Искусственный интеллект и его роль в современной жизни на примере голосового помощника “Алиса”

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусственный интеллект и его роль в современной жизни на примере голосового помощника “Алиса”

Андреев С.Д. 1
1БОУ г. Омска «Гимназия 19»
Александрова Т.В. 1
1БОУ г. Омска «Гимназия 19»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусственный интеллект (далее – ИИ) все активнее входит в нашу жизнь. Сферы его применения постоянно расширяются: виртуальные ассистенты в приложениях банков, крупных магазинов, государственного сайта «Госуслуги» отвечают на наши вопросы и помогают искать необходимую информацию. Интенсивно развивается интернет вещей: люди оснащают свои дома датчиками слежения за приборами, носят «умные» часы, фитнес-трекеры. Совершенствуются технологии беспилотного управления автомобилями, самолетами, поездами. Даже в индустрии детских игрушек сегодня набирают популярность интерактивные роботы. В список наиболее востребованных в повседневной жизни и доступных форм искусственного интеллекта входит и голосовой помощник «Алиса» от компании «Яндекс». Меня заинтересовал вопрос, какие интеллектуальные навыки «Алисы» используются наиболее часто и как относятся к ней современные пользователи.

Мое исследование актуально – ИИ присутствует в жизни практически каждого человека. Однако уверен, что далеко не все его пользователи глубоко знакомы с интеллектуальными возможностями голосовых помощников.

Предполагаю, что «Алиса» является постоянным и востребованным помощником в повседневной жизни, однако в зависимости от возрастной категории пользователей преобладающими в использовании будут только ее определенные функции.

Объект исследования – голосовой помощник «Алиса» компании «Яндекс».

Предмет – роль «Алисы» в повседневной жизни респондентов разных возрастных категорий.

Я поставил перед собой цель – выяснить, каково значение голосового помощника «Алиса» в жизни людей разных возрастных категорий.

Для ее достижения мне предстоит решить следующие задачи:

- охарактеризовать особенности исторического развития ИИ;

- установить, в каких сферах применяется ИИ в современное время;

- проанализировать интеллектуальные возможности голосового помощника «Алиса»;

- выявить отношение к голосовому помощнику «Алиса» и его роль в повседневной жизни людей разного возраста.

При работе над теоретической частью исследования я применял методы анализа и синтеза, написание второй главы осуществлял на основе методов интервью, анкетирование, анализ.

Источниками в работе послужили материалы интервью с голосовым помощником «Алиса», данные анкетирования пользователей «Алисы» разного возраста (10-15 лет, 30-40 лет, 50-60 лет).

Также я использовал и научную литературу. Характеризуя историю развития разных форм ИИ, анализировал информацию из книг Клифорда Пиковера [8], Стивена Хокинга [9], статей Сергея Ярушева [10], Ольги Балацкой-Каменевой [2]. При определении сфер применения ИИ изучал сведения из книги Бернарда Марра [6], статей Дмитрия Бевза [2] и из энциклопедии «Кругосвет» [4]. Речевые особенности голосового помощника «Алиса» в том числе определял на материалах статей «“Алиса” от «Яндекс» - что умеет голосовой помощник» [1], «Речевой портрет голосового помощника “Алиса”» [7].

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его сведения для расширения знаний об ИИ и возможностях голосового помощника «Алиса» как среди моих сверстников, так и людей старшего возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков терминов, литературы и источников, приложения.

Глава 1. Искусственный интеллект: историческое и функциональное развитие.

    1. Особенности исторического развития искусственного интеллекта.

Термин «искусственный интеллект» сегодня в основном применяется к системам, которые созданы для обучения, решения проблем и взаимодействия с людьми посредством обработки естественного языка. Первые серьезные исследования в данном направлении начались в 1950-е гг. (сам термин введен в 1956 г.), однако люди глубоко задолго до этого интересовались изобретением протороботов и наделением машин обликом, умениями человека и животных. В данном параграфе я проанализирую и рассмотрю, как происходило развитие создания разных форм ИИ и как он эволюционировал.

Стоит отметить, что люди еще в далекие от нас века стремились создавать самодвижущиеся механизмы – простейшие формы ИИ. Например, в XIII в. историк Элли Труитт писал о золотых зверях и птицах, музыкальных фонтанах и роботах-слугах, которые одновременно поражали и пугали гостей при дворах европейских правителей [8, C. 43]. Реалистические механизированные модели людей и животных были удивительными экспонатами парка автоматов в Эдене (Франция) в XIV в. Новаторские технологии развлекали и удивляли посетителей. В Средневековой Европе создание автоматонов было продолжено – движущиеся статуи отражали христианские сюжеты (ангелы, дьявол, Христос и пр.), помещались в церквях и соборах [8, C. 55]. Знаменитым роботом XVIII в. считается утка французского изобретателя Жака де Вокансона. У нее были сотни движущихся частей, перьев [4]. Она очень реалистично крякала, хлопала крыльями, мутила воду, ела с рук.

