На страже чистоты и порядка

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

На страже чистоты и порядка

Ибрагимова Э.Б. 1Балашова Е.А. 1
1ГУ "Гимназия № 3 для одаренных детей города Павлодара"
Филонова А.В. 1
1ГУ "Гимназия № 3 для одаренных детей города Павлодара"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа представляет собой исследование по теме загрязнение окружающей среды парковой зоны реки Усолка, а также выполнен поиск способов привлечения людей к работе по очищению зоны отдыха собственными силами. Актуальность работы, не вызывает сомнений, так как понятие «Чистота окружающей среды» сегодня превратилось в одну из важнейших проблем нашего времени. Все чаще мы слышим, что «Природа -наш дом» или «Берегите природу», но что на самом деле скрывается под этими словами, порой и не знаем.

Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.

В первой главе ведётся обзор литературы по данной теме. Во второй главе описываются исследования и эксперименты, а результаты оформлены в виде таблиц и диаграмм. Также приводятся результаты анкетирования учащихся 4-ых классов, на тему: «Что мы знаем о проблемах реки Усолка», в виде таблиц и диаграмм предоставлены полученные результаты. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение поставленной гипотезы.

Работу выполнена вместе с руководителем, использованы материалы Интернета и научной литературы, рекомендованные для исследования. При поддержке родителей, проведены исследование небольших экологических проблем (произведен замер чистоты воды реки). Все результаты зафиксированы в диаграммах и сформулированы выводы, проведенных экспериментов. Проведен повторный опрос у своих одноклассников на тему:«Что вы узнали о проблемах экологической чистоты реки Усолка». Организована акция по изучению детьми выбранной темы «Спешим на помощь к реке Усолка», а также проведение школьного субботника. Разработан буклет на тему «Планета – наш дом и не мусори в нем!» Организован конкурс рисунков и презентована книга- игра «Экологический патруль». Информация книги, представлена в виде познавательных текстов и фото и может быть использована на уроках естествознания при изучении темы «Охрана природы человеком».

Гипотезу проекта, если найти способы вовлечения людей к организации очистки береговой зоны реки Усолка, то можно улучшить экологическую обстановку парковой зоны отдыха, можно считать доказанной.

Научный руководитель: Филонова Е.В.

«25» сентября 2022г.

Аннотация

Тема: «На страже чистоты и порядка»

Цель: Определить уровень загрязнения природы парковой зоны реки Усолка, изучить способы улучшения экологической обстановки в береговой зоне реки и найти способы привлечения людей к решению проблем природной зоны отдыха Усольского микрорайона.

Гипотеза исследования: Если найти способы вовлечения людей к организации очистки береговой зоны реки Усолка, то можно улучшить экологическую обстановку парковой зоны отдыха.

Задачи: - Изучить проблему мусора и пути ее решения, прочитать литературу по данной теме.

- Рассмотреть положительное влияние сбора мусора, и узнать, как сформировать ответственное отношение детей и взрослого населения к сбору мусора;

- Провести анкетирование среди учащихся на тему «Мое отношение к природе»;

- Познакомить учащихся гимназии с проблемой мусора на береговой зоне Усолка. Провести конкурс рисунков;

- Презентовать тему о вреде мусора и способах решения проблемы;

- Выпустить брошюру на тему «Планета наш дом – не мусори в нём!». Создание листовок, призывающих соблюдать чистоту «Я отдохнул и не забуду за собой убрать мусор», создание буклета и игры–викторины «Экологический патруль»;

- Организовать помощь в городских субботниках, информировать одноклассников и родителей о предстоящих субботниках.

Актуальность: Отрицательное воздействие на реку Усолка (приток Иртыша) ухудшает с каждым годом ее экологическое состояние, многие живые организмы могут исчезнуть совсем. В результате снизится устойчивость экосистемы к самоочищению. В итоге мы будем наблюдать, как исчезает природа нашей реки Усолка. Поэтому жителям города, а особенно Усольского микрорайона, необходимо знать о ситуации на реке и приложить все усилия, чтобы сохранить природу реку Усолка. Так как воды Усольской реки несут свои экологические проблемы дальше, впадая в более крупную - Иртыш. Исходя из этого, мы считаем, что наша работа будет очень актуальной и практически очень значимой.

Проблемы: в результате наблюдения было выявлено, что отдыхающие люди не убирают за собой мусор, у людей отсутствует чувство ответственности за экологическое состояние парковой зоны реки Усолка;

- за оставленный мусор отдыхающие должны нести за собой ответственность и это должно быть наказуемо;

- было замечено, что в результате пагубной деятельности человека, флора и фауна Усольского микрорайона находится в зоне риска. Оставленный мусор, вытоптанные людьми растения погибают и могут исчезнуть полностью;

- необходимо чаще и шире рассказывать людям о вреде оставленного за собой мусора, так как он наносит ущерб не только окружающей природе, но и самому человеку;

- в результате опроса было выяснено, что необходимо создавать и показывать больше социальных роликов, памяток о проблеме загрязнения окружающей среды;

- необходимо создавать и продвигать информационные платформы, информирующие население о субботниках.

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

    1. 1.1 Что такое твердые бытовые отходы и сроки их разложения.

1.2 Мусор. История проблемы загрязнения мусором, его влияние на окружающую среду.

2. Исследовательская часть

2.1 Посещение береговой зоны реки Усолка и сбор данных о степени загрязнения парковой зоны.

