Лук - мой друг

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лук - мой друг

Мусихина А.Д. 1
1МАОУ "Гимназия №17" г.Перми
Аксенова Н.В. 1
1МАОУ "Гимназия №17" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема проекта была выбрана не случайно.

Я не люблю лук, а мама говорит, что он полезен.

Мне захотелось как можно больше узнать об этом овоще и выяснить, почему его считают лекарственным растением, и, возможно, изменить свое отношение к луку.

В ходе работы над своим проектом я провела анкетирование в своем классе, обратилась к интернет-ресурсам, собрала загадки, пословицы и поговорки о луке, совместно с бабушкой посадила репчатый лук для выращивания зеленого пера.

Цель моей работы: узнать информацию о луке, выяснить, почему лук - мой друг.

Задачи моей работы:

  1. Познакомиться с историей происхождения лука;

  2. Изучить виды и строение лука;

  3. Определить полезные свойства лука;

  4. Выявить отношение одноклассников к луку;

  5. Вырастить лук и узнать условия быстрого роста лука;

  6. Сформировать выводы.

Объект исследования: целебные свойства лука.

Предмет исследования: лук репчатый.

Методы исследования:

1.Сбор информации;

2. Опрос;

3. Наблюдение;

4. Анализ и обобщение.

Глава № 1

Теоретическая часть

1. Основные сведения о луке.

Лук — род двулетних и многолетних травянистых растений, относимых к подсемейству луковые семейства амариллисовые порядка спаржецветные.

Научное латинское название было дано Карлом Линнеем, происходит от латинского названия чеснока, а оно, в свою очередь, вероятно, связано с кельтским словом — жгучий; другая версия — происходит от латинского слова—пахнуть1.

Существует очень много видов лука на Земле, точное их количество неизвестно (в разных источниках указывается около 600-900 видов этого растения). На территории нашей страны произрастает 223 вида лука. Представители рода растут на лугах, в степи и лесах.

Представители рода имеют луковицу, покрытую оболочками, обладают резким луковым (или чесночным) запахом и вкусом.

2. Экскурс в прошлое. Из истории лука.

Лук — это старейшее культурное растение. Родина лука до сих пор окончательно не установлена, но некоторые исследователи считают, что растение впервые появилось на территории Средней Азии. Оттуда лук попал в Египет, а затем в Грецию и другие страны. Распространен он во всем мире в качестве овощного растения, но также он встречается в диком виде, например в Узбекистане, Турции.

Лук был известен у египтян за 3000 лет до нашей эры. Изображения лука были найдены на стенах в пирамиде фараона Хеопса. Луку воздавали почести как божеству, им клялись, из него делали амулеты от злых духов.

У древних греков луковица считалась символом устройства Вселенной. Древние греки носили лук на груди как талисманы, которые защищали от болезней, помогали одерживать победу над врагами.

А римляне считали, что употребление лука увеличивает силу и мужество солдат, поэтому он входил в военный рацион.

Известно, что в Китае, Индии лук выращивали 5000 лет тому назад.

В Америку лук попал благодаря экспедиции Христофора Колумба, который также сыграл роль в его распространении по континенту как сельскохозяйственной культуры.

На Руси лук появился в 12 веке, то есть 900 лет назад. Лук использовали при приготовлении различных блюд, в обрядах, в медицине и других сферах жизни.

3. Виды лука.

В природе насчитывается около 600-900 видов лука. Познакомимся с наиболее известными видами.

Лук многоярусный.

Его еще называют египетским луком.

Это многолетний вид лука, способный расти на одном месте более 10 лет. Растение морозостойкое. Растут гнездами, до 20 штук в одном гнезде (приложение № 1).

Лук медвежий.

Также известен как черемша, дикий лук, дикий чеснок.

В культуре его выращивают из семян или размножают луковицами. Мало каким овощным культурам понравится соседство с этим луком. У лука медвежьего луковица удлиненная, мелкая (приложение № 2).

Лук-порей.

Это многолетнее растение. Этот вид лука уже больше напоминает чеснок, то есть верхнюю часть чеснока – стебель и листья. Луковицу порей не образует. Лук-порей используют как в салатах, так и в супах и вторых блюдах (приложение № 3).

Лук-слизун.

Этот вид лука относится к многолетним. У него плоские листья, на вкус они менее острые, чем у репчатого лука. Лук-слизун имеет много витаминов и минералов и в нем много солей железа. Характерная особенность — слизистый сок, выступающий на срезе листа. Именно благодаря ему растение получило свое название. Лук-слизун не образует настоящих луковиц. Этот вид лука отличает приятный слабоострый вкус и легкий чесночный аромат (приложение № 4).