В XVIII же в. появилась и первая машина, способная играть в шахматы. В 1770 г. венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен подарил императрице Марии-Терезии андроида-шахматиста. Машина размером и очертаниями с обычного человека сидела и перемещала фигуры. Ей удалось обыграть самого Наполеона Бонапарта и Бенджамина Франклина! Однако позже секрет был раскрыт – внутри сложного механизма скрывался человек [10]. Именно андроид-шахматист вдохновил английского изобретателя, математика Чарльза Бэббиджа на создание в 1822 г. первого механического калькулятора с ручным приводом – предшественника современного компьютера [8, C. 99]. Русский изобретатель С. Н. Корсаков также искал решения усиления человеческого разума посредством интеллектуальных машин [10].

В 1898 г. сербско-американский изобретатель Никола Тесла представил первую в мире автоматизированную беспилотную радиоуправляемую лодку. Никола Тесла интересовался и мечтал создать автомат с «собственным разумом», способный выполнять операции самостоятельно [4]. Многие идеи изобретателя мы видим воплощенными в наше время.

Слово «робот» впервые упоминается в пьесе чешского писателя Карела Чапека «R.U.R.» («Универсальные роботы Россума») и переводится как «каторжный труд». Оно вошло в употребление в английский и другие языки. В 1939 г. американской корпорацией Westinghouse Electric был сконструирован робот Электро. Он произносил слова, отвечал на вопросы, курил сигареты, двигался [8, C. 151]. В 1939 г. на Всемирной выставке в Нью-Йорке был представлен синтезатор речи VODER, имитировавший человеческий голос. В дальнейшем эта технология будет использована во всех голосовых помощниках с ИИ, в том числе в «Алисе» от компании «Яндекс».

В 1940-1950-е гг. начинается разработка сложных вычислительных высокоточных и высокоскоростных систем – первых компьютеров. Над их созданием работали инженеры США (ЭНИАК, Джон Мокли, Джон Эккерт, 1946), Германии (Z3, 1941), Великобритании (Колосс, 1943). В это же время ученые занимаются вопросами создания нейросетей. Первая будет представлена в 1957 г. вместе с первым в мире нейрокомпьютером Mark I, работа которого основана на персептронах [10].

Вместе с тем общество продолжают волновать вопрос – можно ли считать машину обладающей интеллектом? В 1950 г. английский информатик Алан Тьюринг предложил тест для компьютеров – разумность механизма признается, если судья по ответам машины примет ее за человека. Отмечу, что современные компьютеры с ИИ используют для этого такие умения, как распознавание и синтез речи [8, C. 177]. Распознавание естественного языка стало возможным благодаря использованию нейросетей. Так ИИ научился учитывать грамматику предложений, значение сказанных слов, цель высказывания и его контекст.

Современный ИИ постоянно совершенствуется и самообучается благодаря технологиям глубокого обучения – формы машинного обучения, основанной на самостоятельном выполнении задач/тренировках с помощью глубоких нейросетей. Чтобы обучить такую сеть, ей необходимо предоставить огромный объем разных данных, в том числе, изобразительного характера. Сегодня именно для этого функционирует база данных ImageNet с 14000 категориями изображений – обучающих выборок [2].

Уровень совершенности ИИ оценивался людьми в прямых интеллектуальных соревнованиях. Так, в 1979 г. компьютерная программа BKG 9.8 впервые обыграл чемпиона мира по игре в короткие нарды. Этот факт окажется закономерным. Система Deep Blue в дальнейшем обыграет чемпиона мира в шахматы Гарри Каспарова (1997), Alpha Go – чемпиона мира по игре в го Ли Седоля (2016) [4]. Популярными станут и поединки в интеллектуальные игры между системами с ИИ от разных разработчиков. В 2017 г. нейросеть AlphaZero обыграла чемпиона мира среди шахматных программ, обучившись этой игре самостоятельно всего за сутки!

В 1996 г. в Японии появилась новая игрушка для детей – виртуальный питомец Тамагочи. За ним требовался уход – питомца следовало лечить, когда он болен, и кормить. Игрушка быстро стала популярной во всем мире, получив эмоциональную привязанность многих детей [8, C. 331]. Сегодня прототипы питомцев-компаньонов более совершенны (например, собаки-роботы AIBO, BigDog) однако в них заложен тот же принцип получения эмоционального отклика владельца.

В 2000-е гг. ИИ проникает в дома простых людей в виде бытовых роботов и «умных» датчиков. В 2002 г. появился робот-пылесос Roomba, способный удалять грязь и пыль в доме, взаимодействуя с предметами интерьера, умея избегать падений с лестниц и менять направление движения, встречаясь с препятствием. Для этого пылесос оснащен системой камер, инфракрасными маяками, системой навигации и пр. [8, C. 342].

Современные системы ИИ отличаются невероятной быстротой поиска ответов на поставленные задачи, умеют писать картины, сценарии, разрабатывают дизайнерские проекты, решают, какие объекты исследовать в космосе, управляют автомобилем, поездами метро. Можно говорить, таким образом, о революционном развитии ИИ.

