Символ могущества человека, воплощенный в металле вызов, любым силам природы! Ему ничего не страшно! Он велик, прекрасен и непобедим! Он открыл эру безграничного процветания и нет такой силы в мире, которая могла бы ему помешать!
ТИТАНИК
В своем научно-исследовательском проекте по истории на тему "Чья вина в гибели «Титаника» природы или человека?"Я изучил материал о «Титанике» и его гибели, рассмотрел возможные причины, которые способствовали крушению, и подробно изучил версию о том, что могло стать причиной затопления «Титаника» силы природы или человеческий фактор.
Актуальность: Все чаще мы слышим сообщения о взрывах, падениях самолетов, крушения поездов, кораблей, об авариях на электростанциях и т. п.
Это дало основание для утверждений, что мир приблизился к порогу, за которым начинается полоса техногенных катастроф, то есть таких сбоев и нарушений на производстве, в энергетике, на транспорте, которые могут привести к огромному ущербу для всего человечества. В чем причины роста техногенной опасности? Чтобы ответить на этот на этот вопрос я обратился к конкретному примеру-крушению крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки-Титаника.
Предмет исследования: причины гибели лайнера очевидные и невероятные.
Цель: изучение материала о «Титанике» и его гибели, причины которые способствовали крушению.
Гипотеза: допустим, что причиной затопления «Титаника» стали силы природы, а не ошибки человека.
Задачи:
Рассмотреть характеристики, подтверждающие «непотопляемость» «Титаника»
Изучить последствия столкновения с айсбергом и другие версии гибели корабля. Был ли шанс избежать крушения?
Обобщив изученную информацию, сделать вывод о том, какая наиболее вероятная причина гибели корабля.
Основная часть
История создания и технические характеристики «Титаника»
Весной 1909 г. от Гренландского ледника откололся огромный айсберг. Длина его достигала около 1 км а его вес около 2,5 млн т. (рис. 1)
Рис. 1
В это же время, 31 марта 1909г. в 3000 миль от Гренландии в Ирландском городе Белфаст, закладывается корабль длиной 269м. и водоизмещением 52 300т.
Создатели решают назвать уникальное судно Титаник. (Рис.2)
Рис. 2
На тот момент это был самый большой движущийся объект созданный человеком, длина его 269м.- это продолжительность двух лондонских
кварталов. Если бы можно было поставить Титаник вертикально он оказался бы почти в два раза выше пирамиды Хеопса. Ширина его 30м. высота от киля до верхушек труб почти 53м. , средняя осадка более 10м. , надводная часть высотой с 14 этажный дом. (Рис.3)
Рис. 3
Весной 1911г. айсберг вышел в открытое море был подхвачен западным Гренландским течением и поплыл на север. (Рис.4)
Рис.4
Этой же весной 1911г. Титаник был торжественно спущен на воду. Для смазки салазок по которым Титаник под гром фейерверков сходил в воду былоиспользовано рекордное количество масла и жидкого мыла, всего 23т.
Зимой 1912г. в Белфасте и Саунтгемптоне начали продавать билеты на Титаник. (Рис.5)
Рис. 5
В это время айсберг вместе с Гренландским течением повернул на юг и поплыл вдоль северного побережья Канады со скоростью 19 км в сутки. К началу весны он уже был у острова Ньюфаундленд где обычно застревают и тают 99% гренландских айсбергов.
3 апреля 1912г. Титаник прибыл в Саунтгемптон, лайнер и его экипаж уже были готовы отправляться в плавание, когда возникло неожиданное препятствие. Вполне обычное событие для Англии той поры - началась забастовка шахтёров. Отплытие Титаника оказалось под угрозой, ему попросту не хватало бы угля чтобы отправиться в плавание. Но именно в этот момент руководство компании Уайт Стар Лайн приняло решение ставшее первым в цепи случайностей совпадений и недоразумений и сыграв свою роль в судьбе корабля.
Компания выкупила весь уголь хранящийся на складах и других судах, далее многие рейсы были отменены пассажиры сдавали билеты и стремились попасть на Титаник - возможно единственное судно которому тогда следовало остаться в порту. (Рис.6)
Рис. 6
И 10 апреля 1912г. Титаник торжественно отправляется в свой первый рейс. Через семь дней он должен быть в Нью-Йорке.
