Введение
Гуляя по городу, отдыхая на природе, я стала обращать внимание, как много везде мусора. В основном это пластиковые бутылки, пакеты, одноразовая посуда. Использование пластика стало удобно и практически незаменимо в нашей повседневной жизни. Но задумываемся ли мы, сколько остается отходов после её использования?
Актуальность проекта. Массовое использование пластиковой посуды стало серьёзной экологической проблемой. [1, 2, 3]. Известно, что не все пластиковые изделия можно переработать и разлагается пластик более 100 лет. Очень часто мы можем увидеть, как пластиковая посуда засоряет леса, парки, водоёмы. Предметы из пластика – причина гибели животных. В Тихом океане появился шестой, так называемый, Мусорный континент, состоящий из пластика и других отходов (Приложение 1, фото 1 - 2) [2, с. 27]. Создание дружественной к экологии упаковки и посуды (экопосуды) – это один из способов решения экологической проблемы загрязнения пластиком [4, с. 17].
Применения посуды из биоразлагаемых материалов (полимеров, полностью разрушающихся естественным образом под воздействием факторов окружающей среды, состоящих из веществ, получаемых из полностью возобновляемых (растительных) ресурсов: кукурузы, сахарного тростника, древесины разных видов и проч. [5, с. 34].) с точки зрения защиты окружающей среды – это оптимальный вариант на сегодняшний день, по мнению специалистов. Перспективы использования биоразлагаемой, в том числе съедобной посуды, рассматриваются во многих научных статьях, посвященных поиску альтернативы пластиковой посуде [6, 7, 8]. Я много слышала о съедобной посуде, некоторые кафе и рестораны практикуют подачу блюд в такой посуде. И я предположила, что тоже смогу изготовить съедобную посуду в домашних условиях. В связи с этим возникла проблема, как и из каких ингредиентов можно изготовить съедобную посуду, способную заменить пластиковую посуду.
Цель: самостоятельное изготовление и использование в быту съедобной посуды.
Задачи:
Выяснить уровень информированности школьников о возможности изготовления съедобной посуды.
Изучить технологию производства и освоить способы изготовления съедобной посуды.
Изучить свойства и качества съедобной посуды.
Рассмотреть съедобную посуду как альтернативу одноразовой пластиковой посуде.
Методы и приемы: обобщение, анализ и систематизации информации, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, работа с фотоматериалами.
В качестве основных методов в данном проекте применялись эксперимент, наблюдение и сравнение. Экспериментальная часть проекта осуществлялась с помощью подбора оптимального состава будущей продукции, поиска рецептуры, подбора оптимальной температуры и времени для запекания, застывания посуды. Эксперименты по использованию готовых образцов, наблюдение и сравнение позволили вывить оптимальные области их применения.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (11.09.2023 – 22.09.2023):
выбор и утверждение темы;
составление плана;
определение цели, постановка задач, оценка ожидаемых результатов.
Основной этап (23.09.2023 – 10.11.2023):
изучение, анализ и обработка информации по теме проекта (изучение свойств съедобной посуды, перспектив ее использования как альтернативы пластику);
подбор методов исследования;
разработка анкеты, определение экспериментов, которые можно провести;
проведение анкетирования и осуществление анализа полученных данных;
проведение экспериментов по изготовлению (выполнению продукта проектной деятельности), использованию и изучению свойств съедобной посуды;
оформление документации.
Аналитический этап (25.11.2023 – 14.12.2023):
анализ полученных результатов;
оформление результатов;
сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы;
подготовка презентации;
составление речи на защиту проектной работы.
Ресурсное обеспечение проекта. Материалы и оборудование
Пищевые продукты и вспомогательные компоненты для изготовления съедобной посуды: мука пшеничная, мука ржаная, дрожжи сухие, крупа манная, сливочный сыр, сыр твердых сортов, молочный шоколад, сок апельсиновый, сок вишневый, напиток «Пепси-Кола», напиток «Тархун», молоко, подсолнечное масло, оливковое масло, соль, вода, желатин.
Оборудование для формирования посуды и придания ей формы: стеклянные, силиконовые и керамические емкости, мерный цилиндр, терка, скалка, пергамент.
Оборудование для приготовления (выпекания, охлаждения) посуды: духовой электрический шкаф, микроволновая печь, холодильник.
Материалы для тестирования полученной продукции: различные пищевые продукты и напитки.
