Введение
Мне очень интересен материал пластик, потому что изделия из него получили огромную популярность и используются в быту человека, а также в различных отраслях промышленности.
Сегодня пластик — это неотъемлемая часть повседневной жизни человека. Из него изготавливают огромное множество предметов, которые нас окружают – игрушки, посуда, мебель, письменные принадлежности, также он входит в состав одежды.
С каждым годом производство пластика увеличивается, а вместе с ним растёт уровень загрязнения природы и всей планеты. Меня не могла оставить равнодушной эта проблема, и я решила провести исследование, где изучила характеристики пластика и отношение людей к нему.
Предмет исследования: пластик и его разновидности.
Объект исследования: свойства пластика и их воздействие на окружающую среду.
Я выдвинула гипотезу, что пластик не только приносит пользу, но и наносит вред окружающей среде.
Цель: доказать, что наряду с позитивными сторонами использования пластика присутствуют и негативные.
Задачи:
Изучить информационные источники
Изучить свойства пластика.
Выяснить, как он влияет на окружающую среду.
Найти способы вторичного использования пластика.
Актуальность работы связана с широким распространением использования изучаемого материала в нашем обществе и глобальной проблемой вреда, причиняемого им окружающей среде, а также влиянием пластика на загрязнение планеты.
В своей работе я использовала следующие методы:
Метод сбора информации
Метод наблюдения: изучение и анализ литературы, социологический опрос, фотографирование, опытное исследование, анализ полученных данных..
В ходе моего проекта оказалось, что главное достоинство пластика - долговечность, за которым так гнались изобретатели пластика в начале прошлого столетия, сегодня обернулось недостатком. Чем больше пластмассы мы используем, тем быстрее растут горы отходов, которые не разлагаются в среде ни при каких условиях. Миллионы тонн пластика скапливаются в природе, загрязняя нашу планету.
Я считаю, что актуальность этой проблемы необходимо обсуждать и предпринимать меры по ее решению.
1. Пластик в современном мире
1.1 Происхождение пластика
Родоначальником современного дешевого материала стал английский изобретатель-металлургАлександр Паркс.Первая пластмасса была получена им в 1855 году. Он назвал её паркезин (позже получило распространение другое название — целлулоид). Для изготовления полимеров изобретатель использовал обработанную азотную кислоту, целлюлозу, спирт и камфару. Уже в 1862 году в Лондоне на Большой Международной Выставке миру был представлен прототип современного пластика. В 1866 году Парксом была создана первая фабрика по производству паркезина. Целлулоид стали использовать для изготовления самой разной продукции – от упаковки до бильярдных шаров. Немного позже материал был немного усовершенствован, после чего в 1899 году появился полиэтилен, однако признание пришло только в 1933 году.
Активно использовать пластик начали в середине 20 столетия. В то время группы ученых со всего мира старались усовершенствовать материал.
Разработки и изыскания ведутся и сегодня. Ученые стараются сделать материал не только гибким, но и прочным, надежным, термостойким, долговечным. Пластиковая бутылка Pepsi впервые появилась на рынке США в 1970 году.
На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок напитков западных корпораций «Кока-Кола» и «Пепси – Кола».
Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в Советском Союзе открыла компания «Пепси-Кола» в 1974 году в Новороссийске.
1.2. Виды пластмасс
РЕТ (РЕТЕ). Полиэтилен-терефталат 1(Рисунок 1)
Это название известно, пожалуй, каждому. Тара данного типа используется производителями продуктов питания чаще других. Однако предполагается, что использовать ее можно только один раз. Тем не менее большинство жителей стран бывшего СССР пренебрегают указанным правилом, продолжая хранить в ПЭТ-бутылках воду и другие жидкости. Все дело в том, что такой пластик токсичен и имеет в своем составе ряд тяжелых металлов.
PVC или V (ПВХ). Поливинилхлорид 3(Рисунок 2)
Один из видов пластика – поливинилхлорид был пущен в массовое производство для изготовления бижутерии и лаков, электроприборов и техники, упаковочных материалов, предметов обихода, бытовых мелочей, канцелярии, медицине и прочее.
LDPE. Полиэтилен высокого давления 4(Рисунок 3)
Данный тип пластика также сложно назвать полностью безопасным. В его составе могут находиться такие опасные для человеческого организма вещества, как ртуть, кадмий, а также всевозможные диоксины. В пищевой промышленности его используют крайне редко и исключительно для хранения масел растительного происхождения.
PS (полистирол) 6
Указанный материал чаще других используется для производства стаканчиков для кофе или чая. Однако данный пластик, который при нормальных температурах практически безвреден, при нагревании начинает выделять токсины. Именно поэтому не рекомендуется наливать в него слишком горячие напитки и тем более длительное время хранить их в подобной посуде. Плюс ко всему, полистирол крайне ядовит при горении, поэтому не стоит держать дома слишком большой запас такого материала.
