ВВЕДЕНИЕ
Один раз дома я, выбрасывая картонную коробочку в ведро с надписью «Бумага» задумалась и спросила у мамы: «Почему у некоторых моих друзей одно мусорное ведро дома, а не 5 как у нас для разных отходов-свое? Получается не все разделяют отходы как мы?»
«Да, тех кто разделяет и сдает мусор отдельно пока не очень много, а причин может быть много, -ответила мама, - например, не все понимают зачем это нужно, или не хотят, чтобы раздельный мусор занимал много места в квартире, а может не знают, куда его можно сдавать в нашем городе, или не верят, что отходы потом действительно перерабатываются и идут в повторное использование».
«Мама, ведь для планеты будет лучше, если как можно большее количество людей будет разделять отходы и сдавать их в переработку, - ответила я, - вот интересно сколько детей в школе знают вообще о раздельном сборе, а сколько так же, как и мы уже собирают и разделяют?»
«Да, действительно интересно, ведь у нас в городе есть все условия для раздельного сбора. И можно с детства ребенка приобщать к этой полезной для планеты привычке - собирать мусор раздельно. Ведь именно в детском возрасте закладываются базовые привычки! – ответила мне мама.
И мне стало интересно: Как наша школа, в которой дети проводят столько времени может помочь в том, чтобы как можно больше детей начали собирать мусор раздельно?
Постановка проблемы – не все в семье формируют привычку раздельного сбора мусора с детства. Кто и как влияет на вовлеченность в раздельный сбор.
Цель установить степень информированности и вовлеченности в раздельном сборе учеников школы и узнать, и влияет ли на вовлечение в раздельный сбор и формирование привычки?
Выбранная тема актуальна, так как с каждым годом отходов становиться все больше и именно в детстве закладываются правильные привычки, в том числе и экологическая ответственность.
Объектом исследования являются ученики 1 и 4 класса прогимназии и школьная среда.
Предметом исследования – информированность и вовлеченность учеников прогимназии о пользе раздельного сбора отходов и наличие мероприятий по повышению уровня вовлеченности в заботу об экологии и раздельный сбор.
Итак, гипотеза исследования – это предположение о том, что многие ученики 1 класса знают о раздельном сборе мусоре с детства, но не все ведут, а в 4 классе больше ведут, потому что школа влияет на формирование экологической осознанности учеников.
Для достижения цели определены следующие задачи:
изучить информацию о возможности ведения раздельного сблра в Городе;
провести опрос среди учащихся 1 и 4 классов;
определить степень информированности и вовлеченности учащихся в процесс раздельного сбора отходов;
узнать какие мероприятия проводятся в школьном учреждении по повышению уровня и формированию привычек раздельно сбора.
сравнить результаты опроса учеников1 и 4 класса;
В работе были использованы следующие методы: изучение литературы по теме, социологический метод(анкетирование) учеников, сравнение, анализ, наблюдение, изучение школьных и дополнительных мероприятий
ГЛАВА 1.
Что такое раздельный сбор
Разделение мусора — практика сбора и сортировки мусора с учётом его происхождения и пригодности к переработке или вторичному использованию.
Зачем он нужен
Немногим более ста лет назад человек изобрел пластик, и с тех пор ни один пластиковый предмет не разложился в природе.
Мусор долго разлагается, производит токсины, портит природу и ее ресурсы, которыми мы пользуемся: воздух, воду, еду.
Бо́льшая часть того, что мы выбрасываем, — материалы, сделанные из не возобновляемых ценных природных ресурсов.
Мы используем огромные территории под свалки.
Выделить вторичное сырье для переработки без потерь можно только до того, как оно попало в мусорное ведро.
Сжигать отходы — дорого и неэффективно. Мусоросжигательные заводы не решат проблемы отходов, но могут создать проблемы со здоровьем.
Разделяя отходы, мы начинаем задумываться, как производить меньше мусора. Ведь 50–70% объема современного мусора — это упаковка.
Самый безопасный способ обращения с отходами – раздельный сбор и переработка.
Повторной переработке поддаётся 80–90% содержимого нашего мусорного ведра.
Есть ли возможность в городе для этого?
