Сколько учеников знают и сколько разделяют мусор в 1 и 4 классе, и как школа на это влияет

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сколько учеников знают и сколько разделяют мусор в 1 и 4 классе, и как школа на это влияет

Волковская М.В. 1
1МБОУ НШ " Прогимназия"
Трифонова Н.А. 1
1МБОУ НШ " Прогимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Один раз дома я, выбрасывая картонную коробочку в ведро с надписью «Бумага» задумалась и спросила у мамы: «Почему у некоторых моих друзей одно мусорное ведро дома, а не 5 как у нас для разных отходов-свое? Получается не все разделяют отходы как мы?»

«Да, тех кто разделяет и сдает мусор отдельно пока не очень много, а причин может быть много, -ответила мама, - например, не все понимают зачем это нужно, или не хотят, чтобы раздельный мусор занимал много места в квартире, а может не знают, куда его можно сдавать в нашем городе, или не верят, что отходы потом действительно перерабатываются и идут в повторное использование».

«Мама, ведь для планеты будет лучше, если как можно большее количество людей будет разделять отходы и сдавать их в переработку, - ответила я, - вот интересно сколько детей в школе знают вообще о раздельном сборе, а сколько так же, как и мы уже собирают и разделяют?»

«Да, действительно интересно, ведь у нас в городе есть все условия для раздельного сбора. И можно с детства ребенка приобщать к этой полезной для планеты привычке - собирать мусор раздельно. Ведь именно в детском возрасте закладываются базовые привычки! – ответила мне мама.

И мне стало интересно: Как наша школа, в которой дети проводят столько времени может помочь в том, чтобы как можно больше детей начали собирать мусор раздельно?

Постановка проблемы – не все в семье формируют привычку раздельного сбора мусора с детства. Кто и как влияет на вовлеченность в раздельный сбор.

Цель установить степень информированности и вовлеченности в раздельном сборе учеников школы и узнать, и влияет ли на вовлечение в раздельный сбор и формирование привычки?

Выбранная тема актуальна, так как с каждым годом отходов становиться все больше и именно в детстве закладываются правильные привычки, в том числе и экологическая ответственность.

Объектом исследования являются ученики 1 и 4 класса прогимназии и школьная среда.

Предметом исследования – информированность и вовлеченность учеников прогимназии о пользе раздельного сбора отходов и наличие мероприятий по повышению уровня вовлеченности в заботу об экологии и раздельный сбор.

Итак, гипотеза исследования – это предположение о том, что многие ученики 1 класса знают о раздельном сборе мусоре с детства, но не все ведут, а в 4 классе больше ведут, потому что школа влияет на формирование экологической осознанности учеников.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • изучить информацию о возможности ведения раздельного сблра в Городе;

  • провести опрос среди учащихся 1 и 4 классов;

  • определить степень информированности и вовлеченности учащихся в процесс раздельного сбора отходов;

  • узнать какие мероприятия проводятся в школьном учреждении по повышению уровня и формированию привычек раздельно сбора.

  • сравнить результаты опроса учеников1 и 4 класса;

В работе были использованы следующие методы: изучение литературы по теме, социологический метод(анкетирование) учеников, сравнение, анализ, наблюдение, изучение школьных и дополнительных мероприятий

ГЛАВА 1.

    1. Что такое раздельный сбор

Разделение мусора — практика сбора и сортировки мусора с учётом его происхождения и пригодности к переработке или вторичному использованию.

    1. Зачем он нужен

Немногим более ста лет назад человек изобрел пластик, и с тех пор ни один пластиковый предмет не разложился в природе.

Мусор долго разлагается, производит токсины, портит природу и ее ресурсы, которыми мы пользуемся: воздух, воду, еду.

Бо́льшая часть того, что мы выбрасываем, — материалы, сделанные из не возобновляемых ценных природных ресурсов.

Мы используем огромные территории под свалки.

Выделить вторичное сырье для переработки без потерь можно только до того, как оно попало в мусорное ведро.

Сжигать отходы — дорого и неэффективно. Мусоросжигательные заводы не решат проблемы отходов, но могут создать проблемы со здоровьем.

Разделяя отходы, мы начинаем задумываться, как производить меньше мусора. Ведь 50–70% объема современного мусора — это упаковка.