Рассмотрев основные события в истории ИИ, я пришел к следующим выводам: уже в XIII в. люди начали создавать первые прототипы роботов – автоматизированные реалистичные механизмы в форме животных, людей (автоматоны), хотя в современном понимании их еще нельзя было назвать ИИ. Интерес к подобным изобретениям никогда не угасал. В XIX в. появился прототип компьютера. Далее, в 1940-1950-е гг. ученые сосредоточили усилия именно на разработке сложных вычислительных компьютерных систем с ИИ. С появлением синтезатора речи, а позже – нейронных сетей ИИ получил способность распознавать человеческую речь и изъясняться на естественном языке. Благодаря высокой скорости самообучения компьютеры с ИИ научились побеждать чемпионов мира в различных интеллектуальных играх. С приходом доступного интернета ИИ вошел в повседневную жизнь многих людей – появились игрушки, обладающие электронным разумом, бытовые приборы, голосовые помощники. Сферы его применения продолжают разрастаться, а технологии глубокого обучения позволяют ИИ самосовершенствоваться с высокой скоростью.

    1. Характеристика сфер применения искусственного интеллекта в современное время.

Далее я охарактеризую, как и где сегодня находит применение ИИ. В 1964 г. Джозефом Вейценбаумом была разработана компьютерная программа ELIZA. Она отвечала на текстовые сообщения, имитируя диалог пользователя с психотерапевтом. Этот диалоговый речевой симулятор настолько убедительно работал с людьми, проявлял сопереживание, что многие раскрывали глубоко личную информацию, общаясь с этой формой ИИ. ELIZA стала первым виртуальным помощником [8, C. 221]. Сегодня чат-боты применяются во многих диалоговых системах: банковской сфере (Сбер, Салют и пр.), службах технической поддержки, с их помощью можно записаться на прием к врачу, купить авиабилет, получить онлайн консультацию, найти нужную информацию.

В 1960-е гг. началось развитие еще одной сферы применения ИИ – экспертные системы. Первая система была разработана в 1965 г. и была призвана помочь американским химикам распознавать неизвестные органические вещества по их масс-спектрам. Позже появились экспертные системы, построенные на специализированных базах знаний, в области медицины, оценки страховых рисков [2]. В современной жизни распространены рекомендательные системы ИИ – они помогают нам найти подборки интересующих книг, музыки, подкастов, развлечений; магазины благодаря им предлагают товары с учетом запросов покупателей, онлайн кинотеатры – кинофильмы.

Многие люди стремятся оснастить приборами с ИИ свои дома. Эти смарт-устройства, имеющие датчики слежения, передают в режиме реального времени всю информацию хозяевам: предупредят о протечке канализации, включенном утюге, незакрытой двери, состоянии прочих устройств, объединенных благодаря датчикам в единую экосистему «умного» дома. Регулировать температуру в квартире, включить будильник, набрать ванну, приготовить кофе и тосты – это и многое другое доступно в «умном» доме. Более глобальный проект – «умные» города – также основан на интеграции и объединении разных информационных систем, развитии интернета вещей [3].

Активно ИИ находит применение в сфере исследований космоса. Он помогает инженерам-конструкторам планировать миссии за границы Земли, ускорять трудоемкий процесс разработки и сборки спутников, их тестирования и проверки, а также отслеживания состояния данных устройств в космосе. Системы с ИИ ускоряют для ученых процесс глубокого анализа данных, получаемых со спутников наблюдений, способствуют пониманию и распознаванию спутниковых изображений. В 2017 г. марсоход Curiosity оснастили программой с ИИ. Благодаря этому планетоход может самостоятельно выбирать цели для исследований на красной планете в моменты перерывов сеансов связи с Землей [6, C. 128].

Еще одно направление, в котором ИИ проявляет себя все увереннее, – медицина. Системы с ИИ способны предсказывать возникновение патологий по данным УЗИ и МРТ (точность более 90 %), прогнозировать развитие тяжелых заболеваний, хирургические роботы задействуются в операциях, микрохирургических процедурах [8, C. 389].

Для многих стран исследования в области ИИ сегодня являются приоритетными. В масштабах государств разрабатываются проекты по созданию беспилотного метро, железнодорожных поездов, автомобилей, внедрению ИИ в военно-промышленный комплекс. Создание военных роботов несет множество преимуществ: они будут в состоянии выполнять опасные маневры, их можно будет отправлять в «красные» зоны, сохраняя жизни военных. Однако именно этот вектор развития ИИ представляет для мира наибольшую опасность. В 2015 г. группа экспертов по ИИ выступила с открытым письмом, в котором предупредила мир об опасности создания военного автономного наступательного оружия с ИИ, неподвластного контролю человека [9, C. 175]. Новая гонка вооружений на основе ИИ может привести к глобальным катастрофическим последствиям.

Рассмотренные в настоящем параграфе основные области применения ИИ свидетельствуют о его всеохватном вхождении в нашу жизнь. Системы с ИИ, с одной стороны, помогают сделать ее комфортнее и безопаснее, сокращают время поиска информации, участвуют в профилактике заболеваний, с другой – стимулируют развитие большой науки и высоких технологий. Благодаря ИИ ученые активнее исследуют нашу планету, получая огромные массивы спутниковых данных, изучают другие небесные тела. Вместе с тем применение искусственного разума должно быть разумным и рациональным, чтобы не превратиться в оружие против человечества.