2.2 Полезные травы и кустарники береговой зоны Усолки.

2.3 Призыв к действию.

2.4 Действия по очистке от мусора парковой зоны реки Усолка.

2.5 Взаимодействия с организациями.

2.6 Анкетирование учащихся на тему « Мое отношение к природе».

2.7 Создание брошюры «Планета наш дом – не мусори в нём!»

Презентация Игры-викторины «Экологический патруль».

2.8 Повторное анкетирование учащихся.

2.9 Акция «Спасем нашу речку Усолка».

2.10 Помогать организаторам городских субботников.

2.11 Акция. Благотворительный сбор пластика и макулатуры объявил общественный фонд «Открытые сердца».

2.12 Создание программы «Кодекс чистоты» для волонтерской группы гимназии.

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Дневник научного исследования

3

6

7

9

10

10

12

13

15

17

19

21

23

24

25

27

29

31

33

34

35

37

39

41

Введение

Летом мы с родителями побывали в парковой зоне реки Усолкаи познакомились с береговой зоной. Я была очень рада и взволнована по этому поводу, но когда мы оказались на месте, то сильно удивились. Весь берег Усолки – это огромный парк с различными деревьями и растениями, мелкими животными, насекомыми и птицами. Но самое удивительное для меня - было наличие огромного количества мусора: пластика, стеклянных бутылок, упаковок и многого другого. Все это не только портит такое прекрасное место отдыха, то и пагубно влияет на экологию.

В прошлом году моя одноклассница Катя Б. писала проект о мусорной революции Павлодарской области. Мне проект очень понравился, и мы решили продолжить работу в этом направлении. В настоящее время весь мир беспокоится о состоянии окружающей среды. Это связано с тем, что с каждым годом экологическая ситуация ухудшается. Поэтому создается большое количество программ по охране окружающей среды и ее защите. При этом многие люди часто забывают о том, что в первую очередь мы должны заботиться о своей родной земле, о местах, где мы бываем чаще всего, где отдыхаем и проводим время.

В нашем проекте мы хотим раскрыть проблему загрязнения береговой зоны Усолки, территория которой составляет 50 гектар, а также обратить внимание на территорию, которая находится близко к ней.

Наша цель – показать существующую проблему, обозначить ее и предложить способы привлечения людей к очистке территории, а также постараться донести до людей, отдыхающих на берегу о важности заботы об окружающей среде.

Актуальность

Из интернета мы узнали, что с каждым годом в Павлодарской области увеличивается количество мусора в парковых зонах. Это связано с тем, что нет механизмов регулирования процессов сбора мусора и контроля и ответственности населения. Сбор мусора в парковых зонах осуществляется лишь со специализированных сборников мусора (урн),но не регулируется в лесопосадочной/береговой зоне. Мы решили узнать, а как обстоит дело в зоне отдыха реки Усолка. И отправились в любимую зону отдыха, изучить экологическую обстановку парковой зоны.

Проведенные нами, совместно с родителями, наблюдения и исследования могут носить ознакомительный характер. Но отрицательное воздействие на реку Усолка (приток Иртыша) ухудшает с каждым годом ее экологическое состояние, многие живые организмы могут исчезнуть совсем. В результате снизится устойчивость экосистемы к самоочищению. В итоге мы будем наблюдать, как исчезает природа нашей реки Усолка. Поэтому жителям города, а особенно Усольского микрорайона, необходимо знать о ситуации на реке и приложить все усилия, чтобы сохранить природу реку Усолка. Так как воды Усольской реки несут свои экологические проблемы дальше, впадая в более крупную - Иртыш. Исходя из этого, мы считаем, что наша работа будет очень актуальной и практически очень значимой.

Гипотеза

Если найти способы вовлечения людей к организации очистки береговой зоны реки Усолка, то можно улучшить экологическую обстановку парковой зоны отдыха.

Цели исследования:

1 . Определить уровень загрязнения природы парковой зоны реки Усолка.

2. Изучить способы улучшения экологической обстановки в береговой зоне реки.

3. Найти способы привлечения людей к решению проблем природной зоны отдыха Усольского микрорайона.

Задачи исследования

  1. Изучить проблему мусора и пути ее решения, прочитать литературу по данной теме.

  2. Рассмотреть положительное влияние сбора мусора, и узнать, как сформировать ответственное отношение детей и взрослого населения к сбору мусора.

  3. Провести анкетирование среди учащихся на тему «Мое отношение к природе».

  4. Познакомить учащихся гимназии с проблемой мусора на береговой зоне Усолка. Провести конкурс рисунков.

  5. Презентовать тему о вреде мусора и способах решения проблемы.

  6. Выпустить брошюру (пособие для детей) на тему «Планета наш дом – не мусори в нём!». Создание листовок, призывающих соблюдать чистоту «Я отдохнул и не забуду за собой убрать мусор», создание буклета и игры–викторины

«Экологический патруль»

  1. Организовать помощь в городских субботниках, информировать одноклассников и родителей о предстоящих субботниках.

Методы исследования

Анкетирование, сбор, анализ, наблюдение, исследование.

Объект исследования

Береговая зона Усолки.

Предмет исследования

Способы вовлечения людей в улучшение экологической среды береговой зоны реки Усолка.

1.Теоретическаячасть.