Лук-батун.

Другие названия — лук трубчатый, татарка, лук китайский. Многолетний вид лука. Луковицу не образует — на конце стебля формируются продолговато-яйцевидные ложные луковицы. Также он может расти в домашних условиях в горшках. Листья батуна используют как для салатов, так и в супах и вторых блюдах (приложение № 5).

Лук-шалот.

Этот вид лука – очень близкий родственник репчатого лука. Он относится к двулетним растениям. Шалот формирует не одну луковицу, а целое гнездо, в котором в первый год может быть 5-6 луковиц. Шалот имеет нежный вкус, менее острый, чем у лука репчатого, и приятный аромат (приложение № 6).

И самый известный нам вид лука – это лук репчатый (приложение № 7).

Пожалуй, самый популярный вид. Лук репчатый — это многолетнее растение. Как выглядит этот лук, знают все. Луковица у него похожа на репку. Чешуйчатая луковица круглой, плоскоокруглой, яйцевидной формы может достигать 15 см в диаметре и весить до 3 кг. Зрелая луковица покрыта сухими чешуями золотисто-желтого, коричневого, фиолетового или белого цвета (в зависимости от сорта). Внутренние чешуи — мясистые, белые, зеленоватые или фиолетовые. Листья (у лука их обычно называют пером) – трубчатые, сочные. Нередко лук репчатый используют для получения витаминной зелени (пера). Но основной продукт — все-таки луковицы. Среди репчатых луков вы найдете сорта с различными вкусами. Так среди них есть сладкие, слабоострые, полуострые и острые сорта. Именно это разнообразие позволяет использовать его в различных блюдах.

4. Строение репчатого лука.

Репчатым самый распространенный из культурных луков назвали потому, что луковица у него похожа на репку. Лук имеет очень интересное строение, чтобы его изучить, я с мамой разрезали луковицу пополам и нашли все ее составляющие (приложение № 9).

Луковица состоит из донца, от которого вниз отходят корешки, а кверху утолщенные мясистые чешуи – это видоизмененные листья. У созревших луковиц наружные чешуи высыхают и служат остальным дополнительной защитой. Донышко луковицы – это на самом деле стебель, именно на нем закладываются и развиваются почки, из которых образуются новые листья. Корни у лука есть, но они достаточно тонкие, расположены они под луковицей. Листья у репчатого лука трубчатые, их называют «перо». Мелкие белые цветки собраны в зонтики на концах цветоносных стрелок пера. Околоцветник состоит из шести листочков, тычинок шесть, пестик с верхней завязью. Плоды – это коробочки, в них может содержаться до шести черных трехгранных семян (приложение № 8).

5. Целебные свойства лука.

Лук содержит сахара, белки, витамины, ферменты, минеральные соли калия, фосфора, железа и другие вещества. В луковицах имеется эфирное масло, придающее специфический запах и острый вкус.

В составе лука имеются фитонциды. Фитонциды (от греч. phyton — растение и лат. caedo — убиваю) – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов.

Лук является поставщиком витаминов: Витамин С – один из наиболее важных для нормальной жизнедеятельности организма и широко применяемый в медицине. Отсутствие в пище приводит к заболеваниям малокровию, нарушениям деятельности сердца, понижению сопротивляемости организма к инфекциям; Фолацин необходим для нормального кроветворения; Витамин В12 - при его недостатке воспаляются язык и слизистая оболочка ротовой полости, резко понижается кислотность желудочного сока, появляется малокровие; Витамин Н - в нём нуждаются люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожи; Витамин РР - входит в состав ферментов, участвующих в окислительных процессах, ускоряет заживление ран.

Лук – рекордсмен среди овощей по содержанию одновременно трех элементов: железа, цинка и меди. Железо - дефицит этого элемента приводит к возникновению тяжелых анемий и других заболеваний крови. Совместное действие железа, меди и цинка приводит к усилению защитных функций организма. Благоприятное влияние на систему дыхания оказывает содержащийся в луке йод.

Кроме того, лук подавляет действие вредных микробов и является эффективным средством для профилактики гриппа, насморка и простуды. В небольшой луковице репчатого лука содержится необходимое в сутки количество витаминов А и С, а также часть суточной нормы кальция и калия, что благотворно влияет на работу сердца и костную систему.

6. Применение лука.

6.1 Кулинария.

Сегодня лук незаменимый продукт в рационе каждой семьи.

