Техника папье-маше

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Техника папье-маше

Габдрахманов Д.Д. 1
1МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Исламова Чулпан Равдатовна 1
1 МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одним из очень древних и популярных видов рукоделия является папье-маше. Существует несколько техник выполнения таких поделок, которые разнятся сложностью. Мастера с разработали большое количество рецептов приготовление массы для таких изделий и способов ее сушки и декорирования.

Актуальность темы моего исследования: недорогая и простая техника, которая даёт огромные возможности для творчества, а также возможность неплохо заработать.

Объект исследования: изделия из папье-маше.

Цель исследования: как при незначительных затратах создать необычные изделия.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- провести опрос, тем самым привлечь внимание сверстников и взрослых к технике папье-маше;

- познакомиться с основными видами техники папье-маше;

- сделать красивую и оригинальную поделку в технике папье-маше своими руками

Методы:

- изучение литературы, интернет – источников;

- изготовление поделки в технике папье-маше своими руками;

- фотографирование.

Основная часть

1. Особенности техники папье-маше

Техника необычного рукоделия применялась еще жрецами Древнего Египта, которые несколько тысяч лет назад успешно делали маски из отходов папируса, используя для их соединения клеящее вещество. Загадочные предметы персидских мастеров, а именно сундуки, кубки, настенные и настольные украшения сделаны в технике папье-маше еще в средневековый период. В качестве украшения изготовленных предметов служили металлические пластины, ракушки, бусины различных размеров.

Несмотря на то что в качестве несущего элемента применяется обыкновенная бумага, прочность таких предметов является достаточной для изготовления бытовых предметов, несущих нагрузку при использовании. Если требуется увеличить прочность на изгиб и не допустить растрескивания, применяют прокладку из тканых материалов.

В Китае и Японии использовали послойное лакирование при изготовлении ваз, шкатулок, пуговиц и декоративных предметов воинского снаряжения. При помощи декоративного покрытия дорогими лаками делали роскошные вещи, глядя на которые нельзя было сказать, что они выполнены из дешевых бумажных отходов. В отличие от фарфора папье-маше эффективно применяется для изготовления кукольных частей в театре и в декоративных техниках. По сравнению с деревом и фарфором папье-маше весит намного меньше, и при этом предметы не разрушаются от хрупкости.

С течением времени техника папье-маше стала применяться в качестве лепнины при обустройстве интерьеров, а также из бумаги делали некоторые элементы мебели, в церкви торжественное убранство дополняли на вид тяжелые кубки, резные оклады икон, другие предметы.

2. Причины популярности рукоделия из папье–маше

Практически каждый человек может научиться несложной технике работы с мятой бумагой, вариантов технологии несколько, но процесс не требует специального художественного образования или подготовки.

К преимуществам относится:

  • минимальные материальные траты для приобретения материалов;

  • не требуется специальные приспособления и мастерская;

  • очень показательно в качестве применения для развития творческих навыков у школьников в классе и дошкольников;

  • огромные возможности для изготовления различных по назначению предметов;

  • можно изготавливать как маленькие предметы, так и вещи больших размеров;

  • высушенные и покрытые декоративным слоем, служащим одновременно защитой, предметы долго сохраняют приличный внешний вид и не требуют специального и сложного ухода.

Техника папье-маше В зависимости от сложности и криволинейности будущего шедевра рукодельного творчества существует две технологии работы: изначально приготовление массы из бумаги и клея, затем последовательное нанесение слоев для изготовления предмета; оклейка подготовленного макета кусками бумаги в несколько слоев. Техника папье-маше применяется с успехом для изготовления своими руками наглядных учебных материалов в классе, макетов, масок, бутафории для театральных спектаклей, муляжей, игрушек и кукол. Помимо этого, из подготовленной мокрой бумажной массы готовят праздничные и повседневные шкатулки, тарелки, посуду для напитков, на карнавал подготавливают маски, украшения в виде колье, бус, сережек, подарочных упаковочных шкатулок. Мастера папье-маше делают аксессуары и приборы освещения.

Поделки ручной работы пользуются особым спросом. Торговать можно всем: поделками, шапками, сувенирами, елочными украшениями, подарками, бижутерией ручной работы и т. д. Хочу обратить Ваше внимание на несколько объявлений, которые размещены на сайте Авито.

Цены разные, но в целом подъемные. Так, большой дракон, выполненный в технике папье-маше обойдется заказчикам в 1600 рублей. Самолет из пластиковых бутылок, выкрашенных зеленой краской, — 1500 рублей. Елочка из ниток — 1000 рублей. Елочка из шишек — 1499 рублей, елочка из макаронных изделий – 800 руб. Авторы уточняют, что могут выполнить такую поделку очень оперативно: за два-три часа. И самолично доставить по адресу — хоть к дверям детского сада. Судя по отзывам, услуги пользуются большой популярностью.

