Что мы знаем о картофеле?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что мы знаем о картофеле?

Флеер Г.М. 1
1МКОУ Поваренская СОШ
Флеер Н.С. 1Скакалина Е.А. 1
1МКОУ Поваренская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Убедились мы недавно

Чудеса-то рядом с нами

Только к ним ты привыкаешь

И совсем не замечаешь…

Введение

В многообразие нашей продуктовой корзины, мы совсем не обращаем внимание на привычные нам продукты. В поисках новых вкусовых ощущений мы даже не задумываемся о том, что когда-то у наших бабушек и дедушек не было такого изобилия. А на столе только были картофель, да капуста. Мы решили узнать и рассказать о полезных свойствах картофеля и где его можно использовать.

Мой интерес возник, когда мой отец решил заняться разведением картофеля. И я всю весну и лето изучал картофель. Его свойства и вкусовые качества. С чем сейчас хотим поделиться с Вами. Но самая главная наша цель: изучение свойств картофеля. Использование картофеля в продовольственной, технической и кормовой сферы.

Объект: картофель сорта «Златка» и «Розара»

Предмет: картофель его свойства и применение

Методы:

- работа с литературой

- анализ и обобщение информации

- практическая работа на участке

- проведение опытов

- вывод

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть. Что такое картофель?

Картофель-род овоща, растение со съедобными клубнями богатыми крахмалом. Куст высотой до 1 м 6-8 стеблей. Картофель наш второй хлеб мы уже не представляем жизни без него.

2.2. История появления картофеля

Мы узнали, что первыми растить и собирать картофель стали индейцы примерно 12 тыс лет назад. Индейцы употребляли его в пищу, одушевляли его и поклонялись ему. Позднее картофель распространился в Европу.

В России картофель попал благодаря Петру I. В конце XVII в. Он прислал из Голландии мешок картофельных клубней и приказал распространить. Люди не знали, как правильно выращивать и употреблять картофель. Из-за множества отравлений его считали ядовитым растением. Так как многие употребляли в пищу плод картофеля – а это светло-зеленая ядовитая ягода диаметром 2см. Массовое распространение картофель получил только при Екатерине I.

Вывод: выращиванием картофеля люди занялись еще с давних времен и по сей день занимаются этим.

2.3. Виды и сорта картофеля.

В наши дни не найти человека, который бы не знал вкуса картофеля. Его многообразие видов очень велико. Картофель одновременно является продовольственной, технической и кормовой культурой.

Но мы поговорим о различных сортах, которые растут на нашем семейном участке, за которым я наблюдал всю весну, лето и осень.

Наше поле располагается на окраине с. Поваренка общей площадью 4 га. Все семена были закуплены в Сибирском научном исследовательском институте растениеводства и селекции. Два сорта «Розара» и «Златка». И два сорта без документов «Галла» и «Тулеевская». Соответственно «Розара» и «Златка» оставлены для разведения (репродукции - тема следующего проекта).

3. Исследовательская часть

Как мы уже сказали картофель одновременно является продовольственной, технической и кормовой культурой. И первое наше исследование выяснить из чего состоит картофель?

Опыт 1. Из чего состоит картофель?

В кабинете естественнонаучного направления «Точка роста» (рис 1). с учителем биологии и классным руководителем мы провели опыт. Для исследования я использовал два сорта картофеля «Златка» и «Розара». Мы разрезали клубни пополам и капнули йодом. Сначала срез стал коричневым, потом фиолетовым (рис2,3).

Рис.1 Точка роста Рис.2 Определение крахмала Рис.3 Определение крахмала

Вывод: Из этого опыта я узнал, что картофель состоит из крахмала. Крахмал- это вещество. Белый порошок. Он очень питательный и необходимый человеку для его жизни.

Опыт 2. Картофель как продовольственный продукт.

Я захотел посмотреть, как выглядит крахмал через микроскоп. И в каком сорте его содержится больше. Мы поместили образцы под микроскоп. Вот, что увидели (рис 4,5,6).

