Введение
Президент России Владимир Владимирович Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 года Десятилетия науки и технологиив Российской Федерации. Основные цели проекта – привлечение молодежи в сферу науки и технологий, рост знания людей о достижениях Российской науки. Поэтому при выборе темы мы решили, что наша тема тоже должна быть связана с наукой. Выбрали направление – химия, а тема работы «Качественное определение витамина «С» в продуктах питания».
У современного человека очень напряженный ритм работы, он получает огромное количество информации, много времени уделяет работе с техникой меньше уделяет времени сну , меньше находится на свежем воздухе, подвергается воздействию вирусных инфекций, которые постоянно мутируют. Все эти факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека. Но необходимо сказать, что мы не можем отказаться от всех благ цивилизации, снизить темп нашей жизни. Следовательно, современному человеку необходимо найти способ поддерживать свой иммунитет и быть здоровым. А это возможно, если человек грамотный, стремится к здоровому образу жизни, у него есть желание заниматься спортом, соблюдать режим дня, употреблять в пищу не менее 400 грамм в сутки свежих овощей и фруктов, которые содержат витамины и поддерживают наш иммунитет, помогая организму справляться со всеми нагрузками. А если человек знает о значении витаминов в нашем питании, уделяет внимание своему здоровью, то он хорошо учится, планирует свое будущее, активно занимается спортом, путешествует, имеет интересную работу. Проблема грамотного отношения человека к своему здоровью, желание сохранить активный образ жизни всегда была и будет актуальной, а знания о здоровом образе питания необходимо формировать с раннего возраста. Мы надеемся, что наши интерактивные мероприятия с показом экспериментов в начальной школе, организованный ютуб -канал помогут повысить интерес и ответственность к своему здоровью, а также вызовут интерес к исследовательской деятельности и к изучению такой науки как химия.
Цель: качественное определение витамина «С» в продуктах питания (овощи, фрукты).
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме исследования;
- провести и проанализировать результат анкетирования учащихся;
- изучить методики и проведения эксперимента;
- подготовить необходимое оборудование;
-выполнить эксперименты;
-заполнить таблицы и подготовить выводы по эксперименту;
-реализовать информационную деятельность: буклеты, презентация, выступления вклассах и на родительском собрании; размещение информации на сайте школы; создание ютуб-канала «Витамины-это жизнь»; организация лайфхака «Советы от начальной школы».
Практическая значимость проекта:
- состоит в приобщении младших школьников к знаниям о здоровом питании и желании заботиться о своем здоровье за счет подачи материала в динамичной и занимательной форме;
- повысить интерес у обучающихся к изучению учебных предметов (химии и биологии) и к исследовательской деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, анкетирование и анализ, работа в социуме, организация ютуб- канала «Витамины-это жизнь».
Срок реализации: 2023–2024 гг.
Наша группа организовалась не случайно – мы единомышленники: у Артема своя домашняя химическая лаборатория- он мечтает стать химиком, Настя- фармацевтом. Виктория – доктором, а Артем- спортивном врачом. А для того что бы разговаривать со сверстниками о здоровом питании, мы должны сами обладать определенными знаниями, быть убедительными в своих выступлениях.
До изучения химии в школе еще три года, но у нас появилась идея – найти доступные для нашего возраста методики определения наличия витаминов в овощах и фруктах. Нам стало интересно, а можно ли определить наличие витамина «С» не только в лабораторных, но и в домашних условиях? Затем провести эксперименты, с результатами познакомить своих одноклассников и учеников нашей школы в интересной форме. Объектом исследования мы выбрали витамин «С» (аскорбиновая кислота), который по мнению врачей являетсяглавным союзником человека в борьбе с переутомлением и вирусными заболеваниями. Витамин «С» позволяет поддерживать иммунитет человека в боеготовности, чтобы вовремя реагировать на периодически поступающую внешнюю угрозу.
Всю работу над проектом мы разделили на три этапа: подготовительный, экспериментальный и заключительный.
