Робот-уборщик городских улиц, парков и скверов – «РОБО-ЖУК»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Робот-уборщик городских улиц, парков и скверов – «РОБО-ЖУК»

Идрисова Э.М. 1
1Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа – детский сад № 17 города Евпатории Республика Крым»
Краснощек Н.Б. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа – детский сад № 17 города Евпатории Республика Крым»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У России богатая история и огромные перспективы. Прямо сейчас наши учёные совершают открытия, наше образование обеспечивает передовое развитие страны в будущем. Международная выставка-форум «Россия» — это важнейшие достижения страны, собранные на одной площадке.

В январе я с семьей посетила выставку, особое внимание привлек павильон Международной выставки-форум «Россия»: экспозиция «Города для жизни сбываются».

Экспонент Международной выставки-форума «Россия»: ВЭБ.РФ

Экспозиция посвящена трансформации жизни в городах России. Все экспонаты в павильоне интерактивные. С ними можно взаимодействовать и получать новый опыт. С помощью 3D-игры на гигантском экране наша семья создала свой город мечты. Искусственный интеллект помог сгенерировать образ будущего и увидеть себя в нём.

Сегодня технологии занимают очень важную часть нашей жизни. Одна из крупнейших IT-компаний – Яндекс помогает людям решать задачи и достигать своих целей в жизни. В основе продуктов и сервисов Яндекса лежат нейросети. На экспозиции мы увидели примеры того, как нейросети помогают делать удивительные вещи. Беспилотный автомобиль и роботы-доставщики передвигаются по городу сами, без помощи человека. Нейросеть YandexGPT отвечает на вопросы, придумывает идеи и пишет тексты. Особенно меня привлекло приложение «Шедеврум»,которое помогает создавать изображения, даже если вы совсем не умеете рисовать. С помощь приложения «Шедеврум» я визуализировала картинку будущей модели робота-уборщика и создала свою модель «РОБО-ЖУКА».

  • Робот уборщик предназначен для уборки улиц, парков и скверов от мусора;

  • должен быть оснащен системой навигации и управления;

  • оснащен колесной системой;

  • иметь камеру для обнаружения препятствий и систему распознавания объектов;

  • автоматически определять наличие мусора;

  • после окончания уборки возвращаться на начальную точку;

  • робот должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Технологии развиваются очень быстро. Уже сегодня роботы могут выполнять задачи, которые раньше были доступны только людям. Возможно модель «РОБО-ЖУКА» (робот-уборщик городских улиц, тротуаров) в будущем поможет сделать солнечную Евпаторию лучше. «Города для жизни сбываются: и мы строим это будущее вместе».

Цель моей работы: разработка модели робота-уборщика городских улиц, парков и скверов «РОБО-ЖУК»

Задачи:

  • изучить литературу, собрать информацию по данной теме;

  • обобщить и проанализировать полученную информацию;

  • сконструировать модель робота;

  • создать программу для робота;

  • представить результат своей работы – презентация модели.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

  • изучение литературы, сбор информационного материала, его анализ; моделирование, конструирование модели «РОБО-ЖУКА», программирование;

  • обобщение, сравнение, эксперимент;

  • формулирование выводов по результатам исследования.

Проектный продукт - модель робота-уборщика городских улиц, тротуаров и скверов «РОБО-ЖУК»с использованием конструктора Lego WeDo 2.0.

Практическая значимость заключается в том, что робот-уборщик городских улиц, парков и скверов «РОБО-ЖУК» может следить за порядком на улицах и убирать, будет автоматически отслеживать уровень загрязнения, поможет обеспечить комфортную жизнь людей и гостей нашего города.

1. История появления робототехники

Развитие робототехники началось еще до нашей эры. Архит Тарентский в IV веке до н.э. задумал создание первого в истории человечества робота – механической птицы из дерева, которую предполагалось приводить в движение паровой тягой для подъема до 200 метров ввысь.

Первый человекоподобный робот был сконструирован Леонардо да Винчи в 1495 году. Это был рыцарь, способный шевелить руками и вращать головой.

Своим названием роботы обязаны писателю. Это Карел Чапек – известный чешский писатель и драматург впервые придумал это слово. Еще в 1500 году Леонардо да Винчи строит механического льва, который при въезде короля Франции в Милан выдвигался, раздирал когтями грудь и показывал герб Франции. А в 1543 году Джон Ди в Англии создает деревянного жука, способного летать.

Первые заводные механизмы, подражавшие живымсуществам появились в XXVIII веке. Французский математик Жак де Вокансон в 1727 году открыл мастерскую и начал конструировать различные механизмы. Самые известные - это медные утки, которые порхали, били крыльями, клевали рассыпанный корм; фигура в рост человека, который играл на флейте.

