Семейный поход, как традиция моей семьи

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Баданина М.И. 1
1МАОУ "СОШ №14"
Ярополова С.В. 1
1МАОУ "СОШ № 14" город Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Традиции семьи…

В них мудрость наших предков.

В них времени печать.

Традиции семьи – прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать!

И. Некрасова

Современный досуг детей и взрослых чаще заполнен компьютерами, телефонами, планшетами. Дети практически не гуляют на улице, не играют в подвижные игры, а общаются по интернету, пишут смс, вместо личного общения, даже поздравления на праздники посылают в виде картинки в телефоне. Конечно, с приходом интернета многое изменилось не в лучшую сторону: детей больше интересуют новинки компьютерной техники и затягивают широкие возможности всемирной паутины. Но есть родители, которые понимают, что нужно приучать детей к активному отдыху. Но как это сделать, знают не все. А нужно всего лишь проводить свободное время вместе и с пользой.

Совместный отдых семьи – это удивительная возможность побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Счастливые воспоминания из детства остаются в памяти на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, формируя семейные ценности.

Моя исследовательская работа посвящена изучению традиций нашей семьи. В нашей семье очень много традиций, но самой интересной и увлекательной является традиция ходить в походы. Я захотела узнать, как традиционные семейные походы влияют на формирование отношений в нашей семье, ведь семья – это самое важное для человека.

Актуальность: очень высока. Семейный поход, как традиция помогает делать семью крепче и дружнее. Хорошие и доверительные отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

Цель исследования: выяснить роль семейной традиции ходить в поход в становлении крепкой и дружной семьи.

Задачи:

• дать определение понятию «семейные традиции»;

• определить, какое значение имеют семейные традиции для человека;

• дать определение понятию «семейные походы»;

• рассмотреть традицию семьи Баданиных ходить в поход на примере путешествия в Кузнецкий Алатау (Поднебесные зубья).

Предмет исследования: традиция семьи Баданиных ходить в походы.

Объект исследования: семья Баданиных

Гипотеза: если развивать семейные ценности и укреплять традиции, то взаимоотношения между родителями и детьми в семье улучшатся.

Методы исследования:

• изучение интернет – ресурсов, литературы;

• изучение семейного фото-архива;

• беседа с членами семьи.

Практическое значение: результаты исследования могут быть использованы на уроке окружающего мира, а также при организации туристических походов для различных семей.

1.1 Семейная традиция, что это?

У нас самая дружная семья: мама, папа, сестренка Лиза, и я – Мирослава (Приложение 1).

На летних каникулах родители сказали, что по традиции нашей семьи мы отправимся в поход. Мне стало интересно, а что же означает слово «традиции». Посмотрела в интернете и узнала, что слово «традиция» (от лат. traditio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Из толкового словаря Ожегова я узнала: «Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Также я нашла определение о семейных традициях. "Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Мне стало интересно, а какие традиции есть в нашей семье.

Мои родители всегда говорят, что воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В последствии ребенок начинает их копировать. Я вижу привычки, вкусы, пристрастия, предпочтения моих родителей. Я приобщаюсь к семейным традициям на личных примерах моих мамы и папы.

Из этого следует, что семейные традиции – это действия и события в семье, которые происходят регулярно. Это правила и ритуалы, которые передаются детям от родителей.

У каждого человека есть семья. В каждой семье есть свои традиции и ритуалы, праздники и любимые занятия. Необходимо выяснить, какое значение имеют семейные традиции для человека, как традиции влияют на отношения в семье.

1.2 Значение семейных традиций для человека

Чтобы понять значение семейных традиций для человека, я обратилась за помощью к интернет - ресурсам, а также побеседовала со своими родителями. Я пришла к основным выводам.

В семьях, где есть традиции, дети и родители больше доверяют друг другу, делятся своими переживаниями и важными событиями.

Дети, в семьях которых уделяется особое внимание традициям, отличаются лучшей успеваемостью в учебе, лучшей способностью управлять своими эмоциями, они в целом более позитивны и уверенны в себе, у них гораздо меньше проблем с поведением в сравнении с теми, чьи семьи не особенно придерживаются каких-либо традиций.

Традиции дают нам чувство общности. Ведь обычно в каком-нибудь ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одни действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что не одиноки в этом мире.

