70% не знают о существовании потрясающего сайта «Бессмертный полк», на котором хранится несколько миллионов фотографий участников Второй Мировой войны с их историями.

Таким образом, ясно, что выбранная мною тема важна и актуальна среди детей и изученный мною материал может быть полезен для изучения другим детям.

Виды мультфильмов.

Во время экскурсии и из других источников, мы выяснили, какие бывают мультфильмы.

По продолжительности мультфильмы бывают:

Короткометражные — это короткие истории, несущие в себе глубокий смысл, а может просто забавная зарисовка. Ясно одно, короткий метр — это особый и сложный жанр. Что бы передать сюжет, мысль, дать волю своему воображению за короткое экранное время нужно иметь настоящий талант. Одни шедевры короткие мультики создают студенты и ограниченные в финансах творцы, другие рисуют студии в продолжение и дополнение полноценных историй.

Полнометражные — это мультфильмы длительностью обычно более 70 минут. Они представляют собой развернутые мультипликационные истории для детей. Полнометражныймультфильм может сниматься в течение 3 лет и даже дольше. Одним из самых знаменитых полнометражных мультфильмов является «Король лев», выпущенный студией Walt Disney в 1994 году.

По способу создания мультфильмы бывают:

Рисованная анимация – техника при которой всех персонажей, декорации, фоны, рисует художник кадр за кадром. Первые мультфильмы были именно такими, так как они не требовали кинооборудования, поэтому появились задолго до появления кинематографа. Ранее это был сложный трудоёмкий процесс, теперь в этом помогает компьютер, и процесс создания мультфильма стал намного проще и быстрее. Больше не нужны горы бумаги и покадровая сьёмка каждого рисунка, потому что большая часть работы делается на компьютере.

Для того чтобы испытать её на практике придётся потрудиться и подготовить целую картинную «галерею». В процессе рисования используются акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, мелки и даже обычные шариковые ручки. Основой для рисования может выступить не только бумага, но и стекло. Для создания нового рисунка на стекле требуется лишь подправить предыдущий набросок, стерев при этом лишние линии. На бумаге каждое последующее движение придётся рисовать полностью от начала и до конца. Отснятый таким образом рисованный материал переносится на компьютер, где при использовании подходящего видеоредактора производится его последующий монтаж и озвучка.

Мультфильмы, снятые в этой технике: «Винни Пух», «Карлсон», «Простоквашино», «Бременские музыканты» и так далее.

Кукольная анимация — для кукольной анимации сначала создаются персонажи-куклы, и сцена на которой будет происходить действие. И потом аниматор начинает передвигать фигурки и снимать на камеру каждый момент передвижения.

Менять положение кукол, создавая иллюзию их движения, несколько проще, чем при рисовании. Кукольные мультфильмы, как и рисованные, «оживают» лишь при покадровой съёмке. Разница между ними заключается в том, что для изготовления кукольных персонажей требуются не только краски и бумага, но и масса других подручных материалов. Основой для создания кукольных мультфильмов может послужить даже конструктор «Лего». Совсем неважно, из чего будет сделан кукольный герой, главное, чтобы он был наделён индивидуальностью.

Старая и добрая кукольная анимация продолжает удивлять своих зрителей в части реалистичности изображения. Например, инженеры американской анимационной студии создали аппарат, позволяющий имитировать дыхание кукол. Благодаря этому изобретению герои кукольных мультиков могут дышать под стать своим эмоциям и физическому состоянию быстрее или медленнее при этом заметно движение грудной клетки.

Всем знакомые кукольные мультики: «Крокодил Гена», «Варежка», «Самый маленький гном», «Волшебник изумрудного города» и другие.

Перекладка – это среднее между рисованным и кукольным мультфильмом. В перекладке изображение складывается не из рисунков, сделанных художником, а из перекладки (перестановки) уже готовых фрагментов изображения, вырезанных из картона.

В этой технике был снят мультфильм «Ежик в тумане».

Песочная анимацияочень впечатляюще выглядит песочная анимация. На подсвеченную снизу-вверх поверхность, наносятся тонкие слои песка. Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Для достижения художественного эффекта песочные картины следует «рисовать» на стеклянном столе с подсветкой. Обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки.

Примером мультфильма, выполненного в этой технике, может стать «Сказочка про козявочку».