Новизна: в ходе проведенной работы был не только изучен теоретический материал по теме исследования, проведено анкетирование среди учащихся, но и самостоятельно пройдены все этапы экспериментов по изготовлению съедобной посуды и ее использованию. Определена себестоимость образцов съедобной посуды, способных стать альтернативой одноразовой пластиковой посуде.
Практическая значимость работы заключается в обработке и систематизации информации по теме исследования, в самостоятельном изготовлении съедобной посуды, в возможности использования собранных материалов на уроках технологии, окружающего мира, во внеурочной деятельности.
Глава 1. Съедобная посуда – один из способов защиты окружающей среды
1.1. Съедобная посуда как альтернатива одноразовой пластиковой посуде
Съедобная посуда – это посуда, которую можно употребить в пищу после использования [6, с. 85]. Съедобная посуда может быть как домашнего изготовления, так и выпускаться компаниями в промышленном масштабе [9].
Съедобная посуда – это новое направление экологии. Именно такая посуда, по словам её производителей, станет посудой 21 века и сможет стать альтернативой пластиковой посуде. Её плюсыв следующем [6]:
удобно – не нужно мыть, а можно просто съесть, например, вместо закуски или десерта;
экологично – используя в быту съедобную посуду, мы спасаем окружающую среду от токсичных веществ, которые выделяет пластиковая посуда во время разложения или горения;
модно – новое направление подхватывается во всех странах;
оригинально и необычно – детям, и молодёжи, и даже людям старшего поколения понравится попробовать блюдо в съедобной упаковке.
1.2. История появления съедобной посуды
Изготовление съедобной посуды началось достаточно давно. Съедобная посуда (тарелки, стаканы, столовые приборы), сделанная из сахарного теста, использовалась ещё с XVI века и в те времена считалась признаком богатства. В 1562 году рецепт столовых приборов, таких как нож, вилка и ложка, был опубликован в книге химика Жироламо Рушелли. Японским морякам дальних плаваний, вместо традиционной посуды давали в рейсы высушенные заготовки, выполненные из муки, соли и воды. Такие чаши долго хранились и не влияли на вкус еды [9].
Промышленное производство съедобной посуды на данный момент не является сопоставимым с посудой из традиционных материалов: пластик, алюминий, дерево и др. Но некоторые исследователи предполагают, что в будущем для посуды и упаковки продуктов, будут использоваться биоразлагаемые съедобные материалы: овощи, фрукты, крахмал, мучные изделия, морские водоросли [4, 5, 6].
1.3. Материалы, применяемые для изготовления съедобной посуды
Среди материалов, применяемых для изготовления съедобной посуды, наиболее известны следующие [9] (Приложение 2, фото 3 - 6):
Вафельная посуда. Вафельные стаканчики – это самая распространенная экопосуда современности. Стаканчики для мороженого соответствуют всем критериям экопосуды, они съедобны, что полностью решает вопрос их утилизации и гарантирует их полную безопасность для здоровья и окружающей среды.
Изделия из овощного/фруктового пюре. Разработкой технологии производства стаканчиков из пюре занимается группа российских ученых из г. Самара. После использования посуду можно съесть или выбросить, если поместить в воду, то она полностью растворится за 12 часов.
Посуда из теста. Сеть общественного питания KFC продает кофе в стаканчиках, которые называются «Scoff-ee Cup». Они сделаны из печенья и шоколада, обладающего повышенной термостойкостью. Идея изготовления съедобных ложек из теста принадлежит башкортостанцу Вадиму Фаттахову.
Посуда из желатина. Желейные стаканы могут стать хорошей тарой для напитков – растворяясь, они добавят новых вкусовых ощущений. Фирма «Gummy Shot Glasses» изготавливает стаканы из желе, имеющих разные вкусы.
Выводы:
Съедобная посуда – это поиск нового доступного способа поддержки экологии и упрощения застольной процедуры.
Первая съедобная посуда появилась много веков назад, но проблемы экологии, в то время, не стояли в так остро, поэтому долгое время технология оставалась без внимания.
Съедобная посуда известна во всем мире, а в России данный вид продукта только начинает развиваться.
В настоящее время съедобная посуда не производится в широких промышленных масштабах, но воспринимается как возможная экологическая альтернатива посуде, сделанной из материалов, загрязняющих окружающую среду (в том числе из пластика).
Глава 2. Изготовление и использование съедобной посуды
2.1. Анкетирование (Приложение 3)
Я решила выяснить, знают ли мои одноклассники о существовании съедобной посуды. Для этого детям была предложена анкета «Что вам известно о съедобной посуде?», состоящая из 3 вопросов. Анкетирование показало, что о съедобной посуде знают лишь 26% опрошенных. Но большинство школьников хотели бы иметь такую посуду у себя дома (87%). Изготовить своими руками съедобную посуду согласились – 96% респондентов.
