О чём говорит пепел?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чём говорит пепел?

Воробьёв М.А. 1
1МОУ СОШ №17
Садовникова И.Е. 1
1МОУ СОШ №17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Погасли последние лепестки огня, дым постепенно рассеялся и на том месте, где совсем недавно был недавно теплый и уютный дом остался лишь пепел. В этом пепле навсегда остались человеческие судьбы, надежды и мечты, детский смех и слезы радости. Задумайтесь, прислушайтесь… О чем говорит пепел?

Проблема пожара всегда была актуальной и сейчас ничего не изменилось. Всё так же огонь уничтожает леса, квартиры, дома, целые посёлки. И очень часто на пожарах гибнут люди. И гибнут не из-за того, что не знали правил безопасности, а по причине их несоблюдения или игнорирования, а также от того, что не знали точно, как действовать.

И мне хотелось бы обратить на это ещё раз внимание.

Актуальность исследования. Человек привык к окружающим его вещам, не видит в них опасности, а ведь вокруг нас огромное количество источников возгорания. Если мы обратимся к статистическим данным, которые регулярно публикует Министерство чрезвычайных ситуаций, то увидим, что причиной большинства пожаров является неосторожное обращение с огнем и неисправное электрооборудование, в этих же пожарах гибнет и большее количество людей. К тому же наши дома все больше заполняются изделиями из пластика и синтетических материалов, а они мало того, что горят очень быстро, но и выделяют огромное количество ядовитого дыма, человеку достаточно двух вдохов такого дыма, чтобы потерять сознание. А ведь предотвратить трагедию возможно. Поэтому вопросы пожарной безопасности остаются актуальными.

Гипотеза: от знания правил пожарной безопасности и поведения человека зависит пожарная безопасность в быту.

Цель работы. Доказать одноклассникам, что каждому нужно знать и соблюдать правила пожарной безопасности, ведь от пожара не застрахован никто. А также доказать взрослым, что спастись от этого бедствия возможно, если не относиться безразлично к предупреждениям профессионалов пожарных, которые знают об огне все.

Задачи:

  • Изучить имеющуюся информацию по данному вопросу;

  • Узнать, что такое пожар, пожарная безопасность

  • Провести опрос родителей и учащихся по вопросам пожарной безопасности

  • Узнать больше об огнетушителях и определить, какой лучше иметь дома

  • Провести опыты

Методы исследования:

  • изучение данных на сайтах МЧС, ВДПО

  • сравнение,

  • опрос (анкетирование)

  • опыт

Пожар, понятие, причины

Так что же такое ПОЖАР? Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных, растений и окружающей среды. (Определение по терминологии МЧС)

Возможные причины пожара: поджог; нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов; неосторожное обращение с огнём; шалость детей с огнём; нарушение правил пожарной безопасности.

Треугольник горения.

Три обязательных компонента, необходимых для протекания процесса горения, принято графически изображать в виде «треугольника горения». При объединении этих составляющих начинается реакция, а если убрать хоть один из элементов, треугольник будет разрушен и горение остановится.

Источник возгорания отвечает за первоначальное зажигание огня, он нужен для поддержания пожара и обеспечения его распространения. Жара позволяет огню распространяться, она подогревает топливо и нагревает окружающий воздух. То есть если снизить температуру, то можно остановить горение. Поэтому открытое горение пожарные тушат огромным количеством воды. Соприкасаясь с пламенем, вода моментально превращается в пар, отнимая большое количество теплоты у горящего предмета.

Кислород выступает в роли окислителя в процессе горения. Чем больше кислорода, тем интенсивнее будет проходить горение. При прекращении подачи кислорода к очагу возгорания, огонь потухнет, а треугольник останется без одной из своих сторон. На этом принципе основана работа огнетушителей и пожарных одеял.