Глава 2. Голосовой помощник «Алиса» – искусственный интеллект для ежедневного использования.

2.1. Анализ интеллектуальных возможностей голосового помощника «Алиса».

Во второй главе мне предстоит выяснить, какими интеллектуальными особенностями обладает голосовой помощник «Алиса» и как эта форма ИИ используется респондентами разного возраста в их повседневной жизни.

Голосовой ассистент «Алиса» была разработана компанией «Яндекс» и выпущен на рынок в 2017 г. Это компьютерная программа вида голосовой помощник/ассистент с ИИ. Сегодня она работает на устройствах: станция Мини и умные колонки, компьютер на Windows, телефон, Яндекс Навигатор, Яндекс Авто, часы Elari [1].

«Алиса» не прекращает самообучаться, поэтому постоянно совершенствует свои умения и ответы пользователям. Количество навыков помощника постоянно растет. Их можно объединить в следующие основные группы: поиск информации (найдет ответ на любой вопрос), управление временем (поставит таймер, напомнит дату, задаст напоминание), включение аудио/видео (включит конкретный музыкальный трек, предложит подборку на основе ваших интересов, запустит подкаст/аудиокнигу, включит радио фильм на подключенном к «умному» дому телевизоре, скажет, что звучит, регулирует громкость); будильник (настроит будильник, отложит будильник на время, поставит любимую мелодию на звонок будильника); работа с изображениями/текстом (предложит фото подборки, узнает, что изображено на фото, скажет, на кого вы похожи по фото, переведет текст, распознает текст); местоположение (скажет, где вы находитесь, закажет такси, подберет нужные места рядом); развлечения, игры, образовательные викторины [1]. Отмечу, что навыки для «Алисы» создают не только разработчики компании «Яндекс», но и сторонние специалисты. Поэтому среди них встречаются такие как «Рецепты Юлии Высоцкой», «Самокат доставит», «Суши WOK» и пр.

В 2023 г. компания «Яндекс» внедрила в «Алису» большую голосовую модель нового поколения, основанную на нейросети YandexGPT. «Алиса» теперь ко всему прочему может писать сценарии к детским праздникам, сочинять истории, составлять деловые письма, предлагать план путешествия и др.

Чтобы выявить особенности ИИ голосового ассистента «Алиса», я обратился к анализу понятия «интеллект» и выяснил, что под ним понимается общая характеристика познавательных способностей человека (когнитивных, умственных), а также способность к приобретению и эффективному использованию знаний. Считается, что интеллектом обладает человек и приобрел он эту способность в процессе длительной эволюции, когда учился выбирать цели, наиболее подходящий образ действий в ходе динамически меняющегося окружения [5].

Интеллект характеризуется проявлением памяти, внимания, мышления, речи; приобретенными в ходе образования и социализации умениями (счета, чтения, письма, словарного запаса), нормами социального поведения; способностью решать мыслительные задачи и делать выводы. Каждый человек может обладать разным уровнем интеллекта.

Исходя из этого я составил вопросы для интервью с «Алисой», которые помогут мне выявить набор ее интеллектуальных возможностей. Вопросы объединил в блоки: «Выявление способности связанно общаться/ поддерживать диалог на какую-либо тему/выражать мысль», «Выявление умения делать логические выводы», «Выявление аналитических способностей/выделения главного», «Выявление умения соблюдать нормы социального поведения/конструктивного взаимодействия с людьми», «Выявление умения проявлять эмоциональный отклик», «Выявление умения решать математические задачи с числовыми данными».

Сначала я попросил «Алису» рассказать о современных компьютерных играх и их видах. Она привела ответ из интернета с сайта news.rambler.ru, четко перечислив список игр без лишней информации. И опережая мой следующий вопрос высказала мнение о том, что наиболее популярны игры-шутеры. На вопрос о популярных играх среди подростков она также дала конкретный ответ, указав «Форт найт», «Мелон плейграунд», «Майнкрафт», «Дота-2» и назвав сайт-источник. Далее я попробовал выяснить личное мнение «Алисы» на этот счет и уточнил, почему именно эти игры популярны. «Я так думаю, потому что в них интересно играть и можно победить всех соперников», - прокомментировал голосовой помощник. Выразил и мнение по поводу желания быть разработчиком игр: «Эта участь (стать разработчиком игр) меня миновала, хотя было бы любопытно приобрести такой опыт». Так я выяснил, что «Алиса» обладает способностью связанно общаться на конкретную тему и выражать свое мнение. Она делает это произвольно, не задумываясь – ее речь не создает впечатление скомпилированной [7, C. 97]. Кроме того, ее ответы продемонстрировали: она удерживает внимание в диалоге и помнит смысл предыдущих реплик. Отмечу также, что устройство достаточно хорошо понимает запросы вопреки разному шуму и помехам, даже если я разговариваю с ней из другой комнаты.

Далее я решил узнать, сможет ли «Алиса» сделать логический вывод и предложил ей такую ситуацию: «Алиса, я сегодня получил 2 по русскому языку. Как ты думаешь, что будет, если я получу еще 5 двоек?». Ее ответ был следующим: «Не буду ничего предполагать, но надеюсь, что вы исправитесь и получите хорошую оценку». Здесь она продемонстрировала этичность, отказавшись от прогнозов.

