ПЧЕЛА – ЦАРИЦА НАШИХ ПОЛЕЙ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПЧЕЛА – ЦАРИЦА НАШИХ ПОЛЕЙ

Томаров О.С. 1
1МБОУ СОШ № 1 имени народного поэта Республики Башкортостан Филиппова А. П. с. Юмагузино
Цырулина Л.С. 1
1МБОУ СОШ № 1 имени народного поэта Республики Башкортостан Филиппова А. П. с. Юмагузино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Жужжание пчел - это голос сада».

- Элизабет Лоуренс.

В древние времена верили, что пчёлки – существа священные, крылатые посланники богов и предсказатели будущего, обладающие знанием многих тайн. Поэтому в то время считали мед пищей богов и небесным нектаром.

В нашем дворе растут различные деревья и кустарники, поэтому весной и летом пчелы встречаются часто. Мне всегда очень нравилось наблюдать за их работой, хотя я и опасался того, что кто-то из них решит меня ужалить. Но им было не до меня: пчелы без устали подлетали к цветкам, копошились там, а потом спокойно улетали дальше.. Может к другому цветку, а может уже к своему дому-улью.

Пчёлы – уникальные и крайне необходимы для всей планеты насекомые, именно поэтому свою научную работу я посвятил им.

Актуальность темы: пчёлы - маленькие насекомые, выполняющие огромную и очень важную функцию – опыление цветков трав и плодовых деревьев. А какие полезные для человека пчелопродукты они сотворяют!! Но при всей своей работоспособности, трудолюбии и выносливости, они не в состоянии себя защитить от пагубного влияния химикатов, которые использует человек при обработке лесов и полей.

Проблема: что будет с окружающей средой, если пропадут пчелы?

Объект исследования: медоносная пчела, пчелиное семейство.

Предмет исследования: роль пчёл в жизни человека и роль человека в жизни пчёл.

Цель:

- изучить более подробно о жизни пчёл;

- выяснить какая польза пчёл для человека;

- разобраться с причинами неестественной гибели пчел;

- попытаться найти способы решения.

Гипотеза: исчезновение пчёл может привести к вымиранию многих растений, вследствие чего пострадают животные и сам человек.

Задачи:

- найти и изучить информацию по данной теме;

- познакомиться с историей «одомашнивания» пчел;

- выявить особый уклад жизни пчелы в семье;

- понять, как деятельность человека может навредить пчёлам;

- поиск возможного варианта решения проблемы.

Методы исследования:

- Теоретический анализ научно-популярной литературы и интернет ресурсов.

- Наблюдение, изучение, опрос, фотографирование.

- Анализ полученных данных.

1 НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ПЧЕЛОВОДСТВА

Ещё в древние времена первобытный человек умел добывать мёд из дупел деревьев и расщелин скал, где устраивали свои жилища пчёлы.

Наука палеонтология, изучающая ископаемых, утверждает: медоносные пчёлы в таком совершенном виде, какими они являются сейчас, появились примерно 40 миллионов лет назад ( Н.Горников, В.Драчёв, 1997). Доказывают учёные этот факт найденными окаменевшими останками пчёл в пластах мелового периода и более ранних периодов.

Самое древнее изображение пчелы было найдено в пещере Ла-Аранья (Испания). Это изображение было выполнено во времена палеолита – больше, чем 15 тысяч лет назад! На нем изображена женщина, которая забрались к небольшому отверстию в скале и достаёт из него пчелиные соты. Рядом с женщиной летают пчелы.

Рисунок 1. Наскальный рисунок. Сборщица меда, окруженная пчелами. Ла-Аранья, Испания

Развиваясь, пчеловодство пережило несколько этапов. Первоначально люди занимались собирательством меда диких лесных пчел. Далее стало развиваться бортевое пчеловодство – сформировавшиеся рои пчел отлавливали и размещали в естественные или специально подготовленные для этих целей дупла, из которых в дальнейшем и собирали мед.