Загрязнение окружающей среды – серьезная проблема, которая с каждым годом становится более актуальной. Мусор и отходы всегда были связаны с человеческой деятельностью, и даже в древние времена людям приходилось избавляться от мусора. Дело в том, что раньше по большей части он был органическим и на его разложение уходило несколько месяцев. С развитием науки и техники проблема загрязнения мусором стала более острой и требует дополнительного вмешательства.

Одной из проблем, с которой сталкивается каждый из нас – это мусор. Брошенные на улице окурки, банки и бутылки, отходы вокруг переполненных контейнеров, свалки в местах отдыха, к сожалению, стали частью нашей окружающей среды.

Существует специальная наука, которая изучает мусор – это гарбология, что в переводе означает «мусороведение». Понятие гарбологии в 1973 году ввел Ульям Ратжи. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.

Нас заинтересовала проблема загрязнения окружающей среды. Перед началом работы у нас было много вопросов, чем ответов, на которые мы хотели найти информацию и рассказать о ней ученикам нашей школы.

Почему мы выбрали именно эту тему:

Мы часто слышим, об экологической ситуации в мире и изменениях в климате. Пожары, наводнения, землетрясения и многое другое происходят все чаще. Это связано с тем, что люди слишком сильно влияют на природу.

В глобальном масштабе мы можем этого пока что не замечать, но изменения есть. Это нас пугает наше будущее, что вокруг нас будет расти? Какие птицы, насекомые, животные? С каждым годом ситуация будет все тяжелее. Мы бы хотели прожить как можно больше лет на этой земле с уверенностью, что животный и растительный мир будет в порядке.

Мы выбрали территорию Усолки из-за того, что это место отдыха нашего города и если мы хотим, чтобы стало чище, то нужно начать с себя.

Река Усолка протекает по территории города Павлодар, рядом с новым Усольским микрорайоном, поэтому на берегу реки часто отдыхают горожане. Воды реки используются многими садоводческими кооперативами для полива выращиваемых культур.

    1. Что такое твердые бытовые отходы

и сроки их разложения

В русском языке слова мусор, отходы, отбросы являются синонимами. И в словаре С.И Ожегова «мусор» - это отбросы, сор. В свою очередь, «отбросы» -негодные остатки чего-нибудь. В современном мире мы часто встречаемся с аббревиатурой ТБО. Твёрдые бытовые отходы – это уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специальные обозначенные зоны. ТБО делится на виды: по происхождению – это промышленные отходы и коммунально-бытовые отходы; по качественному составу – это бумага, пищевые отходы, черные и цветные металлы, дерево, текстиль, кости, стекло, резина, пластик и т.д; по агрегатному состоянию – это твердые, жидкие, газообразные; по классу опасности для окружающей среды – это чрезвычайно опасные, высоко-опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически неопасные.

Твердые бытовые отходы – один из важных загрязнений природы. Только пластиковый мусор будет, по расчетам ученных, разрушается 2000 лет. Изучив литературу, мы узнали, что стеклянные бутылки бессмертны. Учёные подсчитали, что обычная консервная банка, брошенная в горах, разрушается естественным образом от ржавчины лишь через 100 лет. Обычная пластиковая бутылка гниёт 400 лет, полиэтиленовый пакет – примерно столько же, алюминиевые банки из-под кока-колы, фанты, пепси-кола «живут» в течение 500 лет (Приложение 1).

Таблица 1. Виды отходов и сроки разложения.     

                     

Виды мусора

Сроки разложения

Помет животных

До 10 дней

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 сезона

Листья, семена, веточки

От 1 месяца до 1 сезона

Картонные коробки

До 1 сезона

Бумага

2 года

Крупные ветки

До 10 лет

Доски со стройки

До 10 лет

Железная арматура

До 10 лет

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Обломки кирпича

До 100 лет

Авто аккумуляторы

До 100 лет

Фольга

До 100 лет

Жестяная банка

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет

Ежегодно один житель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора: бумага, стекло, пластмассу, ткани. Как показывает практика, не весь мусор оказывается в урнах и свалках, он долгое время может оставаться вне урны и собираться вокруг своих сородичей, создавая целые горы из отходов, которые впоследствии превращаются в стихийные свалки.

По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, в стране насчитывалось около 8 884 стихийных свалок. В результате, когда мусор оказывается выброшенным в неположенном месте, он не только замусоривает город, но и наносит вред окружающей среде, выделяя опасные для здоровья вещества.

По данным Министерства экологии ежегодно в Казахстане производится около 5 миллионов тонн отходов. Из этого объема 82% –отходы которые отправляются просто на свалку и лишь 18% на переработку. В Казахстане существует более 20 полигонов для отходов, 15 тыс. санкционированных свалок, 17 тыс.несанкционированных свалок и 13 тыс., где накоплено 120 миллионов тонн мусора. При этом большинство мусорных полигонов не соответствуют нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха.

1.2 Мусор. История проблемы загрязнения мусором и его

влияние на окружающую среду

Мусор – это предметы или вещества, которые образуются в процессе деятельности человека и больше не могут быть пригодными в использовании.

В древние времена проблемы загрязнения практически не возникало. Люди жили небольшими группами и достаточно часто кочевали. Также технологии и производство не было столь развито, из-за чего не было необходимости избавляться от такого большого количества отходов. С появлением постоянных поселений количество мусора значительно увеличилось. Его могли или оставлять далеко от мест проживания или поджигать, чтобы избавиться от запаха.

Сейчас проблема загрязнения и мусора наиболее актуальна. Мусор, который образуется в результате деятельности человека, вызывает изменения климата, а также загрязняет воду, землю и воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели.