Пластилиновая анимация - вид анимации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых предметов, фигурок, с изменением положения этих объектов. Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остаётся одним из самых любимых материалов мультипликаторов.

В этой технологии сняты мультфильмы «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег».

Компьютерная анимация - это мультфильмы, созданные преимущественно при помощи компьютера и специальных компьютерных программ. Компьютерные программы значительно упрощают процесс создания мультфильмов. Мультипликация, создаваемая на компьютере, сохраняет иллюзию объемного изображения.

Первым полнометражным полностью компьютерным мультфильмом стал мультик «История игрушек». Это первый полнометражный мультфильм, выполненный полностью с помощью компьютерной графики. Он создавался четыре с половиной года. «История Игрушек» открыла новую эпоху в мультипликации — эпоху популярности компьютерных мультфильмов.

Кто делает мультфильмы.

Когда мультипликация только зарождалась, над фильмом работал всего один человек. Он придумывал сюжет, рисовал, снимал и даже сам показывал свою работу зрителям. Теперь же над созданием мультфильма трудится целая команда специалистов.

Начинается всё со сценария, который пишет сценарист. Его задача придумать интересную историю и записать её подробно описывая каждую сцену будущего мультфильма.

Потом сценарий попадает к режиссёру, который описывает как будет выглядеть эта история на экране. Он набирает команду и объясняет каждому в сём состоит его задача.

Художник-постановщик - специалист, занимающийся созданием сценических декораций, предлагает режиссёру варианты того как будет выглядеть картинка.

Далее, в работу вступает художники-мультипликаторы (или аниматоры). Они придумывают персонажи и заставляют их двигаться. Есть художники, которые занимаются фоном, есть которые занимаются персонажами.

Звукорежиссёр отвечает за звуковое оформление фильма, композитор пишет музыку, актёры озвучивают персонажей. Режиссёр монтажа собирает все части мультфильма в единое целое.

В заключительных титрах содержится вся информация о всех, кто участвовал в создании мультфильма.

Практическая часть.

Киностудия «Союзмультфильм».

Прежде чем приступить к нашей работе, мы с родителями посетили с экскурсией киностудию «Союзмультфильм», в которой снято бесчисленное количество всем известных мультфильмов.

В сопровождении опытных экскурсоводов мы начали своё волшебное путешествие по музею «Золотая Коллекция Киностудии Союзмультфильм», и рассказа об истории мультипликации, посмотрели фенакистископ, увидели рабочее место художника-мультипликатора. С удовольствием посмотрели экспонаты музея – герои уже полюбившихся и новых мультфильмов. Здесь можно встретить Чебурашку с Крокодилом Геной, Варежку, героев «38 попугаев» и многих других.

После посещения музея в кинозале, мы стали одними из первых зрителей нескольких новейших мультфильмов, которые еще не показывают по телевизору.

В продолжении нас ждал незабываемый мастер-класс по созданию собственного мультфильма, и погружение в тонкости технического создания собственного первого мультфильма. Оказывается, это очень кропотливый труд, и долгий процесс.

А в конце экскурсии мы получили сертификаты «мультипликаторов» и отредактированный специалистами свой собственный мультфильм, титры из которого использовались в нашем мультфильме.

Работа по созданию сюжета мультфильма.
Сценарий.

Изучив материалы по созданию разных видов анимации, и посмотрев мультфильм «Фильм, фильм, фильм», созданный на киностудии «Союзмультфильм» в 1968 году, мы решили попробовать создать свой небольшой мультфильм по такому же принципу подачи материала, и использовать архивные фото в начале мультфильма. Таким образом наш мультфильм будет также состоять из фотографий и самой анимации, для более правильной передачи темы и задуманной истории.

Событие, которое было решено запечатлеть, это великий праздник нашей страны 9 мая, День Победы. Для начала, надо было продумать сценарий мультфильма, который я покажу зрителям, на выбранную патриотическую тему об акции-памяти «Бессмертный полк». С познавательным и запоминающимся сюжетом. И, если, название проекта «Связь поколений», то и в мультике хотелось бы отразить эту мысль.

Акция-памяти «Бессмертный полк» не оставляет никого равнодушным. Миллионы людей выносят на это шествие портреты своих родственников - участников боевых действий Великой Отечественной войны, партизан, тружеников тыла.

