Экология малой Родины

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология малой Родины

Переверзева М.В. 1
1ГБПОУ «Губернский техникум м.р. Кошкинский» министерства образования и науки Самарской области
Имамутдинова Л.Д. 1
1ГБПОУ «Губернский техникум м.р. Кошкинский» министерства образования и науки Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Охрана окружающей среды – «экология» – наука о среде обитания человека, животных и растений, о закономерностях животной природы во взаимодействии с человеческой деятельностью. Это наука о доме, в котором живёт человечество, наука о строении и развитии планеты Земля. Поэтому тема о состоянии окружающей среды всегда очень актуальна и остра. Нам кажется, что каждый человек хоть раз должен серьёзно задуматься об окружающей среде, в которой он живёт. Эта тема важна тем, что если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей земли и нашей страны, то будет поздно. А поздно будет, потому что мы уже ничем не сможем помочь не людям, не природе, которая нас окружает.

Цель работы: исследование состояния окружающей среды с.Кошки

Задачи:

  1. Ознакомиться с природными и социальными особенностями с.Кошки

  2. Выявить источники загрязнения природных объектов.

  3. Оценить экологическое состояние окружающей среды своей местности, выяснить влияние человека на состояние природы края.

  4. Предложить пути улучшения качества окружающей среды.

Работа включала в себя следующие этапы:

  1. Описание природных и социальных особенностей села

  2. Изучение и оценка факторов окружающей среды:

  3. Разработка и проведение мероприятий, направленных на сохранение природы

В своей работе мы использовали следующие методы:

  • метод поиска информации;

  • теоретический анализ (обобщение, сравнение и анализ информации);

  • анкетирование;

  • фотографирование.

  • исследование

Описание природных и социальных особенностей

С.Кошки расположено в Кошкинском районе Самарской области, Кошкинский район расположен на северо-западе Самарской области. Площадь-2846,5 кв. км. Он находится в умеренных широтах. Рельеф района равнинный, климат резко континентальный, речная сеть развита слабо. Район расположен в лесостепной зоне с плодородными почвами и богатым растительным и животным миром. Он граничит на севере с республикой Татарстан, на востоке с Челно-Вершинским и Сергиевским районами Самарской области, на юге с Елховским районом Самарской области, на западе с Ульяновской областью. Численность населения района поддерживается за счет миграционного прироста и составляет 26900 человек с преобладанием женского населения. Район многонациональный. В народном хозяйстве заняты 12300 человек, уровень безработицы составляет 7,7%.

Территория района сейсмически спокойная. В целом рельеф района холмисто-равнинный. На территории района в древности находилось Акчагыльское море – это послужило образованию ПИ: газа, нефти. В районе нефть добывается в 6 месторождениях. В недрах района имеются запасы нефти. Территория района по этому важнейшему сырью делиться на 3 района: 1.Надеждинское (охватывающий месторождения Казаковское, Булатовское);2.Нижне-Быковское (Введенское, Сборновское); 3.Мало-Чесноковское (Рахмановское).

Виды загрязнений окружающей среды

Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или природные комплексы. Выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Загрязнение гидросферы (воды)

  • Загрязнение атмосферы

  • Загрязнение литосферы (почвенного покрова)

  • Шумовое загрязнение

  • Радиоактивное загрязнение

Выяснив какие виды загрязнения бывают мы начали сбор информации об экологической обстановке в родном селе.

Исследование загрязнения атмосферы

Передвижные источники (автотранспорт) являются одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха района. От сжигания различных видов топлива автотранспортом в атмосферный воздух выделяются следующие загрязняющие вещества:

• от сжигания бензина

–окислы азота 1,33%, сера диоксид 0,26%, углерод оксид 87, 56%,

бензин (в пересчёте на углерод) 10,85%

• от сжигания дизельного топлива

–окислы азота 21,79%, углерод (сажа) 2,59%, сера

диоксид 3,4%, углерод оксид 63,25%, керосин 8,79/%.

Мы также провели собственное исследование и изучили влияние местного транспорта на загрязнение окружающей среды . В результате выполнения работы мы сделали вывод, что каждый час атмосфера нашего села «пополняется» 823,84 граммами вредных веществ.

Исследовательская часть

Изучение загрязнения окружающей среды автотранспортом нашего села

Цель: подсчитать количество выбросов загрязняющих веществ автотранспортом нашего села за 1 час.

Наблюдения вели в дневное время. Подсчитали количество автомашин, проезжающих по улице Куйбышевской за 1 час. Рассчитали примерный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, если весь автотранспорт проедет путь 1 км.