Вывод: выбранная тема для школьников интересна.
2.2 Описание продукта
В сети интернет и в литературе нашла несколько рецептов приготовления посуды и ложек в домашних условиях [9, 10, 11]. Было принято решение изготовить съедобные тарелки и ложки из теста, тарелки из сыра, формочки из шоколада, желейные стаканы из желатина и различных напитков.
2.3. Технология производства съедобной посуды в домашних условиях
Технология производства съедобной посуды в домашних условиях не требует больших материальных затрат: достаточно воспользоваться обычной кухонной техникой и мебелью. В первую очередь, будут необходимы стол, холодильник, духовка, микроволновая печь.
Процесс приготовления состоит из таких основных этапов [9, 10]:
Подготовка основных ингредиентов.
Подготовка специальных форм, в которых масса будет застывать (в холодильнике (шоколад, желе), при комнатной температуре (сыр)).
Смешивание ингредиентов и приведение к однородному состоянию (в виде жидкости, теста).
Формование и доведение, при необходимости, до кулинарной готовности.
Термическая обработка используется:
при производстве тарелок из теста, сыра, столовых приборов из теста – обжаривание в духовке или микроволновой печи;
при изготовлении стаканов с использованием желатина, шоколада – нагревание массы на плите.
2.4. Программа проекта (Приложение 4, таблица 1):
Выяснить уровень информированности школьников по рассматриваемой проблеме.
Освоить способы изготовления съедобной посуды.
Выявить оптимальную область применения каждого образца.
Определить образцы съедобной посуды, способные служить альтернативой одноразовой пластиковой посуде.
Организационное планирование (Приложение 5, таблица 2) представлено в приложении.
2.5. Бюджет проекта (Приложение 6, таблица 3)
Финансирование осуществлялось из собственных средств (семейного бюджета) автора проекта. Необходимая сумма для реализации проекта, с учетом энергетических затрат, – 365 руб. 00 коп.
2.6. Эксперименты по изготовлению съедобной посуды
(Приложение 7, таблица 4).
Эксперимент 1
Изготовление съедобных ложек и тарелок из теста
(Приложение 8, фото 7 – 13)
Цель: изготовление съедобных ложек и тарелок из теста разными способами.
Ход эксперимента
Приготовила тесто тремя разными способами: смешала просеянную муку и необходимые ингредиенты, хорошо вымешала, дала тесту отстояться указанное в рецепте время. Раскатала тесто, толщиной 0,5 – 0,7 см. Весь пласт проткнула вилкой, для того чтобы тесто не пузырилось при выпечке. Распределила необходимое количество теста по предварительно смазанным растительным маслом формам (глиняные горшочки). Ложки сформировала, выложила на пергамент. Аккуратно выставила на противень, поместила в разогретую духовку. Выпекала необходимое время. Остудила. Сняла с формы, пергамента.
Вывод: в домашних условиях можно изготовить съедобные тарелки и ложки из теста по выбранным рецептам.
Эксперимент 2
Изготовление съедобных тарелок из сыра (Приложение 9, фото 14 – 18)
Цель: изготовление съедобных тарелок из сыра.
Ход эксперимента
Натерла твёрдый сыр на крупной тёрке, распределила по тарелке, оставив в центре более толстый слой сыра (дно сырной тарелки). Запекла в микроволновой печи 1,5 – 2 минуты, затем перевернула на форму (стеклянный стакан) для дальнейшего застывания. Остудила при комнатной температуре. Сняла с формы.
Вывод: в домашних условиях можно изготовить съедобные тарелки из сыра, которые хорошо держат форму.
Эксперимент 3
Изготовление шоколадных формочек (Приложение 10, фото 19 – 22)
Цель: изготовление формочек из молочного шоколада.
Ход эксперимента
Молочный шоколад поломала на маленькие кусочки и растопила на водяной бане до жидкого состояния. Дала немного остыть. Обмазала силиконовые формочки изнутри толстым слоем растопленного шоколада, поставила в холодильник. Вынула из формочек готовый продукт.
Вывод: в домашних условиях можно изготовить разнообразные формочки из шоколада.
Эксперимент 4
Изготовление разноцветных желейных стаканов из желатина и различных напитков (Приложение 11, фото 23 – 30)
Цель: изготовление съедобных разноцветных желейных стаканов с использованием желатина.
