Что такое эксперимент

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что такое эксперимент

Мельзетдинов К.В. 1
1МОБУ СОШ им. Горчилина А.М. с. Чесноковка, 1б
Кириллова Н.В. 1
1МОБУ СОШ им. Горчилина А.М. с. Чесноковка, МР Уфимский район РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель: изучить, что такое эксперимент

Задачи:

1. Изучить понятие «эксперимент»

2. Понять, чем отличается опыт от эксперимента

3. Изучить, какими бывают эксперименты

4. Провести ряд экспериментов

Гипотеза: Эксперимент – один из важных методов познания окружающего мира, который происходит в специально контролируемых условиях.

Теоретическая часть

1.1 Что такое «эксперимент»

В науке эксперимент используется для получения знаний, неиз­вестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному челове­ку. 

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». 

Эксперимент — это

1) научно поставлен­ный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учиты­ваемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и мно­гократно воспроизводить его при повторении этих условий;

2) во­обще опыт, попытка осуществить что-либо.

2.2 Отличия эксперимента от опыта

Опыт и эксперимент – два понятия, которые могут быть взаимозаменяемыми в повседневной речи. Однако, существуют некоторые различия между этими терминами, особенно с точки зрения научного исследования.

Эксперимент – метод познания, поиск новых путей. В процессе его проведения исследуемые объекты переносятся в специальные контролируемые условия, созданную среду. Чтобы исключить влияние чего-либо на сам процесс. За этими объектами следят специальные люди – экспериментаторы.

Целью эксперимента является проверка какого-либо предположения или существующих знаний. В ходе этой проверки находятся практические подтверждения выдвинутых гипотез, новые доказательства, факты.

Опыт – метод исследования, направленный на решение конкретной задачи. Цель – подтверждение имеющийся гипотезы, а также сбор данных. Он проводится в естественных условиях.

В отличие от эксперимента, опыт не всегда может быть строгим. Результаты порой зависит от личных взглядов человека, проводящего опыт.

В обычной жизни мы сталкиваемся с опытом постоянно. Например, используем новую технику на основе прошлого опыта.

Опыт не имеет строго обозначенных задач, он осуществляется спонтанно.

Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт необходим, чтобы закрепить теоретические знания практическими действиями. 

Таким образом, опыт и эксперимент – два похожих, но, все-таки, разных подхода. Их главная цель – подтверждение уже известных сведений.

2.3 Виды экспериментов

Существует много видов экспериментов. Например, некоторые из них:

  1. Естественный – исследование проводится в естественных условиях существования того, с чем проводится эксперимент.

  2. Лабораторный – используются специальные приборы, оборудование. Эксперимент осуществляется в лаборатории.

  3. Материальный – проводится с использованием материальных (реальных) предметов.

  4. Мысленный – это воображаемый эксперимент.

3.Экспериментальная часть

I Лава-лампа

Цель эксперимента – ознакомиться со свойствами разных веществ:

жидких - растительное масло и вода,

сыпучих – сода и лимонная кислота.

Необходимые материалы и ингредиенты:

  1. Прозрачная стеклянная банка

  2. Вода – ¼ от объема банки

  3. Растительное масло – ¾ от объема банки

  4. Лимонная кислота – 1 чайная ложка

  5. Сода пищевая – 2 чайные ложки

  6. Пищевой краситель

Ход эксперимента представлен в Приложении 1.

Налили в банку воды, следом – масло, оставив место. Добавили краситель и насыпали смешанные лимонную кислоту и соду.

Итоги:

Масло и вода не смешиваются, так как они разной плотности. После добавления лимонной кислоты и соды образуются пузырьки, которые поднимают мало со дна, перемешивают эти две жидкости. Так получается эффект лава-лампы. Конечно, временный.

Выращивание кристалла из соли

Цель –наблюдение за процессом роста кристаллов.