Экологическая проблема мусора – это мировая проблема, но каждый народ подходит к ней по-своему. Есть несколько основных способов для решения проблемы загрязнения:

              1. Разумное потребление – это рациональное потребление товаров и продуктов на том этапе, когда мы их только закупаем. Например, люди сокращают покупку тех товаров, что им не так сильно нужны, а также раздают или делятся вещами, которые еще в неплохом состоянии, с другими людьми. Таким образом, чем меньше спрос, тем меньше необходимости производить.

              2. Сжигание мусора – первая альтернатива по избавлению от отходов. Ее плюсом является то, что мусор сжигается и его не нужно нигде складировать, но с другой стороны это создает экологическую угрозу. Это связано с тем, что во время сжигания отходов образуется большое количество токсических веществ, которые загрязняют воздух.

              3. Сортировка и вторичная переработка мусора – наиболее эффективный и безопасный способ решения проблемы мусора. При нем все, что можно переработать и использовать повторно, перерабатывается; остальное –утилизируется. Все эти виды переработки мусора важны и помогают сохранить нашу природу.

  1. Исследовательский этап

2.1 Посещение береговой зоны реки Усолка и сбор данных

о степени загрязнения парковой зоны

Однажды летом мы с родителями отправились отдохнуть в парковую зону реки Усолка. Это было как раз то время, когда люди выезжают на природу и отдыхают здесь в выходные. Это было в разгар купального сезона. Вода теплая и на улице жарко, отдыхающих очень много. Рыбаки, плавающие, дети, группы подростков, велосипедисты и другие посещающие территорию Усолки люди - все они приходят с едой, напитками, но не каждый из них доносит мусор до урны или забирает собой (рис.1).

Рис.1

В результате мы увидели следующую картину(рис.2). Загрязнена не только территория береговой зоны реки Усолка, но и река. Пакеты, пластиковые бутылки плавали в воде. Остальной мусор был разбросан на берегу реки. Из прочитанной литературы, мы уже знали, как опасен мусор для всей природы, оставленный на земле.

Рис.2

Исследуя береговую часть Усолки, мы изучили морфологический состав загрязнения и выявили основные виды мусора, оставленные отдыхающими (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Вывод: в результате наблюдения было выявлено, что отдыхающие люди не убирают за собой мусор, у людей отсутствует чувство ответственности за экологическое состояние парковой зоны реки Усолка.

За время пребывания на территории нам встретилось достаточное количество знаков и плакатов (рис.3),которые призывают соблюдать чистоту на береговой зоне. Но не все люди обращают на них внимание и соблюдают правила сбора мусора.

Рис.3

Вывод: За оставленный мусор отдыхающие должны нести за собой ответственность и это должно быть наказуемо.

2.2. Полезные травы и кустарники береговой зоны Усолки

На территории Усолки и приближенной к ней местности растут различные виды растений (рис.4). Среди них чаще всего встречались лопух (репейник), лох серебристый, ива, тысячелистник, лютик, березы, солодка и другие. Моя бабушка много лет работала биологом и хорошо разбирается в растениях. Когда я показала ей фотографии, она сказала, что на территории Усолки должна быть хорошая земля, потому что там растет репейник, а он является индикатором почвы. То есть, эта почва будет считаться плодородной. Вероятно, так и есть, ведь здесь растет большое количество различных растений.

Рис.4

Вывод: Было замечено, что в результате пагубной деятельности человека, флора и фауна Усольского микрорайона находится в зоне риска. Оставленный мусор, вытоптанные людьми растения погибают и могут исчезнуть полностью.

2.3Призыв к действию

На территории береговой зоны Усолка на протяжении всего лета отдыхает население города Павлодар, после которых остается огромное количество разнообразного мусора – это пластик, стекло, алюминий, нетканый материал (влажные салфетки). Люди выбрасывают синтетический мусор не только на песок и почву, но и в воду. Конечно не задумываясь о вреде, который наносят окружающей среде. Поэтому мы для призыва, к сбору мусора, подготовили листовки и брошюры с напоминаниями «не мусорить (рис.5). Часть из них нарисованы нами, другие мы разработали с помощью современных технологий и требований.

Рис.5

Вывод: Чаще и шире рассказывать людям о вреде оставленного за собой мусора, так как он наносит ущерб не только окружающей природе, но и самому человеку.

Мы отправились на береговую зону Усолка для размещения наших листовок. Большую часть листовок мы приклеили на места, где чаще всего собирались отдыхающие люди, и где скапливалось наибольшее количество мусора. Остальные – мы решили раздать отдыхающим и людям, которые живут вокруг береговой территории.

Следующим этапом был социологический опрос жителей Усольского микрорайона. На тему, что думают они о загрязнении береговой зоны Усолки (рис.6). Нас очень удивили реакции некоторых прохожих. Часть людей соглашалась с тем, что территория сильно загрязнена и что с этим необходимо что-то делать. Они хвалили нас за листовки и говорили, что мы занимаемся хорошим делом. Но были и те, кто просто смеялся и выбрасывал рисунки в мусорный бак, как только мы отходили от них. Это было неприятно, но больше о бидно, так как именно такие люди потом загрязняют подобные места.

Р ис.6

Вывод: В результате опроса было выяснено, что необходимо создавать и показывать больше социальных роликов, памяток о проблеме загрязнения окружающей среды.