Обычаи и традиции дарят родителям и детям положительные эмоции.

Семейные традиции имеют невероятное значение в сложные времена — в ситуациях, когда семья переживает горе, какие-либо затруднения, или когда кто-то очень болеет. В такие моменты соблюдение своих, особенных, традиций помогает всем членам семьи, а особенно – детям, объединиться и набраться сил.

Семейные традиции – это способ донести до ребёнка жизненные ценности. Забота друг о друге, доверие в кругу семьи, уважение чужого мнения – всего этого можно достичь, приобщая к интересной и увлекательной жизни.

Таким образом, роль семейных традиций в жизни человека очень велика.

1.3 Семейные походы

Итак, я подробно изучила, что такое семейные традиции. В нашей семье их много: совместные торжества и праздники, приготовление любимых блюд, чтение книг и другие. Но самая любимая и интересная – это традиция ходить в походы.

Семейный поход представляет собой совместное путешествие на природу, в горы, сплавы по рекам. Отличительной особенностью от простого путешествия является проживание в палатках и приготовление пищи на костре. Главной чертой семейного похода, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи.

Когда я и моя семья надевает рюкзаки и отправляется далеко от дома, начинается время удивительных открытий. Семейные путешествия на природу не только интересны, увлекательны, богаты впечатлениями. Я и моя семья уже успели побывать в Шерегеше, горном Алтае, Байкале и в Кузнецком Алатау.

Прошлым летом я и моя семья ходили в пешеходный поход в Кузнецкий Алатау (Поднебесные зубья) (Приложение 2) на 4 дня.

1 день: сначала мы доехали на машине до Междуреченска, далее пересели на электричку и доехали до станции Лужба. Оттуда на большой машине мы доехали до начальной точки «Тальковый карьер» нашего похода и после пошли пешком до нашего лагеря (Приложение 2).

2 день: восхождение на пик «Поднебесный» (старое название пик «Дураков») (Приложение 3).

3 день: прогулка до водопада «Алгуйский» (Приложение 4) и тремолитов (Приложение 4).

4 день: дорога домой.

Поход был очень интересным, немного сложным, но мы справились (Приложение 5). Дорога на пик «Поднебесный» шла через лес, а дальше нам пришлось идти по курумнику – это большие глыбы камней. Нам сестрой очень нравится курумник, там живут сеноставки и мы их видели (Приложение 6). Добравшись до вершины пик «Поднебесный», мы увидели прекрасный вид, это было очень красиво. Дорога до водопада «Алгуйский» и тремолитов была также увлекательной. Нам приходилось вброд переходить ручьи и небольшие речки. Здесь важно помогать друг другу, чтобы не намочить ноги. По дороге нам встречалось очень много красивых растений, даже тех, которые занесены в красную книгу, например, кандык сибирский или башмачек капельный (Приложение 6). А еще мы ели чернику прямо с куста, в августе ее очень много. Мы видели много животных: белок, бурундуков, тетеревов, сеноставок. Это настоящее открытие, видеть дикую природу так близко. Мои родители научили нас бережно относиться к природе, поэтому я и моя сестра не рвали растения и не пугали животных. Весь мусор после себя мы забирали, либо сжигали. В походе мы всегда готовим на костре. Мы помогаем папе собирать ветки для костра, ходим с мамой на родник за водой и всегда участвуем в приготовлении пищи. На время похода наш дом – это палатка. Мы также помогаем ее устанавливать (Приложение 5).

Не смотря на то, что в походе мы были всего 4 дня, вещей нужно брать с собой не мало: палатка, спальники, коврики, дождевики, топор, котелки, посуда, аптечка, фонарики, продукты, личные вещи и другое. Список большой. Я помогаю родителям, свои вещи и спальник я несу сама. Нельзя брать лишнее, иначе будет очень тяжело, об этом я тоже узнала от родителей. А еще во время путешествия нужно соблюдать правила безопасности: нельзя уходить в лес одним, нельзя есть незнакомые грибы и ягоды, нельзя баловаться с огнем и другие. Эти полезные знания пригодятся мне на всю жизнь. Поход для меня - это самое настоящее приключение. Я чудесным образом могу пообщаться с родителями, у папы появляется свободное время, его телефон молчит, и ему очень приятно поделиться со мной своими познаниями. Ведь мой папа ходит в походы с самого детства, имеет 1 взрослый разряд по спортивному ориентированию на месте и 1 взрослый разряд по скалолазанию. Он много, где побывал и с удовольствием рассказывает нам об этом. В походе я научилась понимать, что дождь будет лить независимо от того, нужен он или нет. Всю последнюю ночь была гроза, гремел сильный гром и сверкала молния. В городе такой грозы я никогда не видела, очень интересно было наблюдать за ней из палатки. Во время нашего пути нам встречалось много туристов, были также семьи с детьми. Мы всегда здоровались с ними, в горах это обязательная традиция - приветствовать друг друга, даже если не знаком со встречным. Я сделала вывод, что традиция ходить в поход с семьей есть не только у нас. Здорово, что мы не одни такие.

