Введение
Без умения обладать временем, невозможно владеть собой.
(Джон Стейнбек)
Что такое время?
Время-то процесс связи прошлого, настоящего и будущего. Время течет в одном направлении - из настоящего в будущее. Время-это богатство, которое нужно использовать разумно. Я учусь в 4 классе, учу английский язык, занимаюсь плаванием. Люблю гулять и общаться с друзьями. Но вот времени порой на все занятия не хватает. У моих одноклассников также не всегда хватает времени на выполнение домашних заданий, на хобби. Куда же исчезает драгоценное время?
Цель работы: Выяснить, как правильно организовать свое время и научиться, им управлять
Задачи:
1. Изучить материалы по управлению (тайм-менеджменту) временем для детей
2. Анализ организации времени моих одноклассников
3. Применить приемы тайм - менеджмента в своей жизни
4. Разработать рекомендации для одноклассников о правильном управлении своим временем
Гипотеза исследования предполагалось, что в течение дня имеется большая потеря времени, которое могло бы быть потрачено на достижения больших успехов в учебе, хобби, спорте.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы.
Знакомство с литературой на тему управления временем
2. Анкетирование одноклассников
3. Применение методов управления временем
4. Анализ полученных результатов
Теоретическая часть
Время - главное богатство на свете
Время – это богатство, которое нужно использовать с пользой. Когда люди говорят, что им не хватает времени, чаще всего это значит, что они тратят его впустую. Существует упражнение «Пирог времени».
Инструкция по заполнению «пирога вашего времени» В этом круге 65 -70 секторов. Среднее количество лет жизни среднестатистического человека. Теперь поставьте точку в любой сектор и отсчитайте свой возраст. Закрасьте этот сектор. Теперь, глядя на оставшийся сектор, поделите его примерно на одну треть. Одну треть своей жизни человек проводит во сне. И закрасьте другой штриховкой. Теперь отсчитайте еще пять секторов. В среднем пять лет человек проводит за гигиеническими процедурами. Теперь посмотрите на то, что осталось. Мотивирует на то, чтобы начать управлять своим временем?
Определение ценностей и потребностей
Начинать управление временем нужно с определения своих целей. Человек, имеющий цель и знающий, как ее достигнуть, не будет тратить время попусту потому, что он понимает, что времени на достижение цели может не хватить. Человек, умеющий ставить цели и организовывать себя ради их достижения, обязательно добьется успеха.
Цель должна быть очень конкретной, достижимой и привязанной ко времени. Для достижения цели нужно постоянное действие. Пусть чуть-чуть, пусть понемногу, но двигаться вперед без остановки.1 Чтобы понять, что же важно именно для тебя, можно делать записи сначала главного события дня и его ценности, потом недели, месяца и даже года. Через некоторое время можно будет увидеть, что же действительно ценно и важно для тебя.
Главные события и ценности
День недели |
Главное событие |
Ценности |
Понедельник |
||
Вторник |
||
Среда |
||
Четверг |
||
Пятница |
||
Суббота |
||
воскресенье |
Очень важно на пути к своей цели хвалить себя, отмечать даже небольшие успехи, это помогает не отчаиваться в трудные минуты и двигаться дальше. Для этого можно вести таблицу достижений:
Дела, которыми я горжусь – что сделала, чего добилась |
Когда это произошло |
Почему это важно для меня |
Планирование времени
Чтобы день прошел продуктивно нужно его планировать. План должен включать все возможные способы реализации задуманного: дополнительные занятия или тренировки.
После того, как цель обозначена, остается найти время на ее выполнение. В этом поможет хронометраж. Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. В течение дня необходимо записывать все дела и время, потраченное на них с точностью до 5 минут. Проанализировав информацию, можно получить полную картину дня, понять, на что тратятся драгоценные минуты и даже часы. Даже если ваши действия строго регламентированы, всегда нужно иметь заранее составленный план – это поможет справляться с работой более эффективно и оперативно. Существует правило "шести П". Правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.4
Фиксируйте цели письменно. Если на бумаге (или в электронном ежедневнике) не обозначена ваша цель, значит, её не существует.