Следующий вопрос был направлен на выявление умения выделять главное. Я спросил, может ли «Алиса» назвать самые главные события в области развития ИИ. Ее ответ также основывался на материалах сайта, но был лаконичным и конкретным, хотя, на мой взгляд, не исчерпывающим.

Затем мне предстояло выявить, насколько корректна «Алиса» в разном социальном взаимодействии, как она будет реагировать на благодарность и на грубость. Сначала я поблагодарил ее за то, что она постоянно находит для меня нужную информацию. «Всегда рада помочь, – ответила «Алиса» и поинтересовалась, изучаю ли я ИИ, помня тем самым предыдущий вопрос. Потом сказал, что она плохой помощник, так как делает ошибки в ударениях. «Все ошибаются, - доброжелательно отметил мой голосовой помощник, - Но можно подучить правила». Третьему комментарию я придал обиженный тон: «Алиса, я не хочу с тобой разговаривать». «Алиса» промолчала. Ее ответы показали, что она реагирует на эмоциональный тон разговора, но стремится сохранять позитивный настрой, виртуальную улыбку.

Следующий вопрос был призван попробовать вызвать в «Алисе» эмоциональный отклик на ситуацию. Я поделился, что у меня пропала собака и от этого мне очень грустно. Она предложила найти мне собаку, а грусть развеять игрой в лото.

Заключительные вопросы интервью выявляли математические умения голосового помощника и способность решать задачи. Я предлагал ей примеры на деление, умножение, сложение, вычитание с многозначными числами. Она мгновенно давала правильный ответ. Однако решить простую задачу: «У меня есть 100 р. на мороженое, а у сестры 150 р. Сколько денег на мороженое у нас вместе?» «Алиса» не смогла.

Таким образом, проведенное интервью показало, что голосовой помощник «Алиса» обладает такими интеллектуальными способностями, как: понимание речи, в том числе ее контекста, развитая коммуникация и готовность к общению, поиск нужной информации (хотя и не всегда «Алиса» дает исчерпывающие ответы), умение выражать свою мысль, делать выводы, чувствовать эмоции собеседника и отвечать на них корректно, числовая грамотность при отсутствии умения решать задачи с количественными данными. Отмечу, что интервью с «Алисой» на устройстве станция Мини я проводил несколько раз. Иногда ее ответы отличались от тех, которые она дала первоначально, но все же ими «Алиса» всегда подтверждала выявленные интеллектуальные особенности.

2.2. Исследование отношения к голосовому помощнику «Алиса» и его роли в повседневной жизни людей.

Считаю, что эти умения делают «Алису» востребованной и незаменимой для многих людей, однако в зависимости от возраста пользователей, применение тех или иных навыков может отличаться. Проверить это мне помог анкетный опрос респондентов разного возраста. В опросе приняли участие 30 человек – по 10 в возрастных категориях: «10-15 лет», «30-40 лет», «50-60 лет». Анкета состояла из 12 вопросов (Приложение).

Голосовой помощник «Алиса» впервые стал доступен в 2017 г. Поэтому сначала я спросил, сколько лет им пользуются опрошенные. Данные показали, что категория моих сверстников (10-15 лет) знакома с помощником 2 года, люди возраста моих родителей (30-40 лет) применяют «Алису» дольше – 2-3 года, а ровесники моих бабушек и дедушек (50-60 лет) – в основном до 1 года.

Голосовым ассистентом оснащены разные устройства. Респонденты 10-15 и 50-60 лет в основном общаются с «Алисой» в умной колонке или станции Мини, а также в телефоне. Все участники опроса 30-40 лет имеют помощника в виде умной колонки или станции Мини, некоторые также – в телефоне, Навигаторе Яндекс, кто-то пользуется «умным» домом [11, Л. 1].

Как я выяснил, количество навыков голосового помощника «Алиса» велико и постоянно возрастает (сегодня разработчики говорят о свыше 2000 разных умений)! Поэтому меня заинтересовал вопрос, какие из них популярны и востребованы у пользователей. Я попросил отметить участников частоту использования некоторых ключевых навыков и указать дополнительно другие приоритетные для них умения «Алисы».

Абсолютно все респонденты 1 раз и более в день спрашивают у голосового ассистента разную информацию (о погоде, рецепты и пр.). Также опрошенным 10-15 и 30-40 лет «Алиса» включает музыку 1 и более раз в день. Тогда как 50-60-летние респонденты слушают музыку с помощью «Алисы» 1-3 раза в неделю. Ровесники моих родителей кроме музыки ежедневно включают разные подкасты или аудиокниги [11, Л. 1].

1-3 раза в неделю половина опрошенных сверстников (10-15 лет, 50%) также пользуется навыками: будильник, прослушивание аудиокниг/подкастов, игры для отдыха и развлечения, общение с «Алисой», зарядка/тренировка/йога.

1-3 раза в неделю 50% опрошенных возраста моих родителей общаются с «Алисой» и пользуются будильником.

