ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моей темы определяется внутренними потребностями нашей семьи в части соблюдения основ правильного питания, экологического земледелия и здорового образа жизни в целом. Моя бабушка живет в деревне и к ней на все лето приезжает моя вторая бабушка - абика, которая с завидным энтузиазмом осваивает огород и крайне успешно выращивает всевозможные овощи и фрукты - начиная от гороха и заканчивая арбузами. Кроме того, в огороде произрастают различные фруктовые деревья - вишни, груши, торн и естественно, яблони. Яблоки мы в семье очень любим, а абика варит из них свой фирменный соус для пельменей. Так что яблок нам нужно много, а урожайность сортов и зона рискованного земледелия не обеспечивает нас стабильным объемом продукции.
Новизна моей работы заключается в самом принципе выращивания яблони посредством посадки семечка яблони, а не в прививании черенка, либо высаживании саженца.
Цель работы: изучить стадии развития растения и обеспечить устойчивый рост яблони.
Предмет исследования: процесс наблюдения за развитием растения.
Объект исследования: яблоня.
Гипотеза: я думаю, что можно выращивать любые фруктовые деревья путем посадки семечки в торфяной субстрат и последующей пересадки в открытый грунт.
Задачи:
- собрать информацию о яблоне;
- изучить условия выращивания яблонь;
- подготовить торфогрунт;
- изучить условия, необходимые для устойчивого роста растения.
Достоверность обеспечивается личным участием автора в процессе подготовки объекта к высадке, высадке, уходом и наблюдения за развитием растения.
Методы и приемы:
- изучение специальной литературы;
- консультация со школьным биологом;
- просмотр соответствующих документальных фильмов и передач;
- собственные наблюдения;
-экскурсия в ботанический сад;
-анкетирование;
- обобщение результатов.
Практическая значимость состоит в том, что результаты работы можно использовать на уроках окружающего мира. Проведенное анкетирование, помимо выяснения уровня знаний о стадиях развития и условиях роста растений, способствует повышению образованности по данному вопросу одноклассников.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Яблоня
Я́блоня (лат. Mālus) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Розовые (Rosaceae) с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария.
Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках, используют в полезащитном лесоразведении. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Яблоня в мифологии
В славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах.
В славянской символике яблоко имеет положительное значение.
Яблоко являлось даром для колядующих, приглашённых на свадьбу и крестины. Участники же обходных обрядов приносили в дом хозяев яблоко и оставляли на очаге. В Сербии, Македонии и Хорватии молодая жена, входя в новый дом, «дарила» очагу яблоко с воткнутой в него монетой; а в Словакии переворачивала полную корзину яблок, чтобы в хозяйстве было изобилие.
Яблоки, равно как и другие плоды, запрещалось вкушать до Яблочного Спаса. Это можно было делать лишь после освящения и благословения яблок нового урожая, которое происходило в этот праздник.
Яблоко в фольклоре и литературе
Яблоко как символ вечной молодости (молодильные яблоки) фигурирует во многих сказках:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина
«Легенда о Вильгельме Телле»
«Яблоко» — рассказ Герберта Уэллса
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Белоснежка и семь гномов» братья Гримм
Яблоко в музыке
«Яблочко» — русская народная песня.
«Райские яблочки» — песня Владимира Высоцкого, а также так названа одна из его грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого (17) — Райские яблочки (1991 г.)»
«Яблоки на снегу» — слова А. Дементьев, музыка М. Муромов.
«Горькие яблоки» — песня из репертуара Людмилы Гурченко (музыка Давида Тухманова, стихи Анатолия Поперечного).
По известной легенде, Закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном, наблюдавшим, как в саду падают яблоки.
Алхимики, заметив, что сердцевина разрезанного поперёк яблока напоминает пятиконечную звезду, использовали яблоко как символ знания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Муки выбора посадочного материала
В настоящее время в продуктовых магазинах нашего села особого дефицита яблок не наблюдается, но для практического эксперимента требовалось выбрать самый лучший экземпляр, обладающий рядом нужных нам свойств и качеств - крупный и сладкий плод, максимально красный, подходящий как для приготовления не только фирменного соуса, но и варенья, компота, иных заготовок, а так же непосредственного употребления в пищу.
Подходящий экземпляр был найден.
Фото. 1. Яблоко - семенной материал
Приготовление торфогрунтадля посадки
Мы взяли горшок и насыпали в него специально подготовленный грунт, добавили минералы и витамины и увлажнили его.
Высадка семечки и наблюдение
15 мая. Я съел яблоко и решил из семечек вырастить свою яблоню. Оставил семечки для будущей яблони.
