Огород на подоконнике: от семечки до урожая

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Огород на подоконнике: от семечки до урожая

Исковских Т.В. 1
1МАОУ "Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д."
Ленкова Т.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д."
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я и моя семья живём в селе. У нас есть свой огород. На нашем участке растёт много разных растений. Я помогаю родителям ухаживать за ними. Очень интересно как из маленьких семян вырастают большие растения, которые еще и дают урожай.

Всем хорошо известно о пользе витаминов и минералов для нашего организма, которые находятся в свежих овощах. Конечно, в настоящее время, мы можем приобрести овощи в любое время года в магазине. Но овощи, выращенные своими руками, значительно вкуснее и безопаснее, так как не содержат химических добавок.

Этим летом я попытался вырастить урожай на подоконнике. Работу я выполнял в эколаборатории центральной библиотеки «На улице Мичурина». Результаты мы решили оформить в виде данной исследовательской работы.
Актуальность проекта: огород на подоконнике является очень приятным занятием, особенно осенью и зимой, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени.
Проблема исследования: можно ли вырастить урожай на подоконнике?
Объект исследования: овощные культуры: тыква, кабачок, перец; комнатные цветы: орхидея, фиалка; зелень
Предмет исследования: изучение выращивания овощных культур и зелени на подоконнике.

Цель работы: изучить особенности их выращивания в помещении.

Гипотеза:
1) я предполагаю, что овощные культуры и цветы можно вырастить самому;
2) я предполагаю, что для выращивания растений на подоконнике необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух.
Задачи:
• узнать, какие полезные микроэлементы и витамины содержат в себе выращиваемые культуры;
• узнать, о выращивании растений в помещении;
• вырастить свой огород;
• обобщить наблюдения и сделать выводы.
Предполагаемый результат:
• расширение кругозора;
• использование полученных знаний в различных видах деятельности.
Методы исследований: изучение различных источников информации;
эксперимент, наблюдение, обобщение.

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Полезные микроэлементы и витамины, содержащиеся в овощах и зелени

Питание человека — это его жизнь. От того, что мы едим зависит наше здоровье. Без свежих овощей невозможно сбалансированное здоровое питание человека. Приуменьшить пользу овощей невозможно. Они содержат витамины, микроэлементы и клетчатку, необходимые для поддержания здоровья организма.
Овощи питательны, являются ценным источником витаминов, минеральных веществ, органических кислот и углеводов, пищевых волокон, витаминов. Овощи играют важную роль в функционировании желудочно-кишечного тракта, являясь поставщиком пищевых волокон. Несомненным их преимуществом является низкая калорийность. Они способствуют снижению риска заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыводящей
систем.
Овощи содержат эфирные масла и органические кислоты. Эти компоненты способствуют лучшему перевариванию пищи и усвоению мясных и рыбных блюд. Кроме витаминов и минеральных веществ, овощи содержат фито нутриенты. Это биологически активные вещества, придающие овощам специфический, уникальный цвет, вкус, запах и природную устойчивость к заболеваниям. Важно каждый день употреблять разноцветную растительную пищу, чтобы получать весь спектр питательных веществ.

1.2. Выращивание овощных культур и зелени в помещении.

Главные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений — это свет, тепло, влага и питание. В помещении сложно обеспечить растение достаточным светом. Разные места в нем освещаются неодинаково. Больше света попадает на наружный подоконник. Лучше и дольше освещены окна, обращенные на юг, юго-восток и юго-запад. На западном, северо-западном и восточном окнах интенсивность и продолжительность освещения значительно меньше. При двойном остеклении освещенность снижается в 2 раза. Для равномерного освещения растения регулярно поворачивают, при возможности открывают окно. К прямым солнечным лучам растения нужно приучать постепенно, чтобы у них не было ожогов.
В жилых помещениях температура колеблется от 17 до 24°С. Это оптимальная температура для большинства овощных растений, но на подоконнике температура может быть ниже на 5-8°С, а при открывании форточек растения подвергаются резкому переохлаждению, иногда страдают от заморозков. Не менее опасны для растений перегревы. Для предупреждения перегревов растения опрыскивают водой 2-3 раза в день, поливают. Для повышения температуры ранней весной проводят дополнительное утепление оконных рам, промазывая стыки стекол специальной замазкой или натягивая При частых поливах почва сильно уплотняется, растения страдают от недостатка воздуха в почве. Для выращивания овощных культур в помещении подойдет обычная листовая земля с торфом. Выбирая землю в магазинах, остановите свой выбор на «Универсальной» смеси. Овощные растения необходимо регулярно подкармливать. Лучше, конечно, использовать органические удобрения, но можно и минеральные.
Не все семена подходят для выращивания растений в условиях помещения. Есть такие, которые прорастут и будут хорошо развиваться только в открытом грунте. Поэтому выбирайте семена, на упаковке которых указано, что они подходят для выращивания в помещении.
Таким образом, изучив информацию по теме, мы нашли 10 секретов домашнего огорода (Приложение 1). Объём и тонкости этой информации были для меня пока ещё очень сложны. И я сделал акцент на главном: почва, вода, тепло, свет, воздух.

