Как подружиться с эмоциями

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как подружиться с эмоциями

Боева Д.В. 1
1МАОУ ОЦ "Горностай" №6
Якуничкина Ю.В. 1
1МАОУ «Горностай», муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Образовательный центр — гимназия № 6 «Горностай»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

По наблюдению за детьми школьного и дошкольного возраста, можно сделать вывод, что ребята не понимают своих эмоций и чувств, а также других людей взрослых и своих сверстников, это влечет за собой разные сложности в общении, возникают ссоры и недопонимания, также есть исследования, что от «непонимания эмоций» мы можем заболеть. Таким образом, можно сказать, что эмоции и интеллект тесно связаны, давайте рассмотрим понятие «Эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои эмоции, чувства и эмоции, чувства других людей и пользоваться этими знаниями для решения практических задач[1].Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет в будущем стать стрессоустойчивыми и коммуникабельными. Осознавая свои и чужие эмоции, человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше решать разные проблемы. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников способствует улучшению коммуникации и взаимоотношений, помогает справляться со стрессом и адаптироваться, улучшает концентрацию и учебные результаты, а также поддерживает эмоциональное благополучие. Таким образом, значимость данного явления не вызывает сомнений. Поэтому можно выделить следующую цель исследования: научить моих одноклассников понимать свои эмоции и у других людей.

Цели исследования   позволяют   сформулировать задачи   исследования:

1.Познакомиться с исследованиями, литературой и научными работами, посвященными по данной теме;

2.Выявить актуальные знания одноклассников по данной теме;
3.Изготовить буклет «Как подружиться с эмоциями. 6 шагов» и

познакомить с ним учащихся 4 «Ж».

4.Научить  упражнениям       расслабления и переключения внимания.
В работе над темой, была сформулирона наследующая гипотеза исследования: «Большинство ребят не знают какие испытывают эмоции сами и не распознают их у других людей».

Объектом исследования являются особенности эмоций и чувств детей школьного возраста.

Предметом исследования является информация о важности развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста.
Для выявления актуальных знаний по данной теме, были разработаны две методики. (Приложение 4)

Глава I. Изучение исследований, литературы и научных работ об эмоциональном интеллекте.

Исследованием этой темы занимались многие учёные, как зарубежные так и  отечественные, но я хочу вас познакомить с Питером Селовеем, Джоном Мейером[7]. Они ввели понятие «Эмоциональный интеллект».
5 составляющих понятия это:
         1.Знать свои эмоции.Самосознание.
         2.Управлять эмоциями.
         3.Мотивировать самого себя
         4.Распознавать чувства других людей. Эмпатия
         5.Поддерживать взаимоотношения
         Также еще в 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк [2] впервые ввел понятие социального интеллекта, который описал, как способность понимать людей, умение общаться и разумно действовать в отношениях с ними. То есть взаимодействовать на высоком уровне, находить общий язык, налаживать и поддерживать социальные контакты. Понятие эмоционального интеллекта было введено в 60-е годы XX века, в отличие от социального,эмоциональный подразумевает распознавание своих и чужих эмоций. Однако широкую популярность термин “эмоциональный интеллект” обрел лишь в 1995 году после публикации одноименной книги американского научного журналиста Дэниела Гоулмана.[3]. В ней Гоулман определил EQ как набор навыков и характеристик, которые определяют лидерские качества и важны для достижения успеха в карьере. Кроме того, согласно исследованию, у людей с развитым эмоциональным интеллектом возникает меньше проблем с психическим здоровьем.
        Что же такое эмоции и чувства?
        Эмоция - это короткая сильная реакция на определенную ситуацию.
        Чувства – это переживания более «крупные», сложные и длительные. Они длятся долго и занимают гораздо больше места в жизни человека[8].
Простыми словами эмоции это короткие реакции на какое-либо событие.
А чувства более долгие и глубокие.
        Классификация эмоций и чувств:
        Эмоции: злость, радость, удивление, грусть, страх. Чувства: любовь, зависть, дружба, обида, ревность, презрение.
        Можно подумать, раз эмоции некоторые эмоции такие плохие, зачем они нам?
        Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
        Злость поможет отстоять свою точку зрения.
        Моя зависть может помочь осознать свои желания
        Страх поможет держаться вдали от опасности.
        Удивление научит узнавать новое.
        Грусть может подсказать, что для меня по настоящему ценно
        Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.
Таким образом, все  наши чувства и эмоции важны и нужны.
Также хотелось бы поделиться, что есть исследования, где ученые провели большую диагностику в центре для людей с больным сердцем, выяснилось, что у всех больных был низкий эмоциональный интеллект. Потому можно сделать вывод, что эмоции и здоровье сильно связаны с друг другом [4].