Планируйте свой день. Заранее составленный список заданий и действий увеличивает продуктивность любого вида деятельности на 25%.
Разделяйте большие задачи. Объемные по времени выполнения дела нужно всегда разделять на несколько мелких подзадач.
Практическая часть
Исследование организации времени учеников 4 В класса
Понимание ценности времени, понимание жизненных целей
Я провела опрос своих одноклассников (Анкета 1 – приложение №1) для того, чтобы понять, знают ли они ценности времени и имеют ли жизненные цели. Были опрошены 28 человек. Полученные результаты видим на диаграммах 1,2.
Диаграмма 1
92% ответили, что ценнее время, чем деньги.
Диаграмма 2
92% моих одноклассников имеют жизненные цели.
84% знают, что нужно делать для достижения цели
Определение моих ценностей и жизненных целей
Для выявления своих ценностей и потребностей я заполняла дневник главных событий дня своей недели.
День недели |
Главное событие |
Ценности |
Понедельник |
Получил «5» по математике и русскому языку |
Успехи в учебе |
Вторник |
||
Среда |
Проплыла дистанцию 50м брасом на тренировке за 40сек |
Спортивные успехи |
Четверг |
Получил «5» за доклад по окружающему миру |
Успехи в учебе |
Пятница |
||
Суббота |
Покаталась на плюшках с друзьями во дворе |
Общение, дружба |
воскресенье |
Съездили в гости к бабушкам |
Семейные ценности |
После ведения такого дневника сразу становится видно, что важно и ценно для тебя. Для меня на этом этапе, оказались важны успехи в учебе и в плавании.
Эксперимент
«Как найти свободное время в очень загруженном дне?»
Самый загруженный день у меня – понедельник. Я весь день записывала с точностью до минут то, чем я занималась. Получилась такая картина дня:
8.00 - 8.10 –встаю, умываюсь, заправляю кровать
8.10 - 8.25 - завтракаю, собираюсь
8.25 – 8.55 – иду в бассейн на тренировку
9.00 -10.00 – тренировка
10.05-10.15 – дорога на анг. яз.
10.15-11.00 – английский язык
11.00-11.20 –дорога домой
11.20-12.20 – читаю, доделываю домашнее задание
12.20-12.40 – обед, сборы в школу
13.00-13.40 – дорога в школу
14.00-17.55 – уроки в школе
18.00-19.00 – дорога домой
19.00-19.20 – ужин
19.20-19.40 - отдыхаю
19.40-20.20 – делаю уроки
20.20-21.30 – играю в телефон
21.30-21.50 – принимаю душ
22.00– ложусь спать
ВЫВОД: 1 час и 10 мин свободного времени потратил впустую, это в самом загруженном дне. Проанализировав другие дни, трата времени впустую, составила более 2 часов.
Далее я решила провести хронометраж своей учебной недели. Записывала в течение учебной недели все свои действия.
Сложила все часы, потраченные на «поглотителей времени» и получилось в среднем в неделю 10,5 часов потрачены впустую. В месяц уходит 315 часов, в год 3780 часов.
Мы не перегружены, а не правильно тратим время в течение дня. Задача управления временем на максимально заполнить день полезными делами, а удалить все ненужные дела. Проанализировав полученную картину, я установила свой источник «поглотителя времени».
3.1.4. Поглотители времени
Это дела, люди и события, на которые человек отвлекается от своих дел, а значит, время использует не эффективно. «Поглотители времени» делятся на абсолютные и относительные.
абсолютные |
относительные |
Переделывание неправильно сделанной работы |
Общение в чатах, социальных сетях |
Пустые споры |
Просмотр телевизора |
Волнение, беспокойство |
Интернет |
Ожидание |
Компьютерные игры |
Постоянные переключение с одного дела на другие |
ИзлишнИзлишняя разговорчивость и общительность и общит |
Анкетирование одноклассников на предмет выявления «поглотителей времени»
Я провела анкетирование своих одноклассников и выяснила, что много времени тратят на просмотр телевизора, компьютерные игры. Анкета №2 в приложении. Результаты на следующих диаграммах 4-5.
60% одноклассников в день тратят на просмотр телевизора более 1часа.