Тип автомобиля

Тип двигателя

Количество проезжавших

легковой

карбюраторный

25

грузовой

карбюраторный

2

«Выбросы загрязняющих веществ, г\км»

Тип

автомобилей

Тип двигателя

Угарный газ

Углеводороды

Оксид азота

Сажа

Свинец

легковой

карбюраторный

20

2

3

0,05

0,01

грузовой

карбюраторный

70

8

7

0,15

0,008

грузовой

дизельный

40

3

6

1

0,003

Расчет количества выбросов загрязняющих веществ автотранспортом нашего села за 1 час.

Тип автомобиля

Путь

Количество

Угарный

газ

Углеводороды

Оксид азота

Сажа

Свинец

легковой

1 км

25

500

50

75

1,1

0,28

грузовой

1км

2

140

16

14

0,3

0,16

Вывод: всего за один час атмосфера нашего села «пополнилась» 823, 84 граммами вредных веществ.

Исследование загрязнения гидросферы в с. Кошки

Не менее серьезную опасность для человечества представляет загрязнение водных источников.

В зависимости от значений УКИЗВ (удельный комбинаторный индекс загрязненности воды  принята следующая градация качества вод:

Класс качества

Характеристика

УКИЗВ

1 класс

 

- условно чистая

1

2 класс

 

- слабо загрязненная

(1-2]

3 класс

- загрязненная

(2-4]

 

разряд «А»

- загрязненная

(2-3]

 

разряд «Б»

- очень загрязненная

(3-4]

4 класс

- грязная

(4-11]

 

разряд «А»

- грязная

(4-6]

 

разряд «Б»

- грязная

(6-8]

 

разряд «В»

- очень грязная

(8-10]

 

разряд «Г»

- очень грязная

(8-11]

5 класс

- экстремально грязная

(11-]

 

Год

УКИЗВ

Класс качества

р.Кондурча, устье

2021

4,41

4 «А» - грязная

2022

3,85

4 «А» - грязная

р. Кондурча , с.Кошки

2021

4,45

4 «А» - грязная

2022

3,46

4 «А» - грязная

Практическая работа «Определение органолептической характеристики вод р. Кондурча»

Цель: Определение качества воды на основе ее физических свойств.

1. Определение прозрачности речной воды, используя следующую шкалу оценки:

- прозрачная вода; -слабо мутная; -мутная;-очень мутная.

Прозрачность воды обусловливается ее цветом и мутностью, т. е. содержанием в ней окрашенных и взвешенных органических и минеральных веществ.

Для питья пригодна вода, если окраска ее не обнаруживается при высоте водяного столба более 20 см, а для технических целей - 10 см.

Вывод: Исследуемая вода мутная, на глубине более 20 см плохо видно дно, поэтому для питья по этому показателю вода непригодна.

2. Определение цветности

  1. Мутномерную пробирку наполнили анализируемой водой до высоты 10-12 см, пользуясь миллиметровой шкалой.

  2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении. (Цветность воды характеризуют качественно по степеням: бесцветная, слабо-жёлтоватая, светло-желтоватая, жёлтая, интенсивно-жёлтая).

Вывод: Обнаруживается светло-желтая окраска воды

3. Определение прозрачности

  1. Мутномерную пробирку наполнили анализируемой водой до высоты 10-12 см, пользуясь миллиметровой шкалой.

  2. Определили мутность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном (дневном, искусственном) боковом освещении. (Мутность воды характеризуют качественно по степеням: прозрачная, слабо мутная, мутная, очень мутная).

Вывод: вода характеризуется как слабо-мутная

4. Определение характера и интенсивности запаха исследуемой воды.

1 этап. Определение запаха непосредственно у водоема. В стеклянную банку налили речной воды и определили обонянием характер и интенсивность запаха. Запах сравнили с данными в таблице 1 и таблице 2

Таблица 1 Шкала интенсивности запаха.

Интенсивность

Балл

Характеристика запаха

Никакого

0

Запах не ощущается.

Очень слабый

1

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете.

Слабый

2

Запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обратит ваше внимание.

Заметный

3

Запах, который вы сразу не замечаете.

Отчетливый

4

Запах, обращающий на себя внимание, заставляющий отказаться от питья.

Очень сильный

5

Запах настолько сильный, что вода для питья не пригодна.

Таблица 2. Характер и род запаха воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Травянистый

Скошенной травы, сена

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

Вывод: По интенсивности запах отчетливый (4 балла), по характеру и роду запаха – рыбный, илистый, тинистый. Для питья по этому показателю вода не пригодна

5. Определение осадка

Отбрали значительное количество воды (около 1 литра) в мерный цилиндр или любой другой прозрачный сосуд с ровным дном. Вода отстояла в течение часа.

После отстаивания отмерили визуально следующие особенности:

объём осадка: незначительный, заметный, большой; характер осадка: хлопьевидный, илистый, глинистый, песчаный;

цвет осадка: серый, коричневый, бурый.