Но все же, нам встретилось достаточно большое количество людей, которых волнует эта проблема. Они обеспокоены тем, что происходит на территории реки, им бы хотелось как-то помочь, но они совершенно не знают, откуда можно узнать о проходящих субботниках и других экологических акциях.

Так можно выделить еще одну проблему – часть людей не в курсе тех мероприятий, которые проводят департамент экологии, недропользования, центр молодёжных инициатив и т.д.

Вывод: Необходимо создавать и продвигать информационные платформы, информирующие население о субботниках.

2.4 Действия по очистке от мусора парковой зоны реки Усолка

На территории береговой зоны Иртыша 2 июля проходил экологический субботник в рамках акции «Бірге – таза Қазақстан» в котором мы приняли непосредственное участие (рис.7). Пришло большое количество людей. Было приятно видеть, что их всех волнует состояние окружающей среды, нашего города.

Рис.7

Информацию о прохождении следующих субботников и акций по уборке районов города мы регулярно отслеживаем в Управлении Недропользования, окружающей среды и водных ресурсов.

Также мы приняли участие в обсуждении проекта по разработке концепции благоустройства береговой линии и поймы реки Усолка (рис 9), для участия в общественном обсуждение необходимо было пройти анкетирование. Позже, на некоторые вопросы данной анкеты, мы предложили ответить своих одноклассников. Мнения были разные.

Рис.9

Мы обратились с просьбой чаще проводить субботники и волонтерскими экологическими отрядами проверять прибрежную территорию Усолки.

Мы узнали, что одна из главных целей проектировщиков парка - сохранить природное наследие и создать первый в городе эко парк, комфортный для разных групп пользователей. А таких в нашем городе много, это и мало мобильные граждане, собаководы, рыбаки, студенты, ученики. Дети на макете или рисунке предложили свое видение места. Большая часть больных тем оказалась общей для всех групп, и это был мусор в парковой зоне Усолки.

4 октября 2022 года прошло общественное обсуждение эскизного проекта эко-парка «Усолка», в котором мы также приняли участие, пройдя повторное анкетирование.

2.5 Взаимодействия с организациями

Дальше мы решили посетить Управление недропользования окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области. Мы узнали, что вместе с Управлением экологии, управление недропользования проводят очистку территории Усолки.

Мы обратились к данным Управлениям с темой нашего проекта и нам рассказали, как обстоит ситуация на данный момент и как решается проблема загрязнения парковой зоны Усолки.

Руководитель административного отдела недропользования, Жанна Назынбековна С., провела нам образовательную экскурсию и рассказала о том, какие растения растут на Усолке, каковы особенности этой местности и какую работу они проводят для сохранения флоры и фауны данного места.

Нас познакомили с различными экологическими книгами, а также провели мини-лекцию о Красной книге Павлодарской области. В конце экскурсии нам подарили газету "Экологический курьер" который издается ежемесячно (рис.11). Мы подумали, что и нашей гимназии можно печатать статьи об экологии города в школьной газете.

Рис.11

Следующим этапом нашей работы, было посещение Управления экологии Павлодарской области. Вместе с работниками Управления, мы отправились на реку Усолку, где нам показали, как делается забор воды для анализов предельно допустимых концентратов и вредных веществ.

Забор проводил главный специалист отдела лабораторно-аналитического контроля Управления экологии Ерик Сейткалиевич Е. (рис.12).Нами было решено, что тема загрязнения воды в реке Иртыш, будет следующим нашим исследовательским проектом.

В результате забора речной воды, мы выяснили, что веществ превышающих предельно допустимых концентратов не обнаружено. Но во взятых образцах из реки были обнаружены следы жизнедеятельности человека – это бутылки, окурки, салфетки ПВХ, пластиковые тары. Все это не только загрязняет окружающую среду, водную среду, а также почву. Животные и растения, обитающие в данных экосистемах, страдают и погибают чаще от природоразрушающей деятельности человека, нежели от хищников.

Рис.12

2.6 Анкетирование учащихся гимназии на тему

«Мое отношение к природе»

Следующим этапом работы нами было проведено анкетирование среди учеников школы по следующим основным вопросам (Приложение 2):

1.Бывают ли учащиеся на берегу Усолка?

2.Каким образом они добираются до места?

3.Что привлекает их на берегу?

4.Какие развлечения применяют на берегу Усолка?

5. Какой видят прибрежную зону Усолка в будущем? (рис.13).

Рис.13

Вывод: По данным анкетирования, мы получили следующие результаты, которые показаны в диаграмме 2:

- Осведомлены - 68% учащихся,

- Не знают об этой теме - 14%,

- Затруднились ответить лишь - 18%.

Диаграмма 2

Мы решили рассказать детям о том, как правильно собирать мусор и показать способы очистки от ненужного, все это мы подтвердили примерами из прочитанной литературы и интернета.

Рис.14

Следующим шагом – была организация презентации собранного материала. Перед ребятами была представлена информация о понятии мусора, о необходимости сбора мусора. Мы рассказали одноклассникам, о том, что экологи предлагают отказаться от частого использования пластиковых пакетов и обратить свое внимание на эко сумки, или сумки-шоперы, сшитые из прочного хлопка (рис.14).

На вопрос одноклассникам:

«Готовы ли вы убирать за собой мусор?», мы получили следующие ответы, результаты, которых вы видите в диаграмме № 3:

-готовы убирать мусор – 84%,

-не готовы – 0%,

-затруднились ответить – 16%. (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

В результате узнали, что не все ребята знают о существующих экологических проблемах реки и способах вовлечения людей в улучшение экологической среды береговой зоны реки Усолка.

