Удивительный мир пчел

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительный мир пчел

Виноградова М.А. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа 5
Ельтинова Ю.В. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Пчёлы – это удивительные насекомые. Почему я выбрала именно пчёл среди такого разнообразия насекомых? Так случилось, что я родилась в семье пчеловода и очень этим горжусь! На протяжении уже 13 лет, моя семья занимается разведением пчёл. И я с рождения очень люблю этих «полосатых мух» (Так в шутку мы с родителями называем наших тружениц). Иметь пчёл и ухаживать за ними – величайшее наслаждение.

Когда зацветают деревья у нас в саду, очень интересно наблюдать за работой пчёл. Залетают они на все плодовые деревья (яблони, сливы, черешню), и на другие кустарники и цветы. Это очень трудолюбивые насекомые. Глядя на них, у меня возникло желание исследовать тайный мир пчёл. Большую помощь в моем исследовании оказали мне родители и учитель, отвечая на все мои вопросы, а также у нас дома много книг, посвященных пчеловодческому делу. И на просторах Интернета тоже я узнала много нужной и полезной информации.

Актуальность: Пчёлы играют очень важную роль в жизни человека и всей природы. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи. К тому же, 2024 год объявлен годом семьи в России и в связи с этим, я считаю, очень символично и актуально изучить эту тему, раскрыть ее важность. Нам, людям, есть чему поучиться у этих умных насекомых.

Цель работы: изучить жизнь пчёл и продуктов пчеловодства; их значение для здоровья человека.

Для наблюдения и изучения материала я определила задачи своего исследования:

1. Выяснить значение пчёл в природе и в жизни человека.

2. Определить особенности строения пчелы.

3. Узнать о продуктах пчеловодства и их применении.

4. Провести статистическое исследование на предмет осведомлённости младших школьников и их родителей о пчёлах.

5. Провести эксперимент по определению качества меда.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования: изучение материала с помощью рассказа моего папы – пчеловода, наблюдение, беседа; энциклопедий, различных печатных изданий, интернета; эксперимент, анкетирование.

Объектом исследования является пасека моей семьи.

Предмет исследования – пчела, продукты пчеловодства.

Начиная работу по теме, я выдвинула следующие гипотезы: предполагаю, что роль пчелы в природе и жизни человека очень велика, а продукты пчеловодства находят широкое применение.

1 ПЧЁЛЫ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

    1. История пчеловодства и организация жизни в пчелиной семье.

«Пчёлка мала, но всем здоровья дала»

Народная мудрость

В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города».  Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл борти: выбирали дуплистые брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом.  Со временем, по мере сокращения площади лесов, на смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство. Пчёл стали разводить вблизи жилья на специальных участках – пасеках: в деревянных колодах, похожих по устройству на борти.

Настоящий прорыв в пчеловодстве был связан с изобретением улья, в который легко можно было проникнуть, сняв крышу улья, и в котором были установлены выдвижные рамки для сотов.

В пчелином гнезде всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится готовый мёд. Средняя часть – «детский сад», она находится ближе к летку (отверстию, через которое пчёлы вылетают из улья), здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Наконец, нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд, после чего загружается в верхние ячейки и запечатывается воском. Кроме мёда пчёлы запасают также цветочную пыльцу – белкововитаминный  корм для личинок.

Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни (Приложение 1, рис.1).

В улье нет начальников и подчинённых. Каждая пчела сама, согласно природного инстинкта, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного рода. Примерно через неделю после своего рождения матка достигает зрелости и, выбрав тёплый солнечный день, она вылетает из улья и отправляется в «свадебное путешествие». Вернувшись в улей, увеличивается в размерах, теряет способность летать и начинает откладывать яйца. В сутки матка может отложить до 2,5 тысяч яиц. Во время такой усиленной кладки матке просто не остаётся времени на хождение к медовым ячейкам и на самостоятельное питание. Всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл. Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом. Матка может жить довольно долго – до 5 лет, но в трёхлетнем возрасте она стареет, откладывает меньше яиц. В естественных условиях своевременную смену маток подготавливают сами пчёлы. Они отстраивают большие ячейки- маточники (тратя на это в 100 раз больше воска, чем обычно). Когда из отложенных туда яиц появляются личинки, пчёлы-кормилицы наполовину заполняют ячейку маточным молочком. Вскоре личинка превращается в матку. Старую матку пчёлы удаляют из улья.