План работы над проектом «Определение витамина С в продуктах питания»
№ п/п |
мероприятия |
сроки |
1 |
Заседание исследовательской группы определение темы проекта. |
ноябрь 2023г. |
2 |
Определение цели, задач, методов, источников информации и предполагаемые результаты исследования. |
ноябрь 2023г |
3 |
Разработка плана реализации проекта |
Ноябрь 2023г |
4 |
Установление социального партнерства: руководители и консультанты по работе. |
Ноябрь 2023г |
5 |
Анкетирование и анализ анкет учащихся на знание о витамине «С» |
Декабрь 2023г |
1 |
Знакомство с современным медицинскими терминами |
Декабрь 2023г |
2 |
Определение методик исследования |
Декабрь 2023г |
Подготовка химического оборудования |
Декабрь 2023г |
|
Подбор объектов для исследования и отработка меток исследования |
Декабрь 2023г |
|
3 |
Выполнение первой части эксперимента в домашних условиях (йодометрический способ) |
Декабрь 2023г |
Выполнение второй части эксперимента в школьной химической лаборатории железосинеродистого калия и хлорида железа (III) |
Декабрь 2023г |
|
4 |
Фотографирование объектов, измерение времени протекания химической реакции, заполнение таблиц |
Декабрь 2023г |
5 |
Анализ полученных результатов, подготовка таблиц, графиков. Вывод по экспериментам. |
Январь 2024 г |
1 |
Оформление текста работы |
Январь 2024 г |
2 |
Подготовка видеоматериала по результатам исследований: ютуб – канал «Витамины -это жизнь», ролики, буклет, раздаточный материал, презентации. |
Январь 2024 г |
3 |
Практическое использование материалов проекта: интерактивные мероприятия в классах начальной школы. |
Январь-февраль 2024 г |
4 |
Представление и защита проекта |
Февраль 2024 г |
5 |
Перспективы развития проекта |
Февраль 2024 г |
Подготовительный этап
На подготовительном этапе мы провели первое заседание нашей творческой группы, где определили роли каждого члена группы. Анастасия Григорьева-организатор (заседание рабочей группы, организация представления результатов работы); Артем Будаев-идейный вдохновитель проекта (оформитель ( подбор макета раздаточного материала); Виктория Германова-корреспондент (определение контактов в социуме и подготовка теста для работы в социуме); Артем Таранов-технический исполнитель (создание ютуб – канала «Витамины-это жизнь»; распечатка информационного материала). Затем разработали план реализации проекта. Подобрали вопросы анкеты, которые были направлены на выявление знаний учеников 4- х классов о роли витаминов и об отношении к собственному питанию /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/. Затем в 4-а и 4-в классе провели анкетирование обучающихся и обсудили результаты. В анкетировании приняли участие пятьдесят восемь человек. Результат показал, что на вопрос номер один о знаниях по витаминам, три человека ответили, что не знают о витаминах ничего, пять человек сказали, что все знают о витаминах, а пятьдесят человек -ответили, что знают, но мало. На вопрос о выборе продуктов для перекуса в школе два человека выбрали пирожное, пятнадцать человек -бутерброд, а сорок один – яблоко, мандарины или банан. Анализ анкет подсказал, что наш проект может быть не только исследовательским, но и просветительским /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/. По итогам анкетирования мы создали презентацию о витамине «С», разработали буклет.
Руководителями в нашей работе были: Беляева Татьяна Васильевна-она консультировала все вопросы по химии и наш учитель - Тукмакова Юлия Михайловна - она помогала нам в технической части проекта: создании презентаций и ютуб – канала «Витамины-это жизнь».
