Мультфильм своими руками

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультфильм своими руками

Торопова А.П. 1Торопов С.П. 1
1МАОУ Гимназия 86
Торопова Ю.Е. 1
1МАОУ Гимназия 86
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В нашей семье все любят мультфильмы, смотрим их с большим удовольствием. Мы ходим на премьеры в кинотеатр или устраиваем просмотры дома.

Сейчас, у нас растет маленький брат и ему совсем не интересно смотреть мультфильмы, которые выбираем мы. И мы задумались, а какие для него подойдут?

Мы знаем, что мультфильмы делят на группы по возрасту, а бывают ли еще другие классификации мультфильмов? Как создают мультфильмы? А можно ли самим создать мультфильм?

Мы поставили перед собой цель: создать мультфильм своими руками в домашних условиях.

Задачи:

  1. Получить знания об истории мультипликации, видах мультфильмов.

  2. Ознакомиться с технологиями создания мультфильма.

  3. Изучить программы для съемки и монтажа мультфильма.

  4. Создать свой мультфильм.

Объект: мультипликация.

Предмет исследования: технология создания мультфильмов.

Гипотеза: получив определенные знания по данной теме, можно создать мультфильм в домашних условиях.

Методы: изучение литературы, просмотр видеоматериалов, анкетирование, анализ полученных данных, съемка мультфильма.

Структура работы. Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, служащих иллюстративным материалом к тексту.

Практическая значимость: созданный нами мультфильм можно использовать как видео зарядку для глаз.

  1. Глава 1. Тайны мультипликации (Теоретическая часть)

    1. История появления мультипликации.

Работу над нашим проектом мы начали с того, что посетили Московский Музей Анимации, чтобы узнать, как зародилась мультипликация (приложение1, рис 6.1). Затем мы читали статьи на разных сайтах в интернете по данной теме, и вот что узнали.

Термин «мультипликация» употребляют исключительно в русском кино как синоним термина «анимация». В переводе с латинского – «anima» означает «душа». Значит «анимация» не что иное, как «оживление» или «одушевление».

С давних времен люди мечтали о возможности передать движение в своих произведениях. Яркую передачу движения находим мы в искусстве древнего Египта и древней Греции (приложение1, рис 1.1). В 15 веке. появились книжки с рисунками фаз движения человека, разворачивая которые создавалась иллюзия оживших картинок (приложение1, рис 2.1). Также находились умельцы, развлекавшие публику с помощью аппарата наподобие фильмоскопа, который называли «волшебным фонарем».

28 октября 1892 года француз Эмиль Рейно показал знатным парижанам первый в мире мультфильм — тогда их назвали «светящимися пантомимами» (приложение1, рис 3.1).

Запись первого русского мультфильма была сделана в 1906 году. Киношедевр снял балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев.
Создателем первого в истории звукового, первого музыкального и первого полнометражного мультфильма является американский художник-мультипликатор Уолт Дисней в 30-е годы 20 века (приложение1, рис 5.1).

В 1936 году в СССР была организована мультипликационная студия "Союзмультфильм" (приложение1, рис 5.1).

Мы описали историю возникновения анимации. Конечно, с течением времени, мультипликация бурно развивалась и достигла тех высот, которые мы сейчас можем видеть на экранах.

    1. Классификация мультфильмов

Изучая различные источники информации, мы узнали, что мультфильмы можно разделить по разным признакам: по продолжительности, по возрасту, по технологии изготовления. У нас получилась такая классификация

По продолжительности мультфильма можно выделитькороткометражные (длительностью до 45 минут) и полнометражные (более 45 минут). Так же существует множество мультсериалов, состоящих из нескольких коротких мультфильмов.

По возрасту можно выделить мультфильмы для детей, подростков, взрослых. Так же многие мультфильмы предназначены для семейного просмотра и подходят зрителям всех возрастов.

По технологическому процессу создания мультфильмы делятся на рисованные, кукольные, перекладочные, пластилиновые, песочные и компьютерные (приложение 2).

Рисованные мультфильмы. Первые мультфильмы были рисованными, так как они не требовали кинооборудования, поэтому появились задолго до появления кинематографа. На бумаге рисуют каждое движение полностью от начала и до конца. Отснятый таким образом рисованный материал переносится на компьютер, где при использовании подходящего видеоредактора производится его последующий монтаж и озвучка.

Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом - неподвижные части тел персонажей, на третьем - подвижные и т. д.