Самый безопасный способ обращения с отходами – раздельный сбор и переработка.

Повторной переработке поддаётся 80–90% содержимого нашего мусорного ведра.

    1. Есть ли возможность в городе для этого?

В нашем округе и городе Сургуте осуществляют деятельность компании и организации как раздельном сбору сбору, транспортировке до перерабатывающих заводов, так и сами перерабатывающие заводы. Предоставляя возможность всем осознанным и желающим жителям города заботиться о природе и будущем нашей планеты.

Так же в Сургуте ведет деятельность всероссийское общественного движения «РазДельный Сбор», который ежемесячно каждую 3 субботу месяца начиная с 2020 года проводит большие акции по раздельному сбору большого количества отходов. Следить за анонсами можно на странице Вконтакте. Открыт Экоцентр «Точка» и действует движение экоактивистов.

Реализованы проекты: РО «Югра экология» - «Югра собирает», социально значимый экологический проект “Накорми Мамонтенка” организован совместными усилиями Научно-производственного центра “ЮМАН” (г. Сургут) и Представителем южнокорейского завода в Российской Федерации ООО “ГАЙЯ” (г. Санкт-Петербург).

Список организаций, контактные данные, время работы приведены в Приложении 3, данные были оформлены в памятки на Приложении 4 и были отданы детям в классе.

    1. Про роль школы в формировании привычек

Школа играет важную роль в формировании привычек у учеников. Именно в школе, дети проводят много времени на протяжении нескольких лет обучения, и здесь они приобретают не только знания, но и различные навыки и привычки, которые будут влиять на их жизнь.

Школа, школьная среда, учителя и сверстники являются так же воспитателями детей.

Одним из самых действенных способов обучения и приучения является пример значимых фигур. И школа как никто может это организовать.

Обучение детей ведению раздельного сбора не входит в обязательную программу обучения и не во всех школах ведётся воспитательная работа по этому направлению. Нам повезло, в нашей школе этому уделяется особое внимание.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Результаты анкетирования

В ходе проведения исследовательской работы был проведен опрос в формате анкетирования учеников прогимназии 1 класса - в количестве 24 человека, 4 класса – в количестве 25 человек, итого в опросе приняли участие 59 учеников.

Было задано 8 вопросов форма анкеты приведена в Приложении 1, анкета составлена таким образом, что первые 2 вопроса – показывают уровень информированности учеников т.е. сколько детей вообще слышали или знают, что мусор можно использовать повторно и можно собирать, и сдавать раздельно. Так же имеются контрольные вопросы, которые должны подтвердить или опровергнуть результаты на основной вопрос анкеты под номером 3 «Собираете ли вы дома мусор раздельно?» про для определения уровня вовлечения в сам процесс сбора на момент проведения анкетирования. Полные результаты анкетирования приведены в Приложении 2.

На первые вопросы, отражающие уровень информированности о раздельном сборе и повторном использовании опрашиваемые как 1 класса, так 4 класса показали практически одинаковые результаты от 80 до 90%. Дети знают, что мусор можно разделять и повторно использовать. Что показывает высокий уровень информированности учеников. Отмечаем что что с 1 класса уже знают о раздельном сборе, что повышает шанс на вовлечение и облегчает задачу по формированию привычки. Результаты ответов представлены в таблице

Вопрос

Варианты ответов

Уровень информированности,%

Знаешь ли, что некоторый мусор можно повторно использовать

Да

Нет

Не задумывался

90

1 класс

21

2

1

88

4 класс

23

1

1

92

Знаешь ли ты что мусор можно собирать и сдавать раздельно?

Да

Нет

Не задумывался

86

1 класс

20

1

3

83

4 класс

22

0

3

88

Результат ответов на вопрос «Сколько учеников ведут раздельный сбор мусора в семье» представлены на рис 1. И показывают, что в 1 классе со слов учеников раздельный сбор ведет чуть меньше опрошенных, в 4 классе больше половины.

Далее эти данные должны подтвердится ответами на вопросы 5 и 6.

«Собираете ли вы в семье Вы крышечки от бутылок?» и «Куда вы выбрасываете мусор дома?» результаты ответов представлены на рис. 2 и 3.