Главное сфера жизни человека, где используется лук – это, конечно, это кулинария. В кулинарии лук используется как основной продукт или вспомогательный.

Примеры использования лука, как основного продукта:

- луковые кольца – это мое любимое блюдо из лука. Блюдо готовится из колец лука, которые обмакнули в жидкое тесто и обваляли в панировочных сухарях, а затем обжарили во фритюре.

- луковый суп - лук в бульоне с сыром и гренками, популярен во Франции.

Примеры использования лука, как вспомогательного продукта в кулинарии:

- сырой репчатый лук или его перо используют в салатах и закусках, также репчатый лук добавляют в котлеты и пельмени для придания сочности.

Для каждого блюда необходимо использовать свой сорт и тип лука.

6.2 Медицина и косметология.

В медицине лук известен с древних времен. Лечебные свойства лука признавали все народы.

Лук — хорошее витаминное средство, особенно рекомендуемое в зимне-весенний период, но используемое круглый год. В луке содержится много минеральных солей, что способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Из репчатого лука получены некоторые лекарственные препараты.

Также лук используется в косметологии (наука о совершенствовании кожного покрова лица, головы и т.д.). Сок лука и отвар луковой шелухи используют для укрепления и лечения волос. С помощью лукового сока можно высветлить участки кожи, предупредить появления морщин и т.д.

Также хочу поделиться историей из жизни знакомой моей бабушки - Веры Ивановны. Во время Великой отечественной войны Вера Ивановна была маленькой девочкой Верой, лет двенадцати. Однажды она заболела туберкулезом, силы изо дня в день покидали ее, ей сложно было передвигаться. Ее мама, видя как Вера мучается, сказала пойти ей в сарай, где хранился репчатый лук, и спать там. Несколько дней маленькая Вера спала на куче репчатого лука, дышала луковым воздухом, и спустя некоторое время случилось чудо… Вера выздоровела. Когда Вера Ивановна рассказывала эту историю моей бабушке, ей было около 80 лет, а ведь ее жизнь могла закончиться еще в детстве, если бы не чудесные свойства лука.

Также бабушка мне рассказывала о том, что репчатый лук можно использовать против укуса ос, помазав место укуса свежим соком.

6.2 Наука.

Лук используют в преподавании и изучении естественных наук школьникам, а именно для обучения использованию микроскопа для наблюдения за структурой клеток, так как у лука крупные клетки, которые хорошо видны при малом увеличении.

А луковую шелуху можно варить, чтобы получить натуральный и самый безопасный пищевой оранжево-коричневый краситель, который часто используется для окраски пасхальных яиц.

Лук является основой для некоторых препаратов против насекомых-вредителей.

6.3 Иное применение лука.

Кроме того, лук является медоносным растением. Также данный овощ считается еще и прекрасным сжигателем жира, существуют специальные диеты на основе лука.

6.4 Лук в творчестве и искусстве.

Значение лука настолько велико, что люди уделяют ему достойное внимание в сказках, стихах, пословицах, загадках, живописи.

Все помнят сказку Джанни Родари «Приключения Чипполино», где главным героем был мальчик-луковка (приложение № 10).

А сколько сложено загадок про лук. Вот некоторые из них:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

***

Торчит из земли ступка, на ступке желтая юбка.

***

Известно множество стихотворений про лук. Вспомним одно из них.

Автор Генералова Л.А.

Почему от лука плачут?

Говорят, он очень злой.

Кто же злит его на даче?

Почему же он такой?

Я у бабушки спросила:

— Расскажи мне, почему?

И она мне объяснила,

Разъяснила что к чему.

Что лучок — полезный овощ,

И никто его не злит.

Он всегда спешит на помощь,

От микробов защитит.

Лук сырой, конечно, горький,

А чеснок ещё горчей.

Но зато помощник стойкий

От простуды для людей.

На полотнах великих художников мы также можем встретить изображение лука: Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881 год (приложение № 11), Поль Сезанн «Натюрморт с луком», 1898 год (приложение № 11).

7. Интересные факты о луке.

20 сентября отмечается Всероссийский день лука.

Луковые рекорды.

Самая большая луковица весом 8 кг 490 г и обхватом в самом широком месте более 81 см попала в Книгу рекордов Гиннесса (приложение № 12).

Также в Книгу рекордов Гиннеса попал самый длинный лук-порей, его длина составляла 143 см (приложение № 12).

В России много памятников луку, например, такой памятник установлен в подмосковном селе Мячково, выполненный в образе Чипполино (приложение № 12). В других странах также установлены памятники луку, например, в Венгрии (приложение № 12).