Третья сторона треугольника, топливо (любые виды горючих материалов, включая бумагу, масла, древесину, газы, ткани, жидкости, пластмассы и резину). Эти материалы и вещества, выделяют энергию под воздействием высокой температуры и притоке кислорода. Убрав топливо, можно разрушить треугольник. Так пожарные, разбирая горящие конструкции, убирают горючие вещества, чтобы прекратить распространение горения.

Чтобы понять, как на практике работает этот принцип, я провел опыты. По очереди убирая каждый из компонентов, я убедился, что только одновременное их наличие вызовет пожар (приложение 1 - опыты № 1, 2, 3)

Три фазы пожара.

Каждый пожар состоит их трех фаз. Первая фаза начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар (1 - 3 мин.) и рост зоны горения (5 - 6 мин.). В течение первой фазы горение сопровождается обильным выделением дыма, температура в помещении повышается до 200 °C. При первых признаках пожара очень важно обеспечить изоляцию помещения от наружного воздуха и вызвать пожарные подразделения. Открывать окна и двери в горящее помещение нельзя, ведь как мы увидели в процессе опыта (№ 1) при поступлении кислорода, огонь разгорится с новой силой. Только на этой стадии можно самостоятельно тушить пожар, при этом необходимо реально оценивать свои возможности.

Вторая фаза (30 - 40 мин.) - стадия объемного развития пожара. Температура внутри помещения поднимается до 250 - 300 °C. Весь объем помещения заполняет пламя, Через 15 - 20 мин. от начала пожара, как правило разрушается остекление и приток свежего воздуха резко увеличивает развитие пожара. На этой стадии развития пожара попытки тушить огонь первичными средствами пожаротушения не только бесполезны, но и приводят к гибели человека

Пожар: III фаза - затухающая стадия пожара.

Эти данные приводятся на сайтах МЧС и ВДПО. Неоднократно проводились эксперименты, воспроизводя пожары в различных помещениях. Я тоже наблюдал на практике, как разгорается огонь, создав макет комнаты (приложение 2 – опыт № 4)

Сведения о треугольнике пожара и фазах пожара нужны для понимания, как эффективно действовать при возгорании.

Что мы знаем о пожаре? Результаты тестирования

Чтобы понять, насколько моим одноклассникам и взрослым известны элементарные сведения о правилах пожарной безопасности, им было предложено заполнить тест на данную тему.

В результате, я выяснил, что в жилых помещениях у большинства нет огнетушителей. Из 50 человек только у 10 имеется дома огнетушитель, при этом в частных домах живет 3 человека и огнетушители у них есть, и только у 7 человек (2 взрослых и 3 детей), живущих в квартире, имеется огнетушитель. Пожарные советуют в домах иметь по несколько огнетушителей, минимум по одному на каждом этаже и еще на кухне, а в квартирах один на кухне и еще один в прихожей. 15 человек из 25 указали, что умеют пользоваться огнетушителем. Пожарные извещатели имеются только у 2 человек из 50. Только 19 взрослых указали, что учат своих детей, как действовать при пожаре, 6 человек этому детей не учат.

Меня удивил тот факт, что 6 человек из 25 взрослых указали, что сковороду с горящим маслом нужно переносить в раковину, но все знают, что заливать водой горящее масло – это плохая идея (0 ответов). А вот из 25 детей, 7 человек ответили, что зальют горящее масло водой, 11 – перенесут сковороду в раковину.

15 человек из 25 взрослых ночью заряжают гаджеты (телефоны, планшеты), при этом 5 человек в это время кладет его рядом на кровать. А ведь это тоже часто приводит к пожару.

Еще одним каверзным вопросом для взрослых стал вопрос о горящей искусственной ёлке. Нужно было указать, каков порядок действий в данном случае. 6 человек ответили, что ее нужно залить большим количеством воды. НО при тушении искусственных материалов НЕЛЬЗЯ применять воду, из-за возможного разброса искр и расплавленной массы. А ведь огонь не прощает беспечности, количество пожаров в новый год возрастает кратно

Пожар на кухне, теория и практика

Наиболее частым возгоранием на кухне является горящее на сковороде масло. Как стало понятно из результатов проведенного тестирования, даже не все взрослые знают, как его потушить. В ходе работы над данной темой, я встретил большое количество советов о тушении такого возгорания. Но не со всеми этими советами можно согласиться.