2. Практическая часть

2.1. Подготовка оборудования, наблюдение за прорастанием семян.

20 июля мы подготовили всё необходимое для посева. Купили семена овощных культур: кабачок, фасоль, перца, тыквы. Для посадки семян использовали комплект оборудования «От зародыша до взрослого растения» Эколаборатории центральной библиотеки «На улице Мичурина».

Мы поместили наши семена в ячейки так называемой мини-теплицы, потом полили их отстоянной водой из специальной пипетки. Для того чтобы создать парниковый эффект, ячейки накрыли крышечкой. Подписали все ячейки с семенами и поставили на подоконник в библиотеке.

В течение нескольких дней мы увлажняли ячейки с семенами из пипетки.

На четвертый день они проросли.

2.2. Уход и наблюдение за рассадой

25 июля проросшие семена кабачка, тыквы и перца мы пересадили в контейнеры с землей, в которую добавили грунт «Универсальный». Окно, на подоконнике которого мы расставили наши контейнеры, находится на западной стороне.

26 июля в течение дня наблюдали прорастание семян кабачка, тыквы и перца в грунте.

Температура в помещении при посадке, прорастании и росте семян была от 18 до 23 градусов. Воздух был не сухим на протяжении всего времени. Если прибор по измерению влажности воздуха показывал меньше 60%, мы оппрыскивали растения водой. Полив производили заранее отстоянной водой.
Периодически рыхлили почву.
Таким образом, для роста растений были созданы все условия: почва, вода,
тепло, свет, воздух.

С проросшим ростком фасоли мы решили провести такой эксперимент: вынули его вместе с увлажнённым ватой из ячейки и не посадили в грунт, а поместили в специальный черный контейнер, внутри которого есть перегородки в виде лабиринта, а сбоку имеется отверстие. Росток положили в самый дальний от отверстия угол. Сверху контейнер накрыли крышкой и поставили на подоконник: нужно, чтобы он был в тепле.

В течении нескольких дней мы открывали крышку и поливали наш росточек (увлажняли вату, в которой он рос). При этом мы наблюдали, как он растёт, огибает препятствия и тянется к свету! На пятый день он вылез из отверстия контейнера.

Таким образом, делаем вывод, что для роста растений очень нужен свет.
Результаты всех наших наблюдений отобразили в таблице (Приложение 2).

2.3. Сбор урожая

Таким образом, мы проследили рост и развитие фасоли, перца, тыквы и кабачка в домашних условиях. 22 августа росток фасоли завял.

А с остальными саженцами мы решили продолжить эксперимент. Кабачок и тыкву высадили в теплице на своём участке, а рассаду перца забрали домой и продолжили его растить на подоконнике.

18 октября: 20 см, 11 бутончиков завязи. 20 ноября: выросли 2 плода.

С перцем провели еще такое наблюдение: сравнили два саженца. Первый рос у нас дома, поливался и опрыскивался обычной отстоявшейся водой. А второй, на котором гораздо больше плодов, рос в библиотеке: его опрыскивали специальной подкормкой («витаминами» для растений). А ещё – наш рос на подоконнике затонированного окна, а второй – на светлом подоконнике.

Делаем вывод, что питание и свет очень важны для живых организмов.

Осень в этом году выдалась очень тёплой, поэтому наши овощные культуры всё-таки вызрели в теплице. Правда дали всего по одному плоду, и они были небольших размеров: тыква диаметром 12 см, а кабачок длиной 19 см. Урожай сняли 12 октября.

Так как перец до сих пор растёт у нас дома на подоконнике, продолжаем за ним наблюдать. Сейчас он опять набирает цвет. Оказывается, при правильном уходе куст перца может плодоносить на одном месте до 5 лет!

10 декабря 2023г. (плоды перца созрели). 12 января 2024г. (появилась новая завязь и бутончики).

Таким образом, мы получили урожай овощных культур, кроме фасоли. Выращенные плоды на вкус такие же, как если бы мы вырастили их на огороде. Но потребовалось намного больше времени для выращивания.

2.4. Продолжение экспериментов: выращивание комнатных цветов и микрозелени.

В холодное время года я решил продолжить проведение экспериментов по выращиванию растений на подоконнике.

Сейчас я выращиваю комнатные цветы: фиалки и орхидею. Для этого в течение месяца проращивал корешки с листочков цветов, затем, подготовив всё необходимое, приступил к посадке. Ход работы и фото размещены в Приложении 3.