В нашем округе и городе Сургуте осуществляют деятельность компании и организации как раздельном сбору сбору, транспортировке до перерабатывающих заводов, так и сами перерабатывающие заводы. Предоставляя возможность всем осознанным и желающим жителям города заботиться о природе и будущем нашей планеты.
Так же в Сургуте ведет деятельность всероссийское общественного движения «РазДельный Сбор», который ежемесячно каждую 3 субботу месяца начиная с 2020 года проводит большие акции по раздельному сбору большого количества отходов. Следить за анонсами можно на странице Вконтакте. Открыт Экоцентр «Точка» и действует движение экоактивистов.
Реализованы проекты: РО «Югра экология» - «Югра собирает», социально значимый экологический проект “Накорми Мамонтенка” организован совместными усилиями Научно-производственного центра “ЮМАН” (г. Сургут) и Представителем южнокорейского завода в Российской Федерации ООО “ГАЙЯ” (г. Санкт-Петербург).
Список организаций, контактные данные, время работы приведены в Приложении 3, данные были оформлены в памятки на Приложении 4 и были отданы детям в классе.
Про роль школы в формировании привычек
Школа играет важную роль в формировании привычек у учеников. Именно в школе, дети проводят много времени на протяжении нескольких лет обучения, и здесь они приобретают не только знания, но и различные навыки и привычки, которые будут влиять на их жизнь.
Школа, школьная среда, учителя и сверстники являются так же воспитателями детей.
Одним из самых действенных способов обучения и приучения является пример значимых фигур. И школа как никто может это организовать.
Обучение детей ведению раздельного сбора не входит в обязательную программу обучения и не во всех школах ведётся воспитательная работа по этому направлению. Нам повезло, в нашей школе этому уделяется особое внимание.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты анкетирования
В ходе проведения исследовательской работы был проведен опрос в формате анкетирования учеников прогимназии 1 класса - в количестве 24 человека, 4 класса – в количестве 25 человек, итого в опросе приняли участие 59 учеников.
Было задано 8 вопросов форма анкеты приведена в Приложении 1, анкета составлена таким образом, что первые 2 вопроса – показывают уровень информированности учеников т.е. сколько детей вообще слышали или знают, что мусор можно использовать повторно и можно собирать, и сдавать раздельно. Так же имеются контрольные вопросы, которые должны подтвердить или опровергнуть результаты на основной вопрос анкеты под номером 3 «Собираете ли вы дома мусор раздельно?» про для определения уровня вовлечения в сам процесс сбора на момент проведения анкетирования. Полные результаты анкетирования приведены в Приложении 2.
На первые вопросы, отражающие уровень информированности о раздельном сборе и повторном использовании опрашиваемые как 1 класса, так 4 класса показали практически одинаковые результаты от 80 до 90%. Дети знают, что мусор можно разделять и повторно использовать. Что показывает высокий уровень информированности учеников. Отмечаем что что с 1 класса уже знают о раздельном сборе, что повышает шанс на вовлечение и облегчает задачу по формированию привычки. Результаты ответов представлены в таблице
Вопрос |
Варианты ответов |
Уровень информированности,% |
||
Знаешь ли, что некоторый мусор можно повторно использовать |
Да |
Нет |
Не задумывался |
90 |
1 класс |
21 |
2 |
1 |
88 |
4 класс |
23 |
1 |
1 |
92 |
Знаешь ли ты что мусор можно собирать и сдавать раздельно? |
Да |
Нет |
Не задумывался |
86 |
1 класс |
20 |
1 |
3 |
83 |
4 класс |
22 |
0 |
3 |
88 |
Результат ответов на вопрос «Сколько учеников ведут раздельный сбор мусора в семье» представлены на рис 1. И показывают, что в 1 классе со слов учеников раздельный сбор ведет чуть меньше опрошенных, в 4 классе больше половины.
Далее эти данные должны подтвердится ответами на вопросы 5 и 6.
«Собираете ли вы в семье Вы крышечки от бутылок?» и «Куда вы выбрасываете мусор дома?» результаты ответов представлены на рис. 2 и 3.
Рис.2
Рис.3
В 4 классе 14 детей, которые ответили, что ведут раздельный сбор, так же ответили, что участвуют в акции по сбору крышек «Добрые крышечки», собирают пластиковые бутылки отдельно и разделяют мусор и часть его вывозят, что подтверждает достоверность ответов.
