Введение
Посещая Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, я обратил внимание, что не все картины художников отличаются насыщенностью колорита. Краски на некоторых полотнах кажутся выцветшими. Не производит известного эффекта и картина «Ночь на Днепре» Архипа Куинджи, в свое время считавшаяся революционным произведением за счет уникального свечения луны на ночном небе. Экскурсовод объяснила, что это влияние физических свойств красок. Многие картины написаны красками, которые художники изготавливали сами еще до появления их промышленного производства, а их рецепты хранились в тайне. В связи с этим меня заинтересовал вопрос, чем же отличаются между собой натуральные и искусственные краски. Я решил провести научное исследование и найти ответ.
Мое исследование актуально. Сегодня существует множество видов разных красок, их ассортимент постоянно растет. Однако доступен и процесс изготовления натуральных – художники делятся разными авторскими рецептами и советами, обращая внимание на их безопасность. Выяснение особенностей физических свойств натуральных и искусственных красок позволит сделать вывод о том, где наиболее актуально и удобно их применение.
В качестве гипотезы предполагаю: краски натурального производства могут уступать искусственным по цветовой насыщенности, укрывистости, прозрачности, однако, скорее всего, окажется, что они быстрее сохнут и безопаснее по своему составу за счет натуральных пигментов и связующих веществ.
Объект моего исследования – искусственные и натуральные краски видов акварельная, масляная, темпера.
Предмет – физические свойства искусственных и натуральных красок – акварели, темперы, масляной.
Я поставил перед собой цель – выяснить, чем отличается между собой проявление физических свойств натуральных и искусственных красок на примере темперы, акварели, масляной.
Для ее достижения мне предстоит решить следующие задачи:
- определить краски и особенности их использования, которые применялись в известных произведениях искусства разных исторических эпох;
- охарактеризовать состав и физические свойства основных видов художественных красок;
- на основе интервью выяснить значение физических свойств красок в деятельности художника;
- самостоятельно приготовить натуральные краски и сравнить их по физическим свойствам с искусственными, приобретенными в магазине.
Под натуральными в настоящей работе я буду понимать краски, изготовленные мной в домашних условиях из экологически чистых ингредиентов, под искусственными – приобретенные в магазине краски, сделанные промышленным способом.
Работая над первой, теоретической главой применял методы анализа и синтеза, над второй – интервью и эксперимент.
Источниками для написания работы послужили материалы интервью с Алферовой Татьяной Валерьевной, директором ДХШ 1 им. Саниных и результаты опытной части, в ходе которой я осуществил сравнение темперы, акварели, масляной краски натурального изготовления и искусственного производства.
Кроме того, для написания теоретической главы обращался к научно-популярным статьям, энциклопедиям об искусстве, в которых искал информацию о красках, их свойствах и техниках работы с ними, выдающихся произведениях искусства. В частности, использовал материалы книг «Удивительное искусство детям. От Древнего мира до Леонардо Да Винчи» [6], «Все краски» [7], «История искусств» [9], статей сайта журнала «Вокруг света» [3], [4] и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать приведенные рецепты для изготовления красок в домашних условиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Глава 1. Исторические особенности появления и использования красок разных видов.
Краски и особенности их использования в произведениях искусства разных исторических эпох.
Темпера относится к одной из самых древних техник рисования, насчитывающей около 3000 лет. От нее же одноименное название получила и краска («темпера» – в переводе с латинского – «смешивать») [5].
Монументальная живопись темперой издревле украшала стены и потолки домов в Древней Греции, египетских гробниц, византийский и русских храмов. В этой технике расписаны саркофаги фараонов, выполнены погребальные портреты (фаюмские), вложенные вместо лица в мумии, и, конечно же, темперой нарисовано множество икон. Эта краска изготавливалась путем смешивания пигментов (минеральных, органических) с эмульсией, сделанной из яйца (желтка) с добавлением воды или хлебного кваса, вина, уксуса, в отдельных случаях – казеина (белковое соединение, образуется при створаживании молока) [7, C. 4].
К известным произведениям, выполненным в темперной технике, можно отнести настенную роспись «Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи (создана в 1495-1498 гг. в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане).
Рис. 1. Тайная вечеря. Леонардо Да Винчи. 1495-1498 гг.
