Земля - наш общий дом

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Земля - наш общий дом

Рапиев Т.Р. 1
1МОБУ СОШ №1 с.Буздяк
Зарифуллина Р.Р. 1
1МОБУ СОШ №1 с.Буздяк
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Уже несколько тысяч лет назад человек начал интересоваться тем, что он видит на небе. Его интересовал вопрос, есть ли еще в отдаленных от нас звездах жизнь такая, как на Земле. Актуальность такого вопроса не исчезла и в современном мире. Ведь в Солнечной системе еще много белых пятнен, которые еще не изучены. Земля же является уникальной планетой, на которой есть жизнь. Но бесконтрольное могущество человека - стало большой угрозой в современном мире. На Земле всё чаще стали происходить экологические катастрофы. Это угрожает будущим поколениям людей и всему живому на Земле. Необходимо остановить загрязнение среды. Это зависит от каждого из нас, от детей и взрослых.

Гипотеза: хочется верить, что во всей Вселенной мы не одни.

Объект исследования: планеты Солнечной системы.

Цель: определить уникальность планеты Земля.

Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

-Определение понятия слова «жизнь на планете».

-Проанализировать возможность жизни на планетах нашей Солнечной системы.

-Проанализировать возможность жизнь на планете Марс.

-Определить уникальность планеты Земля.

-Обозначить экологические проблемы нашей планеты.

-Определить пути личного вклада в решение экологических проблем.

Этапы исследования

1. Составить план работы.

2. Найти нужную информацию о планетах Солнечной системе, уникальности планеты «Земля», экологических проблемах.

3. Определить вклад детей в решение экологических проблем.

4. Организовать и начать работу по решению экологических проблем детьми.

5. Оформить результаты.

Методы: изучение литературы, сравнительный анализ, анкетирование, опрос школьников, практическая работа.

1.Основная часть

1.1 Определение понятия «жизнь на планете».

Прежде чем начать поиски признаков жизни на планетах, должны установить, что мы понимаем под словом «жизнь». То есть, какие условия необходимы для жизни человеку, растениям и животным. Это:

1.Гравитация. Без нее не будет атмосферы, гидросферы и биосферы.

2.Солнечный свет. Растения создают органические вещества, которые являются источником жизни.

3.Атмосфера и ее некоторые газы. Кислород нужен для дыхания растениям, животным и человеку. Углекислый газ необходим растениям для фотосинтеза.

4.Оптимальная температура. Она для каждого организма своя.

5.Вода. Живые организмы более чем на 50% состоят из воды.

6. Питательные вещества. Для растений это минеральные вещества, содержащие азот, калий, фосфор и другие элементы. Для животных нужна растительная и животная пища.

1.2 Возможна ли жизнь на планетах нашей Солнечной системы?

Наш «космический» дом» в котором «обитают» планеты называется Солнечной системой. (Приложение. Рисунок 1.)

Солнечная система-это 1 звезда,8 планет и 5 карликовых планет. Кроме того вокруг Солнца вращается до 1,5 млн. небольших космических тел (астероиды, метеориты, кометы). Нашей Солнечной системе около 4,5 млрд лет. Вблизи Солнца сформировались планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Известно, что миллиарды лет назад молодая Земля и другие планеты земной группы представляли собой раскаленные каменные шары. На окраине системы образовались 4 газовые планеты- гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон, который считался девятой полноценной планетой, с 2006 года стали относить в новый класс –карликовый планеты.

Солнце-единственная звезда нашей звездной системы, единственный источник тепла. Свет Солнца определяет существование каждой из планет.

Меркурий

Меркурий один из самых выжженных планет. (Приложение.Фото1.) Все из-за того, что на Меркурии, то экстремально жарко, то холодно. Температура повышается свыше +400 градусов, а ночью опускается ниже -170 градусов. Это связано с тем что там присутствует атмосфера, только очень слабая и поэтому она не может держать тепло и защищать от радиационного облучения Солнца. На Меркурии еще не приземлился ни один спутник. На сегодняшний день общепризнано, что никакой жизни на Меркурии не может быть.

