Разработка робота-библиотекаря

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка робота-библиотекаря

Садова В.Н. 1Самоха Л.П. 1
1МБОУ СОШ №12 г. Пенза
Садова А.В. 1
1МБОУ СОШ №12 г. Пенза
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Название проекта

Разработка робота-библиотекаря

Участники проекта

Самоха Лев Павлович, Садова Виктория Николаевна, обучающиеся 5 класса МБОУ СОШ №12 г. Пензы

Координатор проекта

Садова Анастасия Васильевна, учитель информатики МБОУ СОШ №12 г. Пензы

Целевая аудитория

Обучающиеся МБОУ СОШ №12, посетители библиотеки

Проблема

Стеллажи в библиотеках очень высокие, библиотекарю приходится использовать стремянку, чтобы достать необходимую книгу. А это очень опасно и неудобно!

Решение проблемы

В результате данного проекта с помощью конструктора LegoMindstormsEV 3 будет создана Лего-модель робота по перемещению книг читателю или библиотекарю.

Цель

разработка робота-помощника библиотекарю

Проектные задачи

  1. Познакомиться с мировой историей библиотек.

  2. Познакомиться с историей городской библиотеки №2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  3. Познакомиться с современнейшими библиотеками мира.

  4. Создать проект робота для перемещения книг с высоких полок.

  5. Определить оборудование и материалы, требующиеся для работы.

  6. Создать Лего-модель робота для перемещения книг с высоких полок с помощью конструктора LegoMindstormsEV3.

Предметная область

Технология, информатика, робототехника, краеведение

Сроки реализации проекта

Подготовительный этап (август – сентябрь 2023)

- выявление проблемы,

- поиск информации для решения выявленной проблемы,

- определение плана работы над проектом.

Основной этап (октябрь 2023 – январь 2024)

- создание эскиза модели,

- создание схемы модели,

- разработка модели робота,

- написание программы для автоматизации модели.

Заключительный этап (февраль-март 2024)

- защита проекта,

- определение направлений для дальнейшего развития проекта.

Место работы над проектом

МБОУ СОШ №12 г. Пензы, городская библиотека №2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Необходимое оборудование

Конструкторы LegoMindstormsEV 3, ноутбук с установленным программным обеспечением

Ожидаемые результаты

Предполагаемый продукт: лего-модель робота по перемещению книг читателю или библиотекарю.

Введение

Нам всегда нравилось читать книги, сначала с родителями, а потом и самим. В 2018 году, когда мне было 6 лет, мама записала меня в Городскую библиотеку № 2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эту библиотеку она посещала сама, учась в школе, и даже работал с нами сотрудник библиотеки из её детства. Я был горд и очень удивлён! В таком месте я побывал впервые! Здесь оказалось столько всего интересного: разнообразные книги, энциклопедии, журналы, тематические выставки книг, различные экспозиции. Я засматривался на стеллажи с книгами, меня поражало их многообразие, хотелось все рассмотреть подробно, не спеша выбрать именно ту книгу, которую хочется. Но всё же, внутренний интерьер библиотеки не всегда позволял это сделать, негде было расположиться, изучить книгу (Приложение 1).

4 сентября 2021 года открыли обновленную Городскую библиотеку № 2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, усовершенствованную в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек. Она теперь представляет собой современное многофункциональное пространство, есть места единения с книгой, есть «территория общения», отдельное место занимает - мультимедийное оборудование (Приложение 1).

Однако мы заметили, что стеллажи очень высокие, библиотекарю приходится использовать стремянку, чтобы достать необходимую книгу. А это очень опасно и неудобно! Существуют ли какие-то роботы для этого?

Нас заинтересовало - как выглядят современные библиотеки во всем мире, с чего начинается история библиотек?

Актуальность проекта обусловлена тем, что современные роботы используются в нашей жизни на каждом шагу. Поэтому интересно – как они применяются в библиотеке. В результате данной работы с помощью конструктора Lego Mindstorms EV 3 будет создана Лего-модель робота по перемещению книг читателю или библиотекарю.