Настоящий переворот в пчеловодстве произошел благодаря русскому пчеловоду П.И. Прокоповичу. В 1814 г. он сконструировал особый тип рамок, которые используются пчеловодами по сей день. Эти рамки помещаются в специальные ульи по нескольку штук сразу, там на них пчёлы натягивают соты и собирают мед, выводят расплод. Рамки свободно вынимаются из улья для проведения осмотра или откачки мёда.

Такой тип ульев с рамками облегчают человеку сбор меда. Стало возможным использование пчелиной семьи не один сезон, а много лет. А как же живут и работают пчёлы? Об этом я расскажу во втором разделе моей научно-исследовательской работы.

Фото 1. Ульи на пасеке. Фото 2. Пчелиные соты в рамке.

2 МОЙ ОПЫТ ПЧЕЛОВОДСТВА

Несколько лет назад мои родители приняли решение заняться пчеловодством. Небольшая пасека, несколько семей. Мне сразу очень понравилась эта идея! Как я уже говорил ранее, эти маленькие насекомые меня давно заинтересовали. Родители часто ездили проведать пчёл, и я всегда просил их взять меня с собой. Местоположение пасеки в течение лета меняется около 3-4 раз, в зависимости от того, какие растения цветут: май июнь – липа; июнь, июль – разнотравие (зверобой, матрёшка, чабрец и многие другие), июль, август – гречиха, сентябрь – подсолнух. В самом начале мне было боязно, ведь такого огромного скопления пчелиных семей я никогда в жизни не видел. Их летало возле нас тысячи! По приезду на пасеку мы всегда надевали специальные защитные костюмы, которые не давали пчёлкам дотронуться до нас.

Фото 3. Фото в защитном костюме возле улья.

Помогая родителям на пасеке, я узнал о них много интересного. А еще я узнал, что даже есть целая наука –АПИОЛОГИЯ. И мне хочется рассказать Вам немного о жизни пчёл. Хоть малую часть, самое важное.

3 УКЛАД ЖИЗНИ ПЧЁЛ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. Уклад жизни пчёл

Улей можно сравнивать с большим городом: в нем проживает миллион жителей и все они подчиняются строгой иерархии. Именно благодаря этой иерархии, четкому выполнению всеми пчелами своих функций, жизнь в улье протекает без каких-либо пробуксовок.

Для каждого жителя улья есть определенная, закрепленная за ним обязанность. По своим функциональным обязанностям пчелы разделены на следующие группы:

• Пчёлы-трутни.
• Пчёлы (основной класс):

- Пчёлы-рабочие;
- Пчёлы-охранники;
- Пчелы, отвечающие за климат в улье;
- Пчёлы-няньки;
- Пчёлы-слесаря;
- Пчёлы-разведчики.
• Матка.
Трутни необходимы для оплодотворения матки. После выполнения своих функций, трутней выгоняют из улья.

Рабочие пчелы - основной и самый многочисленный класс пчел. В их обязанности входит сбор нектара цветов разных растений, сбор пыльцы. Продолжительность жизни рабочих пчёл зависит от того, на каком расстоянии находятся места сбора нектара .

В обязанности пчёл-охранников входит охрана улья, они не пускают в улей чужих пчел, шмелей, ос, а также трутней, которых выгнали из улья. Эти пчёлы отличаются большей агрессивностью и более массивными челюстями.

В улье есть пчелы, которые непрерывно машут крылышками вентилируя улей, благодаря им в улье всегда прохладно несмотря на жару вне улья. Пчёлы вентиляторы также выпаривают мёд, отрыгнутый рабочими пчёлами. Ведь если мёд не выпарить и запечатать, то в скором времени он закиснет и станет непригодным для пищи.

Фото 4. Рамка с запечатанными сотами.

Пчелы разведчики проводят разведку мест, где в обилии произрастают медоносные культуры. Порой могут летать на расстояние 10-20 км. По прилету в улье сообщают о разведанных источниках нектара и пыльцы особым танцем.
Пчелы слесари ремонтируют повреждения улья, заделывают трещины в улье. Трещины побольше эти пчёлы заделывают воском, маленькие трещины пчёлы слесари заделывают прополисом.

Фото 5. Работа пчел-слесарей.