А в 1898 году Никола Тесла испытал радиоуправляемое судно, после чего, шествие роботов по миру было уже не остановить.

В 1960 году были созданы первые многофункциональные самоходные платформы для сбора радиоактивных материалов.

2. Виды роботов

В мире много разных умных устройств, но роботами являются далеко не все из них. Роботом можно назвать любое устройство или механизм, которое выполняет предназначенные ему действия и одновременно отвечает трём условиям:

SENSE: воспринимает окружающий мир с помощью сенсоров. Такими сенсорами могут быть микрофоны, камеры (всех областей электромагнитного спектра), различные электромеханические сенсоры, датчики и прочее.

THINK: понимает окружающий мир и строит модель поведения, чтобы выполнять предназначенные ему задачи.

ACT: воздействует на физический мир.

Например:

 

Беспилотный автомобиль

Кофейный автомат

Sense

оснащён камерами и лидаром

панель с кнопками или сенсорный дисплей

Think

строит модели, понимает окружающий мир и принимает решения

_______________

Act

перевозит пассажиров или груз

выдаёт кофе

 

РОБОТ

не РОБОТ

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то такое устройство нельзя назвать роботом.

2.1 Типы роботов

Промышленные роботы. Выполняют задачи по автоматизации на производстве. Новосибирские ученые разработали робота, который сортирует бытовые отходы.

Сервисные роботы. Призваны дополнять или заменять человека в решении задач в сфере обслуживания.

В соответствии с классификацией Международной федерацией робототехники сервисная робототехника делится на два типа:

Персональные. Используются в нашей повседневной жизни:

  • Роботы-пылесосы.

  • Кухонные роботы.

  • Роботы-сиделки.

  • Роботы-питомцы.

Профессиональные. Используются при оказании различных услуг:

  • Роботы-консультанты.

  • Роботы-гиды.

  • Роботы-администраторы.

  • Роботы-курьеры.

  • Роботы-диагносты.

2.2 Современные роботы

В настоящее время современные роботы, применяются во всех сферах человеческой деятельности. Российские ученые и инженеры разрабатывают новых роботов для опыления растений, сбора урожая и др.

Сборщик урожая

Агроробот может собирать урожай, оснащен искусственным интеллектом и может решать разноплановые задачи: сбор урожая, перевозка сельскохозяйственных грузов, выдача корма животным.

Агроробот автономно следуют за человеком, узнает оператора и выполняет команды, распознавая жесты. Управляется устройство при помощи мобильного приложения.

«Умные» опылители

Модели роботизированных пчел разрабатывают ученые во всем мире. Одна из задач – помощь обычным пчелам в опылении, многие из которых гибнут по причине обработки полей химическими препаратами.

Робособака Арти

На службе Москвы — робособака по имени Арти, которая является сотрудником одного из столичных ведомств.

Собака весом около 30 килограммов легко взбирается по лестницам и перешагивает бордюры, способна развивать скорость до 11 километров в час. У нее есть GPS модуль, лидар и камера для онлайн-трансляции.

3. Уборочная техника

3.1 Коммунальная уборочная техника

Коммунальная техника — это транспорт, главная цель которого санитарная очистка и уборка городских территорий. К коммунальным машинам относятся мотоблоки, тракторы, грузовики и другая техника.

Уборочные или подметально-уборочные агрегаты очищают тротуары, парковки, автомобильные дороги, территории вокзалов и заводов.

Первая механическая модель изобретена Чарльзом Бруксом в конце XIX века в Лондоне. В нашей стране уборочные машины массово запущены в производство в 30-е годы.

Самым популярным вариантом машин остаются цистерны с водой и навесным оборудованием (поливомоечными насадками, водяным соплом и рампами).

Поливомоечная машина поливает дороги и газоны, подметает мусор, очищает дорожное полотно от снега и льда, распределяет по дороге противоскользящие и жидкие реагенты.

 

Помимо поливомоечного оборудования машины могут распределять сыпучие смеси по поверхности автомобильных дорог, т.е. могут быть установлены:

  • пескосолераспределитель;

  • щеточное оборудование;

  • снегоочиститель плужный.

Ручная подметальная машина имеет надежный бензиновый двигатель. Встроенная система активного пылеудаления позволяет работать в запыленных помещениях.

 

Для быстрой уборки и подметания мелкого мусора на складе, магазине или производстве можно использовать подметальную машину с ручным управлением оснащенной двумя батареями.

 

Хозяйственный пылесос подходит для сбора влаги и сухого мусора, благодаря наличию специально разработанной насадки. Также может быть оснащен функцией выдува.