Ход эксперимента
Соединила желатин и различные напитки, перемешала, выдержала жидкости для набухания желатина, нагрела напитки до полного растворения желатина. После остывания перелила тягучие жидкости в бумажные стаканы. В эти же стаканы вставила пластиковые стаканчики так, чтобы сформировались будущие желейные стаканчики. Убрала в холодильник. Вынула сначала пластиковый стаканчик, затем аккуратно сняла бумажный стакан. Укрепила дно, долив в стаканы желатиновую смесь и повторно охладив.
Вывод: в домашних условиях можно изготовить разноцветные желейные стаканы, которые хорошо держат форму.
Выводы к экспериментам
Съедобные тарелки из теста легко формируются, не деформируются при выпекании, ложки образца №1 самые удобные и простые в изготовлении.
Тарелки из сыра необходимо формировать из очень горячего продукта.
Шоколад для изготовления формочек должен быть слегка остывшим, иначе он сильно стекает со стенок, формочки необходимо поместить в холодильник для застывания.
Стаканчики из желе можно изготовить из различных напитков. Дно стакана необходимо укрепить, залив небольшое количество смеси и охладив в холодильнике.
2.7. Использование результатов. Эксперименты по использованию съедобной посуды (Приложение 12, таблица 5, приложение 13, фото 38 – 42)
Эксперимент 1
Использование съедобных ложек и тарелок из теста
(Приложение 12, фото 31 – 33)
Цель: выявление области применения съедобных ложек и тарелок из теста, приготовленных разными способами.
Ход эксперимента
В каждый образец налила горячий суп. Спустя 30 минут провела наблюдение, выявила уровень пригодности посуды. Сравнила качество ложек.
Выводы:
Ни одна из тарелок не потеряла форму, не размокла, и не протекла.
Тарелки можно использовать для первых и вторых блюд, закусок и т.д.
Ложки, изготовленные тремя способами, пригодны для применения по назначению: не ломаются, не размокают в процессе использования
Более функциональны ложки, приготовленные по рецепту №1.
Эксперимент 2
Использование съедобных тарелок из сыра (Приложение 12, фото 34)
Цель: выявление области применения съедобных тарелок из сыра.
Ход эксперимента
Тарелку наполнила свежими нарезанными овощами.
Выводы:
Тарелка хорошо держит форму.
Так как в посуде имеются просветы, лучше использовать для подачи различных нарезок (овощных, фруктовых, мясных).
Эксперимент 3
Использование шоколадных формочек (Приложение 12, фото 35)
Цель: выявление области применения шоколадных формочек.
Ход эксперимента
Формочки наполнила мороженым, фруктовой нарезкой.
Выводы:
Формочки плохо держат форму, быстро таят при комнатной температуре.
Можно использовать для подачи фруктовых нарезок, но лучше всего подходят для мороженого.
Эксперимент 4
Использование съедобных стаканов из желе (Приложение 12, фото 36 – 37)
Цель: выявление области применения стаканов из желе.
Ход эксперимента
В готовые стаканчики налила жидкость (сок, воду), наполнила мороженым.
Выводы:
Стаканы хорошо держит форму.
Можно использовать для подачи холодных и теплых напитков, но не горячих (теряют форму при нагревании).
Можно использовать для подачи мороженого.
Выводы к экспериментам
Съедобная посуда по вкусу бывает двух типов: сладкая (например, шоколад) и соленая (например, тесто).
Съедобные тарелки отлично держат форму. Из них можно есть вторые блюда, оформлять овощные и мясные нарезки. Тарелки из теста пригодны даже для первых блюд.
В стаканчики из желе и формочки из шоколада можно класть мороженое, взбитые сливки, творог и другие десерты. Из желейных стаканов удобно пить.
Съедобная посуда может выполнять не только основные функции, но и сама служить вкусным десертом (Приложение 13, фото 38 – 42).
Показатели ожидаемой эффективности реализации проекта
Расчет себестоимости образцов съедобной посуды, способных служить альтернативой одноразовой пластиковой посуде
Для того чтобы оценить конкурентоспособность произведенной нами съедобной посуды, необходимо произвели расчет себестоимости одной единицы продукции. Расчет произведен для образцов № 1 и № 6 (с использование лимонада «Пепси-Кола»). Выбор образцов обусловлен высокими вкусовыми качествами и функциональностью. Согласно данным представленным в таблице (Приложение 14, таблица 6) примерная себестоимость одной съедобной тарелки и ложки составляет 7,05 рубля, одного съедобного стакана – 29,9 рубля. В промышленных масштабах себестоимость может немного увеличиться.