Сегодня эта монументальная роспись, изображающая сцену последней трапезы Иисуса Христа со своими учениками, является произведением мирового художественного искусства. Однако из-за особенностей техники – Леонардо изображал сюжет по сухому грунту из мела, клея и масла – работа начала постепенно утрачиваться практически сразу после ее создания. Мастер не использовал никаких дополнительных средств для консервации и лучшей сохранности своего произведения. Из-за этого роспись не раз подвергалась реставрации. Последняя длилась 21 год и была завершена в 1999 г. В 1980 г. произведение Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря» признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО [6, C. 189].
К
Рис. 2. Святая Троица. Андрей Рублев. 1410-1420-е гг.
шедеврам древнерусской живописи, выполненным в технике темперы, относится икона Андрея Рублева «Святая Троица», изображающая трех ангелов, сидящих вокруг стола, на котором стоит чаша с жертвенным хлебом. Икона написана для Троицкого монастыря (ныне – Троице-Сергиева лавра) в 1410-1420-е гг. яичной темперой на липовой доске, загрунтованной левкасом – смесью мела, рыбьего клея и льняного масла, и покрыта олифой. Икону несколько раз поновляли – то есть накладывали новые слои краски поверх предыдущих для сохранения образа [8].
В своем произведении Андрей Рублев использовал яркие и одновременно нежные цвета, которые и гармонизируют, и контрастируют друг с другом – небесно-голубой («ляпис-лазурь»), зеленый, темно-вишневый, малиновый, нежно-розовый, золотой, рыжий, сиреневый, серебристо-серый, белый. Рецепты красок Рублева доподлинно не сохранились, однако ученые указывают, что мастер в качестве минеральных пигментов задействовал охру, циннабар, малахит, лазурит и др. При этом иконописец использовал разные приемы в работе с темперой – именно поэтому мы видим плавные цветовые переходы, дополнительные цвета. С 1929 г. икона экспонировалась в Третьяковской галерее, 15 мая 2023 г. – возвращена Русской Православной Церкви.
Техника акварельной живописи профессионально и широко стала развиваться не так давно («акварель» в переводе с французского – «водянистый», «водная краска»). И это связано, прежде всего, сначала с изобретением бумаги, а потом ее усовершенствованием именно для акварельного творчества. Сама бумага была изобретена в Китае. Со II в. н.э. техника акварели получила в китайской цивилизации широкое распространение. Мастера рисовали не только на бумаге, но и на шелке, другой ткани [3].
Акварельные краски также состоят из соединения пигмента и связующего (гуммиарабика – смолы африканских акаций) с добавлением воды в качестве растворителя. Их главная особенность – прозрачность, что позволяет художнику создавать слоистые и глубокие цвета. И хотя в технике акварели писали европейские художники Альбрехт Дюрер, Антони Ван Дейк еще в XV-XVI вв., настоящий расцвет она получает в Европе в XVIII – XIX вв.
О
Рис. 3. Водяные линии на картинах Клода Моне в разных техниках: акварели, масляной.
дно из знаменитых произведений искусства – серия акварельных работ «Водяные лилии» французского художника-импрессиониста Клода Моне. В них он изобразил лилии, которые росли в его саду в Живерни, в разных состояниях освещения. Благодаря акварельной технике автору удалось передать легкость, прозрачность, светотень, изменчивость цвета. Художник писал мокрым по мокрому, нанося новые слои цвета на влажную поверхность, добиваясь таким образом эффекта размытости. Работы серии «Водяные лилии» экспонируются в разных музеях и галереях по всему миру. Считается, что акварельные работы Клода Моне открыли новые возможности использования этой техники [9, C. 201]. Акварелью создают портреты, пейзажи, натюрморты, абстрактные работы.
Масляные краски также, как и темпера, акварель, появились очень давно. В цивилизациях Древнего Египта, Греции, Рима художники уже использовали разные виды масляных смесей, однако подлинных работ того времени не сохранилось – они не обладали высокой степенью стойкости и долговечности. В период Средневековья получила развитие более сложная и потому стойкая техника изготовления масляной краски. Широкое использование данные краски получили в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) [10]. С этого периода и начался расцвет живописи – художники научились накладывать масляные краски тонкими слоями, картина приобретала за счет этого объем.