 

Глава II. Изучение способов развития эмоционального интеллекта у младших школьников.

Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников может быть осуществлено разными методами и подходами.[5].  Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать поддерживающую среду, где он может безопасно и свободно выражать свои эмоции. Вот некоторые методы и стратегии, которые могут быть полезны:

Обучение эмоциональному распознаванию:

Для развития эмоционального интеллекта важно научить детей распознавать и идентифицировать свои эмоции. Можно использовать игры, рисование и обсуждение различных ситуаций, чтобы помочь детям осознать разнообразие эмоций и их выражение.

Обучение саморегуляции:

Саморегуляция – это навык контроля и управления своими эмоциями. Детям можно научить методам расслабления, дыхательным упражнениям и стратегиям управления стрессом. Это поможет им научиться контролировать свои эмоции и действовать более осознанно.

Развитие эмпатии и социальных навыков:

Умение проявлять эмпатию и устанавливать качественные взаимоотношения – важные аспекты эмоционального интеллекта. Детей можно учить слушать друг друга, понимать чужие эмоции и реагировать сочувственно. Также полезно развивать навыки конструктивного решения конфликтов и сотрудничества.

Поддержка и понимание со стороны взрослых:

Взрослые играют важную роль в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников. Они должны быть поддерживающими и понимающими, создавать безопасную и поддерживающую среду, где дети могут свободно выражать свои эмоции и получать поддержку при необходимости [2].

Глава III. Анализ и выработка практических рекомендаций по включению в повседневность игр и бесед по развитию эмоционального интеллекта.

При анализе исходных данных было выявлено по 1 методике, что из 30 участников, (приложение 4)на вопрос «Радость это хорошее настроение?» да ответили 26 человек, нет ответили 4 человека. «Презрение- это плохое зрение?» ответили да 13 человек, нет 17 человек. «Страх это грусть и печаль?» да ответили 10 человек, нет 20 человек. «Зависть- это когда у кого то, что -то лучше чем у тебя?» да ответили 22 человека, нет 8 человек. При анализе исходных данных по 2 методике, было выявлено, что    из

30 участников, на вопрос «Эмоциональный интеллект-это умственные способности?» да ответили 21 человек, нет 9 человек. «Спрашивают ли тебя дома, какие эмоции ты испытывал?» да ответили 6 человек, 24 человека ответили нет. «Эмоции и чувства- это одно и тоже?» да ответили 19 человек, 11 ответили нет.

Получив данные мы тем самым подтверждаем гипотезу, и предлагаем ребятам различные игры, календари настроения, беседы, только целенаправленная работа может принести результат. Что можно использовать?

-Беседы;

-Игры-тренинги;

-Календари настроения;

-«Эмоциональные» сказки;

-Адаптированные игры;

- Общение с родителями, с называнием эмоций и чувств за проведенный

день.[6].