Вывод: Одноклассники любят парковую зону реки Усолка и охотно помогли бы в общественных субботниках. Но как помочь природе- не знают. Дети осуждают тех, кто мусорит.

2.7. Создание брошюры «Планета наш дом – не мусори в нём!»

Презентация Игры-викторины «Экологический патруль»

Для того, чтоб закрепить полученные знания о вреде мусора, мы решили создать брошюру-книгу для учащихся (приложение 3). А игра-викторина (приложение 4), поможет расширить знания о вреде мусора и необходимости убирать его за собой, а также сортировать по контейнерам(рис.15).

Рис.15

В школе организовали презентацию своего проекта (рис.16).

Рис.16

В результате работы над проектом мы решили организовать в классе волонтерскую группу «Юные помощники природы» (рис.17).

Рис.17

2.8. Повторное анкетирование учащихся

Мы убедились, что работа наша не прошла даром. По результатам повторного анкетированию видна динамика роста правильных ответов учащихся нашей школы, возросли знания, о бережном отношение к природе(рис.18).Диаграмма 4, 5.

Диаграмма 4Рис.18

Диаграмма 5

Мы организовали субботник на территории нашей гимназии. С удовольствием одноклассники с родителями и убрали мусор на территории нашей любимой школы! (рис.19)

Рис.19

Вывод: Рассказывая одноклассникам о проделанной работе и вовлекая их в работу по очистке природы, мы узнаем больше, ребята начинают интересоваться о проблемах очистки города от мусора, читать полезную литературу и убирать за собой использованные вещи! Наша работа над проектом не прошла даром. Хоть мы и маленькие, но уже можем внести свою лепту по очистке родного города.

2.9. Акция «Спасем нашу речку Усолка»

На уроке художественного труда с одноклассниками провели акцию на тему «Подари жизнь реке Усолка» (рис.20). Ребята в своих работах были едины в том, что видели Усолку – чистой, без мусора!!! Значит наша работа, не прошла даром!

Рис.20

2.10. Помощь организаторам городских субботников.

Мы пригласили желающих принять участие в ежегодной акции «Всемирный день чистоты» жителей города, которая проходила 17 сентября этого года. В этот день акция прошла в 191 странах мира, где приняли участие более 60 млн. человек! В нашем городе акция проходила в виде экологического субботника в пойме реки Усолка. Только вместе мы сможем очистить каждый уголок нашего города от накопившегося мусора, а также поменять отношение людей к поддержанию чистоты окружающей среды.

В результате своей работы, узнали, что для успешной организации субботника необходимо вовремя и правильно информировать о предстоящей работе. Поэтому мы приготовили листовки и развесили их в микрорайоне Усолка и береговой части (рис.21).

Затем мы разместили объявления о предстоящем субботнике! Наша мечта осуществилась!!!

Рис.21

И вот он субботник! (рис.22).

Рис.22

На субботник пришло большое количество людей. Это были люди разных профессий, студенты, школьники и неравнодушные жители микрорайона Усолка (многие сообщили, что увидели наши объявления на доске объявлений у подъезда).

Благодаря распространению информации о предстоящих субботниках, каждый житель имеет возможность прочитать объявление и присоединиться к различным мероприятиям и акциям, познакомиться с единомышленниками.

Таким образом, после проведения экологических субботников больше людей начнут замечать мусор на улицах города, и увеличится количество людей, убирающих мусор после отдыха на природе. Эти акции привлекают внимание каждого участвующего человека, к тому, что если люди не обращают внимания на то, какие остаются отходы от их деятельности, которые ежегодно накапливаются, к чему это приводит.

В завершение субботника, организаторами, пришедшим неравнодушным помощникам были вручены полезные подарки. Это сумка-шопер и многоразовая бутылочка для воды (рис.23).

Рис.23

2.11. Акция. Благотворительный сбор пластика

и макулатуры объявил общественный фонд «Открытые сердца»

Из всех видов ТБО пластик является одним из наиболее востребованных материалов, в виду возможности его вторичной переработки. На сегодняшний день загрязнение пластиком несет в себе серьезную угрозу всей экологической системе нашей планеты. В Казахстане действует 225 организаций, занимающихся сортировкой и утилизацией отходов. Несмотря на наличие негативного отношения населения к теме раздельного сбора ТБО, необходимо продвигать сортировку мусора, с целью улучшения состояния окружающей среды Казахстана.

Мы узнали о благотворительном сборе пластика и макулатуры, который организовал общественный фонд "Открытые сердца". И пластик, собранный на субботнике, мы отвезли по адресу: г Павлодар,Ленинградская,58). Думаем, что благодаря переработке, пластик получит вторую жизнь (рис.24).

Рис.24

Вывод: Думаю, что в человеке необходимо формировать и развивать экологическую культуру.

После завершения субботника и сдачи пластика, мы довольные отправились домой. Проходя мимо нашей школы, мы увидели, что в парке, который находится напротив, тоже проводится уборка мусора. Мы решили поблагодарить наших единомышленников, за уборку территории около нашей гимназии (рис.25). В разговоре, один из работников сказал, что: «На самом деле, чистота – это не там, где убирают, а там, где не сорят! Летом люди дольше находятся на улице, а это означает, что у уборщиков мусора становится больше работы».

Мы рассказали им, о проделанной нами работе, они поблагодарили нас и сказали нам о том, что мы на правильном пути!