Художники экспериментировали с составом и рецептурой масляных красок. Следствием этого стало их усовершенствование, появление новой красочной палитры, богатой яркими глубокими оттенками, живописных техник и даже направлений в искусстве. Введение новых пигментов, связующих материалов и добавок помогло создать более стабильные и долговечные краски, которые могут использоваться на различных поверхностях (холст, дерево, картон и др.).
Вряд ли стоит выделять отдельные шедевры в масляной живописи – их слишком много. Ограничусь перечислением наиболее значимых художественных стилей, появившимся в том числе благодаря масляным краскам: импрессионизм (зародился во Франции во в.п. XIX в.), реализм (XIX в.), постимпрессионизм (к. XIX – нач. ХХ в.), кубизм (нач. ХХ в.), сюрреализм (в.п. ХХ в.) и др.
Таким образом, я выяснил: рассмотренные виды красок появились очень давно – темпере около 3000 лет. Каждая из них прошла длительный путь своего совершенствования. Вместе с ним развивалась и живопись, становясь со временем более глубокой по колориту и устойчивой к разным температурно-влажностным условиям.
Одна из древнейших техник – темпера. Ее использовали для монументальных храмовых росписей, в иконописи. Масляные краски подарили нам светскую живопись в привычном понимании, благодаря их развитию, в частности, в искусстве XVIII-XXI вв. появилось множество стилей и течений. Акварельные краски используются для живописи по бумаге. Важную роль в создании разных техник по работе с акварелью сыграл французский художник Клод Моне. А в Англии в ХIХ в. было основано Общество акварелистов.
Характеристика состава и физических свойств основных видов художественных красок.
Итак, исследовав исторические особенности возникновения некоторых красок, я выяснил, что в целом все они имеют в своем составе единые виды компонентов: пигмент, связующее и в некоторых случаях растворитель/разбавитель. Далее я охарактеризую их более подробно.
До появления современных синтетических красителей долгое время в качестве пигмента применялись натуральные. Они могли быть органическими – их готовили из вытяжек соков, экстрактов различных веществ растительного или животного происхождения. Так, самую дорогую краску времен Римской империи – пурпур – производили из секрета, вырабатываемого улитками [1]. Пигмент также получали из корней, листьев, коры, плодов растений. Индиго давал синий цвет, барбарис, шафран – желтый, сандаловое дерево – красный, сепия – коричневый, зеленый.
Кроме того, применялись пигменты минерального происхождения: желтые и красные охры, умбры, зеленая земля, цветная глина, уголь. Они добывались в недрах земли или на ее поверхности. Черный пигмент получали путем сжигания без доступа воздуха слоновых костей или косточек плодов [4].
В современном красочном производстве синтез пигментов является сложным специализированным химическим процессом, от которого зависит качество и долговечность красок. Разнообразие цветов и свойств обеспечивают такие пигменты, как титановый диоксид (белые оттенки), железные оксиды (коричневые, красные, желтые оттенки), фталоциановые пигменты (зеленые, синие оттенки), кадмиевые пигменты (желтые, оранжевые, красные оттенки), угольный черный, оксиды металлов (серый, коричневый) и др. [10].
Чтобы сделать краску, к пигменту добавляли связующее вещество. Именно оно удерживает все компоненты и закрепляет их на поверхности после высыхания.
Акварельные краски делаются из гуммиарабика (камеди) – вязкого древесного сока колючих деревьев акации, растущих в основном в Судане [3]. Это вещество прозрачно и отражает свет, гуммиарабик водорастворим и не токсичен. Также к нему добавляют глицерин, сахар, мед. Сегодня в качестве связующего в акварельных красках также используют полимеры – карагинан, ксантановую камедь. Основной растворитель в акварельных красках – вода.
К характерным свойствам акварели относится прозрачность, благодаря ей свет приникает через слои краски, создавая особые эффекты; возможность создавать свет и отражения, блики; насыщенность.
Связующим в темперной краске до ее промышленного производства был яичный желток, к которому могли добавлять казеин. Связующее вещество современной темперы – искусственная эмульсия также на основе яичного желтка [7, C. 9]. Как таковые растворители в темперной краске не применяются, но для разбавления консистенции художники прошлого могли добавлять квас, вино, пиво, уксус, воду в небольших количествах. Темпера имеет высокую вязкость, легко распределяется на холсте. Она быстро высыхает, поэтому стоит работать с ней точно, оперативно. Краска прочная и стойкая, хорошо сохраняет цвет. По текстуре пластичная.