Как показало анкетирование, многие, а именно 85% опрошенных, не знают ни истории, ни деталей возникновения этого движения. При всей видимости знания об этой акции не существует художественного фильма, ни мультфильма об этом движении.

Мы написали сценарий, по которому подобрали фотографии из архивов сайта «Бессмертный полк» и сфотографировали кадры для сюжета мультфильма об истории возникновения движения «Бессмертный полк».

План сценария получился следующий:

  1. Первые подобные акции памяти с портретами своих родных, участвующих в ВОВ, были в 1965, 1985, 2007 и 2009 годах – для этого мы возьмём фото из интернета.

  2. 2012 год - несколько журналистов с небольшой группой поддержки, в городе Томск, выходят на парад 9 мая с портретами ветеранов. С 2013 года к акциям в День Победы подключается всё больше людей и стран – по этой части сценария мы и снимем небольшой короткий сюжет-мультфильм.

  3. С 2014 года создан сайт «Бессмертный полк», историю и идею сайта продемонстрируем в фото в продолжении анимационной части.

Для покадровой съёмки мы выделим следующие части:

- Выходят журналисты.

- Открываются двери домов и выходят дети и взрослые с портретами.

- Появляются всё новые и новые флаги разных стран, присоединившихся к движению.

Проанализировав сюжет, я пришла к выводу, что для съемки мультфильма мне необходимо подготовить один фон и персонажи с портретами участников ВОВ.

Создание персонажей и фона.

Трудным был поиск вариантов персонажей.

Одна из гипотез проекта сформулирована так: «может быть, какие-либо не традиционные материалы подойдут для изготовления мультипликационных персонажей», и именно от этого мы оттолкнулись в поиске основы.

Мы решили, что наш мультфильм будет кукольным, потому что куклы удобно перемещать для покадровой съёмки.

Самые популярные материалы для кукольных персонажей – это пластилин, фигурки, собранные из конструктора, собственно сами игрушечные куклы любого размера, фигурки на проволочном основании с подвижными руками и ногами. И всё это мы сразу решили попробовать не задействовать. Цель была – поиск необычного материала для наших персонажей.

Таким образом, были исключены пластилин, игрушки-куклы, конструктор, проволока и бумага, так как уже есть мультфильм с героями из этой основы под названием «Бумажки». Солёное тесто подумали не использовать, так как - это тоже самое что и пластилин.

Поиски материала для персонажей продолжался почти целый месяц. За это время мы посетили не один магазин рукоделия. Обязательным при выборе был такой фактор: персонажи будут люди, у которые в руках держат с портреты, похожие на такие которые приносят на акцию-шествие участники, а значит листья, шишки и другие природные материалы тоже не подходят.

Перебирая разные материалы в голове и вокруг нас, мы вспомнили про дерево, материалы для строительства и поделки из него. Пришли к мысли о том, что такой древесный материал как фанера еще не был использован для изготовления героев для мультипликации. Кроме того, фанера прочная и держит форму, во время работы с ней.

Следующая проблема – вырезать группу человечков из фанеры, без специальных навыков и инструментов, оказалась совсем нам не по силам. И поиски продолжились: мы снова и снова посещали магазины и просматривали торговые сайты. И наши старания были вознаграждены! Мы нашли набор деревянных человечков для творчества, в котором было 16 фанерных, не раскрашенных, подходящих по размеру, заготовок человечков с подставками. Используя акриловые краски фигурки превратились в группу персонажей нашего мультфильма. Были подготовлены разукрашенные герои - мужчины, женщины, фоторепортёры, дети. Распечатанные картинки портретов Бессмертного полка приклеили на палочках к рукам. ПРИЛОЖЕНИЕ 12.

Из огромной коробки мы сделали фон с образным изображением домов города. Дома распечатали крупным планом и раскрасили акриловыми красками. Вертикально установили стеллу города Томска, так как именно в этом городе и прошла первая акция-памяти под тем названием, которые используется сейчас – «Бессмертный полк».

Проделана титаническая и кропотливая работа по приготовлению персонажей и фона, в этом мне помогли мои умения и навыки, полученные на занятиях в художественной школе имени К. Фаберже.