Исследовательский этап
На исследовательском этапе мы подобрали и изучили методики экспериментов по определению витамина «С» в овощах и фруктах, в соответствии с ними подготовили химическое оборудование. Мы обратили внимание на вопрос, что бы при подборе методик определения наличия витамина «С», можно было исследовать содержание витамина «С» в овощах и фруктах не прибегая к помощи специальной лаборатории, а сделать это в домашних условиях и что бы методика была доступна для всех. И выбрали методику определения наличия витамина «С» йодометрическим способом. Затем определились с набором овощей и фруктов. Для начала мы взяли пятнадцать объектов: яблоко, грушу, киви, банан, лимон, гранат, грецкий орех, перец сладкий, лук репка, огурец, помидор, капуста, морковь и провели пробный эксперимент. Затем из всего списка выбрали те овощи и фрукты, которые всегда есть в продаже или их можно вырастить на своем садовом участке или собрать в лесу и которые доступны по цене практически всем жителям нашего города Всеволожска. При проведении эксперимента мы обратили внимание на то, что будут погрешности если объект дает цветное окрашивание при приготовлении вытяжки, как например морковь, клюква, гранат, помидор. Затем распределили объекты на две группы, овощи: лук репка, огурец, капуста, сладкий перец; фрукты: банан, киви, мандарин, лимон, яблоко.И конечно, что бы наша работа имела практический характер мы спланировали использование полученных результатов в учебной и внеурочной деятельности в рамках нашей школы: размещение материалов на сайте школы, организация ютуб – канала «Витамины- это жизнь», интерактивные мероприятия в начальном звене, лайфхак «Советы от начальной школы».Для того, что бы убедиться, в чистоте эксперимента, мы провели опыт с витамином «С», который купили в аптеке. Растворили одно драже витамина «С» в 100 граммах воды. Действительно, реакция йода и соли подтвердила описание методики, йод мгновенно обесцвечивался, а соль давала ярко-синее окрашивание под названием «берлинская лазурь». Каждый из нас имел свой набор химической посуды и выполнял обучающий эксперимент и отмечал время изменения окрашивания. Первый эксперимент с йодом мы проводили в школьной химической лаборатории, а затем отработали методику дома, так как настойка йода доступна для всех и используется в быту. Каждый из нас подготовил отчет по эксперименту – видеоролик на ютуб-канале «Витамины-это жизнь»; ( https://youtube.com/@researchers-sg1nz?si=0emwx4sWIi3HtRow). Для проведения обучающего эксперимента йодометрическим способом мы подготовили по чайной ложке образцов овощей и фруктов. Пронумеровали пробирки и стаканчики, каждый образец отдельно размельчили в пластиковой емкости в холодной кипяченой воде объемом пятнадцать миллилитров. Затем профильтровали выделенный экстракт в пробирку по пять миллилитров, не теряя нумерацию. В каждую пробирку добавили по 2 капли йода. Экстракт становился желтым, но постепенно обесцвечивался, мы засекали время обесцвечивания образца, данные заносили в таблицу. По скорости обесцвечивания определяли качественное присутствие витамина «С» в овощах и фруктах /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/.
Время восстановления йода в образцах (фрукты)
№/п |
Образец продукта питания |
Время восстановления йода (сек) |
1 |
Лимон |
2-3 |
2 |
Киви |
5 -6 |
3 |
Мандарин |
10-11 |
4 |
Яблоко |
16-17 |
5 |
Банан |
Более 30 |
Наши наблюдения показали, что самое быстрое обесцвечивание раствора произошло в пробирке с лимоном за 2-3 секунды, затем идет киви-5-6 секунд, мандарин -10-11 секунд, яблоко 16-17 секунд и завершает таблицу- банан у него полное обесцвечивание не прошло за 30 секунд. Этот эксперимент показывает, что чем выше содержание витамина «С» в образце, тем обесцвечивание раствора йода происходит быстрее.
Время восстановления йода в образцах (овощи)
№/п |
Образец продукта питания |
Время восстановления йода (сек) |
1 |
Лук репчатый |
2 |
2 |
Перец (сладкий) |
2-3 |
3 |
Редька (черная) |
4 |
4 |
Капуста |
15 |
5 |
Огурец |
Более 45 |
Эксперимент по овощам дал следующие показатели: самое высокое содержание витамина дает лук репчатый, почти наравне с ним - перец сладкий, не отстает по скорости обесцвечивания редька черная - 4 секунды, капуста почти обесцветилась за 15 секунд. А вот огурец даже после 45 секунд не дал никакого результата, вытяжка осталась желтого цвета, что говорит о низком содержании витамина «С».
Затем отработали методику проведения второго эксперимента «Качественная реакция на наличие витамина «С» в образцах с использованием железосинеродистого калия и хлорида железа» (III) /ПРИЛОЖЕНИЕ 4/. Этот эксперимент мы проводили в химической школьной лаборатории, так как нам потребовались химические вещества, которые в обычной жизни не используются, А так же нужна консультация учителя химии.