Для производства масляных красок сначала использовалось вываренное льняное масло. Сегодня оно также наиболее распространено в качестве связующего наравне с оливковым, кунжутным, абрикосовым. Отмечу, что изначально каждый художник смешивал краски сам. Лишь в ХIХ в. началось промышленное производство масляных материалов [5]. Сегодня для разведения и смешивания масляных красок используют растворители на спиртовой основе, само льняное масло, разбавитель уайт-спирит и др. Масляные краски обладают высокой плотностью и насыщенностью цвета, они гибкие, что позволяет создавать разные текстурные эффекты на холсте, работать мастихином, легко смешиваются между собой, однако долго сохнут. Эти краски наиболее устойчивы к воздействию времени, одни из самых долговечных.
Не так давно, около 50 лет назад, появился еще один вид художественной краски – акриловая. Ее основу составляют пигмент, вода и акриловая смола. Связующее вещество – смола – придает краске тягучесть. Этой краской можно рисовать на любой поверхности – дереве, холсте, ткани [10].
Итак, рассмотрев состав и свойства разных красок, я выяснил, что их художественные особенности, насыщенность, прозрачность, пластичность, долговечность зависят от состава (вида пигмента, связующего). Все краски объединяет то, что они состоят из цветового пигмента, связующего, иногда – растворителя/разбавителя. До появления химического синтеза применяли пигменты органического или минерального происхождения.
Глава 2. Сравнение физических свойств искусственных и натуральных красок на примере акварели, темперы, масляной.
2.1. Значение физических свойств красок в деятельности художника.
Далее, чтобы выяснить, какое значение играют физические свойства красок в деятельности художника, я взял интервью у Татьяны Валерьевны Алферовой, директора ДХШ 1 им. Саниных [11].
Татьяна Валерьевна отметила, что живопись – это, прежде всего, работа с цветом. Поэтому для любой краски самое главное физическое свойство – насыщенность. Именно цвет и его выраженность помогают художнику передать свои эмоции, чувства, а зрителю – правильно их воспринять. Для передачи легкости, нежности подходят менее насыщенные цвета. Однако их получают путем разбавления, смешивания основных цветов, которые должны изначально быть яркими. Работать красками с плохой насыщенностью художнику тяжело – невозможно добиться нужных эффектов [11, Л. 1].
Не менее важно и такое свойство, как укрывистость. Масляная, темперная краски отличаются плотностью, они не должны просвечивать через себя белый цвет. Для акварели же это качество не характерно – она обязана быть прозрачной. Акварель, указала Татьяна Валерьевна, считается одним из сложных материалов для любого начинающего художника. Существуют разные техники работы с ней. В частности, лессировка – наложение нескольких цветов друг на друга. Благодаря лессировке можно добиться появления интересных уникальных оттенков на основе оптического смешения и прозрачности красок [11, Л. 2].
Пастозность (однородность без лишней вязкости и тягучести) красок нужна, прежде всего, художникам для передачи фактуры. В основном это используемое свойство масляной краски. Применяя мастихин, кисти с твердыми щетинками мастера создают объем.
Скорость высыхания краски важна в зависимости от условий, в которых работает художник. Так, если он пишет пейзаж на пленэре, то ему нужно успеть запечатлеть то или иное состояние природы и сделать это быстро. Потому из красок наиболее подходящей окажется темпера или акварель, если писать ею не по мокрому листу. Масло применяют в основном, работая с краской длительно, чтобы можно было не раз вносить изменения, дополнения.
Еще одно свойство красок – светостойкость (устойчивость к солнечному свету). Оно значимо, потому что от него напрямую зависит время сохранности художественного произведения. В связи с тем, что раньше художники изготавливали краски самостоятельно, не учитывая дозировку, химические реакции, которые могли происходить при смешивании, многие картины со временем выцвели, поблекли и требуют реставрации [11, Л. 2]. Современные краски делятся на обладающие малой светостойкостью (10-25 лет), средней (25-100 лет), высокой (свыше 100 лет). Однако у разных производителей красок проявление данного свойства может существенно отличаться.