Рис.4 сорт «Златка» Рис.5 сорт «Розара»

Рис.6 Наблюдение в микроскоп

Вывод: Это крахмалистые зерна содержащиеся в клубнях картофеля .И как видно по фотографиям в сорте «Златка» их содержится больше, чем в сорте «Розара».

Опыт 3. Получение крахмала в домашних условиях. (Продовольствие)

Я очистил картофель от кожуры, вымыл и натер на терке. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинул полученную массу на марлю и отжала. Воду, которая тут же начала темнеть, я слил в чистую посуду и дала время отстояться. Через 5минут я слил темную воду и увидела на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета.  После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок белого цвета, хрустящий на ощупь. Если на него капнуть йод, он сразу синеет.

Рис.7 Получение крахмала в домашних условиях

Вывод: в домашних условиях можно получить из картофеля чистый крахмал. Кроме крахмала в состав картофеля входит картофельный сок (Жидкость, вода).

Из источников информации я узнал, что кроме воды и крахмала в картофеле содержатся ещё и другие вещества, полезные нашему организму

Опыт 4. Свойства крахмала (продовольственный продукт)

Чтобы изучить свойства крахмала в разных сортах картофеля, я сварил картофель этих двух сортов и могу сделать вывод (табл.1).

Рис.8 Сорта картофеля Рис.9 Сорта в очищенном виде

Рис.10 Приготовление картофеля Рис.11 Свойства картофеля после приготовления

Таблица 1

Характеристика сортов «Златка» и «Розара»

 

Златка

Розара

Цвет

желтоваты

белый

Плотность

Более мягкий

твердый

Время варки

30 мин

40-45 мин

Консистенция после варки

разваривается

Остается в прежней форме

Вывод: Сорт «Златка» быстрее варится и сильнее разваривается из-за большего содержание крахмала, чем сорт «Розара». А это значит, что «Златка» подойдет для таких блюд как картофельное пюре и тушенного картофеля, а сорт «Розара» подходит больше для жарки и очень вредного, но всеми любимого картофеля фри.

Опыт 5. Свойства крахмала в технической отрасли.

Мы капнули на белую салфетку каплей йода и положили салфетку между разрезанных клубней и слегка надавили, создали трение между картофелем. Через некоторое время достали салфетку. Салфетка стала чистая. И где мы использовали сорт «Златка», салфетка была чище, чем где использовали сорт «Розара».

Рис.42 Рис.13 Рис.14

Вывод: картофель является техническим сырьем и можно использовать в очистки белья против йодных пятен. Так же мы узнали от учителя биологии, что картофельный крахмал используют в различных отраслях промышленности (пищевой, бумажной, текстильной, строительной, фармацевтической).

Опыт 6. Картофель как кормовая культура.

Мой отец работает ветеринарным врачом в ООО Раздольное. И он мне рассказал, что картофель принадлежит к ценным кормовым культурам. Ценность картофеля, как кормовой культуры в том, что его можно скармливать на протяжении всего года. И мы дома активно его используем как добавку к основному рациону домашнего скота: быки, свиньи, птицы.

Рис.55 Картофель в сельском хозяйстве Рис.16 Картофель в сельском хозяйстве

Вывод: Картофель используется как кормовая добавка для животных. Для этого специально выращивают кормовой картофель. Он отличается по форме, вкусу и свойствам.

4.Заключение.

Работая над проектом мы узнали, что картофель очень ценный и важный продукт в продовольственной, технической и кормовой сфере.

- изучили состав картофеля;

- познакомились с веществом - крахмал, изучили его свойства и применения;

- узнали в каких сортах крахмала содержится больше;

- узнали какой картофель подходит для различных блюд;

Не даром говорят: «Картофель второй хлеб». Своими исследованиями я обязательно поделюсь с ребятами в школе.

Литература

  1. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

  2. М.Азбуковник, 2000.-944 стр.

  3. Энциклопедического словаря юного химика, М.: «Педагогика» 1990

  4. http://polzaili.ru/

  5. https://dic.academic.ru/

Просмотров работы: 30