Наш проект способствует развитию творческого мышления, развитию познавательной деятельности, учит рационально использовать пространство помещения с точки зрения безопасности человека, создавать полезные вещи для хранения и складирования книг или журналов.

Цель проекта: разработка робота-помощника библиотекарю

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с мировой историей библиотек.

  2. Познакомиться с историей городской библиотеки №2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  3. Познакомиться с современнейшими библиотеками мира.

  4. Создать проект робота для перемещения книг с высоких полок.

  5. Определить оборудование и материалы, требующиеся для работы.

  6. Создать Лего-модель робота для перемещения книг с высоких полок с помощью конструктора Lego Mindstorms EV3.

Тип проекта: творческий.

Сроки реализации проекта: Август 2023 г. – Март 2024 г.

Ожидаемые результаты проекта

В ходе выполнения предполагается получить следующие результаты:

Результат-продукт: лего-модель робота для перемещения книг с высоких полок, созданная с помощью конструктора Lego Mindstorms EV 3.

Результат-эффект: оптимизация работы библиотеки.

1 Теоретическая часть

1.1 Мероприятия проекта

п/п

Сроки

Содержание деятельности

Участники

 

Сентябрь 2023 г.

Посещение школьной библиотеки.

Сбор информации по теме проекта

Самоха Лев, Садова Виктория, руководитель

проекта Садова А.В.,

зав. школьной библиотекой

Балакина Л.Н.

 

Сентябрь 2023 г.

Посещение городской библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Сбор информации по теме проекта

Самоха Лев, Садова Виктория,

родители,

сотрудники библиотеки

 

Октябрь 2023 г.

Изучение интернет-ресурсов по теме проекта

Самоха Лев, Садова Виктория

 

Октябрь 2023 г.

Консультация по технике выполнения работы

Самоха Лев, Садова Виктория, руководитель

проекта Садова А.В.

 

В течение

учебного года

Посещение внеурочной деятельности «Робототехника» МБОУ СОШ №12 имени В.В.Тарасова

Самоха Лев, Садова Виктория, руководители кружка Садова А.В., Гаграманова Л.Н.

 

Март 2024 г.

Защита и презентация проекта на школьном фестивале «От идеи до проекта» МБОУ СОШ №12 г.Пензы имени В.В.Тарасова

Самоха Лев, Садова Виктория, руководитель

проекта

Садова А.В.

 

1.2 План проектных работ

Этап

Теоретические сведения

Практическая работа

Подготовительный этап

  1. Поиск и выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

  2. Определение необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

  3. Составление плана работы по реализации проекта;

  4. Определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления изделия

  1. Поиск литературы, интернет-ресурсов, иллюстраций, фотографий.

  2. Запись плана работы.

Поисково-исследовательский этап

  1. Создание анкеты

  2. Изучение, исследование и обработка необходимой информации о Лего-моделях и процессе их изготовления;

  3. Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения Лего-моделей и отбор наиболее оптимального из них;

  4. Примерная оценка себестоимости.

  1. Проведение актирования одноклассников и анализ ее результатов

  2. Консультация по технике выполнения работы

  3. Подготовка наборов Lego Mindstorms EV 3

  4. Практическое применение

различных датчиков набора Lego Mindstorms EV 3

  1. Практическое применение программы EV3 Classroom

Технологический этап

  1. Разработка соответствующей технико-технологической документации (технологические, инструкционные карты и т. д.);

  2. Разработка лего-модели;

  3. Текущий контроль качества выполнения технологических операций;

  4. Соблюдение в работе техники безопасности;

  5. Внесение при необходимости изменений в конструкцию Лего-модели и программу.

  1. Сборка лего-модели.

  2. Создание программы для Лего-моделей с использованием программного обеспечения EV3 Classroom

  3. Запуск программ, их отладка

Заключительный

Контроль изготовленного изделия и самооценка качества

Оформление документации.

Защита проекта.