РС (поликарбонат) 7
Иногда такие изделия маркируются также буквой «О», от английского «other», то есть «другой». Это один из самых токсичных типов пластика, но именное его почему-то чаще других используют при производстве контейнеров для хранения еды. Регулярное употребление пищи из такой посуды, вполне может привести к нарушениям в работе эндокринной системы, а также снизить выработку гормона эстрогена.
РР (полипропилен) 5 (Рисунок 4)
Это уже относительно безопасный тип пластика. Он не только содержит минимальное количество токсичных веществ, но еще и отличается повышенной термоустойчивостью. Именно поэтому в таре данного типа чаще всего продают йогурты, сиропы и другую продукцию, которая может использоваться для приготовления детского питания.
HDP (HDPE) 2 (Рисунок 5)
Указанный тип пластика самый безопасный. Он отличается высокой плотностью и прочностью, а также абсолютной нетоксичностью. В такой таре можно смело покупать не только воду или пищу, но также и медикаменты.
Любые продукты, находящиеся в емкостях из HDP-пластика, сохраняют все свои полезные свойства и не накапливают при этом вредных веществ. Даже игрушки, изготовленные из него, можно смело покупать своим детям, не переживая об их здоровье. Еще один плюс указанного материала – это возможность повторной переработки, что крайне актуально в современном мире.
1.3 Свойства пластмасс:
прочность;
не подвергаются коррозии;
не боятся кислоты, соли и щелочи (поэтому их используют при строительстве предприятий химической промышленности, канализационных сетей и т.п.)
плохо проводят тепло (их используют как теплоизоляционный материал);
они хорошо окрашиваются в любые цвета и долго их сохраняют;
почти не поглощают воду (поэтому полимеры используют при изготовлении клеев);
лёгкие, прозрачные и относительно долговечные;
они просты в изготовлении.
Интересные факты:
почти в 50% случаев – в бутылках обычная водопроводная вода;
для производства пластиковой бутылки требуется в 3 раза больше воды, чем в нее помещается;
цена, которую мы платим за бутылку с водой, на 90% - это стоимость бутылки и на 10% -воды.
Делая вывод из всего вышесказанного, можно заметить, что при покупке любого товара или продукта, внимание следует обращать не только на его состав, но также и на маркировку тары, в которую тот упакован. Но даже использование относительно безопасных типов пластика не дает полной гарантии, что он не нанесет вреда вашему здоровью.
Поэтому питание и воду, предназначенную для детей лучше всего приобретать в стеклянной таре. Не рекомендуется использовать пластик и для длительного хранения продуктов, особенно тех из них, которые имеют повышенную кислотность. Не стоит помещать в подобную тару и слишком горячую пищу. Всю упаковочную пленку нужно снимать с продуктов сразу же после возвращения из магазина.
2. Социологический опрос об использовании пластика
Я провела социологический опрос среди обучающихся 4-1 класса МАОУ «ОЦ №2» г. Челябинска. В опросе принял участие 31 человек. Были подготовлены анкеты с вопросами:
Часто ли Вы используете пластик в повседневной жизни?
В какой упаковке Вы покупаете напитки?
Знаете ли Вы о вреде пластика?
Что делаете с пластиковыми бутылками после использования?
Как можно использовать пластик в хозяйстве?
Результаты опроса наглядно представлены в Приложении Б (диаграммы 1-5)
На основе социологического опроса мы можем сделать следующие выводы:
употребление пластика используется в быту чаще, чем другие материалы;
есть респонденты, кто не задумывался о вреде пластика;
примерно половина участников просто выбрасывает пластиковый мусор вместе с остальным;
многие предположили, что пластик возможно использовать повторно в хозяйстве.
3. Опытное исследование путем расплавления пластика
Для того, чтобы изучить свойства пластика на практике, я решила его расплавить и посмотреть, что будет. Мы вместе с мамой подготовили маленькую железную крышку от банки, спички, палочку для огня и пинцет для того, чтобы держать горячую крышку, и подсвечники для торта, которые и решили расплавить Потом я подожгла палочку и использовала огонь для расплавления подсвечников. (Приложение В, рисунки 6, 7). Я наблюдала за тем, как подсвечники плавились и превращались в жидкую разноцветную массу. Это было очень интересно, но в то же время выделялся едкий дым и ужасный запах, было сложно дышать, поэтому мне пришлось прекратить эксперимент (Рисунки 8,9). В итоге пластик расплавился и у меня получилась жидкая масса разных оттенков. Когда я перестала ее нагревать, то она очень быстро застыла в той форме, которую приобрела при плавлении (Рисунок 10).