16 мая. Вечером я положил семена в салфетку, для того что бы они разбухли. Далее салфетку с семенами положил на блюдечко и ежедневно увлажнял.
26 мая. Три зернышка я посадил в горшок с землей, накрыл пакетом, чтобы образовался парник.
Ежедневно я проверял состояние земли, когда верхний слой стал сухой, увлажнял из распылителя.
16 июня. Я снял пакет с горшка.
18 июля. Я увидел, как из земли пробился один росток.
28 июля. Стебель подрос и на нем начали появляться листочки.
20 августа. Вместе с мамой я пересадил мою яблоню в отдельный горшок.
15 сентября. Высота стебля моей яблони 20 см.
1 ноября. Я подкормил землю минеральным удобрением.
15 ноября. Высота стебля моей яблони 34 см.
Фото. 2. Моя маленькая яблоня, которую я вырастил из семечка яблока.
2.4 Результаты анкетирования
В классе я провел анкетирование. Участвовали 20 человек.
Были предложены следующие вопросы:
Любите ли вы яблоки?
Да - 19 учеников
Нет - 0 учеников
Не понял вопроса – 1 уч.
Если любите, то какие?
Красные– 12 уч., зеленые - 3 уч.,
желтые - 5 уч.,
Как часто вы кушаете яблоки?
Каждый день -5 уч.;
Иногда - 10 уч.;
Редко - 5 уч.
Знаете ли вы какие либо блюда из яблок?
Да – 16 уч.;
Нет - 3 уч.;
Не понял вопроса - 1 уч.;
Где растут яблоки?
На яблоне - 14 уч.;
На груше – 2 уч.;
Не знаю - 4 уч.;
Знаете ли вы как ухаживать за яблонями ?
Да – 15 учеников
Нет – 5 учеников
Полезные ли яблоки? Чем?
Да – 19 уч.;
Нет – 0 уч.;
Не понял вопроса – 1 уч;
В яблоках много полезных витаминов и микроэлементов.
Вывод
Проведенное анкетирование выяснило уровень знаний одноклассников о яблонях в частности и о фруктовых растениях в целом. Многие ребята любят кушать яблоки, но не представляют процесс их выращивания, а некоторые даже и не знают где и как они вообще растут.
Со своей работой я выступил на уроке окружающего мира, поделился с одноклассниками своими знаниями и очень многие удивились новым сведениям.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась. Вырастить яблоню из семечка можно. Однако подтвердить передачу всех признаков пока не представляется возможным, так как весной мой саженец яблони нужно будет высадить в наш фруктовый сад, а потом ждать урожая 3-4 года. После получения урожая можно будет провести сравнительную идентификацию параметров плода и попробовать яблоки на вкус. И вот тогда, наконец -то, будет ясно, что я вырастил.
Но я, конечно же, продолжу свои опыты и наблюдения дальше. Мне необходимо будет учесть пожелания и замечания абики к вкусовым качествам моих яблок и разработать рекомендации по снижению вероятной кислинки. Я поставил себе задачу на лето: высадить мою яблоню весной в открытый грунт и обеспечить надлежащие условия для максимального роста растения в летний и осенний период с целью сохранения растения в период зимовки.
Результаты моего исследования оказались интересны не только мне, но и моей семье. Очень интересно за ними наблюдать. Результаты можно использовать на уроках окружающего мира. Проведенное анкетирование, помимо выяснения уровня знаний о яблоках, способствует повышению образованности по данному вопросу одноклассников.
Список литературы
1.И.К. Семина. В поисках потерянного рая. – СПб.: Речь, 2011. – 192 с.
2. Малая энциклопедия садовода. – М.: Центрполиграф, 2005. – 608 с.
3. Н.М. Звонарев. Все о яблоне и яблоках. – М.: Центрполиграф, 2010. – 128 с.
4. Юрий Дорожин. Тайны природы. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 20 с.
5. Плотникова Т.Ф. Здоровые саженцы для чудо-урожая. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
Яблоня. Выращивание. Хранение и заготовка. Целебные свойства. – М.: Газетный мир, 2014. – 96 с.
6. Т.В. Кочешкова. Цветущих лет цветущее наследство. Яблоневый сад. Коллекция Ботанического сада МГУ. – М.: Пента, 2014. – 144 с.
8. Р.М. Чечеткин, Л.Ю. Тревайс. Яблони и груши. – М.: Фитон XXI, 2017. – 136 с.
9. Интернет-ресурс YouTube
10. Интернет-ресурс Википедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F