 

3.2 Робот- пылесос

Техника в нашей жизни уже не заменимая вещь. Не всегда есть время и желание на уборку дома, но современные технологии позволяют создавать роботов помощников. Роботы уже давно вошли в нашу жизнь и помогают делать ее проще.

Роботы-пылесосы – устройства, которые автоматически делают уборку в помещении без участия пользователя.

Прототип первого робота-пылесоса был показан телезрителям в 1996 году.

Немногим позже, был выпущен первый в мире робот-пылесос марки Electrolux.

В 2016 году технологии роботов-пылесосов сильно шагнули вперед. Появилась навигация, управление через приложение, высокая мощность всасывания, центральная щетка. Роботы могут быть оснащены вращающимися салфетками, которые качественно трут пол, выполняя влажную уборку.

Современные роботы пылесосы ориентируются в квартире двумя способами: сканируя пространство специальным лазером – лидаром или с помощью видеокамеры, направленной вверх.

Современный робот пылесос запоминает пространство вокруг себя, создавая карту жилища.

4. Исследование и его результаты

Было проведено анкетирование среди своих одноклассников и людей других возрастных категорий. В исследовании принимали участие 39 человек. Это жители Евпатории и Симферополя. (приложение)

Возраст

7 -14 лет

15-20 лет

20 лет и более

22 чел.

12 чел.

5чел.

Целью исследования было выяснить может ли робот-уборщик следить за порядком на улицах и убирать парки, скверы.

Сначала я узнала: «Есть ли у вас дома робот-пылесос»

Выяснилось, что не у каждого на данный момент есть дома робот-пылесос, больше половины ответили – нет (69%). Да ответили - 31%

Второй вопрос: «Может ли робот следить за порядком на улицах и убирать их?»

72% ответили, что за порядком на улицах, за чистотой в общественных местах могут следить Робо-помощники, что еще раз доказывает, что на улицах городов можно будет увидеть Робо-помощника.

На вопрос: «Какое из устройств можно назвать роботом: стиральная машина, кофемашина, беспилотный автомобиль», - респонденты ответили следующим образом:

Стиральная машина-автомат – 20% (8 чел)

Кофемашина -17% (7чел)

Беспилотный автомобиль- 90% (37чел)

Следующий вопрос анкеты: «Знаешь ли ты книги, фильмы, мультфильмы про роботов? Перечисли их.» показал, что о роботах узнают, в основном, через фильмы и мультипликационные фильмы.

  • Приключения Электроника;

  • Трансформеры;

  • Мечты робота;

  • Валл-и;

  • Назад в будущее;

  • Автоботы;

  • Звёздные войны.

За чистотой в нашем городе следит предприятие «Порядок». Люди данного предприятия занимаются уборкой улиц, парков, скверов и придомовых территорий. Они отвечают за наведение порядка. Работа уборщика улиц сложная и ответственная.

В ходе проведенного исследования выяснила рядфакторов которые делают работу уборщика улиц сложной:

  • требует физической выносливости;

  • разнообразие задач (убирают листья, мусор и др. отходы)

  • умения работать в различную погоду;

  • используют инструменты, которые могут быть тяжелыми и неудобными в использовании;

  • работа может быть опасной из-за риска падения и столкновения.

В нашем городе по улице Гоголя есть памятник Дворнику Степаныч. Это скульптура Дворника времен царской России в сапогах и картузе, а у его ног сидит дворовой пес. 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что роботы нужны в современном мире, они нам помогают справиться со сложными задачами и достигать своих целей в жизни. Уже сегодня роботы могут выполнять задачи, которые раньше были доступны только людям.

5. Модель робота-уборщика «РОБО-ЖУК» с использованием образовательного конструктора LegoWeDo 2.0

5.1. Подготовка деталей и сборка модели Робота-уборщика улиц, парков и скверов «РОБО-ЖУК»

Для создания модели «РОБО-ЖУК» я использовала комплект образовательного конструктора LEGO Education WeDo 2.0

Кирпичики

Балки

Пластины

Детали системы движения

Соединительные элементы

Декоративные детали

Электронные компоненты

«Сердцем» моей модели является аккумуляторная батарея СмартХаб.

Для того, чтобы запустить в движение модель, мне понадобился ещё один важный элемент - средний мотор. Мотор заставляет двигаться другие компоненты. Ось среднего мотора приводится в движение с помощью электричества.

5.2 Программирование LEGO Education WeDo 2.0

Создаем программную строку, используем блоки управления мотором и индикатором СмартХаба (зелёная палитра), устанавливаем временные рамки работы мотора.