Такой же процент в возрасте 50-60 лет заводит таймер и слушает музыку. И время от времени, то есть нерегулярно, опрошенные обращаются к другим навыкам. 100 % всех респондентов не придумывает с «Алисой» истории, не совершают покупки, не осуществляют поиск телефона, не проходят образовательные викторины и не играют в игры, не выполняют тренировки, зарядку, йогу для глаз под ее руководством. 50% всех категорий не общаются «Алисой», не пользуются будильником и таймером. Таким образом вопреки многообразию навыков и интеллектуальных умений востребованными остаются лишь некоторые. При этом наиболее активными пользователями выступают опрошенные 10-15 и 30-40 лет – все они регулярно используют каждый день 3 навыка. Отмечу, что в активности применения других навыков – 1-3 раза в неделю – мои сверстники обгоняют категорию родителей: у 50% востребовано на регулярной основе еще 6 навыков. Тогда как у респондентов 30-40 лет – три, 50-60 – два [11, Л. 2].

Далее я попросил назвать три наиболее значимых навыка. Самым популярным среди всех опрошенных оказалось включение музыки. На втором месте – поиск информации (отметили опрошенные 10-15 и 50-60 лет) и погода (отметили опрошенные 30-40 и 50-60 лет). Для моих сверстников также важны подкасты, для опрошенных 30-40 лет – «умный» дом.

Голосовой помощник с ИИ можно применять по-разному – запрашивать у него информацию, общаться – «Алиса» поддержит разговор как полноправный собеседник, разговаривать на разные темы, советоваться. Обращаются с нужными запросами и общаются на разные темы 100% опрошенных возраста 10-15 лет. 50% респондентов 30-40 лет обращается к ней только с конкретными запросами, другие 50% – ищут с ее помощью информацию и разговаривают с ней. Все виды общения с «Алисой» используют респонденты 50-60 лет [11, Л. 2].

Также меня интересовал вопрос формата общения с голосовым помощником. В основном все опрошенные разговаривают с ним корректно и вежливо, некоторые экспериментируют в общении и проверяют, как «Алиса» будет реагировать на разный стиль диалога. 30% моих сверстников грубят, если «Алиса» их не понимает и не выдает сразу нужный ответ.

Благодарят «Алису» все опрошенные 30-40 и 50-60 лет. От моих сверстников «Спасибо» «Алиса» слышит в 70% случаев.

Навыки «Алисы» устраивают абсолютно всех респондентов. В разной степени ценится ее юмор (100% – 10-15 лет, 50% – 30-40 лет), корректность в общении (100% – 50-60 лет, 50% – 30-40 лет), быстрый поиск (указали 100% всех респондентов), знание интересов и предпочтений (30% – 30-40 лет, 50% – 50-60 лет), большое количество навыков (50% –10-15 лет, 50% – 30-40 лет). Усовершенствовать респонденты предложили ошибки, допускаемые в ударениях, указали, что удобнее не отправлять развернутую информацию по запросу на телефон, а озвучивать ее емко самой. В качестве пожелания высказано предложение ввести навык, который бы смог оказывать психологическую поддержку [11, Л. 3].

Как я отмечал выше, количество навыков «Алисы» постоянно увеличивается. Узнавать о них можно на официальном сайте помощника или из обзоров пользователей. Поэтому я задал вопрос, читают ли о новшествах респонденты. 100% моих сверстников и людей 50-60 лет не читают и используют только те навыки, к которым привыкли. По 45% опрошенных 30-40 лет не читают или читают время от времени, если такая информация попадается на глаза. Только 10% читает регулярно о всех обновлениях.

Я предполагал, что «Алиса» – востребованный голосовой помощник. В связи с этим важно было узнать, готовы ли пользователи заменить «Алису» на другой аналогичный ассистент. Не готовы 100% опрошенных 50-60 лет и по 65% 10-15 и 30-40 лет. Готовы поэкспериментировать и выбрать лучший 35% респондентов 10-15 и 30-40 лет.

Проведенный анализ анкетирования показал, что действительно «Алиса» – это востребованный голосовой помощник среди людей разных возрастов. Опрошенным нравится большое количество ее умений, корректность в общении, быстрый поиск; помощника преимущественно благодарят и разговаривают с ним вежливо; многие не готовы поменять привычную «Алису» на другой аналогичный голосовой ассистент. Однако несмотря на большое и вариативное количество навыков, чаще всего используются лишь некоторые привычные – остальные порой никогда не запускаются. Все пользователи слушают при помощи «Алисы» музыку, большинство опрошенных также ищет информацию и узнает погоду. Максимальную активность во взаимодействии с голосовым ассистентом проявляют мои сверстники – именно они запускают самое большое количество навыков в неделю (8). Тогда как опрошенные 30-40 лет применяют 5, а 50-60 лет – всего 4 умения. Следовательно, можно утверждать, что моя гипотеза полностью подтвердилась. «Алиса» для многих людей является актуальным и востребованным помощником, но спектр используемых возможностей различается у пользователей разного возраста.