Для освещения потребовалась кольцевая лампа на треноге, регулируемая по высоте и с углом наклона для освещения. Такие лампы используют фотографы для лучшего освещения в любое время суток и в любом помещении во время съёмки. ПРИЛОЖЕНИЕ 13.

Покадровая съёмка, предположительно, должна была занять не один час и не один день, и на время фотографирования нельзя было перемещать и передвигать всю конструкцию. Поэтому фон был установлен и закреплён на напольную сушку для белья и у нас получилась домашняя киностудия. Можно приступать к фотографированию.

Съёмка и монтаж сюжета для мультфильма.

После того, как персонажи и фон для съёмки были подготовлены, установлены мы приступили к самому процессу. В соответствии с гипотезой, которая сформулирована так: «можно снять кадры для мультфильма с помощью фотоаппарата и без помощи специальной компьютерной программы», для съёмки мы НЕ будем пользоваться никакими современными программами. Используя ТОЛЬКО фотоаппарат, сделаны покадровые фото для каждой части сценария.

Не зависимо от того, какой будет мультфильм, исходя из особенностей человеческого визуального восприятия, для создания эффекта плавного движения скорость смены кадров должна быть не менее 8 кадров в секунду, как мы делали на мастер классе на киностудии. В современном кинематографе используется стандарт в 24 кадра в секунду. Количество кадров можно уменьшить вдвое, втрое, при этом показав каждый кадр 2 или 3 раза соответственно. Но даже в этом случае аниматору нужно снять огромное количество кадров.

Съёмка началась. В процессе было сделано 450фотографий.

Все отснятые кадры перенесли на компьютер.

Следующий этап создания мультфильма – монтаж. Монтаж – это смена кадров в видео. Ранее, когда мультфильмы снимали на пленочные фотоаппараты, а не на цифровые, люди сидели за монтажными столами вырезали ненужные кадры и склеивали пленку вручную. Сейчас весь этот процесс полностью компьютеризирован. Существует большое количество программ для видеомонтажа, но все их объединяет наличие «линии времени» на которую размещаются фотокадры.

Мы выбрали программу MOVAVI, у которой достаточно понятная инструкция пользования. После выбора программы приступили к монтажу, так называемого, видео-мультфильма. Все отснятые кадры были перенесены на компьютер и добавлены в программу для видеомонтажа, удалены лишние кадры, другими словами смонтированы. Добавили фотографии и надписи на них. Песня Олега Газманова «Бессмертный полк», как нельзя лучше подошла для проекта. Она очень ярко передаёт идею задуманного мультфильма. Получился сюжет продолжительностью 74 секунд. Он вышел короткий, но времени на его создание с подготовкой кукол-персонажей и фона ушло очень много.

Результатом совместной работы все остались очень довольны.

Создание мультфильмов – очень интересный и захватывающий процесс.

Анализ выдвинутых гипотез.

Перед началом работы мной были сформулированы такие гипотезы:

  1. Допустим, что можно подготовить (сфотографировать) кадры для мультфильма с помощью ТОЛЬКО фотоаппарата и БЕЗ помощи специальных компьютерных программ и приложений.

  2. Может быть, какие-либо не традиционные материалы подойдут для изготовления мультипликационных персонажей?

  3. Предполагаю, что, на сегодняшний день, российские исторические и патриотические мультфильмы не так популярны, как мультфильмы развлекательного характера. И из моих сверстников мало кто их смотрел.

  4. Возможно, большинство детей чаще смотрят зарубежную мультипликацию.

А сейчас давайте остановимся на каждой из выдвинутых мной гипотез и попробуем подтвердить или опровергнуть их. В этом помогут полученные знания и результаты опроса.

Гипотеза 1.

В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ о том, что можно снять кадры для мультфильма с помощью ТОЛЬКО фотоаппарата и БЕЗ помощи специальной компьютерной программы, с помощью родителей, были сфотографированы все этапы движения персонажей-человечков на стационарно установленный фотоаппарат. На этот процесс было потрачено огромное количество времени.

Гипотеза 2.

«Может быть, какие-либо не традиционные материалы подойдут для изготовления мультипликационных персонажей?» Путём трудного поиска, выбора и отбора материалов, используемых как основу для героев мультфильмов мы нашли и использовали свой неповторимый материал – деревянную фанеру. Общими усилиями – ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРЖДЕНА!

Гипотеза 3.