В суете будних дней, у многих элементарно не хватает времени на то, чтобы заниматься творчеством и делать поделки для садика, школы. Исходя из количества объявлений с предложением приобрести поделки, я поняла, что это очень популярная тема. Многие просто покупают готовые поделки и отправляют в садик, школу. Хочу заметить, это не плохой заработок для мамочек в декрете, у которых есть свободное время, либо для тех, кто на пенсии, даже для детей школьного возраста, ведь среди нас очень много творческих и талантливых детей.

Поделки можно продавать в 10 раз дороже их себестоимости.

3. Техника папье-маше

Первоначально делается масса из клеящего вещества и бумаги. Для этого ее рвут обрывками в произвольном порядке и замачивают горячей водой на некоторое время (около 4–5 часов). Используют как газету, так и туалетную бумагу. После намокания полученную массу отжимают от влаги и измельчают. Для этого хороши все средства, но лучше делать это механическим способом с помощью миксера. В размельченную пасту добавляют немного клея ПВА и обойного клея. Мастера знают пропорции, поэтому если масса сделана несколько раз, то количество клея подбирается опытным путем. Мешают до тех пор, пока подготовленная паста не станет липнуть к рукам. Из этой массы можно вылепить любые предметы по принципу лепки из пластилина. Для изготовления объемных предметов своими руками делается каркас-основа из проволоки или дерева, затем на него лепится в нужных местах масса папье-маше. Для сушки потребуется около 6 часов, все зависит от плотности бумаги и размера предмета. Чтобы придать красивый внешний вид полученной скульптуре, ее разукрашивают краской и лаком. Для того, чтобы рабочий материал был пластичный, в состав добавляют около трех ложек растительного масла. Массу можно хранить для дальнейшей работы в холодильнике, обернутую полиэтиленовой пленкой, чтобы не допустить испарение влаги.

Также следует выделить технику маширования. Этот способ предполагает послойное наклеивание бумаги на выбранный макет. Варят крахмальный клейстер по густоте киселя, допускается использование готового порошка обойного клея, который разбавляют с водой или клеем ПВА. Для оклеивания выбирают модель. Ее берут готовую (яблоко, тарелка, чашка, шар и др.) или готовят самостоятельно (лепят из глины или пластилина). Первый слой на макете клеят водой, для этого намачивают бумагу и наносят равномерным слоем на поверхность. Некоторые мастера предпочитают поверхность макета смазывать вазелином. Второй слой наносят на поверхность первого, который прямо на модели смазывают клеем. Не следует усердствовать с толщиной промазки, иначе клей пропитает первый бумажный слой и снять изделие с макета будет трудно. Для слоев бумагу рвут в произвольном порядке, мелкие предметы оклеивают небольшими кусочками, чтобы при выкладывании не образовывались заломы. Для качественно исполненной вещи достаточно наклеить от 6 до 9 слоев черновой бумаги, причем каждый из них должен полностью покрывать поверхность и быть нанесен на клеевую промазку. Последнюю пару делают из бумаги белого цвета для облегчения покраски и нанесения рисунка. Количество слоев добавляет прочность изготовляемому предмету. Сушку изделия осуществляют в естественной среде без принудительного нагревания. Опытные мастера папье-маше просушивают каждые наложенные три — четыре слоя на изделии, затем повторяют следующие. Для наружной отделки с успехом применяют гуашь, масляные краски, лаки, акриловые колеры, используют мелкие предметы, кружево, гипюр, бисер, проволоку и другие многочисленные украшения, заранее предусмотрев, как они будут смотреться в комплексе. Опытные и начинающие мастера перед окраской шпаклюют изделие акриловой пастой, затем счищают неровности алмазной сеточкой для затирки или наждачной бумагой сначала большого номера крупности, в конце применяя мелкую фракцию. Так изделие смотрится аккуратнее и ему можно придать шикарный внешний вид. Для изготовления вещей используют отходы картона, упаковки из яиц, салфетки и гофрированную бумагу, словом, то, что валяется под ногами.

4. Мастер-класс «Рождение дракончика»

Исследовательская работа.

Для подтверждения своей гипотезы мы с мамой решили провести мастер- класс по изготовлению забавного дракоши из папье-маше. Дракон — это символ наступающего года, поэтому такая поделка будет как никогда актуальна. А потом попробуем выставить поделку на продажу, на сайте Авито, узнаем сколько будет просмотров и будут ли желающие купить нашу поделку.

Прежде чем начать - включаем любимую музыку, забываем (на время ) обо всех проблемах, заботах и делах и начинаем... получать удовольствие он всего процесса.

Да-да, именно удовольствие, ведь любая ручная работа, выполняемая с удовольствием, очень успокаивает, дает возможность отвлечься от суеты, забот, проблем...

Ну и с чего же мы начнем?

А начнём мы с создания эскиза.

В этом нам может помочь уже готовая картинка.

В процессе работы может сложиться так, что образ получится не совсем как на картинке, но именно это придаст нашей поделке изюминку и оригинальность, это будет единственный экземпляр, точно такой копии ни у кого не будет.

Итак - эскиз готов. По нему мы выкладываем проволочный каркас тела. Нужно постараться поточнее передать все изгибы.

На каркас нужно намотать слой газеты, смоченной в клее ПВА.