Основными подручными средствами названы такие вещества как соль, сода, ткань, стиральный порошок, земля из цветочных горшков. Да сода, соль, земля могут помочь в тушении возгорания. НО они могут помочь только в том случае, если возгорание совсем небольшое, а названные вещества имеются в большом объеме. Но что, если пламя уже разгорелось, помогут ли эти средства?

Проверить, действительно ли содой можно потушить пламя, мне помог профессионал, знающий о горении все – пожарный. Он был одет в Боевую одежду пожарного (БОП), которая предназначена для защиты от опасных и вредных факторов, возникающих при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Ведь чтобы засыпать пламя, нужно поднести соду к пламени очень близко. На огонь высыпали целую пачку соды, пламя слегка ослабло, но практически сразу вспыхнуло вновь. Пожарные мне рассказали, что такими веществами как сода, соль, стиральный порошок, земля из горшков с цветами можно потушить только небольшое возгорание на самом раннем этапе. Если же пламя уже разгорелось, то эти средства помочь не смогут. Только правильно подобранный огнетушитель поможет в быстрой ликвидации начальной стадии пожара.

И, конечно же, нельзя при тушении такого пожара использовать воду. Вода тяжелее масла и при попадании в него погружается вниз, мгновенно нагреваясь и превращаясь в пар. В результате водяной пар выбрасывает горящее масло вверх огненным фонтаном и многократно усиливает пожар. В сети интернет я просмотрел несколько роликов, на которых показано, к какому результату приводит попытка залить горящее масло водой - огонь моментально поднимается вверх, охватывая большую площадь помещения. Думаю, одного просмотренного ролика будет достаточно, чтобы не проверять этот факт на практике.

На опыте я проверил, что вода действительно очень быстро проникает сквозь слой масла, чтобы это было более наглядно, в воду я добавил краситель (опыт № 6).

Пожарная безопасность. Автономный пожарный извещатель.

Так что же мы можем сделать, чтобы бытовой пожар не возник, либо не привел к трагедии.

Во-первых, каждому нужно знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, и не взирая на возраст и опыт выучить основные действия при пожаре.

Также необходимо приобрести и установить в своем жилье автономный пожарный извещатель (АПИ). Что же это? А это простой с виду, но очень важный прибор, работающий от батареек. И нужен он для того, чтобы уловить в помещении дым и если это предусмотрено, то и повышение температуры в жилом помещении. Размещают АПИ либо на потолке, либо на стене. Пожарный извещатель реагирует на частицы попавшего внутрь дыма звуковым сигналом. Причем звук настолько громкий и «едкий», что способен разбудить даже крепко спящего человека. В моей квартире в каждой комнате и кухне такие извещатели установлены.

Огнетушитель, работа с ним

И еще, при изучении темы о пожарах, я понял, что абсолютно в каждой квартире и доме должен быть ОГНЕТУШИТЕЛЬ. Огнетушитель это переносное, передвижное или стационарное устройство, предназначенное для тушения очага пожара, с ручным способом приведения в действие и управления струей огнетушащего вещества. Именно огнетушитель реально способен быстро и эффективно справиться с очагом возгорания. Единственное, необходимо правильно подобрать вид огнетушителя с учетом того, где планируется его применять.

Я попробовал потушить огонь порошковым огнетушителем, как самым доступным (приложение 5). С помощью такого огнетушителя можно тушить все, что находится в квартире. твердые вещества (класс А), горючие жидкости (класс В); горючие газы (класс С); электрооборудование под напряжением до 1000В (класс Е). Этот огнетушитель быстро погасил огонь, так как в основе его работы лежит принцип прекращения доступа окислителя (кислорода) к горючему материалу, в нашем случае это горящая ткань. Однако во время тушения порошковым огнетушителем образуется целое облако пыли. Пожарный объяснил, что если порошковый огнетушитель применяется на улице, то нужно стоять с подветренной стороны (то есть спиной к ветру), чтобы порошок не попал в глаза и легкие. А вот в квартире порошковый огнетушитель тоже быстро погасит огонь, но облако порошка очень сильно ухудшит видимость и дышать таким порошком нежелательно, к тому же избавиться от последствий применения порошкового огнетушителя очень сложно и многие вещи придется выбросить.