Во время нашего путешествия я сделала для себя еще одно важное открытие. Я чувствую, как в походе я становлюсь крепче, меня не пугает холодная вода. Мне не страшно промочить ноги, я не боюсь простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Я учусь верить в собственные силы и возможности.

Изучив еще раз наш семейный архив с общих походов, я пришла к тому, что семейное времяпрепровождение на природе помогает решать многие задачи:

• улучшает взаимопонимание и сотрудничество между родителями и детьми,

• помогает установить эмоциональный контакт,

• развивает такие навыки как ловкость, координация движений, силу, выносливость, ориентация на местности,

• поддерживает хорошее состояния здоровья за счёт активного образа жизни.

• помогает изучать природный мир во время маршрута,

• учит бережно относиться к природе.

Заключение

В ходе своей работы я узнала, что семейные традиции – это то, что сплачивает нашу семью, делает нас дружнее и крепче. Когда семья вместе – не страшны никакие испытания, трудности. Можно легко и смело идти по жизни.

А традиция ходить в поход – это отличная возможность быть ближе друг к другу. Поход не только делает нас дружнее, но и расширяет кругозор, является прекрасным средством познания красоты природы, воспитывает любовь к природе. Благодаря походам мы узнаем много нового, становимся сильнее и выносливее.

Теперь я точно знаю, что, соблюдая традиции семьи – мы становимся ближе друг к другу. Моя семья становится крепче и дружнее. Когда я вырасту, я буду поддерживать, продолжать и преумножать традиции своей семьи.

Список использованных источников и литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, Екатеринбург, «Урал – Советы» («Весть»), 1993. - 796 с.

2. Семейные традиции. http://bolshaya-7ya.livejournal.com/57063.html

3. Леонид Пастушенко. Какие они… семейные традиции? http://ladushki.info/detskie-razvlecheniya/prazdnik/kakie-semeynye-tradicii.htm

4. Светлана Кухтерина. Объединяющая сила семейных традиций. http://www.sibdeti.ru/

Приложение 1

Моя Семья

Приложение 2

Поднебесные зубья — туристический район в Кузнецком Алатау. Расположен на границе Кемеровской области и Хакасии. На территории района огромное количество чистых рек и озер, много родников и порогов.

Маршрут похода

Приложение 3

Высота пика «Поднебесный» — около 1510 метров. Комплекс состоит из трех стоящих рядом пика в начале хребта Тигер-Тыш. Это самая посещаемая вершина на Поднебесных Зубьях за счет близости (ближайшая от станции Лужба), легкости восхождения и достаточной высоты для красивых панорамных видов. Подъем некатегорийный, специальных навыков не требует.

Пик «Поднебесный»

Приложение 4

Водопад «Алгуйский»

Тремолиты – это небольшие остроконечные скалы разных форм, выступающие из земли. Происхождение термолитов до сих пор до конца не изучено.

Тремолиты

Приложение 5

Палатка-наш дом Посиделки у костра

Тропа на маршруте На маршруте

Приложение 6

Животный мир Кузнецкого Алатау

Фауна представлена 58 видами млекопитающих: бобер, лось лиса обыкновенная, сибирская кабарга, сибирский северный олень, медведь, мелкие грызуны, орлан-белохвост, балабан, кобчик и многие другие.

Сеноставка (пищуха)

Растительный мир Кузнецкого Алатау

На территории Кузнецкого Алатау растет более 600 разновидностей растений: ели, пихты, сосны, пион уклоняющийся, башмачок капельный, кандык сибирский, липарис Лезеля и многие другие.