Проведя интервью с директором школы искусств Т. В. Алферовой, я выяснил, что для художника важны такие физические свойства красок, как насыщенность цвета, светостойкость, укрывистость и прозрачность, пастозность, скорость высыхания. От некоторых зависит передача эмоций, чувств художника (насыщенность), другие влияют на сам процесс работы (пастозность, скорость высыхания), третьи – на сохранность произведения (светостойкость), четвертые – на качество изображения (укрывистость, прозрачность, пастозность). Таким образом, в комплексе физические свойства красок позволяют создавать настоящие произведения искусства!
2.2. Анализ физических свойств искусственных и натуральных красок по результатам опытов.
Далее я обратился к сравнительному анализу физических свойств красок естественного и искусственного происхождения видов темпера, акварель, масляная. Первый вид красок я изготовил сам, второй – приобрел в магазине.
В приготовлении красок я придерживался советов и рецептов сайта Ольги Гостюхиной [2]. Для изготовления темперы я отделил белок от желтка. Пигмент сделал путем толчения желтого и зеленого мела в ступке до порошкообразного состояния (Приложение 1 таблица 2). Отмечу, что в домашних условиях сложно добиться однородности темперы, прежде всего, из-за трудности получения мелкого порошка пигмента. Это очень трудоемкий процесс. Далее к мелу я добавил желток с водой, получив консистенцию краски, аналогичную густой сметане (Приложение 2, фото 1, 2).
Для получения пигментов для акварели использовал петрушку (зеленый цвет), свеклу (малиновый), морковь (оранжевый), куркуму (желтый), отвар лука с кофе, какао (коричневый) (Приложение 1 таблица 1). Измельчил овощи блендером, далее отжал с помощью пресса, выжав сок. Связующее сделал из меда, крахмала, воды. После разлил его в 5 сосудов, куда добавил соки и отвар. Все хорошо перемешал (Приложение 2, фото 3, 4).
Для масляной краски пигментом послужили пищевые красители четырех цветов (зеленый, красный, оранжевый, желтый) (Приложение 1 таблица 3). Связующее сделал из растительного масла, муки и воды. Поместил его в 4 емкости и добавил красители, перемешав (Приложение 2, фото 5,6).
После я выполнил рисунки натуральными и искусственными красками и сравнил их физические свойства (Приложение 3, фото 1,2,3). Результаты заносил в сравнительные таблицы.
Таблица 1. Сравнение физического свойства «Насыщенность цвета» искусственных и натуральных красок
Вид краски |
Проявление физического свойства насыщенность цвета |
Акварель заводская |
Насыщенная |
Акварель домашнего производства |
Блеклая |
Темпера заводская |
Насыщенная |
Темпера домашнего производства |
Менее насыщена |
Масляная краска заводская |
Насыщенная |
Масляная краска домашнего производства |
Менее насыщена |
Сравнивая рисунки, сделанные разными красками, я убедился, что искусственные краски более яркие и простые в использовании. Натуральные домашнего производства уступают по этому качеству (Приложение 3, фото 1,2,3).
Таблица 2. Сравнение физического свойства «Укрывистость» искусственных и натуральных красок
Вид краски |
Проявление физического свойства укрывистость |
Темпера заводская |
Скрывает поверхность белого листа |
Темпера домашнего производства |
Скрывает поверхность белого листа |
Масляная краска заводская |
Скрывает поверхность белого листа |
Масляная краска домашнего производства |
Частично скрывает поверхность белого листа |
По данному свойству в целом краски оказались похожи между собой, только масляная краска домашнего изготовления не полностью, а частично скрывала поверхность белого листа (Приложение 3, фото 1, 3).
Таблица 3. Сравнение физического свойства «Прозрачность»
искусственных и натуральных красок
Вид краски |
Проявление физического свойства прозрачность |
Акварель заводская |
Линия видна, бумага просвечивается |
Акварель домашнего производства |
Линия видна, бумага просвечивается |
Сравнение показало, что обе акварели обладают прозрачностью (Приложение 3, фото 4).
Таблица 4. Сравнение физического свойства «Пастозность» искусственных и натуральных красок
Вид краски |
Проявление физического свойства пастозность |
Масляная краска заводская |
Однородная, плотная не растекается по листу |
Масляная краска домашнего производства |
Неоднородная, плотная не растекается по листу |
Обе краски обладают пастозностью, однако натуральная масляная краска, хотя плотная и не растекается по листу, все же не такая однородная, как искусственная.