Гипотеза о том, что исторические и патриотические мультфильмы на сегодняшний день не актуальны, и из моих сверстников мало кто их смотрел ПОДТВЕРДИЛАСЬ ЧАСТИЧНО, в этом мне помог анкетированный опрос. Половина опрошенных одноклассников знакомы с патриотическими мультфильмами. Но, я хотела бы напомнить и рекомендовать для просмотра и другие не менее интересные мультфильмы, с том числе советские и подготовила небольшой список для просмотра и как напоминание о моём исследовании. Я раздам его желающим. ПРИЛОЖЕНИЕ 14.

Гипотеза 4.

Для анализа гипотезы сформулированной таким образом: «Возможно, большинство детей чаще смотрят зарубежную мультипликацию» снова обратимся к результатам анкетирования.

По результатам анкеты ребята, называя мультфильмы, которые им запомнились и произвели на них впечатление, я могу сказать, что для всех таким мультфильмом является полнометражный мультфильм, но мнения о том, зарубежный или российский мультфильм разделились поровну.

В дополнение к вопросу о запомнившемся мультфильме, также был вопрос о том какие мультики ты предпочитаешь смотреть в настоящее время. Ответы на этот вопрос превзошли мои ожидания - почти 60% детей хотят смотреть российские современные мультфильмы!

ГИПОТЕЗА ЧАСТИЧНО ПОДТВЕРЖДЕНА.

Выводы.

В результате выполнения моей работы, я ответила на много интересующих меня вопросов, достигла поставленных задач, проверила выдвинутые гипотезы.

Посетив музей «Союзмультфильм» и прочитав книги, я изучила историю мультипликации, насыщенную интересными фактами. С момента выхода первых мультфильмов прошло более 100 лет, но их популярность не угасает.

Узнала какие виды мультфильмов существуют. Посмотрела мультфильмы каждого типа. Больше всего мне нравятся рисованные мультики.

Исследовать технологию создания мультфильмов нам помогли на киностудии «Союзмультфильм» во время мастер-класса, на котором был создан мультфильм с персонажами, вырезанными из бумаги. Это был очень познавательный и увлекательный урок.

Мы создали собственный анимационный познавательный мультфильм методом покадровой съемки с помощью обычного фотоаппарата. С его помощью наглядно продемонстрировали связь поколений. Любой взрослый, и даже ребёнок может стать мультипликатором, не выходя из дома. Может создать свой мультфильм и показать его своим друзьям и знакомым.

С уверенностью скажу, что: можно написать сценарий рассчитать количество кадров, и произвести съёмку без использования специальных разработанных программ, но в этом нет никакой необходимости в современном динамично развивающемся мире. И такие программы в разы сокращают время на съёмку.

Российская анимация становится всё более и более популярной, но, к сожалению мультфильмы детства наших родителей смотрит всё меньше сверстников.

Заключение.

Мультипликация – это особый вид киноискусства, создаваемый специалистами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

Создать мультфильм самому в домашних условиях возможно. Но сделать это получилось не так легко, быстро и просто, как казалось со стороны. Требуется много терпения, времени, старания, чтобы создать свой собственный маленький мультик. Теперь, просматривая даже короткий мультфильм, я понимаю, что за его созданием стоит кропотливый многочасовой труд целой команды людей.

Смотреть мультики - это весело, интересно и легко, а сделать - не так уж просто. Мультфильм – это кропотливый труд многих творческих людей, много уделённого времени и очень интересное занятие. Теперь, просматривая даже короткий мультфильм, я понимаю, что была проделана большая работа целой командой людей.

И взрослые и дети любят проводить свободное время перед телевизором за совместным просмотром различных передач и фильмов, но особенное место в этом списке программ занимают мультфильмы. Мультипликация является наиболее красочным и интересным жанром.

Современные анимационные фильмы, которыми увлечены сегодняшние дети, позволяют познать и изучить новое, внести свой вклад в развитие личности. Заинтересовывают людей к изучению какой-либо новой информации.

Любовь к Родине важно воспитывать с детства. И мультфильмы, посвященные духовно-патриотическому воспитанию детей, полезны для просмотра, и я рекомендую их увидеть для расширения кругозора. Они пробуждают чувство гордости к стране, напоминают о великих исторических событиях и людях. Они учат нас быть отзывчивыми, смелыми и дружными.