Кукольные мультфильмы. Менять положение кукол, создавая иллюзию их движения, несколько проще, чем при рисовании. Кукольные мультфильмы, как и рисованные, «оживают» лишь при покадровой съёмке. Отдельное место в кукольной анимации занимают спецэффекты. Так, обычная манка или соль поможет создать в кадре живописный зимний пейзаж и глубокие «снежные» сугробы.

Перекладочные мультфильмы. Технология создана советским мультипликатором Федором Хитруком. Перекладка – это среднее между рисованным и кукольным мультфильмом. В перекладке изображение складывается не из рисунков, сделанных художником, а из перемешивания (перекладки) уже готовых фрагментов изображения, вырезанных из картона. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже.

Пластилиновая анимация. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с изменением их в промежутках между кадрами.

Песочная анимация. На поверхность, которая излучает направленный снизу-вверх свет, наносятся тонкие слои песка (порошка). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания.
Компьютерные мультфильмы. Это мультфильмы, созданные преимущественно при помощи компьютера. Компьютерные программы значительно упрощают процесс создания мультфильмов. На основании введённых параметров они позволяют без особых усилий строить базовые модели анимированных персонажей, промежуточные позы которых высчитываются автоматическим путём. Наиболее известными компьютерными техниками являются захват движения, 2D- и 3D- мультипликация.

Побывав в музее мультипликации, изучив историю мультипликации, мы сделали вывод: анимация - это вполне самостоятельное искусство, имеющее свою историю.

В настоящее время современна мультипликация хорошо развита, и мы можем видеть замечательные мультфильмы на экранах.

Изучив классификацию мультфильмов и информацию по способам их создания, мы сделали заключение, что технологический процесс не влияет на качество готового мультфильма

Глава 2. Создание и использование мультфильма (Практическая часть)

    1. Изготовление мультфильма

Познакомившись с классификацией и технологиями изготовления мультфильмов, мы решили создать короткометражный мультфильм для дошкольников в перекладной технике.

Для создания мультфильма нам понадобилось некоторое оборудование: телефон, компьютер, мультстанок, искусственные источники света (лампы), материалы для изготовления персонажей и фонов.

Мы изучили литературу, в которой рассказывалось, как сделать мультфильм своими руками, поучаствовали онлайн в мультинтенсиве по перекладной анимации, и узнали, что создание мультфильма происходит поэтапно.

Сначала необходимо обдумать идею, сюжет будущего мультфильма. Поэтому прежде чем начать снимать мультфильм, нужно продумать и разработать сценарий (приложение 3). Сюжет нашего мультфильма о маленьком лисёнке Тёме. Наш мультфильм покажет зрителю, как главный герой отправляется на аэродром и совершает прыжок с парашютом. При этом наш мультфильм так же содержит упражнения для глаз. Смотришь мультфильм и делаешь разминку одновременно, и интересно, и полезно.

Следующий этап раскадровка – план съемки по сценам. Мы нарисовали ключевые сцены нашего мультфильма (приложение 4, рис 5.2). В описании указали, какие действия выполняет персонаж.

Дальше мы стали рисовать главного персонажа и фоны для сцен, их было несколько. Старались сделать персонажа забавным и передать характер во внешнем виде. Каждый нарисовал свой вариант, а затем выбрали того, что больше подходил (приложение 4, рис 1.2). Так же нам дополнительно потребовалось нарисовать и вырезать персонажа как бы частями, для того, чтобы мы могли перекладывать его. При создании фона мы не использовали яркие цвета, они не должны забирать внимание от персонажа на себя (приложение 4, рис 3.2). Ещё нарисовали и вырезали дополнительные элементы, которые были нам необходимы: здания, автобус, самолеты, парашют, кусты (приложение 4, рис 3.2).

Когда мы все подготовили, пришло время для следующего этапа – съемки (приложение 4, рис 6.2). Для покадровой съемки мы установили на телефон специальную программу Stop Motion Stadio. Как работать с этой программой мы узнали на мультинтенсиве. Сначала мы пробовали снимать мультфильмы на парте, но это оказалось не очень удобно – или дополнительные элементы могли сдвинуться, и тогда бы кадры мультфильма при быстрой прокрутке «прыгали». Наш папа предложил решение этой проблемы. Посмотрев виды станков для мультипликации в интернете, он сделали нам мультстанок, а мы папе помогали (приложение 4, рис 4.2). Он использовали бруски и стёкла. Получилось очень красиво и удобно. На нижнем ярусе мы расположили фон и закрепили его. На следующем ярусе мы разместили различные неподвижные элементы, и на самом верхнем ярусе мы разместили подвижные элементы. Телефон расположили параллельно фону. Затем выставили свет. Мы не использовали вспышку, так как она дает сильные блики. Сделали первые кадры. Потом у нас должен появиться персонаж. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 мм. После съёмки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.

