Морские торговые пути. Перспективы развития

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Морские торговые пути. Перспективы развития

Копылов Н.С. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Сайфуллина Э.Х. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время потребление ресурсов и товаров неуклонно растет с пропорционально увеличивающимся населением планеты, которому нужно все больше ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Стран, которые бы не пользовались ввозимыми товарами из других стран не существует, все страны импортируют в свою страну природные ресурсы и товары, которых у них нет и экспортируют из нее товары, которые производят и востребованы в других странах.

Если мы взглянем на карту миру, то увидим огромные расстояния между странами и континентами. В связи с чем возникает вопрос, а как же товары перевозят через океаны и моря, как быстрее и дешевле доставить грузы, например из Азии в Северную Америку и Европу из Южной Америки в Европу и Азию и тд.

Цель работы: определить возможные альтернативы существующим морским торговым путям.

Задача научной работы: познакомимся с термином «морской торговый путь», какие они бывают, где расположены, их характеристики и преимущества по сравнению с другими путями перемещения грузов, какие пути являются перспективными для развития в будущем.

Актуальность темы обусловлена тем, что существующие морские торговые пути из-за возросших потребностей населения планеты перегружены, малейшая авария на них или нестабильность в рядом находящихся странах и морской путь перестает функционировать, что приводит к дефициту товаров.

В своей работе мы докажем необходимость развития альтернативных маршрутов перевозки грузов.

Основными источниками информации для работы послужила информация, размещенная в сети «Интернет», мнения экономистов и исследователей.

  1. МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Морской транспорт перевозит свыше 80% всех мировых грузов. Фактически морские перевозки играют главную роль в мировой торговле. Из разных уголков мира морской транспорт доставляет любой вид товаров в другие страны, причем эти перевозки отличаются безопасностью и быстротой. Кроме того, с точки зрения экономики это самый эффективный и недорогой способ перевозить товары.

Для начала установим, что такое торговый морской путь. Устоявшегося определения такого явления нет. Попробуем его сформулировать.

Торговый путьэтооптимальныйсложившийсявданныхполитико-географическихусловиях маршрут,служащийдляторгово-экономическихсвязеймеждуразнымирегионами1.

С учетом перевозки грузов по морям и океанам можно сформулировать понятие торговый морской путь следующим образом.

Торговый морскойпутьэтооптимальныйсложившийсявданныхполитико-географическихусловиях морской маршрут,служащийдляторгово-экономическихсвязеймеждуразнымирегионами.

Морские пути далеко не равнозначны для торгового мореплавания, поэтому выделяют несколько их видов:

  • океанские пути, пролегающие в водах океана – это международные пути;

  • региональные пути проходят в ограниченных морских бассейнах между портами разных стран;

  • каботажные пути проходят между портами одной страны.

Из всех видов морских путей ведущее место принадлежит международным морским путям.

Расположение морских трасс зависит от природных и социально-экономических факторов. Если первые факторы связаны с изрезанностью береговой линии, наличием каналов, проливов, гидрометеорологических условий, то вторые факторы предполагают географическое положение и хозяйственную специализацию стран, обеспеченность ресурсами и отношения с другими странами.

Во времени география морских путей имеет особенность изменяться и причин для этого достаточно – это и темпы развития, как стран, так и целых регионов, международная обстановка, политические отношения между странами, культурный и технический обмен, совершенствование морского флота и др.

Учитывая общие и специфические районообразующие факторы, С.В. Михайлов выделил в Мировом океане четыре транспортных района0:

  1. Транспортный район Атлантического океана занимает акваторию между 60-й северной параллелью и 30-й южной. Для этого пространства характерными являются благоприятные навигационные условия – это незамерзаемость океана и небольшая протяженность морских путей. Данное водное пространство связывает берега Западной Европы и Америки, вдоль американского, африканского и европейского побережий проходят меридиональные трассы. Между портами Европы и Северной Америки в грузопотоках преобладает нефть, руда, каменный уголь, генеральные грузы;

  2. Транспортный район Тихого океана ограничен 40-й северной параллелью и 50-й южной. Эта область океана не замерзает, но судоходство осложнено тайфунами, а морские пути имеют большую протяженность. Этот транспортный район связывает азиатские и японские берега с американскими и австралийскими, а в грузопотоках идет нефть в Японию, металл и промышленные изделия из США в Китай и Юго-Восточную Азию. В обратном направлении идет приборы и оборудование из Японии и сырье из Юго- Восточной Азии;

  3. Транспортный район Индийского океана пролегает между 15-й северной параллелью и 45-й южной. В районе благоприятные навигационные условия и большая доля транзитных путей, идущих из Атлантики в Тихий океан. Часть путей проходит через Суэцкий канал, другая часть идет через Африку. В районе проходят и трансокеанские маршруты из Африки в Индию, Австралию, Индонезию и обратно. Более интенсивной является северная часть Индийского транспортного района. В экспортных грузопотоках есть нефть, каучук, джут, чай, рис, руды цветных металлов. В импорте преобладают промышленные товары;

  4. Промежуточное положение между Атлантикой и Индийским океаном занимает район Персидского залива и Средиземного моря, который специализируется на нефтяном профиле перевозок. Направление здесь одностороннее – отправителями грузов являются порты Персидского залива, а получателями – порты Средиземного моря и Атлантики.