По мнению наших предков, мед - не земное вещество, а Божий дар. Падает он на Землю с неба утренней росой, а потом его светлые ароматные капли собирают с цветков пчелы.

1.2 Строение пчелы

Крылатые труженицы обладают удивительным природоохранным свойством. Пчелы не уничтожают цветы и растения, не вредят им, а, напротив, способствуют их выживанию и большему развитию. Растения, в свою очередь, щедро одаривают пчел питанием - пыльцой и нектаром. Наука о пчелах называется апиология (апидология). Тело взрослой пчелы состоит из 3-х основных отделов: голова, грудь и брюшко (Приложение 1, рис.2). 

Рабочая пчела снабжена колючим жалом. Жало служит для обороны, и при укусе выделяет пчелиный яд. С помощью жала пчелы защищаются от других насекомых. Если же случается, что пчела жалит другую пчелу или осу, то она беспрепятственно может вытащить свое жало. Поэтому жалить пчела может многократно, а вот ужалить человека или животное она сможет всего один раз. Происходит мгновенный разрыв всего жалящего аппарата, и пчела гибнет.

1.3 Продукты жизнедеятельности пчёл

Пчела вырабатывает целый ряд разнообразных веществ: мед, воск, пчелиный клей (прополис), пчелиный хлеб (перга), маточное молочко, пчелиный яд (Таблица -1). Все эти вещества используются в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и в медицине. Кроме того, мед является ценнейшим пищевым продуктом.

Таблица -1 Продукты жизнедеятельности пчёл

М ёд

Самый вкусный продукт, ценный комплекс питательных элементов. Мед - продукт жизнедеятельности пчел и цветковых растений. Пчелы готовят его, перерабатывая собранный цветочный нектар, который кроме природной сладости и ароматов, является лечебным средством. Им лечат ожоги и язвы, болезни дыхательные путей, сердечные и желудочные заболевания, нервные заболевания, бессонницу, глазные болезни. Постоянный прием меда усиливает интеллект, укрепляет память, ускоряет метаболизм организма.

В оск

Производится в брюшной полости пчелы во время переработки нектара в мёд. Воском пчелы пользуются для того, чтобы запечатывать ячейки со зрелым медом. Его можно использовать для профилактики гриппа, простудных заболеваний и болезней носоглотки. В этом случае нужно соты из воска жевать словно жевательную резинку.

Цветочная пыльца, перга

Лечебные свойства соответствуют свойствам меда. Помогает при простудных заболеваниях, болезнях почек, желудка, нервов и т.д. Часто используется вместе с медом, или растворенной в теплой воде.

Прополис (пчелиный клей)

В его состав входит пыльца растений, их сок и слюна пчел. В народной медицине часто употребляется в виде водно-спиртовых настоек, настоек на молоке и лечит бронхит, нервные болезни.

Пчелиный яд

Впрыскиваемый при укусе яд стимулирует нервную систему, не дает образовываться тромбам, помогает при суставных заболеваниях.

Пчелиный подмор

Мертвые пчелы, высушенные и размолотые в порошок, после чего использованные в настойках, лечат множества «внешних» болезней кожи, обработки ран, язв, зубных болей.

Маточное молочко

Похоже на желейную массу с привкусом яблока. Богато жирами, гормонами, ферментами, белками и витаминами. Применяется для укрепления иммунитета, лечения сердца и сосудов, туберкулеза, скачках давления.

Пчелы несут человеку сладкий нектар цветов, пыльцу, прополис, маточное молочко, отдают яд своих жал, которые, если его умело применять, укрепляет здоровье, а люди в свою очередь заботятся о их сохранении и процветании. Этот союз полезен пчеле, но еще больше выгоден человеку.

Все продукты пчеловодства помогают человеку сохранить и укрепить здоровье, восстановить силы и продлить жизнь. Значит, пчелу можно назвать не только «крылатой труженицей», но и «крылатым врачом».

2 ПРАКТИЧСЕКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Анкетирование учащихся и родителей

«Хоть пчела не велика, но велики ее дела»

Народная мудрость

Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники и их родители что-либо о жизни пчёл и ее продуктах.

С целью выяснения я провела анкетирование (Рис.3).

Рисунок 3 - Анкетирование среди одноклассников и родителей

По результатам анкетирования, было выявлено:

  • большинство опрошенных - 90% любят мёд.

  • 100% участников опроса чаще всего из продуктов пчеловодства используют мёд, об остальном мало осведомлены.

  • 50% считают, что с медом можно только пить чай, о других полезных свойствах ничего неизвестно.

  • 80% учащихся знают о профессии пчеловода только из художественной литературы или телевидения, и многие опрашиваемые отметили, что это очень трудоемкая профессия.

Вывод: мои одноклассники мало знакомы с продуктами пчеловодства, в отличие от их родителей.

2.2 Исследования качества мёда

Собрав воедино информацию о пчелах и анализ анкеты, я решила проверить, на самом ли деле мёд и продукты пчеловодства являются уникальными и полезными продуктами. И свой результат очень хотелось бы довести до сведения моих одноклассников и расширить их знания об этом важном продукте.

Опыт 1.Определение качества мёда с нашей пасеки.

Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мёд не настоящий.

Мне понадобиться: мёд, стакан, йод, вода.

 

Вывод: в сладкую медовую воду, я капнула несколько капель йода. Мёд не посинел, значит он настоящий.

Опыт 2.Определить добавлены ли в мёд вода и сахар

Для этого на лист низкосортной бумаги, нужно капнуть мёд. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна, это «неправильный» мёд. В настоящем мёде вода отсутствует.

Мне понадобиться: лист низкосортной бумаги и мёд.

 

Вывод: в моём мёде вода отсутствует и нет сахарного сиропа, нет влажных пятен, значит мой мёд очень полезный. И теперь, я могу сама определять, настоящий ли мёд приносят наши пчёлки.

Итак, чтобы определить качество меда я нашла очень много интересной информации о нем, его свойствах, его качестве и методах определения качества мёда в домашних условиях. Но все-таки, папа сказал, что самые достоверные способы определения натуральности меда – вкус (после пробы меда ощущается легкое першение в горле), запах (очень приятным ароматом), плотность (набрав в ложку мед и, покрутив его, опрокинула, мёд стекать медленно, тонкой струйкой).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая жизнь пчёл и пчелиной семьи, прочитав нужную литературу, послушав опыт моего папы, я пришла к выводу, что жизнь даже таких маленьких насекомых очень сложна.

Я узнала, что пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи.

Пчелы приносят огромную пользу. Нам всем известно о полезных лечебных свойствах основных продуктов пчеловодства, таких, как прополис, мёд, пчелиный воск, пчелиный яд, маточное молочко, пчелиная пыльца. Пчёлы являются опылителями многих растений. Без пчел всё сельское хозяйство – растениеводство, животноводство просто не может достойно работать и развиваться. Пчеловодство проникает во все сферы жизнедеятельности.

Таким образом, исследование полностью подтверждает гипотезу, что пчёлы играют очень важную роль в жизни человека и всей природы, а гибель маленькой пчелы может привести к экологической катастрофе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. И.П. Цветков «Пасека пчеловода-любителя», - М.: Россельхоздат, 1974, - 224с.

  2. Н.С. Буренин, Г.Н. Котова «Справочник по пчеловодству», - М.: Колос, 1984. – 286с.

  3. А.М. Ковалев, А.С. Нуждин «Учебник пчеловода», - М.: Колос, 1973, -432с.

  4. И.Халифман «Пчелы», - М: Молодая гвардия, 1963, - 398с.

  5. Ф.А. Тюнин, Л.И. Перепелова «Работа на пасеке», - М.: Колос, 1966, -376с.

  6. Информационный портал: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  7. Информационный портал: «Союз пчеловодов России» https://s-p-r.org/

Приложение 1

Рис. 1 Состав пчелиной семьи (матка, рабочая пчела, трутень)

Рис. 2 Строение пчелы

Просмотров работы: 70