Таблица 5. Сравнение физического свойства «Скорость высыхания» искусственных и натуральных красок
Вид краски |
Проявление физического свойства сохранность |
Акварель заводская |
5 мин |
Акварель домашнего производства |
10 мин |
Темпера заводская |
3 мин |
Темпера домашнего производства |
5 мин |
Масляная краска заводская |
сохнет очень долго |
Масляная краска домашнего производства |
40 мин |
Скорость высыхания красок домашнего производства оказалось в целом выше, чем у искусственных. Исключение составила только масляная краска, приобретенная в магазине. По всем правилам она сохнет очень долго.
Также я изучил химический состав красок промышленного производства, которые использовал при сравнении с изготовленными мною самостоятельно. На этикетках указано, что они содержат большое количество веществ. Так, в масляную входит масло льняное, пигменты, наполнители, в темперу – акриловая дисперсия, пигменты, наполнители, консервант, вода. Акварельные краски содержат воду питьевую, глицерин, декстрин, сахар, пигменты.
В начале исследования я предположил, что краски, изготовленные мною самостоятельно, могут уступать искусственным по цветовой насыщенности, укрывистости, прозрачности, однако, скорее всего, окажется, что они быстрее сохнут и безопаснее по своему составу за счет натуральных пигментов и связующих веществ. Моя гипотеза подтвердилась частично. Действительно, натуральные краски не такие насыщенные, кроме того, они дольше сохнут. По свойству укрывистость домашняя темпера не уступила заводской, однако натуральная масляная оказалась менее укрывистой. Вместе с тем, по составу, конечно же, натуральные краски экологически чистые, нетоксичные. В связи с чем я могу сделать вывод, что их можно применять в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.
Также наблюдения показали, что полученные мной краски отличались по качеству, структуре и удобству нанесения на бумагу. Масляная краска густая, неоднородная с включениями минеральных пигментов. Акварель бледная, не блестит, как заводская. Темпера собственного приготовления имеет слабовыраженный неприятный запах. Краски, собственного приготовления пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена. Следовательно, полученные мной краски обладают преимуществами и недостатками: они экологически чистые, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов, долго не хранятся (2 часа после приготовления, в ином случае требуется заморозка). Сравнивая рисунки, сделанные естественными и искусственными красками, я убедился, что искусственные краски более яркие и простые в использовании.
Заключение
В настоящей работе я исследовал физические свойства красок искусственного и натурального производства – темперы, акварели, масляной. Для этого в первой главе я рассмотрел историю возникновения и особенности использования красок данных видов. На примере нескольких выдающихся произведений искусства познакомился с художественными техниками. Выяснил, что все краски использовались с древнейших времен: темперой расписывали стены и потолки гробниц, храмов, домов, писали иконы (срок использования около 3000 лет). Акварельная краска появилась в Древнем Китае вместе с изобретением бумаги, однако техники по работе с данными красками получили наибольшее развитие лишь в ХIХ в. Масляные смеси также известны с времен Древней Греции и Рима, но все же подлинный расцвет масляной живописи случился в XVIII-XIX вв. и продолжается до сих пор. Благодаря совершенствованию этих красок возникло большое количество художественных стилей и направлений в искусстве.
Далее я выяснил, что все рассматриваемые в данной работе краски состоят из компонентов – пигмент, связующее, растворитель (для некоторых видов). Изначально пигменты были органическими и минеральными, их получали из растений, животных, минералов. Позже, начиная с ХIХ в., стали изготавливать синтетическим путем. Свойства красок зависят от видов пигментов и связующего. Именно они позволяют художникам добиваться разных эффектов.
Во второй главе я сравнивал физические свойства красок натуральных, изготовленных мной самостоятельно, и тех, которые приобрел в магазине. Однако сначала провел интервью с преподавателем детской школы искусств, выяснив, какие физические свойства и почему важны для художника. Так, насыщенность цвета помогает передать чувства и эмоции мастера, а зрителю – понять их. Укрывистость, прозрачность, пастозность обеспечивают качество живописи, задуманные мастером эффекты. Важна также и светостойкость. Благодаря ей, произведения дольше хранятся.