Глава № 2

Практическая часть

1. Анкетирование

В процессе разработки практической части моей исследовательской работы я решила провести опрос моих одноклассников и выяснить их отношение к луку. Для проведения опроса была разработана анкета для одноклассников и их родителей (приложение № 14).

Итак, рассмотрим результаты моего опроса (приложение № 14).

Мною были опрошены 21 учащийся моего класса и 21 родитель.

По результатам анкетирования я выяснила, что все учащиеся моего класса знают, что лук – это овощ, при этом только один ученик не знает о полезных свойствах лука.

У 19 опрошенных учащихся в семье употребляют лук в пищу, при этом большинство детей указали, что не любят лук (12 человек) и не едят его (9 человек).

Из опроса родителей моих одноклассников следует, что во всех семьях употребляют лук в пищу, но лишь только в 8 семьях используют лук для профилактики болезней.

Интересен тот факт, что ответы родителей и их детей на одни и те же вопросы отличаются друг от друга. Полагаю, что некоторые дети даже не догадываются, что употребляют лук в пищу.

2. Выращивание зеленого лука в домашних условиях.

Я вместе с бабушкой осенью в октябре я посадила репчатый лук в почву, разместив его на подоконнике. Я наблюдала за его ростом с помощью линейки, производила необходимые измерения, фиксировала их в дневнике наблюдений (приложение № 13). В результате своего наблюдения я могу сделать вывод, что перо лука изначально развивается медленно. Так как была осень и света было мало, я подключила фитолампу. Результат меня обрадовал. Я увидела, что лук стал расти достаточно быстро. За 22 дня моего наблюдения лук вырос на 23 см. Я могу сделать вывод, что любому растению для быстрого роста необходимо много света и тепла.

Заключение. Выводы.

1.Во время своей работы по проекту я научилась работать с литературой и интернет-сайтами.

2. Проведенная мной исследовательская работа дала мне много знаний о луке, истории его происхождения и о его полезных свойствах. Лук – это удивительный овощ, он не только является источником ценных витаминов и микроэлементов, но и средством борьбы с болезнетворными бактериями.

2. Я наблюдала за развитием и ростом зеленого пера репчатого лука и поняла, что на быстрый рост растения влияют свет и тепло.

3. Узнав из анкеты детей о том, что они не знают о пользе лука. Я познакомила детей с полезными свойствами лука.

4. Для себя я сделала вывод: я буду есть лук, чтобы меньше болеть.

Источники информации

  1. Интернет-ресурс Википедия;

  2. Интернет-сайт https://edaplus.info/;

  3. Интернет-сайт https://garden4u.ru/;

  4. Самая полная энциклопедия лечебных овощей, фруктов, ягод и орехов, автор Блейз А.Ф., 2005 г., изд. «Рипол Классик»;

  5. Я познаю мир. Растения., автор Багрова Л.А., 1996 г., изд. «АСТ»;

  6. Растения. Полная энциклопедия, автор Школьник Ю.К., 2007 г., изд. ЭКСМО;

  7. 1000 загадок, автор Лысанов В.Г., 2014 г., изд. «АСТ».

Приложение

1 № 2 № 3 № 4

 

5 № 6 № 7 № 8

9

10

11

12

13

Дневник наблюдений

№ п.п.

Дата

Длина пера

 

30.10.2022

0 см

 

04.11.2022

0,5 см

 

07.11.2022

3 см

 

12.11.2022

12 см

 

20.11.2022

23 см

14

Анкета для детей

№ п.п.

Вопрос

Ответ

Ответ

Ответ

 

Лук - это что?

Овощ

Фрукт

Не знаю

 

Ты ешь лук?

Да

Нет

Иногда

 

Любишь ли ты лук?

Да

Нет

Не знаю

 

В Вашей семье едят лук?

Да

Нет

Не знаю

 

Полезен ли лук?

Да

Нет

Не знаю

Анкета для родителей

№ п.п.

Вопрос

Ответ

Ответ

Ответ

 

В Вашей семье употребляют лук в пищу?

Да

Нет

Иногда

 

Ваш ребенок ест лук?

Да

Нет

Иногда

 

Используете ли Вы лук для профилактики болезней в своей семье?

Да

Нет

 
 

Как часто в Вашей семье едят лук?

Каждый день

Иногда

Никогда

Ответы одноклассников

Ответы родителей

1 Интернет-ресурс Википедия: Лук (растение).

Просмотров работы: 47