состояние воды после отстаивания: осветление незначительное, слабое, сильное; вода стала прозрачной.

Вывод: объём осадка: заметный; характер осадка: илистый; цвет осадка: бурый.

6. Определение фекального загрязнения воды (это наличие в ней бактерий группы кишечной палочки, в том числе подгрупп Bacterium paracoli и Bacterium aerogenes.)

В пробирку налили 10 мл воды. 3 капли 10% NaOH. Признаком фекального загрязнения является желтое окрашивание

Вывод: В результате проведенного опыта окрашивание не обнаружено, следовательно фекальное загрязнение отсутствует.

Выводы: в результате выяснили, что вода в реке достаточно грязная, непригодна для питья, хотя в ней и отсутствуют фекальные загрязнения

Основными факторами загрязнения вод названы: размещение дачных участков на землях водоохранных зон; порывы хозяйственно - фекальных коллекторов предприятий; захламление водоохранных и прибрежных зон открытых водоемов. применение устаревших схем алкализации и утилизации загрязненных стоков при строительстве и эксплуатации объектов.

Набрав в реке воды, мы решили исследовать ее доступными методами

В Кошкинском районе с. Орловка Самарской области завершается реконструкция водозабора. Работы начались в 2020 году. Сейчас техническая готовность объекта составляет 96 %, сообщает администрация муниципалитета.   Пробурены две новые водозаборные скважины глубиной 224 метра. Они оборудованы насосными станциями, подающими воду через очистные сооружения в водонапорные башни. Вдоль улиц жилой застройки села проложен новый водопровод протяженностью около 12 километров с кольцевой сетью для обеспечения бесперебойной подачи воды потребителям. Предстоит выполнить озеленение территории и ее благоустройство.
Жители Орловки говорят, что ждут, когда работы завершатся:В целях реализации проекта общественного экологического мониторинга водных объектов Молодежный парламент  создал рабочую группу по общественному контролю состояния водных объектов муниципального района Кошкинский. Местом проведения экологической акции стали пойма реки Кондурча и Гудковские пруды. Для улучшения экологичекого состояния водоохранных зон водных объектов были привлечены общественные молодежные организации: курсанты военно-патриотических клубов "Смена" и "Имени Видяева Ф.А", добровольческие отряды сельского поселения Кошки, студенты Губернского техникума муниципального района Кошкинский .

По очистке сточных вод в районе имеются 4 очистных сооружения. Две ОС действующие, принадлежат МП ПОЖКХ и ООО «Молочные продукты «Русагро», третье ОС построено в комплексе с новым общеобразовательным центром на 1175 мест, веденным в эксплуатацию в 2015 году, производительностью 700 м3/сутки. Сброс воды идет на рельеф. Очистные сооружения ООО «Эколайн» №4 – собственник сельское поселение Кошки. Проектная мощность 200 м3 в сутки. Будут очищаться канализационные стоки с населения. Все четыре ОС расположены по периметру села Кошки. В 2023 году объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты выросли в связи с ростом потребления воды.

Исследование загрязнения литосферы (почвенного покрова почвы)

Почвенный покров территории проектирования представлен черноземами выщелоченными и оподзоленными, черноземами типичными, пойменными и серыми лесными почвами. На территории Кошкинского района преобладают черноземы выщелоченные и типичные. Черноземы характеризуются значительной мощностью гумусового горизонта, накоплением гумуса и аккумуляцией в нем элементов зольного питания и азота, поглощенных оснований, а также наличием хорошо выраженной зернистой или зернистокомковатой структуры. Отличительной особенностью выщелоченных черноземов является отсутствие свободных карбонатов в гумусовом горизонте. Гранулометрический состав преимущественно глинистый, тяжело- и среднесуглинистый. Выщелоченные черноземы наряду с типичными – самые высокогумусные почвы. Характерными признаками для типичных черноземов являются: интенсивное накопление гумуса, темно-серая окраска гумусового горизонта, зернистая структура, выделение карбонатов в верхней части переходного горизонта, отсутствие выделений гипса и легкорастворимых солей. В большинстве своем среднегумусные, реже – малогумусные и слабогумусированные за счет облегченного механического состава

Кислотность почвы определялась следующим образом. На образцы почв с двух участков налили воды, отфильтровали в два стакана, в полученные фильтраты окунали полоски универсальной индикаторной бумаги. Изменение окраски индикатора сравнивали со шкалой и делали вывод о кислотности почвы в выбранных образцах. В результате исследований мы пришли к выводу, что почва имеет слабощелочную среду, нужно ее подкислять, добавляя удобрения, например, мочевину.

Водопроницаемость – это свойство почвы, как пористого тела, впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в мм водного столба, проходящей через единицу площади и поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Н.А. Качинского .