Титаник был способен вместить 46 328 т груза (грузовой отсек) включая топливо и запасы продовольствия. Согласно принятой классификации Титаник считался королевским почтовым судном, почтовое отделение располагалось в нижней носовой части лайнера (Чертеж автора), также на корабле перевозились дорогие автомобили и картины.
10 апреля 1912г. дистанция между айсбергом и Титаником составляла 3500 км уже 11 апреля дистанция составляла 3200 км.
Титаник - роскошный корабль с каютами первого, второго и третьего класса!
Каюты первого класса располагались в центре корабля, это позволило оградить пассажиров первого класса от шума винтов и практически избавить их от качки . В каютах первого класса был водопровод и отопление, вместо иллюминаторов большие окна камины и дорогая мебель. На корабле было несколько музыкальных салонов, прекрасная библиотека, зимний сад, тренажерный зал, теннисный корт, бассейн и комплекс турецких бань. Вместо медпункта была оборудована больница с операционным залом, а также парикмахерские салоны и специальные отделения для собак пассажиров первого класса. (Рис. 7,8,9)
Рис. 7 Рис.8 Рис.9
Радиорубка Титаника была особенной и прямо с борта можно было отправлять телеграммы, что впоследствии станет возможно одной из главнейших причин катастрофы.
12-я апреля третий день плавания дистанция между айсбергом и Титаником 2500 км .
На корабле не было недостатка ни в чем кроме спасательных шлюпок, их всего 20. Одна шлюпка была рассчитана на 65 человек. На борту Титаника находились 2200 человек то есть шлюпок должно было быть не меньше 60 однако по закону того времени количество шлюпок высчитывалась под тоннажу судна. Закон был издан тогда когда самым большим судом было судно, водоизмещением не более 10 000 т . Водоизмещение Титаника же было 52300 т., то есть 20 шлюпок едва хватило бы половине людей на борту. Необходимо более 40. Кроме того никогда не проводились учения по посадке в шлюпки. Но руководство Уайт Стар Лайн уверяла что шлюпки на Титанике это пустая формальность так как они были уверены в его непотопляемости. (Рис.10)
Рис. 10
Титаник был сделан из высококачественной стали, его борта были обшиты стальными листами толщиной 4 см и соединялись заклёпками из прочного железа всего 3 000 000 заклёпок.
Но на случай возможной аварии была предусмотрена особая система. Корабль имел двойное дно и был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков особыми переборками которые закрывались герметичными дверьми, обычно эти двери были открыты, но при необходимости их можно было закрыть за несколько секунд, по сигналу с капитанского мостика электромагниты автоматически освобождали защелки и все 12 дверей одновременно опускались. Открыть их можно было только после отключения электропривода, все переборки были настолько прочными что должны были выдержать значительные повреждения при получении пробоины. По расчётам конструкторов Титаник мог оставаться на плаву при затоплении любых двух отсеков (чертеж автора 1 ) или любых трёх из первых пяти отсеков (чертеж автора 1) или даже четырёх из первых пяти отсеков. Вообразить катастрофу при которой было пробито сразу пять отсеков было просто невозможно.
Чертеж автора
Столкновение с айсбергом
12 апреля 23:10 дистанция между Титаником и айсбергом 2000 км.
Радисты бесконечно отправляли личные телеграммы пассажиров. (Рис 11)
Рис. 11
Интересно, а с какой же скоростью шел Титаник. Обычный скоростью тех времён для кораблей пересекавших океан была скорость 33 километра в час Титаник же мог развить скорость 21 узел в час, что равняется примерно 39 км\ч. Снижать скорость капитан Джон Смит не собирался, потому что иначе Титаник придет в Нью Йорк значительно позже -это была гонка за рекордом. Капитан Джон Смит выбрал для Титаника маршрут который немного длиннее чем обычный но при этом безопаснее.
На тот момент существовало два транс Атлантических пути:
короткий северный путь
длинный южный путь (Рис 12)
Рис. 12
Зима 1912 г. была очень мягкой следовательно айсбергов должно быть больше капитан Смит (рис. 13) рассчитал для Титаника особый маршрут и ещё южнее чем южный путь чтобы наверняка избежать встречи с айсбергом (схема мелом на доске).