Жгуты газеты должны плотно обхватывать проволоку. В местах утолщений - добавить еще слой.

На фото видно, что наложено несколько слоев.

Для того чтобы было удобно продолжать работу дальше, заготовку нужно подсушить.

Сделать это можно летом на солнце, зимой - на батарее, или в не очень горячей духовке (режим приготовления сухофруктов)

Заготовка тельца должна быть сделана с запасом объема - быть тоньше, чем нужно - ведь сверху на нее будет наложен еще фактурный слой. Именно для фактурного слоя мы и оставим запас объёма.

На подсушенную заготовку нужно нанести рельеф. В нашем случае это - зубчики на спине и складочки на животе.

Зубчики вырезаются из тонкого картона. А для складочек мы использовали тонкую бумагу.

Ее тоже нужно смочить в клее и задрапировать. Всё оставляем сохнуть.

И приступаем к изготовлению крылышек, ножек и ручек.

Для них нам понадобится любая проволока.

Перепонки можно сделать - обклеив проволочные "пальчики" бумагой так, чтобы получилось что-то напоминающее ласты.

Основным требованием к проволоке для крыльев и ножек - хорошая жесткость и упругость, именно от этого зависит устойчивость фигурки и прочность крыльев.

Каркас крыльев тоже делаем по эскизу, скрепляя кусочки проволоки ниткой, или тонкой проволокой.

На готовый каркас приклеиваем кусочек гипюра. Клей должен быть густым, с хорошей схватываемостью. Здесь мы использовали клей ПВА столярный.

Когда гипюр прочно приклеился - аккуратно отрезаем все лишнее. Можно для прочности прошить по гипюру ниткой «в обхват" проволоки.

После этого покрываем все крылышки слоем ПВА. Всё сушим.

Приступаем к изготовлению ручек.

Для пальчиков нужна тонкая медная проволока, которая будет обматываться полосками бумажных полосок. Полоски не нарезаем ножницами - а разрываем вручную - рваный край будет менее заметен на тонких детальках.

Наносить клей на бумажные ленты нужно очень аккуратно и сразу наматывайте на проволоку.

Обклеенные высохшие заготовки пальчиков собираются в кисть и скрепляются между собой такими же полосками бумаги, их каких делали обмотку для пальчиков.

Дальше приступаем к изготовлению головы. Для головки вырежем заготовку из пенопласта. Здесь нужно не забывать, что вырезать ее нужно с учетом того, что на нее будут накладываться бумажные слои и размер ее в процессе работы увеличится. Значит, вырезая, учитываем и тут запас объёма для последующих слоев. Обклеиваем заготовку слоем газеты. А верхним слоем будет - фактурный.

Фактурный слой - бумажная масса, смоченная клеем ПВА.

Накладывать его нужно аккуратно, уплотняя сухой щетинной кистью, стараясь сохранить все неровности, не сглаживать их.

Вот в итоге что у нас должно получиться.

Соединение деталей дело несложное. Шилом делаем отверстия в нужном месте, капаем в отверстие густого клея и вставляем в них детали ручек и ножек. А для прочности - заполняем пустоты в отверстии массой.

После высыхания все будет достаточно крепко. И далее начинается самое ответственное - окраска фигурки.

Самое главное - подчеркнуть фактуру поверхности поделки. Для этого используется такой прием, как многослойная окраска.

Нижние слои будут темнее, верхние - светлее.

И для еще большей выразительности добавим реснички и красивую «шевелюру». Вот и всё готово!

У нас все получилось. Попробуйте и вы. Желаем вам успехов и радости творчества!

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что:

- папье-маше – удивительная технология, которая дает вторую жизнь бумаге;

- папье-маше – это поле для фантазии, нет ни одной игрушки похожей друг на друга.

- технологии папье-маше просты, поделки интересны.

- можно сделать разную массу для папье-маше.

- в ходе опроса выяснилось, что не все хорошо знакомы с данной техникой, но у меня получилось заинтересовать сверстников, и используя эту технику можно будет сделать какую-нибудь поделку на уроке технологии.

- я провела мониторинг объявлений на сайте Авито, поделки можно продавать в 10 раз дороже их себестоимости.

Выполняя эту работу, я получила большое удовольствие. Конечно столкнулась с небольшими трудностями, но я справилась. Все поделки выполнены качественно. Я научилась новому использованию старых, ненужных газет и яичных лотков. Поделки из яичных лотков получаются очень красивыми. При наличии фантазии и достаточного количества свободного времени из этого материала можно научиться делать красивые елочные игрушки, посуду и фигурки для дома.

Итоги исследования можно использовать на уроках технологии, внеурочных занятиях.

Используемая литература.

  1. Наше папье-маше Автор: Лыкова И.А. Серия: Мастерилка. Детский дизайн Издательство: Карапуз Год выпуска / Номер: 2008

  2. Поделки из папье-маше Автор: Светлана Ращупкина Издательство: Рипол Классик Год: 2012

Интернет – ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. https://www.avito.ru

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Готовое изделие!

Приятного творчества

Просмотров работы: 76