1.3 Историческая справка

Человечество с давних пор стремилось сохранить знания и передать их потомкам. Для этого применялись различные методы: записи на папирусах, глиняных табличках, камнях. Все эти «документы» хранились в особых местах, куда имели доступ лишь знатные люди и жрецы. Есть немало интересных фактов из истории библиотек.

1.3.1 Что такое библиотека?

Библиоте́ка (греч. βιβλίον «книга» + θήκη «хранилище») - учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу.

1.3.2 История мировой библиотеки

Основные этапы развития библиотек во всем мире и их особенности представлены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы развития библиотек

Эпоха

Особенности, интересные факты

Древний Египет

  • Создавались при дворцах или храмах, знакомиться с текстами мог сам фараон, приближенные к нему или жрецы.

  • Простым людям знания в тот период были недоступны. Папирусные свитки помещали в кожаный футляр, к которому крепили небольшую деревянную табличку с наименованием. В таком виде хранили первые «книги».

  • Библиотеки являлись центрами обучения.

Древний Египет

Знаменитая Александрийская библиотека

  • Величайшая сокровищница древнего мира, в ее коллекцию входило более 800 тысяч текстов, написанных на различных языках.

  • Птоломей ІІІ во время голода в Афинах продавал хлеб грекам только в том случае, если они позволят ему скопировать редкие книги. Жители Эллады согласились, но потребовали в залог достаточно большое количество золота. Мудрый Птоломей отказался возвращать книги, пожертвовав сокровищами.

  • В 273 году она была уничтожена страшным пожаром

Древний город Пергам,

Пергамская библиотека

  • Коллекцию составили более 200 тысяч книг.

  • Имелся читальный зал, в котором располагались полки с манускриптами, а также стояла статуя Афины, покровительницы мудрости.

  • Для сохранности трудов и защиты от повышенной влажности использовалась примитивная система кондиционирования.

Периоды Средних веков и Возрождения

  • Распространение частных собраний книг.

  • Оплот науки и знаний стали монастыри.

  • Для хранения книг выделяли особое большое помещение, назначался ответственный сотрудник — библиотекарь.

  • Основные труды таких библиотек носили религиозный характер.

  • Появляется огромное количество частных собраний, в которые входят не только полезные книги, но и красивые, настоящие произведения искусства.

Век Просвещения

  • Появляются национальные заведения, платные, даже публичные.

  • Люди получают возможность брать книги домой.

  • Позднее в фонды библиотек начинают включать газеты, статьи которых несли в себе какую-либо ценность

Древняя Русь, Российская Империя

  • Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве.

  • С середины 17 в. формировались первые библиотеки светского характера – царских приказов

  • В 15– 17 вв. возникают первые учебные библиотеки.

  • Реформы Петра I привели к появлению новых специальных библиотек (цифирных, навигацкой, ремесленных, горно-заводских и др.).

  • С нач. 19 в. создавались библиотеки гимназий, уездных училищ, просветительных и научных обществ

 

1.3.3 Современные библиотеки

Развитие техники и технологии очень сильно повлияло на привычные нам учреждения: на школу, на магазины, на поликлиники и на библиотеки. Мы изучили информацию про самые современные библиотеки в мире. Оказывается, в их работе активно используются роботы и цифровые технологии! Самые, на наш взгляд, интересные факты мы занесли в таблицу 2:

Таблица 2. Интересные факты

Название библиотеки

Интересные факты

Библиотека Университета Чикаго

(Соединённые Штаты Америки)

Если читателю необходима книга, в дело вступает роботизированный кран, который поднимает нужный бокс библиотекарю.

Библиотека Университета Вены

(Австрия)

Десятки тысяч электронных книг, периодических изданий и баз данных, мобильные ресурсы доступны посредством QR-кодов.

Общественная библиотека Бруклина (Соединённые Штаты Америки)

Читатели библиотеки имеют возможность посещать бесплатные компьютерные курсы, где кроме базовых знаний можно освоить современные программы для монтирования видеороликов и графического дизайна.

Общественная библиотека Калгари (Канада)

Мобильное приложение, которое она выпустила, сделало ее весьма известной во всем мире. Grow a Reader собирает интересный игровой и интерактивный контент, обучающий чтению, и доставляет его прямо в мобильные устройства родителей.

