Природные краски своими руками

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Природные краски своими руками

Орлова С.А. 1
1МБОУ "Школа № 3"
Крылова О.Ю. 1
1МБОУ "Школа № 3"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Если мы посмотрим вокруг, то увидим всю красоту нашего окружающего мира: кружева гор, синеву небес, пелену туманов и яркие лучи солнца. Всё это лучше всего передать с помощью акварелью. Акварельные краски отличаются прозрачностью, нежностью, сочностью. Сегодня, покупая в магазине краски для рисования, мы редко задумываемся из чего же они сделаны? А ведь творчество каждого ребенка начинается с акварельных красок и такие «химические» краски могут нанести вред здоровью.

Это и навело меня на мысль создать безопасные акварельные краски в домашних условиях. Так и возникла тема моей исследовательской работы «Природные краски своими руками».

Возвращение к природным истокам - в этом заключается актуальность моей работы.

Цель исследования: узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок.

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования.

  2. Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.

  3. Провести опрос среди ребят в классе и проанализировать результаты.

  4. Изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

  5. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.

Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно изготовить экологически чистые акварельные краски.

Объект исследования: красители и акварельные краски.

Предмет исследования: процесс изготовления акварельных красок.

Методы исследования: изучение литературы; анкетирование учащихся; эксперимент; наблюдение; обобщение полученной информации.

Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе исследования, можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

  1. История возникновения акварельных красок

История красок началась, наверное, вместе с тем, как появился человек. Еще тысячи лет назад первобытные люди самыми примитивными орудиями рисовали на стенах пещер. Древние люди находили краски в природе. Самой первой краской была глина разных цветов: желтая, белая, красная, голубая и даже зелёная. А вот чёрной краской им служила сажа от костра. Оказывается, древние люди смешивали глину и сажу с жиром животных и этим рисовали свои картины.

Акварель, как краска для рисования, была известна еще в глубокой древности. Ее изобрели в Китае. История акварельной живописи в этой стране начинается с момента появления бумаги во II веке нашей эры.

Термин Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) имеет несколько значений: 1. Живопись акварельными красками. 2. Сами акварельные краски. 3. Работы, выполненные в данной технике акварельными красками.

Акварельные краски состоят из пигментов (краситель), связующих веществ и наполнителя. Красящие вещества (краситель) производят искусственным путем в лабораториях и на фабриках. В качестве связующих веществ выступают: а) клеящие вещества; б) глицерин. А наполнителем является карболовая кислота (фенол). Краски бывают трёх видов: твёрдые (плитка), полутвёрдые (паста) и жидкие (тюбик).

Существует много рецептов, чтобы приготовить акварельные краски, я хочу остановиться на рецептах, которые доступны для изготовления в домашних условиях и из натуральных компонентов.

  1. Анкетирование о красках

Я провела анкетирование в своем 4 «Б» классе среди ребят класса. Цель: выявление знаний о красках и красителях. Опросила 27 ребят

Предложила ответить на следующие вопросы:

  1. Какие краски вы используете для творчества?

А. Акварельные. Б. Гуашь.

84 % - используют акварельные краски и 16 % гуашь

  1. Как вы думаете, вредны ли ваши краски для здоровья?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю

8% - да; 21% - нет; 71% - не знают.

  1. Знаете ли вы, что краски можно получить в домашних условиях?

А. Да. Б. Нет.

7% - да; 93% - нет.

  1. Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок и карандашей?

А. Да. Б. Нет.

12% - да; 87% - нет.

  1. Пробовали ли вы делать самодельные краски?

А. Да. Б. Нет.

2% - да; 98% - нет.

  1. Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?

А. Природной (луковая шелуха) Б. Синтетической (куплена в магазине)

34% - природная краска; 66% - синтетическая краска

Вывод: После проведенного мной анкетирования, я выяснила, что в творчестве почти все учащиеся используют акварель. Только некоторые мои одноклассники знают о том, что можно получить в домашних условиях краски, но никто не пробовал изготавливать сам. И еще я увидела, что большая часть ребят из моего класса красят яйца на пасху магазинными красками.

  1. Эксперимент №1 «Макияж из природных красок»

Цель: создать макияж из природных красителей

В давние времена косметики не было. Но Женщины в древней Руси уделяли большое внимание уходу за кожей и нанесению декоративного макияжа. Макияж, конечно, был очень простой. Для придания румянца на лице использовали свеклу. Иногда ее сок наносили и на губы. Так же для щек и губ использовали сок малины и вишни. Все очень вкусно….. и натурально!! А ещё в те времена была в моде светлая кожа, поэтому мука была заменителем пудры! Так же некоторые использовали мел. Брови и глаза подводили углем или золой.

Дома я решила попробовать сделать такой макияж: взяла муку, сок свеклы и малины. Кожу лица я припудрила мукой, румянец сделала при помощи свеклы, губы подкрасила соком малины (было даже вкусно!) , брови подкрасили угольком.( Приложение 1)

Вывод: Оказывается, из природных материалов можно сделать декоративный макияж, который не требует особых затрат, украшает лицо и не наносит вреда коже.

  1. Эксперимент № 2 «Изготовление акварельных красок»

Цель: Изготовление экологически чистых акварельных красок.

Для приготовления нескольких цветов масляной краски я взяла:

1 кружку муки,

1–2 ст. ложки соли,

1–2 ст. ложки растительного масла (любого),

1,5 ст. ложки клея ПВА.

Для "окрашивания" я использовала натуральные и подручные красители (свекла, морковь, кофе, куркума, зелёнка , йод ).

Смешивая связующие вещества с красителями, у нас получилось разные цвета краски. (Приложение 2).

Вывод: Получились готовые к применению безопасные краски, которыми мне сразу же захотелось нарисовать рисунок. (Приложение 3).

Краски очень хорошо проявили себя в работе, они ложись ровным слоем и быстро сохли. В зимний период времени в качестве красителя для получения экологически чистых красок можно применять замороженные соки или пищевые красители.

Заключение

В ходе своей работы и с помощью проведенных экспериментов я узнала, что такое краски, из чего они сделаны и как в домашних условиях можно самой создать натуральные, совершенно безопасные, краски. Узнала, как раньше делали макияж, и можно ли это сделать без химических красителей.
Макияж, который мы сделали безвредный ,не требующий особых затрат, но конечно, в наше время никто так не красится. Сейчас существует огромное количество декоративной косметики, которая удобна в использовании и хранении.

В ходе исследования была подтверждена гипотеза: в домашних условиях можно изготовить экологически чистые акварельные краски. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.

Преимущество – экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета. Недостатки – трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Я осталась довольна своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняла, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным!

Еще я поняла, что эта тема неисчерпаема! У меня появилось желание и дальше изучать красящие свойства природных материалов, например, для окрашивания различных тканей и пряжи.

Список литературы

  1. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Дрофа, 2003 г.

  3. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009 г.

  4. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС 1994 г.

  5. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта +, 2005 г.

10.Выставка рисунков.

Приложение

Приложение1

П риложение 2

П риложение 3

Просмотров работы: 68