Рис.25

2.12Создание программы «Кодекс чистоты» для

волонтерской группы гимназии

Работая над проектом, мы поняли, что не все ребята знают об экологических проблемах города, особенно парковых зон. Многие, не задумываются о вреде мусора, который был оставлен на земле. Детине слышали о том, что проходят многочисленные акции по охране окружающей среды. Поэтому нами было решено создать примерный план работы для волонтерской группы нашей гимназии. Мы предложили выполнить задания нашим одноклассникам в течение года. Думаю, что такая работа поможет не просто сделать город чище, но и поможет нам найти единомышленников.

Месяц, год

Тема программы

Сентябрь 2022

Презентовать среди одноклассников фильм «Почему полезно собирать мусор «Участие в благотворительной акции общественного фонда «Открытые сердца». Сбор пластикового мусора (г Павлодар, Ленинградская, 58)

Октябрь 2022

Организация трудового десанта с одноклассниками на территории школы

Ноябрь 2022

Конкурс рисунков среди учащихся 4 классов на тему «Очистим планету от мусора»

Декабрь 2022

Подготовить Лепбук вместе с одноклассниками «Береги природу»

Январь 2023

Конкурс рисунков «Моя малая родина - Павлодар»

Февраль 2023

Написание эссе «Отдохнул и не забуду за собой убрать мусор»

Март 2023

Создание в гимназии команды волонтеров «Мы за чистоту и порядок»

Апрель 2023

Участие в благотворительной акции общественного фонда

«Открытые сердца». Сбор пластикового мусора (г Павлодар, Ленинградская, 58)

Май 2023

Участие в школьном волонтерском движении «Чистый двор моей школы»

Июнь 2023

Создание школьного сайта «Мы за чистую экологию города»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования выяснено, что мусор оказывает пагубное влияние на окружающую среду, поэтому необходимо предупреждать людей о том, как их действия вредят экологии.

Думаю, что, живя на Земле и пользуясь ее ресурсами, каждый человек несет ответственность перед ней. Сегодня тоннами добываются ресурсы, которые идут на благо человечеству, из которых создаются необходимые нам каждый день вещи и предметы - от еды до одежды и бытовой химии.

Цели, поставленные в работе-достигнуты. Мы смогли узнать какие есть способы вовлечения людей в улучшение экологической среды береговой зоны реки Усолка (выпуск листовок, привлечение одноклассников к участию на субботниках, помощь в благотворительных акциях).

Проведенное повторное анкетирование позволило сделать вывод о том, что ребята теперь не просто знают, как помочь природе, но и стали активными участниками на субботниках. В перспективе мы планируем расширить наш проект и изучить способы очистки загрязненной воды реки Усолка. Забор воды мы уже проводили совместно с главным специалистом отдела лабораторно-аналитического контроля Управления экологии Ериком Сейткалиевичем Е., который и предложил нам поработать над решением проблемы очистки воды. Изучить, как напрямую влияет загрязнение береговой зонына чистоту воды реки. Тем более, что мы связываем наши будущие профессии с экологией. Нами было решено, что тема способы очистки воды в реке Усолка, будет следующим нашим исследовательским проектом.

Гипотеза «Если найти способы вовлечения людей к организации очистки береговой зоны реки Усолка, то можно улучшить экологическую обстановку парковой зоны отдыха» - доказана.

Думаем, что знания полученные в результате работы над проектом, пригодятся в будущей профессии.

Наш проект хочется закончить мудрым изречением философа Эпикура: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся»

Спасибо, за внимание!

Литература

 

1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» - Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

2. Алехин В.В. География растений (основы фитогеографии, экологии и геоботаники). М.: 1950.

3. Вильяме В.Р. Развитие различных областей речных пойм. Собрание сочинений, т. 5. М.: 1950.

4.Голоскова В.П. Иллюстрированный определитель растений Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1972.

5. Михайлова А. Экология: есть результат! [Главное достижение экологов НК НПЗ – улучшение качества очищенных сточных вод] // За передовую технику.- 2003.- № 41. – 11 октября. - С.3.

6.Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеиздат, 1984.

7. Цветкова И. «Экология для начальной школы, игры и проекты», 1997 г.

8.Чижевский А.Е. «Я познаю мир» - экология. М., 1999 г.

9. Шарлот В. Отходы: от концепции к программе // Вестник. -2004. - 13 июля. – С. 2

10. Прокопьев Е.П. Фитоценотический анализ флоры поймы среднего Иртыша. «Вопросы биологии», Томск, 1978.

11. Салюков П.А., Аубакиров А.И. Подбор многолетних трав для залужения поймы Иртыша. Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана№12. Алма-Ата, 1978.

12. Соломатин А.О. Птицы ПавлодарскогоПрииртышья (Определитель – справочник) – Павлодар, Инновац.Евраз. у –т, 2008. 354 с.: 58 ил.

13. Черненькова Т.В. Реакция лесной растительности на промышленное загрязнение. М., 2002.

14.Передельский Л.В., Экология в вопросах и ответах. – Ростов, 2002.

15.Ресурсы - интернет

Приложение 1

Приложение 2

Анкета «Мое отношение к природе»

учащихся 4 «Б» класса «Гимназии № 3 для одаренных детей города Павлодара»

1.Укажите пожалуйста Ваш возраст:

1. 8 - 9 лет

2. 10 - 12 лет

2. Любите ли Вы отдыхать и проводить время на природе?
1. Да

2. Нет

3. Знаете ли Вы, что в городе Павлодаре есть река Усолка?