А в середине января посадил микрозелень, чтобы порадовать братьев на их день рождения. Это четыре вида зелени: руккола, дайкон, редис и кресс-салат. Семена микрозелени я посадил в специальные контейнеры с джутовыми ковриками. Джутовый коврик – специальный субстрат для выращивания зелени, он впитывает много влаги, не пахнет, не пылит, совершенно безопасный. Мы приобрели уже сформированные коврики. Их поместили в контейнеры, смочили и высеяли сверху семена, закрыли плёнкой и убрали в тёмное место (шкаф). На четвёртый день зелень хорошо проросла. Контейнеры поставили на свет, убрав с ним плёнку. Потом постоянно увлажняли. И уже на 11-й день наш подоконник радовал нас свежей зеленью! (Приложение 4).

Заключение

Итак, проведя исследования и наблюдения, моя гипотеза подтверждена. Овощные культуры можно вырастить своими силами на подоконнике; для выращивания овощей и зелени на подоконнике необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух.

Выводы:

  1. В результате исследования я изучил информацию о пользе овощей и зелени, а также о выращивании овощных культур в помещении, получил опыт исследовательской деятельности, нашёл нужную информацию, научился анализировать и делать выводы;

  2. Проведенное мной исследование доказало, что овощи можно вырастить самому. Но для этого потребуется много времени и сил;

  3. Для получения плодов перца требуется больше времени, чем для других культур;

  4. Фасоль вырастить не удалось.

Результаты работы.

  1. Собран, обработан и систематизирован материал о полезных микроэлементах и витаминах, содержащихся в овощах и зелени;

  2. Собран, обработан и систематизирован материал о выращивании растений в помещении;

  3. Выращен мини-огород собственными силами;

  4. Пополнен кругозор интересной и полезной информацией;

  5. Результаты моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах;

  6. Результаты систематизированы в виде научно-исследовательской работы, изготовлен буклет с рекомендациями по выращиванию растений в домашних условиях.

Список литературы

1. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – Москва «АСТ», 1998.

2. «Большая энциклопедия школьника». Издательство Махаон. 2011 г.

3. Огород на подоконнике: как выращивать зелень и овощи дома. https://club.dns-shop.ru/blog/t-28-other/93299-ogorod-na-podokonnike-kak-vyiraschivat-zelen-i-ovoschi-doma/

4. Как выращивать микрозелень в домашних условиях?

https://blog.eldorado.ru/publications/kak-vyrashchivat-mikrozelen-v-domashnikh-usloviyakh-34069

5. Как выращивать комнатные растения https://ru.wikihow.com/выращивать-комнатные-растения

Приложение 1

10 секретов домашнего огорода.

Секрет 1: правильное освещение.

Секрет 2: правильная почва.

Секрет 3: оптимальная влажность воздуха.

Секрет 4: правильный полив.

Секрет 5: правильные технологии.

Секрет 6: правильный посадочный материал.

Секрет 7: правильная предпосевная обработка семян.

Секрет 8: правильный температурный режим.

Секрет 9: правильные подкормки.

Секрет 10: профилактика болезней и защита от стрессов.

Приложение 2

Наблюдение за ростом овощных культур.

Дата наблюдения

Кабачок

Тыква

Перец

Фасоль

20 июля.

Посадка в ячейки

 

V

V

V

24 июля.

Прорастание семян в мини-теплице

 

V

V

V

25 июля.

Пересадка в грунт.

Фасоль – поместили в чёрный контейнер.

 

V

V

 

26 июля.

Прорастание семян.

   

-

 

27 июля.

4 см (2 листочка)

3 см (2 листочка)

-

3 см (2 листочка)

31 июля.

7 см (3 листа)

5 см (3 листа)

1 см (2 листа)

11 см (2 листа)

Вылез через отверстие к свету

1 августа

13 см (3 листа)

10 см (3 листа)

1,2 см (2 листа)

15 см

3 августа

17 см (4 листа)

13 см (4 листа)

1,5 см (4 листа)

18,5 см

8 августа

25 см (5 листочков)

17 см (5 листочков)

V

3 см (4 листа)

V

20 см

18 августа

30 см (8 листов)

24 см (8 листов)

5 см (4 листа)

22 см

Приложение 3.

Выращивание комнатных цветов.

24 декабря. Подготовка оборудования, оценка состояния корешков.

Посадка. Полив. Результат.

Приложение 4.

Выращивание микрозелени.

17 января. Подготовка оборудования. Увлажнение джутовых ковриков.

Посев семян. Опрыскивание семян. Под плёнку в тёмное место.

4-тый день. Появление всходов. 7-ой день: первые листочки в салат. Урожай

Просмотров работы: 55