Центральная библиотека Хельсинки «Ода» (Финляндия)

Одно из заметных отличий финских библиотек от российских в том, что книги в них всегда находятся в открытом доступе.

Муниципальная библиотека города Штуттгарт

(Германия)

На этаже с детской литературой даже книжные полки расставлены по полу, чтобы маленьким посетителям было удобнее выбирать себе книги. А там, где есть стеллажи, они формируют пространство так, что оно больше напоминает множество уютных детских - опять же, для комфорта малышей.

Филологическая библиотека Свободного университета Берлина

(Германия)

Проект был именован «Мозг Берлина» за свой необычный дизайн. Стеклянный фасад в виде купола позволяет естественным образом освещать помещения в течение дня, а также способствует полноценной вентиляции помещений. В зимнее время здание аккумулирует тепло, создавая комфортные условия для работы студентов и преподавателей.

Российская государственная библиотека для молодежи

(Москва, Российская Федерация)

На базе технологии RFID (англ. RadioFrequencyIDentification — радиочастотная идентификация) организован полный цикл читательского самообслуживания при получении и сдаче изданий. Круглосуточно работает станция возврата книг, расположенная на внешней стене здания у входа в библиотеку.

Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова

(Пенза, Российская Федерация)

В 2013 году эта библиотека была единственной полностью новой в стране.

Электронный каталог позволяет получать книги и статьи не только из фонда Лермонтовки, но и со всей России – библиотека подключена к системе МАРС (межрегиональная аналитическая роспись статей), в которую входят 280 библиотек России и ближнего зарубежья

1.3.4 История городской библиотеки №2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина

История городской библиотеки №2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина начинается с 1946 года, когда жители Конной слободы г.Пензы обратились к властям города с просьбой: выделить в здании школы №12 комнату для библиотеки, которую будут создавать они сами, собирая книги, газеты и журналы. Так и была создана библиотека, которая первое время работала на общественных началах. В 1971 году городская библиотека №2 переехала в новое здание, в котором она располагается и сейчас.

В 1976 г., в связи со 150-летием М.Е. Салтыкова-Щедрина, ей было присвоено имя писателя, который с января 1865 г. по декабрь 1866 г. жил в Пензе и был инициатором создания одной из первых библиотек в городе.

С 2003г. и по настоящее время городская библиотека №2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система города Пензы».

Значимое внимание в проектной деятельности библиотеки уделяется привлечению к чтению юных пензенцев дошкольного и младшего школьного возраста.

В 2017 году МБУ «ЦБС г. Пензы» за успешную реализацию проекта «Доброе чтение» был получен Диплом победителя Международного конкурса-смотра городских практик СНГ И ЕАЭ «Город, где хочется жить» в номинации «Библиотечное обслуживание».

В 2019 году городская библиотеки №2 им. М. Е. Салтыкова-Щедрина заняла первое место на Всероссийском конкурсе «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке». Конкурс был инициирован Российской государственной детской библиотекой совместно с Федеральный институтом развития образования.

В 2021 году городская библиотеки №2 им. М. Е. Салтыкова-Щедрина распахнула свои двери для посетителей в обновленном виде.

1.3.5 Выводы теоретической части

Теоретическая часть нашего проекта позволила нам сделать вывод о том, что современные библиотеки трансформировались из тихого, спокойного места в многофункциональное пространство, где применяются современные технологии.

А значит, актуальность нашего проекта подтверждается.

 

2 Практическая часть

2.1 Результаты анкетирования

В результате анкетирования нам бы очень хотелось выяснить посещают ли наши одноклассники библиотеки. Анкета и результаты анкетирования представлены в приложении 2.

2.2 Технология изготовления Лего-моделей

Поскольку мы увлекаемся лего-конструированием и посещаем внеурочную деятельность «Робототехника», мы создадим именно Лего-модели с помощью наборов Lego Mindstorms EV3, а управление ими будет осуществляться посредством компьютерной программы.

Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей. Это может быть, например, стол, придвинутый одним торцом к розетке, к которой подключается ноутбук. Также необходимо предусмотреть место для контейнера с деталями и «сборочной площадки» - свободное пространство размерами примерно 60 см х 40 см.

Нужно иметь под рукой и комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумагу для таблицы данных.

Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером.

2.3 Правила безопасности во время работы

При работе с конструктором и компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности, они размещены в Приложении 3.

    1. Оборудование, инструменты, материалы

Для создания модели робота – помощника мы использовали:

  1. Конструктор LEGO Mindstorms EV3

В набор конструктора входят следующие элементы:

- пластины, оси, балки и другие соединительные детали;

- встроенные в моторы датчики вращения и ультразвуковой датчик;

- датчик цвета, гироскопический датчик и два датчика касаний;

- инфракрасный датчик;

- перезаряжаемая аккумуляторная батарея;

- три электро- серво- мотора;

- соединительный кабель;

- USB-кабель.

При создании робота и программы для него, необходимо понимать суть работы каждого датчика т.к. данные знания дадут возможность правильно рассчитывать траекторию движения робота, его функциональность.

Главный элемент конструктора – это микрокомпьютер (микропроцессор) EV3, он является «мозгом» робота Mindstorms, который позволяет роботу Mindstorms ожить и осуществлять различные действия. Микрокомпьютер контролирует моторы и собирает данные с датчиков.

Одним из важнейших элементов конструктора является сервомотор. Данный элемент создан для работы с микрокомпьютером EV3 и имеет встроенный датчик вращения, благодаря которому мотор может соединяться с другими моторами, позволяя роботу двигаться с постоянной скоростью.

Информацию об окружающем мире робот Lego Mindstorms EV3 получает от нескольких датчиков: ультразвукового, датчика касания и датчика, позволяющего распознавать цвета.

Ультразвуковой датчик EV3 позволяет измерять расстояние до объектов.

Датчик касания позволяет роботу реагировать на касания, распознает три ситуации: прикосновение, щелчок и освобождение

Датчик цвета дает возможность роботу определять цвет поднесенного к нему предмета.

  1. Программное обеспечение EV3 Classroom LEGO Education.

Разобравшись с деталями Lego Mindstorms EV3, рассмотрим его программное обеспечение (ПО). ПО EV3 Classroom LEGO Education основано на LabVIEW, графическом языке программирования, которым пользуются ученые и инженеры по всему миру. ПО предоставляет возможность перетаскивать и размещать командные блоки.

Таким образом, чтобы писать программы, следует размещать блоки функциональности на схеме. В зависимости от типа блока, каждый блок может быть сконфигурирован.

Интуитивно понятный интерфейс позволяет сначала создавать простые программы, а затем продуктивно развивать свои навыки программирования, делая возможным создание сложных многоуровневых программ и проведения различной экспериментальной работы.

    1. Разработка модели робота

Продумав все составные элементы, мы приступили к конструированию нашей модели. За основу нашего робота мы взяли стандартную модель базового набора EV3 – Робот-манипулятор Arm p5, но усилили и доработали его под свою задумку.

В своей модели мы использовали следующие детали: большие и средний моторы, аккумулятор, кабели, детали для сборки робота.

Сборка модели:

    1. Написание программы управления роботом

При программировании робота можно настраивать различные параметры, такие как скорость движения, угол поворота, время выполнения операции и другие. Произведя различные настройки, запрограммировав каждую кнопку, мы остановились на оптимальной программе.

После создания программы мы протестировали ее на созданном роботе. Во время тестирования можно наблюдать, как робот выполняет заданные действия, и вносить корректировки при необходимости. При возникновении ошибок можно использовать функции отладки для их выявления и исправления.

Программирование робота предоставляет возможность развивать навыки программирования, логического мышления и решения задач.

2.7 Экономическое и экологическое обоснование

Наименование

Цена, руб.

Расход

Всего, руб.

Набор Lego Mindstorms EV3

85000

1 шт.

85000

Ноутбук

29990

1 шт.