Матка - королева улья. От продуктивности матки зависит, насколько сильной будет пчелиная семья. Матка трудится постоянно, откладывая яйца в ячейки, из которых выводятся пчёлы-работяги и трутни. Если пчел не устраивает их королева, они присматривают другую королеву. Для этого выбирают личинку рабочей пчелы, выкармливают ее пчелиным молочком и из нее вырастает новая матка. Старая матка с частью пчёл покидает улей.

Рисунок 2. Рабочая пчела, матка, трутень (сверху вниз).

В течение всего лета пчёлки без устали трудятся на благо своей огромной семьи и, не осознавая этого, на благо всего человечества и планеты в целом! С наступлением холодов пчелиные дома – улья, перемещают в специльно построенный для них зимовик (омшальник), в котором они находятся на протяжении всей зимы. В омшальнике пчёлы полностью защищены от внешних воздействий. На протяжении всей зимы пчёлки не спят, поддерживают жизнь улья, выводят новое потомство. На зимний период пчеловоды всегда оставляют достаточно большое количество рамок с медом для того, что бы пчелы смогли переживать этот холодный период.

Фото 6. Ульи в зимовнике (омшальнике)

3.2. Результаты жизнедеятельности пчёл.

Пчелы — это удивительные насекомые, играющие неоценимую роль в балансе природы нашей планеты Земля. Они выполняют ключевую экологическую функцию, обеспечивая опыление растений. Этот процесс играет жизненно важную роль в формировании и поддержании разнообразных экосистем нашей планеты, ведь пчёлы опыляют более 200 тысяч видов флоры нашей планеты. Когда пчёлы собирают нектар из цветков, они переносят пыльцу с одного цветка на другой, способствуя процессу опыления. Это позволяет растениям образовывать плоды и семена, что, в свою очередь, обеспечивает разнообразие растительного мира. Около 75% пищевых культур, которые мы потребляем, зависят от опыления, включая фрукты, овощи и орехи.

Так же пчёлы, в процессе своей жизнедеятельности производят бесценные пчелопродукты. А именно: мёд, прополис, перга, маточное молоко, воск, медовые соты, пчелиный яд и забрус.

Все эти продукты являются натуральными и экологически чистыми, полезные свойства которых можно перечислять очень долго.

4 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЧЁЛАХ.

Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6-10 млн цветков. Сильная семья может собрать в день 5- 10 кг меда (10- 20 кг нектара).

Пчелиный рой может весить до 7- 8 кг, он состоит из 40-60 тыс. пчел, имеющих в своих зобиках 2- 3 кг меда. Медовым запасом при ненастной погоде пчелы могут питаться в течение 8 дней.

Пчёлам, родившимся весной или в начале лета, природа предназначила короткий век: они быстро изнашиваются, работая в поле, и нередко умирают в 30—40-дневном возрасте. Во второй половине лета и начале осени на свет появляются пчёлы-долгожители: они живут 8—10 месяцев, то есть до весны. 

Пчелиная матка никогда не жалит человека, даже когда он причиняет ей боль. Но при встрече со своей соперницей она с яростью пускает в ход жало.

Чувство времени. Пчелы обладают способностью четко определять время суток. Так, если выставлять на пасеке сахарный сироп ежедневно в один и тот же час, то пчелы вскоре станут точно прилетать ко времени выставки для них сиропа. Пчелы точно различают время и в условиях искусственного (электрического) освещения, следовательно, это чувство не зависит от местоположения солнца.

У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого "танца" на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении.

Пчёлы отличные синоптики. Перед дождем, как по «команде», они дружно возвращаются в улей. Ученые объясняют это явление тем, что до прихода дождя или бури атмосфера сильно насыщается электричеством и статический заряд — у пчел сразу же возрастает. Он-то и служит им сигналом тревоги, опасной обстановки, призывающим к возвращению в улей.

5 ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ХРУПКИЙ МИР ПЧЁЛ

 В наше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение.

Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 года». Однако, современные ученые высчитали, что если на планете земля погибнут медоносные пчелы, человечество погибнет через 40 лет.

Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов – к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели.

Фото 5. Иногда пчёлы погибают целыми семьями.