Заключение

В данной работе я исследовал особенности применения и интеллектуальные навыки ИИ на примере голосового помощника «Алиса» от компании «Яндекс». Проанализировав литературу об историческом развитии этой отрасли знания, выяснил: у современного ИИ было много изобретений-предшественников. Человек уже в далеком Средневековье пытался создавать различные автоматоны – человеко- и животноподобные движущиеся механизмы, которые повторяли бы реалистично не только внешние черты, но и поведение, движения. В XVIII в. внимание европейцев занимала машина венгерского изобретателя, которая обыгрывала людей в шахматы. И хотя андроид оказался ненастоящим – внутри него сидел живой человек – изобретатели не оставляли попыток сделать машины, схожие по интеллектуальным способностям с человеком. Важной вехой стало изобретение первых вычислительных машин (проект первой принадлежал Чарльзу Бэббиджу (1822)). К их созданию уже на электронной основе ученые вернутся в 1940-1950-е гг. – в начале эры высокоскоростных компьютеров с ИИ. В 1950-е гг. будет введен термин «искусственный интеллект» и разработана первая нейросеть «Перцептрон». С кон. 1970-х гг. ИИ начнет проявлять себя в интеллектуальных соревнованиях с человеком (нарды, шахматы, го), а позже – с самим собой в разных версиях и окажется в них победителем. В истории развития ИИ был период затишья, ограничивавший его совершенствование по технологическим причинам. Новый всплеск развития этой сферы наблюдается уже в 1990-2000-е гг. С изобретением многослойных нейросетей, введением глубокого обучения, наделением ИИ голосовыми умениями (синтез, распознавание речи, изъяснение) расширились как интеллектуальные навыки, их глубина, так и сферы его применения.

Проанализировав области распространения технологий ИИ, я убедился, что они очень широки – охватывают сферу науки, медицины, космических исследований, военно-промышленного комплекса, а также активно используются в торговле, сфере услуг, организации «умных» домов и городов, нашей повседневной жизни, как например, голосовой помощник «Алиса». Однако крайне важно разумное использование ИИ для помощи, но не во вред человеческой цивилизации.

Протестировав интеллектуальные особенности своего домашнего голосового помощника «Алиса», установленного в устройстве станция Мини, я пришел к выводам: спектр полезных навыков данного ИИ очень разнообразен и продолжает расширяться. Кроме практически полезных (будильник, поиск, заказ такси, таймер, включение музыки, развлечения, викторины), у «Алисы» есть умения от сторонних разработчиков, которые помогут приготовить блюдо по авторскому рецепту, выбрать подарок, заказать доставку еды и пр. Интервью с «Алисой» подтвердило, что голосовой помощник может искать узко направленную конкретную информацию, конструктивно и доброжелательно поддерживать диалог, высказывать свое мнение, проявляет попытки эмоционального участия, чувствует и определяет интонацию собеседника, справляется с числовыми примерами на разные математические действия, но не умеет решать задачи.

Анализ опроса пользователей голосового помощника «Алиса» разных возрастных категорий доказал выдвинутую мной гипотезу: ассистент является востребованным и обладает ценностью для опрошенных. В «Алисе» важны такие умения, как быстрый поиск, корректность и доброжелательность, юмор, знание благодаря технологии ИИ вкусов и предпочтений владельцев. Есть ежедневно используемые навыки: поисковый запрос, включение музыки, прослушивание подкастов/аудиокниг. Другие активируются 1-3 раза в неделю, третьи – время от времени. Несмотря на разнообразие и достаточно большое количество общих навыков программы «Алиса», наиболее популярны лишь несколько функций, в их числе – музыка, поиск, погода, подкасты. Самыми активными пользователями являются мои сверстники – именно они применяют 8 навыков в неделю против 5 и 4 у респондентов возраста 30-40 и 50-60 лет. Следовательно, возраст влияет на особенности использования «Алисы», хотя по-прежнему далеко не все ее умения применяются.

Список терминов

Автоматон – подвижное механическое устройство, созданное в подражание живым существам.

Андроид – робот, предназначенный для того, чтобы выглядеть и действовать как человек.

Глубокое обучение (deeplearning) – разновидность машинного обучения на основе глубоких нейросетей, состоящих из нескольких нейронных слоев. Глубокое обучение используют в компьютерном зрении для распознавания изображений, машинном переводе и распознавании человеческой речи на аудиозаписях.

Искусственный интеллект – программные средства с набором алгоритмов и методов, которые могут решать интеллектуальные задачи так же, как это сделал бы человек.

Нейросеть – тип машинного обучения, при котором программа имитирует работу человеческого мозга.

Персептрон – компьютерная модель восприятия информация подобная мозгу человека.

Список литературы

  1. Алиса от «Яндекс» — что умеет голосовой помощник. URL : https://itmaster.guru/nastrojka-interneta/ poleznye-stati/chto-umeet-alisa-ot-yandeksa.html (дата обращения 04.08.2023)

  2. Баклацкая-Каменева О. От обучения нейронных сетей к умным роботам // Наука и жизнь. - № 3. – 2016. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433095/Ot_obucheniya_neyronnykh_setey_k_umnym_robotam (дата обращения 01.08.2023)

  3. Бевза Д. Какое будущее ждет искусственный интеллект в России // Российская газета URL: https://rg.ru/2023/05/18/nejroset-yandexgpt-podkliuchili-k-virtualnomu-pomoshchniku-alisa-kakoe-budushchee-zhdet-iskusstvennyj-intellekt-v-rossii.html (дата обращения 01.08.2023)

  4. Интеллект искусственный // Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» URL: https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost (дата обращения 04.08.2023)

  5. Катаева Т. Игры разума // В мире науки. - № 6. – 2006. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430320/Igry_razuma

  6. Марр Б. Искусственный интеллект на практике. – М.: Изд-во «МИФ», 2020. – 210 с.