В 1 классе в силу возраста опрашиваемых и возможно не понимания сути вопросов, анализ результатов показал, что в среднем 5 человек в семье ведут раздельный сбор и 9 участвуют в акции по сбору крышечек.
Сбор крышечек и участие в акции так же можно считать первой степенью вовлечения.
Таким образом уровень вовлеченности в процесс раздельного сбора учеников в 1 класса составил 21%, 4 класса – 56%.
О том, откуда дети узнали о раздельном сборе результаты отражены в таблице:
Если ДА и собираете - то откуда ты узнал о раздельном сборе мусора? (отметь несколько) |
Дома от родителей |
В школе |
Из телевизора, интернета |
От друзей |
1 класс |
19 |
13 |
7 |
8 |
4 класс |
6 |
25 |
19 |
7 |
Возможно из-за растущей популярности и продвижения раздельного сбора в последние 3 года, а также начала возможности и работ организаций раздельного сбора в Сургуте с 2020 года и в школе (с какого года в школе работает Югорка?), большинство 4 классников узнали об этом из школы и СМИ, а первоклассников знают об этом от родителей, но все же успели к текущему моменту получить информацию в школе. Так же стоит отметить, что 30% слышали об это и от друзей. Данную информацию и отражают ответы на вопрос 8 анкеты «Рассказывали ли тебе в школе что про экологию и раздельный сбор мусора?», больше половины учеников обоих классов подтвердили, что в школе получали информацию, есть доля учеников, которые ответили, что не помнят, что скорее всего связано с возможным отсутствием учеников на каком-либо занятии или мероприятии.
Так же те ученики, которые ответили, что ведут раздельный сбор, на вопрос откуда узнали отметили, что узнали об этом в школе. Что подтверждает влияние школы на привычку ведения раздельного сбора мусора.
Организация просветительской деятельности в школе
На протяжение нескольких лет МБОУ НШ «Прогимназия» реализует проект «Разделяй и сохраняй».
Данный проект реализует детское экологическое объединение «Югорка» под руководством Орынбасаровой С.Е.
Экологическое объединение «Югорка», по данному направлению проводит большую работу: постоянное выступление агитбригады, оформление агитационных стендов, анкетирование обучающихся, сотрудников и родителей, проведение мастер –классов, информирование итогов на сайте школы, в «Контакте».
Например, в октябре 2023 года была проведена акция по сбору макулатуры, в которой я приняла участие.
По итогам акции «Батарейки, сдавайтесь» по городу Сургуту заняли первое место, за что были награждены специальным боксом для сбора батареек.
Так же в школе организовано место для раздельного сбора мусора учениками.
Подобная деятельность ведется не только в нашей прогимназии, а так же и в других образовательных учреждениях, как например исходя из участников конкурса по проекту «Югра собирает» рис. 4 .
ВЫВОДЫ
Таким образом, исследование показало, гипотеза, что многие знают о раздельном сборе, но пока не все ведут раздельный сбор– подтвердилась. Результаты анкетирования показали, что более 80% учеников 1 класса на текущий момент уже о раздельном сборе отходов и о возможности их повторного использования, но вовлечены 21%.
Степень информированности этом учеников 4 классе и вовлечены в процесс раздельного мусора уже 56%, отметив при этом, что знания о раздельном сборе получили в школе, что подтвердило вторую часть гипотезы, что школа может оказывать влияние на формирование привычки.
Так же следует отметить, что есть ученики 1 класса, которые участвуют пока только в акции «Добрые крышечки», а это уже можно считать первая степень вовлечения.
В городе развиваются волонтерские движения, появляются общественные и коммерческие проекты по раздельному сбору, а также имеется как множество стационарных пунктов приема отходов, так и проводятся периодические акции. Тем самым раздельно собирать мусор становится легко и доступно.
В Прогимназии ведется активная просветительская работа и вовлечение в раздельный сбор на базе Югорка
Роль школы в формировании привычек и просветительской деятельности в том числе по экологическому направлению важна.