Поэтому я решил посмотреть, какой же огнетушитель лучше иметь в квартире. Так, я сравнил три вида огнетушителя с одинаковым объемом огнетушащего средства – 2кг. У меня получилось, что на данный момент лучшим огнетушителем для дома является воздушно-эмульсионный.

Вид огнетушителя

Класс пожара

Масса общая, кг

Длина струи ОТВ, не менее м

Защищаемая площадь, м2

Порошковый

ОП-2

А,В,С,Е

от 3,5

2

20

Углекислотный ОУ-2

В,С,Е

от 7

2

20

Воздушно-эмульсионный ОВЭ – 2

А,В,С,Е

от 4,0

6

40

Заключение.

Так о чем же говорит на пожаре пепел? А он снова и снова говорит людям о страшных последствиях беспечности и незнания простых основ пожарной безопасности.

В ходе своей работы я многое узнал о пожарах, пожарной безопасности. Чтобы помочь и взрослым и детям узнать новое о пожарной безопасности я сделал игру-"бродилку", в которой используются карточки, на одной стороне которой написан вопрос и предложены ответы на них, а с другой – правильный ответ и небольшое пояснение.

Я уверен, что моя работа поможет одноклассникам и взрослым узнать правила пожарной безопасности в быту и избежать последствий бытовых пожаров.

Список использованной литературы

https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/safety-culture

https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/article/22

https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/article/42

https://fireman.club/inseklodepia/fazy-razvitiya-pozhara/

https://koi.tspu.ru/koi_books/sinogina1/x2-4.htm

https://ognebarer.ru/statyi/model-pozharnyj-treugolnik

https://38.mchs.gov.ru/rekomendacii-naseleniyu/pozhar-v-kvartire

https://www.npopuls.ru/articles/blog-npo/klassifikatsiya-i-vidy-ognetushiteley

https://www.nfcom.ru/info/stati/klassifikatsiya-i-vidy-ognetushitelei

Приложение 1

Треугольник горения

Все опыты проведены в присутствии взрослых, при работе с огнем соблюдаются правила пожарной безопасности. На столе отсутствуют иные предметы, кроме необходимых для опыта. Одежда без длинных рукавов. В доступности имеется вода. После каждого опыта помещение проветривается.

Опыт №1

Оборудование: свечи, банки разного объема.

Ход работы: Зажигаем свечи. Накрываем свечи банками. Следим по секундомеру за горением

1. Свеча, накрытая банкой объемом 0,5 литра

Через 13 секунд огонь слабеет.

Через 25 секунд свеча погасла.

2. Свеча, накрытая банкой объемом 1 литр.

Через 20 секунд огонь слабеет.

Через 56 секунд свеча погасла.

3. Зажигаем свечу, ждем, чтобы она затухла, но не полностью и поднимаем банку, свеча вновь загорается, так как огонь получает доступ к окислителю.

Вывод: процесс горения не возможен без окислителя, которым в данном случае является кислород. При горении кислород замещается углекислым газом, который не является окислителем и огонь потухнет. Но если свеча потухла не полностью, а окислитель вновь появится, то огонь загорится вновь.

Опыт №2

Оборудование: металлическая ложка, вата, бумажная салфетка.

Ход работы: По очереди зажигаем различные предметы и наблюдаем.

Вата вспыхивает горит.

Бумажная салфетка загорается и горит.

Металлическая ложка не горит, а только нагревается.

Вывод: Металлическая ложка не горит, а вата и бумага горят. Металл негорючее вещество, а значит процесс горения невозможен.