4. Способы уменьшения вреда пластика для окружающей среды.
4.1 Вторичное использование пластика
Время полного разложения изделий из пластика составляет сотни лет, а просто сжигать их нельзя из-за серьезного вреда для окружающей среды. Учитывая, что пластмассовые изделия удобны и недороги, вряд ли человечество в ближайшем будущем откажется от них. Следовательно, вопрос их утилизации и использовании вторсырья из переработанного пластика стоит очень остро.
Многие люди придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают кормушки, скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Из пластика можно сделать всё, от простых поделок до сложных конструкций! Один изобретатель построил дом, а другой лодку.
Мы с мамой сшили пуфик для коридора, используя пластиковые бутылки.
Из старых джинсов сшили чехол.
Открытые пластиковые бутылки положили в морозильник.
Достали бутылки и быстро закрыли крышками.
Давление воздуха в бутылках увеличилось, они стали твердыми.
Сделали из бутылок основу для пуфика.
Набили обрезками ткани и зашили.
Пуфик готов!
На уроках технологии мы делаем из пластиковых бутылок полезные принадлежности, например из бутылки сделали полезную подставку для карандашей, вазы для цветов.
Дома можно рисовать с помощью донышка бутылки.
Бабушка сажает рассаду в бутылки из-под воды и укрывает рассаду от холодов.
Экологи внедряют систему сортировки отходов для того, чтобы их можно было перерабатывать, тем самым уменьшить скопление пластика в окружающей среде и нанесение вреда всей планете.
4.2 Выводы и предложения по снижению вреда от использования пластика.
Проанализировав информационные источники, результаты своего социологического опроса и вцелом окружающую действительность, я сделала следующий вывод — самая главная проблема, связанная с пластиком, состоит в том, что граждане нашей страны еще не приучены к разделению отходов, поэтому сортировка мусора и последующая переработка пластика становится дополнительной проблемой. Предприятия по переработке и утилизации пластиковых отходов еще только появляются. Мы в нашей семье осознали эту проблему и сортируем обычный мусор от пластикового. Потом мы с папой выбрасываем его в специализированный контейнер.
Предложения по использованию пластика:
Сократить использование в быту;
Вторично использовать по назначению;
Выбрасывать в специализированный контейнер;
Применять готовые изделия в хозяйстве;
Сдавать на переработку;
Применять в творчестве.Заключение
Во время проведения проекта мною была изучена необходимая литература, интернет-источники, научные статьи о происхождении пластика, о видах и особенностях пластика.
С помощью полученных знаний я выявила:
какие бывают виды пластика, их свойства;
условия, которые необходимы для того, чтобы сократить загрязнение планеты пластиком;
провела социологический опрос;
провела опытное исследование;
предложила рекомендации, которые напомнят людям о вреде пластика, и о способах его использования для снижения вредного воздействия.
В ходе выполненной проектной работы я изучила свойства пластика и достигла поставленной цели. Я выяснила, в чем заключается:
Польза пластика:
можно применить использованные бутылки и предметы обихода в самых разных бытовых нуждах;
можно придавать расплавленной пластмассе любую нужную форму.
Вред пластика:
в процессе плавления даже очень малого количества пластмассы стал выделяться едкий дым, и пришлось надеть маски, потому что было нечем дышать.
Горы пластикового мусора загрязняют планету и отравляют животных.
Вывод: Пластик нужно отправлять на переработку так, чтобы он не вредил экологии!
Подводя итог, можно сказать, что каждый должен позаботиться о здоровье и чистоте мира, в котором он живет, лишь тогда можно надеяться на положительный результат. Никогда не оставляйте после себя мусор. Если каждый будет убирать за собой, то наша планета станет намного чище!
“Википедия”. Свободная энциклопедия
Интернет-портал «Всё-кругом»«Я познаю мир. Экология». Чижевский А.Е. «Астрель», 2008
«Планета в твоих руках: энциклопедия по экологии». Д.Гринберг. Издательский дом Мещерякова, 2020
«Самая большая детская энциклопедия». Феданова Ю.В. «Владис», 2016
«Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя». Н.Хоукс, Дж.Паркер «Махаон», 2005.
«Энциклопедия для детей. Том 19. Экология». Володин В.А. «Аванта», 2001
https://obuchonok.ru/node/1601
https://www.mirpack.ru/articles/pishchevoy-plastik-vidy-osobennosti-markirovka/
Приложение А. Виды пластика
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Приложение Б. Результаты опроса (диаграммы 1-5)
Приложение В. Опыты над пластиком
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10