Необходимые материалы и ингредиенты:

  1. Вода – 300 мл

  2. Соль поваренная

  3. Пищевой краситель

  4. Стеклянная банка

  5. Веревка

Рисунок 1 Необходимые ингредиенты

Ход эксперимента:

Заливаем воду в банку.

Рисунок 2 Ход эксперимента«Кристаллы соли»

Высыпаем краситель и перемешиваем.

Фото 3 Ход эксперимента «Кристаллы соли»

Засыпаем пять столовых ложек соли.

Фиксируем веревку на палке и опускаем в получившийся раствор. Там ее оставляем на три недели, прикрыв сверху салфеткой.

Фото 5 Ход эксперимента «Кристаллы соли»

Спустя два дня веревка начала покрываться небольшими кристаллами соли. Которые слегка окрашены пищевым красителем. Сам краситель хлопьями осел на дно. В банке столько же воды, сколько мы налили.

Фото 6 Ход эксперимента "Кристаллы соли"

После недели пребывания в соленой воде веревка более интенсивно окрасилась в красный цвет, а ранее появившиеся кристаллы слегка увеличились в размере, наросли новые мелкие.

Вода в банке немного испарилась, оставив соленой налет на стенках.

Фото 7 Ход эксперимента "Кристаллы соли"

Фото 8 Ход эксперимента "Кристаллы соли"

По истечении 25 дней (эксперимент решено было продлить) кристаллы еще больше увеличились в размерах, более интенсивно облепили веревку, а налет из соли на банке стал толще.

Рисунок 10 Ход эксперимента "Кристаллы соли"

Большинство кристаллов, образующихся на веревке в соленой воде стремятся иметь форму прямоугольников, квадратов. Кристаллы над водой больше похожи на слипшиеся снежинки.

Рисунок 11 Ход эксперимента "Кристаллы соли"

Кристаллы под микроскопом выглядят не менее красиво.

Рисунок 12 Ход эксперимента "Кристаллы соли"

Итоги

Таким образом, чем дольше предмет находится в соленой воде, тем интенсивнее и больше на нем нарастают кристаллы.

III Зубная паста для слона или бешеная пена

Цель – создать мощную пенную струю и увидеть химическую реакцию при смешивании перекиси водорода, воды и дрожжей.

Необходимые материалы и ингредиенты

  1. Перекись водорода 3% - 200 мл

  2. Пищевой краситель

  3. Жидкое мыло – 100 мл

  4. Сухие дрожжи – 1 столовая ложка

  5. Вода – 50 мл

  6. Пластиковая бутылка

Ход эксперимента предоставлен в Приложении 2

Развели дрожжи в теплой воде и оставили их набухать. В пластиковую бутылку влили перекись водорода, жидкое мыло, краситель и воду. После готовности дрожжей добавили их к остальным ингредиентам.

Итоги:

Дрожжи помогли активировать перекись водорода и получить подвижную пену за счет жидкого мыла.

Данный эксперимент получился не совсем удачно. Ожидалась более быстрая реакция. Возможно, были допущены ошибки: передержаны дрожжи, взята слишком большая бутылка.

  1. Заключение

Эксперимент – важный инструмент не только для научного познания мира, он также отлично подходит для изучения явлений, свойств различных предметов и веществ людям, далеким от науки.

Список литературы:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. https://umbertoeco.ru/a/chem-opyt-otlichaetsya-ot-eksperimenta

  3. https://oboidomkursk.ru/chto-znachit-nauchnyy-opyt/

  4. https://obrazovanie-gid.ru/uchitelyam/otlichie-opyta-ot-eksperimenta-v-nachalnoj-shkole.html

  5. https://lektsii.org/15-8267.html

Эксперименты:

  1. https://www.baby.ru/journal/lava-v-banke/

  2. https://dzen.ru/a/XZyoIj2HNgCxT4SB

  3. https://heaclub.ru/nauchnye-eksperimenty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah-15-porazitelnyh-i-razvivayushhih-opytov-s-opisaniem-i-obyasneniem-idei#i-2

Просмотров работы: 155