Таким образом, в целях привлечения внимания ребят я использовала презентацию в которой показывала и рассказывала об эмоциях и чувствах, научила ребят упражнению на расслабление и переключение внимания (Приложение 1), а также изготовила буклет « Как подружиться с эмоциями.4 шага. Читаем с родителями», в который включена информация о важных шагах по развитию эмоционального интеллекта. (Приложение 2). Многие ребята сказали, что многим он помог. И забрали их домой. (Приложение 3) содержит картотеку игр по развитию эмоционального интеллекта, в которые играли учащиеся 4 «Ж», проект длился 3 месяца октября 2023 по декабрь 2023 включительно.

                                                    Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что учащиеся 4 «Ж» поняли, почему так важно «дружить с эмоциями», понимать, что чувствуешь сам и, что чувствуют другие! Хотелось бы отметить, что ссор в классе стало немного меньше, почти все ребята стали больше прислушиваться к себе и другим. Собранную мной информацию, я считаю удачной, интересной и познавательной.

Хотелось бы к проблеме развития эмоционального интеллекта, подойти более серьезно, может быть на государственном уровне, так как считаю, это важной здоровьесберегающей технологией в окружающем нас мире.

Работа над проектом показала мне, что мои родители и я, стали лучше понимать друг друга. Поэтому в первую очередь у всей нашей семьи повысился интерес к развитию эмоционального интеллекта, так мой проект изменил нас.

Как показала итоговая диагностика, после проведенных мероприятий, по 1 методике, (приложение 4.) было выявлено, что из 30 участников, на вопрос «Радость это хорошее настроение?» да ответили 29 человек, нет ответили    1 человек.

«Презрение- это плохое зрение?» ответили да 5 человек, нет 25 человек.

«Страх это грусть и печаль?» да ответили 4 человека, нет 26 человек.

«Зависть- это когда у кого то, что -то лучше чем у тебя?» да ответили 27 человек, нет 3 человека.

При анализе итоговой диагностики   по 2 методике, было выявлено, что из 30 участников, на вопрос «Эмоциональный интеллект - это умственные способности?» да ответили 8 человек, нет 22 человека.

«Спрашивают ли тебя дома, какие эмоции ты испытывал?» да ответили 11 человек, 19 человек ответили нет. «Эмоции и чувства - это одно и тоже?» да ответили 7 человек, 23 ответили нет.

Таким образом, большая часть моих одноклассников теперь лучше понимают себя и других, их родители стали активно включаться в разные игры на эмоции, мы все стали ближе.

В ходе работы я научилась делать проекты, оформлять их правильно, создавать документы word и презентации poverpoint.

Вывод: В ходе работы нам удалось определить из-за чего возникают эмоции, как можно их контролировать и почему это необходимо.

                Список использованных источников и литературы

1.Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше чем IQ» - Дениел Гоулман М., Феникс, 2006.

2.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.

3.Абрамова М.С. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших  школьников //2019. № 2 С. 9-14.
4. Батурин Н.А. Социальный и эмоциональный интеллект. Миф и реальность
//Вестник ЮрГУ. 2018. №2. С. 4-10.
5. Болаева Г.Б., Максимовских А.С. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста путем общения в исследованиях отечественных психологов // Психология развития. 2015. № 1. С. 13–16.
6.Белопольская А.А Особенности формирования эмоционального
интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой ученый. 2021. № 21. С. 381-383.
7.Волокитин А. П. К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта младших школьников // Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования. 2019. № 9. С. 45-49.
8.Геращенко. Т.А. Развитие эмоционального интеллекта у младших
школьников // Педагогика и психология как основа развития современного общества. 2019. №6 С. 39-42.
    приложение    1.

 приложение 2.

 приложение 3.

Картотека упражнений по развитию эмоционального интеллекта.
1. "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

1."Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";

2."Трудно ли было тебе понять другого участника?";

3."Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. "Снимается кино" Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

Цель: Снятие эмоционального напряжения и тре­вожности; создание положительного эмоционального настроя в классе.
3. "Как ты себя сегодня чувствуешь?" Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

Цель: Создание атмосферы эмоциональной безопасности.
4.«Сделаем по кругу друг другу подарок»
Цель: Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.
5. "Зеркало". Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в классе.
6. "Кто скажет о нем (имя) хорошее". Для тревожных детей  не сумевших "вписаться" в отношения со сверстниками.