Вывод: себестоимость образцов съедобной посуды невысока. В сравнении с пластиковой посудой, стоимость тарелки и ложки из теста отличается незначительно. Стоимость стакана из желе заметно выше пластиковой продукции, но желейный стакан более привлекателен по эстетическим характеристикам и сам является десертом.
Перспективы развития проекта
Продолжить работу по изготовлению съедобной посуды. Освоить способы изготовления стаканов, пригодных для горячих напитков. С рассматриваемой проблемой, технологией изготовления съедобной посуды – альтернативой пластиковой посуды, ознакомить учащиеся параллелей 5-х и 6-х классов (143 человека) ГОБОУ МО «СОШ № 289» путем проведения мастер-классов, тематических классных часов, распространения буклетов. Так как изучение принципов съедобной посуды идеально подходит для всех тех, кто бережёт экологию. Решение экологических проблем требует неотложных совместных усилий!
Заключение
В ходе проведенной работы были обработаны и систематизированы материалы по теме проекта. Раскрыты основные понятия и определения, описаны значимые исторические сведения по изучаемой проблеме. Определена роль съедобной посуды в современном мире. Выяснено, какими преимуществами обладает съедобная посуда по сравнению с пластиковой. На основании изученного материала, в результате ряда экспериментов, получен и опробован безопасный продукт – съедобная посуда.
Результаты работы
Освоены способы изготовления съедобной посуды четырех видов: из теста, сыра, желатина и различных напитков, шоколада.
Изучены свойства, вкусовые качества съедобной посуды и выявлены оптимальные области применения полученных образцов.
Определены образцы съедобной посуды, способные служить альтернативой одноразовой пластиковой посуде.
Выводы к работе
Самостоятельно можно изготовить съедобную посуду разными способами.
Все полученные образцы съедобной посуды пригодны для приема пищи и сами при этом обладают хорошими вкусовыми качествами.
Самыми функциональными оказались тарелки из теста и стаканы из желе, данная посуда может быть использована даже на природе и заменить одноразовую пластиковую посуду. Она не засоряет окружающую среду (легко разлагается), может стать кормом для животных. Себестоимость обоих образцов съедобной посуды невысока.
Школьников заинтересовала проблема производства съедобной посуды, наша работа может быть им полезна.
Библиографический список
Мазелли, М. История мусора: от древних отходов до переработки пластика: для среднего школьного возраста / М. Мазелли. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2019. – 75 с. – Текст: непосредственный.
Джунипер, Т. Как спасти планету. Наглядные факты о состоянии земли/ Т. Джунипер. – М.: Миф, 2018. – 225 с.– Текст: непосредственный.
Медведева, А. В. Пластик как острая экологическая проблема загрязнения планеты /А. В. Медведева // Молодой ученый. Международный научный журнал. – Казань:Изд-воМолодой ученый, 2020. – № 7 – С. 276-279.– Текст: непосредственный.
Тасекеев, М. С., Еремеева, Л. М. Производство биополимеров как один из путей решения проблем экологии и АПК: Аналитический обзор. / М. С. Тасекеев, Л. М. Еремеева. – Алматы: НЦ НТИ, 2009. – 200 с.– Текст: непосредственный.
Самойлов, М. А., Ахметшина, З.Р., Перов, В.В. Перспективы применения съедобной посуды в общественном питании / М. А. Самойлов, З. Р. Ахметшина, В. В. Перов // Вестник ВГУИТ. – 2020. – № 3 – С. 85-89. – Текст: непосредственный.
Шавырин, В. А., Квасенков О. И. Экологическая безопасность тары и упаковки / В. А. Шавырин, О. И. Квасенков // Пищевая промышленность. – 2019. – № 6. – С. 10-11. – Текст: непосредственный.
Яровикова, Ю. ОКСО-биоразлагаемая упаковка – это актуально? /Ю. Яровикова// Тара и упаковка. – 2015. – № 2 – С. 24-27. – Текст: электронный.
Гузяева, Ю. Съедобная посуда и упаковка/ Ю. Гузяева. – Текст: электронный // электронный журнал House Сhief – СПб.:info@housechief.ru, – 2019 – № 7: [сайт]. – 2019. – 2 февр. – URL https://housechief.ru/sedobnaya-posuda-i-upakovki.html
Крючков, В. Съедобная посуда / В. Крючков – Текст: электронный // Сайт для любителей готовить http://tasty-food.info/ [сайт]. – 2020. – 24 апреля – URLhttps://www.youtube.com/watch?v=VfGFAF5m5Uw
Кулинария / Сост. А.А. Каганова, В.И. Трофимова.– М.: Госторгиздат, 1960. – 403 С. – Текст: непосредственный.