Интенсивность окрашивания (берлинская лазурь) в образцах (фрукты)
№/п |
Образец продукта питания |
Цвет/баллы |
1 |
Лимон |
Ярко-синий -7 |
2 |
Киви |
Ярко-синий- 6 |
3 |
Мандарин |
Синий - 4 |
4 |
Яблоко |
Светло -синий-2 |
5 |
Банан |
Серо-синий -1 |
Интенсивность окрашивания (берлинская лазурь) в образцах (овощи)
№/п |
Образец продукта питания |
Цвет/баллы |
1 |
Лук репчатый |
Ярко-синий-8 |
2 |
Перец (сладкий) |
Ярко-синий-7 |
3 |
Редька (черная) |
Ярко-синий-7 |
4 |
Капуста |
Светло -синий-1 |
5 |
Огурец |
Серо-синий -1-0 |
В этом эксперименте мы не только определили интенсивность окрашивания, но расставили баллы интенсивности, взяв за основу реакцию на раствор аптечного витамина «С» в 10 баллов. Результат по фруктам показал , что лидером по качественной реакции вновь стали лимон и киви, которые показали ярко -синее окрашивание , затем мандарин, яблоко и на последнем месте банан, который давал серо-синее окрашивание. Интенсивность окрашивания в образцах овощей показала, что лук-перец-редька все дают ярко-синий цвет и 7-8 баллов. На последнем месте вновь оказался огурец, мы ему определили от 0 до 1 балла.
Как настоящие исследователи мы не смогли не проверить фрукты, которые дают цветное окрашивание при приготовлении вытяжки в воде: гранат, клюква, помидор. Использовали соли калия и железа по методике второго эксперимента. Эталоном взяли раствор витамина «С» (одно драже в ста миллилитрах воды). В эксперимент включили лимон, который показал самое высокое содержание витамина «С» в первых экспериментах.
Интенсивность окрашивания (берлинская лазурь) в образцах (фрукты)
№/п |
Образец продукта питания |
Цвет/баллы |
1 |
Драже витамин «С» |
Ярко-синий -10 |
2 |
Клюква (свежемороженая) |
Ярко-синий- 9 |
3 |
Гранат |
Ярко-синий-9 |
4 |
Лимон |
Синий – 9 |
5 |
Помидор |
Серо-синий -1 |
Эксперимент по плодам клюквы, граната и лимона дает ярко-синее окрашивание в 9 баллов, при чем цвет во всех трех пробирках не отличался по интенсивности, показатели говорят о том, что содержании витамина «С» в этих продуктах самое высокое.
Заключительный этап
На заключительном этапе исследовательской работы были составлены все таблицы с результатами по определению витамина «С» в овощах и фруктах;
- отсмотрен весь видеоматериал по экспериментам;
- сделаны выводы по выполнению плана работы;
- проведен анализ результатов опытов;
-подготовлены диаграммы по результатам анкетирования;
-проведены интерактивные мероприятия в классах для чего подготовлены: презентация, викторина, буклеты, коллективная игра;
-сделаны фотографии и сняты видеоролики для созданного ютуб-канала «Витамины -это жизнь»;
- разработан и распечатан макет буклета;
-оформлен текст работы, подготовлена защита работы.
Заключение
Проект «Качественное определение витамина «С» в продуктах питания» —исследовательский и практико-ориентированный.Проект подразумевал три этапа: подготовительный, экспериментальный и заключительный. Изучив литературу по теме исследования, получив поддержку руководителей проекта, выполнив эксперименты, проведя обсуждения и проанализировав результаты анкет и опытов, мы сделали общий вывод по качественному содержанию витамина «С» в овощах и фруктах. Лидерами по экспериментам стали – клюква и гранат, лимон и киви, лук репчатый и перец сладкий, второе место заняли: мандарин и редька черная; на третьем месте - яблоко и капуста, а вот огурец, помидор и банан -заняли последнее место по итогам двух экспериментов. Если выбирать самый выгодный вариант для употребления в пищу из представленных овощей и фруктов, то на первом месте из цветных фруктов будет клюква, которая произрастает на территории Ленинградской области и в Карелии, где мы имеем возможность собирать ягоды самостоятельно и бесплатно. Можно рекомендовать употребление граната, лимона, киви, мандарина. Именно употребление в осенне-зимний период этих фруктов будет положительно влиять на организм, поддерживая наш иммунитет. Из отобранных фруктов, самым высоким содержанием витамина «С» у овощей может похвастаться - лук, перец красный и редька. Конечно, не смотря на то что- лимон, лук, перец и редька показывают высокие результаты в эксперименте, мы не сможем использовать из в перекусах в школе, а вот использовать эти овощи в салатах в школьной столовой и в домашних условиях вполне возможно, например, можно готовить витаминные салаты из капусты, моркови в сочетании с редькой, перцем, лимоном, яблоком, огурцом, гранатом, клюквой, их рецепты находятся на ютуб – канале «Витамины-это жизнь»; https://youtube.com/@researchers-sg1nz?si=0emwx4sWIi3HtRow. Из клюквы и граната можно готовить морсы (ролик на ютуб-канале). Несмотря на то, что банан и огурец заняли последние строчки в нашем эксперименте на содержание витамина «С», их мы не можем исключать из числа полезных продуктов, например банан содержит железо, калий; является источником глюкозы в организме и повышает физическую выносливость, улучшает работу нервной системы.Ученые доказали, что витамин «С» лучше всего усваивается вместе с кальцием и магнием , которыми богат банан. Еще необходимо отметить, что экзотические фрукты, как банан и киви, едут к нам из далека, они проделали долгий путь до прилавка, поэтому их собирают недозрелыми, а это влияет на витаминный состав фрукта. А вот в защиту зимних огурцов и помидор по содержанию витамина «С», мы не можем сказать много хороших слов, но огурцы и помидоры содержат клетчатку, их можно использовать в бутербродах и как добавку к овощным салатам, а еще их яркий цвет зимой вызывает аппетит.