Цель: Для снятия негативных эмоций, для снятия тревожности.
7. «Командиры наоборот»
Цель игры: Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Игра рассчитана на компанию из нескольких человек.

1.                 Выберите ведущего. Как правило, это взрослый, которому известен секрет игры.

2.                 Каждый из игроков должен придумать для ведущего задание: прокукарекать; зайти в тёмный чулан; почесать кота за ушком.

Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда.

3.                 Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главную «фишку»: выполнять задания предстоит не ему, а тем, кто их придумал.


8. Психогимнастика «История одного шарика»
Цель: Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.

1.                 Попросите ребенка надуть яркий воздушный шарик.

2.                 Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:-
            - ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

3.                 Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
 9. «Эстафета добра» 
Цель: Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.

1.                 Все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу.

2.                 Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:

- «Мне очень нравится твоя улыбка».

- «Ты слепил очень красивую гусеницу».

- «Я рад, что мы с тобой друзья».

Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».

На что обратить внимание

Приятности не должны повторяться.

Если один из игроков растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных ребят:

«Ты очень хороший. Мне жаль, что я не могу сейчас поделиться с тобой добром. Друзья, помогите мне, пожалуйста».

Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключите соревновательный, азартный компонент.

Перед детьми не стоит задача продемонстрировать свою находчивость и придумать больше всех «приятностей». Их цель — подарить радость товарищам по этому упражнению, полезному для развития эмоционального интеллекта.

10. 54321 техника заземления и переключения внимания
Алгоритм техники:

1.                 Найдите 5 любых предметов, которые попадаются на глаза, и мысленно назовите их.

2.                 Услышьте 4 звука и мысленно назовите их.

3.                 Почувствуйте 3 ощущения и мысленно назовите их.

4.                 Заметьте 2 запаха и мысленно назовите их.

5.                 Ощутите 1 вкус и мысленно назови.
 приложение 4
 Гистограмма 1.Методика 1.

Первичная диагностика по 1 методике, дает основание полагать, что из 30 участников, на вопрос «Радость это хорошее настроение?» да ответили26 человек, нет ответили 4 человека. «Презрение- это плохое зрение?» ответили да 13 человек,нет 17 человек. «Страх это грусть и печаль?» да ответили 10 человек, нет 20 человек. «Зависть- это когда у кого то, что -то лучше чем у тебя?» да ответили 22 человека, нет 8 человек.

                                  Гистограмма 2. Методика 2.

Первичная диагностика по 2 методике, дает основание полагать, что из 30 участников, на вопрос «Эмоциональный  интеллект-это умственные способности?»да ответили 21 человек, нет 9 человек. «Спрашивают ли тебя дома, какие эмоции ты испытывал?» да ответили 6 человек, 24 человека ответили нет. «Эмоции и чувства- это одно и тоже?» да ответили 19 человек, 11 ответили нет.

Гистограмма 3. Методика 1.

Итоговая диагностика по 1 методике, дает основание полагать, что из 30 участников, на вопрос «Радость это хорошее настроение?» да ответили 29 человек, нет ответили  1 человек. «Презрение- это плохое зрение?» ответили да 5 человек,нет 25 человек. «Страх это грусть и печаль?» да ответили 4 человека, нет 26 человек. «Зависть- это когда у кого то, что -то лучше чем у тебя?» да ответили 27 человек, нет 3 человека.
 Гистограмма 4. Методика 2.
Итоговая диагностика по 2 методике, дает основание полагать, что из 30 участников, на вопрос «Эмоциональный  интеллект - это умственные способности?» да ответили 8 человек, нет 22 человека. «Спрашивают ли тебя дома, какие эмоции ты испытывал?» да ответили 11 человек, 19 человек ответили нет. «Эмоции и чувства - это одно и тоже?» да ответили 7 человек, 23 ответили нет.

Просмотров работы: 28