Приложение 1
Фото 1. Карта мусорных пятен в океане |
Фото 2. «Мусорный остров» |
Приложение 2
Фото 3. Вафельная посуда |
Фото 4. Изделия из овощного/фруктового пюре |
Фото 5. Посуда из теста |
Фото 6. Посуда из желатина |
Приложение 3
Результаты анкетирования учащихся 6-В класса
ГОБОУ МО «СОШ № 289»
В опросе приняли участие 23 человека.
Приложение 4
Таблица 1. Программа проекта
№ п/п |
Задача |
Мероприятия |
Результат (количественный, качественный) |
|
Выяснить уровень информированности школьников о возможности изготовления съедобной посуды. |
Проведено анкетирование |
Опрошено 23 человека. |
Уровень информированности об объекте исследования низкий (23%), заинтересовались проблемой 96% опрошенных. |
|
Изучить технологию производства и освоить способы изготовления съедобной посуды. |
Изучена технология и проведены эксперименты по изготовлению съедобной посуды. |
Изготовлены образцы съедобной посуды четырех видов. |
Все образцы съедобной посуды соответствуют ожиданиям, держат форму, эстетически привлекательны. |
|
Изучить свойства и качества полученных образцов съедобной посуды. Выявить оптимальную область применения каждого образца. |
Проведены эксперименты по использованию съедобной посуды. |
Выявлены области применения образцов съедобной посуды четырех видов. |
Все образцы съедобной посуды выполняют свою основную функцию, вкусовые качества высокие. |
|
Рассмотреть съедобную посуду как альтернативу |
Выбраны образцы съедобной посуды с наибольшей |
Проведено сравнение стоимости |
В сравнении с пластиковой посудой, стоимость тарелки из |
Продолжение приложения № 4 Продолжение таблицы № 1. Программа проекта |
|||||||||||||||
одноразовой пластиковой посуде. |
функциональностью. |
образцов съедобной посуды двух видов с образцами из пластика. |
теста отличается незначительно. Стоимость стакана из желе заметно выше пластиковой продукции, но желейный стакан более привлекателен по эстетическим характеристикам и сам является десертом. |
||||||||||||
Приложения № 5 Таблица № 2. Организационное планирование |
|||||||||||||||
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответствен-ные исполните-ли |
Ожидаемый результат |
|||||||||||
начало |
начало |
||||||||||||||
Подготовительный этап |
|||||||||||||||
Определение цели, постановка задач, оценка ожидаемых результатов. |
11.09.2023 |
22.09.2023 |
Лазеева О.А. Лазеева А.М. |
Определены цель, задачи, определен продукт. |
|||||||||||
Разработнический этап |
|||||||||||||||
Подбор методов исследования |
23.09.2023 |
25.09.2023 |
Лазеева О.А. Лазеева А.М. |
Определены методы исследования |
|||||||||||
Разработка анкеты, определение экспериментов, которые можно провести |
26.09.2023 |
30.09.2023 |
Лазеева О.А. Лазеева А.М. |
Разработана анкета, подготовлены бланки, определены эксперименты |
|||||||||||
Проведение анкетирования и осуществление анализа полученных данных. Проведение экспериментов. |
08.10.2023 |
30.10.2023 |
Лазеева О.А. |
Сведения проанализированы и оформлены в виде гистограмм. Изготовлено образцы съедобной посуды четырех видов. |
Продолжение приложения № 5 Продолжение таблицы № 2. Организационное планирование |
|||||||
Проведение экспериментов по изучению свойств съедобной посуды; оформление документации |
03.11.2023 |
20.11.2023 |
Лазеева О.А. |
Выявлены области применения полученных образцов съедобной посуды, их качество. Составлены таблицы с результатами наблюдений. |
|||
Расчет себестоимости образцов съедобной посуды, способных служить альтернативой одноразовой пластиковой посуде. |
22.11.2023 |
24.11.2023 |
Лазеева О.А. Лазеева А.М. |
Произведен расчет себестоимости образцов съедобной посуды. Произведена оценка её конкурентоспособности пластиковой посуде. |
|||
Продолжение приложения № 5 Продолжение таблицы № 2. Организационное планирование |
|||||||
Аналитический этап |
|||||||