Далее я провел опыты по сравнению физических свойств. Изготовленные мной краски отличались по ряду параметров. В частности, они получились менее насыщенными, хуже наносились на бумагу из-за неравномерной текстуры (темпера, масляная), акварель, однако, получилось такой же прозрачной, как и магазинная, домашняя масляная уступила по укрывистости. Вместе с тем, состав моих красок оказался экологически чистым, нетоксичным. В искусственные краски сегодня входит много разных веществ, у каждого из которых своя роль. Следовательно, я могу сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась частично. Бесспорно, искусственными красками рисовать легче и проще. Однако и натуральные подходят для использования детьми, проведения занимательных опытов и экспериментов в домашних условиях. Изготовив их самостоятельно, можно понять на практике, как это когда-то делали художники разных веков, почувствовать себя исследователем и пуститься на поиски новых рецептов с улучшенными формулами!
Список литературы
Власов К. Краски Древнего мира: пурпур // https://elementy.ru/kartinka_dnya/921/Kraski_Drevnego_mira_purpur?story=77 (дата обращения 16.06.2022)
Восемь рецептов красок для рисования ребенку в домашних условиях // https://www.colady.ru/kak-sdelat-kraski-dlya-risovaniya-svoimi-rukami-v-domashnix-usloviyax.html (дата обращения 12.08.2023)
Дети пустыни: как производятся акварельные краски // https://www.vokrugsveta.ru/article/282444/ (дата обращения 14.08.2023)
Из чего в древности делали краски? // https://www.vokrugsveta.ru/articles/iz-chego-v-drevnosti-delali-kraski-id676836/ (дата обращения 14.08.2023)
Петрушевский Ф. Ф. Краски, употребляемые для живописи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/133086/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8 (дата обращения 15.08.2023)
Постригай А., Григорьян Т. Удивительное искусство детям. От Древнего мира до Леонардо Да Винчи. – М.: «АСТ», 2021. – 208 с.
Русинова Е. Все краски мира. – М., 2023. – 24 с.
Сидельникова А. Троица. // Социальная сеть художников и ценителей искусства URL: https://artchive.ru/andreirublev/works/14804~Troitsa
Финли Д. История искусств. – М.: «БОМБОРА, 2023. – 288 с.
Энциклопедический словарь юного художника // Сост. Платонова Н. И., Синюков В. Д. // http://www.bibliotekar.ru/arh/7-6-hudozhnik/index.htm (дата обращения 14.08.2023)
Список источников
Материалы интервью с Алферовой Т. В., директором ДХШ 1 им. Саниных // Архив автора. – Папка 1, 2 л.
Приложение 1
Цветовая палитра натуральных красок разных видов, изготовленных в домашних условиях
Таблица 1. Цветовая палитра акварели, изготовленной в домашних условиях.
Цвет красок |
Желтый |
Оранжевый |
Малиновый |
Зеленый |
Коричневый |
Пигмент |
Куркума |
Сок моркови |
Сок свеклы |
Сок петрушки |
Отвар луковой шелухи, кофе |
Связующее |
Вода, мед (акварель) |
Вода, мед (акварель) |
Вода, мед (акварель) |
Вода, мед (акварель) |
Вода, мед (акварель) |
Таблица 2. Цветовая палитра темперы, изготовленной в домашних условиях.
Цвет красок |
Желтый |
Зеленый |
Пигмент |
Желтый мел |
Зеленый мел |
Связующее |
Яйцо |
Яйцо |
Таблица 3. Цветовая палитра масляной краски, изготовленной в домашних условиях.
Цвет красок |
Желтый |
Оранжевый |
Малиновый |
Зеленый |
Пигмент |
Краситель пищевой желтый |
Краситель пищевой оранжевый |
Краситель пищевой малиновый |
Краситель пищевой зеленый |
Связующее |
Растительное масло |
Растительное масло |
Растительное масло |
Растительное масло |
Приложение 2. Фотографии процесса изготовления натуральных красок.
Фото 1 Изготовление натуральной темперы. |
Фото 2 Натуральная темпера. |
Фото 3 Изготовление натуральной акварели Фото 4 Акварель натуральная
Приложение 2. Фотографии процесса изготовления натуральных красок.
Фото 5 Изготовление натуральной Фото 6 Краска масляная натуральная
масляной краски
Приложение 3 Фотографии сравнения разных свойств красок
Фото 1 Применение темперы- Фото 2. Применение акварели-
натуральной и искусственной. натуральной и искусственной.
Фото 3 Применение масляной краски- Фото 4 Проверка физического
натуральной и искусственной. свойства - прозрачность у акварели