Дальнейшее исчезновение медоносных насекомых приведет к ухудшению глобальной продовольственной безопасности во всем мире. Произойдет исчезновение с Земли более 20 тысяч видов цветущих растений, что подорвет основы Земных экосистем. И предсказания Альберта Эйнштейна, могут сбыться.

    Поэтому давайте беречь пчел, польза которых для человека неоценима.

6 КАК МЫ МОЖЕМ СПАСТИ СИТУАЦИЮ?

Сохранение пчел имеет критическое значение для нашей планеты. Снижение популяции пчёл может привести к уменьшению урожайности сельскохозяйственных культур, ухудшению биоразнообразия и даже экологическим дисбалансам.

Есть несколько способов, которыми каждый из нас может помочь пчёлам и поддержать экосистему:

Создание пчелиных садов: посадите цветы и растения, которые привлекут пчел. Это будет способствовать их питанию и опылению.

Избегайте использования пестицидов: если возможно, выбирайте экологически чистые методы обработки растений и устранения вредителей.

Поддерживайте органическое сельское хозяйство: выбирайте продукты от фермеров, которые используют органические методы, не наносящие вред пчелам и экосистеме.

Образование и просвещение: распространяйте информацию о важности пчел среди друзей, семьи и сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всю свою жизнь я прожил в поселке рядом с лесом, речкой, полями... Наверное, именно поэтому мне так близка тема сохранности природы. Некоторые люди ошибочно полагают, что жизнь на планете принадлежит именно человеку, что человек самый главный. Но это далеко не так. Всё наше существование напрямую зависит от состояния Окружающего нас мира. А что такое Окружающий мир? Это вся планета, всё живое и не живое вокруг. Мы знаем о круговороте воды на земле, о цепях питания, о взаимосвязи всех живых существ между собой. Ни в коем случае нельзя допустить, что бы хоть одно важное звено исчезло с лица Земли. Сегодня я говорил о ПЧЁЛАХ, о том, насколько они важны для нас и планеты. Я хотел не просто рассказать о них, я хотел обратить внимание именно на ПРОБЛЕМУ, связанную с уменьшением популяции пчёл.

Давайте совместными усилиями УБЕРЕЖЕМ этих маленьких, но таких полезных, важных и нужных насекомых.

Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дорошенко А.А. История пчеловодства или откуда же появилось

пчеловодство. [Электронный ресурс]

2. Все о пчеловодстве. Практические советы пчеловодам. Сост. А.С.Забоенко.- Донецк: ПКФ «БАО», 2000.

 3. Ивлев А. В чудесном мире пчел Л.,1988.

Для подготовки данной работы были использованы материалы сайтов Интернет:

4. https://dzen.ru/a/XHjlBUBtdgCw3vfN

5. https://akulovka.com/blog/vse-o-pchelah-i-pchelovodstve-dlya-nachinayushchih/

Приложение:

7 ОПРОС УЧЩИХСЯ

Для того, что бы понять, насколько хорошо мои одноклассник знают о пчелах, я решил провести среди них тест-опрос.

В тест-опросник было включено 10 вопросов:

1. Сколько лапок у пчелы?

2. Сладость, сделанная пчелами

3. Какой фигуры пчелиная сота?

4. Сколько глаз у пчелы?

5. Наука о медоносных пчелах

6. Материал, из которого пчелы строят соты

7. Какая из пчел приносит мёд в ульи?

8. Какой аромат духов привлекает пчёл?

9. Что не относится к продуктам пчеловодства?

10. Как вести себя при встрече с пчёлами?

И вот какие результаты я получил, опросив 19 одноклассников:

Как видно из результатов опроса, большинство одноклассников верно ответили на мои вопросы. Это говорит о том, что в нашем классе учатся дети, которые интересуются природой и ёё обитателями. Ведь я убежден, что если они смогли хорошо ответить на вопросы о пчелах без предупреждений и какой-либо подготовки, они так же ответят на вопросы в других направлениях, связанных с природой и окружающем миром. В нашей школе большое внимание уделяется проблеме экологии и способам сохранения природы.

Просмотров работы: 10