Анализ полученных результатов; оформление результатов. |
25.11.2023 |
09.12.2022 |
Лазеева О.А. Лазеева А.М. |
Составлены таблицы с результатами наблюдений. Сформулированы выводы к экспериментам. |
|||
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы |
10.12.2023 |
14.12.2023 |
Лазеева О.А. Лазеева А.М. |
Подведены итоги работы. Сформулированы выводы к работе. Описаны перспективы развития проекта. |
Приложение 6
Таблица 3. Бюджет проекта (смета расходов)
№ п/п |
Наименование |
Количество (г/мл) |
Цена за кг/л |
Стоимость ( руб.) |
Мука пшеничная |
650 |
45 |
29,3 |
|
Мука ржаная |
100 |
60 |
6 |
|
Масло подсолнечное |
80 |
120 |
9,6 |
|
Масло оливковое |
30 |
470 |
14,1 |
|
Дрожжи сухие |
5 |
420 |
2,1 |
|
Крупа манная |
15 |
50 |
0,75 |
|
Сыр сливочный |
30 |
350 |
10,5 |
|
Сыр (твердых сортов) |
150 |
470 |
70,5 |
|
Молочный шоколад |
100 |
900 |
90 |
|
Желатин |
75 |
1148 |
86,13 |
|
Соль |
11 |
9 |
0,1 |
|
Напиток «Тархун |
150 |
40 |
6 |
|
Напиток «Пепси-Кола» |
150 |
73 |
11 |
|
Молоко |
150 |
53 |
8 |
|
Сок апельсиновый |
150 |
50 |
7,5 |
|
Сок вишневый |
150 |
50 |
7,5 |
|
Электроэнергия |
2 кВт.ч |
2,96 |
5,92 |
|
Вода (родниковая) |
- |
- |
- |
|
Итого - - |
365 |
Приложение 7
Таблица 4. Рецепты съедобной посуды. Результаты наблюдений
Вид посуды |
Ингредиенты для изготовления |
Время и условия изготовления |
Результаты наблюдений (в процессе изготовления) |
Ложки, тарелки (образец №1) |
Тесто: мука пшеничная – 200 г; соль – 3 г; масло подсолнечное – 25 мл; вода – 100 мл |
20 минут – выстаивание; 15 – 20 минут – выпекание ( t 190 °С) |
Ложки и тарелки легко формируются и не деформируются при выпекании. Будет хрупкой, если пересушить. |
Ложки, тарелки (образец №2) |
Тесто: мука пшеничная – 250 г; крупа манная – 15 г; дрожжи сухие – 5 г; вода теплая – 100 мл; масло подсолнечное – 25 мл; соль – 5 г |
10 минут – выстаивание; 30 – 35 минут – выпекание ( t 180 °С) |
Ложки не очень легко формируются, деформируются при выпекании. Тарелки хорошо формируются и не деформируются при выпекании. |
Ложки, тарелки (образец №3) |
Тесто: мука пшеничная – 200 г; мука ржаная – 100 г; сливочный сыр – 30 г; масло оливковое– 30 мл; вода – 100 мл; соль – 3 г |
60 минут – выстаивание; 20 – 25 минут – выпекание ( t 190 °С) |
Ложки не очень легко формируются, деформируются при выпекании.Тарелки хорошо формируются и не деформируются при выпекании. |
Тарелки ( образец №4) |
Сыр (твердых сортов) – 150 г |
10 минут – изготовление; 10 минут – охлаждение при комнатной температуре |
Тарелку необходимо сформировать в горячем состоянии, обязательно охладить после приготовления. |
Продолжение приложения № 7 Продолжение таблицы № 4. Рецепты съедобной посуды. Результаты наблюдений |
|||
Формочки (образец №5) |
Молочный шоколад – 100 г |
15 минут – изготовление; 20 минут – застывание в холодильнике |
Изготавливать формочки необходимо из слегка остывшего растопленного шоколада, так он не будет стекать со стенок формы. |
Стаканы (образец №6) |
Желатин – 75 г (по 1 ст. ложке на 1 стакан); напиток «Тархун» – 150 мл; напиток «Пепси-Кола» – 150 мл; молоко – 150 мл; сок вишневый – 150 мл; сок апельсиновый – 150 мл |
40 минуты – выдерживание для набухания желатина; 3 минут – нагревание; 1 час, затем 20 минут – застывание в холодильнике |
Посуда хорошо отходит от пластиковой и бумажной формы. Нельзя использовать пластиковую форму пока жидкость горячая. Дно стакана необходимо укреплять, залив небольшое количество смеси с желатином в готовый стакан и охладив повторно. |
Приложение 8
Эксперимент 1
Изготовление тарелок и ложек из теста
Фото 7., фото 8., фото 9., фото 10., фото 11., фото 12. Этапы изготовления тарелок и ложек из теста |
||
Фото 13. Результат эксперимента – готовый продукт |
Приложение 9
Эксперимент 2
Изготовление съедобных тарелок из сыра
Фото 14., фото 15., фото 16., фото 17. Этапы изготовления тарелок из сыра.