44% детей тратят на компьютерные игры более 1 часа
3.1.6. Как бороться с «поглотителями времени»?
Планировать свой день.
Не перескакивать с одного дела на другое.
Не допускать неорганизованности рабочего пространства.
Время ожидания по возможности исключить, а если это невозможно, то придумать эффективно его использовать
Ограничить время выполнения задания (например, поставить таймер), тогда отвлекаться будет некогда.
Отключить звук у телефона на время выполнения домашнего задания.
Отдыхать каждые 40мин, иначе организм даст сбой.
Волнение, беспокойство и страх возникают из-за невыполненных обязательств.
Планирование выполнения домашних заданий
Судя по проведенному мной опросу, 40% моих одноклассников не всегда успевают делать домашние задания. 24% сказали, что не умеют управлять своим временем, хотя некоторые из них понимают, что это значит. Результаты мы видим на диаграммах 6-7.
Методы тайм-менеджмента
Для качественного и быстрого выполнения домашних заданий нужно их планировать. Существуют три метода, которые помогают при выполнении поставленных задач и домашних заданий.
3.2.1. Метод «Шоколадного слона»
Б ольшие и сложные задачи называют Слоном. Шоколадного слона нужно поделить на дольки и каждый день съедать по одной. Это означает, что сложную задачу нужно поделить на части, и каждый день выполнять. Например, выучить 200 английских слов звучит страшно, а если поделить на 30 дней, то можно учить по 7 слов в день.
3.2.2.Метод «Швейцарского сыра»
« Выгрызай» кусочки дела в произвольном порядке, начинай с того, что нравится, что интересно. Например, подготовку к презентации можно начать с подбора иллюстраций, затем составить план и т.д. Или нужно написать сочинение - можно написать сначала несколько строк, которые сразу пришли в голову. Потом сделать план. Сначала нужно запустить процесс - дать свободу творчеству и воображению, и дело начнет продвигаться.
3.2.3. Метод «Съешь лягушку»
Е сли дело слишком скучное или неприятное, оно называется «лягушка» У каждого свои «лягушки». Например: Кому то нужно сказать родителям о полученной «двойке». Это могут быть нелюбимые школьные задания, или задания по дому - вынести мусор или помыть посуду. Откладывая эти дела, мы растягиваем в своей жизни неприятность. Ведь мы же все время об этом думаем, нервничаем, переживаем. А неприятный период нужно наоборот сократить до минимума- то есть сделать противную задачу как можно быстрее и немедленно забыть о ней.
Планирование отдыха
Отдых – это состояние покоя либо такая деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.2 Чтобы день прошел максимально эффективно, нужно обязательно отдыхать. Отдых должен обеспечивать максимальное переключение с одного вида деятельности на другой.1 Например, после тренировки по плаванию я стараюсь почитать или выполнить устные задания. Отдых должен предусматривать смену обстановки. После того, как я позанимаюсь письменной домашней работой я иду на шведскую стенку, отжимаюсь или приседаю. Обязательно выспаться. Врачи рекомендуют спать не менее 8 часов в сутки. Столько времени нужно организму на восстановление сил.
Составление нового режима дня.
После полученных мною данных, анализируя, и используя, все новые знания я составила свой распорядок дня. Устранила «поглотителя времени», применила методы при выполнении домашних заданий. Мой новый распорядок дня, дал мне хорошие результаты с первого дня применения. Свое нелюбимое занятие - повторение правил (лягушку), я сделала с утра после завтрака. Проект по окружающему миру разбила на части, применив метод Шоколадного слона, начала с вкусного куска - подбора иллюстраций для презентации (метод Швейцарского сыра). Время, потраченное на дорогу в школу, использовала для повтора стихотворения. Стала применять метод планирования своего предстоящего дня. Когда день запланирован, я не теряю время на долгие сборы в школу. Перерывы между домашними заданиями использую для разминки, теперь остается время на чтение любимой книги.
Пусть мой новый распорядок не совсем совершенный, но мне при таком режиме дня комфортно и я успеваю сделать задуманное.
8.00 - 8.10 –встаю, умываюсь, заправляю кровать
8.10 - 8.25 - завтракаю, собираюсь
8.25 – 8.55 – иду в бассейн на тренировку
9.00 -10.00 – тренировка
10.05-10.15 – дорога на анг. яз.