29990

Электроэнергия

     

Итого

   

114990

Однако, пользоваться набором Lego Mindstorms EV3 и ноутбуком можно неоднократно, не один год, используя в учебе.
Для создания нашего проекта мы использовали школьные ноутбук и наборы Lego Mindstorms EV3, полученные в рамках проекта Образование, поэтому данный проект получился бесплатным.

Корпорация LEGO Group известна своими экологическими планами. Она намерена полностью отказаться от пластика, сократить отходы до нуля и перевести производство на энергию ветра. Сокращение, повторное использование, переработка — таков подход корпорации LEGO к вопросам производственного сырья. Это касается и отходов, и входящих материалов — их объемы снижают за счет вторичного применения и переработки.

Заключение

Многим может показаться, что библиотеки и мир информационных технологий не совместимые вещи. Но это не так.

Современные библиотеки очень интересны. Поражает архитектура и внутренние устройство. Одни библиотеки делают ставку на организацию пространства с помощью новейших технологий, другие библиотеки вообще не содержат в себе книг в бумажном виде, все переведено в электронный! Но все же главные их задачи одинаковы - сбор и хранение информации для будущего поколения, а также удобство использования этой информации!

Мы достигли поставленной цели, создали Лего-модель робота для перемещения книг с высоких полок с помощью конструктора Lego Mindstorms EV3. Проект может использоваться по прямому назначению в школьной библиотеке, а так же при проведении занятий внеурочной деятельности «Робототехника». На этих занятиях теперь мы можем провести мастер-классы для ребят по созданию подобных роботов. В дальнейшем мы планируем продолжить изучение применение современных технологий.

Надеемся, наша Лего-модель найдёт своё применение в будущем, и в городской библиотеке №2 им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и для своего удобства мы будем пользоваться современными роботами.

Список использованных источников

  1. https://theoryandpractice.ru/posts/7870-biblio10

  2. https://bigenc.ru/

  3. https://penza-press.ru

  4. https://www.yaklass.ru

  5. https://recyclemag.ru/article/7-ekologicheskih-initsiativ-korporatsii-lego

Приложение 1

Интерьер Городской библиотеки № 2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина

   

2018 год

   

2023 год

Приложение 2

Анкета и результаты анкетирования

Анкета

  1. Посещаешь ли ты библиотеку?

Да__________ Нет__________

  1. Какую (-ие)?

__________________________

  1. Удобно ли тебе доставать

книги с высоких полок?

Да__________ Нет__________

  1. Как ты достаешь книги

с высоких полок?

__________________________

Результаты анкетирования

Приложение 3

Правила безопасности во время работы за компьютером

Компьютерное устройство небезопасно для использования, если:

  • повреждены провода;

  • в устройство попал какой-то предмет, например скрепка или какая-нибудь жидкость;

  • устройство упало или было механически повреждено.

Если возникла такая ситуация, то необходимо сразу сообщить учителю или родителям.

Во время работы устройства нельзя открывать крышки, а также пытаться самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры. Эти действия может выполнять только специально обученный человек.

При работе с компьютером необходимо соблюдать следующие правила:

  • нельзя передвигать включённые устройства;

  • подключение или отключение периферийных устройств выполняет учитель;

  • нельзя закрывать вентиляционные отверстия или помещать в них какие-либо предметы;

  • чтобы не запачкать экран или другие устройства, руки должны быть чистыми;

  • чтобы не испортить зрение, надо сидеть на расстоянии вытянутой руки от монитора и периодически давать отдохнуть глазам;

  • школьнику необходимо наблюдать за самочувствием. Если появляются какие-либо проблемы, например болят глаза, надо незамедлительно сообщать учителю

  • мышку и коврик для мышки регулярно надо чистить, чтобы было удобней работать, также рукам надо давать регулярный отдых;

  • напряжение в розетке — 220 В, это небезопасно для жизни. Поэтому никогда нельзя вставлять посторонние предметы в розетку;

  • после окончания работы необходимо прибрать рабочее место.

Просмотров работы: 43