1. Да

2. Нет

4. Как часто Вы бываете в районе береговой линии и поймы реки Усолка?

1.Ежедневно

2.Регулярно (1-2 раза в неделю)

3.Редко (1-2 раза за сезон)

4.Очень редко (менее 1 раза за сезон)

5. С какими обстоятельствами связано Ваше пребывание в районе береговой линии и поймы реки Усолка?

1. Проживаю в Усольском микрорайоне

2. Бываю в гостях у родственников/друзей и т.п.

3. Отдыхаю/развлекаюсь

6. Каким образом Вы обычно добираетесь до береговой линии и поймы реки Усолка?

1. На автобусе

2. На велосипеде, самокате, роликах

3. На личном автомобиле/автомобиле друзей, родственников

4. На маршрутке

5. На такси

6. На трамвае

7. Пешком

7. Чем из ниже перечисленного Вы предпочитаете заниматься во время отдыха и развлечений в районе береговой линии и поймы реки Усолка?

1. Пляжный отдых, купание в реке

2. Прогулки, бег/скандинавская ходьба

3. Велопрогулки

4. Катание на лодках, катамаранах и т.п.

5. Катание на лыжах

6. Катание на коньках

7. Катание на санках и тюбингах

8. Сбор грибов, ягод, трав и т.п.

9. Созерцание природных красот, наслаждение тишиной

10. Наблюдение за животными, птицами

11. Прогулки с домашними питомцами

12. Спортивные игры

13. Фотография

17. Не отдыхаю в этом районе

8.Что из ниже перечисленного привлекает Вас при рассмотрении

реки Усолка для отдыха и развлечений?

1. Тишина и малолюдность

2. Безопасность водоема (отсутствие сильного течения, чистота воды и т.п.)

3. Наличие биологического разнообразия (рыба, грибы, ягоды и т.п.)

4. Транспортная доступность (легко/быстро можно добраться до места отдыха)

5. Красота природного ландшафта

6. Удобство природного ландшафта для игр и развлечений (горки, река/лед, поле, ветер и т.п.)

7. Отсутствие фуд-кортов и аттракционов

8. Чистота воздуха

9.Что из ниже перечисленного отталкивает Вас при рассмотрении

реки Усолка для отдыха и развлечений?

1. Загрязненность территории/водоема

2. Отсутствие специально оборудованных мест для отдыха, занятий спортом

3. Отсутствие велодорожек и оборудованной пешеходной зоны

4. Гнус

5. Отсутствие возможности проезда к месту отдыха на автомобиле

6. Отсутствие инфраструктуры для обеспечения безопасности (полиция, медпункт, спасатели, камеры видеонаблюдения и т.п.)

7. Недостаток мест для обеспечения общественного питания (фуд-корт, кафе, павильоны и т.п.))

8. Опасность водоема (воронки, глубина и пр)

9. Отсутствие инфраструктуры для отдыха (туалеты, душевые, скамьи, лежаки)

10. Отсутствие развлечений (аттракционы, детские площадки и т.п.)

10.Какой Вы видите береговую линию Усолки в будущем?

1. Активным городским пляжем

2. Природным тихим местом для отдыха и рыбалки

3. Туристический объект с историческими экскурсиями и экологическими тропами

4. Культурным центром Усольского микрорайона со сценой под открытым небом и местами для зрителей

5. Обустроенным парком для занятий спортом

11.После отдыха на природе, убираете ли Вы за собой мусор

(бутылки, пакеты, бумагу)?

1.Да

2.Нет

П риложение 3

Приложение 4

Дневник наблюдения

Тема исследования: На страже чистоты и порядка

Ф.И. ученица Ибрагимова Эльнара, Балашова Екатерина

ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей г.Павлодара»

Ф.И.О. научного руководителя Филонова Алена Владимировна

Дата

Содержание работы

Подпись руководителя

1

02.08.2021

Выбор темы.

А. В. Филонова

2

24.08.2021

Формулировка цели, задач, гипотезы, выбор предмета и объекта исследования.

А. В. Филонова

3

21.09.2021

Подбор материала по теме исследования.

А. В. Филонова

4

24.09.2021

Анализ литературы по теме исследования.

А. В. Филонова

5

26.10.2021

Написание теоретической части исследования.

А. В. Филонова

6

29.10.2021

Работа над выводами теоретической части.

А. В. Филонова

7

18.01.2022

Проведение практического исследования (эксперимента).

А. В. Филонова

8

16.02.2022

Работа с материалами эксперимента.

А. В. Филонова

9

20.06.2022

Написание экспериментально- практической части.

А. В. Филонова

10

05.09.2022

Подготовка схем, рисунков, иллюстрацийисследования.

А. В. Филонова

11

08.09.2022

Дополнение и обобщение основной части.

А. В. Филонова

12

12.09.2022

Обработка экспериментально-практической части.

А. В. Филонова

13

16.09.2022

Проверка, дополнение, обобщение практической части.

А. В. Филонова

114

18.09.2022

Проверка общего содержания, достоверности приведенных фактов в исследовательской работе.

А. В. Филонова

15

19.09.2022

Написание вывода.

А. В. Филонова

16

20.09.2022

Систематизация литературы.

А. В. Филонова

17

25.09.2022

Подготовка к защите проекта.

А. В. Филонова

Просмотров работы: 36