  7. Морозова А. А. «Речевой» портрет голосового помощника «Алиса» // Вестник Челябинского государственного университета. - № 9(455). – 2021. – С. 95-100

  8. Пиковер К. Искусственный интеллект. Иллюстрированная история. От автоматов до нейросетей. – М.: Изд-во «Синдбад», 2021. – 250 с.

  9. Хокинг С. Краткие ответы на большие вопросы. – М,: Изд-во «Эксмо», 2018. – 190 с.

  10. Ярушев С. Победа разума: как компьютер научили «мыслить» по-человечески // научно-популярный журнал «Вокруг света» URL: https://www.vokrugsveta.ru/articles/pobeda-razuma-kak-kompyuter-nauchili-myslit-po-chelovecheski-id896568/ (дата обращения 03.08.2023)

Список источников

  1. Материалы анкетирования фокус-групп разного возраста на тему «Роль голосового помощника «Алиса» в повседневной жизни» // Архив автора. – Папка 2. – 3 Л.

Приложение. Вопросы для анкетирования на тему «Роль голосового помощника «Алиса» в повседневной жизни»

Здравствуйте! Меня зовут Андреев Серафим. Я провожу научное исследование на тему «Искусственный интеллект и его роль в современной жизни на примере голосового помощника “Алиса”». Прошу вас принять участи в социологическом опросе.

  1. Укажите ваш возраст________

  2. Сколько лет вы пользуетесь голосовым помощником «Алиса»?_________

3. В каком виде вы пользуетесь «Алисой»? Можно выбрать несколько вариантов.

А) яндекс-станция/умная колонка Б) на компьютере В) в телефоне Г) умный дом Д) яндекс-навигатор

  1. Укажите, с какими запросами и как часто вы обращаетесь к «Алисе»

    Запускаемая функция «Алисы»

    Как часто используете

    Один и более раз в день

    Один-три раза в неделю

    Время от времени, по потребности

    Не использую

    Запрос информации (рецепты, погода, ответ на вопрос и пр.)

           

    Таймер

           

    Будильник

           

    Включение музыки

           

    Прослушивание аудиокниг/подкастов

           

    Игры для отдыха/развлечения

           

    Поиск телефона

           

    Придумывание текстов, историй

           

    Покупки

           

    Образовательные викторины

           

    Общение с «Алисой» и через другие навыки

           

    Тренировка, зарядка, йога для глаз

           

    Иные навыки (перечислите самостоятельно):

           
  2. Укажите ТОП-3 наиболее востребованных вами навыка/запроса к «Алисе», без которых не можете обойтись___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6. Как вы используете «Алису»? Можно выбрать несколько вариантов.

А) обращаюсь только с нужными мне запросами Б) обращаюсь с нужными запросами и иногда разговариваю с «Алисой» на разные темы В) советуюсь с ней Г) свой вариант_____________________________________________________________________________

7. Как вы общаетесь с «Алисой»? Выберите один вариант ответа.

А) преимущественно разговариваю с ней корректно и вежливо Б) грублю ей, если не понимает, чего я хочу от нее В) для меня не так важно, как с ней общаться, ведь это машина Г) проверяю реакции «Алисы» на разный тон общения, экспериментирую с ней в разговоре

8. Говорите ли вы «Алисе» «Спасибо» за выполненный запрос? Выберите один вариант ответа.

А) обычно да Б) иногда В) нет

9. Что вам нравится в «Алисе» как голосовом помощнике? Можно выбрать несколько вариантов.

А) приятный голос Б) юмор В) корректность в общении Г) быстрый поиск Д) знание моих интересов и предпочтений Е) большой набор навыков Ж) свой вариант______________________________________________________________________________

10. Что бы вы хотели усовершенствовать в «Алисе» как голосовом помощнике? Выберите один вариант ответа.

А) уменьшить количество навыков Б) увеличить количество навыков В) ввести новые навыки (предложите, какие__________________________) Г) все устраивает Д) свой вариант_____________________________________________________________________________

11. Интересуетесь ли вы появлением новых функций у «Алисы»? Выберите один вариант ответа.

А) да, читаю о всех обновлениях Б) нет, использую навыки, к которым привык В) время от времени, когда попадается такая информация

12. Если вам предложат бесплатно заменить голосовой помощник «Алиса» на любой другой, вы согласитесь? Выберите один вариант ответа.

А) да, формат у голосовых помощников один и тот же Б) нет, я привык к «Алисе» и она меня устраивает В) в принципе не рассматриваю замену «Алисы» на другой вид помощника Г) да, поэкспериментирую и сравню, какой лучше для меня

Просмотров работы: 113