Рис.2

Рис.3

В 4 классе 14 детей, которые ответили, что ведут раздельный сбор, так же ответили, что участвуют в акции по сбору крышек «Добрые крышечки», собирают пластиковые бутылки отдельно и разделяют мусор и часть его вывозят, что подтверждает достоверность ответов.

В 1 классе в силу возраста опрашиваемых и возможно не понимания сути вопросов, анализ результатов показал, что в среднем 5 человек в семье ведут раздельный сбор и 9 участвуют в акции по сбору крышечек.

Сбор крышечек и участие в акции так же можно считать первой степенью вовлечения.

Таким образом уровень вовлеченности в процесс раздельного сбора учеников в 1 класса составил 21%, 4 класса – 56%.

О том, откуда дети узнали о раздельном сборе результаты отражены в таблице:

Если ДА и собираете - то откуда ты узнал о раздельном сборе мусора? (отметь несколько)

   Дома от родителей

В школе

Из телевизора, интернета

От друзей

1 класс

19

13

7

8

4 класс

6

25

19

7

Возможно из-за растущей популярности и продвижения раздельного сбора в последние 3 года, а также начала возможности и работ организаций раздельного сбора в Сургуте с 2020 года и в школе (с какого года в школе работает Югорка?), большинство 4 классников узнали об этом из школы и СМИ, а первоклассников знают об этом от родителей, но все же успели к текущему моменту получить информацию в школе. Так же стоит отметить, что 30% слышали об это и от друзей. Данную информацию и отражают ответы на вопрос 8 анкеты «Рассказывали ли тебе в школе что про экологию и раздельный сбор мусора?», больше половины учеников обоих классов подтвердили, что в школе получали информацию, есть доля учеников, которые ответили, что не помнят, что скорее всего связано с возможным отсутствием учеников на каком-либо занятии или мероприятии.

Так же те ученики, которые ответили, что ведут раздельный сбор, на вопрос откуда узнали отметили, что узнали об этом в школе. Что подтверждает влияние школы на привычку ведения раздельного сбора мусора.

    1. Организация просветительской деятельности в школе

На протяжение нескольких лет МБОУ НШ «Прогимназия» реализует проект «Разделяй и сохраняй».

Данный проект реализует детское экологическое объединение «Югорка» под руководством Орынбасаровой С.Е.

Экологическое объединение «Югорка», по данному направлению проводит большую работу: постоянное выступление агитбригады, оформление агитационных стендов, анкетирование обучающихся, сотрудников и родителей, проведение мастер –классов, информирование итогов на сайте школы, в «Контакте».

Например, в октябре 2023 года была проведена акция по сбору макулатуры, в которой я приняла участие.

По итогам акции «Батарейки, сдавайтесь» по городу Сургуту заняли первое место, за что были награждены специальным боксом для сбора батареек.

Так же в школе организовано место для раздельного сбора мусора учениками.

Подобная деятельность ведется не только в нашей прогимназии, а так же и в других образовательных учреждениях, как например исходя из участников конкурса по проекту «Югра собирает» рис. 4 .

 

  1. ВЫВОДЫ

Таким образом, исследование показало, гипотеза, что многие знают о раздельном сборе, но пока не все ведут раздельный сбор– подтвердилась. Результаты анкетирования показали, что более 80% учеников 1 класса на текущий момент уже о раздельном сборе отходов и о возможности их повторного использования, но вовлечены 21%.

Степень информированности этом учеников 4 классе и вовлечены в процесс раздельного мусора уже 56%, отметив при этом, что знания о раздельном сборе получили в школе, что подтвердило вторую часть гипотезы, что школа может оказывать влияние на формирование привычки.

Так же следует отметить, что есть ученики 1 класса, которые участвуют пока только в акции «Добрые крышечки», а это уже можно считать первая степень вовлечения.

В городе развиваются волонтерские движения, появляются общественные и коммерческие проекты по раздельному сбору, а также имеется как множество стационарных пунктов приема отходов, так и проводятся периодические акции. Тем самым раздельно собирать мусор становится легко и доступно.

В Прогимназии ведется активная просветительская работа и вовлечение в раздельный сбор на базе Югорка

Роль школы в формировании привычек и просветительской деятельности в том числе по экологическому направлению важна.