На основании собственных наблюдений, изучения источников литературы, анализа анкетирования мы подготовили интерактивные мероприятия о пользе витамина «С» в зимний период для младших школьников, где ученики были не просто наблюдателями, а активными участниками нашего проекта: проводили качественные реакции /ПРИЛОЖЕНИЕ 6/, участвовали в викторине «Витамин», сделали коллективную работу «Тарелка для витамина «С», где нарисовали фрукты и овощи, содержащие витамин «С». А затем, мы предложили всем раздаточный материал с рецептами простых и вкусных салатов /ПРИЛОЖЕНИЕ 5/, запустили лайфхак «Советы от начальной школы», разместили видеоролики по эксперименту на школьном сайте https://vk.com/wall-215813291_488, организовали ютуб- канал «Витамины-это жизнь», где делимся результатами своей работы, предлагаем доступные овощные и фруктовые рецепты https://youtube.com/@researchers-sg1nz?si=0emwx4sWIi3HtRow.
Входе работы над проектом, так как у нас еще не было в опыте такой работы,возниклиследующиетрудности:
- труднобылопланироватьсвоюдеятельность по осуществлению проекта;
- трудно без помощи распределитьобязанностимеждусобой;
- сложно было определяться с подбором методик экспериментов;
- сложности в оформлении результатов исследования (таблицы, графики);
- сложности в организации работы: договариваться с учителями о проведении классного часа, поддержание дисциплины.
В преодолении всех трудностей и решении вопросов нам оказали большую помощь наши учителя Беляева Татьяна Васильевна и Тукмакова Юлия Михайловна.
Нам было интересно работать над проектом в течение этого времени. Мыузнали и научились много новому для себя:
- определятьцельизадачисвоейработы;
- составлятьпланработы;
- составлять вопросники для анкетирования;
- подбирать материал и структурировать его;
- выполнять эксперименты, в соответствии с методиками;
- использовать ИКТ технологии в своей работе;
- получили навык публичных выступлений;
Работа над проектом помогла нам в развитии умений работы в группе; формированию личностных качеств: организационных, выявлению лидерских способностей, самостоятельности, ответственности и взаимовыручке. А главное мы поняли, что выбрали правильное направление своей будущей профессиональной деятельности.
Мы считаем, что цель нашего проекта достигнута.Проведенные интерактивные мероприятия /ПРИЛОЖЕНИЕ 6/ имеют положительный результат. Поставленные задачи,нашлисвоюпрактическуюреализацию.Уучениковначальнойшколы,которых мы познакомили с проектом, появилось желание поучаствовать впроектевместе снами и мы некоторых ребят взяли в свою команду, а так же у них возник интерес к такой сложной науке как химия. Проектреализован созданием видеороликов, проведением интерактивных мероприятий и лайкхака «Витаминная фантазия», созданием ютуб- канала «Витамины – это жизнь».Разработан и распечатан макет буклета /ПРИЛОЖЕНИЕ 7/.
Материал работы даетвозможностьучащимся начальной школы, а также заинтересованным людям пользоватьсясозданноймедиатекой науроках окружающего мира, на классных часах, родительских собраниях и вовнеурочнойдеятельности. Свою работу в социуме мы продолжим и дальше. Впереди много возможностей по изучению других тем химической направленности.
Список использованных источников
Законодательные и инструктивные материалы
1. Указ Президента от 25 апреля 2022 года №231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологии. http://government.ru/rugovclassifier/902/events/ (дата обращения 12. 12. 2023).