Венера

Венера-самая горячая планета нашей Солнечной системы. (Приложение.Фото2.) Температура достигает +500 градусов Цельсия, и она почти не опускается. Уровень солнечной радиации на ней низок, но на Венере давление такое, что вы будто находитесь 969 метров под водой. На ней находится больше 1600 вулканов и почти все они действующие. Венера- единственная планета где идут дожди из серной кислоты и везде протекают раскаленные лавы. На сегодняшний день считается, что микроскопическая жизнь обитает над облаками из серной кислоты .

Земля

Земля третья от Солнца планета, крупнейшая в земной группе и пятая в Солнечной системе. Земля единственна планета нашей звездной системы, на которой развилась высшая жизнь в форме человеческой цивилизации. (Приложение. Фото 3.) Кроме того из всех планет системы только Земля была названа по особому, не в честь какого-либо древнегреческого или древнеримского божества. Русское слово «земля» древнее, корень «зем» значит «низкий» в смысле «плоский».1 Считается, что это название закрепилось за нашей планетой с тех древних времен, когда ее считали плоским блином. Землю называют голубой планетой. Причиной является вода в жидком сочетании с кислородом. Приблизительно 70%поверхности планеты покрывает Мировой океан-толстый слой жидкой воды. Нашей планете несказанно повезло «родиться» в самом подходящем для жизни месте Солнечной системы. Если бы она находилась ближе к Солнцу, вода бы испарилась вся, как на раскаленной Венере, где идут одни кислотные дожди. А если бы находилась дальше –вода превратилась бы в лед, как замерзшая планета Марс. Зеленый цвет на поверхностях других планет встречается очень редко. В основном это какие то ядовитые газы. На Земле зеленый цвет образуют массивы растений, питающихся углекислым газом и вырабатывающих кислород.

Юпитер

Это первая планета второго кластера планет, и самая большая планета солнечной системы, он очень быстро вращается. (Приложение. Фото 4.) У Юпитера очень сильное магнитное поле. У Юпитера есть 86 спутников и самый большой из них в Солнечной системе Ганимед. Температура на Юпитере ниже -120 градусов. Юпитер –единственная планета, которая излучает радиацию. Жизнь на Юпитере невозможна из-за неблагоприятных условий.

Сатурн

Сатурн-это яркая и примечательная планета. (Приложение. Фото 5.) У него очень много спутников и он имеет очень красивые кольца. Нам Сатурне температура ниже -150 градусов. Год на Сатурне равен 50 нашим земным. Он состоит из водорода и гелия. Жизнь на Сатурне невозможна из-за газообразности и высокого давления. У Сатурна есть второй по величине спутник в солнечной системе Титан. На Титане есть очень густая атмосфера, что очень редко среди спутников и у него есть моря из жидкого метана. Ученые не исключают, что на Титане существуют простейшие организмы.

Уран

Уран –планета состоящая из водорода и гелия и метана. (Приложение. Фото 6.) На Уране температура ниже -200 градусов На Уране высокий уровень радиации. У него есть маленькие кольца .Уран имеет синий цвет с оттенками голубоватого из за отдаленности и холода, что даже водород с гелием приняли синий цвет. На Уране есть очень сильный ветер и иногда там идут дожди из льда. Жизнь на Уране невозможна.

Нептун

Нептун является самой дальней планетой Солнечной Системы. (Приложение. Фото 7.) На Нептуне невозможна любая форма жизни из-за очень низкой температуры -200 градусов .

1.3 Есть ли жизнь на Марсе?

Марс- четвертая от Солнца и самая дальняя из планет земной группы. (Приложение. Фото 8.) Из всех планет он больше всего похож на Землю. Марс, как небесное тело, астрономам был известен тысячи лет. Но тогда не существовали специальные приборы, поэтому древние астрономы вели лишь простейшие наблюдения (как движется тело в течение года).