Таб.3.Оценка водопроницаемости почв (по Н.А. Качинскому)

Объем воды (мм)

Оценка

Свыше 1000

Провальная

1000-500

Излишне высокая

500-100

Наилучшая

100-70

Хорошая

70-30

Удовлетворительная

Менее 30

Неудовлетворительная

Для изучения скорости впитывания и фильтрования, мы подготовили цилиндр с делениями по 10 мл, обрезанный с двух сторон, мерный цилиндр и часы с секундомером. На исследуемых участках мы углубили цилиндр на 3 см в почву, налили в него из мерного цилиндра 30 мл воды и следили за временем, которое пройдет, пока вода профильтруется.

Нами были получены следующие результаты: Участок огорода : 5.0 мл/мин.;

цветник: 4,6 мл/мин.

Вывод: почва в огороде стороне обладает наибольшей водопроницаемостью, почва рыхлая. Почва на цветнике более уплотнена

Пути улучшения качества окружающей среды

Собрав информацию об экологическом состоянии нашего села , нам стало интересно: а видят ли окружающие нас люди экологические проблемы вокруг нас? Мы провели анкетирование и задавали учащимся и учителям нашей школы следующие вопросы:

  1. Как вы оцениваете экологическое состояние нашего села?

  1. Вы соблюдаете чистоту в нашем населенном пункте? Да – 45% ; Нет-55%.

  2. Что нужно делать для улучшения экологической ситуации в нашем селе?

В результате, мы пришли к выводу, что большая половина опрошенных никаких особых экологических проблем не видит и считает состояние окружающей среды хорошим и отличным. Среди основных предложений по улучшению экологической обстановки в селе были названы: -нужно не мусорить; -проводить субботники; -штрафовать; -поставить урны.

Мы задумались над вопросом, а какими способами мы могли бы помочь окружающей среде. Ведь не только государство и администрации предприятий должны заботиться об окружающей среде, каждый человек может способствовать сохранению экологии. Например, единственным реальным средством снижения количества поджогов травы и лесов является массовое образование и просвещение. Проблема замусоривания лесов и мест массового отдыха людей тоже может быть решена своими силами. Например, можно пользоваться многоразовыми сумками, снижая использование полиэтиленовых пакетов. Конечно, проблему со стеклянными бутылками необходимо решать на уровне государства.

Заключение

Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём и создаём.

В результате выполнения работы мы оценили экологическое состояние окружающей среды своей местности, выявили наиболее проблемные места в экологическом состоянии нашего села, выявили влияние человека на состояние природы края, предложили пути улучшения качества окружающей среды, разработали мероприятия в защиту природы. «Что мы имеем, не храним, потерявши плачем» говорится в пословице, так давайте же сохраним то, что мы имеем сейчас, что мы оставим своим потокам в будущем... Мне нравится природа района – самая красивая природа Самарской области. Интересны природные комплексы севера и юга района. Всем сердцем полюбив Кошкинский район во время работы над этим материалом, я от души желаю ему процветания и успехов.

Используемая литература и ресурсы сети Интернет.

  1. http://vsempomogu.ru/ecolog/227-6.html

2. file:///C:/Users/админ/Downloads/ooc.pdf

3.https://progorodsamara.ru/

4.https://kadm63.ru/city/ekonomika/Soc-Econ-prognoz_2021- 2023/11_PZ_Ecologiya_2021-2023.pdf

5.https://koshki-news.com/articles/media/2017/7/6/pod-kontrolem/?ysclid=lsmwc0w2p1508599162

6. https://pogoda-sv.ru/publication/490/

7.БРЭ. Россия, М., «Большая Российская энциклопедия»,2004.

Приложение 3.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

 

Фамилия, имя, отчество ученика (полностью)

Переверзева Мария Владимировна

Адрес (с индексом)

446800 Самарская обл Кошкинский район.с. Кошки 5 квартал д.12 кв.11

E-mail ученика (автора)

mv5192599@gmail.com

Название работы 

«Экология малой Родины.»

Наименование раздела конкурса, куда представляется работа 

Окружающий мир

Планируется ли участие в очном этапе, 09-12 апреля 2024 г. в Москве да/нет

 

Полное и сокращенное наименование учреждения

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Губернский техникум м.р. Кошкинский»

министерства образования и науки Самарской области

ГБПОУ «Г.Т.м.р.К»

Адрес (с индексом)

446800 Самарская обл.Кошкинский район,

с. Кошки IV квартал д.2.

Фамилия, Имя, Отчество педагога (полностью)

Имамутдинова Лилия Дамировна

E-mail педагога

imamutdinova.1967@yandex.ru

E-mail учреждения

gtmrka@mail.ru

Оплата организационного взноса участника конкурса

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты)

16.02.2024г. 800 руб

Номер платежа 354700586669LFRW

Просмотров работы: 39