Монографическая, учебная и периодическая
литература
2.Аксенова М.А., Энциклопедия для детей , том 17, «Химия»: / М.А Аксенова,И.А. Леенсон и др./ Серия: Энциклопедия для детей, https.labirint.ru/books/405745/
3.Артюхова И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни для первоклассников, / И.С.Артюхова , - 2-е изд. – М: ООО «Русское слово»- учебник, 2023.-112с.: ил.
4. Бухарин П. Д., Витамины в овощных, плодовых и ягодных растениях средней полосы России : монография / [П. Д. Бухарин и др.] ; отв. ред. А. С. Демидов]; Рос. акад. наук, Гл. ботан. сад им. Н. В. Цицина. - Москва : Наука, 2005. - 142, [2] с. ;
5. Габриелян О.С., Химия 10 кл, учебник базовый уровень, / О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение /, 2023 г, 128 с.
6. Жбанова Е. В., Витамины: от истории открытия-до наших дней / Жбанова Е. В.; Рос. акад. с.-х. наук, Всерос. НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина. - Мичуринск : МичГАУ, 2009. - 231 с.
7. Емельянов В. В., Максимова Н. Е., Мочульская Н. Н., Биохимия, Статья «Качественные реакции на витамин «С».Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, «Биотехнические системы и технологии» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2016.
8. Здоровое питание. РФ. https://xn----8sbehgcimb3cfabqj3b.xn--p1ai/ (дата обращения 09.01.2024)
9. Здоровое питание. РФ https://vk.com/rpnzdorovoepitanie (дата обращения 09.01.2024)
10. Землянская В.А.,Скребнева К.С., статья. Количественное определение витамина «С» в продуктах питания методом йодометрии, / В.А., Землянская, К. С. Скребнева./,https://cyberleninka.ru/article/n/kolichestvennoe-opredelenie-vitamina-s-v-produktah-pitaniya-metodom-yodometrii.
11. Крохалева С.И., Шибанов Д.С., статья «Количественное определение и анализ содержания витамина «С» в продуктах питания». Приамурский государственный университет, 2010 г. https://pgusa.ru/vestnik/arhiv/kolichestvennoe-opredelenie-i-analiz-soderzhaniya-vitamina-s-v-produktah-pitaniya
12. Лакиза, Н. В. Анализ пищевых продуктов : [учеб. пособие] / Н. В. Лакиза, Л. К. Неудачина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — 105 с.
13. Могильный М. П. Организация производства продукции здорового питания : (принципы здорового питания: рекомендации, правила, характеристика) : учебное пособие / М. П. Могильный, Т. В. Шленская ; под ред. М. П. Могильного. - Москва : ДеЛи плюс, 2015. - 178, [1] с.
14. Сиянова Н.С., Невзорова Т.А., Методическое руководство для практикума по биохимии: Учебно- методическое руководство / Н.С. Сиянова , С.Н. Неуструева/. – Казань: КГУ, 2008. – 46 с.
15. Сибирский Государственный Медицинский Университет, файловый архив студентов, статья. Качественные реакции на аскорбиновую кислоту, Практикум по бх.doc https://studfile.net/preview/2243544/page:11/ (дата обращения 11.01.2024)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Витамины в нашей жизни
(анкета 4 класс)
1.Знаешь ли ты , что такое витамины :
а) да;
б) нет;
в) знаю, но мало.
2.Назови как можно больше овощей и фруктов, содержащих витамин «С»
3.Выбери продукты, которые содержат витамин «С»:
а) шоколад, мороженое;
б) колбаса, сосиски;
в) овощи и фрукты.
4.Какое значение имеет витамин «С» для организма человека (выбери все правильные ответы):
а) помогает учиться и заниматься спортом;
в) защищает организм от инфекций; в) не имеет значение.
5. Что из продуктов ты выберешь для перекуса в школе
а) бутерброд;
б) пирожное;
в) яблоко, банан.
6. Сколько раз в неделю ты ешь фрукты и овощи:
а) 1-2 раза;
б)3-5 раз;
в) каждый день.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Качественная реакция на наличие витамина «С» в образцах йодометрическим способом (эксперимент №1)
Подготовьте несколько образцов овощей и фруктов: яблоко, груша, киви, помидор, огурец, картофель, лук, банан, лимон, сладкий перец, грецкий орех, гранат, ягоды смородины и клюквы, зелень (продукты можно брать из заморозки).