Ещё одним важным стечением обстоятельств стало то, что на борту Титаника не оказалось бинокля. Прямо накануне отплытия капитан произвёл неожиданные перестановки в офицерском составе судна, Тони Блэр был уволен. Перед этим он закрыл бинокль в сейф а ключ от него в спешке забыл передать новому назначенному офицеру, вспомнив лишь через три дня (можно рассказать про могилу).
Спустя много лет ключ был продан на аукционе за 180 000 $.
Рис. 13
14 апреля 8 утра дистанция между айсбергом и Титаником 900 км.
В этот момент в радиорубку Титаника приходит первое ледовое предупреждение. «Лично капитану, ледовое предупреждение!!! замечено большое скопление льдов !!!
Капитан не придал значения этому, лишь приказал внимательно следить за курсом... первое, второе, третье и так далее предупреждение было проигнорировано Титаником.
14 апреля 18:00 дистанция между айсбергом и Титаником 460 км
Все последующие предупреждения также были проигнорированы.
14 апреля 21:40 дистанция между айсбергом и Титаником 84 км.
Последнее и самое важное предупреждение которое проигнорировал Титаник, было от капитана судна Калифорниэн который не стал рисковать и лёг в дрейф на берегу ледяного поля, его радист последний раз повторил предупреждение и отключил рацию.
Ночь с 14-го на 15 апреля была безветренной и безлунной температура воздуха 0° полный штиль…
На марсовой площадке на высоте 29 м от ватерлинии дежурит двое вперёд смотрящих даже в безлунную ночь они способны увидеть препятствия за 6 км, но только при наличии морского бинокля.
14-я апреля 23:40 дистанция между айсбергом и Титаником 900м. Вперёд смотрящий видит 650м.
Прямо по курсу впередсмотрящий видит тёмную глыбу 30м высоту.
Две недели назад этот айсберг попал в Лабрадорское течение начал подтаивать и переворачиваться, от этого его поверхность стала полупрозрачной и отражающий ночное небо, именно поэтому айсберг было практически невозможно разглядеть даже близкого расстояния. (Рис. 14)
Рис. 14
Вперёд смотрящий трижды ударяет в колокол, что означает препятствие прямо по курсу! Сигнал принимает первый помощник капитана Мердек.
Мердек отдает команды: право на борт, рассчитывая обойти айсберг слева... сразу после этого, стоп машина! И полный назад! Чтобы лайнер не задел
айсберг кормой вслед за этим он сразу отдает команду лево на борт! Но корабль слишком велик для быстрого манёвра, как только прекратилось движение винтов снизилась скорость поворота и корабль попросту не успел поменять курс . Подводная часть айсберга проскребла обшивку Титаника на 90м по правому борту. Длина 90м это и была длина пяти повреждённых отсеков . (Рис. 15, чертеж автора)
Так 14 апреля 1912г. в 23:40 ниже ватерлинии гигантского лайнера было словно подведена черта длинной цепи случайностей, совпадений, недоразумений и человеческого честолюбия.
Рис.15
Заключение
Можно ли было этого избежать ?
Если бы капитан не затеял перестановки в экипаже прямо перед отплытием, Тони Блэр не забыл бы передать ключ от сейфа своему преемнику и у вперёдсмотрящего был бы бинокль и он смог бы увидеть айсберг за три мили.
Если бы радист не был так занят частными телеграммами он обратил бы внимание на последнее предупреждение судна Калифорниэн. С точными координатами опасной зоны.
Если бы капитан Смит снизил скорость при вхождении в опасную зону Титаник успел бы совершить манёвр.
Если бы айсберг незадолго до этого не перевернулся его сияющая белая поверхность была бы видна за милю.
Если бы не было мёртвого штиля местонахождения айсберга указали бы белые барашки на волнах вокруг него.
Если бы в ту ночь светила луна вперёд смотрящий увидел бы даже тёмный айсберг на 15 секунд раньше.
Если бы старший помощник Мердек не дал команду «стоп машина» корабль успел бы повернуть ещё на несколько градусов.
И тогда Титаник спокойно продолжил бы свой путь.
Чертеж проект автора , моя версия непотопляемого лайнера, с учетом исправленных ошибок.
Список использованных источников и литературы
Документальный фильм Star Media, Россия -1 “Титаник ” 2012г.
Евгений Несмеянов «Титаник» Иллюстрированная хроника рейса и гибели
Интернет ресурсы