Первым человеком, который увидел Марс в телескоп был итальянский ученый Галилео Галилей. (Приложение. Рисунок 2.) Произошло это в 1609 году. 2

Планета Марс представляет собой самый изученный человеком космический объект после нашей спутницы Луны.

Первым в истории марсианским аппаратом стала советская космическая станция «Марс 1». И хотя она не долетела до Марса, но установила рекорд дальности космической связи.

28 мая 1971 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель со спускаемым аппаратом «Марс 3», который совершил 2 декабря 1971 года первую в мире мягкую посадку на поверхность Марса. Это был не марсоход, но мягкая посадка на Красную планету стала историческим событием. 3

Данные которые были получены давали представление о Марсе, как о холодной, каменистой пустыне. (Приложение. Фото 9.)

По фотографиям заснятым с разных станций Марс представляет собой засушливую пустыню, как и Венера. Однако, если на Венере жарко, как в аду, то на Марсе царит вечный холод. Все живое на его поверхности уничтожается смертельной солнечной радиацией. Высоко в небе над планетами ведется битва длиной в миллиарды лет. От исхода этой битвы зависит жизнь на любой планете. Космическое явление, названное учеными солнечным ветром, сметает лучами смертоносной радиации всякую жизнь с любого космического объекта. У Земли есть невидимый, но надежный защитник-ядро, состоящее из расплавленного железа. При вращении земного ядра создается мощное электромагнитное поле, окутывающее нашу планету. Именно оно, создавая гравитацию, и отражает солнечный ветер.

Ученые считают, что примерно 4 млрд лет назад, ядро Марса вращалось как земное. Однако марсианское ядро намного меньше земного. Поэтому со временем оно остыло и остановило свое вращение. Электромагнитное поле исчезло. Солнечный ветер унес атмосферу. Планета оказалась под солнечной радиацией, что несет смерть всему живому. Так как траектория движения Марса по орбите расположена дальше, чем земная, тепло и свет от Солнца не доходит до планеты в достаточном количестве. А для жизни растений и животных необходима своя оптимальная температура.4

Средний показатель температуры поверхности Земли от 14.9 градусов до -70,7 градусов Цельсия. А средний показатель температуры Марса о -60Сдо -150 градусов Цельсия. Трудно себе представить, что при такой температуре живые существа, состоящие на 50% из воды, выживут. Атмосфера Марса составляет 1% от земного. Всему живому: растениям, животными человеку нужен кислород для дыхания.

Углекислый газ нужен растениям для фотосинтеза. В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и возвращают его в атмосферу в виде кислорода. Сравним состав атмосферы. (Приложение. Таблица 1.)

Углекислый газ Марса при такой температуре (-150С) превращается в сухой лед, выпадающим на поверхность снегом. Эти данные по Марсу говорят сами за себя. Об отсутствии жизни на планете. 5

Название планеты произошло от имени древнего римского бог войны –Арес. Римляне ассоциировали планету с войной из-за сходства с кровью. Если смотреть на Марс с Земли –то эта планета красно-оранжевого цвета. Цвет планеты такой из-за обильного содержания в почве железных минералов. То есть почва Марса перемешана оксидом железа-попросту говоря ржавчиной. А ржавчина, как известно, не является питательной средой для живых организмов.

Там, где есть жидкая вода на Земле, жизнь есть везде, поэтому ученые считают, что если на полюсах Марса огромные шапки льда с пылевой примесью, растопить и превратить замерзшую воду в океан. Марс можно сделать пригодным для жизни, в том числе для человека. Но эта задача очень сложная и затратная.

По мнению исследователей в то время, когда на Земле зарождалась жизнь, Марс выглядел гораздо более гостеприимно. Около ,3,8 млрд лет назад марсианский климат был более теплыми влажным. Красная планета была схожа с Землей. Она располагала запасами воды и атмосферой. Свидетельства того является высохшие русла рек, а также некоторые минералы, которые могли образоваться только в результате действия воды. 6

В 2013 году американский Марсоход обнаружил углеводород, серу, азот, кислород, фосфор, углерод. Такая новость указывает на возможность существования биологический жизни на планете.