В мире насчитывается 9 основных торговых морских артерий:

  • Ла-Манш;

  • Малаккский пролив;

  • Панамский канал;

  • Суэцкий канал;

  • Пролив Босфор;

  • Ормузский пролив;

  • Датские проливы;

  • Река Святого Лаврентия;

  • Северный морской путь.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

  1. Крупнейшие морские торговые артерии

Ла-Манш.

Это самых загруженный торговый путь в мире. Пролив разделяет Великобританию и Францию, а также соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина - 578 км, ширина на западе - 250 км, на востоке - 32 км, наименьшая глубина на фарватере - 23,5 м. Ежедневно по каналу проходят приблизительно 500 судов. Именно поэтому пролив является критически важным торговым путем для европейской торговли. Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.

Малаккский пролив.

Пролив между Малайским полуостровом (западная Малайзия) и индонезийским островом Суматра. Это основной путь, соединяющий Индийский океан с Тихим, по которому осуществляется связь между наиболее населенными государствами мира — Индией, Индонезией и Китаем.

В год через пролив проходит около 50 тыс. судов, обслуживающих, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой всего морского товарооборота.

Один из самых важных путей в транспортировке нефти. Другие товары, которые перевозят по каналу: уголь, пальмовое масло, индонезийский кофе, СПГ.

Панамский канал.

Судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.

Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина — 150 м, глубина — 12 м.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всем мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение.

Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км. После ввода в 2016 году дополнительных новых, более объемных шлюзов появился дополнительный стандарт «Новый Панамакс» на более крупные суда. Ежегодно по каналу проходят свыше 14 тыс. судов, перевозящих такие товары, как растительное масло, жиры, замороженную пищу, химикаты, нефтехимикаты, запчасти, зерновые.

Суэцкий канал.

Бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. После строительства канала судам больше не нужно огибать Африку и морской путь сократился на 8 тыс. км.

Длинна 160 км, ширина по зеркалу воды до 350 м, по дну — 45—60 м, глубину 20 м.

Канал состоит из двух частей — к северу и к югу отБольшого Горького озера. Течение в канале в зимние месяцы происходит из горьких озёр на север, а летом — обратно из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала транспортировка осуществлялась путём разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

23 марта 2021 года контейнеровозEver GivenкомпанииEvergreen,сел на мельвСуэцком канале, и перегородил движение судов в обоих направлениях. На подходах к каналу скопилась пробка из более чем 450 судов. По подсчетамBloombergобщий ущерб от блокировки канала составляет 9,6 млрддолларовв сутки0.

Босфор.

Пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

Пролив формирует значимый путь между Европой и Азией, по которому перевозят нефть, а также идет коммерческая и военная торговцля.

Свыше 48 000 судов проходят по этому пути ежегодно, около 132 в день. Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период.

Ормузский пролив.

Узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное — Объединённым Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана.

Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2.5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-километровой буферной зоной.

На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы. Через Ормузский пролив проходит 33% глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю.

Датские проливы.

Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Включает проливы Малый Бельт (наименьшая ширина 0,5 км), Большой Бельт (3,7 км), Эресунн (10,5 км), Каттегат (60 км) и Скагеррак (110 км).

Датские проливы являются основным морским путём, соединяющим порты Балтийского моря с портами мирового океана. По оценкам экспертов, через проливы транспортируется 3.2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, по данным на 2016 год. Река Святого Лаврентия Река Святого Лаврентия — крупная водная артерия в Северной Америке, протекающая по территории США и Канады и соединяющая Великие озёра с Атлантическим океаном.

В устье ширина реки достигает 130 километров. Длина реки составляет 1197 км, площадь бассейна — 1 344 200 км². Среди более чем 150 портов по всей протяжённости водного маршрута от Атлантического океана до Верхнего озера, такие как Квебек, Монреаль, Торонто, Гамильтон, Су-Сент-Мари, Буффало, Эри, Кливленд, Детройт, Чикаго и Дулут-Сьюпириор.

Суда из различных частей планеты ежегодно доставляют по реке Святого Лаврентия миллионы тонн грузов. Использование этой речной системы создаёт десятки тысяч рабочих мест и ежегодно приносит миллиарды долларов дохода.

Северный морской путь.

Кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых). Длина всего Северного морского пути - примерно 15 000 км, что на 4444 км меньше, чем путь через Суэцкий канал, который сегодня является основным способом доставки товаров из Шанхая в Роттердам. Северный морской путь является наиболее экономичным решением для морских перевозок из Китая в Европу.

  1. Перспективы развития морских торговых путей

Стамбульский канал.

Стамбульский канал — искусственный судоходный канал, строящийся в Турции с июня 2021 года, который соединит Чёрное море с Мраморным к 2027 году0. Канал пересечёт европейскую часть Стамбула и таким образом сформирует остров между Азией и Европой (остров будет иметь береговую линию с Чёрным морем, Мраморным морем, новым каналом и проливом Босфор). Маршрут канала пройдёт через водохранилище Сазлыдере, озёра Кючюкчекмедже и Дурусу. Канал выйдет в Чёрное море к востоку от Теркосской дамбы.

Согласно проекту, канал протяжённостью около 50 км соединит Мраморное море с Чёрным. Его глубина составит 25 м, а ширина — 150 м. По предварительным расчётам, пропускная способность нового канала составит 150—160 судов в день.

Основной целью проекта заявлено сокращение морского трафика через Босфор и сведение к минимуму рисков и опасностей, связанных в том числе с нефтяными танкерами.

Северный морской путь.

На данный момент этот морской торговый путь не слишком загружен, тем не менее, по словам экспертов, он очень перспективный, и в будущем он станет одним из самых популярных в мире.

Планируется к 2025 году нарастить суммарную мощность морских портов вдоль Северного морского пути с 32 до 83 миллионов тонн в год, а объем грузоперевозок - до 80 миллионов тонн в год.

Срок открытия круглогодичной навигации на трассах Севморпути планируется на зимний сезон 2024/25 годов.

Для эффективного судоходства планируется построить 10 ледоколов и судов ледового класса, портов, и создать орбитальную группировку спутников с запуском систем мониторинга погоды, а также инфраструктуры управления движением на всем протяжении морского пути0.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы определились с понятием морского торгового пути, рассмотрели основные районы торговли, основные морские торговые пути мира, их расположение и характеристики, объемы перевозок по ним. Действительно морские перевозки считаются самым дешевым и быстрым способом доставки грузов между различными частями света. Порядка 80 % всех грузов доставляется именно морским путем.

На примере Суэцкого канала увидели какие последствия могут постигнуть мировую торговлю в случае перекрытия этих артерий даже не на продолжительное время.

В связи возросшим товарооборотом мировые торговые артерии работают на пределе возможностей, что говорит о необходимости расширения их возможностей и строительства новых, перспективных таких как Стамбульский канал, развитие Северного морского пути, с помощью которого можно связать Европу, Россию и Азию, а с учетом открытия круглогодичной навигации путь может стать наиболее быстрой и дешёвой альтернативой Суэцкому каналу.

библиографический список

  1. Википедия Торговый путь, // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговый_путь#:~:text=Торговый%20путь%2C%20Караванный%20путь%20—%20это,(странами)%20и%20так%20далее (дата обращения: 05.02.2024).

  2. Валентина Николаевна Норина. География морских путей Земли // Образовательный портал «Справочник». – URL: https://spravochnick.ru/geografiya/geografiya_morskih_putey_zemli/ (дата обращения: 05.02.2024).

  3. Википедия Ever Given // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ever_Given, (дата обращения: 05.02.2024).

  4. ТАСС Турция приступила к реализации проекта канала «Стамбул» в обход Босфора // URL: https://tass.ru/ekonomika/11760907 (дата обращения: 05.02.2024).

  5. Российская газета Навигация на Северном морском пути в 2024 году станет круглогодичной, URL:\\https://rg.ru/2024/02/06/reg-szfo/navigaciia-na-severnom-morskom-puti-v-2024-godu-stanet-kruglogodichnoj.html, (дата обращения: 07.02.2024).

1Википедия Торговый путь, // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговый_путь#:~:text=Торговый%20путь%2C%20Караванный%20путь%20—%20это,(странами)%20и%20так%20далее, (дата обращения: 05.02.2024).

0 Валентина Николаевна Норина. География морских путей Земли // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 25.02.2023. — URL: https://spravochnick.ru/geografiya/geografiya_morskih_putey_zemli/ (дата обращения: 05.02.2024).

0 Википедия Ever Given // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ever_Given, (дата обращения: 05.02.2024).

0 ТАССТурция приступила к реализации проекта канала «Стамбул» в обход Босфора // URL: https://tass.ru/ekonomika/11760907, (дата обращения: 05.02.2024).

0Российская газета Навигация на Северном морском пути в 2024 году станет круглогодичной, URL:\\https://rg.ru/2024/02/06/reg-szfo/navigaciia-na-severnom-morskom-puti-v-2024-godu-stanet-kruglogodichnoj.html, (дата обращения: 07.02.2024).

Просмотров работы: 209