Отмечаем что факт того, что 1 класса уже знают о раздельном сборе, повышает шанс на вовлечение и облегчает задачу по формированию привычки. Совместные действия и усилия родителей и детей дадут синергический результат по увеличению осознанной привычки ведения раздельного сбора и утилизации отходов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ресурс мусорраздельно.рф

  2. Ресурс просторазделяй.рф

  3. https://rcycle.net/

  4. https://progimnaziya-surgut.gosuslugi.ru

  5. https://vk.com/@progimnasia_surgut-proekt-razdelyai-i-sohranyai

  6. https://rsbor.ru

  7. https://www.yugra-ecology.ru/news

  8. https://sobiraet.yugra-ecology.ru/

  9. Ася и пластиковый мир, Манн-Мицкевич, Ася-Москва:Клевер-Медиа-Групп,2021.-109

Приложение 1

Анкета для учащихся по теме:

«О раздельном сборе мусора»

  1. Знаешь ли, что некоторый мусор можно повторно использовать

  • Да

  • Нет

  • Не задумывался

  1. Знаешь ли ты что мусор можно собирать и сдавать раздельно?

  • Да

  • Нет

  • Не задумывался

  1. Собираете ли вы дома мусор раздельно?

  • Да

  • Нет

  1. Если ДА и собираете - то откуда ты узнал о раздельном сборе мусора? (отметь несколько)

  • Дома от родителей

  • В школе

  • Из телевизора, интернета

  • От друзей

  1. Собираете ли вы в семье Вы крышечки от бутылок?

  • Да

  • Нет

  1. Куда вы выбрасываете мусор дома?

  • В одно мусорное ведро

  • Пластиковые бутылки собираем отдельно, остальное в мусорное ведро

  • Разделяем мусор и часть его вывозим

  • Не знаю

  1. Ты когда нибудь видел как собирают и сдают мусор раздельно?

  • Да

  • Нет

  1. Рассказывали ли тебе в школе что про экологию и раздельный сбор мусора?

  • Да

  • Нет

  • Не помню

Приложение 2

Результаты анкетирования учеников 1 и 4 класса МБОУ НШ "Прогимназия"

Всего – 59 анкет, 1 класс-24 шт. 4 класс-25 шт.

 

Вопрос

Варианты ответов

 

1

Знаешь ли, что некоторый мусор можно повторно использовать

Да

Нет

Не задумывался

 

90%

24

1 класс

21

2

1

 

88%

25

4 класс

23

1

1

 

92%

2

Знаешь ли ты что мусор можно собирать и сдавать раздельно?

Да

Нет

Не задумывался

 

86%

24

1 класс

20

1

3

 

83%

25

4 класс

22

0

3

 

88%

3

Собираете ли вы дома мусор раздельно?

Да

Нет

     

24

1 класс

11

13

   

46%

25

4 класс

14

11

   

56%

4

Если ДА и собираете - то откуда ты узнал о раздельном сборе мусора? (отметь несколько)

   Дома от родителей

В школе

Из телевизора, интернета

От друзей

 

24

1 класс

19

13

7

8

 

25

4 класс

6

25

19

7

 

5

Собираете ли вы в семье Вы крышечки от бутылок?

Да

Нет

     

24

1 класс

9

14

   

38%

25

4 класс

15

10

   

60%

6

Куда вы выбрасываете мусор дома?

В одно мусорное ведро

Пластиковые бутылки собираем отдельно, остальное в мусорное ведро

Разделяем мусор и часть его вывозим

Не знаю

 

24

1 класс

17

4

5

1

 

25

4 класс

7

14

14

5

 

7

Ты когда нибудь видел как собирают и сдают мусор раздельно?

Да

Нет

     

24

1 класс

6

18

     

25

4 класс

16

9

     

8

Рассказывали ли тебе в школе что про экологию и раздельный сбор мусора?

Да

Нет

Не помню

   

24

1 класс

12

2

11

 

50%

25

4 класс

17

2

6

 

68%

Приложение 3

Памятки про раздельный сбор отходов

Листовка 1

Листовка 2

Листовка 3

Просмотров работы: 41