Пронумеруйте образцы овощей и фруктов, каждый образец отдельно размельчите в стеклянной емкости (стакане) в холодной кипяченой воде.
Слейте выделенный экстракт в чистую емкость (стакан или пробирку), не теряя нумерацию.
В каждую емкость (пробирку) добавьте по 5 капель йода. Йод в присутствии витамина «С» восстанавливается и раствор обесцвечивается.
Отметьте время, за которое обесцвечивается раствор образца- чем выше содержание витамина «С» в образце, тем обесцвечивание происходит быстрее.
Заполните таблицу и сделайте вывод об уровне содержания витамина «С» в отобранных образцах.
Время восстановления йода в образцах фруктов и овощей
№/п |
Образец продукта питания |
Время восстановления йода (сек) |
1 |
Лимон |
|
2 |
Банан |
|
3 |
Яблоко |
|
4 |
Груша |
|
5 |
Киви |
|
6 |
Ягоды клюквы |
|
7 |
Ягоды смородины |
|
8 |
Гранат |
|
9 |
Перец (сладкий) |
|
10 |
Огурец |
|
11 |
Помидор |
|
12 |
Зелень |
|
13 |
Грецкий орех |
|
14 |
Картофель |
|
15 |
Лук |
Вывод:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Качественная реакция на наличие витамина «С» в образцах с использованием железосинеродистого калия и хлорида железа (III) (эксперимент № 2)
Подготовьте несколько образцов овощей и фруктов: яблоко, груша, киви, помидор, огурец, картофель, лук, банан, лимон, сладкий перец, грецкий орех, гранат, ягоды смородины и клюквы, зелень (продукты можно брать из заморозки).
Пронумеруйте образцы овощей и фруктов, каждый образец отдельно размельчите в стеклянной емкости (стакане) в холодной кипяченой воде.
Слейте выделенный экстракт в чистую емкость (стакан или пробирку), не теряя нумерацию.
Приготовьте смесь солей- феррицианида калия (K3Fe(CN)6- железосинеродистый калий) и раствор (Fe CI3) хлорида железа (III)/ В результате смешивания жидкость приобретает бурую окраску.
Добавляем по каплям смесь солей в каждый образец, раствор меняет бурый цвет на зеленовато синий, после чего выпадает в осадок темно- синего цвета (берлинская лазурь).
При добавлении небольшого количества кипяченой холодной воды цвет осадка становится более отчетливым.
По скорости появления синего цвета (берлинской лазури)или же по интенсивности появления цвета (задайте свою шкалу баллов) сделайте вывод, какой из образцов содержит большее количество витамина «С».
Интенсивность окрашивания (берлинская лазурь) в образцах (фрукты)
№/п |
Образец продукта питания |
Цвет/баллы |
1 |
Лимон |
|
2 |
Банан |
|
3 |
Яблоко |
|
4 |
Груша |
|
5 |
Киви |
|
6 |
Ягоды клюквы |
|
7 |
Ягоды смородины |
|
8 |
Гранат |
|
9 |
Перец (сладкий) |
|
10 |
Огурец |
|
11 |
Помидор |
|
12 |
Зелень |
|
13 |
Грецкий орех |
|
14 |
Картофель |
|
15 |
Лук |
Вывод:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Витаминные салаты
Овощные салаты
Свежесть
1 Капуста
2 Морковь
3 Редька
4 Клюква
Карельский
1 Яблоко
2 Капуста
3 Огурец
4 Клюква
Гранатовый
1 Капуста
2 Перец сладкий
3 Лук репка
4 Гранат
Цветной
1 Капуста
2 Помидор
3 Огурец
4 Клюква
5 Морковь
Радуга
1 Перец сл.
2 Капуста
3 Редька
4 Огурец
5 Помидор
6 Клюква
Фруктовые салаты
Яблочный
1 Яблоко
2 Груша
3 Банан
4 Клюква
Зеленый крокодил
1 Киви
2 Яблоко
3 Гранат
Солнечный
1 Мандарин
2 Морковь
3 Банан
4 Клюква Оранжевый
1 Апельсин
2 Банан
3 Яблоко
4 Гранат
Зимняя радость
1 Мороженое
2 Киви
3 Лимон
4 Гранат
5 Клюква
Зимняя радость
1 Мороженое
2 Банан
3 Лимон
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Интерактивные мероприятия в начальной школеПРИЛОЖЕНИЕ 7