Отмечаем что факт того, что 1 класса уже знают о раздельном сборе, повышает шанс на вовлечение и облегчает задачу по формированию привычки. Совместные действия и усилия родителей и детей дадут синергический результат по увеличению осознанной привычки ведения раздельного сбора и утилизации отходов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ресурс мусорраздельно.рф
Ресурс просторазделяй.рф
https://rcycle.net/
https://progimnaziya-surgut.gosuslugi.ru
https://vk.com/@progimnasia_surgut-proekt-razdelyai-i-sohranyai
https://rsbor.ru
https://www.yugra-ecology.ru/news
https://sobiraet.yugra-ecology.ru/
Ася и пластиковый мир, Манн-Мицкевич, Ася-Москва:Клевер-Медиа-Групп,2021.-109
Приложение 1
Анкета для учащихся по теме:
«О раздельном сборе мусора»
Знаешь ли, что некоторый мусор можно повторно использовать
Да
Нет
Не задумывался
Знаешь ли ты что мусор можно собирать и сдавать раздельно?
Да
Нет
Не задумывался
Собираете ли вы дома мусор раздельно?
Да
Нет
Если ДА и собираете - то откуда ты узнал о раздельном сборе мусора? (отметь несколько)
Дома от родителей
В школе
Из телевизора, интернета
От друзей
Собираете ли вы в семье Вы крышечки от бутылок?
Да
Нет
Куда вы выбрасываете мусор дома?
В одно мусорное ведро
Пластиковые бутылки собираем отдельно, остальное в мусорное ведро
Разделяем мусор и часть его вывозим
Не знаю
Ты когда нибудь видел как собирают и сдают мусор раздельно?
Да
Нет
Рассказывали ли тебе в школе что про экологию и раздельный сбор мусора?
Да
Нет
Не помню
Приложение 2
Результаты анкетирования учеников 1 и 4 класса МБОУ НШ "Прогимназия"
Всего – 59 анкет, 1 класс-24 шт. 4 класс-25 шт.
Вопрос |
Варианты ответов |
|||||
1 |
Знаешь ли, что некоторый мусор можно повторно использовать |
Да |
Нет |
Не задумывался |
90% |
|
24 |
1 класс |
21 |
2 |
1 |
88% |
|
25 |
4 класс |
23 |
1 |
1 |
92% |
|
2 |
Знаешь ли ты что мусор можно собирать и сдавать раздельно? |
Да |
Нет |
Не задумывался |
86% |
|
24 |
1 класс |
20 |
1 |
3 |
83% |
|
25 |
4 класс |
22 |
0 |
3 |
88% |
|
3 |
Собираете ли вы дома мусор раздельно? |
Да |
Нет |
|||
24 |
1 класс |
11 |
13 |
46% |
||
25 |
4 класс |
14 |
11 |
56% |
||
4 |
Если ДА и собираете - то откуда ты узнал о раздельном сборе мусора? (отметь несколько) |
Дома от родителей |
В школе |
Из телевизора, интернета |
От друзей |
|
24 |
1 класс |
19 |
13 |
7 |
8 |
|
25 |
4 класс |
6 |
25 |
19 |
7 |
|
5 |
Собираете ли вы в семье Вы крышечки от бутылок? |
Да |
Нет |
|||
24 |
1 класс |
9 |
14 |
38% |
||
25 |
4 класс |
15 |
10 |
60% |
||
6 |
Куда вы выбрасываете мусор дома? |
В одно мусорное ведро |
Пластиковые бутылки собираем отдельно, остальное в мусорное ведро |
Разделяем мусор и часть его вывозим |
Не знаю |
|
24 |
1 класс |
17 |
4 |
5 |
1 |
|
25 |
4 класс |
7 |
14 |
14 |
5 |
|
7 |
Ты когда нибудь видел как собирают и сдают мусор раздельно? |
Да |
Нет |
|||
24 |
1 класс |
6 |
18 |
|||
25 |
4 класс |
16 |
9 |
|||
8 |
Рассказывали ли тебе в школе что про экологию и раздельный сбор мусора? |
Да |
Нет |
Не помню |
||
24 |
1 класс |
12 |
2 |
11 |
50% |
|
25 |
4 класс |
17 |
2 |
6 |
68% |
Приложение 3
Памятки про раздельный сбор отходов
Листовка 1
Листовка 2
Листовка 3