Чтобы двигались герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, снимая каждое изменение. Положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое мы передвигаем и чем чаще фотографируем, тем плавней в мультике будут движения. Важно при съёмке необходимо следить за руками, различными проводами, чтобы они не попадали в кадр. Таким образом мы по очереди сняли каждую сцену, немного меняя положение героя и элементов, мы фотографировали все мельчайшие изменения картинок.

Каждую сцену мы сохранили отдельно и перенесли всю информацию на ноутбук.

Затем оформили название мультфильма – по той же методике., используя буквы, которые мы подготовили. Так же сохранили материал и отправили на ноутбук.

Следующий этап – озвучка. В нашем мультфильме нет диалогов, поэтому мы подобрали мелодию, которая звучит на протяжении всего мультфильма. Ещё нам были необходимы специальные звуки, которые мы нашли в шумотеке. Так же для разминки нам нужны звуковые подсказки, которые мы записали на диктофон в телефоне и тоже перенесли в ноутбук.

Следующий этап монтаж мультфильма. Полученные сцены мы соединили на ноутбуке с помощью специальной программы видеоредактора VideoPad. С ней нас так же познакомили на мультинтенсиве. Здесь же мы наложили музыку, звуки и озвучку. Соединить все месте получилось не сразу, потому что нужно было, чтобы все звуки и слова точно соединились с изображением. Нам помогла мама. Аня постаралась и справилась справились. Получившееся видео мы сохранили на ноутбук.

Мультфильм получился длительностью чуть меньше трех минут. Мы сделали 1145 удачных кадров. И вот наш мультфильм готов. Остался последний этап – просмотр мультфильма. Посмотреть наш мультфильм вы можете, перейдя по ссылке https://disk.yandex.ru/i/Y9mnSjTLho9uCQ

    1. Практическое использование

Наш мультфильм мы создавали для младшего брата, и первым его увидел именно он. Артемий смотрел и не отвлекался, внимательно следил за предметами, а значит он не просто смотрел мультфильм, а и выполнял упражнения для глаз.

Затем мы передали наш мультфильм в специализированный детский садик 185 «Золотое зернышко». Этот садик посещают ребята с нарушением зрения. Воспитатели показали ребятам мультфильм. Им понравилось.

Так же мы провели опрос среди воспитателей данного садика. Вопросы мы разместили в Google Forms. Мы узнавали понравился ли им наш мультфильм с разминкой для глаз, будут ли они использовать его в работе с дошкольниками и нужно ли делать другие серии. В результате опроса мы выяснили, что практически всем педагогам понравился наш мультфильм. Большая часть опрошенных будет использовать наш мультфильм в качестве интересной разминки для глаз. И для разнообразия им бы хотелось использовать в своей работе несколько таких мультфильмов. Воспитатели старших групп рекомендовали нам добавить в мультфильм еще персонажей и диалоги между ними (приложение 5, рис 7.2).

Создав мультфильм, мы пришли к выводу, что создавать мультфильмы очень сложное, но очень интересное занятие. Конечно в нашей работе мы столкнулись с трудностями: двигались детали и нужно было переснимать кадры; настройка света, приходилось делать очень много кадров. Работа в программе для монтажа тоже была не простой.

Придумывая мультфильм, мы хотели, чтобы он был не только интересным, но и полезным, поэтому мы добавили в его сценарий упражнения для глаз. И ребята из нашего садика и наш брат смогут смотреть его с пользой. Так же мы планируем выложить его в Интернет, чтобы любой мог посмотреть.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом мы получили много новой информации о мультипликации в музее, в статьях, на мультинтенсиве.

Изучив и проанализировав различные источники информации по теме проекта, мы узнали, что анимация появились очень давно. В искусстве древнего Египта и древней Греции, Китая находили первые движения. В 15 веке появились книжки с рисунками фаз движения человека, разворачивая которые создавалась иллюзия оживших картинок.