Фото 18. Результат эксперимента – готовый продукт
Приложение 10
Эксперимент 3
Изготовление шоколадных формочек
Фото 19., фото 20., фото 21. Этапы изготовления шоколадных формочек |
||
Фото 22. Результат эксперимента – готовый продукт |
Приложение 11
Эксперимент 4
Изготовление разноцветных желейных стаканов из желатина и напитков
Фото 23., фото 24., фото 25., фото 26., фото 27., фото 28, фото 29. Этапы изготовления стаканов |
||
Фото 30. Результат эксперимента – готовый продукт |
Приложение 12
Таблица 5. Примеры использования съедобной посуды. Результаты наблюдений
Вид посуды |
Готовые образцы (примеры использования) |
Результаты наблюдений (в процессе использования) |
Ложки, тарелки (образец №1) |
Фото 31. |
Хорошо держат форму. Многофункциональны. Вкус приятный. В меру соленые, немного жесткие. Ложку можно съесть целиком. Удобно использовать вместо одноразовой пластиковой посуды. |
Ложки, тарелки (образец №2) |
Фото 32. |
Хорошо держат форму. Многофункциональны. Вкус приятный. В меру соленые, не жесткие. Ложку можно съесть целиком. Удобно использовать вместо одноразовой пластиковой посуды. |
Ложки, тарелки (образец №3) |
Фото 33. |
Хорошо держат форму. Многофункциональны. Вкус приятный. Соленые, немного жесткие. Ложку можно съесть целиком. Удобно использовать вместо одноразовой пластиковой посуды. |
Тарелки ( образец №4) |
Фото 34. |
Хорошо держат форму. В тарелках имеются просветы, поэтому нельзя использовать для жидкой пищи. Вкус приятный. Можно съесть целиком. Не заменяет пластиковую посуду. |
Продолжение приложения № 12
Продолжение таблицы № 5. Примеры использования съедобной посуды.
Результаты наблюдений
Формочки (образец №5) |
Фото 35. |
Держат форму, если наполнить мороженым. Быстро таят при комнатной температуре. Вкус приятный. Можно съесть целиком. Не заменяет пластиковую посуду. |
Стаканы (образец №6) |
Фото 36., фото 37. |
Хорошо держат форму. Не подходят для горячих напитков. Вкус приятный. Стаканы из лимонада более сладкие, чем из сока. Самые несладкие стаканы из молока. Стакан можно съесть целиком. Удобно использовать вместо одноразовой пластиковой посуды. |
Приложение 13
Анализ свойств и вкусовых качеств готовой съедобной посуды
Фото 38. Анализ свойств съедобной посуды домашнего производства |
|
Фото 39., фото 40., фото 41., фото 42. Анализ вкусовых качеств съедобной посуды домашнего производства Съел посуду – спас планету! |
Приложение 14
Таблица 6. Расчет себестоимости образцов съедобной посуды. Сравнение с пластиковой посудой
№ п/п |
Наименование |
Количество (г/мл) |
Стоимость ( руб.) |
Стоимость материалов и ресурсов на один комплект продукции ( руб.) |
Средняя цена двух наименова-ний одноразовой продукции из пластика ( руб.) |
Тарелки и ложки из теста |
Одноразовая пластиковая тарелка и ложка |
||||
Мука пшеничная |
200 |
9 |
4,5 |
||
Масло подсолнечное |
25 |
3 |
1,5 |
||
Соль |
3 |
0,03 |
0,015 |
||
Вода (родниковая) |
100 |
- |
- |
||
Электроэнергия |
(0,7 кВт.ч) |
2,07 |
1,035 |
||
Итого |
336 |
14,1 |
7,05 |
6 |
|
Стакан из желе |
Одноразовый пластиковый стакан |
||||
Желатин |
15 |
18 |
18 |
||
Лимонад «Пепси-Кола» |
150 |
11 |
11 |
||
Электроэнергия |
(0,3 кВт.ч) |
0,9 |
0,9 |
||
Итого |
165 |
29,9 |
29,9 |
2 |