10.15-11.00 – английский язык
11.00-11.20 –дорога домой
11.20-12.20 – читаю, доделываю домашнее задание
12.20-12.40 – обед, сборы в школу
13.00-13.40 – дорога в школу (повторяю стихотворения, правила)
14.00-17.55 – уроки в школе
18.00-19.00 – дорога домой
19.00-19.20 – ужин
19.20-19.40 – отдыхаю, составляю план дня
19.40-20.20 – делаю домашнее задание
20.20-20.30 – отдыхаю
20.30-21.00 – делаю домашнее задание
21.00-21.30- читаю книгу
21.30-21.50 – принимаю душ
22.00– ложусь спать
Заключение
Время - один из самых ценных жизненных ресурсов.
В ходе своего исследования, я узнала, что значит организация своего времени.
Благодаря полученным знаниям, я научилась планировать свой день. Теперь мое свободное время не проходит хаотично.
Я определила поглотителя времени, максимально устранила его, и стараюсь минуты отдыха тратить с пользой для своего здоровья. Включила в свой распорядок дня физкультурные паузы.
Время в дороге трачу на прослушивание аудиокниг, повторения стихотворений и правил.
Анализ хронометража моей учебной недели показал, что имеется значительный резерв времени для повышения продуктивности моей учебной и спортивной деятельности. Я изучила методы тайм-менеджмента, при которых выполнение домашних заданий проходит быстрее, эффективнее и более качественнее. Метод съешь «Шоколадного слона» и метод «Швейцарского сыра» я применила также в работе над этим проектом.
Я научилась правильно организовывать свое время, теперь я успеваю больше, и меньше устаю. Неделя моего планирования и самоконтроля показала очень хорошие результаты в учебе и спорте.
В процессе моей работы у меня появилось желание, поделиться своими знаниями по управлению временем. Я подготовила и распечатала брошюры для своих одноклассников с рекомендациями по управлению временем. Показала презентацию своей работы на классном часе. Результатами своей работы я довольна, буду применять полученные знания и в дальнейшем. Буду продолжать совершенствоваться в этом направлении и через год подведу итоги, насколько больше я стану успевать.
Сегодня-это твое завтра!
Список источников информации:
Лукашенко М. «Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей» М.: Издательство АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013
Архангельский Г. Тайм - драйв. Как успевать жить и работать. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей М.,1995г.
Брайан Трейси - Управляй своим временем и удвой результаты, М.: Издательство: Вильямс, 2008г.
Приложение 1
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов
1 |
Как ты считаешь, что ценнее – деньги или время? Ответ, пожалуйста, подчеркни. |
||
2 |
Есть ли у тебя сейчас жизненные цели? Нужный ответ обведи или подчеркни. |
да |
нет |
3 |
Ты знаешь, что тебе нужно делать для достижения задуманного? Нужный ответ обведи или подчеркни. |
да |
нет |
4 |
Ты всегда успеваешь сделать домашние задания? Нужный ответ обведи или подчеркни. |
да |
нет |
5 |
Понимаешь ли ты, что значит управлять своим временем? Нужный ответ обведи или подчеркни. |
да |
нет |
6 |
Умеешь ли ты управлять своим временем? Нужный ответ обведи или подчеркни. |
да |
нет |
Приложение 2
На что мы тратим свое время?
Сколько примерно часов в день ты:
Играешь в телефон, планшет
1). Один 2). Три 3). ____________
Смотришь телевизор
1). Один 2). Три 3). ____________
Тратишь на обучение
1). Один 2). Три 3). ____________
Занимаешься в секции
1). Один 2). Три 3). ____________
Тратишь на свои (личные) дела
1). Один 2). Меньше часа 3). _____________
Бывали случаи, когда ты засиживался
за одним делом и не успевал(а) другое?
1). Да 2). Нет 3). Редко 4). Часто 5). ___
А вы составляете план своего дня?
1). Да 2). Нет 3). Не знаю, как ответить
Благодарю за уделенное время, Фоминцева Дарья!
1 Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей»
2 « Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей М.;1995г (стр.38)