Марс, как и наша планета вращается аналогично с запада на восток вокруг оси.

По сравнению с Землей на Марсе гравитация в 2,5 раза слабее, это значит, что человек, который весит на Земле 45кг, на Марсе будет 17 кг и сможет прыгать в 3 раза выше. Если на Марсе уронить камень, то он будет падать гораздо медленнее, чем такой же камень на Земле.7

По предположениям некоторых ученых, что жизнь с остывающего Марса, полностью или частично могла переместиться на планету Земля. Их могли перенести метеориты, отколовшиеся с красной планеты.

1.4 Уникальность планеты Земля.

Жизнь на Земле — уникальное явление, которое обусловлено разнообразием принципов и факторов. На планете, населенной многообразными организмами и неживыми структурами, существует ряд основополагающих факторов, без которых возникновение и развитие жизни были бы невозможны.

Один из главных принципов, определяющих жизнь на Земле, — это наличие воды в жидком состоянии. Вода играет роль универсального растворителя и проводника химических реакций, что позволяет поддерживать жизненные процессы в клетках и обеспечивать их функционирование.

Другим важным фактором для жизни на планете является наличие атмосферы. Она предоставляет организмам необходимое количество кислорода для дыхания, защищает их от вредного излучения и создает стабильную температуру на поверхности Земли.

Наша планета Земля - единственное известное на данный момент тело в Солнечной системе, на котором есть жизнь. За 4,5 млрд лет, прошедших с начала ее образования, Земля превратилась из бурлящего огненного шара в довольно стабильную систему с глубокими океанами и большими материками с лесами, горами, равнинами и пустынями, населенную невероятно разнообразными организмами. От других планет Солнечной системы она отличается тем, что окружена богатой кислородом атмосферой и большим количеством жидкой воды. Земная атмосфера не только содержит необходимый для дыхания кислород, но и служит своеобразным щитом, защищает планету от большей части солнечного излучения и метеорных тел.

2.Практическая работа.

2.1 Экологические проблемы нашей планеты

Земля- наш общий дом. Однако мы к своему единственному дому относимся безответственно.Определив уникальность планеты Земля, рассмотрим экологические проблемы, которую нужно решать уже сегодня. Под угрозой само существование жизни на нашей планете. Глобальные экологические проблемы – это изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека в виде :

-природных катаклизмов, технологических аварий, влекущих за собой исчезновение и сокращение видов животных и растений;

-сокращение площадей лесов, которые вырабатывают кислород;

-загрязнение вод Мирового океана;

-разрушение озонового слоя атмосферы;

-опустынивание.

Все эти явления ведут к глобальному потеплению, а затем к катастрофе в масштабе планеты.
Актуальность этой проблемы бесспорна. Поэтому с малых лет к дому своему нужно относиться бережно.

Чтобы выяснить на сколько дети осведомлены об опасности грозящей нашей планете было проведено в классе тестирование. (Приложение. Тест 1.)

По результатам тестирования видно, что дети осведомлены по данному вопросу. (Гистограмма 1. Результаты тестирования.)

2.2 Сохраним планету Земля.

За «круглым столом» классного часа были составлены рекомендации по личному вкладу в решении экологических проблем. (Памятки 1. Личный вклад в решении экологических проблем). Для этого дети разделились на группы:

- дефицит пресной воды

- загрязнение воздуха

- загрязнение почвы

Организовали выставку фотографий «Мой личный вклад в решении экологических проблем». (Приложение. Фото 10-15.)

Заключение

Хочется верить, что мы не одни во Вселенной. На данный момент планета Земля-единственная, которую мы знаем, где есть жизнь. Существуют ли другие обитаемые планеты- это большая загадка. С развитием технологий человечество всё чаще стало задумываться над тем, что должны существовать и другие цивилизации. Пока же выглядит так: наша планета одна такая в этом уголке Вселенной. Зная об уникальности нашей планеты и экологических проблемах, мы должны сделать всё возможное, чтобы сберечь её.