28 октября 1892 года в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно публично продемонстрировал первый мультфильм. Именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино. В дальнейшем создателем первого в истории звукового, первого музыкального и первого полнометражного мультфильма является американский художник-мультипликатор Уолт Дисней. А запись первого русского мультфильма была сделана в 1906 году балетмейстером Александром Ширяевым. В 1936 году в СССР была организована знаменитая мультипликационная студия "Союзмультфильм", которая выпустила множество интересных мультфильмов.

Классифицировать мультфильмы можно по нескольким признаками, например, по продолжительности мультфильма можно выделить короткометражные (длительностью до 45 минут) и полнометражные (более 45 минут). Или по возрасту можно выделить мультфильмы для детей, подростков, взрослых. Так же многие мультфильмы предназначены для семейного просмотра и подходят зрителям всех возрастов.

По технологическому процессу создания мультфильмы делятся на рисованные, кукольные, перекладочные, пластилиновые, песочные и компьютерные. И если мультфильм сделан качественно, то технологический процесс не влияет на качество готового мультфильма.

Мы выбрали для нашего мультфильма перекладную анимацию. Изучили статьи, побывали на мультинтенсиве и узнали, что для того, чтобы получить хороший мультфильм, нужно соблюдать все этапы процесса: идея, сценарий, раскадровка, прорисовка, съемка, озвучка, монтаж. Для работы так же потребуется фантазия, желание творить, терпение и труд.

Подводя итоги нашего творческого проекта, можно однозначно сказать,что делать мультфильмы своими руками не только интересно, но и полезно. Хотя мы обнаружили, что это долгий и трудоёмкий процесс, он многому может нас научить. Он помогает развивать фантазию, мелкую моторику рук, также мы учимся быть терпеливыми и последовательными. Еще это отличный способ "занять" своё свободное время для всей семьи.

Цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

В будущем планируем продолжить серию мультфильмов про лисёнка Тёму. с добавлением разных упражнений для глаз. Так же хотим продолжить исследование технологий создания мультипликационных фильмов, и овладеть компьютерной 2D технологией, и попробовать создать компьютерный мультфильм.

IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

  1. https://infourok.ru/masterklass-multfilmi-v-tehnike-perekladki-2631586.html

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/31/master-klass-sozdanie-multfilma-v-tehnike-perekladka

  3. https://opentoonz-ru.readthedocs.io/ru/latest/creating_cutout_animation.html

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультфильм

  5. http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.php?id=60617

  6. https://multmaster74.ru/10-stati/04-istoriya-multiplikacii.html

  7. https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_animation

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Анимация

V ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. История появления мультипликации

Рисунок 1.1 Изображение бизона в движении

Рисунок 2.1 Книга с изображением фаз движения человека

Рисунок 3.1. Демонстрация первого мультфильма

Рисунок 4.1 Первый мультфильм Уолта Диснея

Рисунок 5.1 Первый мультфильм киностудии «Союзмультфильм»

Рисунок 6.1 Московский музей анимация

Приложение 2 Классификация мультфильмов

Рисунок 7.1 Компьютерная анимация

Рисунок 8.1 Перекладная анимация

Рисунок 9.1 Рисованная анимация

 

Приложение 3 Сценарий мультфильма

Приключения лисёнка Тёмы. На аэродроме.

Жил в Нижнем Тагиле Лисёнок Тёма. И очень любил приключения. И отправился он на автобусе на аэродром Быньги, чтобы исполнить свою мечту и прыгнуть с парашютом. Приехал он на аэродром, ветролов показывал, что погода сегодня летная.

Сделал Тёма разминку перед прыжком, получил парашют и отправился на посадку. Сел он в самолет и полетел высоко в небо. На нужной высоте он спрыгнул вниз и летел, наслаждаясь свободным падением, пока не открылся парашют. Теперь ему предстояла непростая задача – попасть точно в центр мата. Не смотря на волнение, лисёнок справился, чему был сильно рад

Рисунок 10.1 Кукольная анимация

Рисунок 11.1 Пластилиновая анимация

Рисунок 12.1 Песочная анимация

Приложение 4Создание и использование мультфильма

Рисунок 1.2 Зарисовки персонажа

Рисунок 2.2 Зарисовки фона

Рисунок 3.2 Зарисовки к мультфильму

Рисунок 4.2 Мультстанок

Рисунок 5.2 Раскадровка

Рисунок 6.2 Съемка мультфильма

Приложение 5Практическое использование

 

Рисунок 7.2 Опрос воспитателей детского сада 185 для ребят с нарушением зрения

Просмотров работы: 12