5. 3 Программирование Scratch

Язык программирования Scratch Link открывает новые возможности. Это программирование с простым визуальным интерфейсом, который позволяет создавать цифровые истории, игры и анимацию.

Вместо кода используются блоки (модули) с изображениями.

Для создания программы создаю алгоритм в программе Scratch на компьютере

Это набор блоков команд, которые я использовала при программировании.

Заключение

Технологии развиваются очень быстро. Уже сегодня роботы могут выполнять задачи, которые раньше были доступны только людям.

Робот–уборщик может работать полностью автономно, с помощью программы, На сложных участках оператор может вручную управлять роботом через пульт управления или другие датчики.

Ресурс работоспособности человека-уборщика гораздо ниже, чем робота. Для человека необходим световой день, хорошее здоровье и оплата труда, социальные выплаты.

Робот-уборщик может работать в ночное время, когда людей нет на улице. А также его работа не зависит от физического состояния, только от технического.

Развитие современных технологий позволяет без труда предоставить такие роботы–уборщики в каждый, даже самый удалённый и малонаселённый город России.

Техническая поддержка и обслуживание роботов-уборщиков позволит расширить список профессий.

Многофункциональность робота-уборщика позволяет с успехом справляться с различными типами работ.

«РОБО-Жук» позволит экономить не только время, но и средства.

В процессе выполнения проекта были решены задачи:

  • изучилаисторию появления роботов, виды роботов;

  • изучила машины для уборки улиц;

  • познакомилась с приложением «Шедеврум» от компании Яндекс;

  • усовершенствовала навыки программирования в Scratch Link;

  • создала модель «РОБО-Жука» для очистки парков, скверов и улиц.

В перспективе можно усовершенствовать модель дополнительными щеточками для уборки снега в средней полосе и северных регионов нашей страны.

Модель «РОБО-ЖУК» в будущем поможет сделать солнечную Евпаторию и наш Крым лучше.

«Города для жизни сбываются: и мы строим это будущее вместе»

Список использованных источников

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –3-е изд., пераб. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

  2. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1-4 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ

  3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наука, 2011г.

  4. [Электронный ресурс]/ Виды роботов и классификация в робототехнике – Режим доступа: https://berza.ru/klassifikacziya-i-vidy-robotov/

  5. [Электронный ресурс]/ Развитие робототехники. История и перспективы развития робототехники – Режим доступа: https://zarnitza.ru/press-center/blog/razvitie-robototekhniki-istoriya-i-perspektivy-razvitiya-robototekhniki/

  6. [Электронный ресурс]/Робот-пчела, робот-жук и другие машины, которых вы не увидите – Режим доступа: https://vc.ru/mos.ecology/493379-robot-pchela-robot-zhuk-i-drugie-mashiny-kotoryh-vy-ne-uvidite

  7. [Электронный ресурс]/ Лучшая коммунальная техника в России – Режим доступа: https://garden-shop.ru/articles/kommunalnaya-tehnika-top-20-luchshih-mashin/

Приложение

В исследовании принимали участие 39 человек. Это жители Евпатории и Симферополя.

Целью исследования было выяснить может ли робот-уборщик следить за порядком на улицах и убирать парки, скверы.

Анкета

Здравствуйте, потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени

на заполнение следующей анкеты.

Возраст

7 -14 лет

15-20 лет

20 лет и более

1 вопрос. Есть ли у тебя дома робот-пылесос

ДА НЕТ

2 вопрос. Может ли робот следить за порядком на улицах и убирать их?

ДА НЕТ

3 вопрос. Какое из устройств можно назвать роботом:

Стиральная машина-автомат

Кофемашина

Беспилотный автомобиль

4 вопрос. Знаешь ли ты книги, фильмы, мультфильмы про роботов? Перечисли их.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо

Возраст участников анкетирования

1 вопрос. «Есть ли у вас дома робот-пылесос»

Выяснилось, что не у каждого на данный момент есть дома робот-пылесос, больше половины ответили – нет ( 71%). Да ответили - 21%

2 вопрос. «Может ли робот следить за порядком на улицах и убирать их?»

3 вопрос. «Какое из устройств можно назвать роботом: стиральная машина, кофемашина, беспилотный автомобиль»

Стиральная машина-автомат – 20% ( 8 чел)

Кофемашина -17% (7чел)

Беспилотный автомобиль- 90% (37 чел)

4 вопрос. «Знаешь ли ты книги, фильмы, мультфильмы про роботов? Перечисли их.»

  • Приключения Электроника;

  • Трансформеры;

  • Мечты робота;

  • Валл-и;

  • Назад в будущее;

  • Автоботы;

  • Звёздные войны.

Просмотров работы: 100