Мультипликация – обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором и гаджетами ребенок проводит много времени: до нескольких часов в день. А если учесть, что дошкольники и школьники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно, а может положительно повлиять на развитие в разных областях знаний, на поведение, на воспитание и даже на психику детей.

Исследовательская работа выполнена на тему «Мультипликация. Связь поколений». Тема выбрана не случайно, ведь детство каждого ребёнка немыслимо без мультфильмов и первые мультики для просмотра нам предлагают родители. Чаще всего, это мультфильмы из их детства – добрые и понятные. В дополнение, я сняла свой собственный мультфильм – «Бессмертный полк» с иллюстрацией истории этой акции памяти.

Я советую попробовать создать свой собственный мультфильм, возможно с командой единомышленников, с распределением ролей.

Список источников информации:

  1. Мультфильмы. Секреты анимации. Юлия Иванова. ООО «Издательство «Настя и Никита».

  2. Энциклопедия отечественной мультипликации. Издательство «Алгоритм».

  3. Книга вопросов. Как написать сценарий мультфильма (с иллюстрациями). Автор М. Сафронов. Электронная книга.

  4. http://kakizobreli.ru/istoriya-sozdaniya-multfilmov-kratko-i-interesno/

  5. https://vk.com/@naslediesudogda-shkola-zhizni-chemu-horoshemu-uchat-nas-sovetskie-multfilmy

  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/22/rol-otechestvennoy-multiplikatsii-v-vospitanii-rebenka

  7. moypolk.ru

Приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Доисторические рисунки животных в движении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Изображения движения на древнегреческих и древнеегипетских вазах. 2000 лет до нашей эры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. XVII век. Оптическое устройство наподобие фильмоскопа ранее назывался «волшебный фонарь».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Фенакистископ. 1832 год. Изобретение Жозефа Плато.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 1877 год. Праксиноскоп, изобретение Эмиля Рейно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 1908 год. Кадры первого мультфильма «Фантасмагория». Автор художник-карикатурист Эмиль Коль.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 1910 год. Владислав Старевич: съёмка и кадры из первого советского мультфильма «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами».

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 1975 год. Устройство ярусной декорации, для съёмки «Ёжика в тумане». Авторское изобретение Ю.Норштейна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 2011 год. Серия серебряных монет с изображением мультипликационных героев.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Вопросы анкеты:

1. Согласен ли ты с мнением о том, что «Много полезной информации дети получают из мультфильмов?»

ДА [ ]

НЕТ [ ]

2. Назови мультфильм, который запомнился и произвёл на тебя впечатление.

______________________________________________________________

3. Каким мультикам ты отдаёшь предпочтение?

А. Мультфильмы из детства твоих родителей,

Б. Российские современные мультфильмы.

В. Иностранные мультфильмы.

4. Знаком ли ты с патриотическими мультфильмами?

ДА [ ]

НЕТ [ ]

5. Знаешь ли ты в каком году образовалось движение «Бессмертный полк»?

ДА [ ], назови _______

НЕТ [ ]

6. Знаешь ли ты, что существует официальный сайт движения «Бессмертный полк», на котором размещены истории с фотографиями ветеранов ВОВ?

ДА [ ]

НЕТ [ ]

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Диаграммы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Набор для творчества, используемый в проекте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14.

Рекомендуемые к просмотру патриотические мультфильмы:

  1. «Лебеди Непрявды» – мультфильм о Куликовской битве.

  2. «Василиса Микулишна» – мультик о воительнице из русских былин.

  3. «Детство Ратибора» – рисованый мультфильм о рождении, воспитании русского богатыря и становлении русского духа и рож

  4. «Сказ о Евпатии Коловрате» – показана месть богатыря за сожжение Рязани.

  5. «Легенда о старом маяке» – мультфильм о юных героях войны.

  6. «Крепость: Щитом и мечом» – рассказывается о защите города Смоленска.

  7. «Князь Владимир» – увлекательная история Князя Владимира.

  8. «Сказка о Мальчише-Кибальчише» – патриотичный мультфильм о мальчике по рассказу А.Гайдая.

  9. Сериал «Мульти Россия» - сериал о разных регионах. Городах и народностях России.

  10. «Сказ о Петре и Февронии» – мультфильм о почитаемых православных святых.

Просмотров работы: 48