Начните с изменения личных привычек, обучайте окружающих вас людей, и вы сможете внести значительный вклад в спасение Земли.

Список использованных источников

1.Ликсо В.В. «Большая книга о космосе» -Москва,Издательство АСТ.2020 г.-с.288.

2.Ульева Е.А. «Космос.1000 фактов,100 изображений»,ООО «Феникс».2018 г.-112с.

3.Спэрроу Джайлс «Космос. Большое путешествие по вселенной»,ООО «Эксмо»2021-224с.

Интернет ресурсы:

https://astronomy.ru/

https://www.roscosmos.ru/479/?ysclid=lo382o7nsq271587820

https://cosmos.vdnh.ru/?ysclid=lo38501ve8943301612

Приложение.

Фото 1. Меркурий.

Фото 2. Венера.

Фото 3.Земля.

Фото 4.Юпитер.

Фото 5. Сатурн.

Фото 6.Уран.

Фото 7. Нептун.

Фото 8. Марс.

Фото 9. Спускаемый аппарат Марс 3.

Фото 10.Сортировка мусора.

Фото 11.Сбор макулатуры.

Фото 12. Высадка деревьев.

Фото 13. Установка кормушек.

Фото 14.Раздельный сбор батареек в специализированные контейнеры.

Фото 15. Экономия воды в доме.

Рисунок 1. Солнечная система.

Рисунок 2. Галилео Галилей.

Таблица 1. Сравнительная характеристика состава атмосферы Марса и Земли.

Марс

Земля

Углекислый газ

95,32%

0,03%

Кислород

0,13%

21%

Азот

2,7%

77%

ТЕСТ 1. Тема: «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»

Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Отчего загрязняется вода в водоемах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик.

3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные;

б) чистые;

в) бесцветные.

4. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники и национальные парки;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники?

а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;

в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

6. Из-за чего исчезают некоторые виды животных?

а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;

б) из-за пожаров и стихийных бедствий;

в) из-за изменения климата на Земле.

7. Отчего загрязняется воздух?

а) от посадки и выращивания растений;

б) от воздушно-транспортных средств;

в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.

8. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) чистые;

б) бесцветные;

в) прозрачные.

Гистограмма 1. Результаты тестирования.

Памятки 1. Личный вклад в решении экологических проблем.

Дефицит пресной воды.

-бережно относитесь к воде у себя дома

-проверьте, нет ли у вас утечек воды. Если есть — почините.

-установите на вентилях и в ванных комнатах устройства для сбережения

воды.

Загрязнение воздуха.

- сокращение вредных выбросов от автомобилей

(применение более чистых видов топлива, уменьшение расхода топлива,

переход на электродвигатели взамен двигателей, сжигающих топливо.)

- обустройство парков, высадка деревьев помогает жителям дышать свежим воздухом

-сократите использование электричества. Наиболее популярные источники

получения электричества — это уголь и газ. Их сжигание — основной фактор

загрязнения воздуха.

Загрязнение почвы.

-правильное земледелие с использованием натуральных удобрений

-сокращение количества отходов, сортировка отходов, компостирование.

1 Ликсо В.В. «Большая книга о космосе»,2020, с.46.

2 Ликсо В.В. «Большая книга о космосе», 2020, с.33

3 Ликсо В.В. «Большая книга о космосе»,2020,с.117

4 Ликсо В.В. «Большая книга о космосе»,2020, с.114

5 Спэрроу Джайлс «Космос. Большое путешествие по вселенной», 2021, с.41

6 Ульева Е.А. «Космос.1000 фактов,100 изображений», с.14

7 Спэрроу Джайлс «Космос. Большое путешествие по вселенной»,2021,с.47

Просмотров работы: 56