Опыт №3

Оборудование: спички

Ход работы:

Зажигаем спичку, спичка горит. Пока спичка горит, подносим еще одну спичку, она также загорается. Ждем, чтобы они полностью потухли. К сгоревшим спичкам подносим еще одну, она не загорается

У нас имеется окислитель (кислород) и горючий материал (спичка), но нет источника тепла, которое будет причиной возгорания, а также поддержит пожар и обеспечит его распространение

Вывод: процесс горения невозможен без горючего вещества.

Вывод

Для того чтоб протекал процесс горения необходимы три условия: наличие горючего вещества, наличие окислителя, наличия источника воспламенения. Исключив хотя – бы одно из условий процесс горения невозможен. На основе этих особенностей и строится процесс  тушения пожаров. Чаще всего исключается окислитель.

Приложение 2

Фазы пожара (опыт № 4)

Я создал макет комнаты из картона, в которой имеется кровать, покрытая тканью, окно, закрытое тюлем,

Зажжённая каминная спичка положена рядом с кроватью. Через 24 секунды начинает тлеть ткань.

Через 46 секунд наблюдаем открытое горение, горит и ткань, и кровать (картон)

Затем огонь распространяется линейно по длине кровати, огонь набирает силу, скапливается дым (2 минуты 06 секунд)

Это время считается в данном опыте начальной стадией горения (линейное и медленное распространение огня, от тления до начала открытого горения). На данном этапе возможно самостоятельное тушение огня первичными средствами пожаротушения

Затем наблюдается быстрое распространение огня по всей площади, которое сопровождается выделением большого количества дыма.

2 минуты 09 секунд пламя захватывает обои на стене и полку на ней, дыма становится больше

2 минуты 14 секунд пламя переходит на тюль, закрывавший окно, дым занимает около трети комнаты.

2 минуты 26 секунд по обоям и тюлю огонь поднимается вверх и происходит горение потолочного покрытия

2 минуты 32 секунды пламя охватывает половину комнаты и весь потолок, комната полностью заполнена дымом.

2 минуты 37 секунд верх коробки полностью объят пламенем, из-за густого дыма коробку периодически плохо видно.

С помощью порошкового огнетушителя горящая коробка потушена, здесь также показано каким количеством порошка засыпан снег.

Приложение 3

Опыт плотность масла и воды (опыт № 5)

Для проведения опыта мне понадобились:

Прозрачный стакан,

растительное масло

вода

синяя краска

Вначале я смешал воду с краской.

В стакан с маслом я начал наливать воду, и увидел, что вода опускается на дно стакана, а масло поднимается.

В итоге я получил два слоя, верхний слой – это масло, нижний – вода. Из-за разницы в плотности веществ они не смешались. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась вниз.

Приложение 5

Фотоотчет

1. Примерил Боевую одежду пожарного.

Сейчас будем проверять можно ли потушить огонь содой и может ли ребенок применить огнетушитель.

2. Так может ли сода потушить такой огонь?

Ответ НЕТ. Целая пачка соды с огнем справиться не смогла. Огонь разгорелся вновь.

3. А порошковый огнетушитель? И смогу ли им пользоваться я?

Ответ: ДА. И пользоваться огнетушителем может любой

4. А вот и пожарный извещатель. Этот прибор среагировал на дым. Жаль фото не передаст звук, очень пронзительный и громкий

Приложение 5

Игра "Пожарная безопасность"

Я придумал игру «Пожарная безопасность».

Игровое поле.

Количество игроков (от 2 до 4). Карточки с вопросами необходимо перемешать и положить стороной с вопросами вверх.

Игроки самостоятельно определяют порядок ходов.

Игроки по очереди бросают кубик и начинают путь.

При попадании на поле, отмеченное огнем, игрок берет карточку с вопросом и отвечает на него, проверяет ответ.

Если ответ правильный, игрок делает один ход вперед, при неправильном - один назад.

Побеждает тот, кто первым доберется до финиша.

Просмотров работы: 19